Полифонический тип мелодии. Понятие полифонии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопросы:

1. Простые полифонические формы.

2.Жанры в полифонии.

3. Полифонические жанры в инструментальной музыке.

Полифоническим периодом называется относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в начальной или новой тональности. Особенность – непрерывность полифонического изложения, отсутствие цезур. Цезуры одного голоса не совпадают с цезурами остальных, благодаря чему возникает непрерывность. Совмещенная каденция всех голосов, т.е. их полная остановка встречается обычно в самостоятельном периоде. В художественной практике почти не встречаются самостоятельные полифонические периоды.

Полифоническая 2-х частная форма.

Форма, состоящая из двух периодов, называется двухчастной. Если ее вторая часть является развитием материала первой части, она называется разработочной или развивающей 2-х частной формой . Пьесы в такой форме могут строиться на имитации , но нередко обходятся и без нее.

Единство тематического материала способствует единству формы. Непрерывность изложения в 2-х частной форме достигается тем, что каденция первого периода маскируется в непрерывном движении хотя бы одного голоса. Кроме того, объединение частей формы достигается планированием волн мелодического развития – единой линией с главной кульминацией , обычно расположенной во второй части . Кульминация обычно помещается в верхнем голосе.

Полифоническая 2-х частная форма строится на основе простых имитаций . В каждой части проводится одна тема, поручаемая поочередно во всех голосах. Противосложения к темам обычно свободны и не повторяются.

Части обычно не равны по размерам, вторая часть более весома, ее кульминация имеет значение главной во всей форме.

Темы частей с точки зрения мотивного содержания имеют общность мелодических элементов. Вторая тема обычно вырастает из мотивов первой. Во второй темы заметны черты итоговости . Вторая тема обычно более рельефна, определенна и ясна по своему характеру, чем первая. Во второй части наблюдается большее разнообразие имитационных проведений . Если в первой части они ограничены тонико-доминантовыми отношениями, то во второй используются медиантовые ходы.

Полифоническая 3-х частная форма .

Это форма из трех периодов.

Развитие может быть разработочным или контрастным . Основная задача – достижение единства целого. Наиболее действенное средство в этом – реприза.

Принципиальное отличие от 2-х частной – в возможности показать более основательно итог в третьей части, а, следовательно – более интенсивное развитие в середине.

Жанры.

В строгом письме термин фуга (бег) в 15 веке обозначал форму, которая сейчас называется каноном.


В это время канон назывался каччия (охота). Канон являлся древнейшей имитационной формой.

С 17 века фуга – полифоническая форма, основанная на неканонической имитации, т.е. простой.

Принципы простой имитации лежат в основе мотета, канцоны, мадригала.

Мотет – самостоятельное вокальное произведение, состоящее из нескольких частей, где каждая часть имеет свою тему и составляет имитационный полифонический период. Периоды соединялись интермедиями. Число периодов соответствовало числу строк в тексте. Происходит от фр. мот – слово. Лассо. Палестрина.

Мадригал – разновидность итальянской вокальной пьесы обычно любовного содержания. Вначале был одноголосным, в эпоху Возрождения – многоголосный. По исальянски – песня на родном языке. Имел светский характер. Авторы – Веноза, Монтеверди.

Канцона в эпоху Возрождения – многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца 16 века канцона – инструментальная пьеса полифонического склада. В гомофонном стиле – канцона – в начале вокальная пьеса, с 19 веке – инструментальная пьеса с певучей, песенной мелодией.

Канцонетта – небольшая канцона.

Месса – многоголосное произведение культовой музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов, и инструментального сопровождения. Исполняется в католическом церковнослужении. Название происходит от латинской фразы: ите, мисса ест еклесия (идите, собрание распущено) – этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание, в церкви могли остаться только члены общины.

Форма мессы сложилась в 14 веке. Музыку мессы писали великие композиторы эпохи Возрождения – Палестрина, Депре, с 18 века – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Россини, Лист.

Инструментальные формы.

Прелюдия – небольшая пьеса импровизационного склада, которая служила вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.

Инвенция – небольшая пьеса полифонического характера, основанная на технике имитации (с лат. – изобретение, выдумка).

