Подмена духовных ценностей материальными благами. Так происходит подмена моральных ценностей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что должно быть на первом месте в жизни человека? Как можно охарактеризовать личность по выбранной ею цели? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д.С.Лихачёва.

Комментируя проблему истинных и ложных ценностей в жизни, автор опирается на собственные размышления. Он считает, что достойного человека отличают его цели и стремления – на первом месте у такого человека стоят добро, человечность, сострадание. А тот, кто видит смысл всей жизни в том, чтобы приобрести машину подороже, дом пороскошнее, производит впечатление человека низменного, бездуховного.

Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной».

С позицией автора невозможно не согласиться. Если человек будет стремиться совершать добрые поступки, жить любовью к ближнему и к Отечеству, жизнь его будет насыщена радостью, счастьем, осознанием того, что он принёс пользу миру. Приобретая же только материальные блага, человек никогда не будет счастлив, ему постоянно будет чего-то не хватать. В бесконечной погоне за материальным богатством он будет опустошён нравственно и духовно.

Попробуем доказать правильность наших суждений, обратившись к литературному аргументу. Вспомним рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой всю свою жизнь посвятил карьере, приобретению капитала. Наконец он решает отправиться с семьёй в круизное путешествие. В дорогой гостинице на Капри, читая газету, он внезапно умирает. Чтобы не портить репутации заведения, управляющий приказывает перенести тело умершего старика в ящике из-под содовой в служебное помещение. А затем мертвец плывёт в трюме парохода «Атлантида» обратно в Америку, завершая земной круг жизни. Со смертью господина из Сан-Франциско ничего в мире не изменилось, никто, кроме его семьи, не горевал об его уходе из жизни. Этот человек служил ложным ценностям, видел смысл жизни в том, чтобы зарабатывать деньги для того, чтобы иметь право на роскошный отдых, на развлечения.

Обратимся к ещё одному литературному примеру. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» главный герой деградирует как личность, когда целью своей жизни делает накопление денег, покупку домов. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев, земский доктор, ходит пешком, влюбляется в дочь Туркиных, семья которых считается в губернском городе С. самой талантливой. Получив отказ от Екатерины Ивановны на предложение руки и сердца, Старцев быстро успокаивается. У него появляется частная практика в городе, деньги, своя тройка, экипаж, кучер Пантелеймон. Любимым занятием Ионыча становится подсчёт радужных бумажек, которые он достаёт по вечерам из кармана. Так постепенно земский врач утрачивает человечность, превращается в идола.

Таким образом, мы убедились, что выбирая себе в жизни цель, человек таким образом даёт себе оценку. Если он выбирает материальные блага, то его можно оценивать как владельца машины или дачи, не более того. Если же он стремится делать добро окружающим, он оценивает себя на уровне человечности.

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материальное лоно, где зарождался и складывается наш национальный характер. (5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым,особым,обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок. (6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни! (8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей! (11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матренин двор» А.Солженицына, «Последний срок В.Распутина, героинь В.Шукшина, А.Астафьева и В.Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность. (14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний. (15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь. (17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы-предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями. (19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом... (По Ф.А. Абрамову)

Ответ:

Предложенный для анализа текст Ф.А.Абрамова посвящен проблеме душевного очерствения. Современный человек в последнее время наследует далеко не те ценности, которые являются, на самом деле, жизненно важными. А у прежних поколений они были: это и бесконечная самоотверженность, и обостренная русская совесть, и чувство долга, и способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому.

Автор считает, что пора ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом. Ф.Абрамов предлагает вспомнить безымянных тружеников, на плечах которых зиждется здание «всей нашей сегодняшней жизни!» Федор Александрович уверен, что одно из главнейших задач литературы – это предостеречь людей от душевного очерствения, помочь им обогатить свой духовный багаж.

Но, на мой взгляд, современное поколение черствеет душевно. Молодежь сейчас злая и не дарит доброту окружающим людям. Люди стали забывать о настоящих духовных ценностях. Как можно говорить с человеком по душам, если нет души, а только одни корыстные расчёты? Только с добрыми, мягкими и справедливыми людьми можно по-настоящему подружиться.

