Подробное описание плюшкина из мертвых душ. Плюшкин — характеристика героя поэмы «Мертвые души

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Плюшкин Степан – персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», пятый и последний «продавец» мертвых душ. Он является олицетворением полного омертвения человеческой души. В этом персонаже погибла яркая личность, поглощенная скупостью. Несмотря на уговоры Собакевича не ехать к нему, Чичиков все же решился проведать этого помещика, так как известно, что у него высокая смертность крестьян. Будучи хозяином 800 и более душ, Плюшкин живет в полуразрушенном имении, питается крохами, носит старые, залатанные вещи, и также плохо содержит своих подопечных. Он подбирает каждую ненужную безделицу, что встречается у него на пути и приносит домой. А запустение и захламление его дома ярко свидетельствует о беспорядке в сознании самого Плюшкина.

Об этом персонаже известно, что ранее он был богатым и хозяйственным помещиком и отцом троих детей, но после смерти любимой жены совсем изменился. Дети его покинули: старшая дочь вышла замуж за кавалериста и уехала, сын ушел в армию, а затем проигрался, младшая дочь умерла. С детьми отношения разладились. Имея богатое состояние, он ни копейкой не хочет им помогать. Зная все это, Чичиков побаивается даже начинать разговор о своем «деле». Однако старик на удивление хорошо принимает его предложение выкупить «мертвые души» и даже предлагает помощь в оформлении купчей в городе, так как председатель его давний товарищ. По мнению автора, этот персонаж глубоко несчастен. Тень со светом навсегда перемешались в его душе.

Меню статьи:

«Мертвые души» предстали в литературе как пример рукописей, которые горят. Как известно, Гоголь – автор произведения – сжег вторую часть «Мертвых душ». Несмотря на это, текст прочно прижился на страницах школьных программ по литературе. Гоголь вывел в произведении множество персонажей: имена некоторых из них стали нарицательными. Например, имя Плюшкина, о котором мы и поговорим ниже.

Символичность фамилии

Гоголь не пренебрегал в своих произведениях символичностью. Очень часто имена и фамилии героев его произведений носят символичный характер. Они с помощью противопоставления характеристикам героя или синонимичности способствуют раскрытию определенных характеристик персонажа.

В основном раскрытие символичности не требует определенных знаний – ответ всегда лежит на поверхности. Такая же тенденция наблюдается в случае с Плюшкиным.

Слово «плюшкин» обозначает человека, отличающегося необыкновенной скупостью и жадностью. Целью его жизни становится накопление определенного состояния (как в виде финансов, так и в виде продуктов или сырья) без определенной цели.

Другими словами, он копит для того, чтобы копить. Накопленное добро, как правило, никуда не сбывается и используется с минимальным расходом.

Такое обозначение полностью соответствует описанию Плюшкина.

Внешность и состояние костюма

Плюшкин наделен в поэме женообразными чертами. У него продолговатое и излишне худое лицо. Плюшкин не обладал отличительными чертами лица. Николай Васильевич утверждает, что его лицо мало чем отличалось от лица других стариков с исхудалыми лицами.

Отличительной чертой внешности Плюшкина был непомерно длинный подбородок. Помещику приходилось прикрывать его платком, чтобы не оплевать. Образ дополняли маленькие глаза. Они еще не лишились своей живости и были похожи на маленьких зверьков. Плюшкин никогда не брился, отросшая его борода выглядела не самым привлекательным образом и напоминала скребницу для лошадей.

Зубов у Плюшкина не было ни одного.

Костюм Плюшкина желает выглядеть лучше. Честно сказать, назвать его одежду костюмом невозможно – у нее настолько заношенный и странный вид, что напоминает лохмотья бродяги. Обычно Плюшкин одет в непонятной формы платья, похожее на женский капот. Шапка его также была позаимствована из женского гардероба – это был классический колпак дворовых баб.

Состояние костюма было просто ужасным. Когда Чичиков увидел Плюшкина впервые, то долго не мог определить его пол – Плюшкин по своему поведению и внешнему виду очень напоминал ключницу. После того, как личность странной ключницы была установлена, Чичиков пришел к итогу, что Плюшкин совсем не похож на помещика – если бы он находился возле церкви, то его можно было бы легко принять за нищего.

Семья Плюшкина и его прошлое

Плюшкин был не всегда таким человеком, когда он был молод, его внешность и характер были абсолютно не похожи на нынешние.

Несколько лет тому назад Плюшкин не был одинок. Он был человеком, вполне счастливо живущим в браке. Жена его определенно положительно влияла на помещика. После рождения детей жизнь Плюшкина также приятно преобразилась, но это не длилось долго – вскоре жена умерла, оставив Плюшкину трое детей – двух девочек и мальчика.


