Показ экскурсии. Как провести профессиональный показ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В рамках Деловой программы Volvo-Недели моды в Москве состоялся мастер-класс аналитика моды Андрея Аболенкина об основах подготовки и проведения показа или презентации коллекции. Начал эксперт с главных

Заблуждений, связанных с проведением показа, затем рассмотрел основные формы показа, перечислил цели и задачи презентации, после чего подробнее остановился на такой важной составляющей как информационная работа.

Список заблуждений

1. Цель любого дизайнера или марки - это показ на Неделе моды.
Как отметил Андрей Аболенкин, многие воспринимают показ на Неделе моды как символ успеха. Однако слава и успех не приходят автоматически после показа. Тем более что, по мнению аналитика, жанр показа на Неделе моды сейчас переживает кризис. Например, последняя парижская Неделя запомнилась темами, не связанными с дизайном напрямую. "Возникает вопрос: зачем тогда вообще проводить показ? Мы вкладываем деньги, а все что получаем - это некий информационный шум, светский повод. Именно поэтому вопрос об информационной работе здесь является самым важным", - заявляет эксперт.

2. Люди ищут вашу одежду.
"Сейчас предложение на рынке настолько большое, что искать никто ничего не будет. Нужно ориентироваться на аудиторию, которой можно что-то продать. Это базовое положение", - отмечает Андрей Аболенкин. Если говорить о показе, то главным приемом в предложении одежды, по его словам, является "Обольщение". Такие приемы, как "Присоединение" (стремление зрителя ассоциировать себя с происходящим на подиуме) и "Следование" (желание быть похожим на эту картинку) уже не действуют. Необходимо заставить зрителя захотеть купить одежду. Поэтому нужно очень четко подходить к выбору формы показа.

3. На показ ходят смотреть на вещи.
Подиумное представление коллекции - далеко не единственное. По мнению Андрея Аболенкина, это одна из классических форм, которая со временем будет использоваться все меньше и меньше. Ее действенность становится все слабее, поскольку все меньше публики ходит на показ, чтобы смотреть на вещи. Как отмечает аналитик моды, публика на показе больше смотрит на автора. Люди заинтересованы только в одном: очень быстро вынести четкое, тезисное представление о намерениях автора. В связи с этим дизайнеру нужно стараться смотреть на свой показ со стороны. "Сразу становится ясно, что не может быть заинтересованности в рассматривании каждой отдельной вещи - с учетом того, что у публики это может быть 60-й показ в сезоне. Может быть заинтересованность в том, чтобы выйти и оставить в памяти два предложения: дизайнер такой-то, делает это" - подчеркивает эксперт. Только потом, если это информация нужная, люди идут в шоу-рум, обращаются к дизайнеру, ищут информационные ресурсы, с тем, чтобы получить информацию о конкретных вещах. "Именно поэтому нужно думать о том, какое послание мы закладываем в показ . Это касается абсолютно всего - способа стилизации, формы представления, сколько мы даем выходов... Все это нужно, чтобы оставить у публики четкое представление о том, чем вы увлекались последний сезон", - заключает аналитик моды.

Цели и задачи показа

По словам Андрея Аболенкина, цели с практической точки зрения можно условно разделить на три группы:

  • Цели, связанные с узнаваемостью;
  • Цели, связанные с имиджем;
  • Маркетинговые цели.
Самое простое - представить аудитории и специалистам результаты своей работы, если уже есть готовая система дистрибуции, готовая публика, которой нужно с целью закупок ознакомиться с коллекцией. Устраивается показ - и знакомство происходит. Во-вторых, это может быть реклама места продаж - если у вас есть бутик, место, где вы принимаете своих клиентов, или монобрендовый магазин, показ помимо прочего, служит целью узнавания, где можно приобретать вашу одежду.

