Почему в сказке пишут аленушка. Несказочные истории: сестрица Аленушка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Судьба героев фильма «Морозко» сложилась не совсем сказочно

Начало жизни у актера Эдуарда Изотова было таким же сказочным, как у Иванушки из «Морозко», которого он сыграл. Женился на красавице, родилась долгожданная дочка, от поклонниц не было отбоя. Нелепая случайность, из-за которой Эдуард Константинович попал под колесо судебной машины, стала причиной того, что его жизнь полетела под откос. С его яркой внешностью Эдуарду Изотову была прямая дорога в кино. Но родители так не считали. Они были военными и хотели, чтобы сын продолжил семейную традицию. Чтобы поступить в ГИТИС, Эдуарду Изотову пришлось какое-то время скрываться от родных.

Впоследствии Эдуард Изотов утаил от них и факт своей женитьбы... «Мама Эдуарда была против нашей свадьбы, - вспоминает первая супруга Эдуарда Изотова актриса Инга Будкевич. - Она подыскала ему выгодную невесту, генеральскую дочку, и сделала все, чтобы мы разошлись. Поэтому нам с Эдуардом пришлось расписаться тайно». Инге Будкевич было нелегко примириться с популярностью своего мужа на курсе. Он прекрасно пел, замечательно танцевал и носил прозвище «любимчик судьбы». Ему все давалось легко и как бы шутя. Никто не сомневался в его великом будущем.

Однако первые несколько фильмов, в которых снялся Эдуард Изотов, не вошли в историю. Все изменилось в 1964 году, когда режиссер Александр Роу пригласил Эдуарда Изотова в сказку «Морозко» на роль Иванушки. Александр Роу не скрывал, что не требует от актеров ничего, кроме потрясающих внешних данных. Поэтому на роль Аленушки взял не профессиональную актрису, а балерину Наталью Седых, совсем молоденькую девочку. Эта девочка, кстати, потом стала причиной семейного скандала в семье Эдуарда Изотова. Во время съемок фильма пошли слухи об их романе. На самом деле много лет спустя Наталья Седых призналась: она тогда действительно была влюблена в Эдуарда Изотова, но... безответно.

После выхода на экраны фильма «Морозко» у Эдуарда Изотова началась новая жизнь. Появились ордена, материальные блага, много концертов и толпы поклонниц, которые преследовали его повсюду. Фильм был известен даже в Америке и получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции. Правда, за границу исполнителей главных ролей не пустили. Вся страна носила «Иванушку» на руках, а вот дома его тяготили ссоры с женой. «Эдуард был очень ленивым и равнодушным человеком, - вспоминает Инга Будкевич. - Я тянула на себе все - таскала хозяйственные сумки, делала ремонт в квартире, чинила сантехнику. А он в это время лежал на диване и покуривал. Его нисколько не беспокоила мысль, что жене бы нужно помочь».


Эдуард Изотов - наш Иванушка навсегда


Когда Инга Будкевич сообщила ему о своем уходе, Эдуард Изотов отреагировал своеобразно. Он тут же позвонил другой женщине и прямо при жене сообщил ей: «Ира, я еду к тебе!». Как ни странно, вторая супруга очень скоро подружилась с первой.

У второй супруги Эдуарда Изотова были свои особенности - деловая хватка и очень ценное для советского времени умение - достать нужный товар. Благодаря Эдуарду Изотову им удалось быстро приобрести земельный участок и скопить средства на постройку дома. А когда небольшой суммы не хватило, Ирина придумала продать несколько золотых монет, которые у нее хранились. В тот момент, когда они общались с менялой в машине, их взяли с поличным. Это было в 1983 году, когда за операции с валютой можно было легко получить срок. Начался судебный процесс. И хотя у Эдуарда Изотова было много друзей в мире кино - за него хлопотали Герасимов, Стриженов, надеяться на смягчение срока по такой статье в то время было нельзя. «С письмом в защиту Эдика я стояла у кассы театра, где его коллеги получали зарплату, все подходили и ставили подписи, - вспоминает первая жена Эдуарда Изотова. - Аллочка Ларионова, Коля Рыбников, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Николай Крючков, Олег Стриженов, Марина Ладынина… Многие из них взяли слово и в суде».

