Похороны в Англии: традиции и обычаи погребения. Пугающие традиции викторианской англии Погребальные обряды и традиции викторианской англии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Британцы провожают своих близких в последний путь так же сдержанно и элегантно, как и соблюдают прочие традиции.

Когда в семье происходит печальное событие, родственники не занимаются похоронами. Им предстоит оповестить близких и морально подготовить себя к прощанию. Все организационные моменты берут на себя ритуальные агентства, хотя это отнюдь не дешево даже по меркам Великобритании. В среднем похороны в Англии обходятся от 1800 до 4000 фунтов (почти до 6000 $).

После смерти ритуальные агенты сразу же увозят тело в морг, где его бальзамируют, гримируют, одевают Родственникам сообщают, когда прийти на прощание в часовню при крематории или кладбище. На прощании священник читает проповедь, рассказывает о покойном, зачитывает его последнюю волю и некролог. Присутствующие одеваются в черное: мужчины в строгий костюм, женщины в закрытое платье.

Поминки

После похорон устраивают трапезу. Но она не похожа на поминки, к которым привыкли в России. Скорее это просто обед или ужин, где гости общаются, делятся новым в жизни. Трапеза проходит в заранее заказанном ресторане либо в доме семьи умершего. К столу подают легкие закуски и напитки.

Рыдать и слишком горевать на поминках в Англии считается плохим тоном.

С помощью непринужденной беседы гости пытаются отвлечь близких покойного от скорбных мыслей. А те, в свою очередь, стараются не поставить никого в неловкое положение. Если эмоции переполняют, англичанин вежливо просит прощения, выходит из-за стола, и только уединившись, дает им волю.

С XVII столетия в Англии, наряду с традиционным погребением в землю, широко распространена кремация. Так как территорий под кладбища недостаточно, тела сжигают, а прах развеивают по ветру или хранят в колумбарии. На немногочисленных кладбищах места под захоронение довольно дорогие. Кроме того, ежегодно нужно оплачивать поддержание участка.

Место сдается в аренду на 10 лет, после чего ее можно продлить, доплатив деньги, либо же на том месте состоятся похороны другого человека. Кстати, многие россияне жалуются, что в нашей стране под могильные участки выделяется такая маленькая площадь. Тем не менее в России на кладбищах часто ставят и оградки, и столики со скамьей, и удивительной красоты мемориальные комплексы. В Англии же могилы расположены очень близко друг к другу, никак не огораживаются, а присесть и погрузиться в воспоминания о близком человеке можно разве что в ближайшей часовне.

В Англии чтут и уважают память умерших
Например, зажиточные семьи с известным происхождением украшают портретами своих близких
стены домов и с гордостью рассказывают о них потомкам.

Похороны

Похороны в викторианской Англии зависели от общественного положения, которое занимала семья покойного, а также от готовности раскошелиться. Вплоть до начала XX века на похоронах не экономили. Помпезные похороны подчеркивали статус семьи и давали родственникам умершего возможность «пустить пыль в глаза» соседям. В то время как английские крестьяне сами занимались организацией церемонии, их зажиточные соотечественники обращались в контору гробовщика. Прейскурант в таких заведениях был рассчитан на людей с разными уровнями доходов. В 1870 году за 3 фунта 5 шиллингов гробовщики предоставляли следующий пакет услуг: карету, запряженную лошадью, гроб без украшений, но с обивкой из ткани; покров для гроба; перчатки, шарфы и повязки для плакальщиков. В эту же сумму входили услуги кучера, носильщиков и немого плакальщика. Присутствие последнего придавало похоронам торжественность, хотя его обязанности были несложными - молча и со скорбным видом стоять у входа в дом, держа в руках посох с бантом. Глядя на немого плакальщика, прохожие проникались печальной атмосферой похорон. Именно в таком качестве решил применить Оливера Твиста его хозяин-гробовщик, которому понравилось «меланхолическое выражение лица» мальчика. Немого плакальщика легко было опознать по цилиндру, с которого свисал длинный, почти до пояса шарф - черный или, в случае детских похорон, белый.