Плюшкин с трудом переживал потерю жены, ему сложно было справиться с хандрой, поэтому он все больше и больше отдалялся от своего привычного ритма жизни.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Придирчивый и склочный характер способствовали окончательному разладу – старшая дочка и сын без благословления отца покинули отцовский дом. Младшая дочь спустя некоторое время умерла. Старшая дочь, несмотря на сложный характер отца, пытается поддерживать с ним отношения и даже привозит ему погостить детей. С сыном связь была давно утрачена. Как сложилась его судьба и жив ли он – старик не знает.

Характеристика личности

Плюшкин – человек непростого характера. Вполне вероятно, что определенные задатки развития некоторых качеств у него были заложены и раньше, но под влиянием семейной жизни и личного благополучия они не приобретали такое характерное обличие.

Плюшкиным овладело беспокойство – его забота и беспокойство уже давно перешли допустимую меру и стали некоторой навязчивой мыслью. После смерти жены и дочери он окончательно зачерствел душой – ему чужды понятия симпатии и любви к ближним.

Такая тенденция наблюдается не только по отношению к чужим в родственном плане людей, но и к ближайшим родственникам.

Помещик ведет уединенный образ жизни, он почти не общается со своими соседями, у него нет друзей. Плюшкин любит проводить время в одиночестве, его прельщает аскетический способ жизни, приезд гостей для него ассоциируется с чем-то неприятным. Он не понимает, зачем люди ездят друг к другу и считает это пустой тратой времени – за этот временной промежуток можно сделать много полезных вещей.

Желающих подружиться с Плюшкиным найти невозможно – все сторонятся чудаковатого старика.

Плюшкин живет без определенной цели в жизни. Из-за своей скупости и мелочности он смог накопить значительный капитал, но не планирует как-то использовать накопленные деньги и сырье – Плюшкину нравится сам процесс накопления.

Несмотря на значительные финансовые запасы, Плюшкин живет очень бедно – ему жаль потратить деньги не только своих родных и близких, но и на самого себя – его одежда ужа давно превратилась в лохмотья, дом прохудился, но улучшать что-то Плюшкин не видит смысла – его и так все устраивает.

Плюшкин любит жаловаться и прибедняться. Ему кажется, что у него всего мало – и еды у него вдоволь нет, и земли слишком мало и даже лишнего клока сена в хозяйстве не сыскать. На самом же деле все обстоит иначе – запасы продовольствия его настолько велики, что они приходят в негодность прямо в хранилищах.

Второй вещью в жизни, которая приносит удовольствие в жизни Плюшкина, стали ссоры и скандалы – он всегда чем-то недоволен и любит высказать свое недовольство в самой неприглядной форме. Плюшкин слишком придирчивый человек, ему угодить невозможно.

Сам Плюшкин не замечает своих недостатков, он считает, что на самом деле все относятся к нему с предвзятостью и не могут оценить его доброту и заботу.

Поместье Плюшкина

Как бы Плюшкин ни сетовал по поводу его занятости поместьем, стоит признать, что в качестве помещика Плюшкин был не самым лучшим и талантливым.

Его большое поместье мало чем отличается от заброшенного места. Ворота, изгородь вдоль огорода прохудились до невозможности – в некоторых местах изгородь завалилась, образовавшиеся дыры никто не спешил заделывать.

На территории его селения раньше были две церквушки, но сейчас они находятся в запустении.

Дом Плюшкина находится в ужасном состоянии – вероятно, его не ремонтировали уже много лет. С улицы дом похож на нежилой – окна в усадьбе были заколочены, открывалось всего несколько. В некоторых местах появилась плесень, дерево обросло мхом.

Внутри дом выглядит не лучше – в доме всегда темно и холодно. Единственная комната, в которую проникает естественный свет – комната Плюшкина.

Весь дом похож на свалку мусора – Плюшкин никогда ничего не выбрасывает. Он думает, что эти вещи ему могут еще пригодиться.

В кабинете Плюшкина тоже царит хаос и беспорядок. Здесь стоит сломанный стул, который уже невозможно починить, часы, которые не идут. В углу комнаты находится свалка – что лежит в куче сложно разобрать. Из общей кучи выделяется подошва от старой обуви и сломанный черенок лопаты.

Кажется, что в комнатах никогда не убиралось – повсюду была паутина и пыль. На письменном столе Плюшкина также не было порядка – бумаги там лежали вперемешку с мусором.

Отношение к крепостным

Во владении Плюшкина находится большое число крепостных – около 1000 человек. Конечно, забота и корректировка работ такого количества людей требуют определенных сил и умений. Однако говорить о положительных достижениях деятельности Плюшкина не приходится.


Со своими крестьянами Плюшкин обходится необходительно и жестоко. Они мало чем внешне отличаются от своего хозяина – одежды их порваны, дома обветшали, а сами люди безмерно тощие и голодные. Время от времени кто-то из крепостных Плюшкина решается на побег, ибо жизнь беглеца становится более привлекательной, чем крепостного Плюшкина. Чичикову Плюшкин продает около 200 «мертвых душ» – это количество людей умерших и сбежавших от него крепостных за несколько лет. По сравнению с «мертвыми душами» остальных помещиков, число проданных Чичикову крестьян выглядит ужасающе.

