Подготовьте анализ эпизодов судьба человека. Сочинение: Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество-вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин-ного героя от героев исторической песни?
  2. Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы-мышленных происшествиях с историче-скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на-родные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), по-стоянные эпитеты (красное золото), вос-клицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).

    Былинный герой-богатырь создан на-родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз-можны некоторые вольности и неточнос-ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ-никами.

  3. Изложите сюжет выбранной вами историче-ской песни. Какое событие стало в ней централь-ным, кульминационным? Как вы это определили?
  4. Песня «Правеж» рассказывает о спра-ведливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» опи-сывает «разведку» царя в столице враж-дебного ему государства.

    Можно пересказать каждую из них, обя-зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Пра-веж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель-ная для пересказа история: есть завяз-ка — описание сборов для тайной поезд-ки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследова-телей.

    Все эти этапы нужно передать как мож-но ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использо-ван характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.

  5. Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
  6. Для выразительного чтения можно под-готовить не всю песню, а один из ее фраг-ментов. Материал с сайта

    Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю-щий бегство Петра I от преследователей.

    Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до кон-ца песни.

    В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья-нину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен чи-таться стремительно, а обращения рассе-кают его на части и при этом только уси-ливают темп повествования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по теме фольклор
  • сравнить текст одной из исторической песни и былины
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной.
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной
  • отрицательное сравнение в исторических песнях

Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. В каком веке было введено в русскую литературу понятие "фольклор"?

А) в XIV веке б) в XIX веке в) в XVIII веке г) в XVI веке

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

5. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. Какое из данных высказываний является поговоркой?

а) Друзья познаются в беде. Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В) Чудеса в решете. Г) Век живи - век учись.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) бытовые; е) о животных.

11. Как называется эта часть сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь"?

А) зачин б) концовка в) присказка г) закличка

12. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен­ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

13. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные; 1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

Семинарское занятие № 1

теоретические вопросы

    Художественная специфика фольклора. Система жанров. Поэтика.

    Обрядовая поэзия.

    Календарно-обрядовая поэзия:

3.1 Календарно-обрядовая поэзия зимнего цикла. Святки. Колядование.

Гадание. Двоеверие.

3.2 Масленица. Языческие истоки. Следы древних верований и обычаев.

Художественное своеобразие и поэтическая образность песен.

3.3 Весенне-летние обряды. Отражение древних культов, связанных с

заботой об урожае и благополучии.

3.4 Праздник Ивана-Купалы. Языческие истоки. Обрядовый фольклор.

3.5 Жнивной обряд. Следы древних верований и магических ритуалов.

практическое задание

Принести тексты календарно-обрядовых песен. (Минимум по 1 примеру к пунктам 3.1 – 3.5)

домашнее задание после семинара № 1

Проанализировать 1 текст календарно-обрядовой поэзии по плану (см. стр. 3)

Семинарское занятие № 2

Семейная обрядовая поэзия и заговоры

теоретические вопросы

    Родильный и крестильный обряды.

    Свадебный обряд и его поэтическое сопровождение: этапы, основные персонажи.

    Рекрутский обряд и причитания.

    Похоронный обряд. Истоки ритуала. Верования. Причитания. Общественные поминовения предков. Язычество и христианство.

    Заговоры. Их функция. Классификация заговоров. Художественное своеобразие.

практическое задание

Принести тексты свадебных песен, причитаний, заговоров

домашнее задание после семинара № 2

Проанализировать 1 текст семейно-обрядовой поэзии по плану

Семинарское занятие № 3

теоретические вопросы

    Малые жанры русского фольклора:

    1. Загадки. Происхождение. Функция. Классификация. Поэтическая образность и художественные средства.

      Пословицы и поговорки. Классификация. Поэтическая образность и стиль. Сборники пословиц.

    Сказки. Типология сказок:

    1. Сказки о животных. Происхождение. Специфика вымысла. Темы. Идеи. Образы. Поэтический стиль. Сюжет и композиция. Приемы характеристики персонажей.

      Волшебные сказки. Происхождение. Специфика вымысла. Следы древних пережитков. Система образов. Типы сюжетов, героев. Классификация. Художественное своеобразие. Стиль.

      Бытовые и социальные сказки – новеллы. Происхождение. Специфика вымысла. Виды сказок, их темы и образы.

