Поликлет и его скульптуры. Скульптурные каноны поликлета и мирона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поликлет


Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие - Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов - победителей на состязаниях. Киниск - юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, - одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову. Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона, до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

«Правильность - фетиш Поликлета, - пишет В. Дюрант, - цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бёдер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор…»

«Дорифор» - статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах - стадионах, где древние греки проводили много времени. Не случайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях.

«Дорифор» - по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица - сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествлённый, застывший в своём величии герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности - лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать её не удлинённой и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определённое количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую точность расчётов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Ещё наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперёд либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрёстные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и лёгкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показывали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрёстное положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введён Поликлетом. Но мастер особенно отчётливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал лёгкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бёдер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряжённые мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора - сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощённых в благородную бронзу.

Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из тёмно-зелёного базальта передаёт цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объём головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» - лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины - центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бёдра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространённой тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла - Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» - статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно. Как отмечает Дюрант:

«…Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефантинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисоэлефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим своё произведение, а второе место отвёл работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

«Поликлетов канон, - пишет Дюрант, - стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона - канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».

И другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре.

В статуе Поликлета «Дорифор», где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с тяжелым и длинным копьем на плече, нашла проявление типизация; заметно отвлечение мастера от всего частного, единичного, стремление раскрыть в конкретном художественном образе общие моменты действительности. В лице Копьеносца нет портретных черт того юноши, который победил в состязаниях и удостоился почетного изваяния. В скульптуре Дорифора Поликлет показал не только прекрасного атлета и мужественного тяжёловооружённого пехотинца (гоплита). Этот сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса.

Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуешь числовых соотношений. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или отвлеченной геометризации форм. Поликлет придерживался того же взгляда на художественное произведение, что и неизвестный античный поэт, написавший:

«Лишнее все – бесполезно. Старинная есть поговорка:
Если не в меру, – и мед желчью становится нам».

Более Поздняя статуя Поликлета «Диадумен» – атлет, повязывающий на голову победную ленту, создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. В бронзовой статуе совершенного и гармоничного человека Поликлет сдержанно и в то же время выразительно передаёт ликующие чувства победы, гордости и торжества.

Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры , сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода. Надо думать, что голова Геры, находящаяся в Неаполитанском музее ближе всех других изображений этой богини передает характер статуи Поликлета».

Пелопоннесская школа вообще стремилась к верности природе и к эффектности; древние писатели то с похвалой, то с порицанием говорят, что такими качествами отличались произведения её представителей Каллимаха (ок. 410 г.) и Деметрия (ок. 400 г.). Развитию искусства в этом направлении много содействовал довольно рано возникший и быстро усиливавшийся обычай ставить статуи в честь замечательных людей. В античности такие статуи играли роль портретов.

Пинакс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Перистиль

АНТИЧНОСТЬ

то пергамский фриз, как и большинство памятни­ков эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потряс­ти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Од­нако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном - мойры, божества Судь­бы. При этом перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безна­дежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, есте­ственно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воз­действия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе ʼʼЛаокоонʼʼ) всœе же неуловимо присутству­ет нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей вели­кой культуры Древней Эллады.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.

ПЕРИПТЕР (греч. репрт,егоз - окруженный ко­лоннами, от реп - вокруг и рт,егоп - крыло, боко­вая колоннада), архитектурный тип древнегречес­кого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннужной. Расстояние от колоннады до стен святи­лища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).

Как и большинство храмов, П. располагался вхо­дом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделœенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограж­дали две колонны, а с боков - стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы базовых гре­ческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П. - нечто вроде храма из трех базовых помещений с открытым залом вокруᴦ. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные

примеры П. - храмы Посœейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всœего афинский Парфенон.