Вариации на бассо-остинато – упорный бас, пьеса, основанная на непрерывно повторяющейся в басу мелодической интонации с отчетливо выраженной жанровой основой.

Для всех этих жанров характерно свободное изложение, импровизационность, фигурационный характер тематизма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает полифоническая форма, в чем ее специфика.

2. Особенности полифонического периода.

3. Полифонические 2-х и 3-х частные формы.

4. Инструментальные жанры полифонии.

5. Вокальные жанры полифонии.

ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греческого φων&oxia;η - звук)

1) вид мно-го-го-ло-сия, для ко-то-ро-го ха-рак-тер-ны рав-но-пра-вие го-ло-сов, не-сов-па-де-ние в раз-ных го-ло-сах ка-ден-ций, це-зур, куль-ми-на-ций, ак-цен-тов и другого. 2) Ос-но-ван-ная на этом ви-де мно-го-го-ло-сия об-ласть музыкального искусства («по-ли-фо-ни-че-ская му-зы-ка»). В раз-ви-тых по-ли-фо-нических фор-мах (выс-шая из ко-то-рых - фу-га) главный «строи-тель-ной еди-ни-цей» яв-ля-ет-ся те-ма - смы-сло-вое и струк-тур-ное музыкальное це-лое. По-втор-ные про-ве-де-ния те-мы обо-га-ща-ют-ся ис-поль-зо-ва-ни-ем ими-та-ци-он-но-кон-тра-пунк-ти-че-ских (ими-та-ция, стрет-та, слож-ный кон-тра-пункт) и то-наль-но-гар-мо-ни-че-ских (пе-ре-гар-мо-ни-за-ция, мо-ду-ля-ция) средств. На-чи-ная с эпо-хи ба-рок-ко ши-ро-ко при-ме-ня-ет-ся раз-ра-бо-точ-ное раз-ви-тие.

