Презентация история происхождения матрешки детский сад. Презентация «Русская матрёшка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФЛАВИЦКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ. «КНЯЖНА ТАРАКАНОВА»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района» Презентация. Курс лекций. История картин. К.Д.Флавицкий. «Княжна Тараканова». История изобразительного искусства. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казакова Инна Викторовна ДХШ. 2017

Петербургскую АХФлавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет (1856­62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ.

Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность. Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая­то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга, произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения. Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же - каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Княжна Тараканова, 1864, Третьяковская галерея, Москва

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как­никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает «низменные» детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник­академист.

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого. Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет, умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко­религиозных сюжетов, и остался в памяти потомков, как мастер одной картины. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной «Княжна Тараканова», которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.



Как появилась матрёшка? Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.




Матрешка – это деревянная кукла, похожая на Ваньку- встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами. (По К. Паустовскому)
















Фигурки матрешек вытачивают мужчины, а разрисовывают женщины. Любимый узор – большие розово- малиновые цветы шиповника. Обычно рядом с матерями рисуют и их дочери. Даже маленькие девчушки просят разрешить нарисовать полыхающие цветы, голубые матрешкины глаза и рот бантиком. (А. Рогов)


Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше...


История Матрешки

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.


Традиционные виды матрешек:

  • Сергиевская матрешка
  • Семеновские матрешки
  • Полховско-майдановская матрешка
  • Вятская матрешка
  • Тверская матрешка

Сергиевская матрешка В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком.



Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком.


Вятская матрешка Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.



Помимо традиционных видов, сущесвуют еще и авторские матрешки. Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.



">
  • Работу выполнил ученик 4 «А» класса МОУ СОШ №2 Зотов Александр.
  • Руководитель: Пушкарёва Т. В.
  • Методы.
  • анализ публикаций,
  • анализ собранных иллюстраций матрёшек;
  • анализ видов и стилей росписи матрёшек.
Кто такая «матрёшка»? Понятие.
  • В словаре Даля о матрёшке нет никаких сведений.
  • В словаре Ожегова
  • «Матрёшка - полуовальная полная разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляют другие такие же куклы меньшего размера.»
В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • МАТРЁШКА ж.
  • 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.// Одна из таких кукол.
  • 2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу
Вывод.
  • Вывод.
  • Матрёшка – токарное разъёмное красочное деревянное изделье. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена лёгкость круглящихся поверхностей, весёлая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок - вкладышей.
Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • 1 версия.
  • 2 версия.
  • Имя «матрёшка» произошло от женского
  • имени Матрёна, Матрёша, в основе которого
  • лежит латинское слово mater, означающая мать.
  • 3 версия.
  • Имя «матрёшка» связано с именем индуистской
  • богини-матери Матри.
  • Название матрешки
Происхождение русской матрёшки.
  • 1 матрёшка появилась в Японии в самом конце 19 века. Одним из первых «слоёных» божков стал Фукурокуджу из Японии. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрости. Ему-то и предстояло совершить далёкое путешествие в Россию.
  • Первая русская матрешка
  • Создатель художник
  • С.М. Малютин
Работа над созданием матрёшки.
  • этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера.
  • 2 этап - ошкуривание
  • 3 этап - вытачивания деревянной формы.
  • 4 этап - приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрёшки, делает её поверхность гладкой.
  • 5 этап - работа художника.
Нетрадиционные.
  • 1 группа.
  • Матрёшки – пеналы
  • Матрёшки – сундучки
  • Матрёшки – магниты
  • Матрёшки «Ванька – встанька».
  • Матрёшка магнит
Матрёшка - брелок Матрёшка пенал для спиц Матрёшка «Ванька – встанька» Нетрадиционные.
  • 2 группа
  • Матрёшка «Кошка»
  • Матрёшка «Пингвин»
  • Матрёшка «Чебурашка и его друзья» и т. д.
Матрёшка «Пингвин» «Чебурашка и его друзья» «Винни Пух и его друзья» Матрёшка «Панда» Традиционные.
  • Сергиево – Посадская (ныне Загорск)
  • Семёновская
  • Полхов – Майданская
  • Вятская
  • Тверская
Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Загорская матрёшка.
  • Семёновская матрёшка.
  • Матрёшку семёновские мастера
  • точили более стройной и вытянутой,
  • несколько зауженной книзу.
  • Изображали бойких девушек-красавиц в
  • ярких полушалках.
Полхов-Майданская матрёшка.
  • Мастера из Поховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. , вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками», и кудрявыми листочками. У матрёшек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый.
Вятские матрёшки
  • В вятской матрёшке помимо традиционной росписи, в её оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Тверская матрёшка
  • Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!
Сказка.
  • Съехались на ярмарку матрёшки из разных городов. Хвастаются друг перед другом, у кого наряд краше, кто лучше.
  • Я,- кричит Семёновская матрёшка, - я самая стройная.
  • А у меня цветов больше, - кричит в ответ Полхов-Майдановская. Спорят матрёшки, шумят, так и разошлись. Зря спорили, хороша каждая матрёшка в своём наряде!
Заключение. Чем для меня полезна эта работа?
  • Узнал много нового и интересного.
  • Научился сравнивать, анализировать, классифицировать предметы рассматривая их со всех сторон.
  • Понял почему русская Матрёшка является символом России и так долго нравится людям.
Литература.
  • 1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. http://www.polygon.ee/portal
  • .Trud.ru № 186 за 16.10.2002
  • 2. . С. Газарян "Прекрасное - своими руками".
  • 3. Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
  • 4. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
  • Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
  • 5. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.

Слайд 2

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Матрешка - дама Серебряного века, современница героинь Бальмонта, Блока и Бакста. Шли матрёшки по дорожкеБыло их немножечко,Две Матрёны, три МатрёшкиИ ещё Матрёшечка.

Слайд 3

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Слайд 4

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Появление матрёшки на Руси

Слайд 5

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Слайд 6

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Слайд 7

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Слайд 8

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель Виды русской матрёшки Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 9

которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Слайд 10

Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 11

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. Семеновская матрёшка

Слайд 12

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

Слайд 13

По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.

Слайд 14

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 15

Семеновская матрёшка

Слайд 16

Полховская игрушка Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Слайд 17

Полховская матрёшка

Слайд 18

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятская матрёшка



Рассказать друзьям