При желании и финансовых возможностях можно было нанять катафалк и траурные кареты, чтобы доставить семью на кладбище. Запряженных в них лошадей украшали плюмажами из страусиных перьев. Число плакальщиков, несущих посохи с бантами или подносы со страусиными перьями, тоже зависело от платежеспособности клиента. Присутствовавшие на похоронах дамы надевали плащи с капюшонами, господа облачались в черные плащи, часто взятые напрокат у гробовщика, и привязывали к шляпе узкую черную ленту. Так выглядели похороны людей среднего достатка и выше.

Поскольку воскресенье являлось праздничным днем, в этот день не советовали проводить похороны и копать могилу. Оставлять покойника дома в воскресенье тоже считалось нежелательным, так что похороны старались закончить до выходных, за исключением тех случаев, когда смерть наступала в праздник. Тогда утешение можно было черпать разве что из валлийского поверья, что по воскресеньям умирают люди праведные.

Совсем иная картина наблюдалась в семьях городской бедноты. Воскресенье - единственный выходной день, а отпроситься с работы даже по такому серьезному случаю было невозможно. Так что бедняки из трущоб в пику суевериям и к вящему неудовольствию остальных горожан выбирали для похорон именно воскресенье. На этом их мытарства не заканчивались. Смерть могла случиться внезапно, а если в семье не хватало денег, чтобы зарыть покойника в первое же воскресенье после его кончины, труп оставался дома до тех пор, пока родственники не соберут нужную сумму. Порой на подготовку к похоронам уходило несколько недель. На протяжении этого времени труп лежал в той же комнатенке, в которой ютилась вся семья.

Впрочем, иногда похороны задерживались не только по случаю выходного дня или из-за отсутствия средств. Довольно оригинально телом своего супруга распорядилась уроженка Дарема в 1747 году. Ее супруг, ректор Седжфилда, отправился к праотцам за неделю до сбора церковной десятины. В случае смерти ректора десятина отходила епископу Дарема, но такой утечки капитала находчивая леди никак не могла допустить. Поэтому она решила… засолить мужнин труп. «Соленый пастор» пролежал в комнате вплоть до того дня, когда прихожане явились с долгожданной десятиной. Ушлая вдова припрятала деньги и лишь тогда объявила о кончине супруга. Тем не менее слухи о «соленом пасторе» расползлись по округе, а дух обиженного ректора еще долгие годы не мог успокоиться.

Эксцентричный сэр Джеймс Лоутер, первый граф Лонсдейла, родившийся в 1736 году, тоже долгое время не мог похоронить жену, но уже по другим причинам. В молодости он страстно влюбился в красавицу-простолюдинку. Из-за своего зависимого положения девица не посмела отказать высокородному ухажеру. Граф увез ее в Хэмпшир, окружил роскошью, но молодая любовница угасла от тоски по дому. После ее смерти Лоутер никак не мог расстаться с прекрасным телом. Даже когда труп начал гнить, граф по-прежнему сажал любимую покойницу за стол и вел с ней беседы. Из-за невыносимого запаха из поместья разбежались слуги. В конце концов даже безутешный сэр Джеймс понял, что возлюбленную уже не вернешь. Сначала он приказал положить ее тело в стеклянный гроб и еще долго любовался ее останками. Лишь через некоторое время он решился предать тело христианскому погребению. Девушку похоронили на кладбище Пэддингтон в Лондоне, а когда от нее остались одни воспоминания, граф совсем затосковал. Характер его испортился настолько, что среди своих арендаторов сэр Джеймс снискал нелестное прозвище «Злобный Джимми».

Для того чтобы узнать об исконных английских похоронных обычаях, нам нужно отправиться в сельскую местность. Там с погребением не тянули, хотя могли и отложить его на день-другой, чтобы родня из дальних мест успела проститься с умершим. Поскольку считалось, что тело покойного нельзя ни на минуту оставлять в одиночестве, вечером перед похоронами родные и близкие устраивали бдение над телом. В XIX веке этот обычай практиковался в основном ирландцами и шотландцами. Со смесью негодования и восхищения англичане из среднего класса читали об удалых забавах во время бдений. К примеру шотландцы, чтобы не заскучать, играли в карты, причем карточным столом служил гроб. Поскольку слезами голод не утолишь, хозяева подносили гостям угощение, нередко и спиртное. То и дело бдение превращалось в попойку, а гости настолько входили во вкус, что пировали несколько дней напролет, забывая про печальный повод для встречи. Когда игнорировать покойника становилось решительно невозможно - особенно в летнюю жару, - его старались зарыть поскорее, чтоб возобновить гуляние, на этот раз в кабаке.