Просто невероятно, но, несмотря на таких влиятельных заступников, Эдуард Изотов все равно получил внушительный срок - три года, и его жена - тоже. У них конфисковали все имущество. Благодаря стараниям Олега Стриженова Эдуарда Изотова не отправили в далекую колонию, а посадили в «Матросскую Тишину». Родные актера понимали, что он не выдержит даже этих трех лет. Эдуард Изотов, привыкший к любви поклонниц и роскошной обстановке, мгновенно осунулся, постарел и все время находился в состоянии страха. Любой окрик, громкий звук доводили его до истерики. Во время отсидки Эдуарда Изотова часто навещали, приносили ему щедрые передачи. Продуктами Эдуард Изотов делился с сокамерниками, поэтому они его не обижали...


В фильме «Мимино»...


...Когда в 1986 году Эдуард Изотов вышел на волю, родные с удивлением отметили, в какой хорошей физической форме он находился. В свои пятьдесят выглядел лет на десять моложе. Однако вскоре стало понятно, что в его голове произошли необратимые изменения. После освобождения актер некоторое время находился в состоянии шока, переживал... Затем у него случился инсульт, потом еще и еще… Всего Эдуард Изотов перенес шесть инсультов, после чего он потерял способность свободно передвигаться, а его речь стала невнятной. Но самое главное, что Эдуард Константинович перестал узнавать близких и порой вел себя, как буйнопомешанный.

Его вторая жена Ирина, которая тоже вышла из тюрьмы, нанимала сиделок, но все они вскоре отказывались ухаживать за таким сложным пациентом. Однажды даже пришлось вызвать скорую. Эдуарда Изотова увезли в 15-ю психиатрическую больницу. Здесь он провел свои последние годы. Был замкнут, никого не узнавал... Но иногда на него находили моменты просветления, и тогда актер обращался к окружающим с вполне разумными речами. «Когда меня заберут отсюда? - спрашивал он. - Я хочу домой! Посмотрите, с кем я лежу! Они же идиоты, почему я здесь?». За несколько дней до смерти актера по телевизору показывали сказку «Морозко». Смотреть фильм сбежалась вся больница, Эдуарда Изотова привезли в инвалидной коляске. Но он себя на экране не узнал. Тот молодой, хохочущий красавец был совсем другим человеком...

Вообще-то Эдуард Изотов родился в 1936 году. Снимался в фильмах «Увольнение на берег», «Морозко», «Щит и меч». И после него осталась дочь, актриса Вероника Изотова, которая сейчас успешно снимается в кино...


Вероника Изотова - дочь Эдуарда Изотова


Новогодние каникулы вот уже 50 лет не обходятся без показа по телевизору сказки режиссера Александра Роу «Морозко». Мальчишки нескольких поколений влюблены в очаровательную Настеньку, девочки сопереживают ее трудной судьбе. Эту роль исполнила балерина Большого театра Наталья Седых. В девятиэтажке на Петровско-Разумовской аллее прошло детство нашей героини. Там она живет и сейчас. «Располагайтесь», - предложила Наталья Евгеньевна и провела нас в очень уютную комнату, оформленную в бежевых тонах, с красивой старинной мебелью. В центре над пианино - фотографии родителей и портрет балерины, написанный поклонницей. Заметив, что мы разглядываем квартиру, хозяйка не без гордости сказала, что дизайном занималась сама. В 90-е годы, по ее словам, ей многое приходилось делать своими руками, даже шить шубы. На кресле я заметила роскошную шаль. Предваряя вопрос, Наталья Седых призналась, что и это ее рук дело:

Перед вашим приходом я начала наряжать елку, - поведала хозяйка. - Обожаю Новый год. Заранее люблю приготовить подарки для друзей, убрать квартиру. Но угощение готовить не люблю, - надув губы, словно ребенок, посетовала артистка. - Думаю, что на столе обязательно должен стоять салат «Оливье». Хорошо, когда, помимо этого салата, еще несколько разных. Новый год - это долгое удовольствие. Есть и пить надо неспешно, с интервалами, наслаждаясь процессом. А то праздник быстро кончится. Предпочитаю разную рыбу: семгу, осетрину, форель. Из спиртного на столе должно обязательно стоять шампанское, хотя я люблю красное вино. Но ем и пью, знаете ли, мало. Это многолетняя привычка балетных артистов. Стол сама не накрываю. Обычно хожу в гости. Это уже стало традицией. В детстве были другие традиции. Мои родители, уходя отмечать к друзьям Новый год, укладывали меня спать. Говорили, что идут к Деду Морозу стоять в очереди мне за подарком. Как же было их не отпустить? Мне доставляло огромное удовольствие смотреть, как мама приводит себя в порядок, я помогала ей выбирать платье, чтобы она красиво выглядела перед Дедом Морозом. Утром я просыпалась, родители спали, а я бежала к елке, где лежали подарки. Потом, когда я уже подросла, родители никуда не уходили, мы вместе встречали Новый год у елки, развлекал нас телевизор...