П. возводились преимущественно в Греции, тог­да как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера - храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма

I в. н. э

ПЕРИСТИЛЬ (греч. репзтуюз - окруженный ко­лоннами, от реп - вокруг и зт.у1о8 - столб, колон­на), в античном зодчестве - прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннужной. В центре П. часто уст-

Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.

раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих об­щественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значи­тельные по размерам, имели по два П.), повсœеме­стно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.

ПИНАКС (греч. ртах - доска, тарелка, карти­на), расписанная табличка большого или относи­тельно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении гли­няные и деревянные П. Расписанные монументаль­ные П. использовались также на сцене или про­сцениуме как кулисы.

ПИФЕЙ, греческий архитектор IV в. до н. э., из­вестный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках чле­нение, а также и сами пропорции сооружений оп­ределили всœе эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинœения П. использовал Витрувий.

ПОЛИКЛЕТ (РогуЫейоз) из Аргоса, великий древ­негреческий скульптор и теоретик искусства вто­рой половины V в. до н а Родился ок 480 ᴦ. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гᴦ. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам пери­ода высокой классики.

П. был родом из северо-восточной части Пело­поннеса; работал в Аргосœе, Афинах, Эфесе, Олим­пии. По свидетельствам древних писателœей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., испол­ненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинœения П. ʼʼКа­нонʼʼ сохранилось всœего два фрагмента͵ но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием уче­ния философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии - исходя из теории пифагорей­цев) П. стремился обосновать и практически вопло­тить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сло­женного, прекрасного человеческого тела. П. стро­ил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современни­ков, масштабной единицей для него служила фа­ланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину ки­сти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разра­ботанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жест­кое правило.

Творчество П. представляет одно из двух веду­щих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, дви­жения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема со­здания совершенного образа по принципам второ­го направления - т. е. монументального и величе­ственно-спокойного - решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принад­лежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Со­временники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тен­денции нашли синтезированное воплощение.

Особая известность среди произведений П. при­надлежит статуе ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносœецʼʼ), луч­шие копии которой хранятся в Неаполе и Берлинœе. Следует учитывать, что римский копиист, выпол­нивший реплику в мраморе, из-за хрупкости ма­териала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего на­верняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько поздней­ших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились

АНТИЧНОСТЬ

Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Современная копия

Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Мраморная римская

копия с бронзового оригинала.

Ок. 440 ᴦ. до н. э.

Поликлет. Раненая амазонка.

Мраморная римская копия с бронзового

оригинала. Ок. 440-430 ᴦ. до н. э.

художественные воззрения П. Пластически проти­воположные состояния покоя и скрытого движения находятся в ʼʼДорифореʼʼ в подчеркнутом равнове­сии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным на­клоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система постро­ения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искус­стве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является ʼʼДорифорʼʼ. Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из ʼʼКанонаʼʼ.

Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения всœе же позволяет про­следить определœенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также ʼʼДиадуменʼʼ, статуя юно-

ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой лег­костью и изяществом, ощущается влияние искус­ства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная ис­торическая достоверность и мифологическая идеа­лизация сочетаются в работах П. настолько орга­нично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской ʼʼРаненой амазонкеʼʼ (ок. 440-430 ᴦ. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). ʼʼАмазонкаʼʼ работы П. заняла первое место на кон­курсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульп­торы признали лучшей статую П.

П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосœе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 ᴦ. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорцио­нальность "бралась позднее в качестве непререкае­мого образца. При этом со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/

Поликлет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поликлет" 2017, 2018.

При взгляде на «Дорифора» Поликлета человек, живущий в нашем веке и не искушенный в вопросах искусства, не сразу поймет, почему эта скульптура считается столь ценной. Однако современники древнегреческого мастера могли бы очень быстро определить отличия статуи от других работ того периода. Скульптура «Дорифор» Поликлета выделялась особой постановкой тела, это была одна из первых работ в древней Греции, персонаж которой казался живым, готовым сойти с постамента человеком. Еще в те далекие времена статуя считалась эталоном классического искусства, примером математически выверенных пропорций, способных вдохнуть жизнь в бронзу.