Поминальная трапеза

В день похорон в доме умершего собирались родственники и соседи. В начале XIX века в некоторых английских графствах (в частности, в Нортумберленде) гостей на похороны сзывали служащие похоронной конторы. Они никогда не стучали в дверь кулаком, только ключом, который носили с собой. Иногда приглашениями занимался местный звонарь. Перед тем как отправиться на кладбище, гостям предлагали помянуть усопшего. В деревне Им (Дербишир), вошедшей в историю из-за случившейся там в 1665–1666 годах эпидемии чумы, во время которой жители подвергли себя добровольному карантину, на похоронах подавали бисквиты треугольной формы. Угощение запивали темным элем со специями, причем смоченные элем бисквиты оставляли возле ульев, чтобы пчелы тоже помянули усопшего. В Йоркшире в начале XIX века все гости получали круглый сладкий пирожок. Исключением были похороны особ, приживших внебрачного ребенка. Переводить сахар и муку на поминание блудниц считалось нецелесообразным. В семьях посолиднее «похоронный пирог» заворачивали в писчую бумагу и запечатывали черным воском, чтобы гость помянул покойника уже дома. В XVIII веке обертку для пирога украшали «аппетитными» изображениями гробов, черепов со скрещенными костями, могильных мотыг и песочных часов. Таким образом, едок не просто поглощал углеводы, а размышлял о вечности. Прежде чем гроб выносили из дома, гости брали из большой чаши по веточке розмарина, который потом клали на могилу. Как напоминает нам шекспировская Офелия: «Розмарин - это для памяти».

В Шотландии гости клали руку на грудь покойнику, особенно если он погиб насильственной смертью. Во-первых, считалось, что если потрогать покойника, он не будет являться во сне. Поэтому все, даже дети, должны были пройти через эту процедуру. Во-вторых, существовало древнее поверье: если человек погиб насильственной смертью, а среди гостей затесался убийца, раны откроются и начнут кровоточить.

Как и свадьбы, похороны в сельской местности были пешими. Разнообразные суеверия регулировали движение похоронной процессии. Спешка в этом деле недопустима. На западе Уэльса считали, что носильщики гроба должны идти чинно, ведь если процессия движется слишком быстро, новая смерть уже не за горами. В 1922 году в Дорсете было записано поверье, что за похоронной процессией нельзя бежать, иначе торопыгу самого вскоре понесут на кладбище. Важно также, чтобы гроб несли по направлению солнца, т. е. по часовой стрелке.

Одно из интереснейших суеверий гласило, что стоит только похоронной процессии пройти по мосту, за проезд по которому взимается плата, как он тут же станет бесплатным. То же самое касалось частных помещичьих дорог, которые якобы становились открытыми для общественного пользования. Хотя в английском законодательстве нет ни слова о подобных привилегиях, это поверье было живучим. Согласно легенде, еще в XIII веке во время похорон капеллана епископа Эксетера плакальщикам пришлось сменить маршрут из-за плохой погоды. Дорога на кладбище лежала через земли помещика, а тот, наслушавшись суеверий, так перепугался, что велел своим крестьянам забаррикадировать мост. Ведь в противном случае мост стал бы бесплатным! Между крестьянами и участниками похоронной процессии завязалась драка, в результате чего гроб оказался в реке. В более поздние века помещики уже не были столь воинственны. Считалось, что аннулировать право прохода по чужой земле можно, если потребовать с похоронной процессии пошлину. Благодаря этому прецеденту пошлину можно взимать и в будущем. В XIX веке такая пошлина, если она вообще взималась, была чисто символической - например, в виде нескольких булавок.

