После бала. Рассказ Л.Н.Толстого "После бала" Брат льва толстого из произведения после бала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Великий Л.Н. Толстой свой знаменитый рассказ «После бала» написал в 1903 году, однако он был опубликован намного позже, в 1911 году, уже после смерти писателя. История создания «После бала» Толстого говорит о том, что это произведение основано на реальных событиях, произошедших с родным братом писателя, Сергеем Николаевичем. Лев Толстой, будучи студентом университета, вместе с братьями Николаем, Сергеем, Дмитрием и сестрой Марией жили в Казани. Там его брат Сергей по уши влюбился в Вареньку, дочку военного градоначальника Корейши А. П., усадьба которого находилась по соседству.

История создания «После бала» (Л. Н. Толстой)

Сергей Николаевич очень часто заезжал к ним в гости и не раз присутствовал у них на светских приемах и на балах. Но случится то, что раз и навсегда отвернет его от намечавшихся грандиозных планов, погасит его любовь и желание жениться на своей милой возлюбленной.

Однажды ночью после бала Сергей Николаевич стал невольным свидетелем того, как наказывали беглого солдата, и этой жуткой экзекуцией руководил сам отец Вареньки.

История создания «После бала» достаточно интригующая, и потому все же лучше ознакомиться с полным содержанием самого произведения, чтобы понять все тонкости и суть произошедшего события. Это происшествие потрясло и самого писателя, который потом, уже много лет спустя, все же решил описать его в своем произведении «После бала».

История создания «После бала»: краткое содержание

Л.Н. Толстой долго не знал, какое название придумать для него. Сначала было несколько вариантов: «Дочь и отец» или «Рассказ о бале и сквозь строй», но в итоге получилось «После бала».

Здесь автора волнует проблема того, что влияет на среда или обстоятельства? И может ли он сам управлять собой, или все же им руководит что-то другое. История создания «После бала» говорит сама за себя, но попробуем еще глубже окунуться в анализ этого произведения.

Жанр и творческий метод

Итак, «После бала» Л.Н.Толстой представил как написанное в небольшого по объему. В нем описывается один эпизод из жизни главного героя, от которого он получил огромное потрясение, сыгравшее большую роль в его дальнейшей судьбе.

В рассказе «После бала» изображена эпоха правления И автор намекает на то, что уже через много лет, в настоящей жизни, в России ничего так и не изменилось. Лев Николаевич Толстой был идеалистом, он всегда выступал против гнета и насилия над народом. Его рассказ и практически все творчество этого великого художника слова связано с русским

История создания «После бала» описывает его серьезные страдания и мучения по этому поводу, вплоть до отречения от христианской веры, которой он долгое время служил. Толстой не мог смириться с действительностью. Он не хотел принимать мир жестоким и несправедливым.

Главная тематика

В произведении «После бала» раскрывается безотрадная сторона царского солдата и его двадцатипятилетняя служба в русской армии, где было полное бесправие, постоянная муштра и невыносимые наказания в случае невыполнения любого приказа начальника. Но основной проблемой все же стали вопросы нравственного воспитания человека и то, под воздействием чего оно формируется. Влияет ли на все это просто случай или какие-то общественные условия? История создания «После бала» описывает пример того, как одно событие переворачивает всю жизнь главного героя, сразу отбросившего все тогдашние сословные предрассудки. Молодой человек, который, как и все в этом возрасте, весьма восторжен, впечатлителен, вдруг из-за нахлынувшего на него чувства несправедливости резко меняет свою судьбу.

Идея

Системы образов и композиция помогают раскрыть идею рассказа «После бала». Основными героями здесь выступают сам рассказчик Иван Васильевич, старый полковник и его дочь Варя.

История создания «После бала» Толстого говорит о том, что в образе полковника Толстой решил обличить социальные условия, искажающие истинную натуру человека, которому прививается неправильное понятие о долге.

