Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Описание праздника

Икона праздника
«Покров
Пресвятой Богородицы»

  • О празднике Покрова Пресвятой Богородицы иерей Александр Пикалёв
  • Благодатный Покров прот. Валериан Кречетов
  • Покров Пресвятой Богородицы: заступление во всех бедах прот. Анатолий Малинин
  • Рубан Ю.И.

Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески - «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х. наши предки - русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.

Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их - так Православие впервые пришло на Русь. А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.

На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.

Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова - трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской - пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Есть целый город во Владимирской области - Покров.

В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.

Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.

Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.

В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия - во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, - Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого , в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах . Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца , в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый , возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию :

Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

Вижу, святой отче, и ужасаюсь .

Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: «и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молний, громов, голосов, землетрясения и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей, мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое «знамя, [дал Господь боящимся его], чтобы они подняли его ради истины» (); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбью сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные - от нашей плоти, противоборствующей духу; иные - от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: «если [кто] не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими» (). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, - покров Пречистой Преблагословенной Девы. Покрываемые как щитом Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: «шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных» ().

Некогда Давид создал свой, прекрасный и высочайший, столп между Сионом, стоящим на высокой горе и расположенным ниже Иерусалимом, называвшимся дщерью Сиона . И был тот столп между ними, как бы шея между телом и головою, ибо он своею высотою превосходил Иерусалим и достигал до Сиона. На том столпе были повешены щиты и все оружия, необходимые для войны и защиты Иерусалима. Дух Святой уподобляет Пречистую Деву сему столпу Давидову: ибо Она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христом, Главою Церкви, и верующими, кои составляют тело Церкви; Она превосходит Церковь, потому что по истине выше всех ее членов, но Она досягает и до Христа, как давшая Ему плоть. Она является посредницей и ныне, когда стала на воздухе между небом и землею, между Богом и людьми, между Подвигоположником - Христом и воинствующею церковью, подобно Давидову столпу между Сионом и Иерусалимом, увешанному крепкими щитами. Щиты сии означают всесильные Ее молитвы за нас к Богу, слышанные достойными во время видения Ее честного Покрова. Она молилась с умилением, как Матерь к Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы следующие, исполненные Божественного милосердия и любви, слова:

Царю Небесный! приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, - и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовью почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий.

Таковые Ее молитвы не суть ли щиты, защищающие воинствующую церковь? Воистину они - несокрушимые щиты, при помощи коих мы можем угасить все огненные стрелы .

