Плато наска где находится. Загадочное плато наска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При первом взгляде на фантастические изображения, прочертившие перуанскую пустыню Наска, у меня всплыла в памяти строка Пастернака: "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь". Однако каких же размеров должен быть этот ноготь, чтобы пройтись по бескрайним просторам Наски? Некоторые линии, образующие рисунки, тянутся от горизонта до горизонта. Разгадать загадку, над которой бьются исследователи более шести десятилетий, я, конечно, не берусь, но добросовестно изложу все, что видел и узнал.

Наска -- древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к Iтысячелетию нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода "татуировкой", которая иногда спускается даже по склонам.

Сама Наска -- маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу? почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем не примечательном месте, можно разглядеть -- фрагмент за фрагментом -- рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.

Изображения образованы светлыми линиями, которые получились в результате удаления с поверхности каменистой почвы мелкого гравия, имеющего значительно более темный оттенок, чем земля под ним. Почти все рисунки изображают животных -- летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть геометрические узоры -- прямолинейные полосы и символические фигуры, значение которых разгадать трудно.

Сколько дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин в долине перуанских Анд! Кто и зачем отважился на этот титанический труд, украсив каменный холст десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказывались самые фантастические. В них пытались видеть даже некие доистрические аналоги взлетных полос и марсианских каналов.

Если исходить из теории "пришельцев", которые могли бы с помощью совершенных летательных аппаратов сверху оценить дело своих рук, то им рисунки вроде бы ни к чему. Но равно непонятно, какую службу они могли бы сослужить древним жителям Анд.

Таинственные изображения Наски получили широкую известность благодаря фотографиям, сделанным с самолета. Заслуга в этом принадлежит американскому историку Полу Косоку. До этого он занимался изучением Месопотамии и, в частности, той роли, которую играла ирригация в жизни древних народов. В дальнейшем у него возник интерес к системам орошения в Южной Америке, особенно на засушливом тихоокеанском побережье Перу.

Ему рассказывали, что летчики видели на приморских плоскогорьях какие-то линии, похожие на оросительные каналы. И Пол Косок решил взглянуть на них сам, для чего требовалось обследовать этот район с самолета. Американский ученый увидел Наску с высоты и был потрясен.

Однако сенсацией его наблюдения не стали. Когда Косок в канун 1940-х годов впервые рассказал о своем открытии, его сообщение не вызвало большого резонанса: началась Вторая мировая война, и землянам хватало других забот.

Однако и после окончания войны к успевшей подзабыться загадке Наски долго никто не возвращался. Положение изменилось лишь после того, как к этой проблеме обратился швейцарец Эрих фон Деникен. Талантиливый популяризатор написал книгу и снял фильм "Воспоминания о будущем", рассчитанные на широкую аудиторию публики, и Наска сразу же оказалась в центре мирового внимания.

Эрих Деникен исходил из гипотезы, что загадочные изображения Наски связаны с внеземными цивилизациями. Однако космическая теория вызывает немало возражений, самое из убедительное из которых, на мой взгляд, -- сам характер рисунков. Имея циклопические, неземные размеры, они тем не менее явно земные по происхождению -- выполнены людьми, а не пришельцами с других планет.

Но и в этом случае возникает множество вопросов. Кто же эти неизвестные мастера, создавшие посреди пустыни гигантские изображения, которыми можно любоваться лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью они это делали? Какие технические приемы должны были применять, чтобы не нарушить пропорций гигантской модели, охватить которую взглядом не могли? Короче -- кто? зачем? как?

Многие считают, что, подобно большинству памятников старины, линии и рисунки Наска имели культовое значение. Однако любые ритуальные объекты по определению должны прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения Наска с земли не воспринимаются.

В 1977 году американец Джим Вудман выдвинул собственную оригинальную гипотезу. Версию об инопланетянах он решительно отбросил. По мнению Вудмана, изображения создали древние жители этой страны. А поскольку увидеть их можно только с определенной высоты, значит, индейцы умели строить... воздушные шары. Они поднимались на них в воздух во время религиозных обрядов, и это позволяло им в полном объеме оценить магический смысл рисунков.

При поддержке международного общества исследователей Вудман основал и возглавил проект "Наска", объединивший большую группу энтузиастов. Их исторические изыскания выявили примечательный факт. Оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 году знаменитый полет на воздушном шаре, был предшественник. Причем не откуда-нибудь, а именно из Южной Америки.

В 1709 году на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом. Установлено, что Бартоломеу ди Гусман родился в бразильском городе Сантус, учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая Перу. И весьма вероятно, что им были известны народные предания о летательных аппаратах древних перуанцев. Логично предположить, что и ди Гусман мог усышать о них от своих наставников.

Воодушевленный тем, что первый воздухоплаватель был уроженцем Южной Америки, Джим Вудман соорудил такой же воздушный шар, на каком летал Бартоломеу. Американец, твердо уверовав в собственную теорию, решил проверить ее на практике. Принять участие в рискованном эксперименте согласился английский аэронавт Джулиан Нотт. Используя примитивную технику, сродни той, которой располагали местные индейцы, партнеры соорудили воздушный шар с корзиной. Наполнив свой аппарат горячим воздухом, Вудман и Нотт без помех поднялись на высоту в сотню метров и пролетели над плато Наска, постепенно сбрасывая балласт.

Однако воздух в шаре быстро охладился, и аэронавты спаслись чудом. Им удалось выпрыгнуть из стремительно опускавшегося "летательного аппарата", когда он был на трехметровой высоте.