Предлагаем ознакомиться с в повести Николая Васильевича Гоголя “Шинель”.

Крестьянские дома выглядят еще хуже усадьбы помещика. В деревне невозможно найти ни одного дома с целой крышей – дождь и снег свободно проникают в жилище. Окон в домах тоже нет – дыры в окнах заделаны тряпками или старой одеждой.

Плюшкин крайне неодобрительно отзывается о своих крепостных – в его глазах они лентяи и бездельники, но на самом деле это клевета – крепостные Плюшкина усердно и честно работают. Они сеют зерно, молят муку, сушат рыбу, изготавливают ткани, делают из дерева различные предметы обихода, в частности посуду.

По мнению Плюшкина, его крепостные самые вороватые и неумелые – они все делают как-нибудь, без усердия, к тому же, постоянно обворовывают своего хозяина. На самом деле все не так: Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они готовы умирать от холода и голода, но не возьмут ничего из складских помещений своего помещика.

Таким образом, в образе Плюшкина воплотились качества жадного и скупого человека. Плюшкин не способен испытывать привязанность к людям или хотя бы симпатию – он враждебно настроен ко всем абсолютно. Сам себя он считает хорошим хозяином, но на самом деле это самообман. Плюшкин не заботится о своих крепостных, он морит их голодом, незаслуженно обвиняет их в воровстве и лени.

Плюшкин и портрет героя «Мертвых душ»

Степана Плюшкина, персонажа вымышленного мира Николая Гоголя, автор описывает донельзя красноречиво. Пожалуй, образ Плюшкина удался Гоголю настолько хорошо, что имя героя стало использоваться вне литературы для того, чтобы указать на болезненную скупость и жадность. По тексту «Мертвых душ» становится известно, что у Плюшкина когда-то была семья: жена, две дочки и сын. Однако теперь старик остался один, а дом пришел в запустение. Плюшкин – это образ патологического накопительства, черты характера, описание которой заняло почетное место на страницах психоаналитической литературы.

Семья Плюшкина

Итак, в молодые годы помещик женился, у Плюшкина родились дети. В этот период имение героя процветало, а сам хозяин слыл бережливым и богатым хозяином. Видимо, со временем некогда положительные черты Плюшкина гиперболизировались до неузнаваемости, превратившись скорее в негативные характеристики. Гоголь отводит значительное место описанию постепенной деградации старика. Были времена, когда соседи Плюшкина захаживали к помещику, чтобы поучиться мастерству ведения хозяйства и мудрости беречь деньги. Плюшкин носил, может быть, не новую одежду, но слегка поношенную, однако аккуратную. Поношенность в данном случае свидетельствовала о бережливости, а не о скупости.

Кроме того, Плюшкин, как это ни странно, отличался приятными внешними чертами и голосом. Хозяйка – супруга помещика – казалась женщиной гостеприимной, что называется – хлебосольной. Дочери со светлыми кудрями походили на розы. Сын создавал впечатление активного, живого, разбитного мальчика. Гостей встречали хорошо, дети радовались видеть в доме новые лица. Гоголь упоминает, что особенно приветливым оказывался сын Плюшкина: ребенок любил целовать всякого, кто переступал порог поместья. Плюшкин любил семью, заботился о детях и жене. Для дочерей помещик нанял компаньонку, которая проживала на антресолях в доме.

Смерть жены и судьба старшей дочери Плюшкина

Размеренная жизнь помещика заканчивается, когда умирает хозяйка дома. Большая часть забот ложится на вдовца, Степана. Старшая дочь, Александра, не внушала Плюшкину доверия. И это было неслучайно: спустя некоторое (довольно недолгое) время, девушка убежала из отчего дома с ротмистром, с которым вскоре обвенчалась. Плюшкин же военных не любил и не жаловал, потому что был убежден: офицеры увлекаются картами, азартными играми и мошенничают. С уходом старшей дочери дом приобрел характерную пустоту. Бережливость Плюшкина перерастала в скупость.

По тексту, читатель узнает, что Александра родила сына и даже несколько раз наведывалась к отцу с маленьким ребенком. Намерения девушки представлялись сугубо корыстными: Александра надеялась, что отец даст что-то дочери, но надежды эти, как правило, оказывались тщетными. Со временем девушка осознала, что романтические мечты юности о жизни с офицером в реальности предстали в менее привлекательном свете, чем были в грезах. Плюшкин, как ни странно, простил дочь. Денег, между тем, Александра Степановна так и не выручила, однако отец позволил внуку поиграть с пуговицей – большая щедрость для Плюшкина.