Эле-мен-ты полифонии за-мет-ны в фольк-ло-ре раз-ных ев-ропейских и не-ев-ро-пей-ских на-ро-дов. В ис-то-рии профессиональной ев-ропейской му-зы-ки раз-ли-ча-ют: полифонию Сред-не-ве-ко-вья (IX-XIV веков), полифонию Воз-ро-ж-де-ния (XV-XVI веков), полифонию Но-во-го вре-ме-ни (с XVII века). Пер-вые об-раз-цы мно-го-го-ло-сия, со-хра-нив-шие-ся в трак-та-тах IX века, пред-став-ля-ют со-бой ор-га-нум. Выс-шие дос-ти-же-ния по-ли-фо-нического искусства Сред-не-ве-ко-вья - мо-тет, дис-кант, кон-дукт (смотреть так-же в статье Арс ан-тик-ва). Ис-то-рическое зна-че-ние в полифонии это-го вре-ме-ни име-ют ос-вое-ние рит-мического кон-тра-ста го-ло-сов, опы-ты ис-поль-зо-ва-ния ими-та-ции, ка-но-на, воз-ник-но-ве-ние ос-ти-нат-ных форм (смотреть Ос-ти-на-то). Пе-ри-од арс но-ва, пе-ре-ход-ный от Сред-не-ве-ко-вья к Воз-ро-ж-де-нию, оз-на-ме-но-ван рос-том зна-че-ния свет-ских жан-ров (мад-ри-гал, кач-ча, рон-до и другие), при-ме-не-ни-ем изо-рит-мии, прак-тической и тео-ре-тической (Фи-липп де Вит-ри) раз-ра-бот-кой различного формго-ло-со-ве-де-ния. Круп-ней-шие мас-те-ра сред-не-ве-ко-вой полифонии - Ф. Лан-ди-ни, Г. де Ма-шо. В эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния искусство полифонии рас-цве-та-ет в Анг-лии, Фран-ции, Ни-дер-лан-дах, Ита-лии, Гер-ма-нии, Ис-па-нии, Че-хии, Поль-ше; это так называемая эпо-ха стро-го-го пись-ма (или стро-го-го сти-ля), нор-мы ко-то-ро-го оп-ре-де-ле-ны Дж. Цар-ли-но. По-ли-фо-ническая ком-по-зи-ции со-чи-ня-лись пре-имущественно для хо-ра а ка-пел-ла (соз-да-ва-лось не-ма-ло со-чи-не-ний с уча-сти-ем ин-ст-ру-мен-тов или ин-ст-ру-мен-таль-ных, но раз-ви-тие ин-ст-ру-мен-таль-ных форм как са-мо-сто-ятельной об-лас-ти полифонии от-но-сит-ся к XVII веку). Основные жан-ры - мес-са, мо-тет, мад-ри-гал, ду-хов-ные и свет-ские пес-ни. Мас-те-ра стро-го-го сти-ля вла-де-ли все-ми сред-ст-ва-ми кон-тра-пунк-та, раз-ра-бо-та-ли прак-ти-че-ски все фор-мы ими-та-ции и ка-но-на, ши-ро-ко поль-зо-ва-лись по-ли-фо-ническими пре-об-ра-зо-ва-ния-ми (об-ра-ще-ние, ра-ко-ход, уве-ли-че-ние, умень-ше-ние). Стро-гое пись-мо опи-ра-лось на сис-те-му диа-то-нических мо-даль-ных ла-дов (смотреть Мо-даль-ность, Цер-ков-ные ла-ды). Те-ма-тической ос-но-вой был гри-го-ри-ан-ский хо-рал, од-на-ко ис-поль-зо-ва-лись и свет-ские ме-ло-дии. В XV-XVI века са-мой пред-ста-витель-ной бы-ла ни-дер-ланд-ская шко-ла (Г. Дю-фаи, Ж. Бен-шуа, Й. Оке-гем, Жос-кен Де-пре, О. ди Лас-со, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Об-рехт , Я. Ар-ка-дельт и другие). Во 2-й половине XVI века ве-ду-щее по-ло-же-ние за-ня-ла итальянская му-зы-ка: рим-скую шко-лу воз-глав-лял Дж.П. да Па-ле-ст-ри-на, его тра-ди-ции про-дол-жа-ли ис-пан-цы Т.Л. де Вик-то-рия, К. де Мо-ра-лес; ни-дер-лан-дец А. Вил-ларт стал ос-но-во-по-лож-ни-ком ве-не-ци-ан-ской шко-лы, рас-цвет ко-то-рой свя-зан с А. Габ-рие-ли и Дж. Габ-рие-ли. Ос-вое-ние вы-ра-зи-тель-но-сти хро-ма-ти-ки в со-чи-не-ни-ях К. Дже-зу-аль-до и Л. Ма-рен-цио де-ла-ет их про-воз-ве-ст-ни-ка-ми ба-рок-ко.

Полифония эпо-хи ба-рок-ко и XVIII века име-ну-ет-ся «сво-бод-ным сти-лем», для ко-то-ро-го ха-рак-тер-на воз-рос-шая ин-ди-ви-дуа-ли-за-ция ав-тор-ских ма-нер. Пре-об-ла-да-ние ин-ст-ру-мен-та-лиз-ма сти-му-ли-ро-ва-ло раз-ви-тие хо-раль-ной об-ра-бот-ки, по-ли-фо-ни-че-ских ва-риа-ций (в том числе пас-са-ка-лии), а так-же фан-та-зии, ток-ка-ты, кан-цо-ны, ри-чер-ка-ра, из ко-то-рых к середине XVII века сфор-ми-ро-ва-лась фу-га. Ла-до-вой ос-но-вой полифонии ста-ла клас-сическая функ-цио-наль-ная сис-те-ма ма-жо-ра и ми-но-ра. Слия-ние полифонии с ак-кор-до-вой гар-мо-ни-ей в прак-ти-ке ге-не-рал-ба-са, при-вле-че-ние то-наль-но-гар-мо-нического раз-ви-тия, взаи-мо-дей-ст-вие по-ли-фо-ни-че-ских (фу-га и других) и го-мо-фон-ных (ста-рин-ной 2-ча-ст-ной, кон-церт-ной) форм от-кры-ли пер-спек-ти-вы даль-ней-ше-го об-нов-ле-ния полифонии, основные тен-ден-ции ко-то-ро-го скон-цен-три-ро-ва-лись в твор-че-ст-ве И.С. Ба-ха и Г.Ф. Ген-де-ля. В му-зы-ке Ба-ха полифония дос-тиг-ла выс-шей точ-ки сво-его раз-ви-тия. Мас-те-ра вен-ской клас-си-че-ской шко-лы срав-ни-тель-но ред-ко пи-са-ли са-мо-сто-ятельные по-ли-фо-нические со-чи-не-ния, но их зна-че-ние ве-ли-ко: они но-ва-тор-ски при-ме-ни-ли полифонию в сим-фо-нии, со-на-те и других фор-мах, ис-поль-зо-ва-ли по-ли-фо-нические сред-ст-ва (ими-та-ция, ка-но-ни-че-ская се-к-вен-ция и другие) для раз-ра-бот-ки ма-те-риа-ла в раз-ра-бо-точ-ных раз-де-лах, соз-да-ли сме-шан-ные го-мо-фон-но-по-ли-фо-нические фор-мы и другие.

