Построение отношений с начальством. Взаимодействие с женщиной-начальником

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По мнению психологов, отношения с начальством зависят от того, мужчина является руководителем или женщина. Женщина-руководитель, в зависимости от своего психотипа, обладает рядом качеств, которые не присущи мужчинам. Поэтому отношения с начальником-женщиной не всегда складываются хорошо.

Если подчиненному дорого его рабочее место, важно научиться контактировать с новым боссом.

Особенности женского стиля управления

Главной отличительной черной управления является склонность к демократичности. Организация работы и ее выполнение направлены на применение командных сил подчиненных. Женщины более расположены к сотрудничеству. Часто зависят от эмоционального настроя. Мужчинам же присуще пользоваться командно-административным стилем, направленным на поэтапное структурированное выполнение задач.

Работа в коллективе, где руководитель мужчина, будет складываться строго по инструкции. Свойственно качественное выполнение задач в поставленные сроки. Женщины же склонны на отношения и лидерство в них. Часто они менее строги с подчиненными, но злопамятны. За любые оплошности они могут и не наказать сотрудника, но свое негативное впечатление о нем создадут.

Что делать, если отношения с начальством уже не задались: психологи советуют изучить некоторые правила, которые помогут подчиненному. Придется уделить внимание не только своим профессиональным качествам, но и внешнему виду. Женщины педантично относятся к дресс-коду.

Как строить отношения

Особенности управления зависят от психологического типа. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:

  1. «Мужик в юбке». Жесткая как с подчиненным, так и в отношении работы.
  2. «Мамочка». Ценит дружбу с подчиненными, прислушивается к их мнению и часто поддается эмоциям.
  3. «Энтузиаст». Ставит цели и идет к их выполнению. Это трудоголик, который доверяет своим идеям и опыту, а работникам оставляет выполнение второстепенных задач.

Все эти психологические типы объединяет одно: женщины более чуткие и направлены на психологическое ориентирование. Можно ситуативно подстраиваться под требования.

Мужской стиль управления

Основная черта - скупость на эмоции. В рабочее время нет места для душевных бесед, откровений и т.д. Она авторитарна в общении и стремится быть жесткой.

Исключаются творческие идеи и свободное выражение мыслей. Слабые сотрудники уходят с должностей сами, не выдерживая строгости, или же пытаются подстраиваться. Залогом нормального отношения такого руководства будет:

  1. Умение молчать, держать себя в руках.
  2. Ведение диалога строго по работе. Любые отсылки на личное пресекаются.
  3. Умение убеждать без лишней напористости и эмоций. Все доводы должны быть построены на профессиональном опыте.

Это самый строгий и сложный психотип. Лучше попытаться наладить отношения в первые дни работы, чем показать себя с плохой стороны и лишиться из-за этого работы.

Начальница-мамочка

Главное оружие против нее - это обаяние и выражение уважения. Найти общий язык с ней не составит труда даже самым ленивым сотрудникам. Стоит сделать несколько комплиментов и выразить восхищение, взаимоотношения будут налажены. Помогут такие рекомендации:

  1. Можно обращаться с любыми проблемами.
  2. Ведение диалога по работе может проводиться без применения технических деталей. Следует выражать свои мысли в творческой эмоциональной форме.
  3. При возникновении ссоры наладить отношения можно простыми извинениями и приятными презентами.

Энтузиаст

Она идет к выполнению цели, не замечая мелких нюансов. Она трудоголик и требует от своих подчиненных того же. Из-за постоянно загрузки работой, начальница-энтузиаст может забыть о каких-то мероприятиях, необходимости сдачи отчетов и т.д. Этим с осторожностью могут воспользоваться подчиненные.

Построить деловые отношения с такой руководительницей несложно. Наиболее простой вариант - показать свое трудолюбие. Необходимо выполнять все ее требования. Беспокоить начальницу по пустякам не стоит.

Причины конфликтов

Самая распространенная причина ссоры с руководством - это несовпадение мнений в решении профессиональных задач. Те сотрудники, которые позволяют себе спорить с начальством, разговаривать с ним на повышенных тонах или же отказываться выполнять какие-то задачи, могут быть уволены. Начальница воспримет такие действия, как активное противостояние ее профессионализму и опыту.

Некоторые причины ссор могут касаться личной неприязни. Вариантов плохих отношений может быть много. Наиболее популярные из них:

  • возрастной фактор (когда работник старше и опытнее своего руководителя);
  • открытая неприязнь работника к стилю управления, отсутствие пунктуальности и желания работать;
  • несоблюдение сотрудником профессионального этикета.

