Площадь шатле в париже. Площадь шатле и русские сезоны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, […]

Располагается площадь Шатле практически в центральной части французской столицы, рядом с мостом Менял, который соединяет правобережье Сены с островком Сите. Эта площадь появилась в Париже на месте, где раньше стояла крепость Гран-Шатле. Более просторной площадь Шатле стала во времена Наполеона ІІІ, когда ее перестроили и расширили. А во время Парижской Коммуны именно здесь кипели страсти, велись бои между коммунарами и версальцами, возводились баррикады. А когда революция была побеждена, именно на площади Шатле в театре происходил суд над коммунарами.

В Париже славится достопримечательностью, известной еще с эпохи Наполеона – знаменитым Пальмовым Фонтаном . Этот фонтан украсил площадь еще в 1806 году в честь побед наполеоновской армии. Величественная колонна, которую украшают пальмовые листья, окруженная Сфинксами из Древнего Египта, возвышается посреди площади.


Кроме фонтана, на площади расположены прекрасные строения двух театров, возведенные в 1863 году. Один театр стоит на восточной стороне площади, другой – на западной. В огромном зале театра Шатле, вмещающем 3600 посетителей, в разные годы выступали самые знаменитые мастера искусства.

75001 Paris, Франция

Ехать на метро M1, M4, M7, M11 до станции Châtelet

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Париж, все достоинства которого сложно даже перечислить, столь любим туристами, в том числе и потому, что, несмотря на статус современной, прогрессивной столицы, в основе своей остаётся верен традициям. В этом городе по-прежнему сохранилось множество мест, имеющих богатое прошлое, помнящих немало захватывающих и даже мрачных событий.

Площадь Шатле – одно из них. Путешествуя по столице Франции, непременно стоит выделить время для её посещения. Что совсем не трудно, ведь достопримечательность, расположенная практически в центре города, на границе четвёртого и пятого округов, находится на пути многих популярных экскурсионных маршрутов.

История создания

Название площади Шатле (Châtelet) в переводе с французского языка означает «рыцарский замок». Сейчас, без экскурса в историю, случайному прохожему уже непросто будет понять, в связи с чем площадь получила такое имя.

Дело в том, что с 1130 года по 1802 здесь находилась древняя крепость Гран-Шатле. Крепостное сооружение предназначалось для защиты острова Сите со стороны моста Менял, и было возведено по приказу Людовика VI.

Но Париж разрастался, границы расширялись, и замки перестали играть важную роль в обороне города. Во времена правления Филиппа II Августа увеличившуюся к тому моменту территорию французской столицы обнесли крепостной стеной, а во внутренних замках оборудовали тюремные камеры.

Долгие годы бывший рыцарский замок являлся одной из самых больших городских тюрем и был печально знаменит своими мрачными темницами и ужасными пытками, которым подвергались местные заключённые.

Одно время даже существовал обычай. В канун Рождества король, проезжая мимо тюрьмы Шатле, мог одним мановением руки велеть выпустить на волю всех осуждённых. И у тюремщиков было принято на это время, во избежание внезапной амнистии, перевозить самых опасных узников в другое место.

Гран-Шатле оставался местом содержания преступников до 1802 года, в котором, по распоряжению Наполеона, его снесли. А в 1808 на его месте установили спроектированный инженером Франсуа-Жаном Браллем фонтан Победы.

Очередные изменения теперь уже площадь Шатле в Париже претерпела с подачи префекта города барона Османа. В 1860-1862 годах на площади построили два известных здания – Городской театр и театр Шатле. Созданные одним архитектором, они, согласно проекту, имели практически одинаковые фасады.

Площадь Шатле сегодня

Строительство театров – последнее значимое событие в архитектурной истории площади. В наши дни там по-прежнему можно увидеть фонтан Победы, или Пальмовый фонтан. Он является ярким представителем наполеоновского ампира – архитектурного стиля, в котором сочетаются элементы классических римских построек и египетские мотивы.

