Правила проведения собеседования при приеме на работу – пример диалога. Как успешно пройти собеседование при приеме на работу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, как успешно пройти собеседование на работу или ответы на вопросы, которые могут задать.

Есть вопросы, которые на собеседовании задают большинство работодателей .

Обычно это: «Есть ли опыт работы, сколько вы трудились на прежнем месте работы и по какой причине уволились?».

Это обосновано желанием нанимателя принять на работу человека, который не только с лёгкостью справится с возложенной на него работой, но и задержится в компании на продолжительный период времени.

Так что если в вашей трудовой книжке указано, что на предыдущем месте работы вы трудились долго и покорно, то это безусловный плюс.

Старайтесь отвечать на подобные вопросы правдиво, поскольку наниматель может проверить изложенную информацию. Заранее позаботьтесь о номерах телефонов с предыдущих мест работы для получения положительной рекомендации.

На вопрос о причинах ухода не следует распространяться о конфликтных ситуациях с начальством или коллективом . Работодатели желают видеть у себя в компании только дружелюбных сотрудников, умеющих находить общий язык с коллегами и клиентами. Не говорите и о желании зарабатывать больше.

Это может натолкнуть нанимателя на мысль, что вас интересуют только деньги. Лучше сказать, что вам хочется развивать и совершенствовать свои профессиональные навыки в новом направлении, или обрести опыт именно в этой компании.

Не забудьте упомянуть о достижениях компании . Продемонстрируйте свои знания относительно истории её создания (информацию можно разыскать на официальном сайте фирмы). Тем самым вы покажете своё стремление работать только в этой компании.

Если работодатель задаёт вопросы типа «Какие вакансии рассматривались ещё, каковы успехи на прошлых собеседованиях, как долго вы искали подходящую вакансию?», значит, ему интересно, востребованы ли вы на рынке труда.

В данном случае не следует акцентировать внимание на точных адресах и датах собеседования. Всё должно быть поверхностно. Не забудьте немного похвалить себя и отметить, что именно на этой вакансии вы остановились окончательно.

Популярен вопрос: почему вы хотите работать у нас? Подробный ответ на него вы можете найти . На вопрос о том, какую заработную плату вы хотели бы получать, не стоит уходить от ответа и стесняться. Назовите ту сумму, которая на данный момент вас устраивает (или ту, которая была выше предыдущей).

Не называйте баснословных сумм, иначе наниматель может усомниться в вашем трудолюбии.

Некоторые интервьюеры любят задавать вопросы о личной жизни.

Это необходимо для того, чтобы понять, в каком психологическом состоянии вы находитесь и сможете ли трудиться сверхурочно.

На эти вопросы следует реагировать спокойно и отвечать правдиво .

Если будущий начальник интересуется вашими положительными сторонами или недостатками – не переживайте.

Главное — не расхваливайте себя и не ругайте. Обязательно скажите о коммуникабельности, аккуратности, ответственности и готовности воспринимать любую критику (объективную).

Обо всём остальном работодателю слышать необязательно. О недостатках также говорите лаконично . К примеру, будущему начальству будет приятно услышать, что вы чересчур педантичны и не переносите табачного запаха. Не забывайте и о дополнительных качествах – знании языков, игре на гитаре, занятии волейболом и т. д.

Вообще работодатели любят задавать самые каверзные вопросы на интервью. Подробнее о них вы можете прочесть в этой .

Как себя вести?

Очень многих людей интересует как хорошо пройти собеседование на работу? Чтобы хорошо пройти собеседование на работу, нужно еще выбрать правильную манеру поведения. Как только вы вошли в кабинет — поздоровайтесь. К интервьюеру лучше обращаться по имени и отчеству. Не забывайте про улыбку.

Доброжелательность всегда добавит «плюсик» в вашу копилку. Вообще, правила успешного собеседования — это не только профессионализм, но и уверенное, доброжелательное поведение. А о том каковы правила проведения собеседования вы можете прочесть .

Во время собеседования вы должны смотреть на собеседника . Спину держите ровно. Не следует разваливаться в кресле, скрещивать или расставлять ноги. Старайтесь максимально расслабится. Подумайте о том, что перед вами обычный человек, хоть и в директорском кресле.

Выслушивайте вопросы до конца – не перебивайте. Если не совсем поняли, о чём говорит наниматель, – извинитесь и переспросите.

Отдельно следует поговорить о . Одевайтесь строго.

Никаких цветных рубашек, блузок, туфель, юбок и брюк быть не должно. Только нейтральные тона .

То же касается и яркой бижутерии, броского макияжа.

Говорить на собеседовании следует чётко и по делу. Не выкладывайте будущему работодателю всю вашу подноготную. Это ему неинтересно – лишь самое важное и необходимое. Не говорите более 2-х минут и не отвечайте на вопросы чересчур лаконично («да» и «нет»). Это может продемонстрировать вашу неуверенность в себе.

Какие бывают речевые ошибки?

Каковы основные речевые ошибки кандидатов на собеседовании ?

  1. Тихий голос, взгляд в пол. Идеальный кандидат должен говорить чётко и смотреть в лицо будущему начальнику. Не подпирайте голову рукой. Во-первых, от этого ваш голос будет менее чётким, во-вторых, это выглядит странно.
  2. Быстрый и громкий говор.
  3. Неграмотность. На этот факт работодатели обращают особое внимание. Правильная расстановка ударения («звонИт», а не «звОнит») и произношение слов («класть», а не «ложить») и т. д.
  4. Чрезмерная грамотность. Не выражайтесь слишком заумно и не рассуждайте словно философ. Не всем работодателям это нравится.
  5. Ненормативная лексика.

Если вы сомневаетесь в значении того или иного термина – лучше его и вовсе не произносить.

Неправильное поведение

Собираясь на собеседование, следует уяснить, что работодатель увидит вас впервые. Он ещё не догадывается о ваших профессиональных качествах, поэтому оценивать будет только по внешнему виду и поведению. Итак, как не следует вести себя в процессе собеседования?

Неопрятность . Не глаженые брюки, грязные туфли, небрежная причёска – это всё то, что вряд ли произведёт впечатление на будущего начальника.

Опоздание . Это самая распространённая ошибка среди кандидатов, которая демонстрирует несерьёзное отношение к работе. Что делать, если опаздываете на собеседование, читайте .

Вредные привычки . Не следует курить перед собеседованием или посещать алкогольную вечеринку накануне. Лучше не афишировать любовь к сигаретам и выпивке. Кстати, это касается и жевательной резинки.

Не приходите на собеседование с мамой, подругой, мужем и другой «группой поддержки». Это продемонстрирует неумелость кандидата принимать серьёзные решения самостоятельно.

Как повысить свои шансы?

А теперь поговорим немного о том, как успешно пройти собеседование при приеме на работу и что есть залог успешного собеседования.

Советы при подготовке или секреты успешного собеседования:

Чтобы удачно пройти собеседование, следует обратить внимание на следующие факторы .

  1. Заранее подготовьте . Резюме в двух экземплярах, паспорт, трудовую книжку и дипломы.
  2. Заблаговременно поинтересуйтесь историей создания компании, направлениями деятельностью, изучите информацию о достижениях. Для этого зайдите на сайт компании, используйте различные справочники и другие полезные источники.
  3. Продумайте маршрут и рассчитайте время. Лучше выехать из дома раньше на 30-40 минут.
  4. Подумайте о вопросах, которые будете .материале . Успешное прохождение собеседования — это немедленный ответ: поздравляем вас, вы приняты.

    На вопрос: как удачно пройти собеседование на работу, можно с уверенностью сказать. Готовьтесь к собеседованию тщательно и со всей ответственностью, ведь от этого зависит ваше дальнейшее финансовое благополучие. А как проходить успешно собеседование вы теперь знаете!

Решения, связанные с отбором персонала, могут обойтись очень дорого, и поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть процесс собеседования, технологию его проведения.

Основной целью отборочного собеседования (некоторые авторы применяют термин «интервью») является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять. При этом обычно возникает необходимость сравнений нескольких кандидатов.

В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • сможет ли кандидат выполнять данную работу?
  • будет ли он выполнять ее?
  • подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?

Ответы на эти вопросы создают полезную основу для принятия решения.

Если собеседование проводят несколько специалистов, распределите роли между ними, потому что каждому должна быть определена конкретная «сфера» деятельности и каждый из них должен воздерживаться от соблазна вставлять в ходе собеседования свои замечания и комментарии. Ваша цель – получить информацию, «разговорить» претендента. На практике это означает, что 70% времени должен говорить кандидат и 30% – вы. Это требует умения формулировать вопросы. Поэтому первым необходимым умением является умение задавать вопросы.

