Презентация на тему биография м зощенко. Презентация «Краткая биография Зощенко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Презентация к уроку литературного чтения УМК "Гармония" по теме "Рассказы М.М.Зощенко для детей" в 3 классе. Может быть использован для уроков внеклассного чтения и к урокам литературного чтения различных УМК. В презентации третьеклассники знакомятся с биографией писателя и отправляются в путешествие "В мир книг М.М.Зощенко". Их ожидают различные задания, викторины. Из слов они смогут составить названия произведений, которые были прочитаны учащимися. По строкам из рассказов смогут вспомнить и назвать произведение, определить главную мысль рассказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения «Рассказы М.М. Зощенко для детей» 3 класс УМК Гармония Учитель Горшкова Ирина Вячеславовна

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ «В МИР КНИГ ЗОЩЕНКО» СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ СОБЕРИ НАЗВАНИЯ ГОРОД ЗНАТОКОВ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВОПРОС - ОТВЕТ ВОПРОС - ОТВЕТ Начало путешествия КОНКУРС ЧТЕЦОВ ПОДВОДИМ ИТОГИ

Михаил Михайлович Зощенко (1894 – 1958) Родился 29 июля (9 августа) 1894 года в Санкт- Петербурге в семье художника. В семье было 8 детей.

Миша Зощенко 1897г. Музей-квартира М.М. Зощенко Миша с сёстрами Еленой и Валентиной 1897г. Уникальность этого музея состоит в том, что в кабинете писателя все вещи подлинные.

СОБЕРИ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА ЗОЛОТЫЕ СЛОВА НЕ НАДО ВРАТЬ ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЁЛКА САМОЕ ГЛАВНОЕ

СОБЕРИ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА « З ОЛОТЫЕ СЛОВА» « Н Е НАДО ВРАТЬ» « В ЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» «ЁЛКА» « С АМОЕ ГЛАВНОЕ»

Определите название рассказа «Великие путешественники» «…Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год…»

Определите название рассказа «Золотые слова» «…Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я…»

Определите название рассказа «Ёлка» «…А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку…»

Определите название рассказа «Не надо врать» «- А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю. И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я еще не знал, что за это бывает…»

Определите название рассказа «Самое главное» «- С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня…»

Определите к какому виду литературы относятся произведения НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Определите к какому виду литературы относятся произведения «Золотые слова» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Не надо врать» «Великие путешественники» «Ёлка» «Самое главное»

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль предложенного вам рассказа.

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Ёлка» «… И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный» »

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Не надо врать» «…То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать… »

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Золотые слова» «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд»

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Великие путешественники» « - Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.»

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Самое главное» «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд»

Найдите в тексте предложения, которые выражают основную мысль рассказа «Самое главное» « Надо многое знать. А для того, чтобы много знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят и уважают.

Чему учат нас рассказы М.М. Зощенко, о которых мы сегодня узнали? Какие рассказы М.М. Зощенко о Лёле и Миньке вы ещё знаете?»

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.» Михаил Зощенко


Михаил Михайлович Зощенко

Текст

Слайд

Михаил Михайлович Зощенко знаменитый русский советский писатель, драматург. Даже эксперты не знают, когда появился на свет Зощенко. Официально в 1894 году, как записано в метрической книжке, хотя сам автор утверждал, что был рождён на год позже. Таким образом, получается, что писатель рождался дважды.

Его отец был украинцем, художником передвижником, мать актриса, а прапрапрадед писателя – архитектором. В старину архитектора называли зодчим, отсюда и пошла фамилия – Зодченко, а позже, чтобы удобнее было произносить, её упростили до Зощенко.

В 8 лет родители отдали мальчика в Санкт-Петербургскую гимназию. Вот как он вспоминал об этих годах: «Учился весьма плохо. И особенно плохо по русскому, на экзамене получил единицу по русскому сочинению…»

Жизнь порой бывает парадоксальна – будущий крупный писатель, начавший сочинять в 9 лет, - самый отстающий по русскому языку!