В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в Петербурге на фоне грязи и духоты происходят события, рисующие утрату человеческих ценностей. В сцене с утопленницей автор показывает, как подавляющее большинство зевак с любопытством разглядывает запившуюся женщину лишь с целью развлечься. Никакого сострадания не испытывает эта толпа. Так же ведут себя свидетели смерти Мармеладова: одни говорят, что сам пьяный бросился под карету, другие утверждают, что кучер быстро летел.

Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Например, в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова была с детства доброй, ее так воспитывали. У нее было естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота. Наташа очень отзывчива вплоть до самозабвения, она любящая дочь и заботливая сестра. Охарактеризовать такими качествами человека в наше время можно с большим трудом.

Подводя итог, хочу сказать, что в молодом поколении необходимо воспитывать доброту, отзывчивость, честность, бескорыстие. Если все люди со временем станут добрыми и справедливыми, то жизнь у всех станет счастливой. Настанет тогда гармония в нашем мире!

О таком явлении в обществе, как подмена ценностей, очень много говорят в обществе. Кто-то возмущен и винит СМИ и индустрию развлечений в разврате молодежи и разложении общества, кто-то с удовольствием распространяет «новые» ценности, живет ими, а кто-то просто хорошо делает свою работу, по мере сил помогает нуждающимся, заботиться о своей семье, и несет САМ ответственность за свои действия.

Содержание:

Что такое подмена ценностей?

Обычно под понятием «подмена ценностей» понимают распространение информации о преимуществах гедонистического образа жизни и потребительского отношения к окружающей среде, к окружающим людям, государству, семье.

Откуда берутся ценности?

Нам рассказывают, что источниками являются СМИ, телевидение, интернет. Это рассказывают люди, которые просто не хотят брать ответственность на себя. Очень много в человеке заложено генетически, а в процессе жизни из этого генетического материала окружающая обстановка создает свое произведение искусства. И начинается все с родителей, они закладывают фундамент своим воспитанием. На крепком фундаменте и дом может получиться крепкий, но если фундамент слабый, то дом развалится при любом раскладе.

На протяжении истории общество делилось на группы. Каждой группе были присущи собственные ценности, собственный уклад жизни, традиции, мировоззрения. В Индии до сих пор мы можем наблюдать кастовое деление. Если сравнивать ценности и мировоззрения представителей различных каст, то приходит понимание, что каждая каста – отдельный мир.

В нашем обществе нет явного деления на касты, тем не менее, общество делится: есть интеллигенция, есть рабочий класс, есть уголовники, есть пьяницы и наркоманы. И каждый класс растит себе подобных. Исключения случаются, но в целом, тенденция заметна.

В каждом классе присутствуют собственные ценности во всех отношениях. Например, в маргинальных классах пьяниц и наркоманов и в классе рабочих, не принято жить и любить жену, мужа. Считается нормальным изменять, развлекаться, для мужа – гулять и ругать жену, для жены – работать за четверых и ругать мужа. В отношении детей норма это - родить ребенка, отправить его в садик, в школу, накормить, обуть, одеть. Норма и делать аборты, ведь секс и безответственность – это неотъемлемая часть их ценностей. Ни о каком воспитании морально-этических качеств ребенка всерьез не задумываются – вручили планшет или телефон в руки и наконец-то тишина. А ведь ребенку очень хочется, чтобы с ним поиграли, ответили на много-много вопросов, обняли, поцеловали. В отношении работы – в таких семьях не думают о том, как получить больше знаний и приносить больше пользы обществу и семье. Главное, чтобы была хоть какая-то работа. При этом неустанно жалуются, что им кто-то не дал престижную должность, и они не могут зарабатывать, как бездельники директора. Именно такие ценности, навязываются маленьким детям. Других они не видят.

