Поль синьяк известные картины. Биография поля синьяка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

- (Signac) (1863 1935), французский живописец, график, теоретик искусства. Систематического художественного образования не получил. В начале творчества был близок к импрессионизму. С 1886 под влиянием Ж. Сёра примкнул к дивизионизму (см.… … Художественная энциклопедия

Синьяк Поль - (Signac) (1863 1935), французский живописец. Основоположник и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими квадратными мазками, присущи орнаментальность, сдержанность колорита («Песчаный берег моря», 1890). * * * СИНЬЯК Поль СИНЬЯК… … Энциклопедический словарь

Синьяк, Поль - Поль Синьяк. Паpусники в гавани Сент Тpопез. СИНЬЯК (Signac) Поль (1863 – 1935), французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мозаичными мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Синьяк Поль - Синьяк (Signac) Поль (11.11.1863, Париж, ‒ 15.8.1935, там же), французский живописец и график. Учился в Париже в свободной мастерской Бинга. Был близок к импрессионизму, в 1886 под влиянием Ж. Сера и К. Писсарро обратился к неоимпрессионизму… … Большая советская энциклопедия

СИНЬЯК Поль - (Signac, Paul) (1863 1935), французский художник и теоретик искусства; родился в Париже 1 ноября 1863. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. В 1884 Синьяк вместе с Жоржем Сера участвовал… … Энциклопедия Кольера

Синьяк Поль - … Википедия

Синьяк - (фр. Signac) многозначный термин французского происхождения. География Синьяк французская коммуна в департаменте Верхняя Гаронна. Фамилия Синьяк, Поль (1863 1935) французский художник неоимпрессионист, представитель направления… … Википедия

Синьяк - Поль (Signac, Paul) 1863, Париж 1935, Париж. Французский живописец, график. Инициатор и теоретик неоимпрессионизма. Происходил из состоятельной семьи (отец, владелец магазина, был художником дилетантом). После посещения в 1879 Четвертой выставки … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

СИНЬЯК (Signac) Поль - (1863 1935) французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (Песчаный берег моря, 1890) … Большой Энциклопедический словарь

СИНЬЯК - (Signac) Поль (1863 1935), французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мозаичными мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (Песчаный берег моря, 1890) … Современная энциклопедия

Книги

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм (CDpc) , В 70-х годах XIX века Франция, а затем и вся Европа были поражены новым необыкновенным направлением в живописи - импрессионизмом. Это течение радикально изменило лицоевропейского искусства.… Категория: Другое Издатель: Директ-Медиа , Купить за 320 руб
  • Постимпрессионисты , , Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франциив период с 1880 по… Категория: Художественные направления Серия: Шедевры живописи на ладони Издатель:

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку. Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.


Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.


Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).


Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.


Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.


Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)

В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм , чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники - среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.


Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:


Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски, созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография, 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.


На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво ).


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

Поль Синьяк — художник моря

Один из его первых значительных морских пейзажей — «Крест моряков» — написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, кто нашел смерть в море. С этого места открывается наилучший вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сёра. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, — дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint-Briac, The Sailors’s Cross, 1885

Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж «Порт в Портрие» созерцательным настроением очень напоминает морские виды Жоржа Сёра. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк был уверен, что горизонтальная линия на картине дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Portrieux, The Swell, 1888

Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, «Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио».


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sardine Fishing, Concarneau, Opus 221 (Adagio), 1891

За свою жизнь Поль Синьяк владел минимум 28 яхтами. Художник много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках и выходил победителем.


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Port at Sunset. Saint Tropez, 1892

По приглашению Анри Кросса Поль Синьяк в апреле 1892 года отчалил на своей яхте из устья Сены, вошел через Атлантику в Средиземное море и обосновался в Сен-Тропе на следующие двадцать лет.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Red Buoy (Harbour at Saint Tropez) Musee d’Orsay, 1895

Подлинным кумиром Синьяка в юности был Клод Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода — текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главное здесь — передача изменчивости в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод - сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez, Coup de Vent d’Est, 1895

Модное увлечение того времени — гребля и парусный спорт. Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана.