Несмотря на то, что успехи в школе были не столь впечатляющими, в 9 лет Миша пробовал писать стихи. А в 11 лет написал рассказ «Пальто.»

Своё детство Зощенко описал в рассказах для детей – «Лёля и Минька», где Минька это он, а Лёля – его старшая сестра. В этих рассказах юмор сочетается с серьёзностью, их интересно читать и взрослым и детям.

В 18 лет Михаил окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридический факультет, но через год он был отчислен из-за неуплаты за обучение. Юноше пришлось идти работать контролёром на железную дорогу, но тут началась мировая война. Зощенко решает идти на военную службу.

За личное мужество Михаил Зощенко был награждён четырьмя орденами.

Он участвовал во многих боях, был тяжело ранен и отравлен газами, но даже в военные годы не прекращал писать.

Врачи посоветовали Зощенко перейти на спокойную работу. И после войны Михаил сменил множество разных профессий. Чтобы выжить, ему приходилось штопать штаны и вырезать стельки.

Интересный эпизод произошёл, когда Михаилу Зощенко пришлось собственноручно и очень качественно зашить штаны другому бедствующему писателю Юрию Олеше.

Зощенко думал, что никогда не найдёт подходящей работы, но вдруг вспомнил, как любил в детстве читать.

За годы скитаний он столько повидал, что, если об этом написать, получится интересная книга. «Может это и есть моя профессия?» - подумал Зощенко.

И Михаил Михайлович сел за стол. Оказалось, что у него редкий литературный дар.

В 1921 году вышла первая книжка его рассказов, а через 10 лет книжек у него было уже около 60!. Они раскупались молниеносно: его знали все – от рабочего до академика. Он умел смотреть на всё с улыбкой и своими рассказами хотел научить этому других. Ни один юмористический вечер не обходился без его рассказов.

У Михаила Зощенко были миллионы поклонников по всей Земле. Японские поклонники оказались одни из самых активных.

В последние годы жизни писатель работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк».

В рассказе «Бабушкин подарок» Зощенко написал о своей жизни.

Умер Зощенко в 1958 году в Сестрорецке, где и был похоронен.

Поэтесса Анна Ахматова написала стихи

«Памяти М.М.Зощенко»:

Памятник на могиле М.М.Зощенко был открыт в 1995 году. Не известно, может быть это воля судьбы, но дата рождения автора и дата его смерти состоят из одних и тех же цифр…

В 1992 году в Петербурге был создан музей М.М Зощенко в квартире № 119, где прошли последние годы жизни писателя.

В настоящее время, правнучка писателя, телеведущая, Вера Зощенко, очень гордится своим прадедом.

МИХАИЛ ЗОЩЕНКО Русский советский писатель. Родился 29 июля (10 августа) 1895 в Санкт-Петербурге в семье художника, Михаила Ивановича Зощенко () и Елены Осиповны Зощенко, урожденной Суриной (), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.


Впечатления детства – в том числе о сложные отношения между родителями – отразились как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ Пальто.


МИХАИЛ ЗОЩЕНКО В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 он добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.


МИХАИЛ ЗОЩЕНКО По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.


В 1919 Зощенко занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек»


В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932).


К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях. Аристократка, История болезни


В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством». Рефлексия такого героя производила поразительно смешное впечатление. То, что рассказ велся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую». Юмористические рассказы


В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома», Зощенко издал книгу Письма к писателю – своеобразное социологическое исследование. Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. Письма к писателю


Возвращенная молодость Советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Но после этой поездки написал о том, как в лагерях перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды».


Голубая книга Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов.


Перед восходом солнца В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма- Ате, в эвакуации, поскольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.


Приключения обезьяны Постановление 1946, критиковавшее Зощенко, привело к его публичной травле и запрету на издание его произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди.


Памятник Михаилу Зощенко в Сестрорецке В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, были запрещены. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.