Чтобы не потерять работу, важно научиться контактировать с руководительницей. Улучшить взаимоотношения можно разными способами: научиться контролировать свои эмоции, выполнять все требования и знать некоторые хитрости привлечения к себе внимания.

Разрешение конфликтов

Чтобы наладить отношения с руководительницей, необходимо определить свою вину в конфликте. Важно сдержать свои эмоции и найти выход из сложившейся ситуации.

Нужно правильно помириться после ссоры. В этом могут помочь знания о правилах успешности налаживания взаимоотношений с начальством.

Уважайте

Необходимо смириться с причинами конфликтов и придержать при себе свою точку зрения. Иногда это может показаться трудным делом, но, только выразив свое уважение к начальству, можно рассчитывать на нормальное его отношение.

Женщина часто эмоциональна: помириться с ней будет легче, чем это происходило бы с мужчиной. Помириться могут помочь сведения о ее увлечениях, круге общения и т.д. Найти ключ к взаимопониманию можно даже через простое извинение.

Оправдывайте ожидания

Не нужно злить своим негативным отношением к работе. Чтобы не нарываться на неприятности, необходимо помнить, что любое руководство ценит в своем сотруднике:

  • пунктуальность;
  • профессионализм;
  • надежность.

Своевременно выполняйте поставленные задачи, не опаздывайте на рабочие мероприятия. Женщины внимательны, поэтому такие качества не останутся незамеченными.

Будьте на виду

Проявлять себя необходимо только на профессиональном поприще. Активное участие в корпоративных мероприятиях, на различных встречах и тренингах покажут сотрудника с лучшей стороны.

Это отличный способ показать свою инициативность и профессиональное упорство.

Хвалите шефа

Она в меру эмоциональна и любит, когда ее ставят в пример. Необходимо найти в ней наилучшие качества и высказаться о них перед коллегами. Не стоит подхалимничать. Все должно быть в меру.

Хвалить шефа также можно и при личной встрече.

Следите за своим внешним видом

Соблюдение дресс-кода делает человека более уверенным в себе, подчеркивает его профессионализм и оставляет приятное впечатление не только у клиентов, но и у руководства.

Заключение

Начальницы менее эгоистичны в работе, более эмоциональны и стараются решать задачи коллективно. Необходимо это учитывать при налаживании отношений.

В зависимости от психотипа, а также особенностей рабочего процесса, необходимо подстраиваться под те требования, которые ставит начальство. Следует показать свой профессионализм и всегда придерживаться делового этикета.

Взаимоотношения руководителя с подчиненными складываются по-разному. На ситуацию влияет масса факторов – от численного состава коллектива и вида деятельности компании, образования сотрудников до психотипа начальника и его гендерной принадлежности. Руководители-мужчины и руководители-женщины ведут себя совершенно по-разному.

Так, стремлением выстроить дружескую модель поведения «грешат» именно женщины , особенно, если дистанция между ними и подчиненными не слишком велика. Более фривольные отношения между боссом и нижестоящим звеном складываются в творческой среде (дизайнеры, журналисты, художники).

Шеф – друг

Руководитель выстраивает дружеские отношения. В этой ситуации руководитель знает, что происходит в семьях подчиненных, не путает имена детей и запросто отпускает сотрудника, если ему нужно отвезти на прием к стоматологу тещу или домашнего питомца – к ветеринару.

К чему это приводит? С одной стороны, в коллективе царит теплая атмосфера. Подчиненные благодарны за такое отношение и в нужный момент не против «отплатить» начальству той же «монетой». Они готовы максимально продуктивно работать (иногда – без обеда или задерживаясь до позднего вечера), буквально «свернуть горы» ради своего любимого начальника. С другой стороны, подчиненные обязательно начинают злоупотреблять дружелюбностью босса, и воспринимают происходящее как должное. Они запросто спросят, почему премия меньше обычного размера, обидятся на замечание или даже позволят бестактность в обсуждении личной жизни начальника.

Чтобы этого не случилось, придется периодически обозначать границы субординации. Как? Допустим, начальник обращается к подчиненным по имени. Но как только он называет сотрудника по полному имени, имени и отчеству или переходит на «вы» – это сигнал: сейчас он только босс и требует беспрекословного подчинения.

Босс эмоционально туп

Руководитель абсолютно не принимает во внимание эмоции своих сотрудников. Обычно так поступает излишне авторитарный босс или «сухой» педант. Его не интересуют душевные переживания сотрудника, состояние здоровья и прочие «мелочи». Во главу угла ставится конечный результат, а о качестве работы он судит по конкретным цифрам. Такой руководитель совершенно не вникает в домашние проблемы сотрудника, он не обратит никакого внимания на заплаканные глаза или, наоборот, будет слишком критичен к внешнему виду подчиненного.