В некоторых валлийских деревнях, напротив, не полагались на случай, а прокладывали особые «похоронные тропы», чтобы кратчайшим путем добраться до кладбища. На такой дорожке не было ни ям, ни ухабов. За порядком тщательно следили, ведь, согласно поверьям, за три дня до смерти человека по дороге прохаживалась Смерть или скакала на своем коне (точнее, «прохаживался» или «скакал»). А ссориться со Смертью никому не хотелось.

Для пущей торжественности, да и чтобы облегчить путь, гроб иногда помещали в катафалк. Но пожилые провинциалы питали антипатию к катафалкам и просили, чтобы на кладбище их несли родные и близкие. Зачастую носильщики гроба были того же пола, что и покойник. Юную девственницу в последний путь провожали девушки в скромных белых платьях, соломенных шляпках и в белых же перчатках. Незамужних девиц предупреждали, что если им случилось побывать на трех похоронах подряд, обязательно нужно посетить свадьбу. Иначе за четвертыми похоронами последуют их собственные. Гробик с младенцем в соответствии с правилами несла под мышкой женщина. Через гроб матери, скончавшейся при родах, перебрасывали белое полотно. Во многих деревнях Восточной Англии девочек хоронили в белых гробах, которые на кладбище несли школьники в белых костюмчиках и белых перчатках. Мальчиков, напротив, хоронили во всем черном, и плакальщики тоже наряжались в черные одежды, с черными лентами, повязанными через плечо и вокруг пояса. Гроб с маленьким ребенком здесь несли на натянутом белом полотнище.

Пастухов было принято хоронить с клоком шерсти в руках. Этот артефакт покойники должны были предъявить на Страшном суде в качестве оправдания за частые пропуски воскресных служб. Ведь овцы могут заблудиться в любой момент, не сверяясь с календарем, а уж тогда пастуху будет не до проповедей. Аберндинширцы, особенно пожилые, опасались смотреть на похороны из окна или дверного прохода, поэтому обязательно выходили на улицу. Как в Шотландии, так и в Англии несчастливой считалась случайная встреча с похоронной процессией. Нетрудно догадаться, что такая встреча сулила прохожему, если, конечно, он не предпринимал определенные меры. Чтобы отвести несчастье, а заодно и выразить уважение покойному, нужно было снять шляпу. Еще более действенный способ - самому присоединиться к процессии, показывая тем самым, что встреча с ней отнюдь не случайна. Достаточно проследовать за процессией сотню шагов, а затем можно идти по своим делам.

В свою очередь, родственники покойного огорчались, случись им повстречать по дороге на кладбище какое-либо несчастливое животное, к примеру зайца. Зато дождь считался доброй приметой, даже если все промокали до нитки. Дождь символизировал, что покойника оплакивают небеса, следовательно, человеком он был хорошим.

Не обходилось без казусов. В Абердине рассказывали о зловредной женушке, долгие годы помыкавшей своим супругом. Вряд ли он сильно огорчился, когда в один прекрасный день она не встала с постели. Чтобы как следует отпраздновать похороны, вдовец не поскупился ни на еду, ни на выпивку. Вследствие обильных возлияний плакальщики поплелись на кладбище, то и дело спотыкаясь, а уже на месте врезались в выступающий угол ограды и в щепы разнесли гроб. И тут из разбитой домовины выскочила покойница, да еще злее прежнего! Оказалось, что все это время она пролежала в коме, но очнулась от столкновения со стеной. Еще несколько лет муж тосковал под ее железной пятой, а когда супруга скончалась во второй раз, предупредил носильщиков: «Вы поосторожнее с тем углом, ребята». К счастью для супруга, повторного воскрешения не произошло.