Первое серьезное научное исследование изображений в пустыне Наска появилось в 1978 году в журнале "Сайентифик америкэн". Автор публикации Уильям Исбелл пришел к выводу, что рисунки на плато Наска поразительно похожи на стилизованные изображения, украшающие старинные гончарные изделия, которые были обнаружены в тех же местах.

Одновременно выяснилось, что на концах линий, образующих рисунки, в почву были вбиты деревянные сваи. Эти находки относятся примерно к VI веку нашей эры. Для археологов этот период соответствует эпохе цивилизации "Наска". Захоронения древних индейцев и остатки их поселений обнаружены неподалеку от загадочных рисунков.

Достойно внимания и наблюдение историка Алана Сауэра: большинство рисунков образовано одной непрерывной линией, которая никогда не пересекает саму себя. По всей видимости, это ритуальный маршрут: следуя по нему шаг за шагом, индеец проникал в сущность изображенного предмета или животного. И хотя наблюдались отдельные исключения (в некоторых рисунках линии все же имеют разрывы), преобладание сплошной прямой, возможно, объясняется теми техническими приемами, к которым прибегали мастера.

Именно из этой мысли исходил другой исследователь Наски Дж. Никелль. Он отмечал, что и в других районах мира встречаются гигантские фигуры, прочерченные или вылепленные прямо на земле. Таковы, например, "Белая лошадь" в Эффингтоне (Великобритания) или "Большая змея" в штате Огайо (США). Но ни одна из них не похожа по стилю на изображения в перуанской пустыне. Наибольшее сходство с ними, пожалуй, имеют гигантские рисунки в пустыне Мохаве в Калифорнии. Однако рисунки Наска намного древнее, и вопрос заключается в том, какие же средства были использованы, чтобы проложить в VI веке на земле безупречно прямолинейные борозды?

Дж. Никелль полагал, что мастера Наски начинали с создания уменьшенного "макета" своих изображений на небольшой поверхности. Остатки этих рисунков -- своего рода эскизов -- хорошо заметны рядом с некоторыми большими композициями. Создав эти макеты, древние художники, вероятно, делили их на несколько частей, которые затем увеличивали до нужного размера при переносе на местность.

В общем, интересных наблюдений и догадок много. Остается ответить на главный вопрос: для чего же древние мастера покрыли землю фигурами столь крупного размера, что большинство из них можно толком рассмотреть лишь с очень большой высоты? Иначе говоря, почему ставка делалась на "небесных зрителей"? Некоторые варианты уже были рассмотрены, но исследования продолжаются. Ибо сколько тайн у пустыни Наска, столько же, а то и больше, подвижников-исследователей.

Но никому из них не сравниться по упорству и мужеству с Марией Райхе. Когда в 1946 году она впервые пересекла границу загадочной долины, весь ее научный инструментарий состоял из четырех... метел. С их помощью она с немецким упорством начала работу, которую иначе, как безумием, назвать было нельзя. Оставшись один на один с безжизненной пустыней, она упорно ее "подметала" -- искала заметенные песком древние рисунки.

Немецкую исследовательницу, занимавшуюся математическими методами в астрономии, интересовали сооружения, которые у древних перуанцев выполняли роль солнечных часов. Одной из первых узнав об открытии Пола Косока, она стала его спутницей и помощницей. А потом и вовсе пересилилась в Наску. Перед рассветом и на закате, когда канавки на щебне лучше видны, она уходила в пустыню и занималась измерениями и съемкой. Многие годы ушли на составление карт и схем.

К концу 1980-х годов Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Наски, как и знаменитые рисунки. Многие из них были открыты и впервые описаны именно ею. Мария исследовала территорию площадью 50 квадратных километров, обнаружив более 60 фигур и линий.

Посвятив всю жизнь Наске, она упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде. На собственные деньги она наняла шестерых охранников, приобрела для них мотоциклы и поручила следить за тем, чтобы туристы не наносили непоправимого ущерба циклопическим композициям. Ее тревога была обоснованной. Колеса грузовиков и легковых автомашин могли оставить на почве Наски следы не менее заметные, чем древние чертежи. Приходилось остерегаться и вторжения строителей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка.

В 1986 году "первая дама Наски", которой шел уже 84-й год, отметила 40-летие своей исследовательской деятельности. По этому случаю над пустынной долиной поднялся воздушный шар, на котором Мария Райхе облетела свои владения. К юбилею она получила своеобразный подарок. Перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре открыл новые наземные рисунки и предложил музею в Лиме 87 фотографий ранее неизвестных гигантских изображений. Эти снимки он сделал с самолета в малоисследованной зоне -- так называемой "пампе Сан-Хосе". Изображения зверей, растений и людей были нанесены на поверхность пустыни глубокими бороздами, как и все ранее обнаруженные.

Скончалась Мария Райхе в 1998 году в 95-летнем возрасте. Дом в городке Ика, где она провела лучшие годы своей жизни, ныне превращен в музей. Одна из улиц Ики названа ее именем, здесь же установлен ее бронзовый бюст. Кроме того, в ее честь названа одна из школ в Наске.

В Ике живет и продолжательница дела немецкой исследовательницы -- Виктория Никитцки, переселившаяся сюда из Австрии. В течение 10-ти последних лет жизни Марии Райхе она была ее самой близкой подругой и единомышленницей.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые словно вычерчены на равнине гигантской рукой", -- такими словами начинает Мария Райхе свою книгу "Тайна пустыни"...