К чему это приводит? В стрессовом состоянии подчиненный может не справиться с привычной работой и подвести весь отдел. С таким руководителем сложно работать людям, для которых важна эмоциональная составляющая, и хороший специалист может уйти к конкурентам , где начальник более «человечный».

Как найти «золотую середину»?

Идеальный руководитель умеет выстраивать компромиссные отношения. Он не бесчувственный сухарь, готов вникать в проблемы сотрудников, но всегда остается боссом – мудрым, спокойным, тактичным, а его поручения воспринимаются с должным уважением и прилежно выполняются.

При таком подходе коллектив демонстрирует отменные показатели, но каждый чувствует себя личностью, с которой считаются. Мотивация может быть как «пряником» (денежная премия, устное поощрение, повышение по службе), так и «кнутом»:

  • уменьшение размера материального вознаграждения;
  • перенос отпуска с летнего на зимнее время;
  • отказ в согласовании конкретных дат отпуска;
  • выговор;
  • исключение из интересных проектов;
  • перевод на другую должность.

Нужно ли мотивировать подчиненных и какой способ воздействия работает лучше всего?

Считается, что эффективней всего действует метод «кнута и пряника». В идеале положительные способы мотивации применяются гораздо чаще, чем штрафы. Причем, поощрение может быть не только материальным. Для сотрудника очень важно понимать, что его ценят, его мнением как специалиста дорожат. Похвала, искренние слова признательности, особенно сказанные при других сотрудниках, способны творить чудеса. При этом важно не выделять кого-то из коллектива, предоставляя ему больше прав и возможностей. Пример положительной мотивации – поздравление с важной датой, предоставление отпуска в летнее время.

Абсолютное «табу» для хорошего руководителя – повышение голоса, применение нецензурной лексики, мстительность. Ни в коем случае в коллективе не должно быть «нашептываний» и стукачества, хотя некоторые боссы приветствуют подобное положение вещей и всячески поощряют «осведомителей».

Новички требуют особого подхода

Повышенное внимание со стороны руководителя к вновь прибывшему работнику – явление абсолютно нормальное. Его нужно представить коллективу, ознакомить с должностными обязанностями и тонкостями технологического процесса или секретами общения клиентами. Особенно сложно выстраивать отношения, если новый сотрудник устроился «по блату» – это старый знакомый (родственник) непосредственного начальника или вышестоящего руководителя. В этом случае важно не демонстрировать степень родства или знакомства и придерживаться делового этикета.

Чтобы не вызывать ревность со стороны другого персонала, следует стараться максимально вовлекать новичка в трудовой процесс, начиная с посильных заданий, а затем переходя к более ответственным поручениям.

Хорошее решение – разъяснить человеку, к кому и с какими вопросами он может обращаться, прикрепить к новичку опытного наставника, который возьмет на себя обязанности по обучению.

Наиболее простой способ помочь вновь прибывшему влиться в коллектив – общение в неформальной обстановке (корпоратив или тимбилдинг, спортивные соревнования, поездка на природу или образовательная экскурсия). Все вышеперечисленные средства хороши для выстраивания отношений руководителя и с остальными подчиненными.

Со временем в каждом коллективе складывается особенная атмосфера , рождаются свои традиции. Задача руководителя – не только создать комфортные условия для каждого отдельного сотрудника, но и организовать эффективную командную работу .

4 выбрали

Точнее, вопрос тут должен стоять в несколько иной форме: можно ли вообще наладить безнадежно испорченные отношения с руководителем? Давайте поговорим о тех случаях, когда начальник постоянно недоволен одним из сотрудников, сообщает обо всех его промахах высшему руководству, прозрачно намекает (а то и говорит прямо), что увольнение – лишь вопрос времени. Что делать в такой ситуации? Срочно искать новую работу? Писать заявление самому, пока не уволили? Или?

Существует ли это "или"? Можно ли остаться в компании в такой ситуации? Теоретически – да. Но это потребует гораздо больших сил, чем поиски новой работы. Вы точно этого хотите? Тогда можно попробовать.

Но для начала давайте разберемся, из-за чего сложилась такая ситуация.

Виноват, признаю

В некоторых случаях подчиненный сам прекрасно понимает, за что "впал в немилость". Например, провалил проект, сорвал срок сдачи, не справился с заданием. Или просто постоянно опаздывает. Если вы знаете, что ответственность за ситуацию лежит на вас, учтите, чтобы изменить ее, работать придется "за троих".

