Почему салтыков щедрин обращается к жанру сказок. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры - в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова - крепись, а давши - держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. д. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Меню статьи:

Михаила Салтыкова-Щедрина считают одним из великих русских сатириков. Писатель – своей жизнью и талантом – доказывал необходимость борьбы за свободу обычных людей. Прежде всего – свободу от рабства, от крепостнического строя. Так что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры, высмеивания пороков социума. Писатель критиковал абсолютизм, крепостной гнет. В 1861 году по Российской империи прогремела реформа: крепостные якобы получили свободу. Но на деле осталась масса пережитков былого порядка. Эти пережитки встречались не только в общественных обычаях, нормах, но и в сознании людей. Бывшие крепостные оставались такими же покорными, трусливыми и безвольными, отдаваясь на волю эгоизма своих угнетателей.

Детальнее о сатире русского писателя

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.

Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».

О чем рассказывают сказки?

Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.

Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.

Герои повести и события

Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям

Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.

Выводы из сказки

Образ народа в сказках русского автора

Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.

Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.

Актуальны ли сказки сегодня?

Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.

Почему сказки – уникальны?

При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.

Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям

Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.

История рождения сказок

Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.

Тематическое своеобразие сказок

Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.

В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.

Темы сказок разнообразны, однако посыл автор во всех текстах одинаков: принципиальное различие, непримиримость интересов работающих людей и господ, эксплуатирующих народ. Ирония – острое оружие автора. Салтыков-Щедрин выводит в своих произведениях образы других писателей, философов, которые мечтают о бескровном решении проблем общественного неравенства.
Резюмируем темы, которые затрагивает сатирик:

  • описание нерадивых правительственных групп, господ, эксплуатирующих народ;
  • образ жизни русских крестьян;
  • сатира, обличающая пороки и поведение, психологию мещан, а также либералов-интеллигентов;
  • ирония, насмешка над индивидуалистической моралью, а также внимание к пропаганде новых нравственных ориентиров.

«Карась-идеалист»

Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.

Художественные приемы сказок

Сатира

Автор активно пользуется художественными приемами сатиры. Это сатирическая типизация. Читатель найдет здесь фантастику, гротеск в паре с гиперболой. В тексте появляется и аллегория. Это основные приемы, используемые писателем.

Олицетворение

Обращение к образам животных – типичный прием, который мы находим в сказках, притчах и баснях. И это не случайность. Заяц пишет в газетную колонку, медведь путешествует и ездит по командировкам, а рыбы спорят о политике и реформах. Образы этих героев не отличаются условностью, это полноценный художественный образ. Автор сосредотачивает внимание на свойствах, на облике персонажей, на повадках.

Контрастность

Другой популярный метод русского писателя – это противопоставление и контраст. Мужик противопоставляется генералам, богатые – бедным, хищники – добыче и т. д. Салтыков-Щедрин часто изображает идейную полемику, спор между персонажами. Диалоги даже составляют содержание некоторых отдельных текстов, которые суть – один разговор героев. В этом контексте можно вспомнить проанализированного нами выше «Карася-идеалиста».

Символичность

Еще один распространенный прием называется символикой. Этот прием обладает эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, вспоминается пейзаж – мощный символ из сказки о «Коняге».

Ирония

Конечно же, в сказках не обошлось без иронии. Салтыков-Щедрин – признанный мастер иронии, и это отличает, пожалуй, все произведения этого автора, а не только сказки. Ирония предполагает своеобразный юмор, пусть и немного злобный. О юморе любопытно писал Белинский. Например, гоголевский юмор критик считал спокойным даже в раздражении и возмущении, добрый, даже если лукавый. А вот юмор нашего автора сказок критик находил грозным, открытым, желчным, ядовитым и беспощадным.