Если говорить о классе интеллигенции, то здесь родители уделяют больше внимания умственному развитию детей, их обучению. Да и сами дети с детства находятся в обстановке, где господствует интеллект. Здесь более внимательно относятся не к физиологическим потребностям детей в еде и одежде, а к их духовному воспитанию. Здесь чаще звучат слова любовь, доброта, помощь, знания. Отношения между родителями более уважительные, а не потребительские.

Отдельный класс – бизнесмены. Класс характеризуется тем, что детям с детства рассказывают о том, что надо быть целеустремленным, стремиться много зарабатывать, учиться. В то же время, могут отсутствовать семейные ценности, понятия о дружбе и взаимопомощи.

Также можно выделить военных, в среде которых свои ценности.

Перейти из одного класса в другой может любой желающий, правда только с точки зрения социального положения. Многие представители рабочего класса, например, так и остаются гедонистами и потребителями, даже добившись положения в обществе.

Подмена ценностей - не новое явление.

Проблема гедонизма и потребительства существовала всегда. Просто сейчас, благодаря СМИ и массовой культуре, об этом много говорится. Примеры падения нравов описаны еще в Библии: вспомните историю о Содоме и Гоморре. Из мировой классики в 1307-1321 гг была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери, 1790 г об этом говорил Иоганн Гете в своем «Фаусте», в 1890 Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея». На самом деле, в литературе тема подмены ценностей широко поднималась во все времена, это лишь небольшой список самых громких произведений.

Если говорить об исторических личностях, то все мы знаем Наполеона и Петра 1, Сулеймане, отданных мыслями своим возлюбленным. Но и слышали о Ге́нрихе VIII Тюдо́ре, образ которого сценаристы сериала Тюдоры сделали чуть ли не идеалом и образцом для подражания. Хотя это был кровавый, жадный, эгоистичный человек, деяния которого осудила даже церковь, пожертвовав при этом своим единством и влиянием. Из-за своей похоти он убил двух своих жен, жестоко расправлялся с крестьянами.

Почему молодым людям нравится смотреть отупляющие шоу типа «Дом 2», «Камеди клуб», фильмы массового потребления? Да, на многих действует толпа. Но, если в человеке с детства заложены здоровый образ жизни, высокая ответственность, стремление получать знания, то никакая массовая культура его не утянет. Примеров такиx масса. На самом деле, мы все росли в одном обществе, но все выросли разные, потому что росли в разных семьях и были детьми разных родителей.

Поэтому, уважаемые родители, давайте меньше ругать массовую культуру, а больше внимания уделять тому, чтобы научить детей придерживаться собственных ценностей и ценностей позитивных.

Современный мир активно меняется, развивается, правда, в некоторых сферах не в лучшую сторону. Перемены касаются и людей, в первую очередь – молодежи. Она фактически предоставлена сама себе, никто не занимается воспитанием нравственности, становлением личности. И в этой ситуации проблемы современной молодежи растут, подобно снежному кому. Эти проблемы – отражение пороков и несовершенства всего общества . И только решение этих трудностей позволит оздоровить социум. Но чтобы начать борьбу, надо внимательно изучить «врага». Все чаще молодые парни и девушки, вместо того, чтобы думать о семье, родителях, личностном росте, пытаются показать свое превосходство через пристрастие к вредным привычкам, насилие. Пока еще есть шанс все изменить к лучшему и надо начать изучать проблемы, которые подстерегают молодых людей уже сейчас.

Наиболее важные проблемы современной молодежи.

Алкоголизм

Будет ли правильно говорить об алкоголизме, как о социальной проблеме молодых людей? Безусловно, да, ведь пристраститься к алкоголю может человек любого возраста и социального положения. Здесь надо принимать во внимание наследственную предрасположенность (алкоголизм – все же заболевание) и не пренебрегать силой метода втягивания. Если первое знакомство со спиртными напитками состоялось в раннем и даже детском возрасте, то жизнь становится бессмысленной. Подросток теряет силу воли, перестает верить в светлое – доброе, а стимулом к действиям становится выпивка. Печальная статистика констатирует, что алкоголизм – это самая актуальная проблема молодежи, которая настигает ребят обоих полов. Пьяный подросток теряет способность адекватно воспринимать действительность, грубит, неуравновешен и склонен к безрассудству.