В рассказе все образы и действия описаны очень контрастно: роскошный бал и сцена страшного наказания, грациозная фигура стройной Вареньки и тело солдата, напоминающее окровавленное месиво. Или отец Вареньки, который сначала выглядел милым и очаровательным старичком, а потом превратился в злого деспота, требующего достойного выполнения своего приказа.

Конфликт

В основе конфликта, с одной стороны, лежит двуличность градоначальника Петра Владиславовича, а с другой - разочарование рассказчика Ивана Васильевича. Сначала он в своем рассказе сыплет самые яркие комплименты в адрес градоначальника, описывая его красивым, статным, милым, любезным и свежим стариком, который располагал к себе каждого из гостей. Но после бала картина удручала, лицо полковника охватила жестокая гримаса, Иван Васильевич видел, как тот своей перчаткой бил по лицу малорослого солдата, который старался смягчить свой удар по спине и без того мучившегося изможденного беглого татарина.

История создания произведения «После бала» говорит о том, что в образе Ивана Васильевича представляется личность, которая не может любить только одного человека, он хочет любить весь мир и принимать его полностью. Поэтому и любовь к Вареньке из-за поступка ее отца сразу превращается в пепел. Из-за жестокости и несправедливости нет гармонии, и итоге все рушится. Конечно, молодой человек не в силах что-либо изменить, но он может только согласиться или не согласиться с условиями того зла, в котором ему придется в дальнейшем участвовать. Вот на чем основывалась логика молодого Ивана Васильевича, поэтому он и отказался от своей любви.

Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

Рассказ Толстого После бала занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов. Этому способствует укоренившийся взгляд на произведение как на протест против буржуазной действительности, правдивое изображение бесправного положения народных масс и т.п. Взятый в таком ракурсе, рассказ проходит мимо учащихся ведь он не о них! оставаясь в памяти ощущением скучной и унылой обязаловки. Как избежать этого Как максимально использовать потенциал рассказа, с одной стороны, для отработки специальных вещей (например, элементов теории литературы), с другой же для вовлечения учеников в серьезный, заинтересованный разговор, близкий и необходимый им самим Как раскрыть важнейшую философскую основу рассказа Предлагаем учителю свой вариант уроков по рассказу После бала (обычно это 2-3 урока, в зависимости от степени подготовленности класса и глубины погружения в текст).

Разговор начинаем с выяснения особенностей строения рассказа, его композиции. Уже знакомые с этим понятием ученики без труда определят, что рассказ можно условно разделить на три части: авторский текст открывает и замыкает рассказ, а внутри него находится история, рассказаная героем, Иваном Васильевичем. (Если сразу провести такое отграничение не удастся, попросите ребят определить, каким местоимением заменяется имя Ивана Васильевича в начале, середине и конце рассказа. Иван Васильевич он в начале и конце рассказа, ибо речь ведет автор; я в середине, т.к. сам является субъектом речи.) Здесь уместно познакомить ребят с такими понятиями, как обрамление, рассказ в рассказе, и вспомнить уже известный термин повествователь. Где мы еще встречались с повествователем В сферу разговора могут быть вовлечены Бородино Лермонтова, Повести Белкина Пушкина и другие произведения, в которых автор как бы доверяет герою ведение рассказа.

Уже в самом начале разговора надо четко разграничить понятия рассказ Толстого и история, рассказанная Иваном Васильевичем, ибо зачастую учащиеся забывают про обрамление, небольшое по объему, но чрезвычайно важное в смысловом отношении. (Можно, кстати, на следующем уроке проверить степень осознания ребятами структуры текста, задав вопрос: Как начинается рассказ После бала Неправильным, естественно, будут ответы типа Иван Васильевич влюбился, пошел на бал и т.п.) Именно в обрамлении сообщается о разговоре неких лиц, в котором история Ивана Васильевича является лишь одной из реплик, доводов в споре. О чем же идет этот спор Прежде всего, о глобальной проблеме совершенствования мира и человека. Испокон веку ощущал человек эту внутреннюю потребность борьбы с дурным внутри себя и вовне. Возможна ли такая борьба Не будет ли она безнадежной С чего ее начинать С внешних условий, со среды или с себя Помогите ребятам осознать эти вопросы, примерить их к себе и отпустите с заданием: Какую позицию в споре защищает Иван Васильевич (мы вернемся к этой проблеме в конце разговора).

