Помпиду Жорж: краткая биография, фото, цитаты. Помпиду Жорж: биография, деятельность и интересные факты Создание Центра Жоржа Помпиду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду

Центр Жоржа Помпиду входит в тройку самых популярных музеев Парижа, наряду с Лувром и Музеем Орсе. Это крупнейшая в Европе коллекция произведений современного искусства XX-XXI веков.

Полное название - Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду; он получил его в честь президента Франции, который в 1969 году принял решение превратить квартал Бобур в IV округе Парижа в место, где будет находиться мультифункциональный центр современного искусства.

Архитектурный проект для Центра Помпиду впервые в истории Франции выбирался на международном конкурсе, куда были выдвинуты работы 681 участника из 49 стран. В итоге победителями стали итальянские архитекторы Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини, а также англичанин Ричард Роджерс. Центр торжественно открылся во французской столице в 1977 году.

Отличительная особенность здания Центра Помпиду, построенного из стальных каркасов и стекла, - его система коммуникаций, которые не спрятаны внутрь, а вынесены наружу и покрашены в разные цвета: синий – система кондиционирования воздуха, желтый – электричество, зеленый – элементы водоснабжения здания, красный – инфраструктура для людей (лифты и лестницы).

Центр Жоржа Помпиду – это мультифункциональный центр : помимо музея, здесь расположены две больших библиотеки с огромным собранием материалов по современному искусству, выставочные, кино- и конференц-залы. В этой связи можно приобрести не только билет, но и абонемент в Центр Помпиду. Кроме туристов, его постоянными посетителями являются парижские студенты, искусствоведы, критики, журналисты и т.д

Коллекция Центра Помпиду состоит из постоянной и временной экспозиций . В постоянной представлены произведения начиная с 1905 по 1960-е годы, она включает работы представителей таких направлений, как кубизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, экспрессионизм, функционализм и другие. Работы Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Матисса, Василия Кандинского, Жоржа Брака, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Жоана Миро и многих других мастеров XX столетия.

С 1960-х годов по настоящее время – это поп-арт и следовавшие за ним направления современного искусства. Работы таких "мастодонтов" как Энди Уорхола, Ива Кляйн и других известных представителей поп-арта.

Для временных экспозиций арт-кураторы Центра Помпиду постоянно подбирают наиболее актуальные, интересные и созвучные времени выставки.

Важно: На крыше Центра Помпиду находится смотровая площадка, откуда можно увидеть отличную панораму Парижа (см.фото ниже). Для этого не обязательно покупать входной билет в Музей за полную стоимость. Подняться на смотровую площадку на 6 этаже можно за 5 евро.

Стоимость билета в Центр Помпиду:

В 2019 году полная стоимость 14 евро, льготная - 11 евро. В Центре Помпиду много льготных категорий посетителей, поэтому стоит уточнить в кассе, не относитесь ли вы к одной из них (например, студенты при наличии международного удостоверения). Первое воскресенье каждого месяца вход в Музей и на смотровую площадку Центра Помпиду бесплатный.

Купить билет в Центр Помпиду по официальной цене без наценки заранее (и избежать большой очереди) можно здесь (интерфейс сайта-партнера на русском языке, подтверждение приходит на вашу электронную почту)

Как добраться:

Ближе всего к Площади Помпиду, на которой расположен Центр, находится станция метро линии 11 Rambuteau, также можно добраться пешком от станций Hôtel de Ville (линии 1 и 11), Châtelet–Les Halles (линии 1, 4, 7, 11 и 14)

На поезде RER: остановка Châtelet – Les Halles (линии A, B и D)

Автобусы: 29, 38, 47 и 75

Время работы Центра Помпиду: С 11.00 до 22.00 ежедневно, выходной день - вторник. Закрыт 1 Мая. Кассы закрываются в 20.00.

Центр Помпиду Париж фото

Рядом с Центром Помпиду находится Площадь Стравинского с одноименным механическим фонтаном, все забавные составные части которого, вроде слона, змеи, шляпы, пышногрудой женщины, сердца или скелета, движутся и извергают воду.

Фойе Центра Помпиду

Осмотр начинается с верхних этажей Центра, куда надо подняться на лифте, по дороге любуясь панорамой города.

Этот вид Парижа через стекло в дождливую погоду и сам тянет на произведение искусства.

Вид с верхнего этажа центра на Площадь Стравинского.