Из сказанного выше можно сформулировать еще одну проблему – преступность в среде молодежи. Большинство преступлений совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения. Эту беду легче не допустить, чем пытаться бороться или искоренять. Для этого надо приложить усилия для воспитания полноценного члена общества, оградить ребенка от плохих компаний, создать условия для его гармоничного развития (занятия спортом, музыкой, чтение, хобби и пр.).

Наркомания

Употребление наркотиков – еще более страшная беда, нежели алкоголизм, ведь избавиться от такой зависимости самостоятельно практически невозможно. Подросток, попавший в плохую компанию, вынужден попробовать наркотик (чтобы не отставать от «друзей»). Дальнейшее развитие событий предопределено – через полгода в обществе появляется еще один наркоман.

Родителям нельзя надеяться, что эта беда обойдет ребенка стороной, а вместо этого – контролировать и активно участвовать в жизни своего чада. Если это случилось, то подростка нужно направить в .

Табакокурение

Эта проблема не так страшна, как предыдущие. Но это - зависимость, и она может стать первой ступенью на пути к более серьезным проблемам – наркомании, алкоголизму. Если подросток замечен в курении, то оставлять это просто так нельзя. Нужно отыскать правильный подход и использовать разные методы воздействия на подсознание (беседы, примеры из жизни), то есть начать активную борьбу с подростковым курением.

Преступность, суицид

Здравомыслящий подросток редко пойдет на преступление, а значит, он ведет здоровый образ жизни и не употребляет наркотики, алкоголь. Но часто они решаются на преступление закона из-за неуравновешенности, неразделенной любви. С ребенком надо постоянно общаться, устанавливать контакт, находить общий язык и тогда он сможет прожить счастливую жизнь. Нельзя оставлять без внимания эмоциональное состояние подростка, а при необходимости надо помочь выйти из депрессии.

Подмена жизненных ценностей

Гонясь за современностью, девочки-подростки думают не о будущей семейной жизни, а стремятся к сексуальности, развратности. Эта тенденция прослеживается и среди мальчиков. Очень быстро подростки понимают, что им не стать такими, как их кумиры. Вслед за такими выводами приходит разочарование, потеря смысла жизни. Если подобные проблемы коснулись ребенка, то родителям нельзя стоять в стороне, надеясь, что «все пройдет». Важно объяснить, что смысл жизнь заключается в другом, и помочь его обрести.


В чём заключаются главные ценности человека? Почему люди иногда заблуждаются в своем выборе? Автор данного текста поднимает проблему истинных и ложных ценностей.

Ю. Нагибин приводит монолог героя, который говорит о главных ценностях человека. Автор рассуждает, что отношение к героическому не должно подчиняться моде, так как все зависит от нравственных качеств человека, скрывающихся под внешней "оболочкой". Порой люди заблуждаются в своем выборе, но они все-равно полны чувством стремления к лучшему, ведь истиннные ценности никогда не могут устареть.

Автор не показывает прямо свою точку зрения, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что доброта, искренность, активность, трудоспособность, решительность, смелость - самые важные качества, которые должны быть у человека.

Я полностью согласна с мнением автора в том, что жизненная активность и трудоспособность могут "вытащить" человека из трудного положения. Достаточно вспомнить роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Константин Левин после получения отказа от Кати Щербацкой выйти за него замуж, уезжает жить в деревню. Он ходил вместе с мужиками на поля косить траву, несмотря на то, что был барином. Сильно устав, Левин все-равно получал огромное удовлетворение от этой работы.

Это говорит о том, что Константин Дмитриевич выбрал работу, вместо того, чтобы влачить жалкое существование.

Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним аргументом. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого "Война и мир". Для семьи Курагиных главной ценностью в жизни были деньги, поэтому и Анатоль, и Элен выросли эгоистами. В доме Ростовых все было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Поэтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми. Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы - истинные.

На основании всего вышесказанного, еще раз подчеркну: важно правильно сделать свой выбор и отличать ложное от истинного.



Рассказать друзьям