Святой Амвросий о столпе Давидовом говорит , что он был создан с двоякою целью: для защиты города и для украшения его. «Давид, - говорит Амвросий, - создал столп, для защиты и украшения города: защитою он был, потому что со столпа можно издали видеть врага и прогнать его от города, - украшением - потому что он превосходил своею высотою все высокие здания Иерусалима». Не напрасно, посему, уподоблена столпу наша Покровительница, Которая для нас есть твердый столп пред лицом врагов: по истине Она защищает нас и украшает. Защищает, когда далеко прогоняет от нас видимых и невидимых врагов, когда освобождает пленных от уз, когда избавляет мучимых нечистыми духами, когда утешает скорбящих, является заступницею обижаемых и тихою пристанью для гонимых бурею, когда питает алчущих и посещает больных. Она украшает нас, покрывая пред Богом постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, как драгоценнейшими одеждами, и премногою благодатию, как неистощимым сокровищем, восполняя нашу скудость, делает нас благоугодными пред очами Господними. Она украшает, когда покрывает нас, не имеющих брачного одеяния, Своею ризою, и делает как бы невидимою для Всевидящего Ока постыдную наготу нашу душевную, которая искони была прообразуема землею невидимою и неустроенною, покрытою водами (). Земля неустроенная и пустынная была прообразом грешной души, утратившей свою духовную красоту, лишенной добрых дел и чуждой благодати Божией. Воды же, покрывавшие неустроенную землю, прообразовали милосердие Богородицы, неисчерпаемое как море, и, подобно многоводным рекам, на всех изливающееся и всех покрывающее. Когда Дух Божий носился над водами, то носился и над землею, скрытой под водами и не украшенной, как бы не видя ее неблагообразия. Сие таинственно прообразовало, что и душа, покрываемая премилостивым покровом Девы Богородицы, если и не будет украшена добродетелями, не лишится благодати Святого Духа, ибо покров Пресвятой Богородицы покроет ее неблагообразие, как вода покрывала неустроенную землю, а равно украсит ее благолепием своей благодати и привлечет к ней Святого Духа. Пречистая Дева украшает нас, когда грешных делает праведными, а нечистых чистыми, как о сем говорит блаженный Анастасий Синаит : «Чародеев Она делает апостолами и мытарей Евангелистами, а блудных - достойными большего почета, нежели дев. Так, Марию Египетскую , бывшую некогда блудницею, Она сделала ныне почетнейшею многих дев; та, которая прежде была омраченной и нечистой, ныне сияет, как солнце, в царстве Христовом - по заступничеству Пречистой Девы Марии, пребывающей покровом и украшением для всех прибегающих к Ней. Украшает Она и весь духовный Иерусалим, или Христову Церковь, которая так воспевает в нынешний день: «О, чудное украшение всем верным еси, пророческое сбытие, Апостолом слава и мучеником удобрение, девству похвало и всему миру предивный покров» .

На столпе Давидовом вместе со щитами были стрелы защитников страны: и Пречистая Дева, сей одушевленный столп, также имеет при Себе стрелы сильных, т.е. молитвы святых, молящихся с Нею. Ибо не Одна Она явилась во храме стоящею на воздухе, но с ангельскими воинствами и со множеством святых, благоговейно окружавших Ее в белых одеждах. Молитвы за нас всех сих святых суть как бы стрелы сильных, могущие прогнать все полчища врага нашего - диавола. Пречистая Госпожа Богородица знает, что наша жизнь на земле есть война: воюет против нас враг со всеми своими силами; он воздвигнул против нас свои полчища и окружил нас своими легионами по слову Псалмопевца: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои; раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (). Потому-то Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и Апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных, и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов: «Тоя бо воздвижутся победы, Тою ниспадают врази» . Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предувиденной Иаковом лествицей (). которую окружает множество ангелов. Вспоминая здесь лествицу Иакова, кто-нибудь мог бы удивиться: почему ангелы не оставались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили. Уразумевши же, что та лестница была прообразом Девы Марии, по слову церковной песни: «радуйся мосте, к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде» , - он поймет, почему ангелы не оставались на лестнице неподвижными. Ибо «в молитвах неусыпающая Богородица» повелевает ангелам вместе с Нею непрестанно помогать людям: восходя к Богу, возносить молитвы людей, а нисходя - приносить им от Бога помощь и благодеяния. Та же Лествица и ныне низвела с Собою множество ангелов с небес, принося нам свыше покровительство и защиту. Она пришла с ангелами, чтобы заповедать им - сохранить нас на всех путях наших; Она привела с собою сонмы всех святых, чтобы, совершивши за нас совместное моление, совместно принести и наши грешные молитвы к Сыну Своему и Богу нашему. Между всеми святыми, явившимися во храме с Пречистою Девою, были два избраннейшие: святой Иоанн Предтеча, коего «из рожденных женами не восставал больший» (), и святой Иоанн Богослов, «которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его [был]» (). Их обоих, как имеющих великое дерзновение пред Богом, наша Молитвенница воздвигла с Собою, чтобы вместе с ними скорее преклонить Бога на милость: «много может усиленная молитва праведного» (). И стала Пречистая Дева между двумя девственниками, как бы кивотом между двумя херувимами , как престол Господа Саваофа между Серафимами, как Моисей с простертыми дланями между Аароном и Ором; тогда пал адский Амалик со всем темным царством и с силою своею ().