Контакты

Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 78 12 33

Режим работы: 11:00 — 22:00, Вт — выходной

Цена билета: 12€, 9€ — от 18 до 25 лет, до 18 — бесплатно

Официальный сайт: www.centrepompidou.fr

Как добраться

Метро: Rambuteau (11 линия), Hotel deVille (1 и 11 линии)

Париж известен не только как город романтиков и столица мировой моды, но и как культурный центр, привлекающий с каждым годом все больше и больше искушенных интеллектуалов, творческих личностей и просто утонченных ценителей искусства.

Многочисленные музеи Парижа не оставят равнодушными даже самых привередливых эстетов, и почетное место в списке обязательных посещений для современного, культурного и образованного человека в Париже занимает Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

К слову, Музей современного искусства Помпиду в Париже занимает третье место по посещаемости среди достопримечательностей, уступая только и .

Центр Жоржа Помпиду в Париже — история основания

Основатель, премьер-министр, а затем и президент Франции, был известен как тонкий ценитель искусства. Он мечтал создать в Париже мощный культурный центр, который не только бы функционировал как музей, но и объединял различные направления искусств :

  • изобразительные,
  • аудиальные,
  • визуальные,
  • кинематограф,
  • театр,
  • литературу
  • и другие.

Так в конце 20 века в Париже появился Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. С самого нач

Ала он удивил и даже возмутил парижан своим необычным видом и концепцией, люди собирались на демонстрации и устраивали пикеты перед музеем, им казалось, что огромное, причудливой формы здание, с общей площадью более 100 тыс. кв. м., абсолютно не вписывающееся в привычные парижские панорамы, портит столицу Франции своей нелепостью, но со временем центр Помпиду стал одним из самых известных и интересных мест в Париже.

Описание и общая информация

Расположен центр в квартале Бобур 4 округа Парижа, благодаря чему получил одноименное название среди местных. Вам нужно оказаться между кварталами Ле-Аль и Маре. Проще всего будет доехать до Центра Помпиду на метро – по 11 линии до станции Rambuteau или по 1 и 11 до станции Hotel deVille . Одна поездка на метро в Париже стоит около 2 евро. Также можно доехать на автобусе , билет стоит около 3 евро.

Не заметить центр Помпиду просто невозможно – это огромное здание высотой 42 метра , оно не очень вписывается в архитектурный ансамбль и больше напоминает какой-то завод или лесную насосную станцию. Также найти музей вы можете с помощью толп туристов, за год центр принимает более 6 миллионов посетителей. Билет обойдется около 10 евро , за некоторые мероприятия, выставки или мастер-классы при желании поучаствовать придется доплатить, но обычно это символическая сумма, не больше 2-3 евро.

Атмосферу творчества и интересных форм самовыражения можно почувствовать сразу перед входом – на огромной площади круглосуточно что-то происходит. Там можно увидеть клоунов, мимов, актерские постановки, уличных художников и музыкантов, бардов, фокусников, факиров и многих других необычных представителей различных форм искусства.

Что можно увидеть на территории Центра Помпиду

В Центре Жоржа Помпаду можно найти занятия на любой вкус.

Театры и кинотеатры
В подвале вы можете найти интересный театр , который используется не только для представлений, но и для проведения разных мероприятий, вплоть до конференций.

На первом этаже находится кинотеатр, где проводятся различные кинофестивали, а на втором – еще два, которые обычно показывают тематические подборки фильмов, по режиссерам, периодам или направлениям кинематографа.

Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду
Второй, третий и четвертый этажи занимает всемирно известная Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду. Кроме великолепной коллекции книг, библиотека предлагает своим посетителям разные периодические издания, музыку и документальные фильмы. Библиотека не берет денег , предоставляет нужное оборудование и максимально удобные условия для чтения.

Вы можете там найти литературу на разных языках, в том числе и на русском, но с собой ничего брать нельзя – все доступно исключительно на территории центра. Эта библиотека – любимое место парижских студентов и туристов, потому сюда стоит приходить попозже, около 19.00.

Национальным музеем современного искусства
Третий и четвертый этажи заняты Национальным музеем современного искусства, одним из самых известных и посещаемых музеев во всем мире. Экспозиция музея объединяет почти все известные виды современного искусства : начиная от живописи, скульптуры, фотографии и архитектуры – и заканчивая дизайном, видеоматериалами, инсталляциями, перфоменсами и даже комиксами.

Но, бесспорно, самое главное достояние и предмет гордости Национального музея современных искусств — великолепная коллекция картин . Там будет на что посмотреть не только любителям современного искусства, новых и ярких форм самовыражения, а и более скептичным поклонникам традиционного искусства. Вы можете оценить работы настоящих мастеров — Шагала,

Пикассо, Кандинского, Миро, Маттиса, Модильяни, Дюшана и многих других. В общем тут находится более 60 тысяч работ, авторство которых принадлежит более, чем 5 тысячам людей!