Политические сказки

Итак, Салтыковым-Щедриным было создано новое явление. Писатель – изобретатель нового жанра – политической сказки. Богатая галерея героев произведений сатирика представляет реалии российского общества времен реформы. Салтыков-Щедрин – это анатом от литературы, который препарирует социальные реалии, классы, разрезает и изучает патологии дворян, буржуа, мещан, бюрократов, интеллигентов…

О политической сатире писателя отзывался, в частности, Тургенев:

В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы…

Политическая сатира автора похожа на басню. Салтыков-Щедрин тоже снабжает свои тексты (в конце) моралью-выводом. Герои сказок проявляют признаки статичности, воплощая те или иные пороки, отрицательные черты людей. Обычно в произведениях нет положительного персонажа как такового. Но есть в этих сказках и отличие от обычной нравоучительной басни, популярной в эпоху Просвещения. Это реализм текстов Салтыкова-Щедрина, отображение злобы дня. Вот как писал об этом сам

Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности…

Творческая манера автора

Писатель отличается уникальной творческой манерой. Он укрупненно, заостренно изображает действительность, обнажает скрытый «механизм» реальности. Автор уделяет внимание единству обыденности и чуда, социального начала и фантастики. Жгучая ирония, сердечная боль и ярый гнев пронзаю все тексты сатирика. Автор – исследователь, потому что старается познать глубину и полноту жизни – под микроскопом.

О либералах и обывателях

Время, когда жил Салтыков-Щедрин, отличилось разгулом либеральных настроений. Эти настроения превратились в основу общедемократического движения XIX столетия. Сам писатель тоже поддерживал подобные идеи, выступая против самодержавной власти. Но во время революции 1905 года эта форма российского либерализма показала свою нежизнеспособность. Революция 1917 года же тотально доказала бесплодность попыток либералов. Писатель, предчувствуя грядущее, обличает половинчатость идей либералов, бесхарактерность, соглашательство, ведомость Европой – черты российских либералов из интеллигенции. Даже сказку, отражающую эту критику, автор назвал «Либералом». Об этом тексте в свое время отзывался даже Ленин:

Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»…

Таким образом, писатель продолжает традиции своих коллег, которые тоже обличали эгоистичные, трусливые характеры русских либералов. Это делал, например, Тургенев, писавших о похожих вещах в «Отцах и детях». Либерализм – это страна упущенных возможностей, вселенная замков из песка. В этом контексте можно вспомнить мнение Чехова, совпадающее с позицией Салтыкова-Щедрина:

Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр…

«Премудрый пескарь»

Это философская сказка, где писатель рассуждает о вечных вопросах: о смысле жизни, о предназначении личности, об идеалах, о том, как стоит жить в целом. Вот читатель видит мелкую, жалкую рыбешку, беспомощную и трусливую – это образ мещанина, обывателя. Человек буквально наделяется чертами рыбы. А мы ведь все помним известную присказку: «ни рыба ни мясо». «Пескарь» является художественной формулой, выразителем породы обывателей. Для Салтыкова-Щедрина сущность обывателей выражается короткой формулой:
Жил – дрожал и умирал – дрожал…

О бюрократах и народе

Писатель кричал – в своих текстах – о том, что примирить социальные противоречия невозможно. Необходимо разрушить иллюзии о добровольности, бескровности, легкости социальных трансформаций, реформ. Чиновник, бюрократ привык эксплуатировать, а народ – привык проявлять свою рабскую, покорную натуру. Ни тот, ни другой не станут изменять себе. Общество – это мир социальных стигм и стереотипов.

«Медведь на воеводстве»

Показательный пример – сказка о медведе. Здесь писатель яростно критикует монархические устои Российской империи. Медведи используются монархом-львом в борьбе с «внутренними супостатами», то есть с народом. Таким образом, бюрократы предстают преданными, бездумными слугами царя. Борьба оборачивается на практике разнообразными злодействами: поеданием чижей, воровством домашнего скота… Однако не все медведи позволяли себе злодействовать. Один из героев – приверженец либерализма – пошел путем реформ. И за это крестьяне его благодарили, но в итоге все равно отомстили и ему тоже, учинив расправу. Так автор показал, что волнения народа происходит не только из-за произволов чиновников, но также по причине порочности самой системы. Впрочем, люди и сами часто не прочь себя околпачить, попадаясь на удочку обещаний.

О нравственных добродетелях

Салтыков-Щедрин, тем не менее, пишет не только о негативных вещах. Писатель обращает внимание и на добродетели. Что больше всего ценит автор? Мир, в котором правит совесть рука об руку со справедливость, – вот идеал автора сказок. Человек зависит от собственной жизненной позиции, а также должен выстраивать соответствующее мировоззрение.