Речь может идти и об изменении представления о ваших вещах. Это не новый ход, но используется достаточно широко, отмечает Аболенкин. В качестве примера эксперт приводит компанию Томми Хилфигер. Этот бренд лишний раз доказывает, что простые вещи можно представить как одежду из более высокого сегмента, и в результате продавать их в 4 раза дороже, чем вещи непосредственных конкурентов. Для этого устраиваются показы в рамках Недель моды - в основном расписании, в удобное время; много денег вкладывается в оформление, задействуются звезды… То есть, все те приемы, которые обычно используются большими марками, работающими в прет-а-порте де люкс. В России в таком стиле работает Кира Пластинина. Но здесь, по словам эксперта, нужно быть очень осторожным. Публика начинает понимать, что это - попытка скрыть реальное положение и свойства вещей.

Задачей показа может быть и выход на новую аудиторию (более молодую, взрослую), новые рынки. Такой показ тоже должен быть тщательно подготовлен.

Альтернативы показу на Неделе моды
Как подчеркивает Андрей Аболенкин, сегодня существует множество других форм показов, которые могут использоваться под конкретную задачу.

Показы в месте продаж. Это самостоятельные показы, на отдельных площадках. Сейчас по стоимости организация таких показов примерно сравнялась с показами на Неделе моды. Но в данном случае можно самостоятельно выбирать аудиторию, время, больше внимания уделять оформлению и т.д. Здесь есть масса своих преимуществ. Аудитория при этом не теряется.

Презентация - очень модная форма показа, которая сегодня все чаще используется и в России. Это не подиумное представление коллекции, а представление моделей одежды на манекенах или в форме живых картин на определенной площадке. Главное преимущество данной формы подачи в том, что она не ограничена по времени. Помимо этого зрители очень близко общаются с вещами (с подиума материал плохо прочитывается). Данная форма презентации идеальна в том случае, если есть задача вплотную показать вещь. Еще одно преимущество - воздействие пространства, когда помещение начинает рассказывать о вещах. В случае с презентацией появляется возможность оформить помещение таким образом, чтобы его характеристики передавались на вещи. Очень важно для продаж и присутствие автора. Это показывает его уважение к происходящему, и придает событию важность.

Еще одна актуальная форма представления коллекции - это фильм . Как напоминает Андрей Аболенкин, впервые на это пошел в конце 90-х Хельмут Ланг - в 1997 году показ был представлен в виде фильма, но большого резонанса тогда не получил. К этой форме вернулись только спустя 10 лет. Сегодня появляется большое количество интересных с художественной точки зрения фильмов для того чтобы представлять коллекции. "В этом случае мы говорим не о том, что мы показываем вещи. Мы показываем имиджи. Если у марки есть сильная имиджевая составляющая, которая требует для своего представления технических средств, тогда эта форма является оптимальной" - подчеркивает аналитик моды.

Сетевое представление коллекции - сегодня, безусловно, является важной формой. В настоящее время все больше марок берут продажи в свои руки - производители переходят от представительств к собственным магазинам. Данный общемировой тренд отражается и на том, как они эти коллекции представляют. Среди фэшн-компаний есть разные подходы, насколько сетевые трансляции могут быть доступными. Кто-то предоставляет так называемые "билеты в первый ряд" - когда очень ограниченное количество публики может смотреть в Интернете показ одновременно с тем, как он представляется на подиуме. Кто-то делает эту форму представления абсолютно открытой.

Частный (закрытый) показ как форма сегодня также нередко используется. Так, например, работает Том Форд, напоминает Андрей Аболенкин. Однако в данном случае, подчеркивает эксперт, нужно помнить, что форма закрытой презентации связана с очень осторожным отношением к информационной работе.

Вполне удачной формой показа, по словам эксперта, может быть и представление коллекции для прессы.

Информационная составляющая - то, для чего устраивается показ. Если зрители и СМИ не получают информации, значит показа не было.
При этом, как отмечает Андрей Аболенкин, важно помнить, что нельзя полностью раскрывать содержимое показа до его сценического представления. Перед показом нужно сделать такую подготовку, чтобы на него захотели прийти. "С помощью слов это сделать невозможно, потому что сегодня информация при помощи текста практически не передается. Единственное, что 100%-но работает - это картинка. Однако попытка описать коллекцию словами все же необходима", - подчеркивает эксперт. По его словам, в пресс-релизе должны быть прописаны основные вещи. Одновременно дизайнер должен для себя четко определять направления коллекции. Перед показом необходимо проводить чистку - исходя из стилистической задачи. Также нужно подготавливать к рассылке имиджи. Должно быть четкое представление о том, кого вы хотите видеть среди гостей на показе. Питательная среда моды - первые ряды. На показах нужны специалисты, готовые говорить о моде, заключает аналитик.