Второе, что вы должны уметь, – это контролировать ход собеседования, то есть сделать так, чтобы претендент говорил о том, о чем вы хотите.

Третье важное умение – умение слушать (слушать – значит воспринимать услышанное, запоминать и анализировать).

Четвертое умение – умение составлять суждение или принимать решение.

Существуют различные приемы, которые с большой эффективностью помогают направлять процесс собеседования. Конечно, они не являются универсальными средствами, гарантирующими успех, но их полезно применить и опробовать в практике проведения собеседования.

Например, если вы хотите, чтобы интервьюируемый сказал больше о том, о чем вы его спрашиваете, то, задавая вопрос или заканчивая свою реплику:

  • смотрите собеседнику прямо в глаза и улыбайтесь;
  • не прерывайте говорящего;
  • не делайте длинных пауз;
  • задавайте более общие, открытые вопросы;
  • занимайте активную позицию, рассказывая о себе или высказывая свое мнение.

Если вы хотите, чтобы интервьюируемый более подробно высказывался по предлагаемой теме; то:

  • высказывайте свое одобрение поощрительными возгласами;
  • выражайте несогласие с ним.

Если вы хотите остановить интервьюируемого, то:

  • согласитесь с ним;
  • смотрите в сторону;
  • наклонитесь вперед и положите руки перед собой.

Уклончивой формой выражения одобрения может быть кивок или произнесение звуков типа «м-м-м» или «угу». Если же вы хотите, чтобы интервьюируемый подробно остановился на каком-либо вопросе, можете повторить в вопросительной форме какое-нибудь из только что сказанных им слов, например: «Несколько лет я работал конструктором» – «Конструктором?»

Время от времени нужно менять тему разговора. Если вы это сделаете незаметно и естественно, то это позволит сохранить впечатление, что идет обычная беседа (а не допрос!), и это поможет в установлении такого сложного элемента в общении, как взаимопонимание. Но, прежде чем сменить тему разговора, убедитесь, что все сказанное не оставило у вас сомнений и не создало неверных впечатлений. В равной степени вы должны быть готовы «прозондировать» и те вопросы, при выяснении которых претендент может почувствовать себя неловко (например выяснение семейных обстоятельств, если они могут иметь отношение к работе). Но делайте это естественно.

Умение слушать – это умение не только слышать, но и видеть, воспринимать и анализировать информацию. Следует помнить, что собеседование – это восприятие вашими органами зрения и слуха нужных сведений о кандидате. И если ваши «рецепторы» не реагируют надлежащим образом или, что еще хуже, если вы уже приняли решение, то вся эта деятельность может превратиться в разгадывание шарады. Кстати, это одна из причин, почему собеседование не всегда оказывается надежным инструментом отбора кадров.

Ниже приводятся предостережения от совершения наиболее серьезных ошибок при проведении отборочного собеседования.

  1. Интервьюеры формируют стереотипное представление о «хорошем» кандидате, которое они пытаются применить к интервьюируемым, не оценивая их по действительным достоинствам.
  2. Зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования.
  3. На интервьюеров большое влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте.
  4. Заполненное заявление претендента и его внешний вид оказываются причиной предубеждения.
  5. Интервьюеры ищут подтверждения своего мнения о претенденте, которое у них уже сложилось.

Ваши эмоции также могут помешать формированию достоверного образа претендента. В ходе интервью вы можете почувствовать симпатию к нему, или, наоборот, после каких-то ответов возникает неприязнь. Это может быть результатом расхождения в оценках или несходства характеров. Но ваши эмоции уже «включены» и, по-видимому, приведут к искаженному представлению о человеке, помешают сформировать объективное мнение о нем. Поэтому не удивительно, что собеседование считается достаточно ненадежным методом отбора.

Многообразие проблем, сопутствующих собеседованию, можно исключить, если вы в достаточной степени владеете искусством общения, в частности активно слушать и владеть спецификой невербального общения (материалы по этой проблеме более подробно изложены в пятой главе).

Если вам удалось противостоять соблазну принять решение в начале собеседования, подыскивая затем только доказательства правильности своего мнения о кандидате, то можно сказать, что вы в достаточной мере вооружены рекомендациями, которые были рассмотрены выше. После ухода претендента (как завершить собеседование, на этом мы остановимся чуть ниже) вам необходимо сгруппировать собранную информацию о претенденте, проанализировать ее и принять взвешенное решение.

Собранная вами информация представляет собой беспорядочную массу впечатлений и быстро улетучивающихся из памяти деталей, о которых, как вам кажется, говорил претендент. Поэтому еще до того как вы начнете собеседование с другим претендентом, незамедлительно начните обработку результатов. (Исследования, проведенные сразу же после проведения собеседования, показали, что проводившие собеседование в среднем давали только 50% правильных ответов на вопросы о том, что именно говорил претендент.)

На этом этапе сделанные вами во время собеседования заметки в наибольшей степени сохраняют свою актуальность. Большинство специалистов не советуют делать записей во время собеседования; это отвлекает претендентов. Верно, если только производить неумело. Пытайтесь преодолеть свое неумение, но, главное, все-таки ведите их. Кратко. Ненавязчиво, фиксируя ключевые моменты.

Принятие окончательного решения – трудное дело. Практика показывает, что необоснованность решения может базироваться на различных моментах, включая внешний вид претендента, принадлежность к определенной социальной группе, полу или просто на том факте, что претендент и интервьюер учились в одном учебном заведении. Необоснованность принятого решения может исходить из так называемого «эффекта ореола»: у претендента обнаруживается какое-то конкретное качество, на основании которого предполагается, что он обладает целым рядом других качеств (их наличие интервьюер часто умозрительно выводит из этого действительно имеющегося у претендента качества). Вообще интервьюеры склонны либо переоценивать, либо недооценивать своих кандидатов.

На этапе принятия окончательного решения вы должны держать в голове и пытаться ответить на три вопроса, названные в начале параграфа.

Критерии для принятия решения по ответам на первый вопрос (сможет ли кандидат выполнять данную работу?) сформулированы в виде требований, предъявляемых к персоналу самой работой.

Следующий вопрос (будет ли кандидат выполнять работу?) несколько труднее, поскольку здесь используются критерии более абстрактного характера: мотивация к выполнению работы, стимулы, усердие, энтузиазм. Будет ли претендент всесторонне удовлетворен предлагаемой работой? Это лишь часть критериев, которыми вы могли бы воспользоваться.

Если имеется несколько претендентов с одинаковой квалификацией и мотивацией к выполнению предлагаемой работы (они могут ’ и будут ее выполнять), то решающим фактором при окончательном выборе является ответ на вопрос: подходит ли претендент для работы, будет ли он наилучшим для нее и для организации? На практике формирование мнения и принятие решений о назначении на должность часто связывают именно с третьим вопросом, ставя его перед первым и вторым, Часто отвечают на него интуитивно, а не рационально. Какими же могут быть в данном случае критерии? Это внешний вид, одежда, личностные качества, поведение, манеры, образование. Данный перечень может быть легко продолжен и включить такие критерии, которые являются явно сомнительными, а то и фактически незаконными.

Поэтому не упускайте из внимания, что вы ведете отбор прежде всего специалиста, предъявляя ему определенные требования, вытекающие в первую очередь из первых двух вопросов. И только когда перед вами два или несколько претендентов, одинаково отвечающих критериям этих двух вопросов, в процесс принятия решения включаются ответы на третий вопрос.

После того как вы убедились, что собрали всю требуемую информацию, важно, чтобы претенденту были предоставлены следующие возможности:

  1. во-первых, вы должны предложить собеседнику сказать, что, по его мнению, не было затронуто в собеседовании, или сообщить более подробно о том, о чем было сказано недостаточно (например о каком-либо факте, который свидетельствовал бы в пользу претендента. Все же не надо упускать из вида волнение и скромность от-дельных людей, из-за чего они могут пропустить какие-либо важные сведения в рассказе о себе);
  2. во-вторых, вы должны предложить претенденту задать вам вопросы, чтобы он мог уточнить любые детали, касающиеся предлагаемой работы и условий.