  • Для начала поговорите с начальником, выясните все его претензии от начала до конца, признайте свою вину и пообещайте исправиться. Если руководитель сам поднял этот неприятный разговор – это хороший знак. Значит, он готов дать вам шанс.
  • Обещания мало, исправляться придется на самом деле. Ближайшие несколько месяцев за вами будут следить очень пристально, так что не совершайте ошибок и не давайте себе послаблений. Ничего не поделаешь, нужно собраться.
  • Если вы что-то не успевали – научитесь успевать. Есть масса советов о том, как оптимизировать рабочее время , не опаздывать и работать более эффективно. Пришло время испытать их на себе.
  • Если какая-то часть работы у вас не получается, найдите способ исправить ситуацию. Обратитесь за помощью и советом к коллегам, друзьям – ко всем, кто имеет представление об этом деле.
  • Проявляйте инициативу, рассказывайте начальнику о своих идеях по решению рабочих проблем. Может быть, вам не непрофессионализм мешал, а ложная скромность. Глупо будет, если она станет причиной увольнения, правда?

Большинство начальников сами не любят увольнять людей. И если им дают повод этого не делать, они только рады.

Впрочем, на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны. Если вы действительно на протяжении долгого времени плохо справляетесь со своими обязанностями, может, это не ваше? Если вы не можете себя заставить с утра выйти пораньше, может, вам просто не хочется идти на эту работу? Ответьте самому себе на эти вопросы максимально честно. Ведь если работа делает вас несчастным, увольнение – это не конец, а, наоборот, начало чего-то нового и более интересного.

Это все он!

Бывают ситуации, когда человек искренне не понимает, почему тучи сгустились над его головой. Вроде свою работу выполняет исправно и серьезных ошибок не допускает, а начальник смотрит на него, как на адепта мирового зла. Как ни парадоксально, изменить отношение в таком случае гораздо сложнее, чем в ситуации, когда претензии к вам объективны.
Для начала подумайте, в чем причина негатива. Возможно, вы не сошлись характерами или подходами к работе. Понаблюдайте за тем, как складывается общение шефа с другими подчиненными. Если у них все нормально, подумайте, что не так у вас.

Причины могут быть разными. Например, начальник ценит самостоятельных работников, а вы привыкли постоянно отчитываться и не любите сами принимать решения. Или пытаетесь обсудить с ним все проблемы лично, когда он предпочитает общение по электронной почте. Если вскрылись какие-то подобные несостыковки, меняться придется вам. Попытки изменить начальника – дело неблагодарное.

Еще хуже, когда причина недовольства совсем уж субъективная и малопонятная. Цвет глаз ему ваш не нравится или знак зодиака. А может, он хочет вас выжить, потому что опасается конкуренции? В таких случаях единственная возможность остаться работать в компании – перейти к другому руководителю. Постарайтесь завести контакты с вышестоящим начальством и линейными руководителями из других отделов. Возможно, если ваш шеф окончательно решит вас уволить, они предложат другие варианты трудоустройства.

Взаимоотношения с начальством для многих подчиненных болезненная тема. Никак ему не угодишь – он постоянно кричит, выговаривает, делает замечания. Конечно, ситуации бывают разные и в некоторых случаях отношения принимают дружелюбный характер уже с первых дней работы. Но что же делать, если в вашем случае не все так безоблачно и разногласия возникают каждый день? Шаг за шагом покорять строгий нрав своего босса.

Десять шагов к хорошим взаимоотношениям с начальником

Эти десять шагов помогут вам понять, что же вы делаете не так и найти подход к самому суровому шефу. Ведь ваш начальник тоже человек и у него есть свои слабости.

Шаг первый. Найдите повод для уважения

Все согласятся, что выказывать уважение, если его нет – в лучшем случае лицемерие. Такой способ претит моральным устоям многих людей. Так что же делать? А вы подумайте, неужели ваш начальник совсем не достоин уважения? За какие же тогда заслуги его поставили руководить организацией? Возможно, он настоящий профессионал или у него отличные деловые качества. Проанализируйте все, что вы видели и слышали за время работы. Причина для уважения обязательно найдется. А с человеком, которого вы действительно уважаете ужиться гораздо проще.

Шаг второй. Оправдывайте ожидания

Возможно, вся беда в том, что вы не оправдываете ожиданий своего босса? Прислушайтесь к его требованиям, подумайте, за что вам чаще всего приходилось попадать под горячую руку. Начните следить за собой – повышайте свой профессионализм, никогда не подводите начальство, задерживая отчеты или не выполняя свои прямые обязанности, всегда приходите на работу вовремя, соблюдайте время обеденного перерыва. Такому работнику начальник обязательно поставит плюсик в свой блокнот.