Итак, мы празднуем покров Пресвятой Богородицы Девы, воспоминая Ее преславное явление во Влахернском храме, виденное святым Андреем и Епифанием. Мы празднуем, вознося благодарение Покровительнице нашей за столь великое милосердие Ее, явленное роду христианскому, и прилежно молим Ее, дабы Она и ныне и всегда милостиво покровительствовала нам, ищущим Ее покрова. Молим потому, что без Ее покрова, нам, постоянно прогневляющим Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрешая, мы подпадаем и многим наказаниям по слову Псалмопевца: «Много скорбей нечестивому» (). Мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица: «Аще бо не бы предстояла молящи» сия Предстательница: «кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны» . Пророк Исаия советует иудеям: «укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (). Но где можно укрыться от гнева Господня? Во время страданий мы нигде не нашли покрова для защиты, кроме единой Владычицы мира, Которая говорит о Себе устами Духа Святого, что Она, «подобно облаку, покрыла землю» (). Подлинно, мы укрываемся под покровом Той, Которая, как облако, покрыла землю. Но почему же, о пречестнейшая Дева Богородице, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи, облаку? Разве у Тебя нет для уподобления солнца, луны и звезд, тем более, что о Тебе сказал Премудрый с удивлением: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце» ()! Какую же красоту имеет облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна: когда облако сгущается над землею и покрывает ее, тогда все звери невредимы от ловцов, ибо никто не может поймать их. Потому-то и Пречистая Дева называет Себя облаком: Она скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста , по своему бесчеловечию - скоты и звери: мы угождаем чреву как медведи, - утолщаем плоть как лошаки, злопамятны как верблюды, занимаемся хищением как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания, - по слову: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!» (). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: «постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу» (). Преследует нас и невидимый враг: «Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте» (). Угрожает нам и видимый враг. Он говорит: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя» (). Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, - Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем к Ней прибегаем; под Ее покровом, и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрой нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: «в день зол наших покрой нас!» (ср. ). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: «малы и несчастны дни жизни моей» (). Особенно бедственны те наши дни, в кои мы видим зло, и сами творим много зла, «собирая себе гнев в день гнева» (). Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дево! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстани нам с помощью Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день страшного суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь.

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово на Покров Пресвятой Богородицы.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Покров Пресвятой Богородицы.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Покров Пресвятыя Богородицы.

Ежегодно христиане отмечают важный православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника важно знать каждому верующему человеку.
Православные люди встречают Покров Пресвятой Богородицы ежегодно 14 октября. Этот праздник приравнен к числу двунадесятых церковных торжеств, а поэтому является неизменным и важнейшим для каждого верующего человека. В основе его лежит событие, укрепившее в людях веру в Господа, его любовь и милость Небес. Сам праздник был утвержден в далеком десятом веке, но древние традиции сильны и по сей день.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место среди всех православных праздников. Он приходится на середину октября, когда вся природа окрашивается в золото-багряные цвета - цвета Царствия Небесного. Удивительно, но в основу становления праздника легло событие не из Евангелия. О памятном дне известно из греческих источников, которые повествуют о житии Андрея Юродивого, очевидца чудесного явления Богородицы по зову многочисленных молитв, читаемыми верующими людьми.
В далеком 910 году в городе Константинополе разразилась ужасная война. Многие историки полагают, что описанные события повествуют о войне с мусульманами, которая настигла византийский народ в десятом веке. Нашествие врагов-иноверцев с каждым днем уносило не одну тысячу жизней праведных людей. Подойдя вплотную к стенам Константинополя, войска загнали верующих в тупик. Надежда оставалась только на чудо.
Верующие люди собрались в Валахерском храме. В момент всенощного бдения людскому взору предстало чудо. Весь храм озарился ярким светом, и с Небес, идя по воздуху, сошла Богородица в сопровождении ангелов и проповедников Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Все святые были одеты в белые одеяния. Дева Мария сняла свою накидку и укрыла ею молящихся в знак того, что все мольбы были услышаны и теперь жители города находятся под ее покровительством. В этот же день войска варваров прекратили свое нападение: по неизвестной причине они покинули город, в то время как разразившаяся буря уничтожила все корабли иноверцев.
Что нужно сделать на Покрову
Каждый верующий стремится в этот день посетить торжественную службу в храме.
Покров традиционно считался женским днем: покров связывался в народном сознании с покрытием головы платком - знаком того, что девушка просватана или вышла замуж.
Сыграть свадьбу на Покров - хорошая примета: Богородица примет молодую семью под свою защиту.
Кроме того, к этому времени заканчивались работы в поле, и по традиции это было время гуляний, сватаний и свадеб.
Девушки, мечтающие о скорой свадьбе, должны были посетить церковь, поставить свечу каждой иконе Богородицы.
Узнайте также,

Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября. Праздник Покров посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери, поэтому он не входит в число 12 главных праздников церковного календаря. Однако этот день является одним из самых значимых для православного вероучения.

Смысл названия

Полное название праздника — Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.

В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Исторические источники

Событие явления Богородицы описаны в житии Андрея Юродивого, годы жизни которого установлены лишь предположительно. До наших дней дошло более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых может относиться ко второй половине X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Мудрого). В версии, описанной в сборнике житий святых XVI века "Великие Четьи минеи", не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение произошло во время всенощного бдения во Влахернском храме. Епископ Димитрий Ростовский, живший в конце XVII века, описывал, что видение произошло в воскресенье.

Разные источники указывают разные данные о том, с кем вела войну Византийская империя в те годы. По одной из версий — с саранцами-мусульманами, по другой — с племенами русов или болгар.

Мнения расходятся и о происхождении праздника. Высказывались различные версии о месте его появления. По одной из них, он пришел из Византии, по другой — Покров имеет русское происхождение. Вопрос о месте его появления остается открытым.

Традиции праздника

В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и наступление зимы. Хозяйки начинали готовить жилище к зиме. В это время часто выпадал первый снег. С этим связана поговорка: "Покров кроет землю то листом, то снегом". Покров ассоциировался с платком, покрывающим голову невесты, поэтому считался "девичьим праздником". С Покрова Богородицы на Руси начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Также на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. По одной из примет, если в этот день дует северный или восточный ветер, зима будет холодной, а если южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.

Покров Пресвятой Богородицы — великий христианский праздник чудного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.

Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память на следующий после Покрова день, 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания:

Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

Вижу, святый отче, и ужасаюсь.

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

Церковь Покрова́ на Нерли, XII век - храм во Владимирской области

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).


О значении праздника Покрова Пресвятой Богородицы

О том, что Матерь Божия молится о всем мире и о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом . Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. «Радуйтесь! Я с вами во все дни», - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6:36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4:8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Дева Мария молилась за народ, а по окончании молитвы, сняла с Себя покрывало, и распростерла над всем стоящим народом. Пока Богородица была в храме было видно и это покрывало, а когда она ушла то покров стал невидимым, но осталась от него благодать в сердцах всех молящихся.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи:

«Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание Покрову Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Закон Божий. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (из цикла «Мульткалендарь»)

ПОКРОВ. ПРАЗДНИКИ (Фильм митрополита Илариона (Алфеева)

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен около 930 года. Отмечается он 1 октября по старому стилю, 14-го по новому. Удивительно то, что в Греции праздник не получил широкого распространения, а на Руси стал одним из наиболее почитаемых. Перенесенный к нам в XII веке святым князем Андреем Боголюбским, он сразу же обрел большую популярность: образ Богоматери, покрывающей народ Своим омофором, полюбился русским людям.