Для туристов побогаче, в основном с Запада, организуются эффектные "аэрошоу". За сотню долларов можно стать пассажиром легкого самолетика, взмывающего со взлетной полосы аэропорта городка Ика. Среди извилистых морщин, оставленных на лице Земли рекой Инхенио и ее притоками, хорошо видны идеально прямые линии, прочертившие пустыню от горизонта до горизонта. Они сходятся, пересекаются и вновь разбегаются. Другие фигуры имеют форму трапеции. Их расходящиеся края, похожие на оперение стрелы, заканчиваются идеально прямой полосой, уходящей вдаль. Полное впечатление, что внизу раскинулся аэродром с набором взлетных полос. Но мы уже знаем, что это не так.

А теперь я покажу вам рисунки! -- кричит летчик. -- Вместо указки буду показывать их концом крыла. Сначала правого, потом левого. Так что каждому будет удобно фотографировать...

С высоты птичьего полета прекрасно просматриваются гигантские животные и птицы -- фирменные знаки Наски. Рядом с концом крыла отчетливо видна фигура кита. Затем появляется фигура обезьяны. Ее хвост закручен геометрически правильной спиралью. Даже виден кондор с вытянутым клювом и широким хвостом. Была птичка колибри, нарисованная на плоской вершине холма, наверное, в масштабе 1:1000, а может, и более. Был гигантский зловещий тарантул.

А теперь под нами -- "астронавт"! -- продолжает лекцию воздушный гид. На темно-бурой поверхности скалы, вырастающей над плоской равниной, четко виден человечек, словно одетый в скафандр для космических полетов.

А как быть тем, у кого каждый доллар на счету? Для этой категории туристов есть "альтернативный вариант". Можно сесть на автобус, идущий из городка Ика на север, и через 15 минут пути перед вами появляется "мирадор". Так называется металлическая вышка, с которой открывается дивный вид на пустыню.

Заплатив треть доллара, можно забраться наверх и полюбоваться на ближние изображения. А заодно понаблюдать за самолетиком, выделывающим пируэты над безжизненной пустыней, и порадоваться за пассажиров, которым "сверху видно все, ты так и знай!" Впрочем, не такая уж пустыня безжизненная. То и дело на горизонте возникают песчаные смерчи -- ветер гоняет "джиннов" по Наске.

Я немало повидал во время моих странствий по свету. Но после посещения Наски долго не мог прийти в себя. Здесь чувствуешь близость какой-то великой тайны и сознаешь ограниченность своего воображения. Посещение плато Наска заставляет вспомнить слова Альберта Эйнштейна: "Самое прекрасное, что мы можем испытать, это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки".

Архимадрит Августин (Никитин)


Рисунки пустыни Наска просто потрясающие! Их линии тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц...
--------------------


Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой". С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе. "Тайна пустыни". Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого "большого ящера" – 110 метров!

Площадь пустыни составляет примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта "татуировка" на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта "гравировка" земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта. С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого "пустынного загара", что образован окисла марганца и железа.

Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных "чертежей" очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метроов, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Некоторые учёные выдвигают версию о том, что рисунки имели исключительно культовое значение, однако подобная версия довольно сомнительна, ведь культовое сооружение непременно должно воздействовать на людей, а громадные рисунки на земле совершенно не воспринимаются. Картограф из Венгрии Золтан Зелке полагает, что объекты Наска – это всего лишь карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет исследуя пустыню, он нашёл множество доказательств полного подтверждения своей гипотезы. В таком случае, кому же предназначалась эта сверхгигантская карта? Загадка рисунков Наска остаётся до конца не разгаданной.



ВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПУСТЫНИ НАСКА

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 года (день начала Великой Отечественной войны!!!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная «книжка с картинками в истории человечества».
За последующие шестьдесят лет Наска была достаточно неплохо изучена. Количество обнаруженных рисунков давно перевалило за несколько сотен, причем подавляющее большинство из них составляют разнообразные геометрические фигуры. Некоторые линии при этом достигают протяженности до 23 километров.
И сегодня разгадка тайны не стала ближе. Какие только версии и гипотезы не выдвигались за это время! Рисунки пытались представить как некий гигантский древний календарь, но никакого математического обоснования научному миру так и не было предъявлено.
Одна из гипотез определила рисунки, как некие обозначения зон влияния индейских кланов. Но плато никогда не было заселенным, да и кто мог разобраться с этими «гер-
бами кланов», когда видны они только с высоты птичьего полета?
Бытует версия, что изображения Наска - это не что иное, как аэродром инопланетян. Слов нет, ряд полос и в самом деле невероятным образом напоминают современные взлетные и посадочные полосы, но где хоть какие-то доказательства инопланетного вмешательства? Иные утверждают, что Наска - это сигналы инопланетного разума.
Последнее время стали раздаваться голоса, что Наска - это вообще детище чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой гигантской i истории человечества подделки должна была на протяжении десятков лет в поте лица трудиться целая армия фальсификаторов. Как же они могли в этом случае сохранить тайну и ради чего они, в конце-кон-1 цов, так уродовались?
Наиболее консервативная часть ученых настаивает на том, что все многообразие рисунков и фигур было посвящено некому богу воды: «вероятно,! представляли собой своего рода жертвы предкам или богам неба и гор, посылавшим людям воду, столь необходимую для орошения полей». Но почему надо было обращаться к богу воды в столь отдаленном месте, где ни постоянного проживания, ни земледелия, ни возделываемых полей небыло никогда? От пролитого же на Наску дождя особой пользы для древних перуанцев не было никакой.
Есть мнение, что по гигантским древним линиям некогда бегали древние индейские атлеты, то есть на Наска проводились некие древние южноамериканские олимпиады. Допустим, что по прямым линиям атлеты бегать могли, но как они могли бегать по спиралям и по рисунку, к примеру, обезьяны?
Были публикации, о том, что огромные трапецеидальные участки создавались ради неких массовых церемоний, во время которых приносились жертвы богам и осуществлялись массовые гуляния. Но тогда почему перерывшие все окрестности археологи не нашли ни одного подтверждения этого артефакта? К тому же часть гигантских трапеций расположена на горных вершинах, куда и профессиональному альпинисту взобраться не так-то просто.
Есть даже совершенно абсурдная версия, что вся гигантская работа была произведена исключительно с целью своеобразной трудотерапии, чтобы хоть чем-то занять бездельничавших древних перуанцев... Утверждают, что все изображения Наска - это ни что иное, как гигантский ткацкий станок древних перуанцев, которые по линиям раскладывали свои нити, так как в доколум-бову эпоху американцы не знали колеса и не имели прялки... Утверждалось даже, что рисунки Наска -это огромная зашифрованная карта мира. Увы, до сих пор никто так и не взялся ее расшифровывать.
Наиболее осторожная часть историков определяет рисунки и линии Наска, как некие «тропы, имевшие сакральное значение, по которым совершались ритуальные шествия». Но опять же, кто мог видеть с земли эти тропы?
До сих пор ученые так и не пришли к мнению как были созданы рисунки Наска, ибо изготовление изображений столь огромного масштаба представляет огромную техническую сложность даже сегодня. Более-менее точно установлена лишь технология непосредственного создания полос. Она была достаточно проста: с земли удалялся поверхностный слой камней, под которым земля имела более светлый цвет. Однако создатели рисунков должны были прежде создать эскизы будущих гигантских изображений в малом масштабе и лишь затем переносить их на местность. Как при этом им удавалось соблюсти точность и правильность всех линий - загадка! Для этого, как минимум, они должны были иметь под рукой весь арсенал современного геодезического оборудования, не говоря уже о совершеннейших математических знаниях. Кстати, сегодняшние экспере-ментаторы смогли повторить лишь создание прямых линий, а перед идеальными окружностями и спиралями оказались бессильны... Кроме
этого, изображения создавались не только на ровных участках земли. Они наносились на весьма крутых склонах и даже почти на отвесных скалах! Но и это не все! В районе Наска существуют горы Пальпа, часть из которых срезанны, как стол, словно их верхушку обгрызло некое чудище. На этих гигантских иску-ственных срезах так же помещены рисунки, линии и геометрические изображения.
Относительно времени строительства тоже нет никакого единства. Ныне принято разделять все созданное на плато на семь весьма разнесенных по времени условных культур от Наска-1 до Наска-7. Часть археологов склоняется к тому, чтобы отнести создание рисунков Наска к промежутку времени с 500 г.н.э. до 1200 г.н.э. Другие категорически возражают, так как населяющие этот район Перу индейцы-инки не имеют относительно Наска даже отдаленных преданий, что дает основания отнести время создания изображений чуть ли не 100000 лет д.н.э. Пытались было определить возраст полос по остаткам осколков глиняных черепков, найденных неподалеку. Считалось, что из глиняных кувшинов пили древние строители, а затем иногда их разбивали. Однако на одной и той же полосе повсеместно находили черепки всех семи культур и, в конце концов, эта попытка датировки была признана неудачной.
Научному изучению Наска сегодня припятствуют и запреты властей. Из-за того, что после открытия рисунков плато подверглось настоящему нашествию «диких» туристов, которые на автомашинах и мотоциклах колесили по всему плато, портя рисунки, ныне появление непосредственно на плато Наска кому бы то ни было категорически запрещено. Наска объявлена археологическим парком и взято под защиту государства, а штраф за самовольное проникновение на территорию парка составляет астрономическую сумму - 1 миллион долларов США. Все желающие, однако, могут любоваться гигантскими древними изображениями с борта туристических самолетов, которые непрерывно кружат над таинственным плато. Но для настоящих научных исследований этого, согласитесь, всеже недостаточно.
Но на этом тайны Наска не заканчиваются. Если на поверхнсти плато располагаются непостижимые пока человеческому разумению гигантские рисунки, то в глубине пещер - еще более невероятные пукиос - древнейшие подземные водопроводы в гранитных трубах. В долине Наска имеется 29 гигантских пукиос. Нынешние индейцы приписывают их создание богу-творцу Виракоче, однако каналы - дело рук человеческих. При этом один из каналов проведен под местной речушкой Рио де Наска, да так, что его чистейшая вода ни коим образом не смешивалась с грязной водой реки! Из описания очевидца: «Иногда каменные спирали ведут в глубь земли, а водотоки имеют искусственное русло, облицованное плитами и гладко обтесанными глыбами. Иногда входное отверстие представляет собой глубокую шахту, уходящую в толщу земли... Везде и всюду эти подземные каналы представляют собой искусственные сооружения..» Пукиос тоже из области вечных загадок. Кто, когда и для чего создавал под безлюдным плато эти гигантские водные сооружения? Кто ими пользовался?


Древняя глиняная фигурка изображающая операцию динозавру.

