Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.
Немного о простых карандашах.
В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.
Начнем с деревянных.
Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.
Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.
Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.
Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять
Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
Более дешевая серия
И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.
Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.
Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.
Цанговые карандаши.
О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)
И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник
Цельнографитные карандаши.
Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...
Немного о маркировке.
Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
"Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
"Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).
Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
Ну и просто, чтоб сравнить
Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.
Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"
Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)
Обзор стирательных резинок -
).Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М , ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша . Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2 Т тверже, чем Т , ЗТ тверже, чем 2 Т , и т. д.
В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.
Таблица соответствия шкал твёрдости
Оттенок | США | Европа | Россия |
#1 | B | М | |
#2 | HB | ТМ | |
#2 1/2 | F | - | |
#3 | H | Т | |
#4 | 2H | 2Т |
Самый твёрдый Средний Самый мягкий
***** | |||||||||||||||||||
9H | 8H | 7H | 6H | 5H | 4H | 3H | 2H | H | F | HB | B | 2B | 3B | 4B | 5B | 6B | 7B | 8B | 9B |
Обычно начинают карандашом средней мягкости - ТМ или М - и затем переходят к более мягким номерам» - 2 М и ЗМ .
Выбор карандашей зависит от качества и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые удобнее делать мягкими карандашами , а при работе над длительное время на типа полуватман можно начинать легкими карандашами Т или ТМ . На гладкой лучше ложится мягкий карандаш , на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости - 2 М .
История карандашей
Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли « серебряный карандаш » . Этот инструмент требовал высокого уровня , так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые , нанесённые серебряным карандашом , становились коричневыми.
Существовал и «свинцовый карандаш» , который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных . Для , выполненных серебряным и свинцовым карандашом , характерна тонкая . Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.
Известен также так называемый «итальянский карандаш» , который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца . Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным . Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши , когда им нужно добиться определённого эффекта.
В XV-XVI вв. по пергамену или рисовали серебряным или свинцовым штифтом (нем. Stiff - "основание, инструмент" ). Особенно хорош для этой цели серебряный грифель. Он дает тонкие и четкие и , похожие на резцом . Такие по плотной почти не стираются. Серебряным штифтом, или стилусом , рисовали многие итальянские художники, а также Северного Возрождения - Р. фан дер Вейден, А. Дюрер, Х. Хольбайн (Гольбейн ) Младший, Я. фан Эйк.
В эпоху и XVI-XVII вв. художники предпочитали мягкие или жидкие материалы - , , , , . Еще с конца XIV в. стали применять слегка обожженный глинистый сланец сероватого ("черный мел" ) или красно-коричневого ("красный мел" ).
В XVII в. получил распространение "итальянский карандаш" (франц. crayon d’Italie ). Его изготавливали из жженой кости , измельченной в порошок, с добавлением растительного . " Итальянский карандаш " (позднее - ретушь ) способен создавать сочные черные матового , а при растирании - широкую шкалу переходов. Этот материал был любимым в творчестве венецианских художников, например Тициана, им удобно делать подготовительные к . и " итальянским карандашом " рисовали художники- и романтики конца XVIII-XIX в.
известны с XVI века. Первое описание карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения в Англии, в Кемберленде где распиливали на карандашные стержни. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за , схожего с свинца, месторождение приняли за залежи этого металла. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
В XVII веке продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти « карандаши » между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш , датирован 1683 годом. В Германии производство карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая с серой и , получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого , в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый « Нюрнбергский товар » не пользовался хорошей репутацией.
Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления путем смешивания растертого порошка со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых стержней.
В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси и глины с последующим обжигом. Появились стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости.
Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте .
В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены.
По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.
Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести в 55 км или написать 45000 слов!
В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).
Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.
Почти ²/ 3 материала, составляющего простой карандаш , уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша . стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.
Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами ( цангами ) - цанговый карандаш . Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша , что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша .
Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля ) ластиком и имеют различную фиксированную толщину (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм ).
карандашом имеют сероватый с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.
Известный французский Эммануэль Пуаре (1858-1909 ), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache , которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE , основанной в Женевекарандашей затачивается на мелкозернистой наждачной шкурке ), напоминающий итальянский карандаш . Карандаш « Ретушь » бывает четырех номеров: № 1 - очень мягкий, №2 - мягкий, № 3 - средне-твердый, №4-твердый. Стержни карандаша « Ретушь » изготовляются из тонкомолотого березового угля, глины и небольшого количества газовой сажи. Карандаши « Ретушь » дают интенсивную, жирную черту черного , которая хорошо растушевывается. , выполненные карандашом « Ретушь », могут не закрепляться фиксативом. Помимо черного карандаша « Ретушь », выпускается еще карандаш « Живопись » с маркировкой 2 М - 4 М .
Карандаш "Светокопия"
Кроме , в качестве . Даёт более чёрный и контрастный штрих, лучше воспринимаемый различными светокопировальными установками. , выпускаемыми для маркирования по дереву, а также «Столярными» . Для этой работы «Столярный » карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля.
Итальянский карандаш
Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный , легко растушевываемый на .
Итальянский карандаш
используют при выполнении
, а также
обнаженного человеческого тела.
Итальянские карандаши
известны с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие.
ЧТО МОЖЕТ КАРАНДАШ
художник-график Станислав Михайлович НИКИРЕЕВ
Если с этим вопросом обратиться к художникам-живописцам, графикам, монументалистам и даже скульпторам, то каждый нашел бы в обычном простом карандаше, в его художественных и технических возможностях что-то свое, любимое, и однозначного ответа мы бы не услышали. Но все, наверное, со гласятся с тем, что карандаш придумали не зря, и рисование начинается с его помощью - в виде набросков и эскизов. Великое множество произведений искусства создано карандашом .
Карандашом рисуют. Но что такое рисунок ? На этот вопрос не так-то просто ответить кратко. Каждый значительный художник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеется общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительного искусства. Вспоминаю слова замечательного советского художника и педагога, академика Е. А. Кибрика, у которого мне посчастливилось учиться. Он говорил:
«Прошло не одно десятилетие, прежде чем я понял, что такое рисунок».
Он имел в виду рисунок высокого, самого трудного по своей художественной манере реалистического искусства, где линия и штрих выстраивают предметы, фигуры, ландшафты объемно, весомо, характерно.
Мне довольно часто приходилось подолгу дружить и работать с карандашами, простыми и цветными, и теперь нужно вспомнить (ведь мой творческий путь уже в три десятка лет ), что же я им рисовал и как.
Рисовать карандашом с полной серьезностью, отдавая этому занятию большую часть творческого времени, непросто. Необходимо преодолеть соблазн красок, цвета и почувствовать в себе уверенность, что сможешь в серебристом или черном изображении выразить наряду с четкой конструктивностью и тонально-живописный настрой. Решиться на это - значит одержать победу, первую, значительную. Вторая победа чрезвычайной важности - когда сумеешь понять, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом. С ярчайшей наглядностью помогут в этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи , Микеланджело, Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Врубеля, Серова. Если сияющими вершинами их творчества является живопись, то основанием, бесспорно, служит рисунок.В творчестве художника карандаш выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки, которые служат подготовительным этапом для произведений станковой и монументальной живописи, эстампов. Работа ответственная, крайне необходимая. Максимальное же значение качеств карандаша проявляется в самостоятельных рисунках, когда художнику нужно выразить свои замыслы полнее и окончательнее. И карандаш не подведет с его нескончаемой шкалой неуловимых оттенков, нежных тушевок и сочно-бархатных пятен, от тончайшей паутины до решительно-напряженных, упругих линий. Если к этому добавить различную мягкость и степень серо-черных градаций, то способности карандаша превосходят любой другой художественный материал .