В новогоднюю ночь с вами случались чудеса?

Мне запомнилась одна ночь своей экстремальностью. Это было давно. Я поехала к своему мужу отмечать Новый год в Ленинград. К празднику приготовила роскошное платье. Нас пригласили в Дом искусств, собралось много народа. Но холод был жуткий, тогда в Ленинграде от мороза лопались трубы в квартирах. В общем, в этом своем наряде я просидела не больше двух минут, а все остальное время мы все сидели в шубах. Шампанское пить было невозможно, казалось, что оно замерзало на губах.



Наталья Седых в роли Настеньки в сказке «Морозко»


Наталья Евгеньевна, вы сейчас вспомнили Новый год, который отмечали с мужем - композитором Виктором Лебедевым. В ваших силах было переехать жить к нему в Ленинград. Вы бы танцевали не в Большом, а в Мариинском театре, зато жили бы рядом с мужем.

Я не могу там танцевать, мне всегда была нужна только сцена Большого театра. Я ради этого даже от кино отказалась, чтобы танцевать именно здесь. Супруг мой ко мне не переехал. Вообще, я считаю, что нормальные люди переезжают из Питера в Москву, а не наоборот. Есть даже такой анекдот. «Кто такие настоящие москвичи?» - спросил корреспондент прохожих. Ответов было много. «Это те, кто родился в Москве», - отвечали люди. «Это те, кто говорит, что понаехали, те, кто носится бегом». Самым правильным ответом признали: «Настоящие москвичи - это успешные петербуржцы»!

Вы общаетесь с бывшим супругом?

Конечно! Он, когда приезжает в Москву, обязательно останавливается у меня. Виктор считает, что я его бросила. Наш брак я всегда называла десятилетним романом. Эти поездки друг к другу были очень романтичными. Но такая жизнь не для Виктора, который и чайник не умеет толком поставить на плиту. В его жизни должна была появиться та женщина, которая бы ухаживала за ним. Она нашлась. Нынешняя жена Виктора на 28 лет моложе его. Она его умеет слушать, вкусно кормить. А нам делить с ним нечего. Я благодарна этому браку, потому что родился Алексей. Сейчас он уже большой мальчик. Правда, пока не женат. Леша осел в Питере, но я хочу, чтобы он вернулся в Москву. Грустно без него…



Эдуард Изотов и Наталья Седых - Иванушка и Настенька


Вы скучаете в одиночестве?

Не знаю, что такое скука! Дома обязательно находятся какие-то дела. Помимо всего, у меня есть фортепиано, книги, только компьютера в квартире нет. Мне эта вещь не нужна.

Алексей любил в детстве смотреть сказки с вашим участием - «Морозко», «Дети Дон Кихота», «Огонь, вода и медные трубы»?

Он спокойно к этому относился. Он сколько себя помнил, столько видел маму по телевизору. Он у меня был ребенком жизнерадостным, а как-то пришел хмурым. Начала расспрашивать, что случилось. «У Таниных родителей, - говорит сын, - новый «Мерседес», а Сережкины окна красивые вставили, а у Петьки - ремонт». «Сынок, а ты бы сказал, что твоя мама в «Морозко» снималась, а папа музыку к «Гардемаринам» написал», - говорю ему. «Я сказал, - пробурчал в ответ Лешенька. - А мне никто не поверил»...

Мария ДМИТРИЕВА, Мариана САИД ШАХ, «Собеседник.Ру»

ТАТЬЯНА КЛЮЕВА, ВАРВАРА-КРАСА

Роль в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969) прославила Клюеву. Вскоре актриса вышла замуж за моряка и уехала в Севастополь. Актриса до сих пор не любит чай – на съемках ей пришлось выпить столько пиал этого напитка, что она возненавидела его на всю жизнь. А свою знаменитую косу Татьяна срезала лишь в середине 90-х.