В столице провинции Наска, городке Ика живет обладатель самой невероятной коллекции в мире, профессор медицины, Ханвьера Кабрера. У него более двух с половиной тысяч фигурок из необожженой глины, которые профессор достает у местных индейцев. Фигурки изображают древних жителей Перу рядом... с динозаврами и птеродактилями. При этом древние перуанцы делают динозаврам операции, летают верхом на птеродактилях и смотрят в Космос через подзорную трубу. Возраст фигурок оценивается от 50000 до 100000 лет, а может и того больше. Что касается радиоуглеродного метода, то он дал весьма противоречивые результаты. Помимо фигурок в коллекции профессора Кабрера имеются аналогичные рисунки на камнях, в том числе и такие, на которых изображены летательные аппараты в звездном небе. При этом коллекция профессора Кабрера не исключение. В знаменитой мексиканской коллекции Акамбаро тоже присутствуют динозавры, в том числе и летающие. То же самое в эквадорской коллекции патера Креси. Помимо этого существует еще коллекция Рассела Барроуза, нашедшего в пещерах штата Иллинойс изваяния с поразительно сходными сюжетами. То же самое было не столь давно найдено и в Японии. Фальсификация в данном случае невозможна даже теоретически! Ну, и, наконец, самая скандальная находка на реке Пэлукси в американском штате Техас, где археологами были обнаружены в одной и той же породе кости динозавра и окаменевшие следы человека! Значит люди жили уже в эпоху динозавров, или, наоборот, динозавры жили еще в эпоху людей! Но и то, и другое полностью меняют наши представления о начале человеческой эры, а потому можно представить сколько раздражения, непонимания и просто откровенного противодействия вызывают эти находки у элиты ученого мира, сделавших себе имя на тех гипотезах, которые ныне напрочь перечеркиваются находками последних лет!
И как не вспомнить здесь, казалось бы абсурдные, предположения крымского академика А.В.Гоха, который говорит, что необходимый для создания огромного количества ретрансляторов Крымских пирамид белок, был получаем из огромных яиц динозавров. Следует признать, что утверждения крымского академика ныне выглядят не столь уж беспочвенными.
Теперь, думается, пришла пора представить читателям и гипотезу Института Эмиля Багирова относительно гигантских геоглифов в пустыне Наска. Однако, для начала еще два факта.
Первое. Совсем недавно трудами немецкого исследователя Эриха фон Дэникена (известного нам по нашумевшему в свое время публицистическому фильму «Воспоминание о будущем») была обнаружена в Наска гигантская... классическая МАНДАЛА! Да, да! Та самая священная ман-дапа, с помощью которой нынешние тибетцы и индусы обозначают картины, созерцаемые ими во время медитации! Та самая мандала, которая была некогда священным знаком арийцев и одним из главных ведических символов. Случайное совпадение? Ни коим образом!
Второе. Древние тексты Старого света повсеместно повествуют о неких летательных аппаратах, причем аппаратах вполне земного происхождения.
Например, в «Книге величия царей» вполне подробно описаны полеты царя Соломона: «Царь и все, кто повиновался его повелениям, летали на колеснице, не ведая ни болезней, ни печалей, ни голода, ни жажды, ни усталости, и при этом всего за один день проделали путь длиной в три месяца... Он (Соломон) подарил ей всякие диковины и сокровища, какие только можно пожелать и колесницу, которая движется по воздуху и которую он создал согласно премудрости дарованной ему Богом...
И жители страны Египетской рассказали им: в давние времена здесь побывали эфиопляне; они двигались на колеснице, подобной ангелу, и летали при этом быстрее орла в небе.» Не менее показательны цитаты из знаменитой «Махатбхараты»: «l/i тогда царь (Руманват) со своими слугами и гаремом, со своими женами и вельможами вошел в небесную колесницу. Они облетели всю ширь небосвода, следуя направлению ветра. Небесная колесница облетела всю землю, (пролетев) над океанами, и направилась в сторону города Авантис, где как раз проходил праздник. После короткой остановки царь вновь поднялся в воздух на глазах бесчисленных зевак, изумлявшихся при виде небесной колесницы»
Или вот еще: «Арджуна, ужас врагов, пожелал, чтобы Индра прислал за ним свою небесную колесницу. И вот в сиянии света внезапно появилась колесница, озарявшая сумрак воздушный и освещавшая облака вокруг и все окрестности исполнились грохота, похожего на раскаты грома...»
Итак все индийские источники утверждают о наличии у древней арийской цивилизации воздушных кораблей - виманов. Отголоски этих необычных средств передвижения мы находим в легендах народов арийского ареала, например, знаменитые русские сказки о летающем корабле и так далее. Но для взлета и посадки виманов нужны были взлетные и посадочные полосы. Есть ли их следы в Старом свете? Как оказывается есть! На нынешнее время известно как минимум уже три: один в Англии, второй на плато Устюрт вблизи Арала и третий в Саудовской Аравии. При этом везде обнаружены схожие гигантские геоглифы, как и в Наска, хотя и в меньшем количестве. И это при том, что никаких целенаправленных поисков аэропортов древности никогда и нигде не проводилось.
Итак, что можно предположить? После разрушения Вавилонской башни, то есть после распада единой древней ведической веры на несколько концессий, началась энергичная миграция арийских племен, а вместе с ней и экспорт ведической религии и знаний. Разумеется, что основное расселение ариев шло по суше. Оно распространилось по всей Евразии, где ведическое влияние чувствуется повсеместно и по сей день. Однако, скорее всего, некоторая часть ариев использовала и таинственные виманы, которые, как мы уже знаем, обладали большой дальностью полета и могли перелетать океаны. Тогда-то, скорее всего, и последовал героический бросок через Африку и Атлантику в Южную Америку. Но почему высадка была произведена именно на Наска? Можно предположить, что на какое-то время этот район привлек арийцев потому, что район Наска богат месторождениями железной и медной руды, золота и серебра. Обратим внимание и на то, что именно в районе Наска обнаружены очень древние заброшенные шахты по добыче всех этих металлов.
По видимому, какое-то время арийцы с прилетевших виманов обитали в этих местах. Они привели в повиновение местных жителей, организовали добычу металлов, привнесли и распространили среди древних перуанцев культ Великой Богини-Пер-воматери, Пресвет-лого Солнца -Хорса, бессмертия души и возрождения. Тогда-то и были построены взлетно-посадочные полосы и геометрические знаки, позволяющие виманам правильно на них наводиться, подземные водоводы, облегчающие обеспечение водой. Думается, что на виманах активно осуществлялся вывоз добываемых металлов в Египет или какие-то другие страны, бывшие в ареале тогдашнего арийского влияния. Не исключено, что для недалеких перелетов арийцы использовали и прирученных местных птеродактилей, что и было запечатлено в древних глиняных фигурках Перу. Такой опыт тоже, по видимому, был. Достаточно вспомнить ту же «Авесту» и «Ригведу», многочисленную европейско-арий-скую мифологию, где герои весьма часто используют летающих ящеров, как вполне пригодное средство передвижения. Те же русские богатыри, к примеру, при случае охотно использовали для этой цели легендарного Змея Горыныча...
Однако пришло время и обосновавшиеся на Наска арийцы, выполнив свою миссию, навсегда покинули не слишком пригодное для постоянного проживания место, оставив местным жителям ведические культы, знания ремесел и твердую уверенность, что улетевшие люди-боги когда-нибудь обязательно вернутся. Вот тогда-то, по видимому, и началось усиленное создание множества рисунков, чтобы пролетавшие в небесах мимо Наска люди-боги видели, что здесь их по прежнему ждут, как, впрочем, и в других местах Америки, где ныне найдены подобные геоглифы. При этом рисовалось то, что по мнению индейцев, больше всего нравилось улетевшим, что их некогда удивляло и забавляло: необычные обезьяны, птички колибри, киты, игуаны.
Благо секреты технологии создания грандиозных изображений арийцы местным жителям оставили. Именно поэтому среди прочих рисунков индейцы поместили и грандиозную мандалу - священный ведический знак арийцев, вполне логично предполагая, что увидя его, люди-боги обязательно вернутся на эту землю, где их так любят и так преданно ждут. Но, увы, никто из богов так и не вернулся.