Спустя время старшая дочь снова навестила отца – уже с двумя детьми. Александра на этот раз приехала с подарками: девушка привезла отцу халат, потому что одежда Плюшкина стала похожей на лохмотья, а также угощения к чаю. Плюшкин хорошо относился к внукам – с теплом: помещик качал детей на коленях, играл с ребятишками. Подарки Степан принял, однако взамен дочери ничего не предложил. Александра снова уехала с пустыми руками.

Нерадивый наследник хозяйства

Волосы Плюшкина седели. Сын подрастал. И вот: наследнику поместья пришло время служить, поэтому Плюшкин отпустил учителя-француза, которого ранее нанимал для сына. Компаньонку Александры и младшей дочери Плюшкина помещик прогнал, потому что женщина, как оказалось, помогала девушке в побеге с ротмистром. Сын, между тем, не поехал в центральный город губернии, а отправился в полк. Позже юноша написал отцу письмо с просьбой о деньгах, чтобы купить обмундирование для службы в полку, однако Плюшкин денег сыну не дал.

Однажды Плюшкин получает от сына новость: юноша крупно проигрался в азартные игры. Это разозлило отца и вынудило послать сыну не денег, а искренних отцовских проклятий. После этого случая Плюшкин судьбой сына не интересовался.

Жизнь Плюшкина после смерти младшей дочери

Младшая дочь Плюшкина, к сожалению, последовала за матерью и вскоре скончалась. Плюшкин очутился наедине с собой. Вокруг – богатства, достаток, имущество, которое удалось нажить за все это время. Но этот материальный аспект жизни вдруг оказался непригодным и пустым, потому что, кроме старого хозяина, в имении никого не осталось. Гоголь так пишет о Плюшкине в этот период жизни героя:

Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем [то есть в Плюшкине] глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине…

Привычки героя «Мертвых душ»

Гоголь не оставляет читателя и без описания привычек и внешности Плюшкина. Прежде всего, писатель останавливается на жадности персонажа, которая доходила до маниакальных пределов:

…он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу…

Собственно, такое вот своеобразное собирательство и коллекционирование представлялось основным занятием Плюшкина. Однако на этой черте героя мы еще остановимся ниже. Что касается внешности Плюшкина, но лицо Степана не привлекало никакими особенными характеристиками. Плюшкин выглядел худощавым стариком с сильно и далеко выступающим костлявым подбородком. Внимание, пожалуй, привлекали миниатюрные глаза помещика, бегающие туда-сюда. Брови у Плюшкина поднимались довольно высокого над этими маленькими глазами, поэтому казалось, что герой всегда удивлен чем-то.

Больше внимания Гоголь уделил описанию одежды героя. Наряд Плюшкина, видимо, был настолько стар, что оказывалось невозможным понять, из какой материи эти одежды сшиты. Засаленные полы, поношенный халат, четыре части полы вместо двух – так описывает писатель одежду Плюшкина. На шее у старика «красовалось» нечто, похожее на повязку или старый рваный чулок.

Описание личности Плюшкина

Гоголь делает акцент на неряшливости, хозяйственной нерадивости и неимоверной скупости Плюшкина. Когда-то эта скупость была бережливостью, но сейчас эта черта разрослась настолько в своей патологической форме, что стала напоминать жестокость. Амбары помещика ломятся от продуктов, однако крестьяне деревни Плюшкина при этом голодают.

Деревня Плюшкина насчитывает около тысячи душ (хотя Собакевич назвал другую цифру – 800 человек), которые и тянут хозяйство скупца. Несмотря на состоятельность и богатство, Плюшкин выглядел, как нищий. Когда Чичиков впервые увидел помещика, то подумал, что если бы старик встретился ему около церкви, то Чичиков спутал бы Плюшкина с бедняком. Старику уже перевалило за шестьдесят. Первое впечатление Чичикова о помещике – спутанное: возраст и скупость изменили героя до неузнаваемости. Настолько, что Плюшкин стал походить скорее на женщину, чем на мужчину. При ближайшем рассмотрении лицо помещика неряшливо и небрито, глаза – маленькие и тусклые, а кожа напоминает наждачную бумагу. Зубы у Плюшкина давно повыпадали.

Личность Плюшкина ярко характеризует сосед-помещик по фамилии Собакевич:

…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха…

Также Собакевич называет Плюшкина мошенником, по которому плачет тюрьма, скрягой, который заставляет крестьян голодать. Чичиков же считал, что Плюшкин заменил добродетели понятием экономии и порядка.