Показ объектов представляет собой процесс наблюдения, изучения, исследования объектов в их нынешнем виде, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они доступны непосредственному восприятию экскурсантами.

Существует ряд формулировок термина «показ». В большинстве случаев показ рассматривают как целенаправленный заранее подготовленный осмотр объектов экскурсантами под руководством специалиста-экскурсовода. Имеется в виду, что показ, независимо от маршрута экскурсии и места ее проведения (улица, загородное шоссе, поле сражения, музеи), осуществляют на основе экскурсионной методики.

Наглядность в экскурсии. В основе познавательной деятельности экскурсантов лежит принцип наглядности. Наглядность рассматривается как один из принципов обучения. Основа наглядности – показ конкретных предметов, процессов, явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на живом чувственном восприятии действительности, непосредственном отражении предметов и явлений в сознании людей. Существует несколько видов наглядности, в том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности.



Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) – натуральные предметы, в том числе памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств и, являясь основой показа, служат предметом глубокого экскурсионного анализа.

Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретно-наглядных образов, правильно отображающих объективную действительность (объекты наблюдений).

Большое значение наглядности в обучении придавали выдающиеся педагоги прошлого. Известный чешский педагог XVII века Ян Коменский говорил о том, что обучение необходимо строить так, чтобы все важное для восприятия органов чувств было непременно учтено, что в учебном процессе следует использовать предметы в натуре или их изображения.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что ребенка надо с ранних лет знакомить с окружающими его предметами и явлениями, постоянно развивая у него наблюдательность, учить сравнивать увиденные предметы по общим и отличительным признакам.

Подбирая материал для экскурсии, включая в ее маршрут или иные объекты, необходимо помнить о значении термина «наглядный». «Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания... Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей).

Термин «наглядный» означает также «убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения».

Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание). В настоящее время в подавляющем большинстве экскурсий используемая наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия. Реже используют другие виды восприятия. В отдельных экскурсиях, например, наибольшая наглядность достигнута в вечерних экскурсиях: «Город зажигает огни», «Вечером после рабочего дня», где в восприятии активно участвуют все органы чувств экскурсантов. Здесь в сферу наглядности «вовлечены» звуки – шум реки и фонтанов, пение ночных птиц, шелест листвы, музыка, аромат цветов, вечерняя прохлада в городском парке, а также цвет, свет, тени и другие особенности зрительных впечатлений в вечернее время – краски заката, свет уличных фонарей, прожекторов, отражение луны на водной поверхности. Зрительное восприятие в таких экскурсиях обычно ослаблено, объекты недостаточно видны в вечерние часы. Это повышает эффективность экскурсионного процесса.

Вспомогательные наглядные пособия. Важную роль в экскурсиях играют изобразительные средства наглядности. «Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, – активные участники процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, не заменяли их пика, а дополняли и обогащали его. Выполнению этой задачи служит демонстрация, например, карты местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображена данная местность или наблюдаемый памятник, площадь, улица в далеком прошлом.

Правильное, методически обоснованное использование наглядности в экскурсиях способствует развитию у экскурсантов наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира.

Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему.

Экскурсионная практика свидетельствует о том, что осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр может быть определен как поверхностное, бесплановое знакомство с памятными местами. Каждый человек может без посторонней помощи осматривать жилой дом или улицу, исторический памятник на улице города, знакомиться с экспозицией краеведческого музея или произведениями живописи в художественной галерее.

Показ – это глубокое, целенаправленное ознакомление с объектом. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение (изучение, исследование) объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника (В), а при показе – с помощью экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии представляет собой сумму трех элементов: наблюдения достопримечательностей, ознакомления с экспонатами (зрительными материалами) «портфеля экскурсовода», использования той части методического приема зрительной реконструкции, которая воссоздает внешний вид целиком или частично утраченного объекта, внешнюю картину событий, о которых рассказывает экскурсовод.