Работая карандашами, никогда не испытываю досады от того, что в какой-то момент они могут оказаться бессильными выразить мои желания и замыслы. Простым карандашом я штудировал гипсы, натюрморты, портреты и фигуры натурщиков во время длительных сеансов, прилежно штриховал и внимательно прорабатывал детали. Но с особым желанием рисую пейзажи - траву, цветы, деревья, землю, постройки. При этом изучаю не только их конструкцию, материальность,
фактуру
, но стремлюсь передать на бумаге различные «настроения»
пейзажа
.
Карандаш легок и прост для исправлений, что особенно важно при работе на живой природе, и почти незаменим в поездках, где встречаешь множество интересных моментов, которые хотелось бы запечатлеть, в то время как другими художественными материалами воспользоваться из-за ограниченности времени невозможно. Линия и пятно , которые дает карандаш, помогают с легкостью и быстротой занести в походный альбом художника волнующие моменты, нужные детали.
Трудно представить окружающую жизнь, если можно так сказать, в черно-белом изображении, без цвета. Получилось так, что с акварелью и маслом я расстался давно, отдавая все время и силы графике, но приобрел надежного помощника -цветной карандаш, который сполна удовлетворяет моим потребностям работать в цвете. Укрепилось мнение, что цветной карандаш беден и ограничен в цветовом диапазоне. Стоит ли, однако, требовать от негосложности и богатства масляной живописи ? Но нужно стремиться использовать до конца его возможности.
Иногда рисование сводится или к подражанию детским рисункам, или к любованию манерностью: размашистостью штриха, линии, пятна, чисто
формальными композиционными решениями. Многие художники-профессионалы рисуют иногда как бы в перерыве, во время отдыха от живописи или иных дел. Отсюда несерьезный подход к карандашу, легковесные рисунки, которые часто встречаешь на выставках.
Впервые попробовав всерьез работать цветным карандашом, будучи студентом, я любовался необычной упругостью, фактурностью линий и штрихов.
Хотелось увидеть мотив в размашистых и порой случайных линиях и ни в коем случае не допускать растушевок. Дышала бумага, и линии действительно были красивы. Но если бы цели искусства сводились к решению таких задач, то художников было бы, как говорится, пруд пруди. Размышления о том, что я рисую и зачем, заставили меня посмотреть на работу карандашом по-иному. Постепенно стали открываться иная прелесть, иные достоинства, менее броские, но благородные и необходимые для выражения замыслов. Обнаружилась удивительная способность карандаша передавать мельчайшие предметы и детали с необычайной ясностью формы, обволакивая одновременно эти формы тончайшей пушистостью штриха или окрашивая сочным звучным пятном. Этот прием соответствовал моему миропониманию, и в иных художественных материалах добиться этого я не смог. Оказалось, что и цветовые возможности карандаша гораздо шире и глубже, когда стараешься передавать настроение и состояние пейзажа. При этом идет в ход и чисто живописный прием - проскребания, когда не удается сразу угадать и цвет, и фактуру, и тон предметов. Казалось бы, рисунок засушивается, местами от скобления небрежен, но завершенность листа, диктуемая содержанием, а не формальными моментами, приобретает подлинный смысл и красоту.
В такой работе много раз так далеко уходил от рисования штрихом и линией в чисто растушевочные пятна, что лист приобретал вид, небрежно называемый художниками «клеенкой». Но если этот прием согрет большой, подлинной любовью и страстью к тому, что растушевал так незаметно под «клеенку», то, уверяю, успех этому неброскому листу обеспечен с большей гарантией, чем «вкусно» решенному. Так обнаружилась возможность цветного карандаша работать многосеансно, начиная рисунок легко, приводить его к весомому завершению.
С каждым рисунком я узнаю о все новых возможностях карандаша. Нужно лишь внимательно, чутко присмотреться к маленькому грифелю в деревянной оправе, и он подарит большую радость и успех.