В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. Двадцатилетний юноша дал ей тройное имя «Мане — Золя — Вагнер», утверждая тем самым свои идеалы в искусстве. Э. Мане — признанный вождь новой живописи, старший товарищ импрессионистов; Э. Золя — прогрессивный писатель, выступавший в их защиту; и, наконец, Р. Вагнер — знаменитый немецкий композитор, чьи художественные идеи вдохновляли многих поэтов и художников нового поколения.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Steeple in Saint Tropez, 1896

Особенно хорошо художнику удаются наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Lighthouse. Saint Tropez, 1895

В Сен-Тропе художник построил дом. «Отсюда, — писала ученица Синьяка Л. Кутюрье, — от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 на 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах…


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

…Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством».Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской.

…Марины Синьяка полны движения — на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию мастеров XVII столетия в создании эффектов захода и восхода солнца на море».


Поль Синьяк (Paul Signac) -Saint Tropez, the Pointe de Bertaud, 1897

Положить рядом два сильных цвета не значит создать цвет и тем более свет. Достичь максимума света и цвета можно, только соблюдая закон контраста. Цвет становится прекрасным тогда, когда он воздействует на соседний цвет, гармонизируя и успокаивая его, к их общему благу. Из этого чудесного дуэта рождается совершенная гармония… Это великий научный и философский закон контраста - и вне его нет спасенья!

(Поль Синьяк. Из дневников, 1895)


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Quay Saint Tropez, 1899

(в тексте использованы материалы статьи К.Богемской «Синьяк -художник моря»)

Синьяк Поль (Signac Paul) (1863–1935), французский художник-постимпрессионист, представитель направления пуантилизма. Родился Поль Синьяк 11 ноября 1863 года в Париже в состоятельной семье владельца магазина. Систематического художественного образования не получил; работал в основном в Париже. В ранний период творчества Синьяк был близок к импрессионизму ("Две модистки", 1885, частное собрание, Цюрих).

Клиппер, 1887
Частное собрание


Дерево в окрестностях Сен-Тропез
1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Понтон Бейнс Байле, 1885
Частная коллекция

С 1886 под влиянием Жоржа Сера Синьяк примкнул к движению неоимпрессионизма, писал пейзажные виды юга Франции, спокойные по композиции, выдержанные в сдержанной, сбалансированной гамме ("Песчаный берег моря", 1890, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Папский замок в Авиньоне", 1890, Национальный музей современного искусства, Париж). Под влиянием творчества Жоржа Сёра Поль Синьяк с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г.Л.Ф. Гельмгольца и других ученых, посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета.

Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета. Вскоре он становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода – дивизионизма, или пуантилизма. Главное место среди пейзажных работ Поля Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Папский дворец в Авиньоне
1900, Музей Орсэ, Париж


Деревенские дома в Сент-Бриак
1885, частное собрание

В 1887 году Синьяк побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Жоржа Сёра ("Порт Коллиур", 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.

Принимая в целом манеру Жоржа Сёра, Поль Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы. Поль Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая ("Линии и паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй", 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез", 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; "Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; "Марсельский порт", 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Сосна в Сен– Тропезе", 1909, ГМИИ, Москва). Работу в мастерской Поль Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

Поль Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны, разукрашенные флагами", 1893, Городской музей Вупперталь; "Папский дворец в Авиньоне", 1900, Музей Орсэ, Париж; "Константинополь. Ени-Джани", 1909, частное собрание, Брюссель). С большой охотой и увлечением Синьяк писал Париж, его мосты, каналы, набережные – вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж). Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренелль", 1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.

Портретные работы Поля Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи ("Завтрак", 1886-1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками" (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.

Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне. Сера был против абсолютизации своих идей, однако его ранняя смерть дала возможность Синьяку создать теорию, подробно обосновав использование цвета в неоимпрессионизме. Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета. Скончался Поль Синьяк в Париже 15 августа 1935 года.

Поль Синьяк - художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, - был одним из интереснейших людей своего времени. Художник много путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль побережья Франции, набирался впечатлений. Молодость его пришлась на последнюю четверть 19-го века - во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионизма, зарождением символизма и признаками складывающегося декоративного стиля "модерн". Он был вторым после Жоржа Сёра крупнейшим представителем неоимпрессионизма.

Синьяк родился в Париже в семье торговца. Его творческое становление происходило под влиянием Клода Моне, когда он стал писать свои первые пейзажи и марины (морские пейзажи).