В исторической экскурсии, например, объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. В такой экскурсии ведется не только показ стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей. Здесь объектом показа является и то, что скрыто за стеной комнаты, лестницы, коридоры, их убранство, быт, жизнь, деятельность людей, населяющих наблюдаемый дом в интересующее нас время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое здесь происходило.

Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности, являющиеся практической основой для разработки экскурсионной методики.

Признаки экскурсионного показа:

1. Активность показа. Показ это не пассивное любование красотами природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов – памятников истории и культуры, зданий, инженерных сооружений, достопримечательных мест, трудового процесса (цех, стройка, поле). Это анализ чувствен, но воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий не только экскурсовода, но и экскурсантов.

2. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой лестницы в раскрытии содержания темы. В большинстве случаев именно это обстоятельство определяет место данного объекта среди других показываемых объектов в экскурсионном маршруте в целом. Логичность показа объектов, связь их между собой обеспечиваются продуманной последовательностью.

3. Опережающая роль показа. На экскурсии в подавляющем большинстве случаев показ предшествует рассказу. Именно это привело к появлению формулы: «От показа – к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия, а также впечатления, полученные при участии других органов чувств, они служат стимулом к началу рассказа. В большинстве экскурсий сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Это, однако, не означает, что для указанного правила нет исключения, в ряде случаев показ и рассказ используют одновременно, а иногда рассказ даже предшествует показу.

Экскурсовод не должен нарушать процесс прямого воздействия экскурсантов и объекта. В течение всей экскурсии специалист, раскрывающий тему, должен находиться чуть «в тени». Его задача – активизировать объект и экскурсантов. В своих выводах он должен быть ненавязчивым, побуждать экскурсантов домысливать начатое им и самим делать выводы на основе собственных зрительных впечатлений и своего рассказа.

4. Последовательность показа объектов экскурсии. Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать - значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

Показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания - комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Условия для показа.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;

6) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера - со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. Экскурсовод определяет, что за предмет (объект) показывается экскурсантам – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2. Экскурсовод объясняет, что собой представляет объект (характеризует, описывает объект) – ХАРАКТЕРИСТИКА

3. Экскурсовод говорит о назначении объекта – ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ

4. Экскурсовод рассматривает отдельные части объекта – ЭКСКУРСИОННЫЙ АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении – ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

СТУПЕНИ ПОКАЗА

Первая ступень – Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: «Перед вами памятник «Прощание» - Происходит усвоение облика объекта

Вторая ступень – Более детальный осмотр экскурсантами памятника после рассказа о событиях – Усваиваются особенности объекта

Третья ступень – Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом – Усваиваются отдельные части и детали объекта

Четвертая ступень – Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия – Происходит запоминание объекта и места его расположения

Пятая ступень – Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода – Делаются выводы по подтеме

Шестая ступень – Заключительный взгляд экскурсантов на объект – Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте.

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам.

ВИДЫ ПОКАЗА

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходитболее глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека погороду. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествуете показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятники культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов – участников сражения и др.

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.

Выводы.

Всякая экскурсия ставит своей задачей – продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. К сожалению, это редко получается. Причины: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэтому на помощь показу приходит рассказ, на который возлагается задача восполнить пробелы зрительного ряда.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Введение………………………………………………………...…….3

1. Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа…....5

2. Задачи и условия показа…………………………….……………7

3. Последовательность в показе…………………………………….8

4. Особенности показа в экскурсии…………………….……….....11

5. Экскурсовод - руководитель показа……………..…….……….13

6. Методические приемы показа………………….………….…....16

7. Показ как реализация принципа наглядности..…..…….….….19

Заключение………………………………...…………….…...……..21

Библиографический список……………………………...………...23

Введение

“Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, жить долго или не очень, уходить в мир иной, и обязательно на протяжении всей своей жизни будет стремиться выкраивать для себя хотя бы короткие периоды отдыха” . Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослыми, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вполне естественно желание людей поручать организацию своего отдыха специалистам. Так что во все времена работникам сферы путешествий и туризма найдется работа, а если повезет, то и доход, т. к. на мировом рынке туристский бизнес является одним из самых рентабельных видов бизнеса, уступая, лишь игорному, информационному и нефтяному. Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Цель данной работы – определить сущность показа, как одного из основных элементов экскурсионной программы.