3) практическое задание

Принести тексты загадок, пословиц и сказок о животных

Семинарское занятие № 4

теоретические вопросы

    Несказочная проза:

1.2 Предания. Внутрижанровая разновидность. Тематические группы.

Художественное своеобразие преданий.

1.3 Легенды. Классификация. Поэтический стиль.

1.4 Былички. Виды быличек, классификация. Художественное

своеобразие.

практическое задание

Принести тексты волшебной сказки «Василиса Прекрасная», преданий, легенд, быличек.

домашнее задание после семинара № 4

Проанализировать волшебную сказку «Царевна-лягушка» / «Морской царь и Василиса Премудрая» - на выбор.

Семинарское занятие № 5

теоретические вопросы

    Былины. Поэтика былин. Специфика сюжета. Композиция.

    Классификация (циклы былин).

    Древнейшие былины. Поэтика, связь с мифологией, система образов.

    Былины Киевской Руси. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

    Новгородские былины. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

3) практическое задание

Принести тексты былин (минимум по одному примеру на каждый цикл)

домашнее задание после семинара № 5

Проанализировать текст былины

Семинарское занятие № 6

1) теоретические вопросы

    Исторические песни. Циклы. Художественное своеобразие. Жанровые разновидности.

    Баллады. Художественное и эстетическое своеобразие народной баллады.

    Духовные стихи как жанр русского фольклора. Связь с книгами Священного Писания. Религиозные и морально – этические представления народа.

2) практическое задание

Принести тексты исторических песен (по одному примеру на каждый цикл), баллад, духовных стихов.

4) домашнее задание после семинара № 6

Проанализировать текст исторической песни, баллады, духовного стиха (на выбор)

Семинарское занятие № 7

1) теоретические вопросы

    Традиционные внеобрядовые лирические песни. Типы классификации. Художественное своеобразие.

    Игровые и хороводные песни. Происхождение. Функции. Типы. Тематика.

    Художественное своеобразие собственно частушки (4-х, 6-, 8- ми строчной). Происхождение. Типы.

    Типы кукольного театра. Персонажи. Происхождение. Специфика бытования и исполнения. Язык и стиль.

    Раек и балаган.

    Народные сатирические пьесы.

    Народные драмы. Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация. Реквизит.

2) практическое задание

Принести тексты лирических песен, частушек, прочитанные народные драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

3) домашнее задание после семинара № 7

Проанализировать текст лирической песни

Семинарское занятие № 8

    Понятие «детский фольклор» и его объем. Деление на жанры. Поэзия пестования. Колыбельные песни. Пестушки. Потешки. Прибаутки. Докучные сказки.

    Детский бытовой фольклор. Детские народные песни. Заклички и приговорки. Детская обрядовая поэзия. Прозвища и дразнилки. Детские сказки. Страшилки.

    Детский потешный фольклор. Словесные игры. Молчанки и голосянки. Поддевки. Сечки. Скороговорки. Перевертыши.

    Детский игровой фольклор. Формальные ролевые игры. Игры-импровизации. Считалки и жеребьевки. Архаика и современность.

2) практическое задание

Принести тексты, относящиеся к детскому фольклору

Анализ текстов:

Примерный план анализа фольклорного произведения

    Указать название текста, определить его жанр, перечислить показатели жанра (эпический, лирический, драматический жанр, потом указать какой конкретно). Тема, идея, сюжет, система образов. Типология  .

    Указать, какие древние представления нашли отражение в тексте, приводя примеры.

    Указать, какие христианские представления отражены в тексте, приводя примеры.

    Перечислить основные изобразительно-выразительные средства, приводя примеры.

    Перечислить устойчивые словесные формулы.

  Курсивом выделены те компоненты анализа, которые могут быть слабо отражены в фольклорном тексте, либо отсутствовать.

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.

Конспект открытого внеклассного занятия для детей 8-10 лет

Викторина "Народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм".

Цель: Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания по темам: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм;
-закрепить умения разгадывать вопросы викторины и кроссворда;
-знать и уметь применять на практике народные игры;
Воспитательные:
-воспитывать интерес детей к коллективной работе в процессе соревнований;
-воспитывать самостоятельность, инициативность в процессе соревнования;
Развивающие:
-развивать связную речь в процессе ответов на вопросы;
-развивать мышление, память, внимание в процессе игры;
-формировать навыки самоконтроля, самопроверки.
-воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Ход занятий:

1. Организационный.