Монумент выполнен в виде колонны, напоминающей ствол пальмы, с увековеченными на нём названиями побед французской армии под предводительством Наполеона Бонапарта. У основания располагаются фигуры четырёх сфинксов, извергающих из пасти струи воды. А на вершине установлена величественно расправившая крылья позолоченная статуя Ники, богини победы, держащей в руках лавровые венки.

Оба театра также успешно сохранились, и готовы предложить культурную программу, заслуживающую внимания истинных ценителей искусства. Репертуар театра Шатле, в основном, составляют оперные и балетные постановки, концерты джазовой и классической музыки.

Именно здесь проводится ежегодная церемония вручения национальной французской кинопремии «Сезар». Городской же театр демонстрирует на своей сцене современные хореографические спектакли.

Практическая информация

Адрес: Площадь Шатле, 75001, Париж, Франция.

Как добраться:

  • Метро – поезда веток 1, 4, 7, 11;
  • Автобус – маршруты No21, 38, 58, 67, 81 и 85;
  • Электрички RER – идут до станции Ле-Алль.

Когда говорят о наполеоновских памятниках Парижа, обычно называют две триумфальные арки, Вандомскую колонну и усыпальницу Наполеона в соборе Инвалидов. Гораздо реже вспоминают фонтан Победы на площади Шатле, хотя, на мой взгляд, это один из самых интересных памятников наполеоновской эпохи.

Наполеон придавал большое значение монументальной пропаганде, но громадье планов императора, стремившегося превратить Париж в столицу мира, мешало их осуществлению. Некоторые монументы были закончены только в период Июльской монархии и Второй империи, другие - так и остались на бумаге. К числу немногих памятников, построенных в годы правления Наполеона I, относится триумфальная колонна и фонтан Победы на площади Шатле.

Площадь Шатле обязана своим названием крепости Гран-Шатле, построенной в 1130 г. Людовиком VI около моста Менял, чтобы защищать остров Ситэ. После того как при Филиппе II Августе Париж был обнесен надежной стеной, крепость утратила свое оборонительное значение и в ней разместилась резиденция прево Парижа. До революции крепость служила тюрьмой, а в 1802 г. была снесена. На ее месте в 1806-1808 годах по проекту Франсуа-Жана Бралля (1750 - 1832), главного инженера службы водоснабжения города Парижа, был установлен фонтан в память побед, одержанных Наполеоном Бонапартом.

Фонтан Победы известен также как "Пальмовый фонтан". Построенная в 1806 году колонна украшена пальмовыми листьями, между которыми выбиты названия наполеоновских побед в Италии, Египте и Германии (Лоди, Пирамиды, Маренго, Ульм, Данциг). Венчает колонну богиня Победы, творение Луи Симона Буазо (1743-1809).

Монумент является характерным образцом наполеоновского ампира ("стиля Империи"), сочетающего в себе черты классической архитектуры императорского Рима с вошедшими в моду египетскими мотивами. В то же время его облик и скульптурный декор странным образом напоминает сталинские павильоны и фонтаны ВДНХ.

Возле римского орла теперь ютятся парижские голуби.

При Наполеоне III, когда площадь Шатле подверглась ре­конструкции, фонтан поставили на новый цоколь, украшенный сфинксами (1858).

В 1863 году площадь приняла свой нынешний вид, после того как по обеим её сторонам выросли два театра. Слева (если стоять спиной к Сене) – Театр Шатле с залом около трех тысяч мест. Напротив – Городской Театр – бывший Театр Сары Бернар, в котором великая актриса играла многие годы. Купив здание в 1899 году, она открыла сезон следующего года специально для неё написанной героической драмой Эдмона Ростана «Орлёнок».

Колонну сейчас венчает копия шедевра Буазо.

Так выглядела площадь Шатле во времена Наполеона.
С картины Этьена Буйо, около 1810 г.