Таким образом, положительные идеалы – тоже не редкость для текстов сатирика. Даже когда совесть выбрасывают, как отжившее свое ветошь, автор надеется, что в невинных детях эта добродетель еще найдет своих защитников. Посмотрим на цитату из произведения «Пропала совесть»:

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка <…> А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика

Радькова Юлия Николаевна,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели : формировать умение выполнять анализ сатирической сказки; научить различать приёмы «эзопова языка»; рассмотреть идейное и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; формировать общекультурную эрудицию.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «Неприятная история, - записывал в апреле 1848 года в дневник Нестор Васильевич Кукольник, чиновник для особых поручений при военном министре и одновременно известный писатель. - Приказано арестовать чиновника… за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства, в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению революционных идей, потрясших всю Западную Европу. Это слова государя…» Речь шла о М.Е.Салтыкове (1826 - 1889).

Он окончил Царскосельский лицей, где некогда учился Пушкин. С января 1844 года лицей перевели в С.-Петербург, он стал называться Александровским. Салтыков был выпускником первого петербургского курса. Каждое новое поколение лицеистов возлагало надежды на кого-нибудь из учеников как на продолжателя поприща своего знаменитого предшественника. Одним из таких «кандидатов» был и Салтыков. Ещё в лицейские годы его стихи печатались в журналах. Теперь же он вызвал своими произведениями царский гнев и был отправлен в ссылку в Вятку (ныне Киров). «Вятский плен», как Салтыков назвал своё семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой. Провинциальная жизнь со «сплетнями», «шпионством и гадостями», на которые жаловался писатель в письмах, с пустым времяпрепровожде-нием за вином и картами обступала новичка и, как трясина, грозила поглотить его. Но она же отрез-вляла от почерпнутых из книг иллюзий, сталкивала на службе и в быту со множеством различных людей: чиновниками, купцами, помещиками, крестьянами, раскольниками-староверами. Эти наблю-дения положили основание тому единственному «капиталу», который Салтыков скопил за жизнь, - великолепному, доскональному знанию России и её народа.

Писатель вернулся из ссылки в 1856 году, в этом же году началась публикация «Губернских очер-ков» под псевдонимом Н.Щедрин - так и родилась двойная фамилия С. - Щ. Литературный труд он сочетал с государственной службой: в Петербурге некоторое время занимал должность в Министер-стве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже - председателем казён-ных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничест-вом и защищая интересы крестьян, Салтыков везде выглядел белой вороной. На него сыпались доно-сы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспье-ром». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.

Вернувшись в Петербург, С.-Щ. всю свою энергию отдаёт литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Некрасова в журнале «Отечественные записки». Творческая манера Щ., его писательский темперамент и талант полемиста оказались на редкость кстати в ту бурную, стремительно менявшуюся эпоху. Испытывая постоянный цензурный гнёт и как писатель, и как редактор «Отечественных записок», С.-Щ. был вынужден прибегать к всевозможным ухищрени-ям, чтобы выразить свою «крамольную» мысль. Одним из таких ухищрений стало обращение к жанру сказки. Именно сказка стала вершинным жанром в творчестве писателя, вобрав в себя его многолетние наблюдения и размышления, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступ-ной форме.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Первые произведения будущего цикла «Сказки для детей изрядного возраста» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть») появляются на страницах журнала «Отечественные записки» в феврале 1869 года. В 80-е годы Салтыков-Щедрин за короткий срок создаёт книгу сказок (около 30), но обращение писателя к этому жанру нельзя объяснять только произволом цензуры: более важными оказались содержательные возможности сказок, понятных и близких простому читателю. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Кто же эти дети, как вы думаете?

Это взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.

Однако обмануть цензуру, спрятавшись за жанровыми особенностями сказки, С.-Щ. надолго не удалось: сказки регулярно изымались из печати, а один из цензоров, Лебедев, сказал: «То, что г. С-в называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства».

Условно все сказки С.-Щ. можно разделить на 4 тематические группы:

1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)

2)Тема либеральной обывательской интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист» и др.)

3)Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Дурак» и др.)