Задачи :

1. Изучить понятие и сущность показа в экскурсии.

2. Изучить особенности показа в экскурсии.

3. Изучить методические приемы проведения показа в экскурсии.

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа.

Методологическая база: Работа включает краткий обзор используемых источников, которые использовались при ее написании. Учебные пособия, учебники таких авторов как: Б. В. Емельянова, Г. П. Долженко, Н. В. Савиной, Б. А. Столярова и др.


1. Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа

Всякая экскурсия ставит своей задачей – продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема .

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии. Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда. См. рис. 1

Рис. 1 Схема показа на экскурсии

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками .

Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее. Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

· самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

· ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

· показа под руководством экскурсовода других приемов зрительной реконструкции. Например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания (окон, дверей, балконов, других частей и деталей), но и того, что скрыто за стенами здания, т.е. комнат, лестниц, коридоров, а т.ж. их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него.

Таким образом, сущность показа состоит в эффективности средств активизации внимания экскурсантов. Показ должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы.

2. Задачи и условия показа

Задачи на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Условия для показа:

Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий:

а) правильно выбранные точки показа;

б) время, более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина) . К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера - со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Таким образом, для успешного показа необходимо определить ряд задач, которые будут раскрывать суть показываемого объекта, при определенных условиях способствующих правильному восприятию конкретных объектов, экскурсантами.

3. Последовательность в показе

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. На рис. 2 приводится примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта .

Рис. 2 Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта.

В показе объектов на экскурсии можно выделить несколько ступеней, примерный порядок которых приводится ниже на рис. 3

Ступени показа:

Первая ступень

Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода «Перед вами «Медный всадник» (взгляд мельком и вскользь)

Происходит усвоение общего вида (облика объекта)

Вторая ступень

Более детальный осмотр (наблюдение) экскурсантами памятника после рассказа о событиях (зацепка для глаз)

Усвоение особенности объекта

Третья ступень

Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом

Усваиваются отдельные части объекта, его детали

Четвертая ступень

Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминается обстановка и место действия

Происходит запоминание объекта и места его расположения экскурсантом, которое занимает место в памяти

Пятая ступень

Обобщение зрительных ощущений, увиденного и услышанного от экскурсовода

Формулируются выводы по подтеме или одному из основных вопросов

Шестая ступень

Заключительный пристальный взгляд экскурсантов на объект

Экскурсант еще раз убеждается в правильности своего представления об объекте

Рис. 3 Ступени показа.

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте. Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта .

Виды показа:

В практике проведения экскурсий существуют различные виды показа объектов. Проведение каждой конкретной экскурсии должно строится с учетом того вида показа, который используется в этой экскурсии .

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа :

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Таким образом, при правильном построении последовательности в показе, учитывая вид показа, экскурсовод добивается нарастающего интереса у экскурсантов, к объектам показа.

4. Особенности показа на экскурсии

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа. Показ - это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.

Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсии объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент - подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. См. рис. 4

Рис. 4 В. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции. У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее .

Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта са­мостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов - участников сражения и др. .

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности.

Выделяют три уровня показа :

· предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве);

· выделение объекта из совокупности других объектов;

· детальное наблюдение объекта .

Таким образом, особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

5. Экскурсовод - руководитель показа

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет:

а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов;

б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии. См. рис. 5

Указания экскурсовода

Действия экскурсантов

Посмотрите на это девяти этажное здание.

Экскурсант бросает общий взгляд на объект.

Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема

Экскурсант смотрит, стараясь понять, в чем состоит это «удобство»

Обратите внимание на здание, которому так идет голубая окраска

Экскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен.