В эс-те-тической сис-те-ме ро-ман-тиз-ма полифония об-ре-ла не-свой-ст-вен-ную ей ра-нее экс-прес-сию, рас-ши-ри-лись пред-став-ле-ния о по-ли-фо-нической те-ма-тиз-ме (пе-сен-ный у Ф. Шу-бер-та, под-чёрк-ну-то ин-ст-ру-мен-таль-ный на ак-кор-до-вой ос-но-ве у Ф. Лис-та, А. Брук-не-ра), уси-ли-лось влия-ние прин-ци-пов го-мо-фон-но-го фор-мо-об-ра-зо-ва-ния в фу-гах. Об-рат-ная тен-ден-ция свя-за-на с на-ме-тив-шей-ся ещё в XVIII веке по-ли-фо-ни-за-ци-ей го-мо-фон-ной фак-ту-ры (Р. Шу-ман, Р. Ваг-нер и другие).

В профессиональной русской му-зы-ке са-мо-быт-ные по-ли-фо-нические фор-мы раз-ви-ва-лись в XVII - 1-й половине XVIII веков (пар-тес-ный кон-церт, кант и другие). Ос-но-вы клас-сической русской полифонии за-ло-же-ны М.И. Глин-кой, ко-то-рый со-че-тал тра-ди-ции народной под-го-ло-соч-ной полифонии и профессиональной русской полифонии (М.С. Бе-ре-зов-ский, Д.С. Борт-нян-ский) с опы-том западно-ев-ропейской по-ли-фо-нической куль-ту-ры. В русской му-зы-ке XIX - начала XX веков полифония от-ли-ча-ет-ся мно-го-об-ра-зи-ем ти-пов ме-ло-ди-ки (кан-ти-ле-на в ка-но-нах Глин-ки, А.П. Бо-ро-ди-на), сим-фо-нич-но-стью форм (П.И. Чай-ков-ский), тя-го-те-ни-ем к мо-ну-мен-таль-но-му сти-лю (А.К. Гла-зу-нов, С.И. Та-не-ев), не-обыч-но-стью форм при-ме-не-ния (М.П. Му-сорг-ский и другие). Тра-ди-ции русской полифонии по-лу-чи-ли ши-ро-кое раз-ви-тие в советской му-зы-ке (Н.Я. Мяс-ков-ский, С.С. Про-кофь-ев, Д.Д. Шос-та-ко-вич и другие).

Уси-ле-ние зна-че-ния полифонии ха-рак-тер-но для все-го XX века. Оно вы-ра-жа-ет-ся в час-том об-ра-ще-нии к фу-ге, по-ли-фо-ническим ва-риа-ци-ям, вклю-че-нии по-ли-фо-нических или по-ли-фо-ни-зи-ро-ван-ных час-тей в со-нат-но-сим-фо-нический цикл, сюи-ту, кан-та-ту, опе-ру. Ин-те-рес к слож-ной поли-фо-нической тех-ни-ке сти-му-ли-ро-вал нео-клас-си-цизм (И.Ф. Стра-вин-ский, П. Хин-де-мит). Музыкальный язык полифонии ус-лож-нял-ся бла-го-да-ря при-ме-не-нию рас-ши-рен-ной то-наль-но-сти, сим-мет-рич-ных ла-дов (у О. Мес-сиа-на), не-тра-диционных спо-со-бов варь-и-ро-ва-ния те-мы (зву-ко-вы-сот-но-го, рит-ми-че-ско-го). В полифонии на-шли при-ме-не-ние осо-бые ви-ды рит-мической тех-ни-ки (по-лио-сти-на-то, рит-мической про-грес-сии и другие), во 2-й половине XX века полифония ус-лож-ни-лась при-ё-ма-ми со-но-ри-ки (В. Лю-то-слав-ский). В му-зы-ке ру-бе-жа XX-XXI веков полифония ос-та-ёт-ся од-ной из важ-ней-ших форм музыкального мыш-ления.