4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).

Самая крупная мишень щедринской сатиры - государственная власть в её отношении к человеку. В сказке «Медведь на воеводстве» (1884) развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Для успокоения «лесной челяди» и усмирения «внутренних супостатов» в лесную жизнь последовательно вторгаются Топтыгины - воеводы, назначенные самим Львом. Расскажите об их правлении.

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачи-вать… но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопроли-тий», «не был зол, а так, скотина». Он задумал «именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему… среди полянки спать лечь». «Под утро… случилось мимо той полянки лететь Чижику», который подумал, «что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел». А Топтыгин «сгреб грубияна в лапу, да, не рассмотревши с похмелья, взял и съел». «Сначала о поступке Топтыгина говорили с негодованием (за родную трущобу стыдно); потом стали дразниться; сначала дразнили окольные, потом начали вторить и дальние; сначала птицы, потом лягушки, комары, мухи. Все болото, весь лес». Чтобы об этом перестали говорить, по совету Осла, Топтыгин «особливое кровопролитие» учинил: «напал на стадо баранов и всех до единого перерезал. Потом бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял. Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил», но Лев «приказал отчислить его по инфантерии».

Топтыгин 2-й «был умнее своего тезки …он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию… Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…Тогда майор спросил, нет ли в лесу…университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил…Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать», но оказалось, что тот умер. Тогда «выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец», но этого показалось ему мало, и Топтыгин решил двор по бревну раскать, полез на крышу, но не рассчитал, «что матица-то гнилая была» и провалилась. «Повис майор на воздухе…Облапил обломок бревна и заревел.Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной… поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало… Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы».

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. «Прибыл он в трущобу на своих на двоих — очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег. Долго он таким образом лапу сосал и даже настоящим образом в управление вверенной ему трущобой не вступал». Только однажды влез на самую высокую сосну и оттуда не своим голосом рявкнул, но лесные обитатели сказали только: «Чу, Мишка ревет! гляди, что лапу во сне прокусил!» Топтыгин опять залез в берлогу, «чтоб до чего-нибудь настоящего додуматься. И додумался» до теории «неблагополучного благополучия». Он «решился выходить из берлоги только для получения присвоенного содержания. И затем все пошло в лесу как по маслу. Майор спал, а мужики приносили поросят, кур, меду и даже сивухи, и складывали свои дани у входа в берлогу. В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал». Так пролежал Топтыгин 3-й в берлоге многие годы. «И так как лесные порядки ни разу в это время нарушены не были и так как никаких при этом злодейств, кроме «натуральных», не производилось, то и Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники и наконец...Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».

Политический смысл сказки был понятен современникам писателя: сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

В 1883 году писатель создаёт сказку «Премудрый пискарь. В стране - реакция и террор. В нравст-венную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие, и это не может не волновать С.-Щ., который замечает: «Уж очень худое время наступает». Писатель обраща-ется к широкой картине современной ему жизни и изображает её в виде многоликого рыбьего царст-ва, где действует тот же закон сильного. Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой - дума о себе?

Как вы понимаете смысл заглавия этой сказки? Что означает эпитет «премудрый»?

В чём проявляется «премудрость» пискаря?

Не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: «для того чтобы выжить, нужно стараться … не жить!» Прозябание в норе - верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох.

Вся нелепость, абсурдность «премудрой» философии отчётливо проступает в сравнении двух судеб: если наставления старика отца подкреплены реальным жизненным опытом (в детстве он даже едва не угодил в уху), то молодой пискарь испытывает страх прежде опыта и в итоге вовсе отказывается от этого опыта. Если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пискаря» уже трудно назвать жизнью. Его цель - «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что делает пискарь, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Каков же итог жизни «премудрого пискаря»?

Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пискаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

«Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит. А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживится, а зимой перевозит на базар "произведения" и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают; а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел. Худое Конягино житьё… Работой исчерпывается весь смысл его существования».

Кто такой Пустопляс? Расскажите предание о родстве Коняги и Пустопляса.