Собеседование обычно должно проводиться представителем службы управления персоналом фирмы и менеджером, представителем отдела, участка, службы, где имеется вакантная должность, на которую подбирается работник. При проведении собеседования надо придерживаться ряда социально-психологических требований:

  1. иметь заранее подготовленный план беседы;
  2. в самом начале собеседования постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль собеседования должен быть доброжелательным, ободряющим;
  3. дать возможность кандидату высказаться (желательно, чтобы кандидат говорил больше, чем проводящий собеседование), стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
  4. быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочным), делать заключение только после окончания собеседования. Опытному интервьюеру можно полагаться на интуицию, но при этом обязательно учитывать свои возможные предубеждения.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, манеры), культуру речи (умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

В зависимости от ваших личных особенностей и опыта, традиций организации, требований конкретной вакансии и других факторов вопросы интервью могут быть самые разные. Однако в любом случае структурированное интервью со стандартизованными вопросами, затрагивающими суть данной работы, повысит эффективность собеседования по сравнению со свободной неструктурированной беседой.

Сразу объявите время, отведенное на данное интервью. Оптимальное время – 20 минут.

Цель интервью – оценка профессионально важных деловых и личных качеств кандидата, таких как:

  • профессиональные знания и опыт работы;
  • степень заинтересованности в данной работе;
  • активность жизненной позиции или пассивность;
  • целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей;
  • степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы;
  • стремление к лидерству, способность руководить и готовность подчиняться;
  • уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем;
  • готовность рисковать или излишняя осторожность
  • умение хорошо говорить и слушать;
  • внешность и манера поведения;
  • честность и порядочность.

1-Й вопрос : Расскажите немного о себе. При ответе кандидата на вопрос обратите внимание на следующее:

  • формально излагает биографические данные или сразу выкладывает «козыри», подчеркивая свое желание и возможность занять эту должность;
  • излагает только главное, то есть говорит о своей квалификации, опыте, ответственности, заинтересованности, трудолюбии и порядочности, или приводит не относящиеся к делу факты;
  • говорит кратко, точно, ясно или долго и плохо выражает свои мысли;
  • держится и говорит спокойно, уверенно или не уверен в себе.

2-й вопрос : Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности, и как с ними справляетесь?

Одни люди высказываются в том смысле, что жизнь трудна, очень много проблем, большинство из которых неразрешимы, что люди злы и недоброжелательны, что в жизни мало радостей и все решает судьба, случай или другие люди, но неон сам. Значит, перед вами человек пассивный, неуверенный в себе, не доверяющий другим, пессимистично настроенный и несчастливый (неудачник).

Другие люди высказываются о жизни позитивно: жизнь без проблем не бывает, трудности преодолимы, судьба и карьера человека в его руках, люди доброжелательны и готовы к сотрудничеству, человек сам кузнец своего счастья. Так говорит человек, занимающий активную жизненную позицию, нацеленный на успех, готовый взять на себя ответственность, успешно взаимодействующий с людьми и умеющий радоваться жизни.

3-й вопрос : Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?

Плохо, если отвечает расхожими фразами: «Меня привлекают перспективы роста, интересная работа, солидная фирма…». Должен привести серьезные и конкретные доводы: желание применить свою квалификацию и опыт там, где они могут дать наибольшую отдачу и будут по достоинству оценены, привлекательность работы в сильной команде профессионалов.

4-й вопрос : Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем ваши преимущества перед другими кандидатами?

Это наилучший вопрос для кандидата, чтобы без ложной скромности назвать свои главные преимущества перед другими претендентами.

При этом он должен продемонстрировать свое умение убеждать, подчеркивая свои преимущества. Плохо, если кандидат и на этот вопрос отвечает слабыми аргументами и приводит свои формально-биографические характеристики.

5-й вопрос : Каковы ваши сильные стороны?

Кандидат должен подчеркнуть в первую очередь те качества, которые требуются для данной работы, и привести убедительные подтверждения на конкретных фактах. Но вы можете услышать штампы, повторяющиеся тысячи раз: «Я общительный, аккуратный, исполнительный» и тому подобные. Попросите уточнить, в чем проявляется его общительность, аккуратность, исполнительность, какова его манера выслушивать клиента, чего он достиг благодаря своим сильным качествам.

6-й вопрос : Каковы ваши слабые стороны?

От умного кандидата вы вряд ли услышите покаяние в грехах и длинный перечень его недостатков. Он постарается повернуть ответ так, чтобы еще больше повысить свои шансы на успех. Например, скажет: «Многие считают меня трудоголиком», или «Не умею отдыхать, хорошо чувствую себя только когда работаю», или «Слишком требователен к себе и другим». Если кандидат слишком хвастается и вам захочется вывести его на откровенное признание имеющихся недостатков, можете рассказать ему на эту тему такую шутку. В подобной ситуации кандидат характеризует себя: «Добросовестный, трудолюбивый, не пью, не курю…» Тогда его удивленно спрашивают: «У вас нет ни одного недостатка?». «Один есть, – признается кандидат, – люблю приврать».

7-й вопрос : Почему вы ушли с предыдущей работы?

Плохо, если причиной ухода был конфликт, если кандидат ругает бывшие там порядки и своего бывшего руководителя. Уход с работы из-за конфликта является бегством от трудностей, признанием собственного поражения, накладывающим отпечаток на самооценку личности. Негативное отношение к людям, привычка конфликтовать с сотрудниками, а особенно с руководством, является устойчивой характеристикой личности и обязательно проявятся в той или иной форме на новой работе.

Хороший человек подчеркнет то позитивное, что было в его предыдущей работе и взаимоотношениях с людьми, и назовет такие достойные причины, как желание более интересной (высокооплачиваемой, дающей возможности профессионального роста) работы и стремление наиболее полно реализовать свои возможности.

8-й вопрос : Почему вы решили переменить место работы?

Этот вопрос задают тому, кто на момент собеседования работает. Как и при ответе на предыдущий вопрос не с лучшей стороны охарактеризует кандидата рассказ о конфликте. Тогда как стремление к профессиональному росту, расширению сферы применения своих знаний и умений, повышению зарплаты уважается и приветствуется во всех развитых странах.

9-й вопрос : Получили ли вы другие предложения работы?

Авторитет кандидата повысится, если он расскажет о других приглашениях на работу, но отметит особую заинтересованность именно в этой. Хорошо, если выскажет желание получать максимальное удовлетворение от своей работы. Его настроение не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но и является важнейшим необходимым условием высокой результативности труда, надежнейшей гарантией от ошибок, халатности и брака, а в конечном итоге главным залогом процветания фирмы.

10-й вопрос : Насколько успешно вы прошли собеседование в других местах?

Важно узнать, по каким причинам не прошел собеседование в одних местах и успешно прошел в других. Если убедит, что заинтересовал ваших конкурентов, то и вы постарайтесь его удержать.

11-й вопрос : Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки, постоянные разъезды)?

Этот вопрос чаще задают женщинам. В некоторых фирмах, пытаясь обойти закон, ставят жесткие условия, такие как не заводить детей определенное время, не оформлять больничные листы по уходу за ребенком, не оформлять отпусков без сохранения содержания и так далее.

12-й вопрос : Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет?

Многие безынициативные люди, не планирующие свою карьеру и жизнь, отвечают, что не представляют себе таких дальних перспектив. А человек, нацеленный на личный успех, с готовностью расскажет о своем планируемом профессиональном росте, а возможно, и жизненных целях.

Макс Эггерет в своей книге «Блестящая карьера» рассказал о значении планирования карьеры. В одной знаменитой школе бизнеса в первый день занятий у студентов спросили, кто письменно сформулировал этапы и цели личной карьеры. Только 3% из них подняли руки.

Через 10 лет именно эти 3% добились финансовых успехов больше, чем остальные 97% вместе взятые.

13-й вопрос : Какие изменения вы бы произвели на новой работе?

Хорошо, если покажет свою инициативность, знакомство с ситуацией нововведений и реорганизации. Однако это допустимо только при глубоком знании проблем на фирме. Плохо, если состояние дел знает не слишком хорошо, но стремится все переделать по-своему.

14-й вопрос : К кому можно обратиться за отзывом о вашей работе?

Должен с готовностью предоставить телефоны или адреса бывших сослуживцев и руководителей. Утаивание подобной информации сразу обнаружит отсутствие положительных рекомендаций или неопытность соискателя.

15-й вопрос : На какую зарплату вы рассчитываете?

Русская пословица гласит: «Кто себе цены не знает, тот всегда продешевит». Хороший специалист всегда знает себе цену и рассчитывает на высокую зарплату. Пусть лучше кандидат завысит ожидаемую оплату своего труда, чем занизит ее. Если предполагаемая зарплата не устраивает кандидата, не забудьте «увеличить пирог» и перечислить имеющиеся в организации льготы: премии, медицинские страховки, детские дошкольные учреждения, бесплатный проезд и питание, бесплатное повышение квалификации и другие проявления заботы о персонале.