Ближайшие отели: в 470 метрах Hotel Aux Ducs De Bourgogne от 195 € *
в 140 метрах Hotel Britannique от 179 € *
в 330 метрах Hotel Flor Rivoli от 95 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: Châtelet (Шатле) линии

Мы на площади Шатле, на набережной Сены у Моста менял. Странное название для площади, ведь в средневековой Франции Châtelet означало «рыцарский замок». Оглядываемся… замков не видно, всё чистый XIX век.

Чтоб понять, в чём дело, надо углубиться в историю, веков эдак на 11. Тогда весь Париж умещался на острове Сите, а с правым берегом Сены его соединял каменный мост, сохранившийся ещё с римских времён и стоявший на месте нынешнего моста Нотр-Дам.

В IX веке во время одного из нападений норманнов мост разрушается, а новый, деревянный, строится выше по течению на месте нынешнего Моста менял, то есть ведет к тому месту, где мы стоим. Чтоб следующие норманны не добрались до моста так легко, на правом берегу строится Grand-Châtelet - Большой замок, а для прикрытия мостика, ведущего на левый берег - Petit-Châtelet, то есть Малый.

На рубеже XII-XIII веков Филипп II Август строит вокруг разросшегося Парижа крепостную стену и внутренние замки теряют оборонительное значение, становясь тюрьмами, так как всё что для этого надо, здесь уже есть: крепкие стены, неуютные помещения и внутренний дворик, чтоб ходить по кругу.

Тысячелетний Большой Шатле разрушил Наполеон I, не питавший большой любви к родной старине, а предпочитавший ей эстетику имперского Рима. Пустую площадь Бонапарт украсил фонтаном в честь своих выигранных битв, названия которых оплетают колонну, венчающуюся позолоченной статуей Ники - богини победы, которая собирается вручить императору сразу несколько лавровых венков.

Жаль всё-таки, что в погоне за обновлением были снесены эти хмурые древние замки: оба Шатле, Бастилия и Тампль, но, правда, нам в утешение остался кусочек замка Консъержери и целый Венсеннский.

Во время обновления Парижа бароном Османом на площади Шатле появились 2 театра с одинаковыми фасадами. Их построили в 1860-1862 годах по проектам Габриэля Давиу (автора фонтанов Обсерватории и на пл. Сен-Мишель).

Правый, если смотреть от Сите - Городской театр. В 1899 году его взяла в аренду знаменитая Сара Бернар и дала своё имя, которое он потерял во время фашистской оккупации, т.к. Бернар была еврейкой. После масштабной перестройки внутренних помещений в 1960-х годах за счет города театр получил нынешнее имя. Основу репертуара сегодня составляет современная хореография.

Напротив «Городского» стоит театр «Шатле». Площадка сдаётся под разные проекты: концерты классики, джаза, мюзиклы, а также служит местом вручения кинематографической премии Сезар (французского аналога «Оскара»). Для нас же намного интереснее история начала XX века, когда в театре устраивались первые «Русские сезоны» Дягилева. В то время Россия и Франция были более дружны, чем когда-либо, и всё русское вызывало повышенный интерес. Сцена этого театра видела окутанных легендами древности балетных див: Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Веру Каралли, Тамару Карсавину,- через одну любовницы Романовых, а из мальчиков Вацлава Нижинского и Сержа Лифаря - сплошь любовники уже самого Дягилева.


Идём по Корсиканской Набережной (Quai de la Corse), доходим до .

Мост ведёт к площади Шатле (La place du Châtelet). Направо - Городской Театр - Сары Бернар (Le théâtre de la Ville - Sarah-Bernhardt), налево (здесь на фото не видно) - театр Шатле (Le théâtre du Châtelet). Посредине - Пальмовый Фонтан, или Фонтан Победы, или Фонтан Шатле (La fontaine du Palmier, ou fontaine du Châtelet, ou encore fontaine de la Victoire - парижане, по ходу, сами не знают). Всё вместе дело рук Барона Оссмана (1858), хотя фонтан постарше (1808).

