Почему мечик не прижился в отряде. Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение наталкивает нас автор, показывая, как они ведут себя в разных ситуациях по отношению друг к другу и к товарищам.

Морозка и Мечик совершенно разные люди по происхождению и образу жизни. Морозка – шахтёр во втором поколении. С двенадцати лет работал в шахте, «не искал новых путей, а шёл старыми, уже выверенными тропами». А Мечик наоборот, родился в интеллигентной семье, в городе, представления о мире он получал из книг, в которых всё было прекрасно. В общем, когда он вырос и вступил в жизнь, оказалось, что он совсем не готов к ней. Если Морозка был не образован, не видел красивой жизни, а учился пробиваться в суровой действительности, зарабатывая себе на кусок хлеба, катая тяжёлые вагонетки с рудой, то Мечик окончил гимназию и жил без забот на деньги родителей. Внешность Морозки описывается по сходству с конём: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив», она резко отличается от внешности Мечика, он был «чистенький», белокурый, с вьющимися волосами. Воспитание героев, как и всё остальное, отличалось. Ещё с ранних лет Морозка научился пить водку, материться, вести гулящий образ жизни. Бала у него ещё одна плохая черта - он не признавал ни каких авторитетов, но тут же есть и светлое пятно – он никогда не предавал своих товарищей, за что его все уважали и считали своим человеком. А вот Мечик был «маменькиным сыночком», для него лучшим занятием было чтение книг.

Прежде чем попасть в отряд Левинсона Морозка побывал на фронте, где получил множество ранений, два раза был контужен, после чего уволился по чистой и пошел в партизаны. Мечик, вступив в партию эсеров-максималистов, получил направление в партизанский отряд Шалбыбина, и, жаждя «книжных» подвигов, он пошёл в отряд, но его мечты быстро рассеиваются при первой встрече с партизанами - его избивают, не разобравшись, кто он такой. Когда на отряд Шалдыбы напали японцы, Мечик был ранен и спасён Морозкой, которого отправили отвезти пакет в их отряд. Так Мечик попал в отряд Левинсона. С самого первого момента их встречи Морозка невзлюбил Мечика за то, что он был «чистеньким» и за то, что в этой войне он пришел уже на готовенькое, хотя сам ничего не сделал полезного для страны, а только лишь присутствовал всегда. Потом появилась ещё одна причина ненависти, его жена Варя, влюбилась в Мечика, но вскоре он его простил, объяснив это тем, что Мечик красивее его и это не его вина. Мечик же относился к Морозке одновременно со страхом и благодарностью за спасение, за которое он так и не смог откупиться. Мечик не мог понять, почему он так к нему относится, и пытался ему угодить.

Окружающие относились к Морозке по-разному, его уважали за то, что он всегда ухаживал за конём, держал чистым своё оружие и никогда не предавал товарищей, это было главным для партизана, и его считали своим. Но была и отрицательная сторона, он был наглым и никому не подчинялся, на него хотели найти управу и ждали момента. Такой момент настал. Однажды он не удержался и украл дыни с чужого огорода, его осудили, но помиловали, взяв с него честное слово шахтёра и партизана, что он исправится. Мечика почти никто не признавал за то, что он, во первых, был эсером-максималистом, во вторых, не мог, а точнее не хотел следить за оружием и конём, и в третьих, подружившись с Чижом, который научил его отлынивать от работы, не выполнял требования командира отряда. В отряде сложилось мнение, что он «непроходимый путаник», «ленивый и безвольный», «никчёмный пустоцвет».

Вот таких абсолютно разных людей автор отправляет к смертельной опасности. Ведь только в такой ситуации можно выяснить, кто чего стоит. Морозку и Мечика Левинсон отправляет в разведку, узнать, не ждёт ли их впереди засада. Морозка понимает, что в этом случаи нужно забыть все личные обиды, и действовать вместе. Он доверился Мечику и пустил его вперёд, а Мечик задремал в седле и чуть не попал в руки казаков, после чего пустился в бегство. Из-за этого Морозку убили, но он всё-таки успел выстрелить три раза вверх, чтобы предупредить своих, а Мечик в это время бежал, спасая свою жизнь. Осознав вину, он решил застрелиться, но, поняв, что и это ему не под силу, вернулся в город, не задумываясь о том, какая там власть.

Такими поступками героев автор убеждает нас в том, что таких людей, как Морозка, можно переделать, ведь он верен своему народу, и если он дал честное слово, что исправится, то он выполнит обещание, даже если это будет стоить ему жизни. А Мечик как был «чистеньким», так им и останется, предав товарищей, он эгоист, «потому что больше всего на свете он любил всё-таки самого себя».