Шаг третий. Правильно преподносите новости

Ваш шеф должен получать от вас только хорошие новости, поэтому придерживайтесь простого правила – даже самая плохая новость должна быть преподнесена, как нейтральная. А если она на самом деле хорошая, то, как отличная. Если у начальника вы будете ассоциироваться с получением хороших новостей, то он запомнит вас, как превосходного работника.

Шаг четвертый. Участвуйте в общественной деятельности

Не ограничивайтесь рабочими обязанностями – активно участвуйте в жизни компании. Вызывайтесь проводить акции, высказывайте свои мысли по улучшению качества работы, ходите на собрания и корпоративные собрания. При удобном случае ставьте другим в пример своего начальника, указывая на его профессионализм. Ваша бурная деятельность не останется незамеченной.

Шаг пятый. Немного лести

Если вашему начальнику удалось провернуть выгодную сделку или запустить новый проект, то обязательно обратите внимание на это и не премините сказать несколько слов похвалы. Не нужно открытой лести и восхвалений качеств начальника – это будет звучать так, словно вы подлизываетесь к нему. Достаточно будет нескольких слов, сказанных добрым спокойным тоном. Начальник тоже человек и любая похвала ему приятна.

Шаг шестой. Не распускайте сплетни

Никогда не обсуждайте своего шефа с коллегами. А если уж так получилось, то говорите про него только хорошее, опровергая все нелепые слухи. В коллективе секретов не бывает – каждое дурное слово, сказанное вами про начальника, обязательно дойдет до его ушей и тогда о мире и тем более повышении можно позабыть.

Шаг седьмой. Не игнорируйте правила организации

У каждой организации есть свои правила и порядки – никогда не нарушайте их. Например, если у вас введен дресс-код, то его обязательно нужно соблюдать. Приходите на работу, как на праздник – в выглаженном костюме, с безупречной прической. Ведите себя уверенно – это дополнительный плюс в ваш адрес.

Шаг восьмой. Не загружайте босса лишними вопросами

Не лезьте к начальнику с пустыми вопросами и личными просьбами в периоды авралов. Если вам что-то непонятно, то, возможно, вам сможет помочь кто-то из более опытных, чем вы, коллег. Если же вам необходимо уточнить что-то у босса, то поймайте такой момент, когда он будет в хорошем расположении духа.

Шаг девятый. Не показывайте, что вам тяжело

Даже, если у вас очень много работы, и вы вынуждены оставаться на работе дольше положенного времени, никогда не подавайте вида, что вам трудно или что вас что-то не устраивает. Начальник должен видеть, что вы прекрасно справляетесь, проявляете рвение к работе. Это очень ценные качества для работника.

Шаг десятый. Свыкнитесь с начальником

Поймите, что желание видеть на месте вашего начальника другого человека ни к чему не приведет. Раз уж вы пришли сюда работать, то выбирать начальство вам не приходится. Единственный выход – искать достоинства у того, который есть.


Вы подумаете, что вам это не нужно и проще поменять место работы? А где гарантия, что на другой должности начальник будет лучше? А проявляя инициативность, профессионализм и рвение к работе на этом месте, вы можете добиться не только благосклонности начальника, но и повышения по карьерной лестнице.

Как ни крути, но в «дружбе» с руководством заинтересован любой подчиненный. От того, насколько грамотно вы сможете выстроить отношения с начальством, напрямую зависят ваш карьерный рост и финансовое благополучие.

Завоевать расположение шефа. Как?

Казалось бы, все просто - добросовестно выполняй свою работу, и начальство тебя оценит. Да, но только если вы четко представляете, что входит в круг ваших прямых обязанностей и чего ждет от вас руководитель. К сожалению, во многих компаниях успешность сотрудника оценивается не по конкретным результатам, а по тому, насколько он оправдал или не оправдал субъективные, нигде не прописанные ожидания начальства. Например, предположим, что вы менеджер по продажам. Руководствуясь собственным опытом и знаниями, вы активно ищете покупателей, заключаете контракты, однако в итоге выясняется, что начальник вами недоволен. Дескать, он ожидал, что количество заключенных контрактов будет гораздо больше. Или что компания не заинтересована в работе с предложенными вами мелкими оптовиками, ее интересуют только крупные фирмы. И все это, заметьте, в конце отчетного периода, когда «назад дороги нет», а значит, и бонусов вам не видать…

Чтобы избежать подобных недоразумений, HR-специалисты советуют обсуждать со своим непосредственным начальником (а возможно, и с главным боссом), что для него означает ваша успешная работа и какие долгосрочные цели он перед вами ставит. Не в общем и не в принципе, а конкретно и по пунктам. И лучше, если ваш личный план развития будет сопровождаться количественной оценкой. Увеличить объем продаж? До каких цифр и к какому сроку? Развивать дистрибьюторскую сеть? Какое количество дистрибьюторов требуется и в каких регионах? Только четко представляя, что от вас требуется, вы сможете оценить собственные силы и прогнозировать свое дальнейшее продвижение в данной компании.