Люблю карандаш за то, что им можно рисовать. Люблю ревниво, ибо он способен еще на многое - чертить, писать. Люблю за его удивительную доступность и простоту, за то, что свою первую работу с натуры нарисовал простым карандашом, и тогда у меня зародилась мечта стать художником.
Что такое карандаш? Это своего рода инструмент, который имеет вид стержня, изготовленного из пишущего материала (уголь, графит, сухие краски и др.). Такой инструмент широко применяется при письме, рисовании и черчении. Как правило, пишущий стержень вставляют в удобную оправу. карандаши могут быть цветными и "простыми". Вот как раз о таких "простых" карандашах мы сегодня и поговорим, а точнее о том, какие существуют типы графитных карандашей.
Интересно из истории
Самый первый предмет, отдаленно напоминающий карандаш, был придуман в XIII веке. Он представлял собой тонкую серебряную проволоку, припаянную к ручке. Хранили такой "серебряный карандаш" в специальном футляре. Чтобы рисовать подобным карандашом требовалось недюжинное мастерство и умение, ведь стереть написанное было невозможно. Кроме "серебряного карандаша" существовал еще и "свинцовый" - его использовали для набросков.
Примерно в XIV веке появился "итальянский карандаш" : стержень, сделанный из глинистого черного сланца. Позже стержень стал изготавливаться из порошка жженых костей, смешанного с растительным клеем. Такой карандаш давал четкую и насыщенную цветом линию. Кстати, подобного рода пишущие инструменты до сих пор используются некоторыми художниками для достижения определенного эффекта.
Графитные же карандаши стали известны с XVI века. Их появление очень интересно: в местности Камберленд английскими пастухами была найдена в земле некая темная масса, которой они стали метить овец. Поскольку цвет массы был похож на свинец, ее приняли за залежи металла, но позже стали изготавливать из нее тонкие острые палочки, которые использовались для рисования. Палочки были мягкими и часто ломались, да и пачкали руки, поэтому необходимо было помещать их в какой-либо чехол. Стержень начали зажимать между деревянными палочками или кусочками дерева, оборачивали их в плотную бумагу, перевязывали бечевкой.
Что касается графитного карандаша, который мы привыкли видеть сегодня, то его изобретателем считается Никола Жак Конте. Конте стал автором рецептуры, когда графит смешивался с глиной и подвергался обработке высокой температурой - в результате стержень был прочным и, кроме того, такая технология позволяла регулировать твердость графита.
Типы карандашей
Графитные карандаши бывают двух основных типов: мягкие и твердые. Как правило, степень мягкости или твердости указано на корпусе карандаша. Так, буква "М" означает, что грифель мягкий, буква "Т" - твердый, а буквенное сочетание "ТМ" говорит нам о том, что карандаш твердо-мягкий. Рядом с буквами иногда расположены цифры - они указывают на степень. К примеру, "2М", "3Т" и т.д.
Наглядное отличие карандашей в зависимости от степени мягкости или твердости
В Европе твердость и мягкость тоже обозначается буквами, но уже другими: "Н" - твердый, "В" - мягкий, "НВ" - твердо-мягкий. Художнику удобнее иметь в арсенале карандаши всех типов: для наброска, прорисовки, штриховки и т.д.
Важно правильно хранить карандаши и, конечно, беречь их. Постарайтесь не ронять карандаши на пол, так как от удара грифель может просто расколоться. Кроме того, "простые" карандаши не любят высокую влажность - после того, как грифель отсыреет и вновь высохнет, произойдет его деформация.
К типу графитных карандашей можно отнести и механический карандаш. Грифель такого карандаша подвижный - длина регулируется специальной кнопкой. У механических карандашей могут быть как очень тонкие грифели (0,1 мм), так и достаточно толстые (5 мм). Кстати, профессиональные художники все чаще останавливают свой выбор на механических карандашах высокого качества.