…Тут следует множество всевозможных важных деталей про театры, которые я опущу. Отмечу только две:

1) В театре Шатле снимали финальную сцену фильма «Концерт » (если вдруг кто не смотрел - посмотреть обязательно!).

2) В театре Сары Бернар (или дё ля Вилль) выступал в 94-ом году Гребенщиков и я брала у него интервью для «Русской Мысли». Сидя в соседнем кафе. Долго говорили, пили кофе. Официант принёс счёт. На чеке, где-то внизу, было написано «Укладчица номер три». Вернее: «Гарсон номер два». БГ ухмыльнулся, достал записную книжечку и что-то туда записал…. А на следующий день БГ выступал в доме-приюте Толстовского Фонда, если не ошибаюсь, где-то за городом. Я тоже туда поехала, разумеется. И можете себе представить, каково было моё удивление, когда БГ запел песню «Гарсон Номер Два», сообщив: «Эту песню я сочинил, собственно, этой ночью». Вот. Про ту эпическую поездку я тогда же написала подробно в письме. Как бы его теперь отыскать?...

Пальмовый Фонтан. Или как там его. Построен Наполеоном Бонапартом в честь, знамо дело, своих побед. С благородной оговоркой: дать парижанам бесплатной питьевой воды. Парижанам всегда воды мало (было)....

Но причём тут пальмы? - спросите вы. Поднимите голову, присмотритесь (кто-то мудрый говорил: «По городам надо гулять задрав голову, а не глядя себе под ноги») (согласна, в Париже это не совсем просто по причине собачьих какашек повсюду).... Но вы всё-таки постарайтесь, приглядитесь....

Вы уведите: на вершине колонный действительно имеются пальмовые листья. Или почти. А весь «ствол» «пальмы» украшен перечислением наполеоновских побед в Италии, Египте и далее везде. Вообще, Наполеон I весьма проникся духом классической римской и египетской архитектуры. Поспешил воспроизвести в Париже. Величие! Хотя, если вспомнить, знаменитые ныне храмы и монументы Египта в наполеоновские времена были по крышу засыпаны песком, служили приютом туземным пейзанам и откапаны значительно позже…

на картинках - храм Edfou

На вершине «пальмы» - статуя Победы. Вот она (копия, оригинал в Музее Горда Парижа, Карнавале).

У подножья колонны сфинксы и четыре статуи, аллегории Бдительности, Правосудия, Силы и Благоразумия.

Первый век христианской эры. Париж времён Лютеции. Римские поселения находятся, в основном, на левом берегу, вокруг холма Святой Женевьевы и cardo maximus, ныне известной как улица Saint-Jacques (см. предыдущий пост). На острове Сите - поселения самих паризиев и римская администрация, включая дворец наместника.

на картинке: План Парижа эпохи Лютеции (Plan de Paris Lutece)

Пока римляне одни и непобедимы, жизнь течет плавно и гармонично. Гармонию нарушают варвары. Впервые - в 276 году. И потом уже беспрестанно. Поселенцы открытого, незащищённого левого берега спасаются от набегов на острове. Мостов в ту эпоху, похоже, практически не было. Максимум два. Один на левый берег, второй на правый. Мосты деревянные. Достаточно сжечь - и всё, «в домике». Во время нашествия Аттилы, IV век, лютечане, под духовным знаменем Святой Женевьевы, город не покидают (а хотели без боя сдать), но выстраивают вскоре вокруг Сите крепостную стену в два - два с половиной метра толщиной. Мосты, впрочем, всё ещё остаются без прикрытия.

на картинке: Париж в IX веке. С мостами.

Как следует укреплять Париж принялся Карл Лысый (вот не стеснялись французы давать своим королям не слишком-то почтительные кликухи, так на века и осталось), Charles II dit le Chauve, est un des petits-fils de Charlemagne, 823 - 877. IX век. Нормандцы зачастили. «После их набегов не оставалось даже собаки, чтоб полаяла в след» . Вплоть до самых последних времён по церквам ежедневно возносили: «От ярости норманнов спаси нас, Боже»!