Институт
На территории Центра находятся абсолютно непредсказуемые места, например, тут расположен институт, где изучают акустику и музыку.

Кафе и рестораны
Чтобы сделать ваше пребывание максимально комфортным, тут можно найти много кафешек и хороших ресторанов, где можно отдохнуть, насладиться атмосферой и обсудить увиденное. Но имейте в виду, что в большинстве этих заведений нужно бронировать столики, и не факт, что будет что-нибудь свободное на интересующие вас дату и время, потому лучше это сделать задолго до вашего визита.

В обратном случае вы всегда можете быстро перекусить в снек-баре или кафе в мезонине , оба заведения на втором этаже. Также будьте готовы к неприятному сюрпризу – цены намного выше обычного уровня в столичных заведениях, но неповторимая атмосфера и экономия времени оправдывают этот факт.

Смотровая площадка
Обязательно не забудьте подняться на смотровую площадку на шестом этаже . За символическую сумму около 3 евро, или вообще бесплатно, при наличии билета в музей, вы можете насладиться изумительным панорамным Парижем.

Для детей
Центр Жоржа Помпиду – оптимальный вариант досуга туристов с детьми. Для них тут постоянно проводятся :

  • разные мероприятия,
  • выставки
  • и мастер-классы.

Чтобы не потеряться во всем великолепии выбора и успеть посетить те места, которые хотите, лучше заранее ознакомиться с картой Центра Помпиду и четко следовать выбранному маршруту, ведь в этом необычном месте хочется увидеть, услышать и посмотреть абсолютно все, а на это уйдет очень много времени.

Центр имени Жоржа Помпиду на карте Парижа:

)
Метро: Rambuteau или Hotel de Ville RER: Chatelet - Les Halles
Время работы: с 11:00 до 21:00, закрыт по вторникам
Вход: 12€, 9€ от 18 до 25 лет, до 18 лет бесплатно.
Билет только на смотровую площаку - 3€.
Сайт: www.centrepompidou.fr

Ц ентр Помпиду, расположившийся в квартале Бобур четвертого округа Парижа между знаменитыми старинными кварталами Ле–Аль и Маре, бесспорно считается жемчужиной французского современного искусства. Построенный в 1977 году «Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду» (именно так официально называется центр Жоржа Помпиду), который удивленные парижане моментально окрестили Помпизавром и Бобуром за слишком оригинальные формы и конструкции, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

И стория создания этого похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический завод комплекса не менее интересна чем и сам его внешний вид.

П резидент Франции Жорж Помпиду уже в самом начале своего правления решил взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный символ модернизации. Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.

Н а конкурс было представлен 681 проект из 49 стран, из которых жюри больше всего впечатлил новаторский проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Авторы предлагали вынести все технические конструкции за периметр здания и за счет этого освободить максимум полезной площади. Проект был одобрен единодушно, а уже 31 декабря 1977 года в полночь был торжественно открыт новый музей.

К огда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному взору парижан открылся монстр, у которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи. Водопроводные трубы были покрашены зеленым цветом, вентиляция - синим, электропроводка – желтым, а лифты и эскалаторы– красным.

Ж ители Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы Помпизавр портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания. Но уже через несколько месяцев работы музея, он стал излюбленным местом для туристов.

П арижане поняли, что центр Жоржа Помпиду не изуродовал их город, а наоборот, добавил ему современную изюминку, к которой как за глотком свежего воздуха тянутся миллионы туристов.

Н о центр привлекает туристов не только своим экстравагантным внешним видом.
Сегодня Центр Помпиду – это 5 этажей, два из которых почти целиком отданы под богатейшую публичную библиотеку с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Одних только словарей здесь более 60 тысяч томов! Есть литература и на русском языке, правда все это доступно лишь в пределах Центра – на дом взять вы ничего не сможете. Есть здесь и мониторы для просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей – приходите и наслаждайтесь.

Н а первом этаже Центра располагается кинотеатр – место проведения кинофестивалей. На пятом этаже – Grande Galerie – в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства.

К оллекция Центра насчитывает почти 60 тысяч творений более чем пяти тысяч авторов. Здесь представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции. А не так давно здесь появился первый комикс – оригинал одной из страниц истории о Тантане, написанный художником Эрже в 1956 г.