Ожидаемая и предполагаемая зарплата почти всегда различаются.

Наряду с вопросами кандидату, менеджеру по персоналу желательно проинформировать кандидата об особенностях организации и новой работы. Что может интересовать кандидата:

  • Как изменились главные задачи организации со времени ее основания?
  • Достаточно ли стабилен штат сотрудников, или наблюдается большая текучесть кадров?
  • Какова форма собственности организации?
  • Являются ли сезонными условия найма работников?
  • Какую прибыль получает организация?
  • Положительное или отрицательное общественное мнение имеет организация?
  • Какие новые изделия и услуги разрабатываются в организации?
  • Есть ли связи с зарубежными организациями?
  • Какие перспективы имеет отрасль, к которой относится организация?
  • Консервативные или прогрессивные методы работы и управления персоналом применяются в организации?
  • Каковы критерии отбора кадров?
  • Какова система оплаты труда?
  • Какие выплаты и льготы входят в пакет компенсаций (дотации на питание, проезд, отдых, медицинское обслуживание, дополнительное страхование и т.п.).
  • Каковы будут мои обязанности?
  • С кем я буду работать?
  • Перед кем я буду отчитываться?
  • Будут ли у меня подчиненные, и кто именно?
  • Каковы перспективы моего служебного роста?
  • Каковы перспективы роста моей зарплаты?

Умный и проницательный кандидат может задать особо тонкие вопросы, которые не должны застать вас врасплох. Так, один опытный консультант по кадрам признался, что самым важным в собеседовании считает именно вопросы кандидата. Он рассказал об одном запомнившимся ему человеке, который казался совершенно замкнутым в начале разговора, ничем не выделялся среди других, пока не начал сам задавать вопросы. Его несколько вопросов были самыми разумными и содержательными из всех, которые когда-либо приходилось слышать консультанту. Вопросы предполагали развернутый ответ, а не закрытый типа: Да/Нет.

Кандидат спросил у консультанта:

  • Что вам больше всего нравится в вашей работе здесь?
  • Получаете ли вы удовольствие от работы здесь?
  • Как бы вы описали сложившиеся здесь отношения между людьми?
  • Какими качествами я должен обладать, чтобы меня приняли на работу?
  • Как вы расцениваете мои шансы быть принятым?

В заключение собеседования кандидат должен поблагодарить вас за внимание, которое вы ему уделили, и договориться о сроках принятия окончательного решения о приеме на работу. Активный претендент постарается оставить инициативу за собой, не томиться в ожидании результатов, а договориться, что сам будет обращаться к вам лично или по телефону в оговоренное время, Через 2-3 дня вы можете получить от кандидата благодарственное письмо, в котором он еще раз поблагодарит вас за приятное собеседование.

В ходе завершения собеседования необходимо подытожить, по каким вопросам достигнуто соглашение или взаимопонимание. Четко укажите, на что может рассчитывать претендент и когда это произойдет. Например, вы должны сказать претенденту, когда может быть принято решение и когда вы оповестите его об этом.

Необходимо отметить, что отборочное собеседование остается широко практикуемым методом отбора, вероятно, еще и потому, что наниматели получают возможность познакомиться лично с претендентами. Однако, чтобы противодействовать возможной предубежденности интервьюеров, последние разработки методик проведения отборочного собеседования учитывают:

  • более тщательную подготовку интервьюеров, направленную на то, чтобы исключить у них проявление предубеждений и научить их оценивать претендентов в соответствии с тем перечнем требований, который был составлен в результате проведенного анализа предлагаемой работы;
  • использование собеседования с более четкой структурой, в которой прослеживается прямая связь со спецификой предлагаемой работы и поведением претендента в гипотетических ситуациях, «моделирующих» технические задачи, решаемые в условиях реальной работы;
  • использование жизнеописаний, содержащих информацию о прошлой деятельности претендента, его интересах и достижениях, что позволяет предсказать поведение при выполнении будущей работы. В таких биографических опросниках основное внимание может сосредоточиваться на таких аспектах, как семья, образование, про ведение досуга, или специально концентрироваться на вопросах трудовой деятельности. Претендента можно попросить рассказать о его прошлых достижениях с точки зрения уровня квалификации и компетенции, необходимого для проведения им работы;
  • более широкое использование тестов с типичными примерами рабочих ситуаций, предлагаемых претендентам, и с оценкой их выполнения.

Вконтакте

Собеседование при приеме на работу - фактически обязательная процедура, даже если вы устраиваетесь на "удаленку". Чаще всего собеседование не проводят либо компании для которых персонал не нужен вообще - работодатели для всевозможных фрилансеров, или откровенные аферисты, которые рассчитывают вас кинуть, а для этого им с вами говорить вовсе и не хочется. (хотя, есть аферы построенные именно на собеседованиях при якобы приеме на работу. Но сейчас речь о собеседовании с кандидатом на руководящую должность.

Человек, претендующий на работу руководителя того или иного ранга, уже наверняка сталкивался с ситуациями возникающими при подборе персонала и возможно лично проводил собеседование с претендентами на имеющиеся вакансии.
Даже если этими претендентами были таджики-гастарбайтеры, вы уже примерно представляете, что и как спрашивают при приеме на работу.

Теперь в роли претендета на должность будете выступать именно вы.
Поэтому имеет смысл более подробно взглянуть на этот процесс и немного подготовиться к предстоящему интервью.

Вопросы, заданные в ходе интервью, дают возможность менеджеру по кадрам выяснить, что вы из себя представляете. Способны ли вы ответить не только на типичные и профессиональные вопросы, но и на неожиданные и провокационные.

Вы можете ожидать любые вопросы, касающиеся вашей квалификации, образования, карьеры, опыта работы, привычек, характера и манеры поведения.

Пытаться выучить наизусть "правильные" ответы бесполезно, но подготовиться и сформировать праильную манеру поведения и ответов - необходимо.

1. Расскажите немного о себе
Первый и наиболее часто задаваемый вопрос на собеседовании. Вам нужно подготовить в голове небольшое заявление, фактически биографию и декларацию о намерениях в одном флаконе. Но будьте осторожны, что бы это не выглядело как отрепетированное выступление.

Не рассказывайте пространную автобиографию, уложитесь в 2-3 минуты. Скажите коротко об образовании, а потом опишите опыт работы и достижения. Это хорошая возможность показать свои сильные стороны в профессиональном плане. Если собеседника заинтересует еще что-то, он спросит вас об этом по ходу вашего ответа.

Следует отметить свои преимущества перед другими подобными вам кандидатами (опыт успешной работы, особые достижения в своей профессиональной области, природные способности и т.д.), подчеркивая свое желание и полную готовность занять эту должность.

Говорите спокойно, уверенно, кратко и точно. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником и выражайте заинтересованность и сдержанный энтузиазм.

Типичные ошибки:
Многословие, акценты на незначительных деталях.
Формальное и сухое изложение биографических данных.
Излишнее волнение, путаница в простых фактах или подчеркнутое равнодушие.

Не следует задавать уточняющие вопросы типа «что именно вы хотите узнать?»
Недопустим ответ: «В резюме все написано». После этого можете сразу уходить.

2. Почему вы ушли(или хотите уйти) с прошлой работы?
Никогда не ссылайтесь на главную проблему с директором и не говорите о вашей непереносимости начальника, коллектива или организации. Будете выглядеть далеко не лучшим образом, если и не склочником, то где-то рядом. Оставайтесь позитивным.

Улыбайтесь и говорите об уходе как о положительной стороне, такой как удобный случай сделать что-то особенное, о карьерном росте или о других схожих причинах.

Работодатели спокойно переносят ответы связанные с удаленностью предыдущего места работы и с желанием профессионального роста и заработной платы.

3. Какой у вас опыт работы в данной области?
Говорите о специфике и о деятельности, которая относится к вакансии, на которую вы претендуете.
Если у вас нет большого опыта, расскажите как можно подробнее из того, что вы изучали и умеете.

4. Вы считаете себя успешным?
Довольно распространенный вопрос для претендента на руководящую должность. И почти обязательный для бывшего предпринимателя.

Всегда нужно твердо отвечать "Да" и кратко объяснять почему.
Хорошее объяснение состоит в том, что вы установили для себя определенные цели и смогли их достичь. Преодолевая трудности, естественно.