Карл Лысый велит «обновить» римские укрепления, выстроить новые и укрепить мосты. Опоры мостов велено превратить в забрала и по концам поставить по деревянной башне-крепости. Так на нашем месте появляется «Большой Шатле» (Le Grand Châtelet). В противоположность «Малому Шатле» (le Petit Châtelet) с другой стороны острова, на «малом» рукаве Сены. Мосты здесь назывались соответственно: «Малый Мост» (так и называется по сей день) и «Большой Мост» (Ныне «Мост Менял»).

В скобках: усилия Карла Лысого оказались не напрасными. При очередном нашествии алчных викингов, в ноябре 885, им не удалось разбить и разграбить город с разбега и без потерь. После ожесточённых боёв парижане не сдались. «Большой Шатле» непреступен. Потянулась долгая осада. 885-887 гг. В какой-то момент противоположный « Малый Мост » снесло полноводием, защитники «Малого Шатле» оказались в одиночестве и «все были жестоко перебиты норманнами» … А потом прибыл Карл Толстый (говорю же: никакого почтения к правительству), Charles III dit le Gros, 839-888, откупился от викингов и те пошли грабить иные земли…

В 1130 Людовик Толстый (снова здорово), Louis VI, dit «le Gros» ou «le Batailleur», 1081-1137, заменил деревянные башни на каменные. Крепость солидная, мощная, окружена рвом c водой из Сены… Князья Парижские здесь обитают, потом кой-какая администрация… В 1190 Филипп-Август выстраивает новые оборонительные стены Парижа, «Большой Шатле» теряет первоначальное оборонительное назначение. Отныне здесь резиденция полиции и уголовной юстиции. Тюрьма и пыточные казематы включая. Всё. «Большой Шатле» нашёл своё окончательное призвание.

на картинке: Париж к 1550 г.

Мосты...


Pont au Change in 1577

Nicolas-Jean-Baptiste Raguenet, La joute des mariniers, entre le pont Notre-Dame et le Pont-au-Change, 1756

«Большой Шатле был, после Монфокон, наиболее зловещим сооружением Парижа, как по своей внешности и предназначению, так и по окружению, что делало этот квартал наиболее отвратительным местом столицы». (Jacques Hillairet, «Connaissance du vieux Paris»).

12 июня 1418 года, сторонники Бургиньонов захватили крепость-тюрьму (к тому времени сильно разросшуюся) и уничтожили всех узников-сторонников Арманьяков. Скидывая с высоты башен на выставленные пики (пару слов на тему вояк уже писала, повторюсь: «Для тех, кто прогулял в школе эти уроки истории, напомню: с 1337 по 1453 между Англией и Францией идет затяжная, нудная, довольно скучная «Столетняя война». Одновременно, с 1407 по 1435, случается гражданская война между Арманьяками и Бургиньонами (Guerre civile entre Armagnacs et Bourguignons). Причем последние, гадёныши, постоянно потакают врагам отчизны, англичанам…).

Дальше - хуже. 2 сентября 1792 года. «Кровавая революционная бойня, бессмысленная и беспощадная». В рамках широкомасштабной программы, вошедшей в историю как «сентябрьские бойни». Это когда «патриоты», как сама себя называла революционная гопота, испугавшись про- руаялистской австро-прусской интервенции, сильно запаниковала и охотно поверила слухам о якобы готовящемся «заговоре тюрем». Будто бы недобитая аристократия замышляет переворот, репрессии и массовые казни революционеров.

И как сказал кто-то умный: «Есть не много людей, готовых умереть за идею, но есть много тех, кто за идею готов убить»…

«Вставайте, Французы! И пусть потечёт кровь изменников! Это единственный способ спасти отчизну»! («Debout, Français, qui voulez vivre libres! Debout! Debout! Et que le sang des traîtres commence à couler ! C"est le seul moyen de sauver la patrie» . Jean-Paul Marat).