Вход детей в зал.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно, что вы пришли на открытое занятие.
2. Сообщение темы занятия. Техника безопасности.
Сегодня наше занятие мы посвящаем темам, которые изучали в течение года, а это: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм. Занятие пройдет в форме конкурса - игры, сначала мы будем отвечать на вопросы викторины, затем разгадаем кроссворд, конечно поиграем в русские народные игры и споем песни, которые разучили в этом году. Нас ждет много интересных и познавательных минут. Но прежде чем начать давайте повторим правила поведения и безопасности.
1. Во время занятия нельзя выкрикивать ответы на вопросы, давайте будем поднимать руку.
2. Отвечать можно сидя, разрешается подсказывать друг другу.
3. Мы будем играть в подвижные игры, поэтому толкать друг друга, обижать строго запрещается.
4. Внимательно слушайте условия и выполняйте правила.
А сейчас внимание, мы начинаем.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течение многих веков, отражая в себе видение того, как жили наши предки. Как объяснишь эти странные обычаи стряпать птиц из теста, зазывая этим весну, красить яйца или ходить в гости колядовать, печь блины и идти к теще на вечерки. Эти приметы помогали людям определять времена года, ориентироваться в сельскохозяйственных работах, привлекать удачу. Иногда приметы оказывались точнее прогнозов синоптиков. Постепенно формировался народный календарь, который поддерживал христианский уклад и порядок. Народный календарь включал в себя 140 праздников - больших и малых, некоторые из них мы с вами проходили на занятиях и сегодня вспомним. Все вы помните, что народные праздники можно условно разделить на циклы: осенние, зимние, весенние, летние.
-Давайте вспомним осенние праздники. (Осенины, Семенов день, Воздвижение, Кузьминки).
-Назовите мне зимние праздники (Рождество, Крещение, Сретение).
-Кто назовет весенние праздники (Сороки, Благовещение, Пасха)
-Летние праздники (День Петра и Февронии, Троица, Ильин день, Медовый спас, яблочный спас).
А сейчас внимание, викторина.

Викторина:

1.14 сентября на Руси отмечали большой праздник - "Сентябрьское новогодье". В этот день существовал обычай: сажать мальчиков на коня, приобщая его к мужскому делу, справлять новоселье, начинались девичьи посиделки. Как назывался этот день?
А) Осенины Б) Семенов день В) Воздвижение
2. Какой праздник отмечали 27 сентября, его назвали началом капустных вечерок?
А) Воздвижение Б) Крещение В) Благовещение
Кто вспомнит, как справляли Капустные вечера?
Ответ: В этот день девушки, принарядившись, хаживали из дома в дом - рубить капусту. Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось угощение.
3. 14 октября, по древнему поверью, окончательно наступает осень. В этот день осень с зимой встречается, а еще говорят, что перестают по лесам бродить лешие. Что это за праздник?
А) Святки Б) Пасха В) Покров день
4. "Кузьминки - по осени поминки" - так звучит старинная русская поговорка. Когда отмечали праздник кузьминки и почему его так называли?
А) 14 сентября - это праздник сбора урожая.
Б) 14 октября - это праздник первого снега.
В) 14 ноября, день Кузьмы – Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени.
5. Праздник начинается вечером 18 января, в этот день совершается Великое водоосвящение. Этой священной водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья, чтобы в доме был порядок и покой. Что это за праздник?
А) Крещение Б)Сретенье В) Благовещение
6. От него пошёл отсчёт, календарь листают,
День рождения Христа, люди отмечают!
Когда на небе яркой вспышкой, зажглась прекрасная звезда,
На свет малютка появился, в загоне тёмном для скота!
Божий Сын на свет явился, купол неба осветился,
В Вифлееме ночь была, что это за праздник?
А) Осенины Б) Троица В) Рождество