5. Что коллеги говорят о вас?
Подготовьте пару цитат о себе от своих коллег и сотрудников: "Слишком требователен к себе и другим... Меня часто называют "трудоголиком" и т.д.
Сработает даже какое-нибудь специфическое утверждение, фраза или кличка с позитивным оттенком.

6. Что вы знаете об этой организации?
Этот вопрос очень любят небольшие и никому неизвестные компании.
Следует узнать что-либо об организации перед собеседованием. Узнайте к чему они стремятся, их текущие проблемы и главных игроков на этом рынке.

Большинство компаний хотят нанимать людей, которые испытывают симпатию к компании и ее продукции. Они не хотят, чтобы рядом с ними оказались случайные люди. Это ваша доказать, почему работать именно в этой компании важно для Вас и почему Вы думаете, что вы подходите.
Этот вопрос предназначен для отсеивания кандидатов, которые не имеют серьезного намерения работать в компании. Иногда он используется для отвлечения внимания, пока интервьюер обдумывает следующий вопрос или изучает Ваше резюме.
7. Что вы сделали, чтобы улучшить ваши знания за последний год?
Попытайтесь упомянуть какую-либо деятельность, которая относится к этой работе. Широкий спектр интересов может быть отмечен как положительный для саморазвития.

8. Вы обращались в другие организации?
Не тратьте много времени на этот вопрос, но и не скрывайте правду. Сосредоточьтесь на работе данной организации и подумайте, что вы сможете сделать для нее. Если последует уточнение - почему вас не взяли "туда" - говорите правду. Кадровики всегда могут это проверить.

9. Почему Вы хотите работать у нас?
Это может заставить вас задуматься и ответ, конечно, должен основываться на исследовании, которое вы сделали об организации. Здесь очень важна искренность ответа. Свяжите это с долгосрочными целями карьерного роста.
Приведите конкретные доводы в пользу того, что именно эта должность позволит вам максимально реализовать свои устремления, способности, знания и опыт, а компания в вашем лице приобретет незаменимого сотрудника ("У меня опыт работы именно в данном сегменте рынка, большие связи, много наработок и пр.").
Совершенно неправильно выдавть стандартные фразы: "меня привлекает интересная работа... перспектива роста... хорошая зарплата". Главное – это не показать себя нуждающимся человеком.
Если у вас сейчас есть работа, обязательно скажите о ней что-нибудь хорошее. И после этого назовите какой-то момент (или отдельные моменты), который вас не устраивает.

10. Вы знаете кого-нибудь, кто работает на нас?
Узнайте о кадровой политике по отношению к родственникам и знакомым, работающим на организацию. Это может отразиться на вашем ответе. Упоминайте знакомых только в том случае, если вы действительно полагаете, что работодатель думает про них хорошо и их мнение о вас может его интересовать.

11. Какой размер зарплаты вы ожидаете?
Это такая небольшая провокация или игра, в которой вы, вероятно, проиграете, если ответите первым. Поэтому не отвечайте. Вместо этого скажите что-то вроде "Это сложный вопрос. Вы можете сказать мне вероятный диапазон для этой должности?". В большинстве случаев работодатель вам ответит. Если нет, то скажите, что все зависит от деталей работы. Затем дайте широкий но приемлимый диапазон возможных зарплат. Обязательно назовите свою реальную существующую зарплату. Чаще всего ее тоже проверяют, поэтому не стоит называть "запредельные" цифры.

12. Вы работаете в команде?
Это один из ключевых моментов интервью. Конечно, вы работаете в команде! Убедитесь, что у вас есть готовые примеры. Специфические особенности, которые показывают, что вы приносите действительную пользу при совместной работе. Не хвастайтесь, скажите это так, как будто просто излагаете факты.

13. Как долго вы ожидаете проработать, если мы вас примем?
Текст вроде этого обычно срабатывает: "Хотелось бы как можно дольше" или "До тех пор, пока мы оба будем чувствовать, что я делаю хорошую работу".

14. Вы увольняли кого-нибудь? Как вы себя при этом чувствовали?
Это серьезный вопрос. Не стоит показывать, что вам нравится увольнять людей. В тоже время вы не дрогнув делаете это тогда, когда нет другого выхода.
Если приходится делать выбор между организацией и человеком, который создает проблемы, вы на стороне организации.

15. Какова ваша философия по отношению к работе?
Интервьюер не ждет длинных диссертаций. Вы испытываете положительные эмоции, когда работа закончена? Да. Тогда этот тип ответа здесь будет лучшим. Краткий и позитивный, показывающий выгоду для организации.

16. Если бы у вас было достаточно денег, вы бы перестали работать прямо сейчас?
Ответьте да, если вы так думаете. Но так как вам нужно работать, это тот тип работы, который вы предпочитаете. Не говорите да, если вы так не думаете.

17. Вас когда-либо просили оставить должность?
Если нет, говорите нет. Если да, то будьте честны, кратко опишите ситуацию, избегая негативных высказываний в отношении людей или организации. Да и против себя свидетельствовать не стоит.

18. Объясните, чем бы вы могли быть полезны организации.
Вы должны желать этого вопроса. Он дает вам шанс выдвинуть на первый план ваши лучшие качества, касающиеся обсуждаемой вакансии. Без хвастовства. Скромно, но объективно.

19. Почему мы должны нанять вас?
Укажите то, в чем вы сильны и в чем нуждается организация, по-вашему мнению.
Не упоминайте других кандидатов, чтобы провести сравнение.

20. Что раздражает вас в коллегах?
Это вопрос-ловушка. Сделайте вид, что сильно задумались, но так и не смогли ничего особенного придумать. Короткое заявление, что вы хорошо ладите с людьми, будет к месту. В крайнем случае укажите нечестность и безответственность.

21. В чем вы наиболее сильны?
Многочисленные ответы - это хорошо, просто оставайтесь позитивным. Несколько хороших примеров: ваши способности, ваши навыки в разрешении проблем, ваша способность работать под давлением, ваша способность сконцентрироваться на проекте, ваш профессиональный опыт, ваши навыки лидера, ваш позитивный настрой.

22. Расскажите мне о работе вашей мечты.
Избегайте определенной работы. Если вы скажите, что это работа, на которую вы претендуете, это будет выглядеть лживо и льстиво. Если вы назовете другую работу, то разовьете подозрение, что будете не удовлетворены своей работой, в случае принятия. Лучше сказать что-то вроде: "Место, где я мог бы любить работу, нравиться людям, мог бы полностью отдаться делу и с нетерпением ждать начала рабочего дня". Только короче.

23. Почему вы думаете, что можете справиться с этой работой?
Дайте несколько причин и включите навыки, опыт, заинтересованность.

24. Где и кем вы себя видите через 3-5-10 лет?
Что они хотят услышать?
Насколько Вы серьезно настроены по поводу его компании? Является ли компания частью вашего долгосрочного плана, или они являются только ступенькой?
Серьезно ли Вы подходите к планированию своей карьеры?
Знаете ли Вы, чего хотите? Есть ли конкретные цели?
Как ЭТА работа поможет вам их достичь?
Насколько Вы амбициозны? Притом, что амбициозность может быть позитивной или негативной.
Как укладывается эта должность в ваши долгосрочные планы? Не является ли эта работа только латанием дыр?
Есть ли у вас вообще какие-либо долгосрочные планы? Насколько далеко компания может планировать работу с Вами?
Ошибкой будет удивление и ответы типа: "Откуда же я знаю?", "Понятия не имею", «Как получится», «Не знаю», «только Бог знает» и т.п.
Запрещены фразы типа «просто делать свою работу…» « уйти спокойно на пенсию», «открыть свой бизнес», «начать путешествовать» и т.п.
Планы и ожидания от работы должны быть реальными.
Следует ответить, что вы в будущем планируете карьерный рост, сформулировав этапы и цели личной карьеры. Лучше умеренно переоценить, чем недооценить себя.
Однако берегитесь создать угрозу вашим будущим руководителям. Если они будут опасаться, что Вы можете «подсидеть» их, Ваши шансы невелики…

25. С каким человеком вы бы отказались работать?
Опишите небольшие недостатки, но не будьте банальны.

26. Что вас важнее: работа или деньги?
Деньги всегда важны, но работа важнее. Здесь нет лучшего ответа.