За пять дней по парижским тюрьмам было зверски убито, как полагают, более 1300 человек. И далеко, ох, далеко не все из них были «изменниками», аристократами-роялистами и примкнувшими к ним священниками. 75% - простые уголовники и проститутки. В «Большом Шатле» из 269 заключенных изрубили саблями и истерзали ножами 216 человек. Все - опасные преступники (иных тут не держали), но ни одного замешанного в какие-либо заговоры. «Эти заключенные слышали накануне, что тюрьмы освободят (…) Многие приготовились и с котомкой вещей под мышкой прогуливались по двору (…) Страшный смерч ворвался в семь вечера (…) Невнятная бойня началась с ударов саблей, с выстрелов ружей. Нигде более они не были столь безжалостными» (Jules Michelet, «Histoire de la Révolution Française»).

Рассказывают, что войдя в кровавый раж, «сентябрийцы» (сентябрь + убийцы, les septembriseurs) рубили и оскверняли тела жертв «простого удовольствия ради». «Женщины носили отрезанные уши в качестве трофея» … Впрочем, это слишком долгий и не столь однозначный рассказ… Отметим лишь, что когда революционеры освобождали всех «узников тирании» в 1789 году, именно в «Большой Шателе» они сунуться не посмели. Репутация постояльцев была однозначной: «особо опасные бандиты».

на картинке: Massacre Châtelet 1792

Сидели «особо опасные» по различного комфорта камерам, за которые - нюанс цинизма - ещё и платили сами. В зависимости от ранга: граф, сеньор, шевалье, дворянин, ростовщик, еврей, иное… За привилегию иметь кровать платили отдельно. Хотя кровати были не везде. Самые страшные казематы - «La fosse» («Могила») и «Fin d"aise» («Конец радости»). «Могила» представляла из себя перевёрнутый конус, где узник не мог ни стоять, ни сидеть, ни лежать, а ноги его были всегда в воде. Продолжительность заточения - две недели. Дольше не выживали. В «Конце радости» помирали чуть позже, через месяц примерно. То была яма, заполненная помоями и рептилиями.

Кроме обычных «камер» были и специальные залы судопроизводства. Где заключенные подвергались «вопросу». То есть пыткам. Где выносились приговоры и осуществлялись приговоры.

на картинке: Robert Francois Damiens before the judges / «Робер-Франсуа Дамьян перед своими судьями».

После бойни 2 сентября 1792 «Большой Шатле» решено снести. Немедленно. Но немедленно не получилось, сносили постепенно, между 1802 и 1857 годами. Теперь от некогда могущественной и «наиболее зловещей» крепости-тюрьмы осталось лишь название площади и театра. И слово «морг».

Неисповедимы пути Господни. В жизни слов тоже.

В XV веке французское (от латинского) слово «морг» - «morgue» - обозначало: «лицо», «физиономия». От глагола «morguer» - внимательно вглядываться в лица осужденных по их прибытию в тюрьму «что бы их узнавать в случае побега или рецидива». Фотографий не было. «По причине выражения лица, которое принимали надзиратели, когда они всматривались в заключенных по их прибытию; значение было, буквально: «отделение, место в тюрьме, где осматривали заключенных, прежде чем поместить их в камеры». Кое кто уточняет, что «выражение лица» у надзирателей было соответствующим.

В 1734 году нижние камеры, «la basse geôle», специальным постановлением переквалифицировали в место «опознания трупов, найденных на улице или утонувших в Сене». В XVIII веке таковых тел в Париже находили десятка по полтора в ночь. Позже сиё макабрное учреждение переведут в другую часть Шатле, но это совсем не важно. За безымянными телами ухаживали монахини ордена Святой Екатерины. Специальное отверстие в двери позволяло рассмотреть трупы «зажимая нос». Невостребованных хоронили на кладбище Невинных (о котором обязательно как-нибудь расскажу). В 1804 (Шатле разбирают) морг переведён в иное место.... О первоначальном смысле слова забыли ныне даже сами французы....

Продолжение следует….



Рассказать друзьям