7. На Сретенье зима с весной встречается,
А праздник когда отмечается?
А) 15 февраля Б) 15 марта В) 15 января
Ребята, какие народные традиции существовали в этот праздник?
Ответ: На Сретение скотину хорошо откармливают, например, курицам дают овёс, чтобы яйца были крупнее и их было больше. Селяне пекут толстые и круглые блины, – мол, возвращайся к нам, весеннее солнце, выходи из затяжной зимней спячки.
8. Праздник носит название птицы и отмечают его 22 марта. Как он называется?
А) Грачи Б) Вороны В) Сороки
Расскажите об обычаях этого праздника?
Ответ: Исстари на Сороки пекли из теста "Жаворонков". Бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, созывали со всей деревни друзей да товарищей, весну закликали, насаживали угощение на палочки и начинали в игры играть.
9. 7 апреля ангел принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью "сына Божия". Это один из самых больших праздников весны. В старину говорили, что в этот день "красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет", все должны отдыхать. По преданию старины, нарушила этот обычай кукушка, попробовала свить гнездо, да наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и вынуждена класть яйца в другие гнезда.
Как называется праздник?
А) Благовещенье Б) Троица В)Пасха
10. Накануне этого праздника нарядно одетые христиане, с куличами, да "крашанками" шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под колокольные перезвоны начинался крестный ход вокруг соборов. Что это за праздник?
А) Ильин день Б) Пасха В) Крещение

11. Это праздник покровительствует семье и любви, а отмечают его 8 июля, как он называется?
А) День Петра и Февронии Б) Медовый спас В) Сороки
Что вы знаете от этом празднике?
Ответ: традиции праздника - купаться без оглядки, так как считалось, что в этот день русалки уходят с берегов и засыпают в водоемах. В старину с этого дня начинались свадьбы.
12) Есть в августе у христиан два замечательных праздника с общим названием "Спас". Назовите их?
А) Вишневый и малиновый Б) Арбузный и виноградный
В) Медовый и яблочный
Расскажите о традициях медового спаса?
Ответ: Считается, что в этот день (14 августа) пчелиные улья наполнены до отказа, начинается сбор меда.
Расскажите о традициях яблочного спаса?
Ответ: Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных, потом сирот, а затем съесть яблоко самому. 19 августа принято провожать закат солнца с песнями, а с ним и провожать лето.
- Вот такие народные праздники мы с вами вспомнили.
А сейчас мы приступаем к следующей части нашей викторины - кроссворд. Тема звучит так " Жанры фольклора и народный костюм". Давайте вспомним, что собой представляют жанры русского фольклора.
Все мы любим отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, мы много знаем пословиц и поговорок. Все это - жанры фольклора, другими словами все то поэтическое и устное творчество, которое придумали люди. К ним также относятся: пестушки, частушки, потешки, прибаутки, былины.
Какие основные элементы одежды входят в состав мужского и женского русского народного костюма?
Ответ: Женщины носили: рубаху, сарафан, передник или фартук, на голове лента или кокошник. Мужчины носили: рубаха, штаны, кушак и т.д.
Внимание на экран! Вы видите кроссворд, внимательно слушайте вопросы и отвечайте.


1. Небольшой стихотворный текст, обычно предназначенный для выбора участника игры. (Считалка)
2. Художественное произведение волшебного или бытового характера основанное на вымысле. (Сказка)
3. Краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. (Потешка)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
5. Элемент мужской одежды из ткани в виде широкого пояса. (Кушак)
6. Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст и мелодию. (Песня)
7. Часть женской и мужской нательной одежды с рукавами. (Рубаха)
8. Героико - патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь. (Былина) .
Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас наступило время немного поиграть.
Мы поиграем в две игры разных времен года, в которые играли наши далекие предки.
Игра « Колышки». В эту игру наши бабушки и дедушки играли осенью на Воздвижение. Слушайте правили игры. Нам необходимо поделиться на пары. Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается -это «колышек». Другой стоит за ним. А еще нужен один водящий. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и говорит.
- Кума, кума, продай колышек.
- Купи, - отвечают игроки.
- А что стоит? - слова водящего.
- Кочан капусты да веник и рубль денег. - отвечают игроки.
- Ну, по рукам да в баню. - слова водящего.
Ударяете по рукам и бежите вокруг «колышков» в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Сейчас мы выберем водящего с помощью считалки. (Дети выбирают водящего и проводят игру).
В игру «Ворота зимы и весны» дети играли весной (22 марта) на праздник Сороки - это была вторая встреча весны. С помощью считалки выбираем двух игроков. Один из них будет «зимой», а другой «весной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: «весны» или «зимы». Дети делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание. Каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди и тянет в свою сторону.
Вот в такие игры играли наши бабушки и дедушки.

Рассказать друзьям