Правила спортивного фехтования. Фехтование - что такое? Все о фехтовании как о виде спорта Фехтование судейство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СОРЕВНОВАНИЯ И СУДЕЙСТВО

ЛИЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

На Чемпионате мира личные соревнования проводятся по системе прямого выбывания со смешанной формулой, включающей предварительный тур боев в группах, предварительную таблицу прямого выбывания, затем таблицу прямого выбывания на 64 участника для того, чтобы выявить восемь или четыре участника финала, проводимого также по системе прямого выбывания.

Бои в группах предварительного тура проводятся до 5 уколов (ударов), в турах прямого выбывания - до 15 уколов (ударов).

В фехтовании на рапирах и шпагах бои прямого выбывания заканчиваются, когда один из участников нанес 15 уколов или когда 9 минут, отведенные на бой, истекли. Бои состоят из трех частей (раундов) с минутным перерывом между ними. Участник, нанесший большее число уколов, считается победителем.

В фехтовании на саблях первая часть (первый раунд) продолжается до нанесения одним из соперников 8 ударов (уколов). Бой заканчивается, когда один из участников нанес 15 ударов (уколов).

КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

В каждом виде фехтования команды состоят из трех участников с запасным или без запасного. Команда может начать встречу только в полном составе.

На Чемпионате мира команды занимаются места в таблице по их официальной классификации ФИЕ. Команды неквалифицированные занимают последние места в таблице и отбираются жеребьевкой.

Бои в командных соревнованиях проводятся по формуле «эстафета», по которой каждые три участника одной команды встречаются с каждым из трех участников команды-соперницы (9 этапов «эстафеты»). Каждый этап «эстафеты» проводится на 5 уколов (ударов) (5-10-15-20 и т.д.). Максимальное время для каждого этапа - 3 минуты.

Два первых соперника фехтуют до тех пор, пока один из них не нанесет 5 уколов (ударов) в максимально отпущенное время - 3 минуты. Следующая пара соперников фехтует до 10 уколов (ударов) также продолжительностью не более 3 минут. Далее в последующих поединках эстафета продолжается до счета, кратного пяти.

Если по истечении времени в 3 минуты счет, предусмотренный для этого этапа, не достигнут, следующая пара соперников начинает бой с достигнутого счета и фехтует до счета, предусмотренного для данного этапа с максимальным временем в 3 минуты.

Командой-победительницей является та, которая первой добивается максимального результата в 45 уколов (ударов) или та, которая нанесет больше уколов (ударов) в установленное время.

В случае равенства в счете по окончании установленного времени на последнем этапе матча участникам предоставляется дополнительная минута боя, в которой они фехтуют до решающего укола (удара). До возобновления боя арбитр проводит жеребьевку, чтобы определить, кому будет присуждена победа, если счет останется равным после дополнительной минуты.

СУДЕЙСТВО

Все фехтовальные бои проводит арбитр, который руководит боем, проверяет оружие, одежду и снаряжение участников перед началом каждого боя, присуждает уколы (удары) выносит предупреждения и наказания за нарушения, в соответствии с Правилами.

Для присуждения укола или удара аргументом для арбитра являются лишь показания электронного аппарата, фиксирующего уколы (удары).

Арбитр выполняет свои обязанности при помощи автоматического электрофиксатора уколов и, возможно, с помощью угловых судей (ассистентов), следящих за использованием невооруженной руки, закрыванием пора-жаемой поверхности, уколами в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и задние границы поля боя и другими нарушениями, предусмотрен-ными Правилами.

Судейство международных соревнований ведётся на французском языке - официальном языке Международной федерации фехтования (FIE).

Перед началом боя арбитр дает команду «К бою!» («Ан гард!) и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») - дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде арбитра «Стой!» («Альт!»). Арбитр присуждает уколы (удары) возгласами: «Напра-во» («Адруат»), «Налево» («Агош»), или не засчитывает, информируя воз-гласом «Не считать!» («Па Конте!»).

Арбитр анализирует схватки и объявляет о своих решениях при помо-щи жестов.

В фехтовании на рапирах и на саблях боевые схватки оцениваются с учетом тактической правоты действий участников поединков. Право атаки имеет фехтовальщик, атакующий противника, не успевающего отразить на-падение или опаздывающего выполнить встречное нападение. Если против-ник парировал атаку, то тактическая правота на выполнение ответного укола (удара) переходит к защитившемуся. Опередить начавшееся нападение уколом или ударом можно контратакой, которая выполняется по времени в пре-делах 120 миллисекунд (в сабле) и быстрее визуально устанавливаемого «темпа» (в рапире). Одновременно выполненные атаки оцениваются арбитром как обоюдные, и нанесенные уколы (удары) не засчитываются.