Кстати, сочетание в одном рисунке разных типов карандашей дает прекрасные результаты.
Давайте посмотрим, какими удивительными могут быть рисунки "простым" карандашом.
Рисунки графитными карандашами имеют свое очарование. Экспериментируйте с разными типами карандашей, ищите свой неповторимый стиль!
Карандаш - это графитный стержень в деревянной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. До этого для рисования использовали свинцовые или серебряные стержни (известные как серебряный карандаш). Современная форма свинцового или графитного карандаша в деревянной оправе вошла в обиход в начале XIX в.
Обычно карандаш «работает», если вести его или нажимать грифелем на бумагу, поверхность которой служит своеобразной теркой, расщепляющей грифель на мельчайшие частицы. Благодаря нажиму на карандаш частицы грифеля проникают в волокно бумаги, оставляя линию, или след.
Графит, одно из видоизменений углерода, наряду с углем и алмазом, является основной составляющей грифеля карандаша. Твердость грифеля зависит от количества глины, добавленной в графит. Самые мягкие марки карандашей содержат мало - или совсем не содержат - глины. Художники и чертежники работают целым набором карандашей, выбирая их в зависимости от поставленной перед собой задачи.
Когда грифель в карандаше стирается, его можно продолжать использовать, заточив с помощью специальной точилки или бритвы. Заточка карандаша - важный процесс, от которого зависит тип линий, наносимых карандашом. Способов заточки карандашей много, и каждый из них дает свой результат. Художник должен попробовать по-разному заточить карандаши, чтобы знать, какие именно линии можно проводить тем или иным карандашом при разных способах заточки.
Нужно хорошо знать достоинства и недостатки карандаша, как каждого материала, с которым вы работаете. Различные марки карандашей используются в определенных случаях. В следующем разделе рассматриваются некоторые виды рисунков с указанием, какой маркой карандаша или графитового материала они были выполнены.
Приведенные примеры дают представление о штрихах и линиях, сделанных разными карандашами. Глядя на них, по очереди берите свои карандаши и смотрите, какие штрихи вы можете получить, работая тем или иным карандашом. Наверняка вам не только захочется попробовать каждый карандаш и открыть для себя новые возможности для рисования, вы вдруг обнаружите, что у вас повысилось «чувство карандаша». Мы как художники чувствуем материал, которым пользуемся, и это влияет на произведение.
Материалы и примеры штрихов и линий.
ТВЕРДЫЙ КАРАНДАШ
Твердым карандашом можно нанести штрихи, которые почти не отличаются друг от друга, разве что длиной. Тон обычно создается штриховкой перекрестными линиями. Твердые карандаши обозначаются буквой Н. Как и мягкие, они имеют градацию твердости: НВ, Н, 2Н, ЗН, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н и 9Н (самый твердый).
Твердыми карандашами обычно пользуются проектировщики, архитекторы и специалисты, создающие точные чертежи, для которых важны тонкие аккуратные линии, как при создании перспективы или других систем проекций. Хотя штрихи, наносимые твердым карандашом, мало отличаются друг от друга, они могут быть очень выразительными. Тон, как и мягким, можно создать твердым карандашом, штрихуя перекрестными линиями, хотя в результате мы получим более тонкий и более формальный рисунок.
СИСТЕМЫ ПРОЕКЦИЙ Д ЛЯ ТВЕРДЫХ КАРАНДАШЕЙ
Твердые карандаши идеально подходят для создания чертежей. Как мы уже говорили, такие чертежи обычно выполняют инженеры, проектировщики и архитекторы. Готовые чертежи должны быть точными, на них следует указывать размеры, чтобы исполнители, например мастера, следуя указаниям, могли создать объект по проекту. Чертежи могут быть выполнены с использованием разных систем проекций, начиная с плана на плоскости и заканчивая изображениями в перспективе.
