Прелесть — что значит впасть в прелесть. Что такое — прелесть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (). Св. апостол Павел увещевает коринфян: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе ().

В святоотеческой аскетике «прелесть» – одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное.

Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Большинство людей хронически живет в грехе без покаяния, поэтому состояние их может быть названо состоянием прелести. «Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские.

Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением (Преп.

Что такое прелесть и как с ней бороться?

Прелесть - это состояние духовного прельщения, когда человек ложь принимает за истину.

Только тот, кто достиг духовного совершенства, стал святым, избавился от прелести, остальные в той или иной мере пребывают в ней. Вот человек пришел к Богу, начал читать Священное Писание, молиться, он уже себя начинает превозносить над другими, своей жизнью хвалиться, тщеславиться (тайно или явно) - вот он уже и в прелести. Как узнать, человек в прелести или нет? Попробуйте задеть день и ночь молящегося за живое место - если он сразу вспыхнет, начнет нервничать, обидится - значит он в прелести. Обычно все, кто в прелести, начинают себя над другими превозносить, осуждать ближних: "Я молитвенник, постник, а вы лентяи, моими молитвами живете". Избави нас, Господь, от такого состояния!

Как попадают люди в прелесть?

Знаете, как хитро диавол улавливает в свои сети? Я в 1978 году крестил одну женщину, дал ей правило: что читать и делать. Говорю: "Каждый день читай по 500 раз молитву Иисусову, делай по 50 земных поклонов". (Эта женщина в церковь уже ходила; я как- то стал допытываться, и оказалось, что она некрещеная - ее крестили в католической церкви). Через некоторое время приезжает и говорит: "Благословите мне больше поклонов делать". - "Ну, - говорю,- делай 100 поклонов". - "А можно 1000 раз читать Иисусову молитву?". - "Можно. Бог благословит". Через некоторое время приехала и попросила 3000 молитв Иисусовых. Благословил, спрося: "Тебе сил хватает?" - "Хватает". И все. Мы с ней встречались раз-два в год. Она приезжала, всегда молчала, вся в молитве пребывала. Ни с кем особо не разговаривала. Так вот приедет - и уедет. А потом однажды (было это в с. Красном, недалеко от Палеха) мы собрались на день Ангела всех Наталий. Собралось Наталий человек восемь. Эта женщина взяла и села первая за столом, под иконами. Я говорю: "Ты место освободи - сядь на другое место". И она вообще ушла с обеда, обиделась. Я потом с ней где-то два часа беседовал, спрашивал - почему она обиделась? Говорит:

Вы меня оскорбили, опозорили перед всеми!

Тут позора никакого нет. День Ангела не твой, должна была место уступить именинницам. И вот, в этой беседе я допытался у нее:

Расскажи, как ты молишься?

Оказывается, что она без благословения делает 1000 поклонов каждый день; когда в дороге бывает и просрочит, так и по 2000 делает - с молитвой Иисусовой, со слезами. Узнал, что она спит по два часа в сутки. В понедельник, среду и пятницу не вкушает пищи совсем, не пьет, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье ест один раз. Если бы ее видели - она крепкая, здоровая; ездила к нам - рюкзак громадный на себе несла -10 километров по бездорожью. Даже ни капли не видно измождения. Узнал, что когда мы все сидели за столом (в другой раз), на нее такая благодать снизошла, такая любовь к Господу и ко всем!

Готова всех обнимать и целовать. Своего тела не чувствовала, вся душа и тело - в любви Господней.

Думаю: "Ну, что уж это с ней такое - что-то особое?"

А вот в Красном, когда попросили покинуть первое место и выяснилось - что это. Все проявилось! У нее такой гнев появился, такая обида, что она и разговаривать даже не хотела:

Вы меня опозорили перед всеми!

А что Христос говорит: "Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных почетнее тебя" (Лк. 14,8).

Для чего это я говорю? Такой вот человек хитро спасается, очень хитро. Пророк Давид говорит: "Смирихся, и спасе мя Господь" (Пс. 114). Смирился - уже спасен. Не надо ни поклонов, ни молитв - уже человек спасся. Поклоны, бдение, подвиги - это не цель, это средство ко смирению. Через них человек смиряет свою плоть, умоляет Господа, чтобы прийти ко смирению, быть как дитя незлобивым, спокойным, уравновешенным. Всех любить, всем добро творить. Эти подвиги она взяла на себя не по благословению, а по своей воле, по гордыне. А когда такие люди по своей воле живут, то в них не Божий дух ревности, а диавольский дух. Дальше пошло и другое - дошло до того, что покушалась на самоубийство. Наелась каких-то таблеток, хорошо, что ее начало рвать, четыре часа пролежала полумертвая. Еле ожила. Вот, до чего доводят эти "подвиги". Когда я ей снова благословил 50 поклончиков и 500 Иисусовых молитв, каждый день есть, как все едят, тогда она не смогла этого сделать. Говорит:

Ничего не могу: ни поклонов, ни молитв - совсем ничего. И утренние, и вечерние не могу читать. И жор на нее напал. Говорю:

Видишь, это с тобой чисто демоническое было. Многие наши сестры в общении с ней не раз слышали, как бы между прочим: "Вот, подвиги совершаю", "по 1000 поклонов делаю", "три дня в неделю не ем", "по два часа сплю", все так хитро высказывала. Говорила уже и такое: "Все плохие, одна я хорошая". Вот вам - эталон, как узнать человека в прелести. Ему об этом говоришь - не верит: "Ты плохой!" Значит, спасаться не трудно, но мудро. В церкви, в монастыре, везде должно быть послушание - на первом месте. Все делать надо по послушанию. Запомните, что я вам сказал....

Как узнать, на какой стадии духовного развития я нахожусь? Опасаюсь впасть либо в прелесть, либо в уныние.

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя, что хорошие, значит, на ложном, на пути прелести.

Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: "Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов". А старец ему сказал: "Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои".

Что такое прелесть? Это лесть в высшей степени. Мы можем льстить кому-то другому, мы льстить можем и себе, то есть не можем, а льстим. Что значит «я льщу себе»? Это не в том смысле, что я убеждаю себя, до чего же я хорош, я лучший в мире - нет, меня даже убеждать не надо, я знаю это, что я очень хороший. И мне совершенно не важно, если даже меня ругают, он просто дурак, что ругает меня, он просто не понимает, что я хороший. Вот ведь в чем дело! Ну, есть же глупые люди - есть. Кто глупый? - тот, кто меня ругает, он недооценивает, что я лучший в мире.

Знаете, интересно: ведь я же вижу, как я ошибаюсь, и подчас и делаю не то, что надо, и думаю, а все равно чувствую, что я хороший. Вот интересно-то! Я - хороший, и это ощущение во мне неистребимо. Но это на том уровне, на котором я сейчас живу.

Но я решил сделать большее, чем даже то, что Я сейчас: я, будучи христианином, начинаю подвизаться. Я уже не просто утреннюю молитву прочитаю, а прибавлю 100, 200, 300 молитв Иисусовых. Днем я еще почитаю Псалтирь, акафист, я чаще начинаю ходить в церковь и т.д., - многое, что делать еще.

И вот здесь, если я не понимаю, сейчас я скажу, чего, и если я не понимаю, то мое Я , которое и так чувствовало, что оно лучшее в мире, начинает подниматься, как на дрожжах. Я начинаю чувствовать себя не просто хорошим, а праведником, святым. Более того, мне могут уже начаться и сны необычайные сниться, и даже видения, и сладостные состояния и т.д.

Прелесть - это такое духовное состояние человека, в котором он видит себя святым. Совершенным. Достойным Бога, достойным всех даров Божиих - вот что такое прелесть.

Почему называется именно «Прелесть», потому что лесть и так всем нам, само-лесть, присуща уже по существу. Здесь же человек уже, кажется, трудится, своим собственным трудом приобретает многое, достигает многого, как кажется, и впадает в прелесть.

При этом состояния прелести часто сопрягаются с очень интересными состояниями тела. Например, Игнатий Брянчанинов пишет, как однажды к нему в Петербург приехал монах с Афона. Была зима, мороз, а монах в легком подрясничке, в сандалиях.

Вам не холодно?

Нет, нисколько.

Он почти ничего не ел:

Вам не голодно?

Нет, нисколько.

Игнатий Брянчанинов, редкостный умница, методом Сократа… Вы знаете, что Сократ никогда ничего не утверждал, он все время спрашивал, но спрашивал так, что человек не знал, куда деваться. Привести пример, прежде чем мы продолжим о Брянчанинове? Сократ спрашивает одного софиста:

Гиппий, я слышал, что ты умнейший человек?

Клянусь собакой, Сократ, ты прав.

Поклясться собакой - это высшая клятва была! Почему-то сейчас «собака» у нас - ругательное слово. А собака - это же самое верное существо. Гиппий пришел в восторг - Сократ говорит ему, что он самый умный человек! А кругом стоят ученики.

Так вот, Гиппий, почему я к тебе и обращаюсь.

Да, Сократ, чего ты хочешь?

Ты мне не скажешь, Гиппий, что такое красота?

Ты что, Сократ, не понимаешь? Ну, красивая лошадь, знаешь…

Да нет, Гиппий, я не о лошади тебя спрашиваю.