«Коняга и Пустопляс - одного отца дети. Жил, во времена оны, старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежливый и чувствительный, а Коняга - неотесан-ный и бесчувственный. Долго терпел старик Конягину неотесанность, долго обоих сыновей вел ровно, как подобает чадолюбивому отцу, но наконец рассердился и сказал: "Вот вам на веки вечные моя воля: Коняге - солома, а Пустоплясу - овес". Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу привели в хлев и бросили охапку прелой соломы: "Хлопай зубами. Коняга! А пить - вон из той лужи".

Почему же вдруг решил Пустопляс проведать Конягу? Какое открытие он сделал?

"Надоело, говорит, мне стойло теплое, прискучила сыта медовая, не лезет в горло пшено ярое». «Смотрит - ан братец-то у него бессмертный! Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля ни взгляни, везде все братец орудует…Стало быть, добродетель какая-нибудь в нем есть, что палка сама об него сокрушается, а его сокрушить не может!»

Какие же предположения об источнике живучести коняги выдвигают пустоплясы?

Одни говорили: «…в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось», другие возражали: «Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!», третьи считали: «совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что он "настоящий труд" для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личною совестью и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!», а четвертый присовокуплял: «Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. …Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает».

Коняга - символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных эксплуатацией. Разговоры пустоплясов сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в 80-е годы 19 века (либералы, славянофилы, народники, угнетатель).

Сказки Салтыкова-Щедрина - политические сказки-сатиры, характерные черты которых:

Связь с УНТ (писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, пословицы и поговорки);

Аллегоричность, политическая острота, сочетание реального и фантастического;

В основе сказок - антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.

Насколько сильным «орудием» стали сказки М.Е Салтыкова-Щедрина?

Актуальны ли сказки «великого сатирика»?

Использованная литература

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Разделы: Литература

Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

Эпиграф:

Сатира провожает в царство теней всё отжившее…

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.

А.В.Луначарский

Оборудование: сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал к план анализа произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

II. Актуализация знаний.

Что же такое сказка?

Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Что такое сатира?

Ответы учащихся:

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.

В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.

К жанру сказки в своём творчестве Салтыков-Щедрин обращался дважлы: 1-й раз – в 1869 г., 2-й раз – в 80-е годы. У сказок разные адресаты и проблематика. Всего у Салтыкова-Щедрина 32 сказки. В 1869.г. на страницах журнала “Отечественные записки” Щедрин приступил к публикации цикла “Для детей”. Начало сказочному циклу положили

  1. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
  2. “Пропала совесть”.
  3. “Дикий помещик”.

Эти три произведения писатель сопроводил заявлением: “Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения…”. Однако они вышли за границы детской тематики, и Щедрин решил, что большие возможности для художественного решения общественных вопросов даёт жанр сатирической сказки.

В последнее десятилетие своей жизни (1882-1886 гг.) Салтыков-Щедрин написал 29 сказок, объединив их в книгу “Сказки для детей изрядного возраста”. Расцвет жанра сказки не случайно приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому читателю. Адресат сказок, по определению автора - дети изрядного возраста, то есть те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на нелицеприятную действительность.

Цензор Лебедев, прочитав “Сказки” Щедрина, написал: “Намерение господина Салтыкова издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…”.

Цензура запретила издание сказок, цель которых – пробудить народ, но они дошли до читателя.

III. Создание проблемной ситуации.

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина.

Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей.

IV. Работа в группах (исследование).

В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, писатель развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного самым широким слоям русского общества.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

Общее задание: подобрать из самостоятельно прочитанных сказок одну, соответствующую названным группам, и исследовать ее.

Учащиеся предложили для исследования:

1 группа – “Медведь на воеводстве”.

2 группа – “Самоотверженный заяц”.

3 группа – “Карась – идеалист”.

4 группа – “Христова ночь”.

План анализа сказки.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки.

3. Художественное своеобразие сказки.

4. Особенности языка.

5. Значение сказки.

6. Создание иллюстрации к данной сказке.

7. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.

V. Итог исследования – выступление групп.

VI. Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.