В фехтовании на шпагах отсутствует тактическая правота действий участников поединков. В случае одновременно зафиксированных нападений уколы присуждаются обоим участникам. Опередить нападение противника можно, если обоюдное действие выполнено быстрее на 40-50 миллисекунд.

ВИДЕО-АРБИТРАЖ

Применение видеозаписи становится обязательным на Чемпионатах мира и Гран При (этапы Кубка мира) при судействе поединков на рапирах и саблях (необязательным для шпаги).

В конце боя при равном счёте, при присуждении решающего укола в случае одновременного загорания ламп, судья должен обязательно использовать видеозапись.

Один или несколько человек, контролирующие решение судьи, необязательно должны быть членами судейской комиссии. На Чемпионатах мира их назначает главный судья соревнований. На соревнованиях «Гран При» они назначаются представителем судейской комиссии.
В личных соревнованиях каждый участник может дважды в одном поединке воспользоваться видеозаписью. Если судья принимает решение в пользу запрашивающего видеозапись, то за этим спортсменом остаётся право сохранить свои две возможности обращения к видеозаписи.

В командных соревнованиях участники могут один раз за встречу обратиться к видеоарбитражу и сохранять эту возможность, если судья принимает решение в их пользу.

Когда запрашивается видеозапись, арбитр обращается к представителю ФИЕ, они вместе ее просматривают и после совещания с ним арбитр принимает окончательное решение.

В любой момент представитель ФИЕ имеет возможность попросить судью пересмотреть его решение.

ПОЛЕ БОЯ

Фехтовальщики соревнуются на поле боя, шириной 1,5-2 метра и дли-ной 14 метров. На поле боя хорошо видимым образом наносятся 5 линий, перпендикулярно к его длине. В центре - средняя линия, линии начала боя - в двух метрах по каждую сторону от средней линии, линии задних границ - через всю ширину поля боя на расстоянии 7 м от средней линии. Кроме того, последние два метра перед линиями задних границ ясно обозначены (отличным от дорожки цветом), чтобы участники могли легко определить свое по-ложение на поля боя. Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной укол (удар).

Фехтование - это набор приемов и навыков владения специальным холодным оружием. Кроме того, фехтованием называют бой между двумя противниками, ведущийся при помощи холодного оружия. Такие бои могут быть спортивными, сценическими либо реальными.

Историческое развитие
Фехтование появилось в древности. Еще во времена египетских фараонов устраивались состязания. Это подтверждают и фрески с изображением бойцов с оружием, отдаленно напоминающим современные сабли. В отдалении находятся люди с перьями в руках для записей, что указывает на наличие судей.
Дальнейшая история развития фехтования изучена более глубоко и имеет исторические подтверждающие факты. Самым важным в фехтовании является владение холодным оружием. Виды оружия исторически изменялись и развивались от древнего меча до современных мечей и шпаг.
В Древнем Риме воины-легионеры обязаны были владеть умениями фехтовальщика. Также обучались фехтованию и гладиаторы, что добавляло зрелищности гладиаторским боям на арене. Во времена Древней Греции фехтование становилось более благородным умением. Дети граждан изучали его в обязательном порядке как одну из основных дисциплин. В Средние века, когда все дворяне являлись рыцарями, их обязанностью было уметь фехтовать. Это было необходимо не только для красоты, но и для защиты.
Самым первым оружием для фехтования были длинные и узкие мечи с защитой руки в виде сложной гарды. Совместно с мечами использовались щиты, что требовало значительной физической силы от фехтовальщика. В дальнейшем стали цениться ловкость и знание быстрых приемов, изучаемых в виде специальных упражнений. Это повлияла смена тяжелого оружия более легким и удобным в руке. Также свой след оставило и огнестрельное оружие.
В начале 15 века в Испании фехтование перешло в разряд искусства. В 1474 году появились первые письменные работы, описывающие приемы владения оружием. Во Франции 16-го века также выпускались работы и учебники по фехтованию. Самыми искусными фехтовальщиками считались мушкетеры короля. Через некоторое время поединки по фехтованию стали проводиться в присутствии судей. В дальнейшем появилось спортивное фехтование, которое и продолжает существовать до сегодняшнего дня как один из видов спорта.

