Почему сунниты и шииты не могут жить дружно. История возникновения и основные догматические направления суннитов в исламе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Раскол мусульман на шиитов и суннитов произошел не вчера. Уже тринадцать веков существует это разделение в одной из самых распространенных мировых религий — исламе.

Причиной возникновения двух мусульманских лагерей стали, как это ни прозаично, не различия в веровании, а политические мотивы, а именно борьба за власть.

Все дело в том, что после окончания правления последнего из четырех халифов Али, возник вопрос, кто займет его место.

Одни считали, что во главе халифата может стать только прямой потомок Пророка, который примет в наследство не только власть, но и все его духовные качества, будет чтить традиции и станет достойным последователем своих предков. Их назвали шиитами, что в переводе с арабского означает «власть Али».

Другие были не согласны с исключительной привилегированностью кровных последователей Пророка. По их мнению, во главе халифата должен быть избранный большинством член мусульманской общины. Свою позицию они объясняли выдержками из сунны, книги, содержащей в себе слова Пророка, а также его последователей. Именно эта их обращенность к сунне стала причиной возникновения названия «сунниты».

Распространение

Суннизм и шиизм являются самыми многочисленными ответвлениями ислама. Причем суннитов в мире примерно миллиард и сто миллионов, в то время как шиитов только 110 миллионов, что составляет всего десять процентов мирового исламизма.

Больше всего шиитов в Азербайджане, Ираке, Иране, Ливане. Суннизм распространен в большинстве мусульманских стран.

Места паломничества

Существует предание, что халиф Али со своим сыном Хусейном нашли покой в Иракских Эн-Наджафе и Кербале. Именно сюда чаще всего приезжают помолиться шииты. Местами паломничества суннитов стали Мекка и Медина, которые находятся в Саудовской Аравии.

Мекка

Отношение к сунне

Существует мнение, что шииты отличаются от суннитов тем, что первые не признают сунну. Однако это мнение ошибочно. Шииты считаются с текстами сунны, но только с той ее частью, которая исходит от членов семьи Пророка. Сунниты признают также и тексты сподвижников Мухаммеда.

Исполнение обрядов

Всего в исполнении обрядов между суннитами и шиитами существует семнадцать отличий, основные из которых следующие:

  • во время чтения молитвы на специальный коврик шииты кладут кусок глиняной плиты, что символизирует их преклонение перед тем, что создано не человеком, а Богом
  • второе отличие содержится в тексте азана. Шииты при призыве на молитву добавляют к положенному тексту некоторые фразы, суть которых заключается в признании халифов как приемников Бога.

Культ имама

Для шиитов характерен культ имама, духовного лидера, являющегося прямым потомком Пророка Мухаммеда. Существует легенда, что двенадцатый по счету имам Мухаммад еще в отрочестве пропал при необъяснимых обстоятельствах. Его с тех пор никто не видел как живым, так и мертвым. Шииты считают его живым и находящимся среди людей. Именно он в один момент станет мусульманским лидером, мессией, который сможет установить на грешной земле Божие Царство и поведет за собой не только мусульман, но и христиан.

Выводы сайт

  1. Суннизм — наиболее многочисленное ответвление ислама, распространенное в большинстве мусульманских стран.
  2. Шииты считают, что истина принадлежит только прямым потомкам Пророка Мухамеда.
  3. Шииты ждут мессию, который предстанет в лице «скрытого имама».
  4. Помимо Корана сунниты признают сунну (предания о Пророке), а шииты – ахбар (весть о Пророке).

Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, - суннитами.

Таким образом, можно смело утверждать, что первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба - кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом - уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali - партия Али) и сунниты (Ahl Sunna - люди Cунны).

Принципиальное разногласие, как мы говорили выше, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам - это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов - двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

В современном мире шииты составляют примерно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран - 93,4%, Азербайджан - 70%, Ирак - 62%. Крупные общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%). Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, является, конечно же, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло радикальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать так называемый шиитский пояс Иран - Сирия - Ливан (Хезболла), вызвав обострение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой своим интересам в регионе. В основе столкновения ИРИ и КСА лежат сугубо экономические соображения. Однако обе стороны с самого начала разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.