НАТАЛЬЯ СЕДЫХ, НАСТЕНЬКА

Седых успела прославиться до кино, получив титул «самой маленькой фигуристки Союза» - девочка впервые встала на коньки в 4 года. У Роу сыграла роль Настеньки в «Морозко» (1964). После школы поступила в хореографическое училище при Большом театре. Танцевала с Майей Плисецкой. В кино снимается по сей день. Но «Морозко» так и остался ее вершиной.

АЛЛА ЛАРИОНОВА, ЛЮБАВА

В 1952-м актриса сыграла роль Любавы в киносказке Александра Птушко «Садко». Увидев ее на экране, сам Чарли Чаплин пригласил ее к себе в кино. Под нажимом партии актриса отказала великому комику. В 1957-м Алла вышла замуж за актера Николая Рыбникова, с которым прожила 33 года. В 1970-х ее популярность сошла на нет, а в 2000-м актриса умерла во сне от обширного инфаркта, ей было 69 лет.

ВАЛЕНТИНА СОРОГОЖСКАЯ, ВАСИЛИСА

На момент съемок, Валентине, сыгравшей Василису в картине Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939), было 27 лет. Больше она не снималась, говорят, отказала какой-то киношной шишке, и та перекрыла ей кислород. Дважды была замужем. Из жизни ушла в 1988-м, в возрасте 75-ти. Дочь ее живет во Франции.

ЕВГЕНИЯ ФИЛОНОВА, СНЕГУРОЧКА

В 1968 году актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Островского «Снегурочка». Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища, 22-летняя Евгения Филонова. Но потом в кино ей доставались роли второго плана. И не слишком большие роли в Московском театре имени Гоголя, где она работала. Какое-то время у Евгении был роман с Александром Збруевым. Но замуж она вышла за другого мужчину. Родила дочь. Умерла в 1988-м - от рака груди, ей был 41 год... Перед смертью, 30 декабря, просила открыть ей балкон - хотела увидеть снег.

ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА, ЛЮДМИЛА

В кино актриса снималась с конца 1920-х годов, но знаменитой ее сделала роль Людмилы в первой экранизации пушкинской сказки «Руслан и Людмила» (1938). В личной жизни актрисе не везло - любимый муж рано умер, а сын в 12 лет утонул. Актриса жила замкнуто и бедно. Умерла от удушья - в квартире случилась утечка газа. Ей было 73 года.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, АЛЕНУШКА

В 1975 году Орлова снялась в фильме «Финист - Ясный Сокол», в котором исполнила роль Аленушки. В кино играла много и часто: «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка». После развала Союза не снималась, не считая эпизода в мелодраме «К вам пришел ангел». Сейчас 56-летняя Орлова преподает в родном хореографическом театре (по образованию она - балерина).

Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор, и на экране появятся ландщавты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда – то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Сказка учит по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга.

Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался»

Но так не бывает.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

История появления народных сказок.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём – то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила своё название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передаётся из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказатели.

Чем же интересны были сказки для наших далёких предков? В них наши предки передавали своё представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему день сменяется ночью. Почему летом дни долгие, а зимой короткие.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось добрых защитников, умных советников. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Если что – то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказках всегда много смешного и весёлого, а веселье даёт бодрость.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой – то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили ещё раз рассказать. Кто – то из слушателей запоминал его историю, но не все подробности. Через 10-15 лет один из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое – что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, как отец, пересказал сказку и тоже внёс в неё новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому – то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем там много похожих вариантов.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926).

Картины В. М. Васнецова неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства.

Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии, которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев. Здесь впервые юный Васнецов услышал и на всю жизнь полюбил русские народные сказки, былины, песни.

Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России – Петербургской Академии художеств.

В Москве Виктор Михайлович оближется со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым. По эскизу Васнецова сделан фасад здания всеми любимой Третьяковской галереи – Третьяковки. Часто гостит в загородной усадьбе С. И. Мамонтова в селе Абрамцеве. Здесь и зародились замыслы сказочных работ Васнецова: картин «Ковёр – самолёт», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». Эти картины вошли в сокровищницу русского искусства.