Современное спортивное фехтование
Целью спортивных соревнований являются нанесение уколов спортивным холодным оружием. При этом необходимо избегать уколов противника. Соревнование проходит в высоком темпе до нанесения определенного количества уколов одним из противников. Существуют поединки, в которых длительность поединков ограничивается. Победа в таких случаях присуждается спортсмену, нанесшему большее количество уколов. В спортивном фехтовании поединки проходят только между двумя спортсменами.
Поединки проводятся на специально оборудованной полосе или дорожке. Ширина ее не более двух метров. Для движения спортсменов длина дорожки установлена 14 метров. Начинается бой со стартовой позиции, где расстояние между соревнующимися 2 метра. Выход за пределы дорожки считается пропущенным уколом.
Экипировка для боев изготавливается из специального материала, проводящего электрический ток. Уколы противника фиксируются прибором, улавливающим электрический сигнал от костюма. Арбитр обязан учитывать показания прибора при оценке боя. Также, арбитр учитывает правила ведения поединка, принимает решение о зачислении укола либо его отмене. Для различных видов оружия существуют свои специфические правила.

Фехтование с помощью рапир
Спортивная рапира - это оружие с четырехгранным клинком. Рапира может атаковать только колющим ударом. Длина ее колеблется от 90 до 110 сантиметров. Для защиты руки возле ручки крепится круглая гарда. Ее диаметр равен 12 сантиметрам. В наконечнике рапиры находится пружина. Срабатывает она при давлении более 500 грамм для фиксации укола. Если давление меньше либо продолжительность укола меньше 0,025 секунды, то фиксации нет.
Фехтовальщики облачены в металлизированные куртки. Эта ткань проводит электрический ток и прибор фиксирует касание рапиры. Такая ткань одевается исключительно на места, являющиеся поражаемыми согласно правилам соревнований. Поражение остальных частей тела фехтовальщика не добавляют противнику очков.
В процессе проведения поединка, спортсмены обязаны находиться в пределах дорожки. Выход из этих пределов в сторону является причиной остановки боя. При пересечении краев дорожки сзади начисляются штрафные очки либо уколы.
Исторически рапиры являлись обучающим оружием. Ученики изучали боевое искусство владения холодным оружием при помощи простейших рапир. Основной задачей при обучении являлось нанесение удара в атаке и быстрый переход в защиту. При этом важным было не получить удар от противника.
Современные правила поединков на рапирах также утверждают правоту атаки и правоту защиты. Как и исторически, это означает невозможность атаки пока не отражена атака противника и приоритет атаки после успешной защиты соответственно. Правоту устанавливает арбитр с возможностью остановки состязания для фиксации либо отмены уколов.
Правилами фехтования на рапирах запрещаются столкновения противников. Виновный при повторном столкновении наказывается штрафным уколом. Бывают ситуации, когда необходимо остановить бой. Например, когда фехтовальщики перемещаются за спины друг другу. Каждый современный поединок снимается камерами и арбитр либо фехтовальщики вправе просмотреть запись. По результатам просмотра выносится решение в спорной ситуации.

Фехтование на шпагах

В спортивном фехтовании проводятся соревнования с таким оружием, как шпага. Это колющее оружие с трехгранным гибким клинком. Как и в рапире, на шпаге имеется гарда диаметром 13,5 сантиметра. Длина шпаги равна 110 сантиметров при массе, достигающей 770 грамм. Некоторые фехтовальщики специально используют более тяжелые клинки.

При проведении поединков уколы могут быть нанесены в любую часть тела. Фиксируется такой укол только при давлении больше 550 грамм. Индикатор фиксирующего аппарата не контролирует только затылок, оружие и дорожку для поединка.
В отличие от боев на рапирах, шпаги более интенсивное оружие. Противникам разрешено даже сталкиваться друг с другом. Также в таких боях нет приоритета действий и атаковать могут оба противника одновременно. Для большей мотивации быстрых атак фиксируются серии уколов с промежутками не более 0,25 секунды. Очки засчитываются обоим спортсменам при одновременной атаке. Только при равном счете пересматриваются и повторяются уколы для оценки арбитром.
Фехтование саблями Еще одним оружием для спортивного фехтования является сабля. Этот клинок трапециевидной формы сочетает в себе и колющее и рубящее свойства. Длина сабли может достигать 105 сантиметров. Изготавливаются сабли из стали с общей массой готового клинка 500 грамм. На рукоятке сабли находится гарда специальной формы, которая защищает руку со стороны клинка и со стороны пальцев.
При поединке фиксируются уколы и рубящие удары. Засчитываются только попадания в верхнюю часть тела выше талии. Для подсчета ударов на спортсмене одет защитный костюм с добавлением серебряной стружки и маска. Защитная одежда проводит электрический ток для регистрации ударов и уколов.
Правила ведения поединка на саблях намного ближе к бою на рапирах чем к шпагам. Также имеется преимущество атакующего перед контратакующим. Обозначается приоритет действий противников от одного к другому. Начинается фехтование с атаки, переходящей в защиту и снова нанесение ответа.
В поединках на саблях главной особенностью является практическое отсутствие уколов и максимальное количество ударов. Это придает зрелищности поединкам. Защита от рубящих ударов намного сложнее и бои проходят в максимально возможном темпе. Также в боях на саблях запрещен «скрестный шаг вперед» в отличие от других видов фехтования.