Из книги Криминальная история России. 1995 – 2001. Курганские. Ореховские. Паша Цируль автора Карышев Валерий

Глава 3 ПОХОРОНЫ АВТОРИТЕТА Москва, 12 декабря 1994 года, Митинское кладбищеПохороны Кости Черного состоялись через два дня после его загадочного убийства. За это время из Ниццы прилетела его гражданская жена Анжела вместе с Ольгой, женой Глеба.Похоронная команда,

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Похороны в дополнительное время Когда 1 января 1990 в возрасте 84 лет скончался Эрнст Куцорра, «Шальке» объявил траур: многие желали почтить память великого гельзенкирхенца, который в тринадцатые-сороковые годы шесть раз приводил клуб к чемпионству. На траурной церемонии

Из книги Суеверия викторианской Англии автора Коути Кэтрин

4 Смерть и похороны У леди скорбный экипаж С шестеркой лошадей. У леди черный гончий пес, Бегущий перед ней. На экипаже черный креп И кучер безголов, А платье леди источил Узор могильных мхов. «Прошу вас, - леди говорит, - Мой разделите путь!» Но только лучше я

Из книги Сотрудник уголовного розыска автора Яковлев Геннадий Павлович

Похороны Похороны в викторианской Англии зависели от общественного положения, которое занимала семья покойного, а также от готовности раскошелиться. Вплоть до начала XX века на похоронах не экономили. Помпезные похороны подчеркивали статус семьи и давали родственникам

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Похороны Трофиму Михайловичу принесли телеграмму Серебрянникова: «Преступник установлен. Выезжаю задерживать». Сегодня должны были хоронить Теодору Погорелову, и Емец решил снова побывать в поселке. Он ехал не из праздного любопытства. Полковник надеялся получить

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Похороны без мертвеца У племени догон, живущего в Западной Африке, существует обычай проводить погребальный обряд без трупа. Такие своеобразные похороны происходят обычно, если какой-то человек уехал из дома и его уже давным - давно никто не видел. Члены его семьи

Из книги автора

Похороны При английском уважении к традициям в целом и любви к разным церемониям похороны не могли стать исключением. Государственные похороны, равно как самые обычные, муниципальные, может, и не сильно отличаются от знакомых нам скорбных церемоний. Зато похороны в

Из книги автора

Похороны помещика Чем занимался помещик Белогорщи пан Нивинский, никто толком не знал. В XVII веке, когда он жил, люди разное рассказывали. Говорили, что он пригласил из Чехии алхимиков и проводит с ними какие-то таинственные опыты, что прислуживает им сам бес и что не раз

Из книги автора

Похороны «КИРПИЧА» В Москве на северном Николо-Хованском кладбище был похоронен старейший вор в законе Александр Прокофьев по кличке Саша Шорин. Погребальная церемония была относительно скромной – такова была воля самого законника. 74-летний Саша Шорин скончался от

Из книги автора

Похороны ещё живых В 2009-м году произошла неожиданная смена администрации в больнице, где под руководством нашей кафедры 40 лет работала крупная терапевтическая клиника города Саратова. Был назначен новый главный врач. Тут же были уволены или ушли сами 80 % сотрудников. В

С 1837 по 1901 год Королева Виктория правила Англией. Когда ее муж, принц Альберт, умер, она облачилась в черное и заявила, что она в трауре… и больше так никогда из него и не вышла. Королева Виктория так и не вышла больше замуж, а также откровенно наплевала на своих детей, оставив их в полном одиночестве. Для англичан это была невероятно трагичная и романтичная история, поэтому они стали восхищаться ее трауром по любимому мужу. Людям всегда было интересно увидеть, что же там за чертой, и для многих смерть стала источником вдохновения и эталоном романтичной трагичности. А поскольку общее настроение того или иного времени непременно находит свое отражение в тогдашних веяниях моды, совсем не удивительно, что люди Викторианской эпохи начали одержимо культивировать все, что связано со смертью и трауром.

Нелепые завещания


Большинство молодых людей не были одержимы мыслью о собственной смерти, но, конечно же, в Викторианскую эпоху траур был в моде. Люди записывали то, что необходимо сделать в случае их смерти даже тогда, когда они были целиком и полностью здоровыми. Зная то, что их письма и завещания будут храниться в их семьях, писали они это все, как стихи. Одна женщина по имени Мэри Дрю практически написала целую книгу инструкций о том, что нужно сделать после ее смерти.
У нее был выкидыш, и она умирала в больнице. Ее последняя воля и завещание были расписаны на 56 страницах. В Викторианскую эпоху получение памятных вещей, которые когда-то принадлежали мертвым, было чрезвычайно важным для всех. Подавляющее большинство предметов, подаренных Мэри, были украшениями для женщин и книгами для мужчин. Для друзей, оставшихся без чего-либо ценного, Мэри решила оставить свои волосы, которые после ее смерти должны были быть обрезаны.

