Понятие производственной деятельности предприятия, ее элементы и цели. Взаимодействия внутри предприятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждое производство открывается для выполнения конкретных задач, обычно – это получение дохода, предоставление новых рабочих мест, совершенствование какой-либо отрасли деятельности. В ходе рабочего процесса происходят различные события, мероприятия, действия, которые имеют непосредственное отношение к производству. Сумма этих событий именуется хозяйственной деятельностью предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия – это деятельность по созданию товаров, предоставлению услуг, выполнению всевозможных работ, которая направлена на получение дохода с целью удовлетворения потребностей руководства и рабочего персонала предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия состоит из нескольких этапов:

  • научно обоснованные исследования и наработки конструкторов;
  • изготовление продукции;
  • дополнительное производство;
  • техническое обслуживание предприятия;
  • маркетинг, сбыт продукции и последующее ее обслуживание.

Экономические процессы, из которых состоит хозяйственная деятельность предприятия:

  1. Применение средств производства – главные средства предприятия, техническое оборудование, амортизация, то есть те элементы, которые участвуют в процессе получения дохода.
  2. Использование предметов трудовой деятельности предприятия – это сырье, материалы, расходование которых должно быть минимальным и нормированным, тогда это сможет плодотворно сказаться на финансовых результатах деятельности предприятия.
  3. Эксплуатация ресурсов труда – наличие высококвалифицированных специалистов, приемлемое соотношение эксплуатации рабочего времени персонала и заработной платы.
  4. Изготовление и реализация товаров – показатели уровня качества продукции, временные сроки ее сбыта, объемы поставок продукции на рынок, .
  5. Показатели себестоимости товаров – при ее вычислении необходимо учесть все траты, понесенные при изготовлении и сбыте продукции.
  6. Показатели прибыли и рентабельности – показатели результатов трудовой деятельности предприятия.
  7. Финансовое положение предприятия.
  8. Иные хозяйственные действия.

Все перечисленные процессы относятся к понятию хозяйственной экономической деятельности предприятия и постоянно взаимодействуют друг с другом, в связи с чем нуждаются в систематическом анализе.

Вся хозяйственная деятельность предприятия подразделяется на две группы: процессы, связанные с производством продукции (производственные), и иные процессы (непроизводственные).

Производственные процессы направлены на изготовление товаров. В результате происходит изменение материального вида сырья и увеличивается цена первоначального сырья при помощи изменения его вида, сочетания или преобразования. Эта стоимость именуется «ценностью формы». Разнообразные производственные процессы могут называться добывающими, аналитическими, процессами выпуска и сборки продукции.

Непроизводственные процессы – предоставление различных услуг. Эти процессы могут осуществлять действия, которые отличаются от преобразования материальной формы сырья. Важными процессами можно назвать складирование продукции, разного рода торговлю и множество других услуг.

Материал по теме из электронного журнала

Для чего нужен анализ хозяйственной деятельности предприятия

Анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД) – это естественно-научный метод изучения экономических процессов и явлений, который основывается на разделении их на части и исследовании их взаимодействия друг с другом. Это основная функция руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ помогает утвердить решения и осуществить действия, способствует их обоснованию и является фундаментом научного руководства предприятием, обеспечивая его эффективность.

Какие функции преследует анализ хозяйственной деятельности предприятия:

  • исследование направлений и закономерностей экономических процессов и явлений, учитывая законы экономики в конкретных ситуациях, осуществление хозяйственной деятельности на уровне одного предприятия;
  • анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия в соотношении с ресурсными возможностями, оценка эффективности деятельности разных отделов предприятия с учетом плановых показателей;
  • анализ способов увеличения эффективности хозяйственной деятельности предприятия на основе современного опыта международного уровня в сфере научного и технического прогресса;
  • выявление резервов повышения объема выпускаемой продукции, проведение мероприятий по рациональному применению потенциала производства;
  • научный подход ко всем имеющимся на предприятии планам (перспективным, текущим, оперативным и т. д.);
  • отслеживание реализации утвержденных в планах задач по эффективному применению ресурсов с целью реальной оценки и возможности влияния на рабочий процесс предприятия;
  • разработка решений по руководству хозяйственной деятельностью предприятия на основе научных исследований, отбор и анализ хозяйственного резерва увеличения эффективности и прибыльности производства.

Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия делится на несколько направлений.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности:

  • анализ уровня доходности предприятия;
  • анализ окупаемости деятельности предприятия;
  • анализ использования собственных финансовых средств;
  • анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;
  • анализ использования финансовых займов;
  • оценка экономической добавленной стоимости;
  • анализ деловой активности;
  • анализ движения финансов;
  • расчет эффекта финансового рычага.

Управленческий анализ хозяйственной деятельности:

  • выяснение места предприятия на его рынке сбыта;
  • анализ эксплуатации главных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
  • оценка итогов производственной деятельности и сбыта товаров;
  • утверждение решений по увеличению ассортимента и повышению качества товаров;
  • формулировка методики по руководству финансовыми тратами на производстве;
  • утверждение политики образования цен;
  • анализ рентабельности производства.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия – исследование первичной бухгалтерской документации и отчетов за несколько прошедших подотчетных периодов. Такой анализ необходим для полноценного исследования финансового положения предприятия, результаты анализа применяются в усовершенствовании бизнес-процессов. Следует заметить, что комплексный анализ – это важное мероприятие при преобразовании, изменении формы собственности, для привлечения серьезных инвестиций на реализацию новых бизнес-проектов.

По результатам отчетного периода дается оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, она необходима для выбора и изменения главной стратегии развития, для усовершенствования производственных процессов. Такое мероприятие следует проводить тогда, когда вы запланировали воплотить в жизнь серьезные инвестиционные проекты.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: основные этапы

Этап 1. Анализ доходности предприятия.

На данной стадии анализу подвергаются все источники, которые приносят доход и позволяют проследить картину образования прибыли – главного результата деятельности компании.

Этап 2. Анализ окупаемости предприятия.

Данная стадия заключается в исследовании окупаемости при помощи сравнения различных показателей, также осуществляется сбор данных для того, чтобы оценить окупаемость предприятия.

Этап 3. Анализ применения финансовых средств предприятия.

Данная стадия заключается в анализе того, куда расходуются собственные финансовые средства компании, при помощи исследования документации и формирования отчетов на дальнейшее развитие производства.

Этап 4. Анализ финансовых возможностей предприятия.

Данная стадия заключается в нахождении возможностей для применения вложенных финансовых средств, для анализа различных обязательств. Эта стадия предоставляет предприятию возможность определиться со стратегией развития в будущем, составить схему по применению инвестиций.

Этап 5. Анализ ликвидности.

На этой стадии происходит исследование активов компании и их структурирование для того, чтобы выяснить уровень ликвидности хозяйственной деятельности предприятия.

Этап 6. Анализ финансовой стабильности предприятия.

На данной стадии определяется стратегия деятельности предприятия, с помощью которой достигается финансовая стабильность предприятия, а также выявляется степень зависимости компании от заемного капитала и необходимость в привлечении финансовых средств.

Этап 7. Анализ использования заемного капитала.

На данной стадии необходимо выяснить, как используется в деятельности предприятия заемный капитал.

Этап 8. Анализ экономической добавленной стоимости.

По итогам осуществления анализа экономической добавленной стоимости определяется объем трат компании на производство продукции, реальная стоимость товаров, а также степень оправданности этой стоимости, отыскиваются пути ее снижения.

Этап 9. Анализ деловой активности.

На данной стадии отслеживается активность деятельности предприятия при помощи исследования реализованных проектов, увеличения объема сбыта продукции на рынок и выхода на уровень международной торговли.

Также в диагностику хозяйственной деятельности предприятия входит анализ передвижения финансов (различные операции с финансовыми средствами, оформление документации по проведению различных сделок и т. д.) и расчет эффекта финансового рычага (воздействие на уровень финансовых средств при помощи утверждения экономических решений).

Что представляет собою планирование хозяйственной деятельности предприятия

Стабильное финансовое положение компании, модернизацию и продвижение производства можно гарантировать в том случае, если вы занимаетесь планированием хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание основ хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом ситуации на рынке сбыта продукции при предельной эксплуатации ресурсов предприятия.