ШТРИХИ ТВЕРДЫМ КАРАНДАШОМ
Я не привожу примеры штрихов, наносимых карандашами 7Н - 9Н.
МЯГКИЙ КАРАНДАШ
Мягкий карандаш обладает большими возможностями для тонировки и передачи фактуры, чем твердый карандаш. Мягкие карандаши обозначают буквой В. Карандаш с маркировкой НВ представляет собой нечто среднее между твердым и мягким карандашом и является основным средством между карандашами с крайними свойствами. В диапазон мягких карандашей включаются карандаши НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, бВ, 7В, 8В и 9В (самый мягкий). Мягкие карандаши позволяют художнику выразить свои идеи благодаря тонировке, воспроизведению фактуры, наложению штриховки и даже простым линиям. Самые мягкие карандаши можно использовать для тонировки группы предметов, хотя в целом я считаю, что в этом случае удобнее пользоваться графитной палочкой. Все зависит от того, на какую поверхность нужно наложить тон. Если это небольшой рисунок, например на бумаге формата АЗ, то, вероятно, больше подойдет мягкий карандаш. Но если вы хотите наложить тон на рисунок большего формата, я посоветовал бы вам пользоваться графитной палочкой.
Единственным мягким карандашом, удобным для выполнения рисунков, требующих высокой точности, - пальма первенства, конечно, за твердым карандашом, - является карандаш с зажимаемым тонким грифелем.
ДРУГИЕ ТИПЫ КАРАНДАШЕЙ
Помимо карандашей, описанных выше, существуют и другие карандаши, представляющие гораздо больше возможностей для экспериментов и открытий в области рисования. Вы найдете эти карандаши в любом магазине, продающем товары для художников.
|
- Карандаш, помещенный в оправу из скрученной бумаги, - графит в оправе из скрученной бумаги, которую отворачивают, чтобы освободить грифель.
- Поворотный карандаш - выпускается во многих видах, с самыми разными механизмами, открывающими острие графита.
- Карандаш с зажимаемым грифелем - карандаш для эскизов с очень мягким топким или толстым грифелем.
- Стандартный толстый черный карандаш, в течение многих лет известный как «Черный красавец».
- Плотницкий карандаш - используется столярами и строителями для нанесения размеров, записей и набросков новых идей.
- Графитный карандаш или палочка. Этот карандаш представляет собой твердый графит примерно той же толщины, что и обычный карандаш. Тонкая пленка, закрывающая острие с внешней стороны, отворачивается, открывая графит. Графитная палочка представляет собой более толстый кусок графита, подобно пастели, обернутый в бумагу, которая снимается по мере необходимости. Это универсальный карандаш.
- Акварельный эскизный карандаш - это обычный карандаш, но если опустить его в воду, то может использоваться как акварельная кисть.
Что такое графит.
Графит - это вещество, из которого делают грифели карандашей, но существующий в природе графит не помещают в деревянную оправу. Графит, добываемый в разных месторождениях, различается толщиной и различной степенью твердости/мягкости. Как видно из рисунков, графит не предназначен для создания детальных рисунков. Он больше подходит для набросков экспрессивного характера, графитом удобно работать вместе с виниловым ластиком.
Графитным карандашом можно делать быстрые, тяжеловатые, драматичные зарисовки, где используются энергичные линии, большие области темных тонов или интересные фактурные штрихи. Такой способ рисования хорошо передаст настроение, но совершенно не подходит для выполнения чертежей. Графитом лучше рисовать большие рисунки: причины этого понятны всем. Графит является универсальным средством, и прежде чем вы начнете им работать, узнайте побольше о его свойствах и особенностях. Так как он не имеет наружной оправы, можно полностью использовать его боковые поверхности. У нас нет такой возможности, когда мы рисуем карандашом. Вы будете приятно удивлены, когда увидите, чего можно достичь, рисуя графитом. Лично я если рисую в свободной и динамичной манере, то всегда использую графит. Если вы в такой манере тоже будете рисовать графитом, то, без сомнения, достигнете больших успехов.