Украшения из волос покойников


Королева Виктория после смерти своего любимого мужа Альберта в медальоне хранила прядь его волос. Для людей того времени это было вполне допустимым и весьма распространенным феноменом. Многие женщины, которые по какой-либо причине теряли своих возлюбленных, решили пойти по стопам Королевы Виктории и носили в своих медальонах на шее пряди волос покойных возлюбленных. Но время шло, и простыми медальонами англичане стали не ограничиваться. Итак, что же можно было сделать из прядей волос покойника? Креативность в этом плане росла, и из них стали делать полноценные украшения.
Изначально они сплетались в разные замысловатые конструкции, которые потом применялись как броши, серьги, а временами даже как ожерелья. Иногда из волос нескольких умерших людей плели специальные венки, которые украшались разными драгоценными камнями. Поскольку человеческий волос весьма прочен и долговечен, такие своеобразные украшения очень долгое время не портились и имели вполне пригодный товарный вид. На сегодняшний день большинство таких экземпляров до сих пор хранится в некоторых музеях.

Траурные кольца


Хотя украшения из волос можно было сделать, даже если смерть близкого человека была внезапной и неожиданной, для некоторых людей этого было недостаточно. Если кто-то знал, что он умрет в течение нескольких месяцев, он иногда заказывал специальные украшения для этого случая. У одной женщины, в частности Аде Лавлейс, диагностировали рак в 1852 году. В то время это был смертный приговор. Итак, она написала инструкции о специальных кольцах для своего мужа и старшей дочери. Заказывая такое кольцо для мужа, женщина очень сильно надеялась, что таким образом их души будут связаны навечно.
Несмотря на то, что она не очень хорошо ладила с дочерью, Ада сказала, что она чтит ее «прямоту и искренность». Для двух ее младших сыновей она оставила деньги, попросив их купить себе кольца в ее честь. Миссис Лавлейс была не единственным человеком, который решил сделать траурные кольца. В документах и дневниках различных людей, которые сохранились до нашего времени, многие люди в Викторианскую эпоху делали такие своеобразные траурные кольца в память о своих родственниках и возлюбленных, которые носили постоянно.

Траурные платья


Всякий раз, когда кто-то умирал, семья покойного обязана была носить черные одежды каждый день в течение назначенного периода траура по усопшему. Такая одежда называлась «траурным платьем» и служила символом, напоминающим всему миру о том, что эти люди скорбят и нуждаются в том, чтобы их оставили в покое. Люди, чьи близкие умерли совсем недавно, не должны были появляться на каких-либо мероприятиях и празднествах.
Если кто-то, чьи близкие недавно умерли, появлялся на публике в одежде, которая выглядела слишком красочной и веселой, это было признаком неуважения. Подобная традиция потрепала немало нервов почтенным домохозяйкам, которым приходилось регулярно следить за тем, чтобы у всех членов семьи имелась подходящая черная одежда, что было особенно сложно в случае с быстрорастущими маленькими детьми.
В 1875 году некий Кейт Норман Макдональд опубликовал памфлет, где обсмеял этот нелепый обычай, назвав его откровенно бесполезным и глупым. Впрочем, несмотря на тот факт, что многие люди осознавали, насколько нелепо вся эта возня с траурными платьями выглядела со стороны, традиция успешно просуществовала еще несколько десятилетий.

Викторианская эпоха, или эпоха правления королевы Виктории (1837-1901) была странным временем, когда ломались одни традиции и зарождались другие – странные и отталкивающие. Возможно, причина состояла в том, что англичане без ума от своих королей, а со смертью мужа Виктории, принца Альберта в 1861 в стране начался повсеместный непрекращающийся траур. В условиях вечной скорби, на смерть близкого человека начинаешь смотреть уже под другим углом. То, что сейчас наводит ужас и вызывает неприятное шевеление волос на голове, тогда было неочевидной, но нормой…

Внимание: статья содержит шокирующие кадры, не рекомендуется к просмотру посетителям сайта до 18 лет, а также людям с травмируемой психикой!