Основные задачи планирования хозяйственной деятельности:

  1. Исследование спроса на производимую предприятием продукцию.
  2. Повышение уровня продаж.
  3. Поддержание уравновешенного роста производства.
  4. Повышение дохода, окупаемости процесса производства продукции.
  5. Минимизирование объема затрат предприятия при помощи применения стратегии рационального развития и увеличения ресурсов производства.
  6. Усиление конкурентоспособности товаров при помощи улучшения их качества и снижения стоимости.

Существует два ключевых типа планирования: оперативно-производственное планирование и технико-экономическое планирование.

Технико-экономическое планирование направлено на создание системы нормативов совершенствования технического оборудования и финансовых дел предприятия. В процессе такого вида планирования выясняется приемлемый объем выпускаемой предприятием продукции, подбираются нужные ресурсы для производства товаров, вычисляются оптимальные показатели их использования и устанавливаются итоговые финансово-экономические нормативы функционирования предприятия.

Оперативно-производственное планирование направлено на конкретизацию технико-экономических планов компании. При помощи него формируются производственные цели для всех отделов предприятия и корректируются задания по производству продукции.

Основные виды планирования:

  1. Стратегическое планирование – формируется стратегия производства, разрабатываются ее главные задачи на срок от 10 до 15 лет.
  2. Тактическое планирование – осуществляется подтверждение основных целей и ресурсов предприятия, нужных для решения стратегических задач на короткий или среднесрочный периоды.
  3. Оперативное планирование – подбираются способы достижения стратегических целей, которые утверждены руководством предприятия и являются типичными для хозяйственной деятельности предприятия (планы работы на месяц, квартал, год).
  4. Нормативное планирование – обосновываются выбранные методы решения стратегических задач, целей предприятия на любой срок.

Каждое предприятие испытывает трудности при привлечении частных инвестиций, так как собственных финансовых средств часто не хватает, предприятие нуждается в займах, поэтому, чтобы объединить возможности частных инвесторов, предоставляются займы, которые формируются планом хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес-план – программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Функции бизнес-плана:

  1. Формирует способы развития предприятия и пути сбыта товаров.
  2. Осуществляет планирование деятельности предприятия.
  3. Помогает получить доп. займы, что дает шанс выкупить новые разработки.
  4. Разъясняет главные направления, изменения структуры производства.

Программа и объем бизнес-плана зависят от объема производства, сферы деятельности предприятия, от его назначения.

  • Показатели эффективности деятельности – главные датчики компании

Организация хозяйственной деятельности предприятия: 3 этапа

Этап 1. Оценка возможностей

На начальной стадии необходимо дать оценку ресурсам для осуществления процесса производства продукции, для этого понадобится задействовать научные разработки и работы конструкторов. Эта стадия поможет дать оценку потенциалу производства товаров в том объеме и в тех условиях, которые хочет исследовать владелец компании для того, чтобы утвердить окончательное решение о запуске производства продукции. После исследования потенциальных возможностей и осуществления ряда действий происходит запуск производственной линии в границах сформулированного плана. Каждая стадия производства отслеживается при помощи применения различных инструментов.

Этап 2. Запуск вспомогательного производства

Если появляется необходимость, то следующая стадия – это разработка дополнительного (вспомогательного) производства. Это может быть производство другого товара, например из остатков сырья от главного производства. Дополнительное производство является нужным мероприятием, помогающим осваивать новые сегменты рынка, увеличивать шансы эффективного развития финансовой деятельности компании.

Обслуживание предприятия может проводиться как собственными силами, так и при привлечении специалистов и ресурсов со стороны. Сюда относятся техническое обслуживание производственных линий, осуществление ремонтных работ, которые нужны для организации бесперебойной трудовой деятельности.

На этой стадии возможно использование услуг компаний по доставке (для транспортировки продукции на складские помещения), услуг страховых компаний для страхования имущества предприятия, других услуг, при помощи которых происходит оптимизация деятельности производства и оценка потенциальных финансовых затрат. На следующей стадии осуществляются работы по маркетингу, нацеленные на исследование рынка, возможностей для реализации продукции, которые помогут организовать бесперебойный сбыт товара. Применяется маркетинговая схема, которая помогает наладить процесс сбыта и доставки продукции. Этот процесс также нужен при оценивании потенциала производства товаров в том количестве, которое будет продано на рынке с минимальным уровнем финансовых затрат на рекламную кампанию, доставку продукции и при этом сможет привлечь максимальное количество покупателей.

Этап 3. Сбыт продукции

Следующий этап – это сбыт готового товара в рамках разработанного плана. Каждая стадия реализации продукции отслеживается, осуществляется учет проданного товара, составляются прогнозы и проводится исследование для утверждения грамотных решений по руководству дальнейшей деятельностью предприятия. В некоторых ситуациях необходимо сформулировать методику постпродажного обслуживания (если производитель установил на продукцию гарантийный срок).

Хозяйственно-экономическая деятельность предприятия в рамках утвержденного плана развития дает возможность оценивать экономическую ситуацию компании, запасы ресурсов для производства продукции, исследовать воздействие факторов на показатели реализации продукции, на уровень качества товаров. При проведении анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия исследуются показатели доходности, окупаемости, потенциал для увеличения объема производства продукции.

Управление хозяйственной деятельностью предприятия: особенности и механизмы

Основным условием для эффективной работы компании является организация ее хозяйственной деятельности таим образом, чтобы предельно точно были учтены ее предпочитаемые факторы и максимально снижены последствия от негативных факторов.

Решение трудностей результативного руководства организацией требует разработки новейших методов осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При помощи таких методов необходимо сформулировать стратегию развития организации, обосновывать принятия решений по руководству предприятием, контролировать их своевременную реализацию, давать оценку итогам хозяйственной деятельности предприятия.

Принципы руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это совокупность принципов, методик, показателей и предпринятых действий для организации трудовой деятельности предприятия. Главной задачей такого руководства является выполнение поставленных задач, а именно – изготовление товара, который сможет удовлетворить потребности клиентов.

Основной фактор успеха при осуществлении руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это согласованность на всех уровнях и этапах руководства, на которых утверждаются и воплощаются в жизнь принятые решения – от момента приобретения ресурсов, сырья, их подготовки к применению в рабочем процессе предприятия до момента продажи готового товара клиентам.

Опыт руководства хозяйственной деятельностью предприятия многих компаний, как правило, имеет хаотичный характер, что вызвано нерезультативной работой государственных и коммерческих компаний, раздробленностью их действий, малообразованностью руководителей предприятий, плохим уровнем развития их предпринимательской этики.

Главным условием для поднятия уровня эффективности руководства в процессе хозяйственной деятельности предприятия можно назвать применение различных методов руководства, направленных на максимальное использование скрытых возможностей предприятия. Они являются многоуровневой системой ресурсных, финансовых и производственных возможностей, каждая из которых применяется на каком-то этапе хозяйственной деятельности предприятия, гарантируя достижение положительного результата.

Оценка хозяйственной деятельности предприятия: основные моменты

  • Разработка отчета

Итоги хозяйственной деятельности предприятия по результатам отчетного временного промежутка фиксируются в формате развернутого отчета. К составлению отчетной документации допускаются высококвалифицированные сотрудники предприятия; если возникает необходимость, то открывается допуск к секретным данным. Итоги проведения отчета публикуются в том случае, если этого требует законодательство. В некоторых ситуациях информация остается засекреченной и применяется для разработки нового направления развития деятельности предприятия, для улучшения эффективности. Необходимо знать, что оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия состоит из подготовки, исследования и анализирования информации.

  • Разработка прогноза

Если необходимо, то можно составить прогноз на развитие предприятия в будущем. Для этого нужно предоставить свободный доступ ко всей информации, связанной с финансовой деятельностью предприятия, за некоторое количество подотчетных периодов для того, чтобы составленный прогноз был максимально точным. При этом нужно учитывать и то, что информация, зафиксированная в отчетной документации, должна быть правдивой. В этом случае предоставленные данные помогут обнаружить проблемы финансирования, распределения финансовых средств по различным отделам предприятия. Как правило, итоги хозяйственной деятельности предприятия оцениваются по результатам отчетного периода, который составляет один год.

  • Ведение учета

Вся хозяйственная деятельность предприятия в обязательном порядке должна учитываться. Для этого применяются автоматизированные программы учета и обработки первичных бухгалтерских документов. Независимо от того, как осуществляется учет хозяйственной деятельности предприятия, по результатам ее исследования формируется отчет. Учет осуществляется строго по принятым стандартам; если компания также осуществляет свою деятельность и на международных рынках, то ее документация должна соответствовать международным стандартам.