Мне кажется, что здесь не важны жизненные позиции герое, а главное их человечность. Я очень огорчён Мечиком, ведь он предал своего спасителя, он его бросил, он должен был остаться и погибнуть вместе с ним, а может быть, они даже выжили бы, если бы он не заснул в седле. Да это абсурд, идти в разведку и заснуть! Это полная безответственность! А самое главное, что он остался с этим жить без особого угрызения совести. Вот Морозка - герой. Зная, что сейчас умрёт, выполнил свой долг, и погиб как настоящий мужик.

Мечик Павел

РАЗГРОМ
Роман (1927)

Мечик Павел — молодой человек, окончивший гимназию, белокурый, с вьющимися волосами. В характере преобладают инфантильные черты. Находясь в плену романтических иллюзий, М. вступает в партию эсеров-максималистов и направлен в партизанский отряд Шал дыбы. М. жаждет «книжных» героических подвигов, однако выясняется, что «окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением». В бою М. ранен в ноги тремя пулями; его спасает Морозка, которому М. не понравился с первого взгляда: «Морозка не любил чистеньких людей». Доставленный в госпиталь, М. подсознательно тоскует о мирной жизни и тишине. Он влюбляется в сестру милосердия Варю — жену спасшего его Морозки. Когда Морозка, приехав к Варе, относится к нему с пренебрежением, М. чувствует себя в мире одиноким; его отношение к Варе обусловлено интуитивными поисками матери, потребностью в детской «защищенности». Варя, славящаяся своей доступностью для мужчин, влюбляется в М. Он мечтает о возвращении в город вместе с Варей, однако «все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть». Когда приезжает Морозка, М. чувствует свою вину перед ним, и эта вина так и не позволяет ему сблизиться с Варей: думая о Морозке, М. испытывает «смесь страха и сознания своего неоплатного долга перед этим человеком».

Выздоровев, М. уезжает из госпиталя в отряд Левинсона. Однако здесь ему дают уродливую старую лошадь, и он сразу проникается «бессильной ненавистью» к этой «обидной кобыле». Не ухаживая за ней должным образом, М. «снискал всеобщую нелюбовь как «лодырь и задавала». Из партизан он общается лишь с бывшим студентом Чижом, который учит М., как лучше увиливать от исполнения обязанностей и поручений. «И с этих пор кипучая жизнь отряда пошла мимо Мечика». Однако когда помощник Левинсона Бакланов берет его с собой в разведку, М. кажется, будто одно «смелое движение» может искупить все его провинности. Во время разведки, въехав в село, они сталкиваются с четырьмя японскими солдатами; двоих убивает Бакланов, одного — М., «инстинктивно стреляя несколько раз». Вернувшись в отряд, М. видит страшный сон; наутро участвует в перестрелке с японцами и отступлении, причем не понимает смысла происходящего и чувствует, что его жизнью распоряжается кто-то посторонний.

Левинсон, осматривая лошадей, обращает внимание на то, что у лошади М. сбита спина, и в наказание переводит его в обоз. Когда по приказу Левинсона отбирают свинью у бедного корейца, М. внутренне осуждает командира за жестокость: «Мечик знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден». М. случайно подслушивает разговор Левинсона с врачом Ста-шинским о судьбе безнадежно раненного партизана Фролова; увидев, как Сташинский наливает в мензурку яд, чтобы дать его раненому под видом брома, М. в ужасе бросается к врачу, крича, что «все слышал»; Сташинский выгоняет его. М. бежит по лесу и сталкивается с Варей, которой рассказывает об отравлении Фролова. Она пытается увести его, но М. отбивается, и Варя убегает. На следующем привале она приходит к костру, где сидят М. с Чижом; однако М. ведет себя отчужденно, и Варя отдается преследующему ее Чижу.

Ночью в дозоре М. разговаривает с Левинсоном, предлагает отвезти донесение в город, затем признается: «Мне кажется, что я никуда не годный и никому не нужный партизан, и будет лучше, если вы меня отправите <...>, я ни с кем здесь не могу сойтись, ни от кого не вижу поддержки <...>. Я теперь никому не верю». Левинсон про себя называет М. «непроходимым путаником», «ленивым и безвольным», «никчемным пустоцветом». Когда партизаны преследуют бегущих казаков, М., теряя направление, отбивается от отряда. Он видит, как под Морозкой убивают коня, и предлагает ему помощь, которую тот не принимает. Сидя в кустах, М. думает о партизанах: «Они убьют и меня рано или поздно... Но я и так не живу — я точно умер». Вечером, идя по деревенской улице, М. встречает пьяного Мо-розку, который вместе с деревенскими парнями справляет поминки по коню. Морозка предлагает М. выпить, и тот не может отказаться. После отступления в тайгу и прорыва через трясину М. вместе с Морозкой послан в передовой дозор. Задремав в седле, М. едва не попадает в руки казаков, однако ему удается бежать; бегство М. служит косвенной причиной гибели Морозки и всего отряда. Придя в себя и осознав свою вину, М. мучается «не столько оттого, что из-за этого его поступка погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе». Думая о самоубийстве, М. «почувствовал, что никогда не убьет, не сможет убить себя, потому что больше всего на свете он любил все-таки самого себя». Он понимает также, что ему уже безразлично, какая власть в городе, и отправляется туда.

Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева "Разгром")

Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение наталкивает нас автор, показывая, как они ведут себя в разных ситуациях по отношению друг к другу и к товарищам.

Морозка и Мечик совершенно разные люди по происхождению и образу жизни. Морозка – шахтёр во втором поколении. С двенадцати лет работал в шахте, «не искал новых путей, а шёл старыми, уже выверенными тропами». А Мечик наоборот, родился в интеллигентной семье, в городе, представления о мире он получал из книг, в которых всё было прекрасно. В общем, когда он вырос и вступил в жизнь, оказалось, что он совсем не готов к ней. Если Морозка был не образован, не видел красивой жизни, а учился пробиваться в суровой действительности, зарабатывая себе на кусок хлеба, катая тяжёлые вагонетки с рудой, то Мечик окончил гимназию и жил без забот на деньги родителей. Внешность Морозки описывается по сходству с конём: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив», она резко отличается от внешности Мечика, он был «чистенький», белокурый, с вьющимися волосами. Воспитание героев, как и всё остальное, отличалось. Ещё с ранних лет Морозка научился пить водку, материться, вести гулящий образ жизни. Бала у него ещё одна плохая черта - он не признавал ни каких авторитетов, но тут же есть и светлое пятно – он никогда не предавал своих товарищей, за что его все уважали и считали своим человеком. А вот Мечик был «маменькиным сыночком», для него лучшим занятием было чтение книг.

Прежде чем попасть в отряд Левинсона Морозка побывал на фронте, где получил множество ранений, два раза был контужен, после чего уволился по чистой и пошел в партизаны. Мечик, вступив в партию эсеров-максималистов, получил направление в партизанский отряд Шалбыбина, и, жаждя «книжных» подвигов, он пошёл в отряд, но его мечты быстро рассеиваются при первой встрече с партизанами - его избивают, не разобравшись, кто он такой. Когда на отряд Шалдыбы напали японцы, Мечик был ранен и спасён Морозкой, которого отправили отвезти пакет в их отряд. Так Мечик попал в отряд Левинсона. С самого первого момента их встречи Морозка невзлюбил Мечика за то, что он был «чистеньким» и за то, что в этой войне он пришел уже на готовенькое, хотя сам ничего не сделал полезного для страны, а только лишь присутствовал всегда. Потом появилась ещё одна причина ненависти, его жена Варя, влюбилась в Мечика, но вскоре он его простил, объяснив это тем, что Мечик красивее его и это не его вина. Мечик же относился к Морозке одновременно со страхом и благодарностью за спасение, за которое он так и не смог откупиться. Мечик не мог понять, почему он так к нему относится, и пытался ему угодить.

Окружающие относились к Морозке по-разному, его уважали за то, что он всегда ухаживал за конём, держал чистым своё оружие и никогда не предавал товарищей, это было главным для партизана, и его считали своим. Но была и отрицательная сторона, он был наглым и никому не подчинялся, на него хотели найти управу и ждали момента. Такой момент настал. Однажды он не удержался и украл дыни с чужого огорода, его осудили, но помиловали, взяв с него честное слово шахтёра и партизана, что он исправится. Мечика почти никто не признавал за то, что он, во первых, был эсером-максималистом, во вторых, не мог, а точнее не хотел следить за оружием и конём, и в третьих, подружившись с Чижом, который научил его отлынивать от работы, не выполнял требования командира отряда. В отряде сложилось мнение, что он «непроходимый путаник», «ленивый и безвольный», «никчёмный пустоцвет».