Посмертные портреты

Вплоть до 1839 года портреты писали кистью по холсту (или дереву) – дело это было долгое и затратное, доступное отнюдь не каждому, но с изобретением дагерротипа обзавестись собственным портретом, или портретом близких и любимых – стало доступным почти каждому. Правда средний класс часто об этом не задумывался, и хватался за голову только после того, как члены семьи «играли в ящик».

Большой популярностью начали пользоваться портреты пост-мортем. А с изобретением carte de visite в середине века, фотографии можно было отпечатать в каком угодно количестве и раздавать всем близким и далеким родственникам и друзьям.

Учитывая высокую детскую смертность, фото-постмортем младенцев всех возрастов стали пользоваться особенной популярностью. В то время подобные изображения не воспринимались, как табу, а были своего рода нормой.

Идея посмертных фотографий так замечательно прижилась, что, в итоге вышла на новый уровень. Фотографы пытались добавить портретам «жизни», и трупы снимались в окружении семьи.

Покойным детям совали в руки их любимые игрушки, а глаза насильно открывали и чем-нибудь подпирали, чтобы случайно не захлопнулись в процессе небыстрой съемки. Иногда ученики фотографа дорисовывали трупу розовые щеки.

Печальные украшения

Единственным приемлемым для женщин было ношение в качестве траурных украшений изделий из бурого каменного угля – темный и мрачный он должен был олицетворять собой тоску по ушедшим. Ювелиры, надо сказать, за изделия из угля брали ничуть не меньше денег, чем за украшения с рубинами или изумрудами.

Это носили на первом этапе траура. Год-полтора. На втором, женщина могла себе позволить надеть какие-то ювелирные украшения. Но с одной оговоркой – они должны были содержать в себе волосы. Человеческие. Волосы с головы покойного.

Броши, браслеты, кольца, цепочки, все делалось из волос – иногда их включали в золотое или серебряное украшение, иногда само украшение было сделано исключительно из волос, обрезанных с трупа.

Вдова обязана была носить тяжелую черную вуаль, скрывавшую ее лицо в первые три месяца после смерти мужа. После трех месяцев вуаль разрешено было поднимать на шляпу, что, конечно, существенно облегчало передвижение женщин в пространстве.

Через траурную вуаль не видно было практически ничего. С вуалью на шляпе женщина ходила еще девять месяцев. В общей сложности женщина не имела права снять траур в течение двух лет. Но большинство, вместе с королевой, предпочитало не снимать его до конца жизни.

Дома с привидениями

Когда кто-то из членов семьи умирал, зеркала в доме занавешивали темной тканью. Эта норма отчего-то прижилась и в России, но не в таких глобальных временных рамках – в викторианской Англии зеркала держали закрытыми минимум год.

Если в доме падало и разбивалось зеркало – это считалось верным признаком того, что кто-то в семье обязательно на днях умрет. А если кто-то все же умирал, часы во всем доме останавливали ровно в момент его смерти. Люди искренне верили, что, если этого не сделать, то это принесет новые смерти и неприятности.

А вот выносили мертвецов из дома головой вперед, чтобы за ним «не последовали» остальные члены семьи.

При всем этом, особой популярностью в викторианскую эпоху пользовались гробы с колокольчиками. Вот, вроде бы, умер и умер, но на всякий случай трупы не хоронили почти неделю, да и потом вешали над могилой колокольчик, на случай, если покойный окажется по стечению обстоятельств жив и здоров и, очнувшись в могиле, сможет сообщить всему свету, что его надо выкопать.

Страх быть похороненным заживо был настолько велик, что колокольчики крепили на всякий случай ко всем, кого закапывали в землю, даже к трупу с явными следами разложения. Чтобы совсем облегчить потенциальному живому задачу, колокольчик соединяли цепочкой с кольцом, которое одевали на указательный палец покойного.

Ну, и на закуску – совершенно нереальные фотографии людей без головы викторианской эпохи. Если верить всяческим архивам – такой способ фотоманипуляций стоял ровно на втором месте после постмортем-фото. Черт их разберет этих англичан…



Рассказать друзьям