Ошибка : самостоятельно, без согласования с начальником, определять круг своих обязанностей или апеллировать к тому, какие функции и в каких объемах вы выполняли на аналогичной должности на прежнем месте работы.

На одной волне

Эффективные отношения с руководителем всегда предполагают совместимость стилей работы. Понаблюдайте за коллегами, у которых сложились хорошие отношения с руководством: их опыт поможет вам наладить сотрудничество с шефом и избежать конфликтов. Понаблюдайте и за самим начальником: что для него значимо, какие методы он использует в работе, как предпочитает получать информацию, - и попробуйте работать с ним на одной волне. К примеру, ваш начальник любит с самого начала контролировать весь процесс, лично участвовать в решении любых проблем - тогда с ним лучше почаще советоваться в процессе работы. Другие же, наоборот, терпеть не могут, когда их дергают «по пустякам», - к таким следует обращаться только по самым сложным вопросам. Если ваш начальник по типу личности «слушатель» и личные контакты для него - оптимальный способ общения, значит, постарайтесь всю важную информацию доводить до него в устной форме. И наоборот, если начальник привык работать с письменными докладами и отчетами, доказывать ему, что вы пришли сюда продавать (чертить, строить…), а не совершенствоваться в эпистолярном жанре, - бесполезно. Лучше поучитесь излагать свои мысли письменно.

Разумеется, речь не идет о том, что надо слепо подстраиваться под все манеры шефа. Напротив, если вы поймете, что его методы работы совершенно не соответствуют вашим ценностям и представлениям о рабочем процессе, подумайте, что для вас дороже - карьера в данной компании или ваше «я», которое вы рискуете утратить во внутриличностном конфликте.

Есть контакт!

Конечно, начальники бывают разные. И ситуации тоже разные. Но если присмотреться, все наши отношения с боссом развиваются по нескольким довольно распространенным сценариям.

Уроки дипломатии, или как попросить больше

Вопрос денег был и всегда будет актуальным в отношениях между работником и руководителем. Никакой работодатель не будет платить больше, если может платить меньше. Это аксиома бизнеса. Однако любой человек вправе получать столько, сколько его труд стоит на самом деле. И если вы стали оценивать себя дороже или у вас увеличился объем работы, получить прибавку вполне реально, нужно только найти умелый подход. Прежде всего подумайте над аргументами в пользу повышения оплаты труда. За последнее время вы привлекли в компанию новых клиентов? Предложили оригинальные идеи, которые оказались полезными в работе? Стали выполнять больше обязанностей?

Структурируйте ваши доводы, подкрепив слова непреложными фактами, цифрами, заключенными контрактами.

Ошибка : в разговоре о повышении зарплаты выдвигать в качестве аргумента личные или сторонние обстоятельства, не имеющие отношения к работе (семья большая, надо выплачивать кредит, инфляция…). Чаще всего для босса это знак: других аргументов у сотрудника нет.

Заранее подумайте о том, на какую сумму, по вашему мнению, должна увеличиться заработная плата. Изучите предложения на рынке труда, уточните свою рыночную стоимость - сколько за аналогичный объем работы платят компании схожего профиля и размера - и просите ту сумму, которой реально будете удовлетворены (специалисты не советуют просить прибавку более чем на 10-15%).

Ошибка : требовать слишком большой прибавки, надеясь на то, что потом можно будет поторговаться.

Ведите разговор в конструктивном и доброжелательном тоне. Старайтесь выступать в роли не просителя, а партнера. Демонстрируйте заинтересованность в результатах работы компании, подчеркивайте, что ощущаете себя ее частью: говоря о рабочем процессе, употребляйте местоимение «мы», о других подразделениях компании - «наш» (наш отдел маркетинга, наша бухгалтерия). Только не перегните палку, изображая преданность на грани самоотречения: начальники-идиоты, которым лихой подчиненный без труда запудрит мозги, в природе, конечно, встречаются, но все же гораздо реже, чем в офисных анекдотах.

Ошибка : начинать разговор о повышении сразу после того, как руководитель отметил вашу работу и похвалил вас. Велика вероятность того, что в будущем он хвалить вас поостережется: вдруг вы каждый раз начнете просить прибавку?