Описание дома Плюшкина

Когда Чичиков впервые приезжает в поместье Плюшкина, то глаза главного героя «Мертвых душ» наталкиваются на гнетущую картину разоренной деревни. Усадьба Плюшкина, некогда, по всей видимости, процветающая, теперь стала похожей на ветхую избу, к тому же полуразрушенную:

…какую-то особую ветхость заметил он (Чичиков) на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето: на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном <…> Частями стал выказываться господский дом… Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно…

Штукатурка на стенах дома посыпалась, а сами стены несли признаки частых дождей и непогоды. Большинство зданий уже покрыла вечная спутница ветхости – плесень, зелень которой сливалась с кустами и запущенной растительностью старого сада, который постепенно сливался с полем – таким же заглохшим и заброшенным.

Интерьер поместья гоголевского героя

Выше вы могли познакомиться с экстерьером дома Плюшкина. Что же касается внутреннего убранства поместья, то здесь дела обстояли не менее печально. Кухня выглядела скверно, а труба для топки и печь пришли в негодность. В комнате Плюшкина правил бал беспорядок. Чичикову оказалось, что внутри дома давно не делали уборку, а тем более не мыли полы. Посреди комнаты Плюшкин свалил на кучу разные вещи, предметы, которые подбирал в ходе своих ежедневных обходов улиц деревни:

Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе…

Колпак, как и халат, превратился в обязательный атрибут Плюшкина, без которого не обходилась, пожалуй, ни одна иллюстрация к «Мертвым душам». То, что Плюшкин постоянно ходил в одной, причем домашней, одежде, намекало на некую болезненность натуры героя.

Усадьба и хозяйство Плюшкина

Гоголь описывает Плюшкина человеком, у которого в молодые годы все дела были схвачены. Живость и размеренность – отличительные черты хозяйства помещика – того, которое некогда наблюдали соседи героя. Автор упоминает об обширности домовладения помещика: здесь и мельница, и валяльня, суконное производство и прядильня. За всем, что числилось в хозяйстве, Плюшкин следил тщательно и неустанно. Гоголь называет героя трудолюбивым пауком, которого отличала легкая суетность, но при этом – расторопность, деловая хватка, опыт, мудрость и ум.

Хозяйство Плюшкина в период после кончины супруги и ухода детей
Когда жена гоголевского героя умерла, все бремя ведения хозяйства легло на плечи Плюшкина. Вдовство сделано хозяина более скупым и подозрительным, что, однако, следуя логике Гоголя, характеризовало всех вдовцов. Ключи и мелкие хозяйственные дела, которые перешли к Плюшкину после кончины жены, привели к тому, что герой стал суетнее и беспокойнее. Гоголь описывает изменения, происходившие в укладе жизни Плюшкина:

С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец, остались только два <…> с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчив становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения…

Плюшкин совершенно никак не сбывал продукцию, производившуюся в поместье. Предметы накапливались и пропадали, постепенно приходя в негодность. При этом хозяин не менял привычного уклада жизни деревни, которой владел. Например, крестьяне облагались такими ж податями и оброками, ткачи ткали такое же количество тканей, как и при жизни хозяйки. Но производимые вещи складывались на кучу и не продавались. Поместье приходило в негодность – не от неумелого ведения дел, а от неиспользования вещей:

…все становилось гниль и прореха, и сам он (Плюшкин) обратился наконец в какую-то прореху на человечестве…

Занятия Плюшкина с точки зрения психоанализа?

В предыдущей цитате Гоголь раскрыл (хоть и частично) занятия главного героя. После того, как Плюшкин остался один, помещик, вероятно, стал заполнять дыру, возникшую в душе, вещами. В действительности, для Степана не имело значения, что именно это за вещи. Основная идея – в накоплении вещей. Помнится, Эрих Фромм в любопытном психоаналитическом анализе раскрыл сущность накопления предметов и коллекционирования. Приведем размышления исследования. По мнению Фромма, собирательство предметов – это разновидность «некрофилии», то есть любви или страсти к неодушевленному предмету. Однако точке зрения Фромма нашлась и противоположность: собирательство вещами и обмен предметами, скорее, намекает на жизнь, ведь обмен веществ в организме, накопление и оборот энергии – это основные признаки живого существа. Коллекционеры, собирателя обращают внимание на «ненужные» вещи: так же и Гоголь описывает, что Плюшкин собирал, накапливал, на первый взгляд, странные, нефункциональные вещи:

…это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам, домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик…

Главное занятие Плюшкина – собирательство. В рамках психоанализа это увлечение или практика получили особое значение. Некоторые психоаналитики, вроде Карла Абрахама, сводили страсть к накоплению или собирательству предметов к нереализованному сексуальному влечению. Таким образом, желание собирать вещи представлялось символическим суррогатом физиологической страсти.

Однако, в случае Плюшкина, как нам кажется, более адекватной является гипотеза Мартина Бубера. Мыслитель считал, что человек порой относится к неодушевленным предметам так же, как и к людям, наделенным душой. Это конструирование отношений, которые Бубер называет «Я – Ты». Плюшкин ощущал острое одиночество и потерянность после смерти супруги и младшей девочки, ухода старшей дочери, своеобразного предательства сына (видимо, именно так герой «Мертвых душ» расценивал поступок юноши). Таким образом, с помощью накопления вещей Плюшкин пытался компенсировать потери, которые пережил.