Ведение и формирование отчетной документации осуществляют или собственные специалисты, работающие на вашем предприятии, или специализированные работники другой организации на договорной основе. Результаты отчета применяют для вычисления сумм налоговых отчислений, которые необходимо уплатить за время отчетного периода. В отчетной документации необходимо учитывать специфику деятельности компании.

  • Документооборот в организации: когда всё на своих местах

Как определяются основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые применяются в бизнес-проектах, подразделяются на две группы:

  1. оценочные показатели – доход, товарооборот компании, себестоимость товара и т. д.;
  2. показатели издержек производства – выплаты заработной платы персоналу, амортизация оборудования, энергетические и материальные ресурсы и т. д.

Наиболее важные оценочные показатели хозяйственной деятельности:

  • оборот (объем продаж) предприятия;
  • валовый доход;
  • условно чистая прибыль, продукция;
  • доход после отчислений процентов по кредитным займам;
  • доход после выплаты налоговых сборов;
  • прибыль после оплаты прочих платежей;
  • ликвидность после осуществления финансовых вложений в усовершенствование производства;
  • ликвидность после уплаты дивидендов.

Все эти критерии необходимы для руководства процессами внутри компании для эффективного контроля за выпуском продукции, за финансовой стабильностью предприятия, а также для формулировки новых управленческих решений.

При помощи этих критериев руководитель предприятия получает данные. Эта информация является фундаментом для разработки решений, которые смогут улучшить ситуацию на производстве. Некоторые показатели выполняют важную функцию и в разработке методики мотивирования персонала.

  • Оборот компании

С помощью первого оценочного критерия хозяйственной деятельности предприятия выявляется товарооборот организации.

Он вычисляется как общий объем продаж, то есть стоимость продукции и услуг, которые были предоставлены покупателям. При вычислении товарооборота компании важную роль играет период, за который он определяется (месяц, декада, год и т. д.), так как этот критерий испытывает колоссальное воздействие процессов, связанных с инфляцией.

Удобнее вычислять данный показатель, используя неизменные цены, но при необходимости бухгалтерских подсчетов и дальнейшего планирования товарооборот может определяться по текущим ценам.

Такой оценочный показатель товарооборота является приоритетным для бюджетных компаний и фирм, которые пока не получают прибыль.

В сфере торговли и в отделениях сбыта предприятий объем товарооборота является фундаментом для установления нормы сбыта продукции, а также играет важную роль в мотивации персонала.

При стабильном уровне продаж зарплата персонала, как правило, находится в зависимости от реализованного товара. Продавец получает утвержденный руководством процент от стоимости каждого проданного им товара. Чем больше скорость оборота финансов и количество реализованных сделок за установленный период, тем большую заработную плату получит сотрудник.

Определить товарооборот иногда достаточно сложно, особенно в объединениях предприятий или в отделениях огромных компаний. В последнем примере появляются затруднения с внутрифирменным оборотом – оборот между отделами фирмы на основе трансфертных средств. Если убрать из объема оборота предприятия цену закупаемых ресурсов, сырья, прочие траты, то на выходе получается другой показатель хозяйственной деятельности предприятия – валовой доход (прибыль). Этот критерий можно вычислить и в отделениях больших корпораций.

  • Валовая прибыль

В руководстве предприятием валовая прибыль является самым используемым оценочным критерием. Показатель валовой прибыли распространен в тех сферах бизнеса и промышленности, где объем постоянных издержек находится на низком уровне. Например, в сфере торговли.

В процессе краткосрочного планирования использование показателя валовой прибыли является более рациональным, нежели применение показателя оборота компании. Показатель валовой прибыли используется в тех сферах производства, где велик процент переменных трат, материально-энергетических издержек в себестоимости товара. Но данный показатель невозможно использовать в капиталоемких сферах производства, где величина дохода вычисляется объемом эксплуатации технического оборудования производства, уровнем организации трудового процесса. Помимо этого, показатель валовой прибыли может применяться и в компаниях с меняющейся структурой издержек производства, себестоимостью. Главной загвоздкой при вычислении валовой прибыли является определение складских запасов и объема незавершенной продукции. С учетом инфляции эти факторы значительно искажают величину данного критерия в организациях.

  • Условно чистая прибыль

Если из показателя валовой прибыли вычесть накладные траты и сумму издержек на амортизацию, то получится «условно чистый» доход компании, или доход до отчисления процентов по займам и налоговых выплат. Этот критерий хозяйственной деятельности предприятия используется при ведении практически всех бизнес-проектов. Но в малых проектах этот критерий часто смешивается с предпринимательской прибылью хозяина фирмы.

Показатель чистой прибыли – фундамент для вычисления фонда премий персонала. В международной практике уровень премий главным руководителям предприятий также устанавливается в зависимости от уровня полученной прибыли.

  • Условно чистая продукция

Прибавив к величине условно чистого дохода расходы на выплату зарплаты персоналу, получим показатель условной чистой продукции. Величину данного показателя можно сформулировать как разницу между проданным товаром и размером затрат на его производство (сырье, издержки на ремонт и обслуживание оборудования, услуги подрядчиков и пр.). Рост условной чистой прибыли является критерием эффективности деятельности компании вне зависимости от того, какие масштабы принимает процесс инфляции.

На практике он применяется аналогично показателю валовой прибыли. Но максимально удобной отраслью для его реализации является внедренческий и консультативный бизнес.

Показатель условно чистой прибыли – эффективный инструмент управленческого контроля в сферах и организациях, которые имеют стабильную систему трат производства. Но данный критерий не подходит для оценки итогов работы конгломератов, организаций с производством продукции разного вида. Показатель является основой для вычисления фонда заработной платы, особенно в тех сферах, где количество персонала, трудозатраты и издержки на оплату труда плохо поддаются контролю.

  • Прибыль до налогообложения

Если из показателя условно чистой продукции вычесть выплаты заработной платы и проценты по займам, то получается доход до налогообложения. Этот показатель не может выступать в качестве оценочного на только что открывшихся предприятиях, которые еще не набрали оборотов производства и реализации продукции, а также на предприятиях, где применяются серьезные финансовые вложения с длительным периодом окупаемости. Он же не может использоваться в сфере бытового сервиса.

Сфера использования остальных оценочных показателей ограничена исключительно нуждами бухгалтерской отчетности.

  • Стратегические показатели

Совместно с показателями, которые необходимы для осуществления текущего планирования и руководства предприятием, существуют критерии для стратегического руководства.

Основные стратегические показатели:

  • объем рынка сбыта, который контролируется предприятием;
  • нормативы качества товара;
  • показатели качества обслуживания покупателей;
  • показатели, которые относятся к обучению и повышению квалификации персонала компании.

Все эти показатели связаны с увеличением объема получаемой предприятием прибыли. Например, повышение объема поставок на рынок сбыта приводит к увеличению дохода, который выручит компания. Особенно ясно такая зависимость прослеживается в сфере капиталоемкого производства. Также следует отметить, что увеличение дохода достигается лишь на перспективной основе и не может быть определено с помощью критериев, которые используются для потребностей текущего планирования и руководства только за конкретные временные периоды.

Если долю рынка сбыта вычислить не составит труда, то критерий качества товара – понятие очень непростое для определения. Как правило, для потребностей внутри производства используется показатель отказов в процентном соотношении от партии товара при помощи статистического контроля уровня качества, то есть путем выбора выясняется уровень отказов в конкретной партии на тысячу штук изделий. Данный показатель не столько нацелен на сокращение издержек производственного процесса, сколько направлен на поддержание уровня вашей компании на рынке сбыта. Вне компании или производства показателями качества товара выступают: процент продукции, возвращенной покупателями на обслуживание по гарантии, процент товара, возвращенного покупателями его изготовителю, в объеме реализованной продукции.

  • Управление расходами организации, или Как создать систему минимальных издержек

Мнение эксперта

Показатели эффективности в онлайн-торговле

Александр Сизинцев ,

генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва

В бизнес-проектах, которые осуществляют свою деятельность онлайн, результативность анализируется с помощью других методов по сравнению с офлайн-компаниями. Я расскажу о главных критериях, которые используются при оценке эффективности работы проекта. К слову сказать, интернет-проект Biletix.ru только по прошествии двух лет начал окупать себя.