Вот таких абсолютно разных людей автор отправляет к смертельной опасности. Ведь только в такой ситуации можно выяснить, кто чего стоит. Морозку и Мечика Левинсон отправляет в разведку, узнать, не ждёт ли их впереди засада. Морозка понимает, что в этом случаи нужно забыть все личные обиды, и действовать вместе. Он доверился Мечику и пустил его вперёд, а Мечик задремал в седле и чуть не попал в руки казаков, после чего пустился в бегство. Из-за этого Морозку убили, но он всё-таки успел выстрелить три раза вверх, чтобы предупредить своих, а Мечик в это время бежал, спасая свою жизнь. Осознав вину, он решил застрелиться, но, поняв, что и это ему не под силу, вернулся в город, не задумываясь о том, какая там власть.

Такими поступками героев автор убеждает нас в том, что таких людей, как Морозка, можно переделать, ведь он верен своему народу, и если он дал честное слово, что исправится, то он выполнит обещание, даже если это будет стоить ему жизни. А Мечик как был «чистеньким», так им и останется, предав товарищей, он эгоист, «потому что больше всего на свете он любил всё-таки самого себя».

Мне кажется, что здесь не важны жизненные позиции герое, а главное их человечность. Я очень огорчён Мечиком, ведь он предал своего спасителя, он его бросил, он должен был остаться и погибнуть вместе с ним, а может быть, они даже выжили бы, если бы он не заснул в седле. Да это абсурд, идти в разведку и заснуть! Это полная безответственность! А самое главное, что он остался с этим жить без особого угрызения совести. Вот Морозка - герой. Зная, что сейчас умрёт, выполнил свой долг, и погиб как настоящий мужик.

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Характеристика литературного героя Мечик Павел – интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. В его характере очень много незрелых черт. Ища приключений и подвигов, М. попадает в партизанский отряд Шалдыбы. Постепенно он выясняет, что “окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением”.
В бою М. ранят, и его спасает Морозка, которому М. не понравился с первого взгляда. В госпитале М. тоскует по мирной жизни и тишине. Он влюбляется в сестру милосердия – Варю, жену Морозки. В ней он ищет защиту, тепло и заботу. Он мечтает о возвращении в город вместе с Варей, но “все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть”.
Выздоровев, М. попадает в отряд Левинсона. Здесь он “сыскал всеобщую нелюбовь как “лодырь и задавала” за то, что не ухаживал за своей “обидной кобылой”.
М. осуждает Левинсона за его жестокие поступки, однако не может ничего противопоставить решениям командира. Со своей стороны Левинсон считает М. “непроходимым путаником”, “ленивым и безвольным”, “никчемным пустоцветом”.
В финальной главе М., который был первым разведчиком, позорно убегает от казаков, обрекая на гибель других партизан. Позже, когда погоня затихла, герой осознает последствия своего поступка: “Что я наделал… о-о-о… что я наделал, – повторял он…” Но автор тут же уточняет, что “мучился он не столько потому, что из-за этого его поступка погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе”. Еще немного поразмыслив, М. чувствует радостную свободу: “Он все еще осуждал себя и каялся, но уже не мог подавить в себе личных надежд и радостей, которые сразу зашевелились в нем, когда он подумал о том, что теперь он совершенно свободен и может идти туда, где нет этой ужасной жизни и где никто не знает о его поступке”.

Сочинение по литературе на тему: Мечик (Разгром Фадеев)

Другие сочинения:

  1. Разгром Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется Read More ......
  2. Я хочу рассказать вам о книге А. Фадеева Разгром, которую прочитала совсем недавно. Роман Разгром произвел на меня большое впечатление. В этом сочинении я хотела бы рецензировать это произведение и надеюсь, что справлюсь с этой задачей. События в романе происходят Read More ......
  3. Левинсон Характеристика литературного героя Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович – командир партизанского отряда. “Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен”. Но главная черта внешности Л. – “голубые, как омуты”, “глубокие Read More ......
  4. Александр Александрович Фадеев, пройдя дорогами гражданской войны, прекрасно знал жизнь. Ему хотелось поделиться своими впечатлениями с людьми, сказать свое слово в литературе. В 1927 году выходит первый роман писателя Разгром, в котором автор рассказывает о людских судьбах на трудных тртизанских Read More ......
  5. Чтобы подробнее рассмотреть “Разгром”, необходимо кратко передать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизанской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения. Один из главных героев, партизанский командир Левинсон, – человек “правильной породы”, которого все любили и уважали. Его Read More ......
  6. Читая роман А. Фадеева “Разгром”, невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же беспрекословный исполнитель чужой воли. Во все времена по-настоящему талантливым и умным людям в нашей стране всеми силами преграждали дорогу. Создается Read More ......
  7. Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти. Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: “чистенький”. Фадеев пишет: Read More ......
  8. Роман А. Фадеева “Разгром” можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Read More ......
Мечик (Разгром Фадеев)

Рассказать друзьям