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году на выставке "Группы независимых", в которой участвовал. Там он познакомился с Жоржем Сёра. Художники быстро подружились, и эта дружба продолжалась всю жизнь. Сёра был несколькими годами старше Синьяка и к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он уже выработал свой особый точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" - точка).

Синьяк увлекся идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, всмкоре примкнули и другие художники, и среди них временно изменивший своей манере импрессионист Камиль Писсарро, а также Анри Кросс, Максимилиан Люс и другие.

Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант - более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.

Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированы и изысканы. Бытовые композиции по заданным схемам кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.

Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морскои побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.

Рисунки Синьяка - быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено - великолепный берег или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, - каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

В своих акварелях Синьяк изображал море с кораблями, в чем ему помогал опыт морехода. В этих акварелях художник отражал впечатления от путешествий. По сравнению с праздничной нарядностью акварельной живописи, масляная живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней подчеркнуты линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.

В позднем творчестве Синьяк пишет в реалистическом ключе виды многих городов - Венеции, Генуи, Константинополя, виды портов Франции.

Друг Синьяка Жорж Сёра умер рано, 32 лет и его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства 19 века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка.

Ему суждено было прожить долгую жизнь. В молодости он увлекался идеями анархизма. Впоследствии обретает твердые демократические и пацифистские убеждения, характерные для передовой интеллигенции Франции. В последние годы своей жизни Синьяк - антифашист, он с интересом следит за художественной жизнью в СССР, переписывается с советскими художниками.

Пуантилизм.
Поль Синьяк (Paul Signac)

Молодость его пришлась на последнюю четверть прошлого столетия — во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионистической живописи, зарождением символизма и признаками складывавшегося декоративного стиля модерн, "ар нуво", как его называли по-французски. Друг художника критик Феликс Фенеон писал о Синьяке: "В его библиотеке книжные переплеты из кожи, бумаги, тканей сочетаются между собой и с текстом книги. Леонардо да Винчи — синее серебро; Рембо и Малларме — белый с золотом пергамент; Бодлер — лиловый; Кан — синий и оранжевый; Лев Толстой — пурпуровый и черный; Поль Адан — глазированный розовый. Синьяк изучает также морские карты и карты гаваней. К услугам его живописи имеется целая флотилия. На океане — "Маг" (7 тонн, 10 метров от форштевня до ахтерштевня), на Сене — "Тюб" и "Валькирия". В его путешествиях может случиться, что тетрарх Эмерод Архетип назначит Синьяка придворным пейзажистом "Эзотерических Белых Островов"". Последняя загадочная фраза намекает на то, что Синьяк походил на персонаж стихов поэта-символиста Жюля Лафорга.
В конце века Синьяк много и успешно работал как живописец, пользовался авторитетом среди молодых художников и поэтов и путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль берегов Франции.
Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке "Группы независимых" и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра. До этого Синьяк не учился ни в каком художественном учебном заведении; он самостоятельно занимался живописью, подражая Клоду Моне.
Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" — точка).
Синьяк увлекся художественными идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.
В своей книге "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" Поль Синьяк так описывал новый метод: "Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить... Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей — для выражения радости и нисходящей — для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют теплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона..."

Весной 1886 года выполненные в новой манере картины Синьяка вместе с большой картиной Жоржа Сёра были показаны на восьмой выставке импрессионистов в Париже. Синьяк писал много лет спустя, что они назвали себя неоимпрессионистами "вовсе не потому, чтобы воспользоваться успехом импрессионистов... но для того, чтобы отдать должное усилиям предшественников и отметить, при различии способов, общность цели".


Comblat and the valley of the Cere (1887)

Неоимпрессионизм родился в переломный период развития французского искусства, когда передовое направление в живописи — импрессионизм — распадалось как целостное явление, каждый из импрессионистов стремился обрести индивидуальную манеру; в литературе тех лет символизм шел на смену натурализму. Отпечаток этой сложной, противоречивой эпохи несет и главное произведение Жоржа Сёра — "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат" (1884 -1886) и другие композиции Сёра и Синьяка.
Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало тогда задачей Поля Синьяка.
Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант — более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.
Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированны и изысканны. Композиции Синьяка 80-90-х годов, в которых он изображает жанровые сцены по заранее заданным схемам, кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.
Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