  1. Уровень объема продаж повышается более быстрыми темпами, чем рынок. Мы анализируем эффективность нашего проекта в контексте ситуации на рынке. Если статистика говорит о том, что перевозка пассажиров повысилась на 25 % за год, то и наш объем продаж должен также повыситься на 25 %. Если ситуация для нас сложилась не так благополучно, то мы должны понять, что уровень нашей эффективности понизился. В этой ситуации нам необходимо срочно принять ряд мер для продвижения сайта и повысить объем трафика. В это же время мы должны совершенствовать качество обслуживания клиентов.
  2. Увеличение объема товара с большим уровнем доходности в объеме общих продаж компании. Процент такой продукции в разных сферах деятельности может иметь разительные отличия. Например, один из самых доходных видов деятельности – это сервис по предоставлению услуг бронирования номеров в гостиницах. А самая низкая маржа – это продажа билетов авиасообщения. Разница между ними может доходить до 12 %. Естественно то, что опору нужно делать на сервис бронирования номеров. За прошедший год наша команда смогла увеличить этот уровень до 20 %, но процент от общего количества продаж все равно остается невысоким. Исходя из этого, мы ставим перед собой цель достигнуть 30%-го уровня от всех продаж компании – это нормативный показатель результативной деятельности организации в иностранных бизнес-проектах, идентичных нашей компании.
  3. Увеличивать объем продаж через самые окупаемые каналы. Основной показатель эффективности нашего бизнес-проекта – повышение объема продаж при помощи определенных каналов продвижения. Сайт нашего проекта – самый прибыльный канал, мы напрямую обращаемся к нашим потенциальным клиентам. Этот показатель составляет примерно 10 %. Процент же с сайтов наших партнеров в разы ниже. Из этого следует, что сайт нашего бизнес-проекта является самым важным показателем эффективности деятельности проекта.
  4. Увеличение количества покупателей, которые с интересом относятся к вашей продукции или услугам, а также совершают покупки. Для исследования уровня эффективности необходимо соотнести долю ваших постоянных заказчиков со всей базой клиентов компании. Мы можем повысить уровень прибыли и путем повторных заказов. То есть заказчик, который будет приобретать у нас продукцию многократно, является самым доходным клиентом проекта. Необходимо предпринять ряд мер, повышающих доходность покупателей, а не распространяться на снижение стоимости товаров. Например, для повышения разовой прибыли многие проекты запускают всевозможные акции и скидки. Если ваш покупатель однажды приобрел товар со скидкой, то в следующий раз покупать его за полную стоимость он не захочет и будет искать другие интернет-магазины, в которых проводятся акции в данный момент. Из этого мы понимаем, что данный метод не сможет увеличивать доход проекта постоянно, а значит, он является неэффективным. Если говорить о цифрах, то процентная доля постоянных покупателей должна составлять примерно 30 % от всего количества клиентов. Наш бизнес-проект такого показателя эффективности деятельности уже достиг.

По каким показателям оцениваются результаты хозяйственной деятельности предприятия

Доход – прибыль от сбыта товаров или от предоставления услуг за вычетом финансовых издержек. Он является денежным эквивалентом чистого товара компании, то есть состоит из суммы затраченных на его производство средств и из выгоды после его реализации. Доход дает характеристику всему объему финансовых средств компании, который поступает в организацию за некоторый временной период и за вычетом налоговых отчислений может быть применен на потребление или же инвестирование. В каких-то случаях доход предприятия облагается налогами. В такой ситуации после процесса отчисления налоговых выплат доход делится на все источники его потребления (фонд инвестиций и фонд страхования). Фонд потребления отвечает за своевременную выплату зарплаты персоналу предприятия и за отчисления по результатам рабочей деятельности, а также за процент в уставном имуществе, за материальную поддержку и т. д.

Прибыль – это процент от общего объема дохода, который остается у предприятия после осуществления финансовых затрат на процесс производства продукции и ее реализацию. В ситуации рыночной экономики прибыль – это главный источник сбережения и приумножения доходной части бюджета государства и местного бюджета; главный источник развития деятельности компании, а также источник, с помощью которого удовлетворяются потребности в финансовых средствах персонала предприятия и его владельца.

На объем прибыли может влиять как объем производимого предприятием товара, так и его разнообразие, уровень качественности продукции, себестоимость продукции и т. д. А доход может влиять на такие показатели, как окупаемость продукции, финансовые возможности компании и т. д. Общий объем прибыли предприятия называют валовой прибылью, и она подразделяется на три части:

  1. Доход от продажи товара – разница между заработком от продажи товара, не учитывая налог на добавленную стоимость, и себестоимость реализованной продукции.
  2. Доход от продажи материальных ценностей предприятия, от реализации имущества предприятия – разница между полученными финансовыми средствами от продажи и затраченными средствами на покупку и реализацию. Доход от реализации главных фондов предприятия – это разница между прибылью от продажи, остаточной ценой и финансовыми тратами на демонтаж и реализацию.
  3. Доход от дополнительной деятельности предприятия – прибыль от реализации ценных бумаг, от инвестирования бизнес-проектов, от сдачи помещений в аренду и т. д.

Рентабельность – относительный показатель результативности трудовой деятельности организации. Вычисляется он следующим образом: отношение прибыли к тратам, отражается в процентном соотношении.

Показатели рентабельности применяются для оценивания результативности деятельности различных предприятий и целых сфер деятельности, которые производят разные объемы продукции и различный ассортимент. Эти показатели характеризуют полученный объем прибыли по отношению к затраченным ресурсам предприятия. Чаще всего применяются показатели рентабельности товара и рентабельность его производства.

Виды рентабельности (окупаемости):

  • окупаемость от реализации продукции;
  • окупаемость инвестированных средств и затраченных ресурсов;
  • финансовая окупаемость;
  • объем чистой окупаемости;
  • окупаемость трудовой деятельности производства;
  • окупаемость личного капитала предприятия;
  • временные рамки рентабельности собственных вложений;
  • окупаемость перманентных вложений;
  • общая окупаемость от продаж;
  • окупаемость активов;
  • окупаемость чистых активов;
  • окупаемость вложений, взятых взаймы;
  • окупаемость оборотных финансовых средств;
  • валовая рентабельность.

Как определяется эффективность хозяйственной деятельности предприятия

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия непосредственно зависит от ее результатов. Абсолютный критерий, который характеризует итог рабочего процесса компании в финансовой (денежной) оценке, получил название «экономический эффект».

Например, организация приобрела для своего производства новое техническое оборудование и благодаря этому повысила уровень дохода предприятия. В такой ситуации увеличение уровня доходов предприятия означает экономический эффект от введения новых технологий. Вместе с тем увеличения прибыли можно достигать разными путями: усовершенствованием технологии рабочего процесса, закупкой современного оборудования, рекламной кампанией и т. д. В такой ситуации эффективность хозяйственной деятельности предприятия будет определяться экономической эффективностью.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия – это изменяющийся показатель, который соизмеряет достигнутый результат с потраченными на него финансовыми средствами или же другими ресурсами.

  • Эффективность = результат (эффект) / затраты.

Формула указывает на то, что лучшая эффективность достигается в том случае, если результат нацелен на максимальный уровень, а затраты – на минимальный.

  • Снижение затрат на предприятии: самые эффективные методы

Мнение эксперта

Как выявить признаки низкой эффективности хозяйственной деятельности

Алексей Бельтюков ,

старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва

Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия состоит из исследования финансового уровня, а также существующих рисков.

1. Устанавливается главный показатель.

В каждой сфере деятельности можно обнаружить какой-то основной финансовый критерий, который сможет отображать результативность бизнес-проекта. Для примера мы рассмотрим организации, которые занимаются предоставлением услуг мобильной связи. У них основной критерий – это средний уровень прибыли организации за месяц с одного пользователя. Он именуется ARPU. Для сервисов, занимающихся ремонтом машин, – это установка показателя за 1 час на одном действующем подъемнике. Для отрасли, занимающейся недвижимостью, – это уровень доходности на один кв. метр. Необходимо остановить свой выбор на таком показателе, который ярко характеризует ваш бизнес-проект. Параллельно с установлением показателя необходимо изучать информацию о своих конкурентах. На своем опыте могу сказать, что добыть эту информацию совсем нетрудно. По итогам проделанной работы вы сможете оценить состояние вашего бизнес-проекта в сравнении с другими компаниями отрасли, в которой вы осуществляете деятельность. Если исследование эффективности хозяйственной деятельности вашего предприятия выявило уровень результативности выше, нежели у конкурирующих с вами организаций, то есть смысл подумать о развитии возможностей вашего предприятия; если уровень ниже, то ваша главная цель – выявить причины низкого уровня эффективности деятельности. Я уверен, что в такой ситуации необходимо провести детальное исследование процесса образования стоимости продукции.

2. Исследования процесса образования стоимости.

Я решал эту проблему так: выявлял все финансовые показатели и контролировал образование цепочки стоимости. Отслеживал финансовые траты в документации: от закупки материалов для создания продукции до ее продажи заказчикам. Мой полученный в этой области опыт указывает на то, что применяя этот метод, можно обнаружить множество путей для повышения уровня эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

В хозяйственной деятельности предприятия можно обнаружить два плохих показателя эффективности. Первый – наличие большой территории складских помещений с полуготовой продукцией; второй – высокий процент бракованного товара. В финансовой документации показателями наличия потерь можно назвать высокий уровень оборотного капитала и большие траты на одно наименование товара. Если ваша организация занимается оказанием услуг, то низкий уровень эффективности можно отследить на рабочем процессе сотрудников – как правило, они слишком много беседуют друг с другом, занимаются ненужными делами, тем самым понижая эффективность обслуживания.

Как регулируется хозяйственная деятельность предприятия на государственном уровне

Правовое регулирование – это деятельность государства, направленная на общественные взаимоотношения и осуществляющая свои действия при помощи юридических инструментов и способов. Ее главная цель – стабилизировать и привести в порядок взаимоотношения в социуме.

Правовое регулирование различных видов деятельности бывает двух типов: директивное (еще его называют прямым) или же экономическое (также его называют косвенным). В правовой документации зафиксированы правила по отношению к разнообразным видам деятельности. Прямое регулирование, которое осуществляется органами государства, можно разделить на несколько линий:

  • формулирование условий, которые будут предъявляться к хозяйственной деятельности предприятия;
  • утверждение ограничений на различные проявления при ведении хозяйственной деятельности предприятия;
  • применение со стороны государства штрафных санкций при несоблюдении установленных нормативов;
  • вписывание поправок в документацию предприятия;
  • образование субъектов хозяйственной деятельности, их перестраивание.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия происходит при использовании норм трудового, административного, уголовного, налогового, корпоративного права. Необходимо знать, что нормы, прописанные в законодательных документах, постоянно подвергаются изменениям с учетом сложившейся обстановки в обществе. Если осуществлять хозяйственную деятельность предприятия, не учитывая установленных нормативов, то может сложиться неприятная для владельца предприятия ситуация – он будет привлечен к административной или уголовной ответственности или же получит штрафные санкции.

На практике очень часто руководители предприятия подписывают договоры, толком не изучив и не проанализировав всю информацию. Такие действия могут отрицательно сказаться на конечном итоге. Клиент вправе использовать такие упущения в своих личных целях – он может расторгнуть договор. В этом случае ваше предприятие понесет громадные финансовые убытки и всевозможные издержки. Для этого и существует определение «правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия». Руководителю организации необходимо держать под личным контролем большое количество вопросов. Много волнений управленческому персоналу предприятия также приносят проверки государственными органами контроля.

Большая часть предпринимателей нашей страны привыкла к безнаказанности, особенно в тех моментах, которые касаются трудовых отношений. Как правило, нарушения обнаруживаются в процессе увольнения персонала. В современном обществе сотрудники научились отстаивать свои права. Руководитель предприятия должен иметь в виду, что сотрудник, который был уволен незаконным способом, может вернуться на свое рабочее место по решению суда. Но для владельца компании такое возвращение выльется в финансовые затраты, в том числе и отчисления зарплаты сотруднику за все время, которое он не работал.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия включает в себя законодательную, нормативную и внутреннюю документацию, которая утверждается организацией самостоятельно.

  • Компенсация при увольнении: как рассчитаться с работником

Информация об экспертах

Александр Сизинцев , генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва. ЗАО «Випсервис». Сфера деятельности: продажа авиационных и железнодорожных билетов, а также оказание туристических и сопутствующих услуг (агентство Biletix.ru – b2c-проект холдинга «Випсервис»). Численность персонала: 1400. Территория: центральный офис – в Москве; более 100 точек продаж – в Москве и Московской области; представительства – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Тюмени. Годовой объем продаж: 8 млн авиабилетов, более 3,5 млн железнодорожных билетов.

Алексей Бельтюков , старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва. Инновационный центр «Сколково» – современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе обеспечиваются особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

3.1 Цель, задачи и источники анализа производственной деятельности предприятий строительства

Капитальные вложения создают условия для непрерывного технического прогресса, роста производительности труда, увеличения объемов и качества продукции (работ, услуг). Капитальное строительство может осуществляться двумя способами - хозяйственным и подрядным.

При хозяйственном способе строительство ведется непосредственно предприятием (организацией). Для этого в организационной структуре застройщика создается строительно-монтажное подразделение, которое г, выполняет конкретные виды СМР. Организация создает собственную производственную базу, приобретает или берет в аренду строительные машины и механизмы, инструмент и инвентарь, обеспечивает стройку строительными материалами, конструкциями и деталями, проектно-сметной документацией, рабочими и инженерно-техническими кадрами. Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству при хозяйственном способе ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Учет затрат на СМР отражается на субсчете 08.3 «Строительство объектов основных средств», на котором в соответствии с Планом счетов, учитываются затраты по возведению зданий, сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами.

Расходы, связанные со строительством, должны быть экономически обоснованы и оформлены первичными документами, такими как: акты на списание строительных материалов, табели учета использования рабочего времени строительных рабочих и расчета заработной платы, рапорты о работе строительных машин, путевые листы на работу автомобилей, акты и счета за использованные энергоресурсы. Все расходы, связанные со строительством объекта, заносятся в Журнал учета выполненных работ (ф. №КС-6а). Он ведется отдельно по каждому объекту, затем на его основе заполняется Общий журнал выполненных работ (ф. №КС-6). На основе: журнала учета выполненных работ ежемесячно составляется акт о приемке выполненных работ по форме №КС-2. Акт подписывается руководителей организации и исполнителем работ - руководителем структурного подразделения (отдела капитального строительства).

Незавершенным строительством являются все объекты, находящиеся в процессе строительства. В бухгалтерском балансе по статье «Незавершенный капитальные вложения» показываются не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы., подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости; затраты на СМР, приобретение зданий, оборудования и т.п. по фактическим затратам для застройщика (инвестора).



По окончании строительства организация определяет инвентарную стоимость объекта в размере фактических затрат по его возведению. >\ Законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты основных средств, приемка которых оформлена в установленном порядке (акты приемки законченного строительством объекта по формам №КС-1 1:. №КС-14). Законченные строительством здания и сооружения принимаются к бухгалтерскому учету в составе основных средств (ф. №ОС-1) поле получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Согласно ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Моментом определения налоговой базы при выполнении СМР является последний день месяца каждого налоговой" периода. В налоговую базу по НДС по СМР включается только сумма фактических затрат на выполнение СМР собственными силами, без учет" "■ стоимости отдельных работ, выполненных подрядными организациями Начисленный НДС можно принять к вычету сразу, в этом же налоговом периоде, при условии, что объект предназначен для использования г налогооблагаемой деятельности, и стоимость которог основногоо подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль.

В том случае, если организацией построен объект, который в дальнейшем будет использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, то суммы налога, исчисленные со стоимости СМР, к вычету не принимаются и подлежат включению в первоначальную стоимость основного средства.

Подрядные, строительные организации - это крупные предприятия строительной индустрии. Они оснащены современной техникой, могуг обеспечить высокое качество строительства, более быстрые сроки строительства при наименьших затратах. Объектом учета при подрядном способе строительства является договор строительного подряда. По договор} строительного подряда подрядчик обязуется в срок, установленный, договором, построить по заданию заказчика определенный объект или выполнить иные строительные работы. Заказчик, в свою очередь, обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В договоре строительного подряда охватываются такие опросы, как поставка материалов, установка технологического оборудования, условия н график сдачи и оплаты различных этапов работ, устранение недостатков. обнаруженных после сдачи объекта и т.д. Обязательным приложением договора строительного подряда является утвержденная проектно-сметная документация, которая служит для определения количества различных ресурсов, необходимых для осуществления строительных работ, и основанием для определения договорной цены на строительные работы Подрядчик может требовать пересмотра сметы только в случае, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.

Цена договора строительного подряда включает компенсацию издержь. подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть твердой или приблизительной.

Твердая цена определена договорной стоимостью объекта строительства. Приблизительная цена состоит из возмещения фактической стой мост:: строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих цепах, и прибыли подрядчика, согласованной договором на строительство.

Принимая работы у подрядчика, заказчик-застройщик подписывает Акт с* приемке выполненных работ (ф. №КС-2) и Справку о стоимости выполненных работ и затрат (ф. №КС-3), на основе которых заказчик отражает стоимость принятого этапа работ в составе незавершенно]"; строительства. После того, как все строительные и отделочные работы завершены, заказчик-застройщик принимает построенный объект. При этом оформляется Акт приемки законченного строительством объекта (ф. №КС-11). Доходы генподрядчика равны выручке, полученной за строительстве-, включая и работы субподрядчика. Вся выручка облагается НДС.

Основными задачами анализа хозяйственной деятельности застройщика являются:

Изучение обеспеченности стройки проектно-сметной разрешительной и
исполнительной документации технологическим оборудованием и
строительными материалами;

Оценка степени выполнения плана ввода в действие основных фондов:; производственных мощностей по количественным показателям, стоимости. срокам ввода и продолжительности строительства;

Контроль за выполнением плана капитальных вложений по объему.
структуре и назначению;

Оценка величины и состава незавершенного строительства
-проверка выполнения плана финансирования капитальных вложений и

эффективности использования финансовых ресурсов.

Для анализа хозяйственной деятельности застройщика привлекаются данные бизнес-плана, данные статистической бухгалтерской отчетности, данные бухгалтерского оперативного учета. Кроме того, используете:" проектно-сметная документация, титульные списки и другие плановые и нормативные документы. Титульные списки содержат перечень всех намечаемых строительству и реконструкции объектов, указываются сроки окончания строительства, проектная мощность, сметная стоимость, объем капитальных вложений на планируемый период, размер основных фондов и производственных мощностей, намечаемых к вводу в действие.

Анализ количества и характеристика качества поступившего на стройку оборудования и его движение осуществляется по данным приемных актов., составляемых комиссией по приемке оборудования, также требованию на отпуск оборудования актов приемки работ по монтажу оборудования. Сдач,) объектов в эксплуатацию оформляется актами приемки, составляемых приемными комиссиями.

2.2 Производственная программа и факторы, влияющие на ее выполнение

Объем строительства подрядной организации определяется ее производственной программой. Эта программа содержит состав объектов, намечаемых строительству и вводу в действие в планируемом периоде, срок, ввода, объема строительно-монтажных работ.

Главный результат производственной деятельности строительной организации - ввод в действие производственных мощностей и законченных объектов строительства. Оценка выполнения плана ввода в действие за гол осуществляется по данным ф. №С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов», ф. А г уС-2 «Сведения о вводе в строительство важнейших объектов».

Необходимо также проверить выполнение плана ввода в действие мощностей и объекта по срокам окончания и сдачи в эксплуатацию. Для этой цели используются акты сдачи и приемки законченных объектов.

Для оценки соблюдения установленных сроков ввода в действие ь продолжительности строительства фактический срок ввода по актам приемки и фактическую продолжительность необходимо сопоставить соответствующими планами задании, в основе которых должны лежат., утвержденные нормы продолжительности строительства.

В ходе дальнейшего анализа детально изучается выполнение плана строительной организации по общему объему подрядных работ. При анализе выполнения производственной программы необходимо обращать внимание на работы, выполненные собственной силой и привлеченными организациями.

Данные для" характеристики выполнения производственной программы содержатся в бизнес-планах и формах №П-1 «Основные сведения с деятельности предприятия», №П-2 «Сведения о инвестициях» и в приложении к этой форме «Сведения об инвестиционной деятельности».

На выполнение строительно-монтажных работ влияет ряд факторов. Час1 с в большей степени зависит от заказчика:

Соблюдение сроков и комплектность поставок оборудования;

Своевременность обеспечения строительства проектно-сметной документацией и т.п.

Другие факторы, непосредственно связанные с деятельностью самой строительной организации:

Выполнение плана технического развития;

Использование материальных ресурсов, средств труда.

В процессе анализа необходимо взаимосвязанное изучение всех перечисленных факторов с точки зрения их влияния на выполнение производственной программы подрядной организацией и эффективное!„. имеющейся у этой организации трудовых ресурсов, материальных ресурсов, строительных машин и механизмов.

В ходе анализа проверяется обеспеченность строительства проектам!, сметами и рабочими чертежами. При этом устанавливается, по каким объектам строительно-сметная документация составлена и утверждена несвоевременно или некачественно и как в связи с этим задерживались срок начала строительства, или было приостановлено строительство и какое влияние оказало это на выполнение плана.

Такая проверка осуществляется по данным пояснительной записки или непосредственно на месте, т.е. на стройке. Важным моментом выполнения строительной организацией планов, снижения себестоимости строительно-монтажных работ, роста прибыли и рентабельности является полное своевременное обеспечение их материальными ресурсами необходимою ассортимента и качества.

2.3 Особенности анализа использования ресурсов предприятии строительства

Анализ обеспеченности строительной организации материальными ресурсами производится путем сопоставления плановой потребности материала с учетом переходящих запасов с данными о фактическом их поступлении.

При этом выясняется, по каким видам материалов не выполнен план поступления и как это повлияло на выполнение плана капитального вложения.

Обеспечение стройки основными видами материальных ресурсов изучается по данным бизнес-планов и оперативной информацией отдела снабжения.

Объем строительно-монтажных работ зависит не только от достаточности фондов по договорам, но и от полноты своевременности и комплектности ик реализации. Проверка выполнения плана по комплектности и срокам поставок имеет очень большое значение, так как при выполнении плана по общему объему поставок предприятия-поставщики нарушают их сроки и конкретность.

В связи с этим при анализе материально-технического снабжение необходимо установить, насколько равномерно и комплектно осуществлялась поставка материалов в течение всего отчетного периода, используя для этого данные оперативного учета отдела снабжения.

Анализ использования строительных материалов производится на основании ежемесячных отчетов прораба, в котором указывается расход материалов на выполнение объема работ по плановым нормам и расходу.

Сопоставление фактического расхода материалов с плановым позволяет установить, по каким материалам и на каких объектах допущен перерасход, Причины перерасхода материалов обычно указываются отчете прораба. Но к их отчетам стоит относиться критически, поскольку как обеспечивались условия хранения материалов, какой принят порядок списания материалов на стройке, производится ли замер, взвешивание и подсчет материалов, также важно установить, нет ли случаев, когда все поступающие на объект материалы полностью списываются на производство без оформления их документами по мере расходования.

Строительные организации располагают большим числом различны-. видов машин и механизмов. Их применение значительно облегчает тру;, строителей и делает его более производительной. В настоящее время почти полностью механизированы наиболее трудоемкие работы в строительстве (земляные, по приготовлению бетона, раствора, и т.д.). Стала более широко внедряться комплексная механизация строительства, которая предполагает ведение всех работ при помощи машин и механизмов. Объем работ, выполняемых с помощью машин и механизмов в большей степени зависит от механовооруженности строительной организации, определяется отношением стоимости строительных машин и механизмов к годовому объему строительно-монтажных работ. При анализе также применяют показатель механовооруженности труда, который определяется отношением машин и механизмов среднесписочному числу рабочих, занятых на строительно-монтажных работах. Определив уровень механовооруженности строительства необходимо проверить, соответствует ли наличие строительных машин и механизмов планам механизации.

Потребность в строительных машинах и механизмах определяется исходя из объема работ, выполнение которых должно быть механизировано:: машинах и механизмах указывается в проекте «Организация работ», а фактическое наличие в ф. №11 «Сведения о наличии и движении основных форм и других нефинансовых активов» и в оперативной отчетности. Сравнивая потребность в машинах и механизмах по плану механизации с фактическим их наличием, следует определить, на сколько строительная организация.обеспечена средствами организации, какова дополнительная потребность в них и принято ли достаточно мер для пополнения необходимого парка механизмов.

Следует так же установить, какие механизмы являются лишними, не нужными для данной строительной организации. Имеется ли возможность их эффективного применения или продажи другим организациям и предприятиям.

Уровень механизации строительно-монтажных работ находится в прямой зависимости от производительности строительных машин и механизмов. Производительность строительных машин характеризуется выработкой на единицу производственной мощности.

Для оценки достигнутого уровня производительности используют новые производительности, которые рассчитываются на один год в зависимости от условий эксплуатации машин, рационального режима работы и мероприятий по улучшению использования машин.

Анализ использования строительных машин и механизмов необходим*., проводить по времени работы и по выборке на единицу мощности или за единицу времени. В процессе анализа использования машин по времени изучаются по каждому виду машин и механизмов использований календарного и планового фондов времени.

Календарный фонд времени в строительном производстве - это число дней (часов), в течение которого машины и механизмы находились в распоряжении строительных организаций. Величину планового времен-; определяют обычно в процентах к календарному фонду времени.

4. Функциональные обязанности мастера (прораба)

1. Общие положения.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Производителя работ (прораба).

1.2. Производитель работ (прораб) назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.

1.3. Производитель работ (прораб) подчиняется непосредственно __ .

1.4. Производитель работ (прораб) должен знать:

Организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта);

Организацию и технологию строительного производства;

Проектно-сметную документацию на строящиеся объекты;

Строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

Формы и методы производственно-хозяйственной деятельности на участке: (объекте);

Нормы и расценки на выполняемые работы;

Законодательные и нормативные правовые акты по оплате труда;

Порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений подрядной организации с заказчиками и субподрядчиками;

Систему производственно-технологической комплектации и диспетчеризации строительной организации;

Научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Трудовое законодательство;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда.

1.5. Требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее _ лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее лет.

1.6. В период временного отсутствия Производителя работ (прораба) его обязанности воз-лагаются на мастера

2. Функциональные обязанности. Производитель работ (прораб):

2.1. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка.

2.2. Обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объекте в эксплуата-цию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ. Организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами.

2.3. Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строи-тельно-монтажных работ на участке.

2.4. Осуществляет мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению но-вой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов.

2.5. Проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда.

2.6. Обеспечивает получение технической документации на строительство объектов.

2.7. Составляет заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование.

2.8. Ведет учет выполненных работ, оформляет техническую документацию.

2.9. Участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам.

2.10. Подготавливает фронт работ для субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке выполненных ими работ.

2.11. Оформляет допуски на право производства работ в охранных зонах.

2.12. Устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение.

2.13. Инструктирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ.

2.14. Обеспечивает применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и дру-гих устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих.

2.15. Следит за соблюдением норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности.

2.16. Организует приобъектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей.

2.17. Контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению вы-явленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение ра-бочими инструкций по охране труда. Обеспечивает соблюдение работниками производст-венной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взы-сканий на нарушителей.

2.18. Оказывает помощь рационализаторам.

2.19. Организует работу по повышению квалификации рабочих и проводит воспитатель-ную работу в коллективе.

Производитель работ (прораб) имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания но кругу вопро-сов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать работу, выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненных ему служб.

Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Производителя работ (прораба), подчиненных ему служб и подразделе-ний.

3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Производителя работ (прораба).

3.5. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности предприятия.

4. Ответственность.

Производитель работ (прораб) несет ответственность за:

4.1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.

4.2. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб предприятия по вопросам производственной деятельности.

4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб.

4.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений администрации предприятия.

4.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам.

4.6. Необеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб и персоналом, находящимися в подчинении Производителя работ (прораба).

5. Условия работы.

5.1. Режим работы Производителя работ (прораба) определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью Производитель работ (прораб) может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности Производителю работ (прорабу) может выделяться служебный автотранспорт.

6. Масштаб деятельности.

6.1. Производителю работ (прорабу) для обеспечения его деятельное!-: предоставляется право подписи организационно - распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

5. Охрана труда и техника безопасности

1. Общие требования по охране труда.

Настоящая инструкция устанавливает требования пожарной
безопасности в строительной отрасли.

1.2. Персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организациях несут их руководители или лица, их заменяющие.

1.3. Ответственность за выполнение правил пожарной безопасности в структурных - подразделениях, производственных, складских, бытовых помещениях и отделах несут их руководители или лица, их замещающие.

1.4. Специалисты, рабочие и служащие несут персональную
ответственность за выполнение правил пожарной безопасности в части,
касающейся их профессиональной деятельности, что должно быть отражено
в их должностных инструкциях, инструкциях по охране труда,
функциональных обязанностях.

1.5. При аренде зданий, сооружений, помещений и установок
ответственность за обеспечение пожарной безопасности устанавливается н
соответствии с договором аренды.

1.6. Ответственность за пожарную безопасность отдельных
территорий, строительных объектов, зданий, сооружений, служебных
помещений, технологического и инженерного оборудования определяет
руководитель организации, предприятия своим приказом (распоряжением).
2. Обязанности руководителей структурных подразделений по обеспечению
мер пожарной безопасности.

2.1. Организовать в подведомственном подразделении изучение и выполнение правил пожарной безопасности специалистами, служащими рабочими.

2.2. Создать добровольную пожарную дружину (ДПД) и обеспечить ее работу в соответствии с действующим положением о добровольной пожарной дружине.

2.3. Приказом назначить лиц, ответственных за пожарную
безопасность участков, цехов, складских и бытовых помещений,
отделов, мастерских и прилегающих к ним территорий.

Таблички с указанием фамилий должностных лиц вывешиваются (наносятся) на видном месте, кроме этого, на наружной стороне дверей должны быть размешены указатели категории по взрыво-пожарной и пожарной опасности и класса зоны по ПУЭ.

2.4. Определять порядок осмотра противопожарного состояния
помещений перед их закрытием.

2.5. Установить в административных, производственных,
вспомогательных и бытовых помещениях строгий противопожарный режим
и постоянно контролировать его соблюдение всеми работниками.

2.6. Не менее одного раза в квартал проверять организацию
противопожарного состояния в подразделении, наличие и исправность
технических средств тушения пожара.

Заключать договор со специализированной организацией пла-
новое техническое обслуживание и ремонт установок пожарной
автоматики (сигнализации).

2.8. Обеспечить своевременное выполнение противопожарных
мероприятий, указанных в предписаниях Госпожнадзора и других
Государственных органов надзора и контроля.

3. Обязанности должностных лиц, ответственных за пожарную
безопасность. -

3.1. Знать пожарную опасность производства, а также хранимых
материалов, полуфабрикатов и готовых изделий и не допускать нарушения
правил их хранения.

3.2. Выполнять на закрепленных участках, цехах, помещениях и
прилегающей территории требования противопожарного режима.

3.3. Обеспечить исправность и нормальную работу
:технологического оборудования и немедленно принимать меры к
устранению недостатков, могущих привести к пожару или возгоранию.

3.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности фи проведении электрогазосварочных (особенно временных), монтажных и других работ персоналом подразделения и подрядных организаций.

3.5. Обеспечивать проведение в установленные сроки противопожарного инструктажа и обучение пожарно-техническому минимуму с подчиненными работниками на рабочих местах.

3.6. Следить за своевременной уборкой рабочих мест, помещений.закрепленных территорий. Осматривать помещения перед закрытием после окончания работы.

3.7. Обеспечить исправное содержание и постоянную готовность к.применению имеющихся первичных средств пожаротушения.

3.8. Следить за исправностью сигнализации, телефонной связи,
;истем отопления и вентиляции, электроустановок, содержанием путей
эвакуации, проездов, противопожарного оборудования и принимать меры
< устранению обнаруженных недостатков.

3.9. При возникновении пожара принять меры к немедленному вызов-/
токарной команды, известить руководство организации и организован;.,
тушение пожара, эвакуацию людей и материальных ценностей.

4. Основные обязанности специалистов, служащих и рабочих по
:соблюдению мер пожарной безопасности.

4.1. Все специалисты, рабочие и служащие должны проходит,
подготовку (инструктаж) по правилам и инструкциям по пожарной
безопасности.

4.2. Каждый работник обязан четко знать и строго выполнять требования правил и инструкций по пожарной безопасности, не допускать действии., которые могут привести к пожару или возгоранию.

4.3. Все работники должны знать правила и порядок применения первичных средств пожаротушения и меры безопасности при пользовании ими.

Все работники должны знать средства и системы извещения о
пожаре, порядок вызова штатной пожарной команды и порядок своих
действий при возникновении и тушении пожара.

Перед началом работы:

4.5. Осмотреть рабочее место, убрать все лишнее, что может мешать в работе, убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения.

4.6. При подготовке к работе с электроинструментом, электрическими приборами и оборудованием убедиться в исправности целостности изоляции подключаемых электроприборов, кабелей, шнуров, подключающих вилок и розеток (при необходимости осмотреть целостность средств индивидуальной защиты, не просрочены ли сроки проверки).

4.7. О всех замеченных недостатках доложить начальнику (участка,
цеха, отдела), мастеру или бригадиру. К работе можно приступить
только после устранения всех недостатков.

Во время работы:

4.8. Строго соблюдать требования должностной инструкции и
инструкции по охране труда по профессии и по отдельным видам работ,
требования безопасности эксплуатационной и ремонтной документации
завода-изготовителя, требования технологической документации.

4.9. Не допускать использование пожарного инвентаря и оборудования
не по прямому назначению.

4.10. Промасленную ветошь и обтирочные материалы, а также
горючие производственные отходы необходимо по мере накопления
убирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и
по окончании смены удалять из производственных помещений в
специально отведенные места.

4.11. Не загромождать проходы, проезды и подходы к средствам
пожаротушения, местам включения и выключения электрооборудования.

В аварийных ситуациях:

4.12. При возникновении пожара необходимо принять меры к
обеспечению безопасности и эвакуации людей и материальных ценностей.

4.13. Немедленно сообщить об этом в ДПД и пожарную охрану с
указанием точного места пожара и наличия в помещении людей.

4.14. До прибытия пожарной команды приступить к тушению пожара
имеющимися средствами.

Во время пожара необходимо воздерживаться от открывания окон, дверей и битья оконных стекол (приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня);

4.15. По прибытии подразделений пожарной охраны сообщить
старшему все необходимые сведения об очаге пожара, о наличии в
помещениях людей и мерах, принятых по его ликвидации.

По окончании работы:

4.16 Выключить оборудование, механизмы, машины.

Cтраница 1


Производственная деятельность предприятия требует физического перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия.  

Производственная деятельность предприятия должна быть направлена на достижение максимальной эффективности при минимальных материальных трудовых затратах при плановом ведении хозяйства на основе хозяйственного расчета.  

Производственная деятельность предприятия представляет собой сложный, многосторонний предмет изучения, находящийся в состоянии непрерывного изменения и развития. Поэтому первоначальная оценка работы предприятия должна основываться на общих итогах выполнения плана. Это соответствует характеру работы хозрасчетных предприятий, которые самостоятельно оперируют предоставленными им средствами и отвечают перед государством за достигнутые результаты.  

Производственная деятельность предприятия основана на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия. Управление предприятием строится на основе единоначалия. Принадлежащие предприятию права осуществляет директор, а в случаях, предусмотренных законом, совместно или по согласованию с фабричным, заводским комитетом профсоюза.  

Производственная деятельность предприятия в целом н каждого цеха в отдельности представляет собой сложный многогранный процесс, охватывающий технику, технологию, организацию производства во всех ее разновидностях. Для глубокого анализа и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, цеха, участка применяется особое средство контроля.  

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредственно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики.  

Производственная деятельность предприятий предполагает не только производство запланированной продукции, но и ее оплату, которая обеспечивает. Оплата продукции и поступление новых предметов труда - необходимые условия непрерывности производственного процесса; они могут осуществляться только при наличии фондов обращения, которые состоят из готовой продукции, денежных средств и средств в расчетах.  

Производственная деятельность предприятий и должностных лиц регламентируется рядом нормативных документов, к которым, в частности, относятся различные производственные инструкции.  

Производственная деятельность предприятия требует большого комплекса обеспечивающих работ. Поэтому функции управления собственно производственной деятельностью, то есть процессом переработки сырья в продукцию и услуги, тесно увязаны с другими видами управленческой работы на предприятии. Между функциональными подразделениями и отделениями промышленного предприятия (корпорации) существуют весьма сложные и взаимоувязанные отношения.  


Производственная деятельность предприятия ОАО Машиностроитель осуществляется двумя цехами основного производства: механическим (цех № 1) и сборочным (цех № 2), и двумя цехами вспомогательного производства: транспортным и энергетическим.  

Производственная деятельность предприятий нефтяной промышленности оказывает определенное воздействие на окружающую среду, где особое место принадлежит воздушному бассейну.  

Производственной деятельностью предприятия руководит начальник производства, в ведении которого находится производственно-диспетчерский отдел. Задачей отдела является разработка производственных планов цехов и контроль за их деятельностью с целью своевременного выпуска продукции, а также своевременного обеспечения материалами. Цехами руководят начальники цехов, имеющие в своем распоряжении инженерно-технический персонал.  

Производственной деятельностью предприятия директор руководит через главного инженера, которому подчинены цехи, технический отдел (в его составе имеются группы: конструкторско-технологическая, теплотехническая, электромеханическая; инженеры по качеству, новой технике, рационализации; бюро технической информации, техническая библиотека), центральная лаборатория металлов, сварки, химического анализа.  

В производственной деятельности предприятия среди всех его предпринимательских функций (а именно маркетинг, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, кадровое обеспечение, инновационное обеспечение, управление) главной функцией является производство, а сбыт произведенного продукта является второстепенной функцией.  

Производственно-хозяйственная деятельность. В сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия включаются процессы производства, воспроизводства и обращения. Процессы производства обеспечивают реализацию задач подготовки и освоения выпуска новой продукции, изготовление промышленной продукции и выполнение услуг, техническое обслуживание производства. Работы по обновлению основных производственных фондов, расширению и техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров относятся к процессам воспроизводства. Процессы обращения включают материально-техническое обслуживание и сбыт готовой продукции.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг и поставщиками материально-технических ресурсов. Предприятие выполняет также работы и поставки для государственных нужд. При подготовке планов предприятие согласовывает в администрации города, района мероприятия, которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и другие последствия, затрагивающие интересы населения территории.

Предприятия на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организуют материально-техническое снабжение собственного производства путем приобретения ресурсов, осуществляемого как непосредственно у потребителей, так и в организациях оптовой торговли, у посреднических организаций, на товарных биржах.

Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. При этом предприятия в своей деятельности должны учитывать интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ и услуг.

Экономическая деятельность. Предприятия, независимо от формы собственности на средства предприятия и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета. Хозяйственный расчет, как известно, означает, что предприятие должно возмещать денежные затраты на производство продукции за счет выручки от ее реализации и обеспечивать получение прибыли. В условиях хозяйственного расчета предприятие обладает полной экономической самостоятельностью. Оно осуществляет набор работников, приобретает оборудование, сырье и материалы, организует производственный процесс, реализует продукцию, имеет законченную систему учета и отчетности с выявлением результатов хозяйственной деятельности.

Предприятие реализует свою продукцию по ценам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, и в случаях, установленных законодательством, - по государственным ценам.

На всех предприятиях основным обобщающим показателем финансовых результатов деятельности является прибыль. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли. Она направляется на решение задач технического и организационного развития производства, укрепление его материально-технической базы, проведение научных исследований, на социальное развитие коллектива. Часть чистой прибыли может передаваться в собственность членов коллектива. Ее размер и порядок распределения между членами коллектива определяются советом предприятия.

Трудовые доходы каждого работника зависят от его личного трудового вклада и конечных результатов работы предприятия. Доходы регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются; формы, системы, размеры оплаты труда и других доходов работников устанавливаются предприятием самостоятельно на основании контрактной системы.

Предприятия самостоятельно организуют финансовую деятельность. Они вправе открывать счет в банке для хранения всех денежных средств и осуществления всех видов денежных операций, пользуются банковским кредитом на коммерческой договорной основе. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива и другие поступления.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Каждое предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь законодательством. Для реализации этого права предприятия могут создавать совместные с иностранными фирмами предприятия, внешнеторговые фирмы, заключать соглашения о совместной научной, производственной и торговой деятельности с иностранными фирмами. Валютная выручка зачисляется на валютный балансовый счет предприятия и может использоваться им самостоятельно. Часть полученных средств предприятие отчисляет в республиканский и местный бюджеты.

Социальная деятельность. Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников предприятий и членов их семей регулируются законодательством. Предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом предприятия. Оно самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. Собственник имущества реализует свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут полностью или частично делегировать эти права высшему органу управления предприятием (совету, правлению и др.), предусмотренному его Уставом. Особенности управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.



Рассказать друзьям