Последние несколько столетий шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце XX столетия ситуация, к сожалению, изменилась, и теперь мы имеем эскалирующий конфликт, перешедший в резкую религиозно-племенную форму. Как мы уже обсудили выше, принципиальных непримиримых разногласий на самом деле между шиитами и суннитами нет. Свидетельством тому является в том числе и то, что на протяжении столетий в местах совместного проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают одни и те же мечети, а исторический опыт показывает, что, как только наблюдается начало шиито-суннитского конфликта в том или ином месте, тут же можно найти в непосредственной близости того, кто этот конфликт инспирировал отнюдь не в религиозных целях.

За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов - кто унаследовал божественные достоинства творца мира ?

  • Шииты . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию - в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины - символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники - только три раза.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat A li - партия Али ) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов :

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu"tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам - выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны - священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда человек.

Религиозные убеждения суннитов :

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада . Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада - Абу Бакра . Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка - Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты - одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира .

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь , ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман - Мекку . Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть .

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

Пожалуй, ни одна религия за свою историю не избежала раскола, приведшего к формированию новых течений внутри единого учения. Ислам не является исключением: в настоящее время насчитывается с полдесятка основных его направлений, возникших в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

В VII веке два варианта учения раскололи ислам: шиизм и суннизм. Произошло это из-за противоречий в вопросе передачи верховной власти. Проблема возникла практически сразу после смерти пророка Мухаммеда, не оставившего никаких распоряжений на данный счёт.

Вопрос власти

Мухаммед считается последним из ниспосланных людям пророков, которые устанавливали связь между небом и землёй, Богом и человеком. Поскольку в раннем исламе светская власть была практически неотделима от религиозной, обе эти сферы регулировались одним человеком - пророком.

После община раскололась на несколько направлений, по-разному решавших вопрос передачи власти. Шиизм предлагал наследственный принцип. Суннизм - это право голоса общины, избиравшей религиозного и светского предводителя.

Шиизм

Шииты настаивали на том, что власть должна переходить по праву крови, поскольку только родственник может прикоснуться к благодати, ниспосланной на пророка. Представители течения избрали новым имамом двоюродного брата Мухаммеда, возлагая на него надежды по восстановлению справедливости в общине. Согласно легенде, Мухаммед назвал шиитами тех, кто последует за его братом.

Али ибн Абу Талиб правил всего пять лет и не смог за это время достичь заметных улучшений, поскольку верховную власть приходилось защищать и отстаивать. Однако в среде шиитов имам Али пользуется большим авторитетом и почётом: приверженцы направления добавляют в посвящённую пророку Мухаммеду и имаму Али («Два светила»). Одна из шиитских сект напрямую обожествляет Али, героя многих народных сказаний и песен.

Во что верят шииты

После убийства первого шиитского имама власть была передана сыновьям Али от дочери Мухаммеда. Их участь оказалась также трагической, однако они положили начало шиитской династии имамов, просуществовавшей до XII века.

Оппонент суннизма, шиизм, не имел политической власти, однако глубоко укоренился в духовной сфере. После исчезновения двенадцатого имама возникло учение о «сокрытом имаме», который вернётся на землю подобно Христу у православных.

В настоящее время шиизм является государственной религией Ирана - число последователей составляет примерно 90 % всего населения. В Ираке и Йемене примерно половина жителей придерживаются шиизма. Заметно влияние шиитов также и в Ливане.

Суннизм

Суннизм - это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы - религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.

Суннитские улемы - хранители правоверия - отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна - свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм - это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.

В настоящее время суннизм - наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.

Сунна

Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты - это последователи Сунны.

Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны - иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм - это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами.

Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании. Шииты - единственные из мусульман - отрицают авторитет Сунны.