Конечно, гоголевского персонажа нельзя назвать коллекционером в полноценном смысле этого слова. Собиратель устанавливает с вещами особые, почти родственные, интимные связи. Близкие люди замещаются вещами. А вот те, кто пренебрежительно относится к коллекции собирателя, порой воспринимаются в качестве предметов, а не живых, одушевленных существ. Происходит своеобразная путаница. Второе последствие такого рода отношений – развитие у коллекционера черты скупости, что и произошло с Плюшкиным.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Плюшкин. В доме Плюшкина

    ✪ Чичиков у Плюшкина

    ✪ Плюшкин. Сделка

    Субтитры

Биография Плюшкина:

В молодости был женат, был отцом двух дочерей и сына. Был владельцем богатейшего имения. Слыл бережливым хозяином:

сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто её не ел. На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. В доме стало ещё пустее. Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. Случись же под такую минуту, как будто нарочно в подтверждение его мнения о военных, что сын его проигрался в карты; он послал ему от души своё отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете, или нет. С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два. <…> с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало перышко или сургучик. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, - все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить; видно, походная жизнь с штабс-ротмистром не была так привлекательна, какою казалась до свадьбы. Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал. В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно. Плюшкин приласкал обоих внуков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна.

Описывая маниакальную жадность своего героя, Гоголь сообщает: …он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро - он утаскивал и ведро.

Писатель даёт описание следущее внешности своего необычного героя: лицо его не представляло ничего особенного и выглядело как и у других худощавых стариков. Лишь подбородок выступал очень далеко вперёд, да привлекали внимание маленькие глазки, бегавшие как мыши из-под высоко поднятых бровей. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; позади вместо двух болтались четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.

Встрече Чичикова героя с Плюшкиным в ней предшествует описание разорённой деревни и полуразрушенной фамильной усадьбы Плюшкина: какую-то особую ветхость заметил он (то есть Чичиков) на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили как решето: на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер… Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном… Частями стал выказываться господский дом…Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно…Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решётку…Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками…Зелёная плесень уже покрыла ограду и ворота. Некоторое оживление вносил в эту печальную картину «весёлый сад» - старый, заросший и заглохлый, уходивший за усадьбой куда-то в поле.

При появлении хозяина всего этого пришедшего в полный упадок имения Чичиков первоначально принимает его за старуху-ключницу - настолько диковинно, грязно и бедно был тот одет: Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички - Что барин?.. .

Восприятие:

По мнению некоторых исследователей творчества Н. В. Гоголя, образ этого полупомешанного помещика-скопидома является наиболее ярким и удачным в описании «деловых партнёров» Чичикова в поэме «Мёртвые души» и представлял наибольший интерес для самого писателя. В литературной критике сложилось восприятие этого необычного персонажа Н. В. Гоголя как некий эталон скопидомства, жадности и крохоборства. Сам же писатель несомненно интересуется и историей превращения этого, в молодости образованного и неглупого человека в ходячее посмешище даже для собственных крестьян и в больную, злокозненную личность, отказавшуюся от поддержки и участия в судьбе своих собственных дочерей, сына и внуков.

В русском разговорном языке и в литературной традиции имя «Плюшкин» стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей, охваченных страстью к накопительству ненужных им, а подчас и совершенно бесполезных вещей. Его поведение, описанное в поэме Н. В. Гоголя, является типичнейшим проявлением такого психического заболевания (психического расстройства), как патологическое накопительство . В зарубежной медицинской литературе даже введён особый термин - «

«Мертвые души», даже не представлял, с какими яркими личностями познакомится. Во всем разнообразии персонажей в произведении особняком стоит скряга и жмот Степан Плюшкин. Остальные богатеи в литературном труде показаны статично, а этот помещик имеет собственную историю жизни.

История создания

Идея, легшая в основу произведения, принадлежит . Однажды великий русский писатель рассказал Николаю Гоголю историю мошенничества, которую услышал во время кишиневской ссылки. В молдавском городе Бендеры в последние годы умирали исключительно люди военных званий, обычные смертные не торопились на тот свет. Странное явление объяснялось просто – в Бессарабию в начале 19 века потянулись сотни беглых крестьян из центра России, и в ходе расследования выяснилось, что «паспортные данные» умерших присваивались беглецами.

Гоголь счел идею гениальной и, поразмыслив, выдумал сюжет, в котором главным действующим лицом стал предприимчивый человек, который обогащался за счет продажи «мертвых душ» в опекунский совет. Задумка показалась ему интересной потому, что открывала возможность создать эпичное произведение, показать через россыпь персонажей всю Россию-матушку, о чем писатель давно мечтал.