Д аже если вы более чем скептически относитесь к нестандартным видам искусства, не отказывайте себе в удовольствии посещения Центра Помпиду – помимо наших современников, здесь выставлены работы великих мастеров прошлого века. Среди них – Пикассо, Матисс, Дюшан, Кандинский, Шагал…

Д етям тоже найдется занятие: для них работают художественные мастерские, где ваш ребенок может с увлечением испачкаться красками или скульптурной глиной.

А поднявшись на эскалаторе на самый верх, вы увидите весь Париж – от собора Парижской Богоматери до холма Монмартр!

О тдельно стоит упомянуть и непередаваемую атмосферу, окружающую Центр Помпиду. Сразу же после открытия Центр стал привлекать самую прогрессивную молодежь и интеллигенцию, а на площади перед центром стали часто собираются художники, бродячие циркачи, музыканты и артисты. Возле экстравагантного фонтана Стравинского около Центра регулярно проходят театральные интернациональные фестивали.

Преемник великого Шарля де Голля, Помпиду Жорж на посту президента Пятой Французской Республики имел свой стиль и методы государственного правления. Несмотря на немногочисленность литературы, освещающей его деятельность, историки считают Помпиду «полководцем промышленности» и лицом «тридцати славных лет» оживления экономики Франции после окончания Второй мировой войны. Политика его, как президента, имела направленность на возрождение Парижа как сердца современного искусства. В этом ключе посмертным памятником и сегодня является Центр Жоржа Помпиду - удивительная достопримечательность Парижа.

Краткая биографическая справка

Ничто не предвещало яркой политической карьеры одного из двух детей школьных учителей в деревне Монбудиф, французского департамента Канталь. Про детские годы Жоржа Жана Раймона Помпиду, родившегося 5 июля 1911 года, известно не так много. Он окончил школу и стал бакалавром в Альби, затем прошел обучение на подготовительных курсах в лицее Людовика Великого, успешно окончил философский факультет высшей нормальной школы в Париже. Из этого периода жизни примечательно лишь то, что на философа Помпиду Жорж учился вместе с Сенгор Леопольдом, в будущем тоже ставшим президентом, только Сенегала.

Пойдя по стопам родителей, он стал преподавателем в Лицее Генриха VI в Париже, продолжив обучение в высшей школе политических наук.

Философ и политика

В политическом движении Помпиду Жорж оказывается по рекомендации еще одного своего сокурсника по Нормальной школе экономиста Гастона Палевски. Он работает служащим во Временном правительстве в 1945 году в качестве сначала референта по образованию, затем в комитете по туризму. В это время происходит его знакомство с генералом Шарлем де Голлем, переросшее в двадцатипятилетнюю дружбу с нехорошим концом.

Французские голлисты переживают период, названный историками-экономистами «переходом через пустыню». Де Голь пытается стать во главе правительства, создает партию «Объединение французского народа». Помпиду Жорж возглавляет его личную канцелярию.

К 1953 году де Голь временно отходит от политики, и Жорж совершает необычное перемещение для философа - пять лет он возглавляет Банк Ротшильдов в должности генерального директора.

Однако тесные дружеские отношения двух французов только укрепились благодаря работе Жоржа в управлении благотворительным фондом дочери Шарля, ведь девочка больна синдромом Дауна, и подготовке мемуаров генерала.

В 1958 году, когда де Голь возвращается к власти, верный друг и соратник Помпиду Жорж становится управделами кабинета министров.

Премьер Помпиду

В 1962 году начинается самое долгое премьерство в истории республиканской Франции, продлившееся шесть лет. Премьер-министром Помпиду Жорж становится вопреки отсутствию депутатского мандата, через референдум.

Недоверие французов к правительству и премьеру нарастало в период массовых забастовок 1963-1964 годов. Однако, умело координируя избирательную кампанию генерала, Жорж добыл победу правящей партии в Национальном Собрании.

Премьер ведет активную линию во внешнеполитическом направлении на снижение влияния НАТО в Европе, способствует выходу Франции в 1964 году из членов Североатлантического альянса.

Клин в дружбе

В мае 1968 года неожиданно выросла популярность премьера. Это связано с мирным урегулированием Жоржем жестоких забастовок и бунтов профсоюзов. Преподавательский талант Помпиду позволил уговорить лидеров профсоюзного и студенческого движения пойти на компромисс и подписать Гренальские соглашения. Хотя такой поступок премьера позволил Франции избежать кровопролития и жертв, де Голь посчитал его чересчур самостоятельным, что и дало трещину в их дружеских отношениях и привело к отставке премьера.