The Market of Verona, 1909

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета. Творчество Синьяка рубежа веков многими своими чертами перекликается со стилем модерн. Как это ни парадоксально, научно обоснованная живописная система неоимпрессионизма вполне органично перерастает в причудливую и стилизованную орнаменталистику рубежа веков.
До начала 1890-х годов Синьяк рассматривал научные принципы неоимпрессионизма как средство усовершенствования импрессионистического метода работы с натуры. "Несколько лет тому назад, — писал он тогда в своем дневнике, — я тоже старался доказать научными экспериментами, что эти синие, желтые, зеленые существуют в природе. Теперь я просто говорю: я пишу так, потому что, по-моему, такой подход дает самый светлый и самый красочный эффект, и мне нравится писать так..."
В духе художественных идей модерна была создана и теория Синьяка о единстве живописной и музыкальной гармонии. Он нумеровал свои произведения, как музыкальные опусы, а серии пейзажей, написанной в 1891 году, дал подзаголовки "аллегро", "адажио". Синьяк предпочитал работать над своими картинами в мастерской, зато на натуре он делал рисунки и писал прекрасные акварели.

Рисунки Синьяка — быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них, то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено — великолепный бриг или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, — каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

Comblat Castle, The Pre (1887)

Свежесть впечатления, яркое чувство сопереживания увиденному мотиву несут акварели Синьяка. Синьяк изучал этот вид изобразительного искусства. Он написал небольшую книжечку о голландском художнике XIX века Й. В. Йонгкинде, прекрасном мастере акварели, который жил во Франции и оказал влияние на молодого Моне.

Так же как и Йонгкинд, Синьяк в своих акварелях изображал море с кораблями. И здесь уверенность его руке художника придавал опыт морехода. В акварелях Синьяк отражал и впечатления от путешествий, и замыслы будущих картин.



Concarneau
По сравнению с праздничной нарядностью акварелей живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней акцентированы линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.



The Bonaventure Pine, Saint-Tropez, 1893

В позднем своем творчестве Синьяк в реалистическом ключе пишет виды многих городов — Венеции, Генуи, Константинополя, Роттердама, виды портов Франции.


Залив в Сен-Тропе

Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем "Общества независимых художников", девизом которого было: "Ни жюри, ни премий". Общество противостояло официальному искусству.



Cassis, Cap Canaille, 1889


Herblay, Sunset, 1889

Hillside from Downstream, Les Andelys, 1886


The Port at Sunset, Saint-Tropez, 1892


L`Hirondelle Steamer on the Seine (1901)


Sunlight, Quai de Clichy, 1887


Road to Gennevilliers, 1883


The Gas Tanks at Clichy, 1886


На террасе (1898)

Природа, Деревья, Трава.


The-Town-at-Sunset

PlaneTrees, Place des Lices, Saint-Tropez, 1893

Entrance to the Port of La Rochelle, 1921


Riverbank, Les Andelys, 1886

Herblay, the Riverbank, 1889

Le Clipper, Asnieres (1887)


,
Grand-Canal

The Entrance to the Grand Canal, Venice


Cassis, Cap Lombard, 1889

Cassis, the Jetty, 1889

Signac Above Saint-Tropez, the Customs House Pathway, 1905,


Concarneau, Return of the Longboats, 1891


Concarneau, the Sardine Boat, 1891


,
Concarneau, Morning Calm, 1891

Basin of San Marco, Venice, 1905

Capo Di Noli, 1898


Bellevue, 1899

The Dogana, 1896

The Harbor of Cannes, 1918


Папский дворец, Авиньон. музей Орсе, Париж, Франция.

\

"Complat-ле-Шато. Замок, Опус 160", 1887

Saint-Tropez, Fontaine des Lices, 1895

Carnival at Nice




Лавандовое поле.


The Velodrome, 1899

Средиземноморское побережье


Woman with a Parasol (Berthe Signac), 1893

Woman-Arranging-Her-Hair

Against the Enamel of a Background Rhythmic with Beats and Angles, Tones and Tints, Portrait of Feli / Portrait of Felix Feneon (1890)


The-Dining-Room


The Milliners, 1885-86

Women-at-the-Well

In-the-Time-of-Harmony



Рассказать друзьям