27. Какие Ваши сильные стороны отметил бы ваш бывший руководитель?
Есть много хороших возможностей: лояльный, энергичный, позитивно настроенный, лидер, лидерство, командный игрок, эксперт, инициативный, настойчивый, креативный.
Честно обозначьте те ваши качества, которые ценятся на данной работе в данной должности. Всегда и везде ценятся профессионализм, активность, порядочность, доброжелательность к людям, правдивость и преданность.
Жеманно-скромный ответ: "Пусть об этом судят окружающие..." - и вас вычеркивают.
Уметь «продавать» себя, не показавшись высокомерным хвастуном - одно из наиболее важных навыков в жизни. Многие люди просто боятся «продавать» себя, боясь показаться зазнайкой.

28. Расскажите о проблемах, которые у вас были с предыдущим начальником.
Самая большая ловушка из всех в этом собеседовании.
Это тест, чтобы увидеть, будете ли вы плохо говорить о вашем боссе.
Если вы попадетесь на это и расскажите о проблемах с бывшим начальником, вы можете сразу же закончить интервью. Оставайтесь позитивным и сошлитесь на то, что вообще не помните о том, что у вас были какие-нибудь неприятности с начальником. Дайте начальнику краткую, но положительную характеристику.

29. Что вас разочаровало в работе?
Не становитесь недоброжелательным.
Выскажитесь в позитивном ключе: жизни без проблем не бывает, но трудности преодолимы, судьба и карьера человека в его руках, люди, в большинстве своем, доброжелательны и готовы к сотрудничеству, неудачи мобилизуют силы.
Примеры должны быть у вас заранее подготовлены. Не обязательно в качестве примеров давать свои самые большие промахи. Главное, чтобы, назвав свое упущение, вы могли показать, как вы сами его исправили и избавили компанию от неприятностей.
Абсолютно недопустимо мрачное восприятие действительности: жалобы на судьбу, невезение, несправедливость и постоянные неразрешимые проблемы, обвинение во всем других людей и внешних обстоятельств. Нельзя показать какую-либо серьезную слабость, влияющую на решение о приеме на работу.

Можно попасть в ловушку, дав один из следующих ответов:
Я не могу припомнить такой ситуации.
Это покажет Вас как невероятным совершенством или совершенно наивным человеком, неспособным предусмотреть или сделать выводы из проблем и ошибок.

Дать пример неприятной ситуации, но не дать понять в процессе повествования, что история будет иметь счастливый конец!
В принципе, можно привести и примеры, не относящиеся к работе. При условии, что они продемонстрируют те Ваши навыки, что пригодятся в будущем деле.

30. Расскажите мне о вашей способности работать под давлением.
Вы можете сказать, что успешно справляетесь с различными давлениями. Дайте соответствующий пример.

31. Ваши навыки подходят для этой работы или другая работа была бы вам ближе?
Вероятно для этой. Не давайте почвы для подозрений, что вы, возможно, хотите другую работу больше, чем эту.

32. Что заставляет вас работать с максимальной отдачей?
Это - личная черта, про которую можете сказать только вы. Но хорошие примеры: достижение, признание.

33. Вы бы согласились работать сверхурочно? Ночью? В выходные?
Тут вам решать. Будьте полностью честны. Хотите работать - придется работать.

34. Почему вы думаете, что преуспеете на этой работе?
Есть несколько хороших примеров: Вы устанавливаете высокие стандарты для себя и выполняете их. Ваши результаты имеют успех. Ваш босс признает вашу квалификацию.

35. Вы бы согласились на переезд, если потребуется?
Вы должны обсудить это со своей семьей перед интервью, если вы полагаете, что есть шанс и это может произойти. Не говорите "да", только ради того, чтобы получить работу, если реальный ответ "нет". Это может отразиться на вашей карьере в будущем. Будьте предельно честным в этом вопросе и уберегите себя от неприятностей в будущем.

36. Вы согласились бы поставить интересы организации выше своих?
Это прямой вопрос о лояльности. Не волнуйтесь об этических и философских значениях. Просто скажите "да".

37. Опишите ваш стиль управления.
Избегайте штампов. Скажите, что используете ситуативный стиль управления, то есть действуете согласно ситуации.
И системного подхода! ... Чему мы вас учим? ...

38. Были ли у вас промахи или неудачи по работе?
Здесь вы должны придумать что-нибудь или подорвете доверие. Расскажите о небольшой ошибке, из которой вы извлекли урок.
Что они хотят узнать? Прежде всего, какие меры вы приняли, чтобы потом исправить положение. А еще лучше показать на примере, что вы заранее поняли, что дела могут пойти не так, как нужно, и какие меры вы приняли, чтобы предотвратить это. Помните: вы не мистер Идеал, промахи бывают у всех! Постарайтесь подготовить примеры, близкие к работе, на которую вы претендуете. Например, подготовить рассказ о неудаче, за которую Вы не несли полной ответственности, но взяли вину на себя… Неудача должна перерасти в будущий успех, изменить вас в лучшую сторону.

39. Какие у вас есть недостатки?
Вопрос-уловка. Если вы знаете про свои слабые места, они уже таковыми не являются. Не раскрывайте свои карты. Позвольте им сделать собственное открытие.
С готовностью назовите 2-3 своих недостатка, искусно представив их как достоинства, например: "Всегда говорю правду в глаза... Слишком требователен к себе и другим... Меня часто называют "трудоголиком" и т.д.
Помните: недостатки должны быть продолжением ваших достоинств.
Ошибки:
Честное признание недостатков (плохо знаком с подобной работой, не хватает специального образования, ленив, вспыльчив и т.д.).
Также неправильно говорить "у меня нет недостатков" - это воспринимается как отсутствие критичности по отношению к себе, склонность обвинять в случае провала коллег или просто как ложь.
Рекрутер также хочет посмотреть, насколько Вы можете оценить себя, и насколько эта оценка совпадает с его мнением. Лучше всего выбрать такой недостаток, который не влияет на вашу способность выполнять ту работу, на которую нанимаетесь. И обязательно превращайте негатив в позитив!
В конце концов, Вы можете ответить, как один из хрестоматийных соискателей, который в ответ на вопрос «В чем ваше основное слабое место?», посмотрел прямо в глаза, улыбнулся и сказал: «Шоколад».

40. Если бы вы нанимали человека для этой работы, на что бы вы обратили внимание?
Будьте внимательны и упоминайте черты, которые нужны и которые есть у вас.

41. Вы думаете, что достаточно квалифицированы на эту вакансию?
Независимо от вашей квалификации, сообщите, что вы очень хорошо пригодны на эту позицию.

42. Как вы собираетесь возмещать недостаток опыта?
Если у вас есть опыт, о котором интервьюер не знает, скажите, что вы упорно работаете и легко обучаетесь.

43. Какие качества вы ищите в боссе?
Качества, заслуживающие доверия - осведомленность, чувство юмора, справедливость, лояльность к подчиненным. Все боссы думают, что у них есть эти черты.

44. Как вы разрешаете конфликты?
Выберите определенный инцидент. Скажите, что сконцентрировались на проблеме и решили проблему технически, а не в результате диспута.
Приведите пример нерадивости подчиненных, и как вы исправили ситуацию…Примеры должны касаться только производственных отношений.
По сути, рекрутеры всегда ищут людей, которые хорошо уживаются с другими людьми, но при этом решают поставленные компанией задачи. Они ищут того, кто может подняться над конфликтом и эмоциями, и найти решение.
Сейчас не время рассказывать, насколько вы ненавидите вашего нынешнего босса или коллег!
Не стоит также говорить, как тяжело работать в Вашей компании и сколько у вас аргументов, чтобы поменять работу. Нельзя также утверждать: «У меня никогда не бывает проблем с другими людьми».

45. Какую роль вы предпочитаете занимать в командной работе над проектом?
Будьте честны. Если вы чувствуете себя комфортно в различных ролях, сообщите об этом.

46. Опишите свою этику работы.
Подчеркните выгоды для организации. Что-то вроде решительность закончить начатую работу и наслаждение от ее выполнения.

47. Какое у вас было самое большое разочарование в профессиональном плане?
Убедитесь, что вы ссылаетесь на то, что было вне вашего контроля. Дайте понять, что вы смирились с этим и никаких негативных эмоций.

48. Расскажите мне о самом забавном случае, произошедшем на работе.
Вспомните о шутке, произошедшей во время выполнения какого-либо задания для организации. Не старайтесь использовать специфически профессиональные приколы, ограничтесь общедоступным юмором. На уровне американского.