«Дофамин де Голля» в интервью недвусмысленно намекает, что после отставки не видит политических перспектив для себя, но ясно видит государственные. Такой намек на возможность баллотироваться в президенты не смягчает недовольство генерала.

Президент Жорж Помпиду

Париж и вся Франция запомнила слова Жоржа о том, что со смертью генерала де Голля страна стала вдовой. Конкурентом Шарля в президентских выборах был правый центрист и потомок королевских кровей Меровингов Ален Поэр. 19 июня 1969 года Франция отдала президентство сыну учителей и потомку крестьян, поверив в его политику максимальной открытости и возможности диалога.

Жорж был простым в общении президентом, ироничным и снисходительным. Он и во встречах с лидерами государств официозу предпочитал общение «без галстуков». Он принимал гостей в первой официальной резиденции - особняке Мариньи - или в замке Рамбуйе и лично выбирал блюда для стола.

Хотя он и стал продолжателем голлистской политики де Голля, он признавал большую демократичность и был более прагматичен.

Внешняя и внутренняя линии президента

Во внешней политике президентство Помпиду запомнилось укреплением связей с СССР и Китаем, проведением линии независимости от политики США и НАТО, выходом Франции в 1974 году из петли «валютной змеи», как называли финансовую систему Европы.

Во внутренней политике он не оставил своих убеждений о разрушительности ядерного запаса, сосредоточив внимание на обеспечении безопасности ядерных объектов. Одними из первых была создана в 1973 году служба контроля за атомной энергией во Франции. Любитель автомобилей, которому принадлежит фраза «Город обязан принять автомобиль!», при нем улучшились автодороги и строились автострады. Он стремился развивать сельское хозяйство и всячески поддерживал аграриев.

В области культуры вершиной вклада президента стал центр Жоржа Помпиду в Париже, но об этом чуть позже. Его целью было возрождение столицы Франции как сосредоточия современного искусства. Стиль модерн, футуристические постройки в период его правления получили название «помпидуанский стиль». Как пример - «пеналы Помпиду», две башни в Париже. Впервые две гостиные в главной резиденции - Елисейском дворце - были отделаны в стиле модерн.

Личная жизнь

Ставшая в 1953 году супругой Клод Каур была верным и надежным тылом Жоржа на протяжении всей жизни. Супружеские отношения не подпортил сексуальный скандал «Дело Марковича», когда Клод обвинили в участии в непристойных оргиях. Супруг стоял на стороне жены, защищая ее даже перед де Голлем. Биологических детей у пары не было, но приемного сына, Алена, усыновленного в 1942 году, они воспитали достойным гражданином Франции. Сегодня он глава Европейского патентного комитета.

Смерть на посту

Скончался президент на своем посту от болезни Вальдстрема в 1974 году. Острую форму лейкемии скрывали от французов и мировой общественности. Скоропостижная кончина повергла всех в шок и искренний траур. На похоронах присутствовали практически все первые особы, в том числе и Р. Никсон, несмотря на напряженность в отношениях США и Франции.

Музей современного искусства Жоржа Помпиду

Сегодня французы уже и не вспомнят, как выглядела площадь Бобур до объявления Жоржем Помпиду конкурса на ее застройку. В нем приняли участие почти 50 стран и 681 проект. Победителем стал проект итальянца Р. Пьяно и англичанина Р. Роджерса. Центр Жоржа Помпиду как бы вывернут наизнанку и демонстрирует все величество гения инженерной мысли. В 1977 году, когда покрывало было сдернуто с открывшегося здания, у многих оно вызвало ужас своим агрессивным модерном на фоне консервативного Парижа. Однако именно этот стиль формирует его как центр искусств. Жоржу Помпиду, к сожалению, не довелось увидеть этот архитектурный шедевр.

Кроме архитектурной уникальности, музей Жоржа Помпиду - это пять этажей с многотомными библиотеками и видеотеками, кинозалами и лингафонными студиями, художественными мастер-классами и интернациональными фестивалями.

Коллекция Музея современного искусства собрала 60 тысяч экспонатов всех существующих стандартных или нестандартных жанров, вплоть до комиксов. Классики: Шагал, Пикассо, Дюшан, Матисс, Кандинский и многие другие, не останутся без внимания.

Жорж Помпиду, ценитель прекрасного, оставил в память о себе не холодный гранит, а истинное сосредоточение культуры и развития, что вполне символично.

Французы любили второго президента Пятой Республики. Даже через семь лет, когда к власти пришли левые силы, им было не под силу изменить то направление развития страны в сторону очеловечивания права, культурологизации и сохранении политического лица страны, которое оставил он в наследство.



Рассказать друзьям