Взгляните на три крайних окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого

Экскурсант находит эти окна и пытается представить кабинет

Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром начинался его рабочий день

Экскурсант, как бы убрав стену здания, видит ученого, сидящего за столом.

Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов», находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова

Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздаёт картину этого события

Рис. 5 Нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущее .

Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

Ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

Направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

Разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

Выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

Предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

На мой взгляд, экскурсовод как руководитель показа передает аудитории свое видение объекта, свою оценку памятного места, свое понимание исторического события, связанного с этим объектом, подводя экскурсантов к необходимым обобщениям и выводам, добиваясь эффективности показа в экскурсии.

6. Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали .

После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

Составить представление об исторической местности, где происходили события;

Представить данный объект в естественной обстановке;

Дать определенную оценку объекту;

Получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения .

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте .

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении .

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов .

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

– данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами .

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсан-ты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения . Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо, и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух .

Таким образом, методы показа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др.

7. Показ как реализация принципа наглядности

В основу познавательной деятельности экскурсантов положен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экскурсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность и т. д.) .

Благодаря зрительному восприятию предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действительность. На основе полученных экскурсантом представлений происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотография) - дополнительный иллюстративный материал, который включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотографии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие пособия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность - примеры и факты; отрывки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звукозаписи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упавшего с высоты, шумы в производственных цехах). При восприятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слуховые анализаторы.

Слуховая наглядность слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчитанные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает использование образов и произведений художественной литературы. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического события, внешний облик человека, дающий зрительное пред­ставление о явлениях природы. Использование видов наглядности, приоритетность одного из видов (предметной, изобразительной или словесно-образной наглядности), зависят от той классификационной группы, к которой относится конкретная экскурсия. В архитектурно-градостроительной экскурсии преобладает натурная наглядность, в исторической - изобразительная и словесно-образная наглядность, в литературной экскурсии - словесно-образная наглядность .

Итак, правильная реализация принципов наглядности в показе формирует у экскурсантов более объемное ознакомление с объектом показа, способствует развитию наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира.


Заключение

Реформирование общественно-политического строя и социально-экономические преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.

В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить - занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик, для проведения методов показа и рассказа, которые применяет экскурсовод. Процесс совершенствования навыков экскурсовода не прекращается после усвоения им методических приемов, а продолжается непрерывно. Постепенно устраняется лишнее в показе и рассказе. Более точными и осмысленными делаются жесты экскурсовода, углубляется методика показа объектов, более образным становится рассказ экскурсовода. Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что экскурсовод, профессионально владеющий методическими навыками, в том числе и показа однозначно увеличивает рейтинг экскурсионного маршрута, т. к. с помощью знаний и навыков, перечисленных выше, учит правильно с методической точки зрения смотреть и видеть, наблюдать и изучать объекты туристического маршрута. При правильном проведении показа контакт экскурсовода с аудиторией от объекта к объекту развивается в положительной фазе. При таком контакте экскурсия проходит неутомительно, а увлекательно, что ведет к популярности маршрута. Отсюда вывод, что правильно проведенный показ в экскурсии увеличивает доход в любой туристической фирме.

Очень мало сказано про показ, если понадобится работа нужно будет дополнить про него!!! Библиографический список

1. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения [Текст] : учебное пособие / Н. А. Гецевич, доп. М-ом высш. и сред. спец. образования БССР. – Минск: Университетское, 1988. – 160 с. - ISBN 5-7855-0026-4.

2. Гревс, И. М. Монументальный город и исторические экскурсии [Текст] : учебное пособие / И. М. Гревс. – Москва: Изд-во МГУ, 1990. – 336 с. - ISBN 5-211-00862-6 99.

3. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело [Текст] : учебное пособие / Г. П. Долженко. - 3-е издание, испр. и доп. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-241-00911-1.

4. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : учебное пособие для вузов в 3-х частях / Б. В. Емельянов. – Москва: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. - 121 с.

5. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : учебник для вузов / Б. В. Емельянов. - 3-е издание, перераб. и доп. – Москва: Советский спорт, 2004. – 224 с. - ISBN 5-85009-812-7.