Работа над поэмой стартовала в 1835 году. В то время большую часть года Николай Васильевич проводил за границей, пытаясь забыть скандал, который разразился после постановки спектакля «Ревизор». По замыслу сюжет должен был занять три тома, а в целом произведение определялось как комическое, юмористическое.


Однако ни тому, ни другому не суждено было сбыться. Поэма получилась мрачной, обнажающей все пороки страны. Рукопись второй книги автор сжег, а к третьей так и не приступил. Конечно, в Москве наотрез отказались печатать литературный труд, но помочь писателю вызвался критик Виссарион Белинский, похлопотав перед петербургскими цензорами.

Чудо свершилось – поэму разрешили публиковать, только с условием, что название обретет маленькое дополнение для отвода глаз от поднятых серьезных проблем: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В таком виде в 1842 году поэма и отправилась к читателю. Новый труд Гоголя вновь оказался в эпицентре скандала, ведь помещики и чиновники ясно увидели в нем свои образы.


Идею Гоголь вынашивал блестящую – сначала показал недостатки русской жизни, затем планировал описать пути воскрешения «мертвых душ». Часть исследователей связывают замысел поэмы с «Божественной комедией» : первый том – это «ад», второй – «чистилище», а третий – «рай».

Предполагают, что Плюшкин должен был преобразиться из жадного старика в странника-благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но Николай Гоголь так и не сумел убедительно описать пути перерождения людей, в чем после сожжения рукописи признавался сам.

Образ и характер

Образ полусумасшедшего помещика в произведении – самый яркий из всех, кто встречается на пути главного героя Чичикова. Именно Плюшкину писатель дает наиболее полную характеристику, заглядывая даже в прошлое персонажа. Это одинокий вдовец, который проклял уехавшую с любовником дочь и проигравшегося в карты сына.


Периодически дочь с внуками навещает старика, но помощи от него никакой не получает – одно равнодушие. Образованный и умный в молодости мужчина со временем превратился в «изношенную развалину», брюзгу и крохобора со скверным характером, став посмешищем даже для прислуги.

Произведение содержит подробное описание внешности Плюшкина. По дому он ходил в дряхлом халате («…на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно»), а к столу являлся в поношенном, но вполне опрятном сюртуке без единой заплаты. При первой встрече Чичиков не мог понять, кто перед ним, баба или мужик: по дому передвигалось существо неопределенного пола, и покупатель мертвых душ принял его за ключницу.


Скупость персонажа – на грани маразма. В его владениях 800 крепостных душ, амбары полны гниющей едой. Но Плюшкин не позволяет своим голодным крестьянам прикасаться к продуктам, а с перекупщиками неуступчив «как бес», поэтому торговцы перестали приезжать за товаром. В собственной спальне мужчина заботливо складывает найденные перышки и бумажки, а в углу одной из комнат навалено «добро», подобранное на улице.

Жизненные цели сводятся к накоплению богатства – эта проблема часто выступает как аргумент для написания сочинений по ЕГЭ. Значение образа кроется в том, что Николай Васильевич попытался показать, как болезненная скупость убивает яркую и сильную личность.


Приумножать добро – любимое занятие Плюшкина, о чем говорит даже изменение речи. Сначала старый скряга встречает Чичикова настороженно, уточняя, что «в гостях проку нет». Но, узнав цель визита, недовольное ворчание сменяется нескрываемой радостью, и главный герой поэмы превращается в «батюшку», «благодетеля».

В лексиконе у скупердяя – целый словарь бранных слов и выражений, от «дурачины» и «разбойника» до «черти припекут тебя» и «каналья». У помещика, всю жизнь прожившего в кругу крестьян, речь пестрит простонародными словами.


Дом Плюшкина напоминает средневековый замок, но потрепанный временем: в стенах щели, часть окон заколочены досками, чтобы никто не узрел скрывающиеся в жилище богатства. Гоголь умудрился объединить черты характера и образ героя с его домом фразой:

«Все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился, наконец, в какую-то прореху на человечестве».

Экранизации

Произведение Гоголя ставилось в российском кино пять раз. По мотивам повести также создали два мультфильма: «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрев».

«Мертвые души» (1909)

В эпоху становления кинематографа запечатлеть на пленку похождения Чичикова взялся Петр Чардынин. Немая короткометражка с урезанным гоголевским сюжетом снималась в железнодорожном клубе. А поскольку опыты в кино еще только начинались, лента получилась неудачной из-за неправильно подобранного освещения. В роли скупого Плюшкина выступил театральный актер Адольф Георгиевский.

«Мертвые души» (1960)

Фильм-спектакль по постановке МХАТа снял режиссер Леонид Трауберг. Через год после премьеры картина получила «Приз критики» на фестивале в Монте-Карло.