Поликлет Старший

Скульптор, сотворивший статую, о которой пойдет речь в статье, жил в конце V века до нашей эры (предположительно 480-420-е годы Точное место рождения Поликлета остается неизвестным. Согласно древнегреческим авторам, это мог быть Аргос или Сикион, города, являвшиеся центрами художественной культуры того времени. Свое мастерство Поликлет нарабатывал под началом скульптора Агелара. Вместе с ним учился и другой известный древнегреческий художник, Мирон.

Творчество Поликлета отличается неустанным поиском идеала. Создавая скульптуры, он стремился достичь совершенства в передачи позы, выражения лица. Его герои далеки от суеты, они спокойны и мудры. Гармония была свойственна не только фигуре, но и внутреннему содержанию образа.

Любимые герои

До и после создания «Дорифора» Поликлета интересовал образ атлетов. И это не удивительно: кто, как не статные олимпийские победители, мог продемонстрировать всю красоту развитого мужского тела. Однако чаще всего Поликлет изображал атлетов не в процессе состязания, а уже после победы. В этот момент из тела уходило лишнее напряжение, но еще не было признаков усталости. Тело становилось расслабленным и собранным одновременно — чувствовалась та самая гармония, которую любил и умел передавать древнегреческий скульптор.

Скульптуры

Подлинников статуй автора не сохранилось. Многие работы остались лишь в виде описаний современников, некоторые дошли до нас благодаря римским копиям. Так, любовь скульпторов священной империи к повторению древнегреческих работ позволила искусствоведам нашего времени увидеть одно из самых ранних произведений Поликлета. Мастер запечатлел победителя Олимпийских игр в момент, когда тот увенчивал свою голову. А вот о статуях Пифокла и Аристона, а также Геракла и Гермеса мы знаем только благодаря письменным источникам.

Несколько позже создания этих работ Поликлет, — «Дорифор» также в то время уже был готов, — переехал в Афины. Здесь он создает «Раненую амазонку». Эта скульптура дошла до нас в виде римской копии. По стилю она практически не отличается от «Дорифора» Поликлета. Постановка корпуса, прорисовка сильного мускулистого тела, чувствующаяся внутренняя сила — все это роднит две статуи.

В конце жизненного пути

В Афинах Поликлет занимался и портретной скульптурой. В то время такой вид искусства был мало распространен. Поликлет, судя по дошедшим до нас сообщениям и отзывам, великолепно знал свое дело. В источниках сохранилась информация, согласно которой мастер трудился над портретом Артемана, инженера самого Перикла.

Статуи последних лет отражали новые поиски автора. Одна из таких работ — «Диадумен» (около 430 г. до н.э.). Статуя изображает олимпийского победителя, красивым жестом повязывающего ленту себе на голову. В его фигуре и уже гораздо меньше спокойствия, чем в предшествующих работах мастера.

«Дорифор» Поликлета: описание

Однако самой известной остается именно «Дорифор». Скульптура изображает копьеносца, только что победившего на соревновании. Подлинник, не дошедший до нас, датируется 460-450 гг. до н. э. Судить о работе сегодня мы можем благодаря нескольким сохранившимся копиям.

Неуловимое движение и постановка корпуса — вот чем выделяется статуя, которую создал Поликлет. Дорифор-копьеносец стоит, опершись на одну ногу, вторая лишь поддерживает фигуру — он будто вот-вот сделает шаг. Правая рука юноши опущена, в левой он держит копье. Легко заметить, что находится в покое, а другая напряжена. Это сочетание выглядит настолько естественным, что копьеносец кажется живым. Статуя выгодно отличалась от статических изображений, характерных для предшествующего периода в искусстве.