Ошибка : ставить ультиматум: «Если я не получу повышение, мне придется искать другое место». Даже если босс готов повысить вам зарплату, такой шантаж автоматически настроит его против вас. Если все же начальник говорит: «Возможно, позже…», уточните, когда вы можете вернуться к этому вопросу.

Реакция снизу на критику сверху

Шеф пригласил вас к себе, и, судя по его хмурому виду, разговор предстоит не из приятных. Постарайтесь сохранять спокойствие и держаться уверенно. Если критика справедлива, признайтесь в своих промахах: «Да, я упустил этого клиента, потому что не успел вовремя отправить предложение. В следующий раз постараюсь быть внимательнее». Соглашаясь с критическими замечаниями шефа, вы можете запросто его обезоружить. Ведь чаще всего он ждет, что провинившийся начнет оправдываться или все отрицать. Кстати, об оправданиях. Если вы считаете, что какая-то часть критики необоснованна, приведите веские аргументы в свою защиту. Объясните, что причина отчасти кроется в не зависящих от вас обстоятельствах. Перечислите, в каких именно. Расскажите, как планируете действовать в будущем, чтобы не допустить повторения неблагоприятной ситуации. Признайте, что не учли каких-то обстоятельств, возможно, неправильно рассчитали время, и заверьте, что сделали необходимые выводы.

Ошибка : слишком явно «переводить стрелки». Если в сложившейся ситуации виноват другой сотрудник, объясните боссу, как развивались события, но не указывайте пальцем на истинного виновника слишком настойчиво. Если вы внятно изложите факты, начальник, вероятнее всего, сам сделает соответствующие выводы (если, конечно, он не персонаж из офисного анекдота; ну а если вам выпал именно такой случай, может, стоит подумать о смене работы?). Если руководитель не говорит ничего конкретного, а просто кричит: «Я вами недоволен! Вы отвратительно работаете!», поинтересуйтесь, в чем именно заключаются его претензии. Задавайте уточняющие вопросы: «Где я совершил ошибку?», «Кого я подвел?». Подобные вопросы позволят вам узнать о своих промахах и не допускать их в будущем. В то же время соглашайтесь с критикой, но не с оскорблениями. Если шеф награждает вас эпитетами типа «у вас совсем нет мозгов» или «так работают только идиоты», выразите свое возмущение. Скажите, что готовы исправить свою ошибку, но не позволите так с собой разговаривать.

Острожно, конфликт!

Шеф опять попросил вас поработать внеурочно, подкинул обязанностей, завалил чужой работой, отправил в незапланированную командировку - в общем, недовольство зреет и грозит перерасти в конфликт. Главное - не паниковать и не бежать в кабинет шефа по принципу «вот я сейчас пойду, все ему скажу, и пусть он меня хоть уволит» (не исключено, что он так и поступит). Также не стоит молча копить обиду в себе, демонстрируя всем своим видом недовольство в надежде на то, что босс сам обо всем догадается и разрулит ситуацию. Лучше вызовите его на откровенный разговор и обсудите сложившееся положение.

Четко сформулируйте свои интересы и спокойным, доброжелательным тоном доведите их до сведения начальства. Например, так: «Из десяти сотрудников нашего отдела на рабочие летучки и конференции вы отправляете только меня. Я согласен принимать в них участие, но давайте составим график занятости, чтобы в этих мероприятиях были задействованы и другие сотрудники». Или: «Я готов выручить компанию в экстренных случаях, но в последнее время мне слишком часто приходится работать по выходным».

Тем самым вы обозначите свою готовность идти навстречу, но в то же время дадите понять, что не позволите ущемлять свои интересы. И помните: в конфликтах не побеждают, их улаживают. Вам нужно найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны.

Как настоять на своем

Вам знакома ситуация: руководитель предлагает идею или решение, а для вас, опытного профессионала, очевидно, что это решение заведомо неправильное и поступить следует иначе? Как настоять на своей точке зрения?

Во-первых, постарайтесь выступить со своим контрпредложением еще на этапе принятия решения, так как оспаривать и критиковать уже принятое решение - занятие чаще всего бесперспективное. Во-вторых, помогите шефу увидеть проблему вашими глазами. Повторите то, что он сказал, его же словами, чтобы показать, как вы поняли его указания. Есть высокая вероятность того, что, услышав из ваших уст свое предложение, несговорчивый руководитель поймет, что оно неверно, и прислушается к вашему мнению.