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определенное количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника.

Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются - за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.


Рисунок 1 - Фехтовальная дорожка

Обозначения:
С — центральная линия
G — линия исходной позиции спортсменов
D — (оранжевый участок) — конец дорожки

Рисунок 2 - Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800Н), а также на электропроводимость.

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

Спортивные разряды

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение - в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.

Соревнования фехтовальщиков проходят на площадке, длина которой 14, а ширина 2 метра. На ней имеется специальная разметка, проведенная в виде центральной линии, двух отметок исходных позиций, боковых и задних рубежей дорожки. Со всех сторон дорожки прорисованы двухметровые отрезки контрастного цвета, служащие напоминанием участнику поединка о том, что он находится в критической близости к своему заднему рубежу.

Снаряжение и экипировка

Фехтование предусматривает проведение поединков на трех видах оружия. К ним относятся:

  1. Рапира. Элемент имеет клинок с четырьмя гранями, компактную защитную гарду. Оружие предусмотрено для нанесения колющих ударов в поражаемую поверхность соперника, которой считаются передние части туловища и спина до пояса. Попадание в маску, верхние или нижние конечности не засчитывается, но бой при этом останавливается;
  2. Сабля относится к типу легкого оружия. Она оснащена плоским клинком, дугообразной гардой. Оружие используется как рубящий и колющий элемент. Поверхность поражения составляют все части тела, которые находятся выше условной линии, прочерченной через вершины углов тела и бедер участников, находящихся в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не считаются, поединок продолжается;
  3. Шпага – тяжелое оружие с трехгранным клинком и мощной гардой. В бою засчитываются все уколы нанесенные противнику, кроме попадания в затылочную часть.

Экипировка фехтовальщика состоит из защитного кевларового костюма белого цвета, брюк на подтяжках, гетр, специальной обуви, предохранительной удароустойчивой маски, перчаток с токопроводящими манжетами, металлизированного жилета или куртки, позволяющих фиксировать удачное проведение укола оружием.

Проведение боя

Перед тем как начать бой, оппоненты размещаются на исходной точке, в позиции боком. Начало и окончание поединка фиксирует судья. Финальная стадия турнира предусматривает проведение трех раундов по 3 минуты с 60-ти секундным перерывом.

Ведение боя по правилам фехтования заключается в том, чтобы до ответного действия противника атака была парирована. Тот из участников, кто первым начал активные действия, считается атакующим. В случае синхронного проведения удара или укола преимущество остается за атакующим спортсменом. Обоюдные уколы не засчитываются при проведении боя на рапирах или саблях.

Бой на шпагах выглядит более реалистичным. Здесь не действует преимущество в атаке, балл получает тот спортсмен, который за отведенное время поразит оппонента (применяется электронная система фиксации).

Судейство и определение победителя

В команду судей входят ассистенты, секундометрист и руководители поединка (основные рефери). Перед стартом арбитр проверяет правильность экипировки и состояние оружия. Боковые судьи помогают в ходе боя фиксировать правильность поражений и определяют нарушения.

Электрическая сигнализация обустроена для того, чтобы фиксировать точность попадания и сам факт укола. Выигрывает спортивное сражение тот спортсмен, который первым набирает 15 очков или больше. В случае ничьи назначается дополнительный раунд, длящийся до первого точного укола.

Нарушения

Правила соревнований предусматривают следующие нарушения:

  • Если спортсмен делает заступ за боковые грани дорожки, ему присуждается «метровый» штраф, который чреват возобновлением боя с расстояния одного метра в пользу оппонента;
  • При допущении заступа за свою заднюю линию также присуждается штрафной укол;
  • Аналогичная кара следует за нарушение, не позволившее оппоненту нанести правильный удар;
  • В определенных случаях не засчитывается укол, который нанесен путем перекладывания оружия из руки в руку.

К нарушениям относится атака соперника быстрым бегом, умышленное соприкосновение телами, удар оружием по поверхности рабочего поля, атакующие манипуляции свободной рукой. Запрещено покидать площадку до окончания поединка, снимать маску и защитный наконечник с рабочего элемента в период проведения боя.

Крайними методами наказания за нарушения является предъявление спортсмену желтой, красной и черной карточки. Первый вариант показывается за предупреждение. Красная карточка предъявляется за несколько грубых нарушений и влечет за собой наказание в виде штрафного укола. Черная карточка означает дисквалификацию фехтовальщика.

Бейсбольный мяч: каким он должен быть?

Современный бейсбольный мяч представляет собой сферический предмет из кожи, набитый различными...



Рассказать друзьям