VII. Итог урока.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках, как и во всем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина, противостоят 2 социальные силы: трудовой народ, который выступает под масками беззащитных зверей и птиц, и эксплуататоры - в образе хищников. Автор вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина - особый жанр, вбирающий в себя

фольклорную традицию (зачины, присказки, поговорки, постоянные эпитеты) и авторские приёмы сатирического письма (памфлетность, “вечность” тематики, современные аналогии, смешение реального и фантастического, ирония, абсурд, “говорящая” символика, аллегоричность). Сатирическая сказка, близкая к басне, анекдоту, притче, легенде, явилась для Щедрина “гибким “жанром, ориентированным на самую широкую читательскую аудиторию и укорененным в отечественной словесной культуре.

Салтыкова-Щедрина трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок - законченное и совершенное произведение.

- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?

(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).

- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).

- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках, сказках нового времени?

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.

Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину.

Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и нравов, присущих обществу.

В «Сказках для детей изрядного возраста » содержится критика самодержавия, они служат орудием борьбы с ним. В основу его порой нереальных и уродливо-комических образов заложен истинно народный взгляд на порядки и образ жизни правящего класса. Фантастика, присущая сказке, в союзе с гротеском становится настоящей хозяйкой написанных произведений Салтыкова-Щедрина. На такой основе определяется главное качество щедринского таланта – способность соединить в едином образе несоединимое.
Темы сказок многообразны и широки: писатель обличает не только безнравственность самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь» ), но и выступает против дворянского властолюбия («Дикий помещик» ). Подвергаются жесткой критике и высмеиванию взгляды сторонников либерализма («Карась-идеалист» ), против равнодушия и черствости чиновников направлена сказка «Праздный разговор» .

В книге представлены самые разные образы: от помещиков до царей. Автор показывает их беспомощность, глупость, высокомерие. К примеру, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» , используя едкую иронию, Салтыков-Щедрин говорит: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали ”. И мы понимаем, что пресловутые генералы – трутни, привыкшие жить чужим трудом и к тому же не отличающиеся умом. И не попади русский мужик вместе с генералами на остров, пропали бы бедняги с голоду. А мужик – умница. Все он умеет: и охотиться, и еду в пригоршне готовить. Не ропщет мужик, всем доволен: сам вьет веревку, которой его привяжут к дереву. Выбрав для себя кислое яблоко из собранных для генералов спелых, он радуется тому, что господа “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались” . Намек писателя понятен: помещики жестоко эксплуатируют труд крестьян. Все, что они имеют, отнято у народа, в том числе и свобода. Сказка отличается быстрой сменой событий, динамикой сюжета.

Идея сказки «Медведь на воеводстве» в том, что в бедственном положении народа виновен самодержавный строй в целом, а не отдельные его представители. Медведь бесчисленными погромами довел крестьян до крайности: они сажают его на рогатину и сдирают шкуру. Основной прием, используемый Салтыковым-Щедриным в сказках, аллегория. Символична расправа с Медведем. Так автор призывает народ к борьбе за свою свободу.

Еще одна сказка «Коняга» также поднимает тему народа и его покорности, нежелания бороться. От остальных сказок она отличается тем, что в ней нет движения. Сказка «Коняга» считается одним из самых мощных произведений, изображающих кабальное положение крестьянства в монаршей России. Собирательный образ коняги-труженицы олицетворяет закабаленный и бесправный народ. Трагедия миллионов мужиков нашла отражение в сказке. «Замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой предстает коняга перед читателями. В каждой строке читается сочувствие и скорбь о бесправном народе. Автор глубоко переживает, для него мучительно больно осознавать, что будущее и судьба народа подвластны правителям-самодурам.

С помощью фантастических элементов, иносказаний, приемов фольклора и сатирического гротеска Салтыков-Щедрин поднимает наиважнейшие политические проблемы и темы, касающиеся будущего страны. Являясь защитником передовых идеалов своего времени, сатирик выступает и защитником интересов народа. Он обогатил сюжеты народных сказок иным содержанием и придал жанру сказки воспитательный акцент, пропагандируя гражданские чувства и уважение к простому человеку-труженику. Произведения писателя актуальны и в наше время. Не зря через пятьдесят лет после появления «Сказок» величайший народный писатель М.Горький высоко оценил наследие Салтыкова-Щедрина, сказав: «Необходимо знать историю города Глупова - это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина - самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»



Рассказать друзьям