Шли века, тысячелетия. Основы ведической веры, заложенные некогда здесь арийскими жрецами, со временем причудливо переплелись с местными культами. Однако и пирамиды, и культ Солнца, и многие жреческие ритуалы и сегодня разительно напоминают свои ведические основы. Все это время индейцы терпеливо ждали, когда же вернутся с запада из-за океана русоволосые бородатые люди-боги, несущие великую веру и великие знания. Пришло время и с запада действительно пришли закованные в железо бородачи, но вместо долгожданных благ они принесли разрушение и смерть. Однако, это уже совсем другая история...

Самая большая загадка цивилизации Наска связана с огромными изображениями, вырезанными на поверхности земли, в пустыне Пампа-Колорада (называемой плато Наска ) . Внимание археологов было привлечено к ним в 40-х гг. XX в., когда профессор гидрогеологии Пол Косок совершил над пустыней несколько разведывательных полетов на маленьком самолете. Он определил, что линии и фигуры исполинского масштаба покрывают территорию длиной около 100 км и шириной до 15 км. ВВС США в годы Второй мировой войны сделали более 20 тыс. аэрофотоснимков Пампа-Колорада. Военная разведка посчитала длинные широкие линии, тянущиеся на много километров и обрывающиеся посреди пустыни, взлетными полосами.

Однако помимо линий Пол Косок обнаружил и гигантские геометрические фигуры : трапеции, треугольники, прямоугольники и спирали, а также изображения животных. Техника выполнения этих фигур была одинаковой: индейцы срезали верхний слой почвы, под которым открывался более светлый грунт. Таким образом получалась контрастная полоса, обрамленная темными отвалами срезанной земли. При всей технической простоте такого решения оно требовало великолепного знания геодезии. Перед тем как проводить линии на земле, народ цивилизации Наска создавали небольшие эскизы будущих рисунков и лишь затем, увеличивая их в соответствующем масштабе, переносили на поверхность земли. Как им удавалось делать это, не имея приборов сложнее колышков и веревочек, остается загадкой. Кроме того, большая часть рисунков не видна с земли, что вызвало к жизни множество экстравагантных гипотез. По мнению писателя Эриха фон Дэникена, в создании линий народу Наска помогали инопланетяне. Другие энтузиасты склонны считать, что индейцы умели делать воздушные шары, сшитые из шкур и наполненные теплым воздухом, - упоминания о таких устройствах встречаются в легендах .