49. У вас есть какие-либо вопросы?
Всегда имейте наготове несколько вопросов.
Например: Как скоро я могу стать полезным? Какими видами проектов я смогу заниматься? Кто руководит этим напрвлением? Проявите интерес к реальности данной работы и своему участию в ней.

И главное - не бойтесь!
Вас не укусят и на этой работе свет клином не сошелся.
Держитесь уверенно и достаточно независимо. Отвечайте четко и по-делу.
Не врите.
И у вас все получится!

Вы долго были в поиске работы, и вот поступил долгожданный телефонный звонок. Вас приглашают на собеседование. Помимо радости, возникает чувство тревоги и страха. Как понравиться работодателю? Как нужно себя вести и что говорить? Предлагаем рассмотреть пример вопросов и ответов на собеседовании.

Стандартные вопросы на собеседовании

Для того чтобы собеседование прошло в вашу пользу, необходимо как следует к нему подготовиться. Начнем с того, что вы должны быть готовы к задаваемым вопросам. Перечислим наиболее популярные :

Что вы можете рассказать о себе?

Здесь вам необходимо рассказать о своих успехах и достижениях. Уделите внимание своему образованию и профессиональным навыкам. Сделайте акцент на то, что вам очень интересна именно эта сфера деятельности, которой занимается данная компания. Не стоит «лить воду», ответ должен быть четким, продолжительностью около трех минут.

По какой причине вы ушли с прежнего места работы?

На данный вопрос необходимо подготовить правильно сформулированный ответ. Ни в коем случае не нужно говорить о том, что бывшее руководство виновато в вашем увольнении. Тем самым вы продемонстрируете свои слабые стороны. Здесь могут быть следующие варианты ответа: неудобное для вас месторасположения, частая смена руководителя, неудобный график работы, отсутствие профессионального роста и так далее.

Чем именно вызвала у вас интерес наша компания?

Здесь вы можете воспользоваться ответами с предыдущего вопроса, то есть сказать, что в данной компании можно решить те проблемы, что были у вас на прежнем рабочем месте. Либо можно назвать какие-то другие причины, побудившие вас на это.

Что входило в ваши обязанности на прежней работе?

При ответе на этот вопрос нужно четко рассказать о том, какие задачи вы выполняли ранее. Можно также дополнить рассказ участием в каких-либо проектах, достижениями и наградами, полученными вами.

Что вы можете рассказать о своих слабых и сильных сторонах?

Постарайтесь назвать те положительные качества, которые необходимы сотруднику на той должности, которую хотите заполучить вы. Не забудьте упомянуть про свое трудолюбие, пунктуальность и ответственность.

Узнайте, какие существуют методики проведения собеседований:

Какую заработную плату вы хотели бы иметь на данной должности?

Рекомендуем при ответе на данный вопрос назвать сумму, немного превышающую среднюю заработную плату. В том случае, если вы назовете невысокий размер заработной платы, то у работодателя может сложиться впечатление, что у вас заниженная самооценка или вы являетесь плохим работником. Ну, а если назвать, наоборот, высокую заработную плату, то можно произвести впечатление весьма амбициозного и горделивого человека.

Какой информацией о нашей компании вы обладаете?

Ответ на этот вопрос требует хорошей предварительной подготовки. Прежде чем идти на в компанию, узнайте о ней как можно больше информации: чем занимается, какую продукцию выпускает, как долго ведет свою деятельность, кто ею руководит и прочее.

Кем вы будете спустя 5-10 лет?

Здесь необходимо показать, что вы нацелены на плодотворную работу в компании и через 5 или 10 лет видите себя на более высокой должности, значительно поднявшись по карьерной лестнице.

По каким критериям вы выбираете работу? Назовите 5 основных из них.

Ответ должен быть кратким и исчерпывающим: карьерный рост, достойная заработная плата, хороший сплоченный коллектив, удобный график работы, месторасположение офиса, возможность повышать квалификацию и так далее.

Возникли ли у вас к нам вопросы?

Обязательно задайте хотя бы пару вопросов. Это важно! Ведь если у соискателя нет вопросов к будущему работодателю, то, возможно, он просто не так уж и заинтересован в данной работе. Здесь можно спросить о должностных обязанностях, испытательном сроке, социальном пакете, карьерном росте и прочее.

Нестандартные вопросы на собеседовании: пример вопросов

Узнайте как подготовиться и пройти стрессовое собеседование:

Некоторые работодатели, желая сразу увидеть реакцию возможного будущего сотрудника на неожиданные ситуации, задают на собеседовании каверзные вопросы, которые соискатель вовсе не ожидает услышать. Многих кандидатов они тем самым просто загоняют в угол. Какие нестандартные вопросы можно услышать на собеседовании? Перечислим некоторые из них:

  • Какие мысли вас посещают касательно вашего будущего начальника?
  • Чему вы больше будете уделять внимания: семье или работе?
  • Какими чертами характера должен обладать хороший руководитель?
  • Вы - конфликтный человек?
  • Поддавались ли вы критике на прежней работе?
  • Что такое идеальная компания?
  • Почему именно вы должны работать в нашей компании?
  • Что вы сделаете в первую очередь, когда выйдете на новое рабочее место?
  • Занимаетесь ли вы планированием рабочего дня?
  • В связи с чем, в одной организации занимаются воровством, а в другой этого не делают?
  • Как бы вы истратили выигранный в лотерее миллион?
  • Последняя прочитанная вами книга?

Так как правильно реагировать на такие вопросы? Главное - не быть растерянным и испуганным. Всегда помните о творческом подходе к любому вопросу и не забывайте о чувстве юмора, но не стоит увлекаться! Будьте благоразумны и собраны, не разводите демагогию. Ответы должны быть краткими, адекватными и исчерпывающими.

Как вести себя уверенно?

Что нельзя говорить на собеседовании?

Самая главная ошибка соискателя на собеседовании - необдуманные ответы на поставленные вопросы. Иногда кандидат просто слишком преувеличивает свои возможности или откровенно использует вранье. Рассмотрим основные ошибки соискателя на собеседовании:

  • кандидат слишком много говорит. Не следует этого делать. Отвечать нужно кратко и по существу;
  • ни в коем случае не следует хвалиться какими-либо связями с известными и влиятельными людьми;
  • нельзя спрашивать на собеседовании о том, чем занимается компания. Вы должны быть в курсе ее дел;
  • не стоит выдвигать перечень своих требований, выбирают здесь вас, а не вы их;
  • нельзя критиковать бывшее начальство. Вы выставите себя жалобщиком и ябедой.

Какие личностные качества необходимо показать на собеседовании?

Предоставляем вам перечень тех качеств сотрудника, которые следует показать будущему работодателю и, по возможности, рассказать о них:

  • инициативность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • доброжелательность;
  • настойчивость;
  • ответственность;
  • аккуратность.

Факторы, негативно влияющие на впечатление о сотруднике

Работодатель не оценит следующие моменты на собеседовании:

  • плохой, небрежный внешний вид соискателя;
  • откровенное вранье;
  • запах алкоголя или сигарет;
  • зазвонивший мобильный телефон соискателя во время собеседования;
  • излишняя молчаливость;
  • высокомерность;
  • критика бывшего начальства.

Ведя диалог с работодателем на собеседовании, не следует углубляться в свою личную жизнь. Она никак не должна относиться к работе. Храните все детальные подробности при себе. Отвечайте строго по делу. И помните, что вы должны всегда оставаться собой и давать только правдивую информацию.

Заранее подготовившись к собеседованию и продумав все ответы и встречные вопросы, а также свое поведение при беседе с руководителем, вы значительно повысите свои шансы заполучить желаемую должность.

Видео - «Какие вопросы мы задаем на собеседовании?»

Перед тем как проводить собеседование, необходимо подобрать компетентного человека, подходящего на роль интервьюера. Он должен быть осведомлен о специфике работы предприятия и самой вакансии, на которую нацелены кандидаты, обладать навыками целевого построения беседы и уметь сделать правильный и беспристрастный вывод.

Интервьюер должен быть осведомлен о специфике работы предприятия и вакансии.

На небольших предприятиях процедуру приема на работу проводят, как правило, сами руководители.

Примерный план интервью при приеме на работу выглядит так:

  • Краткая обрисовка цели беседы.
  • Диалог на общую тематику компании.
  • Переключение внимания на должность, на которую претендует человек.
  • Вопросы о квалификации, опыте.
  • Ответы на вопросы кандидата.

Соблюдайте этот порядок проведения интервью, и собеседование пройдет успешно. Если по ходу беседы принято решение отказать кандидату, можно корректно сообщить ему об этом, указав на причины.