РИСОВАНИЕ МЯГКИМИ КАРАНДАШАМИ И ГРАФИТОМ
В отличие от твердого карандаша, мягким карандашом и графитом можно делать более толстые штрихи и создавать широкий тоновой спектр - от глубокого черного до белого. Мягкий карандаш и графит позволяют делать это быстро и эффективно. Мягким, достаточно острым карандашом можно передать и контур предмета, а также его объем.
Рисунки, выполненные этими средствами, более экспрессивные. Они связаны с нашими чувствами, представлениями, впечатлениями и мыслями, например, это могут быть наброски в блокноте, как результат наших первых впечатлений об объекте. Они могут быть частью нашего визуального наблюдения и записей. Рисунки передают изменение тона в процессе наблюдения, либо благодаря творческой фантазии, либо выражают поверхность фактуры. Эти рисунки могут также произвольно объяснять или выражать экспрессию - то есть они сами могут быть произведениями изобразительного искусства, а не заготовками для будущей работы.
Ластик усиливает действие мягкого карандаша. Мягкий карандаш и ластик позволяют добиться большей выразительности рисунка. Ластик, используемый вместе с твердым карандашом, чаще всего служит для исправления ошибок, а в качестве дополнения к мягкому карандашу и углю является средством создания образа.
Можно добиться разных результатов, если при работе мягким карандашом и графитом по-разному нажимать на них. Нажим позволяет преобразить изображение, либо изменяя тон, либо делая штрихи более весомыми. Посмотрите на примеры градаций тона и попытайтесь сами поэкспериментировать в этом направлении. Изменяя нажим на карандаш, попытайтесь изменить максимальное количество изображение, используя различные движения.
Что такое ластики.
Как правило, мы впервые знакомимся с ластиком, когда нужно исправить ошибку. Мы хотим стереть то место, где допущена ошибка, и продолжить рисовать. Поскольку ластик ассоциируется с исправлением ошибок, мы довольно отрицательно относимся к нему и его функциям. Ластик кажется неизбежным злом, и чем больше он стирается от постоянного использования, тем чаще мы считаем, что ом не отвечает нашим требованиям. Пора пересмотреть роль ластика в нашей работе. Если умело пользоваться ластиком, он может оказаться самым полезным предметом при рисовании. Но сначала нужно отказаться от мысли, что ошибки - это всегда плохо, ведь на ошибках учатся.
Выполняя эскиз, многие художники обдумывают процесс рисования или решают, как будет выглядеть рисунок. Эскизы могут оказаться ошибочными, и их нужно исправлять в процессе работы. Такое случалось с каждым из художников - даже с такими великими мастерами, как Леонардо да Винчи и Рембрандт. Пересмотр представлений почти всегда является частью творческого процесса, он заметен во многих работах, особенно в набросках, где художники разрабатывают свои идеи и замыслы.
Желание стереть целиком погрешности в работе и начать рисовать снова - одна из распространенных ошибок начинающих художников. В результате они делают еще больше ошибок или повторяют прежние, что вызывает чувство неудовлетворенности, приводящее к ощущению неудачи. Когда вы вносите исправления, не стирайте первоначальные линии до тех пор, пока вас не устроит новый рисунок и вы не почувствуете, что эти линии лишние. Мой совет: сохраняйте следы исправления, не уничтожайте их полностью, поскольку они отражают процесс ваших размышлений и уточнение замысла.
Другая положительная функция ластика - воспроизводить области света в тоновом рисунке, выполненном графитом, углем или тушью. Ластик можно использовать для придания экспрессивности штрихам, подчеркивающим фактуру, - ярким примером такого подхода служат рисунки Фрэнка Ауэрбаха. В них техника «тонкинга» является примером использования ластика для создания ощущения атмосферы.