Канон

В основе построения тела «Дорифора» Поликлета лежал точный математический расчет и положения пифагореизма. Изображенное мастером мужское тело неоднократно копировалось его последователями и получило название «канон Поликлета». Также именовался и трактат скульптора, где были изложены основы учения Пифагора и математический расчет пропорций. Труд скульптора до нас не дошел, сегодня судить о нем ученые могут лишь по записям современников автора.

Основа композиции — перекрестная неравномерность движения тела. Справа опущенная рука и опорная нога статичны, но напряжены. Слева соответствующие части тела расслаблены, но при этом находятся в движении. С помощью такого противопоставления Поликлету удалось передать внутреннее спокойствие героя и одновременную готовность к любым испытаниям.

Золотое сечение

Когда создавалась статуя «Дорифор», Поликлет применил и еще один принцип пифагореизма. Все построены согласно правилу Коротко его можно сформулировать следующим образом: длина всего объекта или тела так относится к большей части, как последняя к меньшей. Высота статуи относится к расстоянию от постамента до пупка копьеносца, как последнее к расстоянию от пупка до макушки головы.

Все пропорции скульптуры подчинены определенным расчетам. Именно идеальные соотношения частей тела, позволяющего создать статного воина, а не удлиненную или коренастую фигуру, и пытались повторить многочисленные ученики мастера, копируя «Дорифора». Вот некоторые из этих пропорций:

    расстояние от темени до подбородка в 7 раз меньше высоты копьеносца;

    от глаз до подбородка — в 16;

    высота лица — в 10.

И пропорциональные соотношения Поликлет соблюдал во всех работах. Отказывался от них мастер только в случае, если они начинали противоречить естественным параметрам человеческого тела в конкретной скульптуре.

Контрапост

Поликлет одним из первых начал использовать прием контрапоста, позже ставший классическим. Выражается он как раз в перекрестном напряжении в руках и ногах. Прием позволяет сделать позу более естественной, передать заложенное в ней движение. Статуи, созданные с применением контрапоста, выгодно отличаются от статичных скульптур древности. Они изображают живых людей, но не застывшие копии божеств.

Работая над скульптурами, Поликлет наблюдал за людьми. Он подметил, что всегда движение одно части тела вызывает изменение положения и другой. Он не являлся первым, кто увидел эту особенность, но лучше других смог ее передать. Как и некоторые его предшественники, он понял, что для передачи движения необходимо выдвигать вперед левую ногу и правую руку или же правую ногу и левую руку. Это и есть перекрестное положение частей тела, которое вылилось в принцип контрапоста.

К сожалению, до нас не дошел подлинник статуи, которую создал Поликлет. «Дорифор», фото хорошо это показывают, и в сохранившихся копиях воплощает канон изображения статного мужского тела. Однако есть основания полагать, что подлинник, потерянный в веках, выглядел еще более гармонично. И тем не менее «Дорифор» по сей день остается образцом для подражания в искусстве. Пропорции тела и принцип золотого сечения, использованные для его создания, и сегодня считаются идеальными. В наши дни скульптуру «Дорифора» можно считать своего рода учебным материалом, причем не только для скульпторов, но и для художников и других мастеров.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера - стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор».

Перед нами греческий образец совершенного че­ловека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружён в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хи­азм - основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развёрнуты, но левое (с копьём в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нару­шается. Такое изображение позволяет передать конт­раст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно оп­ределить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот не­которые результаты его математических вычисле­ний, которые будут использованы художниками бу­дущих поколений. Голова человека должна состав­лять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изло­жил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным и непревзойденным памятником искусства.

Статую лучше всего рассматривать спереди. Здесь движение предельно сконцентрировано во всех его составляющих. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом. О своеобразии этой скульптуры так сказал один из римских ораторов: «Где ещё можно найти такое же искажённое и сложное движение, как у Дискобола? А между тем, если бы кто-нибудь стал упрекать произведение Мирона за отклонение от правильной нормы, разве не извратил бы он этим самым искусство, в котором ценно именно новое и трудное изображение!»



Рассказать друзьям