Презентация на тему георгий свиридов. Презентация на тему свиридов георгий васильевич

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Георгий Васильевич Свиридов

  • Презентация учителя музыки первой категории
  • Юшковой В.Ф.
  • НОУ гимназия «Школа бизнеса» г.Сочи
  • Русский, советский композитор и музыкальный деятель.
  • Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.
  • Детство будущего композитора прошло в родном городе.
  • С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов.
  • С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда.
  • В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича.
  • В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955).
  • Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы.
  • в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.
  • В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины.
  • В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.
  • Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Cлайд 4

Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.

Cлайд 5

Cлайд 6

По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно-этического содержания - вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г.

Cлайд 7

Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) Соната для фортепиано (1944) Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Партита Ми минор Партита Фа минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)

Cлайд 8

Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее - совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы - это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В.

«Конкурс презентаций «Великие люди России» Номинация: Другие великие люди России Название: Жизнь и творчество Свиридова Георгия Васильевича. Работу подготовила: Панкеева Людмила Анатольевна, учитель истории и Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» обществознания

Слайд 2

Биография Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух,

Слайд 3

Биография С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». «Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 4

Творчество Георгия Васильевича «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» Свиридов Георгий Васильевич Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Слайд 5

Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» - Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 6

Произведения В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кинотеатральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» . В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) .

Слайд 7

Фильмография Георгий Свиридов - автор музыки к тринадцати фильмам.  «Поднятая целина» (1940)  «Пржевальский»(1951)  «Римский- Корсаков»(1952) «Великий воин Албании Скандерберг» (1953) «Полюшко-поле»(1956)  «Красная площадь»(1960) «Воскресенье» (1961)  «Русский лес»(1964)

Слайд 8

Фильмография «Метель» (1964) «Время, вперед!» (1966) «Доверие» (1976) «Царь Федор Иоаннович» (спектакль Малого театра) (1981) «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982) Композитор некоторое время входил в съёмочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»).

Слайд 9

Последние годы жизни В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 10

В память о Свиридове… Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову (скульпторы – Николай Криволапов и Игорь Минин) появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. На нем высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Слайд 11

В память о Свиридове… В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Слайд 12

В память о Свиридове… В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие » имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В Тольятти с 1995 года работает МБУ ДО школа искусств, которой в 2006 году было присвоено имя Г. В. Свиридова. В городе Петрозаводске(столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л.Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998). Имя «Георгий Свиридов» носит Airdus A320 (б/н VP-BDK).

Слайд 13

Свиридов Г.В.- великий российский композитор. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна - не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. В этой парадоксальной хрупкости музыки Свиридова и кроется та загадка, о которой идет речь. Как бы ни был масштабен, огромен мир образов композитора, сущность его - в пронзительности и нежности лирического переживания. Но это переживание совершенно особого свойства. Оно не может быть описано в терминах субъективного романтического переживания и ни в коем случае не сводимо к нему. Михаил Аркадьев «Лирическая Вселенная Георгия Свиридова»



Рассказать друзьям