Следующий урок мы посвящаем собственно рассказу Ивана Васильевича. (Не забудьте еще раз вспомнить разницу между рассказом Толстоо и Ивана Васильевича!) Здесь можно идти двумя путями. Первый традиционный: непосредственный выход на проблему композиции, двухчастного строения и соотнесенности этих частей (Бал и После бала). Второй путь более сложный, но и более интересный идет от вопроса: Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя В чем преимущества этого пути Вопервых, здесь есть возможность столкновения разных точек зрения (чего не скажешь о первом пути). Во-вторых, в разговор неизбежно будут вовлечены уже известные ребятам Детство и Отрочество, в которых рассказ ведется тоже от первого лица, и речь в итоге пойдет о писательской манере Толстого, обусловленной сугубым интересом к внутреннему миру личности, тончайшим переливам душевных переживаний. (Не упустите возможность подчеркнуть, что Детство это первое произведение Толстого, а После бала одно из последних; в результате этого замыкания круга общность творческого подхода не покажется случайной, будет восприниматься своеобразным стержнем, объединяющим раннего и позднего Толстого.) Такое повторение даст возможность осознать, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, его ощущение мира. Как же меняется это чувство на протяжении всего рассказа пусть этот вопрос станет определяющим вопросом урока. Итак, сначала герой влюблен, но не просто, не как обычно, а сильно влюблен. И мир видится им сквозь призму этой влюбленности: Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. (Отметим в этом пассаже роль прилагательных в создании впечатления от бала.) А вот и предмет влюбленности Варенька: Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Обратите внимание на форсированное выделение белого цвета это пригодится нам в дальнейшем.

По ходу бала чувство героя растет от влюбленности к состоянию счастья, блаженства: Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какоето неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. В том состоянии герою кажется, что не он один, а весь мир восхищается его Варенькй. Танец Вареньки с отцом (обратим особое внимание на портрет полковника, подчеркнуто соотносящийся с портретом дочери) как бы подливает масла в огонь: чувство героя вырастает до невиданных размеров, ср.: ...несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло, Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке..., и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. Бал закончен но он продолжается в душе героя. Вектор чувства все время направлен вверх мир видится цельным, гармоничным, заполненным только любовью. И это ощущение не просто сохранится, но и усилится на улице: умиление будут вызывать даже извозчики, шлепающие по грязным лужам.

И вдруг что-то случается. Это что-то еще не осознается, оно похоже на внезапно подставленную слишком разлетевшемуся человеку подножку: Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по напрвлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Что заставляет читателя насторожиться Несомненно, черный цвет и новая, нехорошая музыка. Состояние бала резко обрывается. Вихрь мазурки сменяется оцепенением, застылостью черных людей, визгливой мелодией флейты и барабана. Но не только внешние контрасты бросаются в глаза герою новым смыслом наполнены и уже виденные детали. Вместо пестрых бальных одежд пестрота исполосованной, превращенной в кровавое месиво спины наказываемого, белый цвет становится теперь цветом страдания при каждом ударе несчастный оскаливает белые зубы, умоляя о прощении. И главное все тот же румяный, холеный полковник. В нем, кажется, ничего не изменилось (лишь твердая, подрагивающая походка вместо танцевальных движений) но на новом фоне облик его страшен.

И точно так же, как от созерцания бала герой переходил к внутреннему взгляду, к чувству, рожденному этим созерцанием (важнейший, кстати, повествовательный принцип Толстого, отмеченный нами еще при чтении Детства и Отрочества), так и сейчас, столкнувшись с жуткой сценой наказания, рассказчик погружается в себя. От переполнявшего его блаженства не осталось и следа лишь стыд, тоска, почти физическая тошнота и отвращение. Более того и здесь зачастую ученики престают понимать героя Иван Васильевич не только порывает с любимой женщиной, но и охладевает к военной службе и службе вообще, отказывается от первоначальных жизненных планов, круто меняет всю свою жизнь. Почему такая гиперреракция Ведь, в конце концов, как сказал один семиклассник, не Варенька же била по лицу солдата своей прекрасной ручкой Вот проблема, которая рождает в классе оживленный спор. Решать ее можно поразному. Приведем лишь два мнения из целого спектра суждений учеников. Первое: герой не может любить просто одного человека ему нужно непременно любить весь мир (ср. его чувство любви даже к препротивному инженеру Анисимову), понимать и принимать его целиком. Когда же он сталкивается в этом мире с чем-то, что не может принять и полюбить (сцена наказания), рущится все его ощущение гармоничности, целостности мира и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Или все, или ничего. Другое мнение возвращает нас к вопросу о позиции Ивана Васильевича в споре о совершенствовании. Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире и абсолютной (по крайней мере, внешней) уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации это устранение от зла. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого, что важно подчеркнуть уже сейчас.

Мы предлагаем возможно, несколько неожиданно завершить разговор чтением рассказа Варлама Шаламова Прокуратор Иудеи. Сопоставление столь далеких на первый взгляд произведений может оказаться плодотворным, ибо рассказ Шаламова о той же ситуации столкновения со злом, только выход из нее иной, прямо противоположный: герой предпочитает закрыть глаза, забыть о зле и своем участии в нем.

Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах ХГХ века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ «После бала». В основу рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя.

Сюжет прост. Но он построен таким образом, что жизнь и мировоззрения главного героя меняются буквально за несколько часов. До бала шла жизнь просто и размеренно, а вот чуть позже, в тот же день, с героем произошел случай, который заставил его многое пересмотреть и переоценить.

Главный герой - Иван Васильевич. В прошлом он был «студентом в провинциальном университете». Вел обычную студенческую жизнь. Много гулял, любил покутить в компании приятелей, проводил время с барышнями. В общем, веселый и жизнерадостный человек, который жил так, как жили все молодые люди его времени. Так продолжалось до определенного момента. Как-то раз у «губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера» был бал. На этот бал был приглашен и Иван Васильевич. Среди множества красивых девушек была и Варенька Б., к которой наш герой был неравнодушен. Эта девушка каза-

лась ему верхом совершенства. Она и в самом деле была красива: роскошные волосы, голубые глаза, мягкий и правильный овал лица. Ее стройный стан и высокий рост подчеркивались белым платьем с широким розовым поясом. Казалось, что весь мир сосредоточился для Ивана Васильевича в этой девушке. Он хотел танцевать и танцевать, чувствуя Вареньку рядом с собой. Ее улыбка приникала в душу и заставляла трепетать сердце. Девушка была благосклонна к студенту, и он был на верху блаженства. Иван Васильевич танцевал почти все танцы, «танцевал до упаду» польки, вальсы, кадрили - и всегда рядом была Варенька. Иван Васильевич любовался ее «сияющим, зарумянившимся, с ямочками лицом и ласковыми, милыми глазами» и мечтал, чтобы бал не кончался.

В разгар бала на вечере появился отец Вареньки. Это был военный, как пишет автор, «типа старого служаки николаевской выправки». Но в то же время это был еще «очень красивый, статный, высокий старик». Отец очень любил свою дочь. Глядя на него, Иван Васильевич подумал даже, что, для того чтобы девушка была хорошо одета и ни в чем не нуждалась, отец отказывал себе в обновах. Ивану Васильевичу очень понравился статный военный. Приятное впечатление усилил танец отца с дочерью. Танцевали мазурку, «все пары двигались вокруг залы», но студент замечал только одну из них: Вареньку и ее отца. Они выделялись среди всех танцующих. Стройная, тоненькая и гордая девушка казалась бы почти недоступной, если бы не ее добрая улыбка. Военная выправка наложила отпечаток на фигуру отца Вареньки. Он ступал прямо, с достоинством, поддерживая дочь. В нем было столько грации и красоты, что Иван Васильевич невольно залюбовался им. Этот человек производил приятное впечатление. И отец, и дочь очень хорошо смотрелись в танце.

Бал окончился, и Иван Васильевич уехал. Но долго еще после своего отъезда был под впечатлением от увиденного. В который раз он воскрешал в памяти, как они с Варенькой танцевали, вспоминал отца Вареньки и их красивый танец.

Наверное, в такую минуту очень трудно заснуть. То же испытывал и наш студент,

поэтому решил прогуляться. Погода не благоприятствовала прогулкам: шел мокрый снег, который тут же таял. Находясь под впечатлением пережитого на балу, Иван Васильевич не замечал плохой погоды. Чтобы его прогулка не была бесцельной, он пошел к дому Вареньки Б. «Я был не только весел и доволен, - вспоминает Иван Васильевич, - я был счастлив, добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Тем сильнее было впечатление от увиденного в следующую минуту. Сначала он услышал звуки музыки, грубой и тяжелой, которые так не вязались с его настроением и с теми легкими мелодиями, что звучали в его голове. Музыка привела его к площадке, на которой стояли в строю солдаты. Принявший эту картину за учение солдат, Иван Васильевич подошел поближе. Увиденное заставило его вздрогнуть. Через строй солдат прогоняли татарина, свершившего побег. Теперь за это его наказывали жестокой поркой. Это, наверное, продолжалось довольно долго, так как татарин еле передвигал ноги. Но самое страшное зрелище представляла спина этого человека, это было «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Иван Васильевич даже не предполагал, что таким может быть тело человека. Солдат возглавлял высокий военный. Это был тот человек, который несколько часов назад казался верхом совершенства, сказочным королем, танцующим мазурку со своей дочерью. Да, это был отец Вареньки. Его рука, которая с такой грацией вела дочь в танце, теперь наотмашь била испуганного солдата по лицу. Полковник побагровел, глаза горели огнем, он бил солдата за то, что тот слабо ударил татарина. Иван Васильевич почувствовал жгучий стыд за этого человека и за себя, еще недавно им любовавшегося. Это и было тем событием, которое переменило всю жизнь Ивана Васильевича. Военная служба больше не прельщала его, да и любовь к Вареньке как-то тихо и незаметна угасла.

В этом рассказе Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность военных законов, лживость и бездушие людей, автор возмущен насилием человека над человеком и отрицает его.

�>�.��h �8h �дце у него была «почти физическая, доходившая до тошноты, тоска», такая, что он не-

сколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он «услыхал и увидел опять все и вскочил».

После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.

На образе главного героя рассказа «После бала» Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ "После бала", который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым.

Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что. "для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди". Он говорит: "Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае". В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь... "

События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был "студентом в провинциальном университете", жил, "как свойственно молодости": учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.

Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у "губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера". Все было просто чудесно: "зала прекрасная, с хорами, музыкантами — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского". В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна:."высокая, стройная, грациозная и величественная". Держалась она всегда необыкновенно прямо, "как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка". В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее "сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза". Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; "танцевал до упаду".

Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, "очень красивый, статный, высокий и свежий старик", этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло "в то время какое-то восторженно-нежное чувство" к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому воинскому начальнику "типа старого служаки николаевской выправки".

Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного — чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.

На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не смог уснуть — от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими,

В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: "Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте", Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. На сердце у него была "почти физическая, доходившая до тошноты, тоска", такая, что он несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он "услыхал и увидел опять все и вскочил".

После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.

На образе главного героя рассказа "После бала" Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.



Рассказать друзьям