Требования к эффективному собеседованию

Существуют правила организации собеседования. Начнем с того, что в обязательном порядке должно быть у интервьюера:

  • Перечень всех кандидатов и протоколы для заметок.
  • Профессиограмма вакансии (требования к потенциальному работнику).
  • Должностные инструкции.
  • Ориентировочный план собеседования.
  • Перечень вопросов.
  • Бланки для фиксации ответов претендентов.
  • Организованное для интервью место.

Эффективно провести собеседование поможет помещение, в котором никто и ничто не отвлекает от беседы. Если кандидатам приходится ждать в очереди, следует подготовить комфортабельные стулья и воду. Помните, что не только работодатель выбирает сотрудника, но и сотрудник – работодателя. Обидно будет упустить хорошего кандидата из-за мелочи.

Эффективно провести собеседование поможет помещение, в котором никто и ничто не отвлекает от беседы.

Согласно мнению психологов, собеседование будет более продуктивным, если проводящий его будет сидеть не за письменным столом, а например, на диване. Это позволит создать атмосферу непринужденного общения, оценить внешний вид кандидата, жесты, мимику.

Описывая компанию, представьте ее в выгодном свете, но избегайте немотивированных «золотых гор», если расчитываете на долгосрочное сотрудничество. Небольшие перерывы (5-7 минут) между собеседованиями с очередным кандидатом помогают разложить мысли по полочкам, настроиться на работу с новым человеком и записать в протокол данные о потенциальном сотруднике, проанализировав его ответы и поведение.

Если интервью проводит не ЛПМ (лицо, принимающее решения), протокол должен заполняться максимально подробно. Его формат не регламентирован: может быть подготовлен заранее или составляться на усмотрение интервьюера. Документ должен включать в себя личные данные кандидата, его прошлый профессиональный опыт. Однако основная цель протокола – составить оценочную характеристику потенциального работника. Поэтому интервьюер должен фиксировать в нем заметки и важные моменты интервью, которые помогут сформировать конечное мнение и принять решение: нанять или отказать.

Если ищете сотрудника на руководящую должность, не проводите в течение одного дня более 5 интервью. Лучше разбейте процесс на несколько дней. В противном случае к вечеру кандидаты начнут казаться «на одно лицо».

Перечень вопросов для собеседования зависит от специфики вакансии. Они могут затрагивать как личную сферу жизнедеятельности человека, так и профессиональную. Вообще, это напрямую зависит от того, какой вид или методика проведения собеседования является оптимальной в вашем случае. Немногим позже мы рассмотрим тему вопросов для каждой конкретной ситуации.

Методы проведения собеседования

Существуют различные виды собеседования с потенциальными кандидатами, которые могут быть использованы интервьюером.

  • Британский. Решение о приеме на работу принимается исходя из личной беседы. Вопросы по профессиональной деятельности и личной жизни. Подойдет для широкого круга должностей, но в качестве ознакомительной беседы и для получения обобщенных данных.
  • Немецкий. Преимуществом обладает пакет сопроводительных документов (личные дела с предыдущих мест, рекомендательные письма, сертификаты, дипломы). Педантичные немцы обычно тщательно проверяют достоверность сведений и уделяют внимание профессиональным навыкам (личные качества менее значимы). Идеально подойдет для «серьезных» должностей: руководителей, медицинских работников, педагогов.
  • Американский. Приоритет творческих, умственных и психологических способностей. Формы – прохождение тестирования, беседа в неформальной обстановке, презентация компании с вопросами о том, как бы потенциальный сотрудник поступил в той или иной ситуации. Таким образом нанимаются творческие профессии: креативный менеджер, дизайнер.
  • Китайский. Внимание к письменным экзаменам, например сочинениям, тестам. В Китае предпочитают эрудированных и интеллектуально развитых сотрудников. Способ подойдет для набора специалистов на должности, связанные с интеллектуальной работой: инженер, редактор издательства.

В современной кадровой практике редко применяется какая-то одна техника проведения собеседования. Кроме того, профессионалы в области HR создают собственные методы, основанные на вышеописанных.

Чтобы не допустить предвзятости по отношению к интервьюируемому, в крупных компаниях интервьюеров должно быть несколько (2-4 человека) или применяется многоступенчатый подбор (например, кадровик – потенциальный непосредственный руководитель – руководитель подразделения).

Методики проведения собеседования

Для приема новых сотрудников может использоваться любая приведенная ниже методика. Но это не говорит, что нужно выбрать первую понравившуюся. Для найма на конкретную профессию одни подойдут, а другие – нет.

Для найма на конкретную профессию одни методики подойдут, а другие – нет.

На базе компетенций

Считается одной из самых объективных и универсальных методик для выявления соответствия кандидата конкретной должности. Цель интервью – понять, насколько кандидат компетентен в своем деле.

Задаются вопросы на профессинальные темы, которые должны иметь под собой реальные основы. Если они будут затрагивать прошлый опыт кандидата на аналогичной должности, это может рассказать о многом.

Если вопросы будут затрагивать прошлый опыт кандидата на аналогичной должности, это может рассказать о многом.

Например, если на работу принимается бухгалтер расчетного стола, может быть задан такой вопрос: «Как вы оформите проводку поступления денег с расчетного счета в кассу предприятия?» Если же речь идет о должности механика, вопросы должны быть из разряда специфической технической тематики: «Работали с автомобилями BMW прежде? В чем специфика их ремонта?».

Такие интервью нежелательно доверять HR-менеджерам. Нужен человек, который разбирается в теме и сможет оценить компетентность кандидата.

Ситуационная

Принцип собеседования раскрыт в самом названии. Подойдет для приема на должность, где требуется самостоятельно и быстро принять решение по ситуации: руководящие должности, сотрудники служб быстрого реагирования.

Проектируется любая ситуация по должности, и кандидату задается конкретный вопрос, как он поступит. Количество ситуаций – от пяти до десяти. По итогам оценивается соответствие сотрудника принципам работы компании.

Проективная

Здесь человеку предлагается оценить действия других людей или персонажей (фильмов, литературных произведений). Потенциальный сотрудник должен проанализировать ситуацию и дать ей личную или профессиональную оценку. Используется для найма на руководящие должности со спокойной рабочей атмосферой.

Преимущества такого собеседования:

  • Малая вероятность «правильных ответов» со стороны опрашиваемого.
  • Ожидания претендента можно сопоставить с реальным состоянием компании.
  • Возможность максимально точно оценить творческий и мотивационный потенциал человека.

В отличие от ситуационного принципа, может даваться некоторое время на раздумья. Допустимо предложение нескольких вариантов и анализ для выбора наилучшего. Ответы должны быть максимально полными и развернутыми. Профессиональные и личностные вопросы чередуются, чтобы избежать «подстраивания» под ситуацию.

Проективные вопросы позволяют оценить личностный и интеллектуальный потенциал. Используйте эту методику, если для должности это необходимо.

Стрессовая

Интервью подходит для должностей, на которых постоянно возникают нестандартные ситуации, требующие выдержки: продавцы, работники шоу-бизнеса, менеджеры по продажам, операторы горячих линий, руководители, журналисты.

Организуется в предельно напряженной атмосфере. Допускаются следующие приемы:

  • Принцип «злого и доброго полицейского».
  • Перекрестные опросы.
  • Нестандартные вопросы по профессии с уточнением деталей (иногда собеседование длится несколько часов).
  • Психологическое давление: намеренное выведение из себя, неделикатные вопросы.

Стрессовые собеседования могут проводиться как с оповещением об их специфическом характере, так и без. Во втором случае «чистота» эксперимента выше, но есть риск нестандартных ситуаций (бывают и драки).

Объективность такого интервью оценить сложно. Часто прохождение испытания является следствием не устойчивой психики, а стеснительности или заниженной самооценки.

Итоги собеседования

В завершение собеседования следует подвести итоги, т.е. подготовить отчет, в котором будет находиться следующая информация:

  • ФИО интервьюируемого.
  • Должность.
  • Информация об интервьюере.
  • Дата и время собеседования.
  • Общие выводы (сильные/слабые стороны человека, впечатления о кандидате, мотивация, рекомендации).

Выбор методики собеседования для каждой конкретной профессии уникален, а значит, «идеальных» способов не существует. Подойдите к этому вопросу внимательно, ведь неверный выбор кандидата – это прямые убытки компании (незаработанные деньги, снижение качества продукции, дестабилизация коллектива) и лишнее время, которое уходит на поиск и обучение сотрудника.



Рассказать друзьям