На его полотнах мы видим много героев русских народных сказок.

В. М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал, сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства: расписывал Владимировский собор в Киеве, создал фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве; оформлял спектакли, создал ряд проникновенных и глубоких портретов.

Недалеко от шумного Садового кольца, в одном из тихих переулков Москвы, стоит сказочный терем. Это Дом – музей В. М. Васнецова, построенный по его проекту в 1894 году. Здесь он жил и работал, здесь он и умер. В этом доме сегодня всегда много детей – они приходят сюда, движимые интересом к творчеству одного из самых поэтичных художников России.

Что роднит сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и картину В. М. Васнецова «Алёнушка»?

Сказка не может существовать без волшебных предметов. В этой сказке много волшебных предметов: это коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, ключевая вода и нарядное платье.

Есть волшебный козлёночек. Он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена.

Есть волшебное число три. Козлёночек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком. Три копытца. Козлёночек три раза зовёт Алёнушку выплыть на бережок. Алёнушка отвечает три раза. А ещё три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные.

Сказка не может быть без добрых и злых героев. Всегда в сказках побеждает добро. В этой сказке « ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова. Возможно, эта сказка вдохновила художника написать картину «Алёнушка».

В картине «Алёнушка» изображена девочка: склонённая голова, полный печали взгляд – всё говорит о тоске и горе. Окружающая природа созвучна её настроению. В картине слиты поэзия народных сказок и красота русской природы.

Проведём исследование.

Васнецов изобразил Алёнушку у воды потому, что вся жизнь её связана с водой. Она тонет в речке, а потом её оживляют этой же самой водой. Братец Иванушка превращается в козлёночка тоже с помощью воды. В колодце, до которого не смог дойти Иванушка, тоже вода. Алёнушка плачет и в сказке и на картине.

Сказка грустная, хотя заканчивается хорошо и Алёнушка на картине печальная.

Роднит сказку и картину грустное, печальное настроение. Картина нам нравится. В сказке: шелкова трава, желтые пески тоже нравятся.

Картина и сказка вызывают поэтическое и лирическое настроение.

Говорят, человек лирически настроен. Это, когда он грустит, печалится, плачет.

Печальное может нравиться, если оно красиво.

Русская сказка с её поэтичностью, вымыслом, великой мудростью увлекла художника в. М. Васнецова стать художником – сказочником. Он создал свою индивидуальную манеру, свой стиль – воплощения мира сказок.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вдохновили В. М. Васнецова написать картину «Алёнушка».

Однажды увидел Васнецов в деревне девушку – сиротку. Её глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину.

Сделал художник набросок. Сидит на камне у воды девушка. Опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно, безмолвно.

Вслед за этим наброском появилось множество других, исполненных карандашом и масляными красками.

Сохранилось и немало этюдов природы, где изображены молоденькие деревца, заросший пруд.

Только после долгой предварительной работы приступил художник к самой картине.

И вот перед нами картина «Алёнушка».

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Она словно сломанная ветка осины, что спускается рядом с омутом.

Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – всё говорит о бедности и горькой сиротской доле.

Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней.

Краски тоже передают это настроение. Главные тона здесь серые, зелёные, желтоватые. Нет в картине ничего яркого. Всё сливается в тихую, задумчивую сказку.

В сказке нет эпизода, который изображён на картине художника Васнецова, но в ней есть начало, где говорится, что « мать с отцом померли, и остались Алёнушка да Иванушка одни – одинёшеньки, без родных, без знакомых». В сказке не описано состояние девушки после смерти родителей. Можно вообразить, что она приходила к омуту, и плакала о своей горькой участи.

Поэтому я считаю, что это та Алёнушка. Много было девушек, которые становились сиротами и одной из них, была наша «Алёнушка».

Свою исследовательскую работу я продолжу дальше. Меня заинтересовала другая картина В. М. Васнецова «Снегурочка». Проведу исследование, что объединяет русскую народную сказку «Снегурочка» и картину В. М. Васнецова «Снегурочка».

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Слушайся добрых людей - на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает - жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  1. Волшебные превращения - козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"



Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель - не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.





Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» - его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева - имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых - возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.





Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой - той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.





Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».





Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку - после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.





Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным - это узнаваемая природа средней полосы России.





Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано - психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.



Рассказать друзьям