Ну, женщина прекрасная…

Гиппий, неужели ты не понимаешь, что самая лучшая красавица в мире пере лицом богини - обезьяна. Я спрашиваю тебя, что такое красота?

Ну, Сократ, ты чего-то захотел - я не понимаю…

Кругом грохот смеха. Гиппий, этот «мудрец» с позором уходит, убегает…. Кстати, почему Сократа и не любили все эти софисты.

Так вот, Игнатий Брянчанинов, по методу Сократа, обратился к этому афонскому монаху: слушайте, а как Вы этого достигли? Как бы мне было здорово, и одежды не надо, а то я шубы одеваю, и есть надо меньше… Игнатий Брянчанинов описывает всё это. Афонский монах с жаром стал объяснять ему, как надо молиться, как нужно поступать: молится нужно, представив себе Господа Бога, Самого Христа, нужно молиться к нему с жаром!

А о чем молиться?

Чтобы Бог даровал нам то-то, то-то и то-то…

Ну а как о грехах?

Ну, конечно, о грехах, отстань только от меня…

Тогда Брянчанинов говорит монаху:

Я-то в этих вопросах, конечно, не разбираюсь, а вы там, на Афоне, всё знаете. Тут Петербург, светская жизнь… Но я читал Исаака Сирина, Авву Дорофея - есть такие отцы, вот они пишут, что нужно молиться вот так, и сказал ему, как. Сам я пробовать такой способ не в состоянии, я игумен монастыря, может, Вы попробуете?

Ну что ж, хорошо. Попробую.

Проходит недели три, я не помню, или месяц, заявляется этот монах к нему. Ах, да, еще Брянчанинов сказал ему:

Вы будете останавливаться здесь в гостинице, я советовал бы Вам остановиться все-таки на первом этаже.

А в чем дело?

Ну, мало ли, вдруг Ангелы Вас захотят понести…

Вы знаете, отец архимандрит, верно, у меня уже были такие явления, когда Ангелы хотели меня перенести прямо на Афон…

Потому я и говорю Вам, мало ли, Ангелы возьмут, вдруг обронят где-то в пути, лучше Вы на первом этаже поместитесь.

Через месяц заявляется этот монах, распаленный, яростный: что ты со мной сделал?

Он пришел, одетый в шубу, валенки, сказал, что стал мерзнуть, много есть. У меня молитва, как ты меня научил, я не могу теперь себе позволить так, как это было прежде - в общем, возмущенный до предела.

Вот прелести плоды, видите. Оказывается, ест правильная молитва, мы с вами немножко говорили, и есть лжемолитва. Оказывается, так. Есть правильный путь, приводящий человека к тому, что человек начинает видеть себя. А есть путь, напротив, еще более закрывающий себя, и человек уже не видит ничего у себя - никаких недостатков, никакой погрешности, видит одну сплошную святость. Вот это есть прелесть. Она часто сопровождается, она часто сопровождается ощущениями, как видите, даже физического характера.

Уже современный афонский монах Харлампий, который предложил молодому человеку сразу же 14,5 тысяч молитв Иисусовых прочитать громко, быстро, отчетливо, чтобы «между словами молитвы бес не проскочил». Его язык работал, как моторчик. И когда этот молодой человек, который во веки веков этим не занимался, но 4 часа все-таки отбарабанил, у него сладость появилась в гортани, во рту - всюду. Старец его, Харлампий, был в восторге: 4 часа - и вы уже достигли благодати! Там надо годы, десятилетия, а тут раз - и всё в порядке, и больше ничего не надо. Ложный путь.

Прелесть - это и состояние человека, которое приводит к самомнению, и к нему, к прелести этой, приводит ложный, неверный путь, прежде всего молитвы, непонимание того, что первым признаком начинающегося здравия души является видение своей греховности, которая в нас, естественно, есть. И если я этого не вижу, значит, я слеп.

Вот что такое прелесть, если хотите знать, кратенько. Еще раз очень советовал бы обязательно иметь у себя, ну хотя бы на полку поставить, творения Игнатия Брянчанинова. Его замечательный «Отечник», где выдержки святых отцов, даже маленькие истории, очень интересные; его письма разным людям, в том числе и военачальникам, и поэтам, и композиторам, тому же Глинке М.И. Это чрезвычайно интересно. Обязательно бы надо приобрести это.

Объясните пожалуйста, что означает выражение "впасть в прелесть". Заранее спасибо за ответ.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт.3:13). Прельститися - впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт.4:19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мк.13:5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2Кор.11:3). В святоотеческой аскетике прелесть - одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили ) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Большинство людей хронически живет в грехе без покаяния, поэтому состояние их может быть названо состоянием прелести. «Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские. Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава 29).

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова



Рассказать друзьям