Производство: Студия Неофит по заказу благотворительного фонда
имени Григория Богослова, 2014

Покров Пресвятой Богородицы (слово епископа Василия (Родзянко)

Ежегодно христиане отмечают важное православное празднество - Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника важно знать каждому верующему человеку.

Православные люди встречают Покров Пресвятой Богородицы ежегодно 14 октября. Этот праздник приравнен к числу двунадесятых церковных торжеств, а посему является неизменным и важнейшим для каждого верующего человека. В основе его лежит событие, укрепившее в людях веру в Господа, его любовь и милость Небес. Сам праздник был утвержден в далеком десятом веке, но древние традиции сильны и по сей день.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место среди всех православных праздников. Он приходится на середину октября, когда вся природа окрашивается в золото-багряные цвета — цвета Царствия Небесного. Удивительно, но в основу становления праздника легло событие не из Евангелия. О памятном дне известно из греческих источников, которые повествуют о житии Андрея Юродивого, очевидца чудесного явления Богородицы по зову многочисленных молитв , читаемыми верующими людьми.

В далеком 910 году в городе Константинополе разразилась ужасная война. Многие историки полагают, что описанные события повествуют о войне с мусульманами, которая настигла византийский народ в десятом веке. Нашествие врагов-иноверцев с каждым днем уносило не одну тысячу жизней праведных людей. Подойдя вплотную к стенам Константинополя, войска загнали верующих в тупик. Надежда оставалась только на чудо.

Верующие люди собрались в Валахерском храме. В момент всенощного бдения людскому взору предстало чудо. Весь храм озарился ярким светом, и с Небес, идя по воздуху, сошла Богородица в сопровождении ангелов и проповедников Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Все святые были одеты в белые одеяния. Дева Мария сняла свою накидку и укрыла ею молящихся в знак того, что все мольбы были услышаны и теперь жители города находятся под ее покровительством. В этот же день войска варваров прекратили свое нападение: по неизвестной причине они покинули город, в то время как разразившаяся буря уничтожила все корабли иноверцев.

Значение Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы на Руси был установлен в XII веке. По неясным причинам на основе чудесного события, произошедшего в Византии, в Греции столь любимый и чтимый всеми христианами праздник не был утвержден. Поэтому Покров — исключительно русское православное торжество, несущее в себе великое значение, глубокий и таинственный смысл.

Несомненно, само сказание указывает на неразделимую связь нашего народа с Богородицей. Праведные люди по сей день хранят в памяти события многовековой давности, не только как историческое происшествие, но и как живое доказательство проявленного милосердия и сострадания к молитвам грешных, но тянувшихся к святости людей. В этот день мы почитаем Небесную Владычицу, чья неиссякаемая любовь закрывает нас, словно покровом, от всех бед, страданий и невзгод. Вспоминаем и тех, кто погиб, сражаясь за веру, Отечество и жизнь праведных людей. Также церковные традиции обязывают 14 октября помолиться всем миром за каждую грешную душу, покинувшую этот мир.

Незримая, но такая явная связь дает людям надежду. Значение праздника, которое не смогли перечеркнуть века и десятилетия безбожия, до сих пор освящает путь верующим людям. Это было особенное заступничество Божией Матери за христианский народ и каждую молящуюся душу. Ее покров с тех самых пор простирается над нашими головами, защищая и помогая в минуты отчаяния и горя.

На этот сюжет была написано немало икон. Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество церкви, ликование всех христиан, находящихся под опекой великой Заступницы, оберегающей от всего зла.

Покров Пресвятой Богородицы — единственное православное празднество, основанное на исторических событиях, которые явили христианскому народу зримую связь со всем собором святых. Благодаря этому празднику мы может быть уверены, что за нашей спиной всегда стоит Божия Матерь, которая ответит на каждую молитву и укроет своим покровительством от всех неприятностей и зла. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

09.10.2017 05:47

Икона Божией Матери обладает поистине чудотворными свойствами. Православные христиане каждый год 10 декабря возносят ей...



Рассказать друзьям