В фильме снялись Владимир Белокуров (Чичиков), (Ноздрев), (Коробочка) и даже (скромная роль официанта, актер даже не попал в титры). А Плюшкина блестяще сыграл Борис Петкер.

«Мертвые души» (1969)

Еще один телевизионный спектакль, который задумал режиссер Александр Белинский. По оценкам киноманов, эта экранизация – лучшая из кинопостановок нетленного произведения.


В ленте тоже задействованы яркие актеры советского кинематографа: (Ноздрев), (Манилов), (Чичиков). Роль Плюшкина досталась Александру Соколову.

«Мертвые души» (1984)

Сериал из пяти эпизодов, снятый Михаилом Швейцером, показывали по центральному телевидению.


В жадного помещика перевоплотился Леонида Ярмольника – актера именуют в картине Плюшкиным.

  • В значении имени персонажа заложен мотив самоотрицания. Гоголь создал парадоксальную метафору: румяная плюшка – символ богатства, сытости, радостного довольства – противопоставлена «заплесневелому сухарю», для которого давно померкли краски жизни.
  • Фамилия Плюшкин стала нарицательной. Так называют излишне бережливых, маниакально жадных людей. Кроме того, страсть к складированию старых, бесполезных вещей – типичное поведение людей с психическим расстройством, получившим в медицине название «синдром Плюшкина».

Цитаты

«Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки: наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!»
«Седьмой десяток живу!»
«Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было».
«Если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».
«Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему».
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости».

Произведение:

Мертвые души

Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.

Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.

Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены П. был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа П. окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, П. размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что П. способен на возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе П.

Посещение Чичиковым Плюшкина.

После Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Ему в глаза сразу бросается ветхость и бедность усадьбы. Несмотря на то, что деревня была большая и в ней жило 800 крестьян, Ч. отмечает, что все дома были старые и покосившиеся, люди жили в ужасной нищете.

Дом тоже не отличался красотой. Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение.

Хозяин пользовался только несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой. И дом, и усадьба пришли в полный упадок.

В интерьере Ч. замечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь, и иногда доходит до того, что ворует у своих крестьян предметы, даже совершенно ему не нужные. Вся мебель была старой и ветхой, как и сам дом. На стенах висели неказистые картины. Видно было, что хозяин уже давно не покупал ничего нового.

Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Ч. сначала принял его за ключницу. Ожежда его была сильно поношена, лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Ч. говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего. Он удивлен и сначала не может поверить, что у этого человека 800 душ.

Понять личность П-на помогает рассказанная автором история. Гоголь пишет, что раньше П-н был хорошим и бережливым хозяином. Но жена умерла, дети разъехались, и он остался один. Самая характерная черта П-на - это скупость и жадность. Он искренне рад, когда узнает о покупке душ Ч-вым, т. к. понимает, что для него это очень выгодно. На его лице даже "отражается слабое подобие чувства".

ПЛЮШКИН - персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845).

Литературные источники образа П.- образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мель-мот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа П., вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о П. в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада П. (Ср. воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Предшественник П. у Гоголя - образ Петромихали («Портрет»). Фамилия П.- парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка - символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка - противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию П. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью П., тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Портрет П. создается с помощью гиперболических деталей: П. предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает П. за ключницу, так как на поясе у П. ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже». Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: П.- «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг П. свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у П. превращается в противоположность - «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты - в пыль). В хозяйстве П. по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. Дом П.- аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает П., забиты. Символ «богатырской» скупости П., стяжательства, доведенного до крайнего предела,- замбк-исполин в железной петле на главных воротах дома П. Образ сада П., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения П.- мысли Гоголя воскресить П. из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада П. имеются метафоры с элементами реального портрета П. («густая щетина» «седого чапыж-ника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с П. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», П. трансформируется в паука. Сначала П.- «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (Ср. с Ноздревым; символически Ноздрев - сын П., пускающий его богатства по ветру.) После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром - П. посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, П. отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с П., перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность П. эволюционирует. Вещи П. ветшают, время останавливается, в комнатах П. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Опред- меченная метонимия образа П., отделившаяся от него, как душа от мертвого тела,- поношенный колпак на столе. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон «ростом не более лесного ореха», два пера, «высохшие, как в чахотке», «зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов». Пыльная куча в углу, куда П. тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро - символизирует полную деградацию всего человеческого»Шв. В противоположность пушкинскому Барону П. изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость П.- это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности П. тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку». В восторге от глупости Чичикова, П.вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. Бюро П., куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю). Выдающиеся исполнители роли П. в инсценировках и экранизациях поэмы - Л.М.Леонидов (МХАТ, 1932) и И.М.Смоктуновский (1984). Казусом художественной судьбы этого образа явился тот факт, что в опере Р.К.Щедрина «Мертвые души» (1977) партия П. была предназначена для певицы (меццо-сопрано).



Рассказать друзьям