Течения суннизма

Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры сформировали два направления суннизма: мурджииты и мутазилиты. В IX веке возникло также движение ханбалитов, отличавшееся неукоснительным следованием не только духу, но и букве религиозного предания. Ханбалиты устанавливали чёткие рамки дозволенного и недозволенного, а также полностью регламентировали жизнь мусульман. Таким образом они добивались чистоты веры.

Отложить до Судного дня

Мурджииты - «откладыватели» - не решали вопрос власти, а предлагали отложить его до встречи с Аллахом. Акцент последователи течения делали на искренность веры во Всевышнего, которая и является признаком истинного мусульманина. По их мнению, мусульманин остаётся им же даже после совершения греха, если он сохраняет чистую веру в Аллаха. Также его грех не вечен: он искупит его страданиями и покинет ад.

Первые шаги богословия

Мутазалиты - отделившиеся - возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии - он и не правоверный, но и не неверный. Именно Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

Суннизм и шиизм: различия

Основное различие шиитов и суннитов - это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые - на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.

Шииты верят, что через имама свершается воля Бога, подобно тому как у католиков она персонифицируется в образе Папы Римского. Важно, что власть передаётся по наследству, поскольку лишь те, кто связан кровным родством с последним пророком Мухаммедом, несут на себе благословение Всевышнего. После исчезновения последнего имама власть была передана улемам - учёным и богословам, которые выступают как коллективный представитель пропавшего имама, ожидаемого шиитами подобно Христу у христиан.

Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.

Шииты отрицают авторитет первых трёх халифов - сподвижников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их за это еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Также существует положение исламского права, согласно которому лишь общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом и основываются сунниты, избирая верховного правителя голосованием общины.

Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, например, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.

Суннизм и шиизм на сегодняшний день - наиболее распространённые течения ислама. Особняком стоит суфизм - система мистических и религиозных представлений, сформировавшаяся на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого следования заветам веры.

Зачастую нам приходится слышать о суннитах, шиитах и других ветвях исламской религии.

Сунниты и шииты, разница понятий

На вопрос о том, кто такие сунниты, ответ однозначный - это прямые последователи пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), которые хранят и оберегают все тексты сообщений посланника, чтят их и следуют им. Это люди, которые живут по заветам священной книги мусульман - Корану - и преданиям главного посланника и толкователя Корана - пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют неискажённый ислам, который несёт в себе миролюбие и повсеместное признание божьей милости, покорность Аллаху и посвящение всей своей жизни своему Творцу.

Сунниты и шииты - разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Шииты представляют собой ответвление в исламе, признанное ведущими исламскими учёными как заблудшее, которое частично исказило слова посланника и исповедует ислам по-своему.

Шииты и сунниты, разница между которыми очевидна, начиная с верования в пророков (один из столпов веры мусульманина), не являются дружественными течениями, поскольку образование ветви шиитов внесло колоссальную смуту в мир мусульман и в восприятие ислама в целом.

Разница между шиитами и суннитами очевидна. Шииты внесли массу недостоверных и не подтверждённых священными текстами обрядов в поклонение, а тому, как они исказили заветы пророка Мухаммеда, посвящены целые тома богословских книг.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Сунниты и шииты - разница поведения

Пестрят фотографиями окровавленных людей, которые вымазывают свои головы кровью жертвенных животных, истязают себя цепями и танцуют языческие танцы. Это и есть шииты - группа, проводящая обряды, не имеющие никакого обоснования в исламе.

Сунниты все свои богослужения проводят на основании аятов Корана и слов пророка Мухаммеда.

Некоторые из внутренних ветвей шиизма мусульманскими богословами однозначно считаются даже антимусульманскими и враждебными.

Лишь по причине большого развития заблудших сект, называющих себя мусульманами, весь мир охватила смута и враждебное отношение к мусульманскому миру.

Политические игры подогревают эту вражду и старательно работают над продолжением искажения ислама, мешая людям просто искренне верить и спокойно поклоняться своему создателю. Многие люди боятся ислама из-за недостоверной информации из СМИ.



Рассказать друзьям