Михаил Михайлович Зощенко В этом году, 10 августа мы отмечаем 115 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Зощенко () МУК «ЦГБ г. Мурманска» Фмлмал 11

М. Зощенко – сатирик (1894-1985 гг.)

Семья писателя. Родился 29 июля (10 августа н.с.) в Полтаве в семье художника- передвижника Михаила Ивановича Зощенко и писательницы Елены Иосифовны Суриной. Большая семья: восемь детей. Когда мальчику было 12 лет, умирает отец.

Военные заслуги писателя. В 1915, закончив ускоренные военные курсы, Зощенко ушел на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен и отравлен газами. Имел четыре боевых ордена.

Военные должности. В 1915 - 1917 занимал разные военные должности, а после Февральской революции был комендантом Главного почтамта и телеграфа Петрограда. После Октябрьской революции вступил в Красную Армию и служил в пограничных войсках в Кронштадте, затем перевелся в действующую армию и до весны 1919 был на фронте.

Зощенко в годы войны.

Начало литературной деятельности. В апреле 1919 был демобилизован по болезни сердца и начал службу следователем в Уголовном надзоре. В 1920 поступил в Петроградский военный порт делопроизводителем, с этого времени стал заниматься литературной деятельностью.

Зощенко в юные годы.

Творческая активность. В 1922 вышла первая книга рассказов М. Зощенко "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова", затем следует целый ряд сборников рассказов: "Сентиментальные повести" (1923 - 1936), "Голубая книга" (1935), "Исторические повести" и др. Всего с 1922 до 1946 насчитывается 91 издание и переиздание его книг.

Популярность Зощенко. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах. К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы были известны и любимы во всех слоях общества.

Зощенко – драматург. В 1944 - 1946 много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых - "Парусиновый портфель"- выдержала 200 представлений за год.

Назначение Зощенко. В 30-годы меняется характер произведений Зощенко: люди равнодушны друг ко другу, их поступками управляет зависть. Избавиться от старого люди сами не могут, им следует помочь. И Зощенко видел в этом свое назначение. После войны по стране покатилась волна репрессий, на Зощенко открыто налагался запрет печататься.

«Я пишу очень кратко. Фраза у меня короткая…Может быть поэтому у меня много читателей».

Творчество в последние годы. В июле 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей, что принесло временное облегчение его состояния здоровья. В последние годы жизни печатался в журналах "Крокодил" и "Огонек".

Ухудшение здоровье писателя. В период 1946 - 1953 писатель главным образом занимался переводческой деятельностью. Обострение душевной болезни не позволяло писателю полноценно работать. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958 года.

Посвящение Зощенко. Словно дальнему голосу внемлю, А вокруг ничего, никого. В эту черную добрую землю Вы положите тело его. Ни ранит, ни плакучая ива Прах легчайший не осенят, Только ветры морские с залива, Чтоб оплакать его, прилетят… (А.Ахматова).

Михайлович

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

Михаил Зощенко



В 1913 г. поступил на юридический факультет

Петербургского университета.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, прервав

учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где

был командиром взвода, прапорщиком и командиром

батальона. добровольцем ушёл на фронт, командовал

батальоном.


В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на

болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и адъютантом. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.



Михаил Зощенко на собрании литературного кружка

«Серапионовы братья».


Произведения Зощенко, выходящие за рамки

«положительной сатиры на отдельные

недостатки»,перестали печатать.

Однако сам писатель всё чаще высмеивал

жизнь советского общества.



Памятник М.М. Зощенко

в Сестрорецке.


Государственный литературно-мемориальный музей им.

М.М. Зощенко в Санкт-Петербурге



- Кто главные герои рассказа? От чьего лица ведётся повествование?


Этика - учение о правилах поведения

Этические нормы из рассказа

М. Зощенко «Золотые Слова»

1. Не перебивай собеседника.

2. Уважай говорящего.

3. Учитывай разницу в возрасте.

4. Действуй с учетом сложившихся обстоятельств.



Рассказать друзьям