Как учеб-ный пред-мет полифония вхо-дит в си-с-те-му музыкально-тео-ре-тического об-ра-зо-ва-ния.

Т.М. Синецкая

ВИДЫ ПОЛИФОНИИ

(краткая лекция-конспект по курсу полифонии

для студентов ЧГАКИ)

В существующей полифонической музыке принято выделять два вида полифонии: имитационную и не имитационную . В свою очередь, не имитационная полифония делится наподголосочную и контрастную . В связи с вышесказанным, в некоторых пособиях встречается классификация, включающая три вида:имитационную, подголосочную и контрастную, что не имеет принципиального значения. Назовём наиболее существенные характеристики каждого из названных видов.

Подголосочным называется музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании основного напева и его вариантов. Таким образом,подголосок – это вариант основного напева. Подголоски могут быть очень близки основному напеву, минимально отличаться от него (образовывать параллельное движение, временами сливаться в унисон и др.), но могут и значительно отличаться, иметь ярко выраженную самостоятельность, приближаясь, таким образом, к контрастной полифонии. Возможность образовывать подголоски с разной степенью контраста открывает перед создателем музыки огромные перспективы, увеличивает число способов соотношения голосов, что ведёт к многообразию смыслового, динамического и эмоционального наполнения.

Подголосочность является коренной чертой многих национальных музыкальных культур, в том числе, и русской. В процессе многовекового развития русского народного хорового многоголосия сложились такие устойчивые черты подголосочности, как: 1)одноголосный запев, 2)хоровой подхват, 3)постепенное расщепление унисона на два, три и более голоса на основе общего тона, 4)постепенное сжатие многоголосия в унисон на основе общего тона, 5)движение параллельными терциями и секстами, 6)параллельно-переменный лад, 7)октавные или унисонные каденции.

Выдающиеся русские композиторы-классики постоянно изучая русскую песню, вслушивались в её звучание, характер, принципы организации фактуры и стремились перенести стилевые особенности русской песенности в своё творчество. Многие хоровые сцены в операх русских композиторов-классиков являются прекрасными образцами проникновения в дух национальной культуры, воссоздания характера народного пения. Примеры многочисленны: М.И. Глинка – хоры «Родина моя» и «Разгулялися-разливалися» из оперы «Иван Сусанин», «Ах, ты, свет, Людмила» из оперы «Руслан и Людмила»; А.П. Бородин – хор поселян из оперы «Князь Игорь», обрядовые сцены в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», хоровые сцены в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и др.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА : найти в сборниках русских песен 4-5 образцов, подтверждающих подголосочность как ведущую особенность; продолжить ряд примеров, в которых претворены черты народной подголосочности из русской классической музыки.

Контрастная полифония основана на одновременном соединении двух или нескольких самостоятельных по мелодическому и ритмическому рисунку голосов (тем). Различают разные уровни контраста: контраст-взаимодополнение, контраст-сопоставление, контраст-конфликт. Данный вид полифонии чрезвычайно распространён в музыке разных жанров и стилей: театральной, симфонической, вокальной, камерной и др. Огромное количество примеров – свидетельство больших выразительных возможностей контрастной полифонии: двойные и тройные фуги разных композиторов («Прелюдия Ля мажор» изХТК И.С. Баха – тройная фуга с совместной экспозицией); Прелюдия Соль мажор из цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано», реприза; Второй фортепианный концерт (начало репризы 1-й части) и романсы С.В. Рахманинова (например, «Утро», «Не пой, красавица, при мне»), оперы Дж. Верди, например, вступление, заключительная сцена в подземелье («Аида»), многочисленные ансамблевые сцены в «Отелло» и т.д.

