Презентация биография свиридова георгия васильевича краткое содержание. Презентация на тему «Свиридов Георгий Васильевич

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 1

Свиридов георгий васильевич.

Слайд 2

Свиридов Георгий Васильевич

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Слайд 3

Биография Г.В Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе. Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе.

Слайд 4

Творчество Г.В Свиридова.

Фортепианное трио (1945, 2-я ред. 1955) Сталинская премия, 1946 Музыка к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Ленинградского драматического театра (1948) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937) 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938) Камерная симфония для струнного оркестра (1940) Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски) 3 романса на стихи А. А. Блока (1941) «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён) Соната для фортепиано (1944) «Из Шекспира», вокальный цикл для низкого голоса и фортепиано (1944, 2-я ред. 1960) Фортепианный квинтет (1944, 2-я ред. 1944-1945)

По накалу эмоций и страстей «Романс» можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что
отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие
можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией
музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по
эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют
за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю
страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют
скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке
видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится
более взволнованной.
Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас,
ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще
остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами
непреодолимую преграду…» - « она всегда существовала, - прервала с живостью Марья Гавриловна, -
я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я
несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. « Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не
знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на
фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека,
вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции
поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви,
заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною,
умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и
которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не
узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой.
Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает
эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую
развязку!?

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

ВРЕМЯ ГЕОРГИЯ

СВИРИДОВА

«НАМ НУЖНА МУЗЫКА…

ПОД СТАТЬ ВРЕМЕНИ».


1915 – 1998

Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.


В детстве юного любителя музыки привлекала балалайка. Будущий композитор научился играть на ней так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Летом 1929 года Свиридов поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл на рояле марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

Рояль фирмы «Беккер»

первый музыкальный инструмент в семье Свиридовых


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА:

«Мое отрочество прошло в Курске, там я учился в общеобразовательной школе и одновременно музыкальной. Это было в конце двадцатых годов. …В Курске… была опера, играла весь зимний сезон, а летом в городском саду играла оперетта… В концертах я слышал Нежданову, Собинова, Цесевича! Слышал квартеты имени Глазунова и имени Вильома, виртуозов-пианистов и скрипачей. Они приезжали в Курск на гастроли. Звучала классика, и публика очень любила серьезную музыку…»

Из книги Р.Шейко «Елена Образцова»

В.Уфимцева – первый учитель Г.В. Свиридова в музыкальной школе. Общение с этим чутким и талантливым педагогом во многом обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.


В 1932 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И.Браудо. Под его руководством Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику.

Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.


Под руководством Михаила Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано . Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина . Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.


Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор

П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.


До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены.

А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


В 1956 году поселился в Москве. Сочинения композитора разнообразны по жанрам:

это симфонии и кантаты, песни и романсы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте, в кино, в драматическом театре.


Произведения Г.В.Свиридова:

1949 - вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А.Исаакяна

1954 – хоровые циклы «Декабристы» на слова А.Пушкина

«Пять песен о России» на слова А.Блока

1955 - девять песен для баса на стихи Р.Бернса

«Поэма памяти Сергея Есенина»

1959 – «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского

196 4 – вокальный цикл «Курские песни»

1966 - кантата «Деревянная Русь» на стихи С.Есенина,

кантата «Снег идет» на стихи Б.Пастернака

1972 - «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова

1973 – «Концерт памяти А.А.Юрлова»

1974 – музыка к кинофильму «Метель»

1977 – поэма «Отчалившая Русь»,

музыка к кинофильму «Время, вперед!»

1979 – концерт для хора «Пушкинский венок»

кантата «Ночные облака» на слова А.Блока

1980 – хоровая поэма «Ладога»

хоровой цикл «Песни безвременья», «Гимн Родине»

1993 – «Духовные песнопения и молитвы»

Оперетты: «Огоньки», «Раскинулось море широко»,

«Настоящий жених»


Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

В 1946, 1968, 1980 г награжден Государственной премией СССР,

в 1960 награжден Ленинской премией,

в 1970 году присвоено звание народного артиста СССР,

в 1975-м – присвоено звание Героя Социалистического Труда.



В этом году в Курске пройдет традиционный фестиваль им. Свиридова

  • Концертная программа стартует 8 ноября
  • С 8 ноября по 18 декабря в Курске и Фатеже пройдет XV I музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова.
  • В первый день фестиваля на курской сцене выступит Большой симфонический оркестр им. П.И Чайковского.


  • Участниками фестиваля станут также пианист Александр Гиндин , Хор мальчиков и юношей хорового училища имени Свешникова, Камерный хор Гомельской областной филармонии. В рамках фестиваля состоялась презентация фотоальбома "Неизвестный Свиридов", в который вошли материалы из архивов знаменитого баса Большого театра Александра Филипповича Ведерникова ; камерный концерт с участием лауреатов конкурса камерного пения прошел в Фатеже. На закрытие фестиваля приехал Академический хор "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича . Программа концерта, в которую вошли русская духовная музыка, фрагменты "Пушкинского венка" Свиридова, обработки народных песен, собрала аншлаг в зале.

Мемориальный музей композитора Георгия Свиридова был открыт к 90-летию со дня рождения классика. Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея.

Музей расположился в здании старинного особняка, два этажа которого в начале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов.


Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Георгия Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.


В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР М.К. Аникушина.

Родина Георгия Свиридова стала местом проведения Всероссийских музыкальных фестивалей, на которых выступают известные исполнители и хоровые коллективы.

Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Знакомство с творчеством композитора Георгий Васильевич Свиридов. (16.12.1915г. – 06.01.1998г.) Выдающийся советский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, кинокомпозитор. Его называют «последним классиком XX века». Основные музыкальные жанры, в которых работал композитор – симфоническая и хоровая музыка.Обладатель очень многих правительственных наград. Родился 16 декабря 1915 г. в городе Фатеже Курской губернии. Мать – учительница.Отец – почтовый служащий, поддерживал большевиков в годы гражданской войны, был убит, когда Георгию исполнилось 4 года. Когда Георгию исполнилось 9 лет, семья переехала в Курск. В это время мальчик страстно увлекся книгами и музыкой. Балалайка была его первым музыкальным инструментом, на котором он играл по слуху и поражал всех своим талантом. Георгия приняли в ансамбль народных инструментов, а позже он поступил в ДМШ в класс фортепиано. По окончании музыкальной школы приехал в Ленинград для продолжения образования в Центральном музыкальном техникуме, а потом и в Ленинградской консерватории. Учился у Дмитрия Шостаковича. В эти же годы был принят в Союз композиторов СССР. В 1941 г., сразу после окончания консерватории и в первые же дни ВОВ, был зачислен курсантом военного училища. Но через год по состоянию здоровья его комиссовали и направили в г.Новосибирск, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Там писал военные песни и музыку к спектаклям эвакуированных в Сибирь театров.После ВОВ вернулся в Ленинград, потом переехал в Москву, где и прожил до конца своих дней. Свои первые музыкальные сочинения написал ещё в годы учёбы в музыкальном техникуме. Его работы пользовались грандиозным успехом за их простые лирические мелодии и яркий национальный характер.Композитор сочинял музыку текстовую, не тяготел к «абстрактным» музыкальным жанрам. Любил работать для театра и кино. Среди его творческого наследия 13 фильмов, известнейшие из которых – «Метель» и «Время, вперёд!» В послевоенные годы писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, романсы и очень много песен. Стал членом Союза композиторов СССР и народным артистом СССР. Сегодня в Фатеже, в доме, где родился композитор находится музей.У нас в стране есть памятная медаль «Наше наследие» имени Г.Свиридова за достижения в области музыкального искусства и поддержку отечественной культуры. Во многих городах ДМШ носят имя композитора. Есть даже аэробус А 320 Аэрофлота им. Г.Свиридова. 23 сентября 2005 г. в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться." Пушкинская повесть «Метель» - это одна из повестей цикла «Повести Белкина». Написана в 1830 г. за один день. Это была золотая пора творчества Пушкина. Тогда он находился в своём нижегородском имении Болдино всю осень из-за холерного карантина. Этот период его творчества критики назвали «Болдинская осень». Поэт находился в одиночестве и очень много писал.«Метель» - это по сути анекдот о провинциальной 17-летней девушке Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, чтобы обвенчаться с бедным избранником (прапорщиком), которого не принимали её родители, ожидая более богатого жениха. Но вмешалась метель, и судьбы трёх людей смешались и стали развиваться совсем иначе. Её жених заплутал в метель. Тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью. Сюита «Метель» Сюита создана композитором в 1973 г. на основе его же музыки к фильму по повести А.С.Пушкина «Метель» (режиссёр В. Басов). Однако Г.Свиридов ушёл от пушкинского сюжета, его музыка стала действующим лицом фильма. В ней нет иронии Пушкина, она очень душевна, поэтична и задаёт настроение картине. Так появился шедевр. Фильм вышел в 1964 г. и музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что кажется, будто видишь картины природы, и бал, и жанровые сцены. Прошло ещё 9 лет и Свиридов решил переделать разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Так появилась сюита: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. «Тройка» Композитора привлекла идея создать образ провинциальной России. И интонации он берёт те, которые бытовали тогда, в XIX веке: вальсы, марши, романсы, перезвон бубенцов, всегда висевших на дугах ямщиков. В мелодии «Тройки» угадывается бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей. Наш современник: « Это русский мелодизм, это дух русский, это оторопь перед простором бескрайним – русская!!! Нет ничего лучше, чем ехать на машине среди снегов под «Тройку» Свиридова.» «Вальс» «Вальс» открывается призывными фанфарами, но он без пышности и великолепия, так как по сюжету должен исполняться в провинциальном дворике или усадьбе, в небогатой семье. «Сколько нежности, грусти, ожидания можно передать через музыку. Божественное чудо,Слава Богу, что мы можем наслаждаться музыкой…» «Самый любимый композитор, который в своеймузыке отобразил глубину русской души…» «Романс» «Военный марш» А.С.Пушкин: «Солдаты весело разговаривали между собой, вмешивая в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное, время славы и восторга. Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество», как сладки были слёзы свиданий. С каким единодушием мы соединяли чувство народной гордости и любви к государю…. Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы…» «Отзвуки вальса» Мелодия знакома по «Вальсу», но болееприглушённая, как воспоминание о минутах былого счастья. «Зимняя дорога» Композитор вновь возвращает нас к образу тройки, бегущей по снегу и тянущей сани. Сюита из музыки к кинофильму «Время, вперёд!» Сюита написана к кинофильму режиссёра М. Швейцера в 1968 году.В 80-е годы использовалась её I часть как заставка к программе «Время». Современники: «Под такую музыку хочется строить! И перевыполнять планы!» «…Помню программу «Время», аж дрожь по спине…»Во время церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. на музыку Свиридова был поставлен «супрематический балет». Супрематизм – это господство цвета над всем. Красный цвет, как воплощение идеи революции – главного события XX века, заставившего содрогнуться весь мир. Новое время, в новой стране, в новом веке! На олимпийской арене царят механизмы – Россия рвётся вперёд, к прогрессу любой ценой!



Рассказать друзьям