Загадка рисунков на плато Наска

Одна из теорий, пытающихся объяснить тайну цивилизации Наска , связана с именем помощницы Косока немки Марии Райхе, которая занималась исследованием рисунков с середины 40-х гг. до своей смерти в 95-летнем возрасте. По ее мнению, рисунки Пампа-Колорада - не что иное, как гигантский календарь, позволяющий рассчитывать равноденствия или циклы течения реки Эль-Ниньо. В пользу теории Райхе говорит то, что многие рисунки являются изображениями созвездий, таких, как Большая Медведица или Орион, а некоторые линии соответствуют перемещению солнца. Существуют линии, точно ориентированные на луну, планеты и некоторые созвездия, в частности Плеяды. Основываясь на астрономических расчетах, Райхе первой назвала время создания рисунков - V в. Позже в районе одного из геоглифов был обнаружен деревянный столбик, радиоуглеродный анализ которого подтвердил указанную Райхе дату.

Многие археологи склоняются к мысли о том, что линии и рисунки животных представляли собой священные дороги, по которым ходили жрецы наска во время религиозных церемоний. Существует теория, согласно которой гигантские рисунки были отчаянной попыткой индейцев связаться с богами в период многолетней засухи.

Индейцы расширили свое влияние в глубь страны и заложили основу еще одной цивилизации Южного Перу - наска, «столицей» которой было крупное поселение Кауачи. Оно представляло собой скопление глинобитных жилых домов, террас и хозяйственных построек. В центре города возвышался Большой Храм - пирамидальное сооружение, возведенное на естественном холме с плоской вершиной, высотой более 20 м. Вокруг располагались площади, дворы и погребения. Помимо Кауачи известно еще несколько крупных строительных комплексов культуры Наска. Наиболее загадочный из них - так называемый «мертвый лес» Эстакерия, который исследователи образно называют «деревянным Стоун-хенджем» . Это 240 столбов высотой около 2 м с развилкой наверху, стоящие на низкой платформе. К западу и югу от платформы установлены меньшие столбы, причем уже не рядами, а цепочками. Рядом с «мертвым лесом» высится ступенчатый холм с двумя рядами террас.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации , но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

Культура древней цивилизации Наска известна также своими великолепными полихромными сосудами. Их качество поразительно, ведь индейцы не знали гончарного круга. Вазы, кубки, миски и фигурные кувшины расписывались шестью, семью красками, наносившимися до обжига. Но наибольшую известность этой культуре принесли загадочные и таинственные рисунки плато Наска, вызвавшие не стихающие и по сей день споры ученых об их предназначении и способах нанесения.

Мастерство «нейрохирургов» Паракаса и «геодезистов» Наска, оставивших на земле гигантские геометрические фигуры, изображения птиц и животных, остаются одними из самых интригующих загадок истории не только Южной Америки, но и всего человечества.

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в , чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Название «Наска» также относится к древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 300 года до н.э. по 500 год н.э. Быть может, именно этой культурой созданы загадочные «линии Наска», древнейший церемониальный город Кауачи и разветвленная система «пукиос» – уникальных подземных акведуков.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Карта фигур

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена .

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

46-метровый паук

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков - V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания, чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что удивительные рисунки — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни: все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений. Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Столицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них - «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо - прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») - древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу Виракоче +20 баллов, 4 оценок)

Гигантская работа, выполненная с необыкновенной легкость ю

Линии и полосы тянутся прямолинейно как лучи, независимо от рельефа и грунта и оставляют просто ошеломляющее впечатление.
В стречаются треугольники, располагающиеся цепочкой по вершинам гор.
Еще в 1947 году Поль Косок опубликовал статью "The Mysterious Markings of Nazca" ("Загадочные отпечатки Наски"), в которой поместил ряд сделанных с воздуха фотографий наземных фигур. В предисловии он заявил, что попытался "бросить вызов" научным кругам. Однако должного отклика статья не получила и до сих пор. Автор неслучайно назвал полосы и треугольники словом "markings" - отпечатки, следы, метки. Что это: образное сравнение или интуитивная догадка? Скорее всего, это попытка обратить внимание на нечто, превосходящее по технике исполнения уровень современных человеческих возможностей. Гигантская работа, но выполненная с необыкновенной легкостью!
Да, все это можно было бы сделать вручную, если рассматривать каждую фигуру в отдельности. Но по моим оценкам, сделанным на основе замеров экспедиции Дж. Хокинса, общий объем работ вручную для создания всего комплекса пустыни Наска составляет более 100 000 человеко-лет, даже если бы индейцы трудились по 12 часов в сутки. А ведь пустыня расположена между двумя долинами, которые могли прокормить всего несколько тысяч человек. Такие затраты в условиях трудоемкого орошаемого земледелия должны объясняться мощным стимулом, но его трудно выделить в хаосе линий, особенно среди бесконечных декоративных зигзагов и кнутообразных фигур. Сколько же людей могло заниматься не добыванием хлеба насущного, а уборкой камней на плато, не видя даже результатов своего труда? И сколько времени им потребовалось на это? 100 человек - 1000 лет, 1000 человек - 100 лет или 50 человек - 2000 лет? Любой набор цифр вступает в противоречие с объективной реальностью.