На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, графики или схемы, иллюстрирующие ваши выводы. Если для начальника главное - микроклимат в коллективе, покажите, как его решение может отразиться на членах команды.

Ошибка : начинать свой ответ со слова «нет». Скажите: «Да, вы правы, но…» и дальше излагайте свои возражения.

Ошибка : пытаться «ткнуть носом» руководителя в его прошлые ошибки. Вот этого делать не следует: можете запросто остаться без работы.

Не ждите, что босс сразу согласится с вашей точкой зрения, ведь над своей собственной он думал наверняка не меньше вас. Кстати, часто жесткое «нет» переводится как «мне нужно больше информации», поэтому спустя какое-то время попробуйте вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз. Но если и после второй вашей попытки его решение не изменится, не пытайтесь прошибить стену лбом, отступите. В конце концов, любая организация держится не на правильных решениях, а на решениях в одной логике. Поблагодарите шефа за то, что он выслушал ваше мнение. Если вы действовали в интересах команды, поверьте, он обязательно это оценит.

Формула успешного диалога

1. Не лебезите. Но и не проявляйте агрессии.

2. В разговоре оперируйте фактами и аргументами, а не эмоциями!

3. Говорите коротко и ясно.

4. Не торопитесь! Быстрый темп речи выдает нервозность и испуг.

5. Старайтесь не перебивать. Если не получается - прикусите язык. В прямом смысле.

Важные правила в общении с начальником

1. Ожидайте хорошего! Если вы заранее ждете уважительного отношения, вы его получите. Если вы внутренне готовы к скандалу, он обязательно случится.

2. Проявляйте инициативу. Вносите предложения по улучшению рабочего процесса и внедряйте их. Любой руководитель, ориентированный на результат, оценит это.

3. Используйте каждую удобную возможность заявить о себе. Посчастливилось присутствовать на собрании или совещании? Будьте активны и не стесняйтесь проявлять себя. Выполнили работу, выгодно отличающую вас от других сотрудников? Расскажите ненавязчиво (!) шефу о своих достижениях.

4. Будьте собранны. В любой момент вы должны быть готовы ответить на вопрос шефа, в чем заключается ваша работа в данный момент и какой результат вы планируете получить.

5. Не прыгайте через голову своего непосредственного начальника. Служебная иерархия для того и придумана, чтобы каждый вопрос решался на своем уровне.

6 ошибок. Самые типичные заблуждения подчиненных

1. «Инициативность - прежде всего!» Безусловно, проявлять лидерские качества и инициативность важно, но, если, выслушав вас, босс принял другое решение, дело подчиненного - подчиняться. Не зря американцы говорят: работать надо либо НА начальника, либо БЕЗ начальника.

2. «Сверхурочная работа - наилучший показатель трудолюбия». Сидите допоздна на работе, накрывшись с головой отчетами, дабы шеф оценил ваше самопожертвование? А зря. Современного руководителя не впечатлить длительным трудовым днем и усталым видом. Начальники ценят горящие глаза сотрудников, их энергичность и умение справляться со своими обязанностями в основное время.

3. «Корпоративные мероприятия - это мое личное дело». В общем-то, да. Но если хотите узнать руководителя поближе и наладить с ним непринужденный контакт, не пренебрегайте участием в корпоративных слетах.

4. «Иногда свои успехи можно и приукрасить». Если сотрудник не успел выполнить какое-то задание или выполнил его неправильно - это меньшее «преступление», чем дать ложную информацию о состоянии дел.

5. «Начальник всегда прав». Главная задача руководителя - видеть рабочий процесс широко, а специалиста - глубоко. Грамотный руководитель это понимает и ценит сотрудников, обладающих умением выражать свое мнение, даже если оно идет вразрез с его собственным.

6. «При появлении начальника надо всегда изображать жуткую занятость». Во-первых, значение имеют результаты, а не имитация бурной деятельности. А во-вторых, любой начальник и так знает, чего стоит его сотрудник.


Консультанты
: Анна Карташова, психолог, коуч, бизнес-консультант, руководитель Психологического центра на Волхонке; Инга Назарова, специалист в области карьерного консультирования

Личный опыт

Алиса, бухгалтер : При моей работе очень важно давать мозгам и глазам хоть немного отдыха. Раз в 1,5-2 часа я обязательно должна выпить чашечку кофе или чая и хотя бы на 5-10 минут отвлечься от рабочих дел. Но вот шеф… Стоит мне подойти к чайнику, разложить пасьянс или достать журнальчик - так он обязательно возникает на пороге. Очень боюсь, что выгляжу в его глазах лентяйкой. Хотя, надо признаться, никаких штрафных санкций он не применял.



Рассказать друзьям