6. Ишекова, Т. В. Экскурсионное дело [Текст] : учебное пособие / Т. В. Ишекова. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 140 с. - ISBN 5–9758–0207–5.

7. Сабитова, Н. И. Классификация экскурсий [Текст] : производственно-практическое издание / Н. И. Сабитова // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Тюм. гос. ин-т культуры и искусств. – Тюмень: Изд-во Тюм. ин-та, 2006. - 112 с. - ISBN 5-88081-487-4.

8. Савина, Н. В. Экскурсоведение [Текст] : учебное пособие / Н. В. Савина – Минск: БГЭУ, 2009. - 255 с. - ISBN 978-985-484-572-2.

9. Столяров, Б. А. Основы экскурсионного дела [Текст] : учебное пособие для педвузов / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. – Санкт-Петербург: Издательство Русского Государственного Музея, 2002. – 143 с. - ISBN 2-718-037-8743-3.

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии - это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.

Методы показа объектов не просты, и их выбор находит-ся в прямой зависимости от способа передвижения экскурси-онной группы, состава участников, познавательной ценнос-ти, известности, выразительности, степени сохранности объек-тов и др.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии - это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

В технологии показа следует выделить две составные ча-сти. Первая часть представляет собой краткое словесное опи-сание внешних сторон экскурсионного объекта для привле-чения к нему внимания экскурсантов, создания его зритель-ного образа с целью вычленения объекта из окружающей сре-ды. Она включает в себя:

1) указание на местоположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки («сле-ва», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старин-ный особняк...» и т.д.), и

2) характеристику внешних специфических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.).

Наш автобус поворачивает направо на Буденновский проспект, на углу проспекта и улицы Большой Садовой в правые окна автобуса вы видите трехэтажное желтое здание с колоннами, по карнизу которого размещено известное выражение «Искусство принадлежит народу». В этом здании с 1970 года размещается Ростовская государственная консерватория имени Сергея Васильевича Рахма-нова, о чем и свидетельствует надпись, сделанная золотыми буквами на фасаде справа.


Вторая, содержательная, часть показа подразумевает ис-пользование так называемых методических приемов показа. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

В теоретическом и прак-тическом плане они были хорошо разработаны рядом авто-ров под руководством Б.В. Емельянова.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует- определенных условий. В понятия условия показа, входят:

а) правильно выбранные точки показа;

б) время более выгодное для показа;

в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;

г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера - со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

СТУПЕНИ ПОКАЗА

Первая ступень - Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода: «Перед вами «Медный всадник» - Происходит усвоение облика объекта
Вторая ступень - Более детальный осмотр экскурсантами памятника после рассказа о событиях - Усваиваются особенности объекта
Третья ступень - Повторный осмотр объекта (наблюдение) при его анализе экскурсоводом - Усваиваются отдельные час- ти и детали объекта
Четвертая ступень - Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия - Происходит запоминание объекта и места его расположения
Пятая ступень - Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода - Делаются выводы по подтеме
Шестая ступень - Заключительный взгляд экскурсантов на объект - Экскурсант убеждается в правильности своего представления об объекте

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.

Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.

Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.

Указания экскурсовода Действия экскурсантов
Посмотрите на это девятиэтажное здание Экскурсант бросает общий взгляд на объект
Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема Экскурсант смотрит, стараясь понять, в чем состоит это «удобство»
Обратите внимание на здание, которому так идет голубая окраска Экскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен
Взгляните на три крайние окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого Экскурсант находит эти окна и пытается представить кабинет
Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром начинался его рабочий день Экскурсант, как бы убрав стену здания, видит ученого, сидящего за столом
Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов», находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину этого события

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи - даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

Ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения);

Направляющие внимание экскурсантов на определенный объект;

Разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

Выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему, из окружающей среды (природа, застройка);

Предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

ВИДЫ ПОКАЗА. Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:

1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;

2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) наблюдение объектов при остановке автобуса, без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена.

4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами даже при наличии интереса к ним мешает отсутствие необходимого времени и навыков.

Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.

Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.

А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:

Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист - экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).

Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.

Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.



Рассказать друзьям