Рисунки пустыни Наска не были созданы людьми


Во-первых, из-за особенностей грунта и климата пустыни следы ног человека или лошади сохраняются здесь веками. Посещение плато Наска туристами за десяток лет создало угрозу сохранности рисунков. Поэтому пустыня была объявлена заповедником, и посмотреть фигуры в настоящее время можно, арендовав небольшой самолет. Как могла не оставить следов на грунте такая огромная по трудоемкости деятельность? Ведь на фотографиях, выполненных с воздуха в сороковые годы, следы человеческой активности заметны в виде широких неровных пятен только по обочинам панамериканского шоссе и грунтовой дороги, пересекающих пустыню.
Во-вторых, нет никаких свидетельств или воспоминаний о таком титаническом труде среди местного населения, которое, ни о чем не подозревая, иногда распахивает фигуры. На предполагаемых "святилищах" индейцы строят загоны для скота, не подозревая об их существовании.
Наконец, еще один очень существенный вопрос. Как можно объяснить с позиции ручного исполнения фигур тот факт, что при наложении (часто многократном) полос или площадок видимость каждого контура сохраняется? За счет чего, если просто расчищать поверхность грунта от камней? Попытки объяснить этот факт разницей во времени несостоятельны. Если внимательно проследить ход полос в комплексе на приведенном слева изображении, то оказывается, что фигуры переплетены и взаимосвязаны, а не просто наложены друг на друга!
Еще одна деталь, о которой мало кто задумывается. Совершенно не вписывается в картину ручного труда вид геоглифов, которые на своем протяжении пересекают выходы горных пород, при этом на снимках с воздуха этот переход незаметен, хотя явно меняется характер грунта. Здесь поверхность фигуры уже не расчищенный песчаный грунт как в пустыне, а мелкая щебенка из горной породы с отвалами по краям. Но и в этом случае видимость сверху идентична фигурам, выполненным на поверхности пуст ыни.

Масштаб работ в целом, огромное множество чисто геометрических фигур на плато Наска и окружающих горах, а также на всем южноамериканском континенте - все это позволяет сделать предположение, что перуанские наземные фигуры действительно являются метками, или, точнее, следами неизвестного нам ИНОГО РАЗУМА, оставленными где случайно, а где и умышленно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСКАНСКИХ РИСУНКОВ


Трудно понять, кто и зачем создал эти фигуры, не разобравшись, как они сделаны.
В творении любого разума аккумулируется определенный ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, отражающий как уровень развития самого разума, так и уровень технологических средств, которыми он обладает. Что же примечательного можно выделить в технике построения фигур пустыни Наска?

Сходство геометрических рисунков с ходом лучей в оптических схемах


Прежде всего, посмотрим, что представляют собой геометрические фигуры, которых во много раз больше, чем рисунков .
Расчищенные от камней линии имеют ширину 15-20 см, а полосы или "дороги" - свыше 60 см. Эти геоглифы тянутся прямолинейно на расстояния в десятки километров. "Площадки" - это треугольные, трапецеидальные и прямоугольные фигуры с валиками из камней по краям. Ширина их не превышает 80 м, тогда как длина самого большого прямоугольника 780 м, а лучеобразных треугольников - свыше 2 км. Кнутообразные фигуры имеют вид небольших треугольников с выходящей из вершины линией, а зигзаги - самых разнообразных форм: синусоидальные, прямоугольные, треугольные, свирелеподобные. "Центры" - места, из которых радиально выходят в разные стороны линии - часто находятся на поверхности площадок, и иногда они выглядят как небольшая куча камней.
Геометрические фигуры встречается не только на поверхности плато, но и на его выветренных склонах, на соседних плато, на крутых отрогах гор, окружающих пустыню. Иногда фигуры тянутся цепочкой по вершинам гор. Вот их особенности:
- прямолинейность: среднее отклонение по направлению не превышает 9 минут (вернее, это предел точности метода фотометрической съемки), т. е. фигуры нанесены точнее, чем это можно проверить с помощью современным методов аэрофотосъемки;
- края треугольных площадок имеют вид валиков, размеры которых не меняются пропорционально ширине, а точность краев линий, полос составляет 5 см при многокилометровой длине;
- фигуры сохраняют идеальную прямолинейную направленность на пересеченной местности;
- многослойное наложение фигур не сказывается отрицательно на видимости всех контуров, что позволяет проследить последовательность их исполнения (чем объяснить видимость многослойных фигур - один из ключевых вопросов в решении технологических проблем);
- видимость полос сохраняется при изменении характера грунта;
- существует ограничение фигур по ширине при практически неограниченной длине; этим ограничением обуславливается лучеобразный характер треугольных фигур (нет фигуры с углом расхождения более 17 градусов);
- нет ни одного круга, квадрата, зато множество синусоид и спиралей, - фигур, образовывающихся при сложении колебательного или вращательного движения с поступательным, и это свидетельствует о динамизме в процессе создания фигур;
- расположение и конфигурация лучеобразных фигур имеют сходство со схемами геометрической оптики: треугольник в какой-то момент словно перегибается и тянется вбок, сохраняя при этом угол расхождения (так в оптике демонстрируют закон отражения света); линии "перегиба" полос или трапеций всегда прямолинейны, как границы отражения или преломления света; встречаются треугольники с изменяющимся углом расхождения, что также сходно с лучами света при изменении апертуры источника излучения;
- геометрические фигуры, выполненные на сложном рельефе, сохраняют свою правильную форму на снимках, сделанных с воздуха сверху; напротив, при боковой съемке фигуры имеют искаженную форму;
- на плато есть линии, направленность которых астрономического характера: одни указывают восход или заход солнца в дни солнцестояний или дни равноденствий, другие расположен строго по направлению север-юг. Это свидетельствует о том, что в местонахождении фигур может быть заложена информация.
Таким образом, геометрическим фигурам Наски присущи прямолинейная направленность, независимость от рельефа и динамизм техники исполнения. Схемы расположения линий, площадок вообще имеют большое сходство с ходом лучей в оптических схемах.



Рассказать друзьям