Имитационной называется полифония, основанная на последовательном проведении темы или её части в двух или более голосах. Зародившись в 13 веке, имитация стала основой для целого ряда самостоятельных форм и жанров, сформировавшихся в последующие столетия, важнейшим приёмом развития как собственно полифонических, так и гомофонных форм. Классические имитационные жанры: ричеркар, полифоническая канцона, фуга, фугетта, инвенция, разные виды канонов, приёмы – каноническая имитация, каноническая секвенция.

Названные виды полифонии в чистом виде (на протяжении целого музыкального произведения) встречаются редко. В большинстве случаев они используются как взаимодополняющие, как средство взаимного обогащения. Например, при ведущей роли имитационной техники в фуге, там обязательно присутствует и контрастная полифония, может быть использована подголосочность. Разные виды полифонии являются также эффективным средством обогащения гомофонно-гармонического склада. Всё сказанное расширяет выразительные возможности разных видов полифонии, даёт возможность к бесконечно многообразному варьированию их соотношений.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Найти в музыкальной литературе примеры на разные виды полифонии, их сочетание. Составить список музыкальных произведений, в которых преобладает тот или иной вид полифонии или содержится их взаимодополнение (сделать пояснения).

ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. Термин «Полифония» имеет греческое происхождение (πολνς – много, φωνή - звук). Появился в музыкальной теории и практике в XX веке. Более ранний термин – «Контрапункт» (от латинского punctus contra punctum – нота против ноты), встречающийся в трактатах после 1330 года. До этого времени использовался термин discantus (голос, присоединяемый к данному голосу – кантусу). Еще ранее, в IX-XII веках, многоголосие обозначалось словом diafonia.

Классификация типов полифонии (по С. Скребкову).

1. Контрастная, или разнотемная полифония. Основана на одновременном звучании мелодий, контрастных по мелодическому и ритмическому рисунку, а в вокальной музыке и текстом. Возможно функциональное разделение голосов на основную (часто заимствованную) мелодию и контрапунктирующую (присочинённую к ней).

Пример 1. И. С. Бах. Хоральная прелюдия Es-dur “Wachet auf, ruft uns die Stimme” BWF 645.

2. Имитационная полифония. От латинского Imitatio – подражание. Основана на проведении одной и той же мелодии разными голосами поочерёдно, то есть со смещением во времени. Голоса функционально равны (не разделяются на главный и контрапунктирующий), мелодически идентичны или сходны, но в каждый момент звучания контрастируют, то есть образуют контрапункт.

Пример 2. Жоскен Депре. Missa “L home arme (sexti toni)”.

3. Подголосочная полифония как разновидность гетерофонии . Гетерофония (от греческого ετερος– другой и φωνή - звук) – древнейший вид многоголосия, существующий в устной традиции народной музыки и богослужебного пения. Письменные образцы являются либо записью напетого варианта, либо композиторской стилизацией.

Гетерофония основана на одновременном звучании нескольких вариантов одного и того же напева. Ответвления от монодии возникают на небольшом протяжении и образуют, в основном, дублировки. Одна из причин этого явления в устной природе монодической культуры. Устные виды творчества предполагают существование в сознании исполнителя некоей мелодической первоосновы, по которую каждый голос распевает свой вариант. Вторая причина - естественные различия диапазонов голосов исполнителей.



В подголосочной полифонии ответвления от основного напева более самостоятельны, чем в других разновидностях гетерофонии. На отдельных участках образуется контрастное многоголосие. Функции голосов разделяются на основной голос и подголосок.

2. эпизодические ответвления от основного напева (подголоски) в середине строки (куплета) во время слогового распева,

3. возвращение к унисону в конце строки (куплета),

5. одновременное произнесение слогов текста,

6. относительно свободное использование диссонансов.

Пример 3. Русская народная песня «Зеленая рощица».

Основная литература.

Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. – М., 2002.

Скребков С. С. Учебник полифонии. – М., 1965.



Рассказать друзьям