На рынке представлены многие виды ластиков, с помощью которых удаляются следы всех веществ, которыми работает художник. Ниже перечислены виды ластиков с указанием их функций.
Мягкий ластик («клячка»). Обычно используется для рисунков углем и пастелью, но ему можно найти применение и в рисунке карандашом. Этому ластику можно придавать любую форму - это его основное достоинство. Он помогает выработать позитивный подход к рисованию, поскольку предназначен привносить новое в рисунок, а не уничтожать сделанное.
|
- Виниловый ластик. Обычно им стирают штрихи углем, пастелью и карандашом. Его можно использовать также для создания некоторых видов штрихов.
- Индийский ластик. Используется для удаления штрихов, нанесенных световым карандашом.
- Чернильный ластик. Очень трудно полностью удалить штрихи, сделанные чернилами. Ластики для удаления чернил и машинописного текста выпускаются в виде карандаша или имеют круглую форму. Можно пользоваться комбинированным ластиком, один конец которого удаляет карандаш, другой - чернила.
- Очистители поверхности, а именно скальпели, бритвенные лезвия, пемза, тонкая стальная проволока и наждачная бумага, используются для удаления неподатливых следов туши на рисунках. Очевидно, что, прежде чем пользоваться этими средствами, нужно убедиться, что ваша бумага достаточно плотная, чтобы можно было снять ее верхний слой и не протереть до дыр.
- Средства, наносимые на бумагу, такие, как корректирующая жидкость, титановые или китайские белила. Неверные штрихи замазывают непрозрачным слоем белил. После их высыхания по поверхности снова можно работать.
Меры безопасности художника.
Работная с материалами, не забывайте о мерах безопасности. Осторожно обращайтесь со скальпелями и лезвием бритвы. Не оставляйте их открытыми, если ими не пользуетесь. Узнайте, не токсичны ли и не горючи ли используемые вами жидкости. Так, нанесение белил - очень удобный и дешевый способ удаления чернил, в основе которых вода, но белила ядовиты, и пользоваться ими нужно, соблюдая осторожность.
Пемза используется для удаления трудно стираемых штрихов. Однако пользоваться пемзой следует осторожно, так как она может повредить бумагу. Бритвенное лезвие (или скальпель) позволяет соскрести штрихи, которые нельзя удалить другими средствами. Ими можно пользоваться в случае крайней нужды, потому что, удаляя лишние штрихи, вы можете
Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши. Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них. Читайте также: Как точить карандаши Какие бывают карандаши? Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов - «кара» и «даш» (черный камень). Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости. Начнем! Павел Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX–начала XX века, советовал для начала отложить в сторону краски и тренироваться рисовать «карандашом по крайней мере год времени». Великий художник Илья Репин никогда не расставался с карандашами. Рисунок карандашом - это основа любой картины. Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами - три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света. Жесткость грифеля Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается. Обозначение жесткости В России шкала твердости выглядит так: М - мягкий; Т - твердый; ТМ - твердомягкий; Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия): В - мягкий, от blackness (чернота); H - твёрдый, от hardness (твёрдость); F - это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point - тонкость) HB - твердо-мягкий (Hardness Blackness - твердость-чернота); В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел: - соответствует B - мягкий; - соответствует HB - твердо-мягкий; ½ - соответствует F - средний между твердо-мягким и твердым; - соответствует H - твердый; - соответствует 2H - очень твердый. Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться. В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий). Мягкие карандаши Начинаются от B до 9B. Самый часто используемый при создании рисунка карандаш - HB. Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B. Твердые карандаши Начинаются от H до 9H. H - твердый карандаш, отсюда - тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах. Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны - птиц, зайцев, кошек, собак. Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша. Штриховка и рисование Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси. Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким. Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш. При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее. Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта. Графитовый грифель карандаша - хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию. Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом. Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии. Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает. Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным. Оправы карандашей Конечно, классический вариант - это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой - такие карандаши легко сломать,если положить в карман или неудачно уронить. Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы.