Презентация на тему об истории календаря. Презентация на тему "история календаря"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Народы,жившие на территории Западной Европы,оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии,уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. Далее




Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и Луны. Главный круг из камней, некоторые из которых еще сохранились, имел 29 больших ворот и небольшую арку,т.е.29 с половиной входов.Это соответствовало 29 с половиной дням синодического месяца - времени от одного полнолуния до другого.Ежедневно камень клали на один портал дальше.За один месяц он обходим все сооружение. Ямки представляли собой лунный календарь. Каждый день камень перекладывали в следующую ямку.




Вавилонские астрономы разделили сутки на 24 часа и каждый из них посвятили одной из известных им семи планет, включая Солнце.Счет часов они начинали с субботы, первым часом которой «управляет» Сатурн, вторым - Юпитер и т.д. по кругу. Получилось, что первым часом воскресенья «управляло» Солнце, первым часом понедельника - Луна… По светилу первого часа каждого дня получили свои названия и дни недели,сохранившиеся во многих языках. Далее


Верховный жрец, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарём. В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, именуется юлианским.


Папа Григорий XIII вошёл в историю как реформатор календаря. По случаю введения григорианского календаря в Риме отчеканили памятную медаль с профилем Григория XIII. Латинская подпись под ним гласила: «Наилучший верховный жрец». На обратной стороне – знак созвездия Овна.








Древние китайцы верили,что во Вселенной господствуют пять стихий -Огонь, Вода, Металл, Дерево и Земля, которые постоянно взаимодействуют:вода тушит огонь,огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Представления о пяти стихиях легко в основу 60-летнего календаря.






Жрецы поделили год на 12 месяцев по 30 дней, а каждый месяц – на три недели по 10 дней, вернее, по две пятидневке. Таким образом в Египте появился солнечный календарь. На этом рельефе изображён фараон Эхнатон со своей супругой Нефертити и тремя дочерьми. Эхнатон ввёл культ бога солнечного диска Атона, поэтому над царской четой сияет Солнце с распростёртыми руками – лучами – символ Атона.






На этом барельефе изображён бог Дионис, покровитель виноградарства у древних эллинов, и шествующие за ним времена года – Весна, Лето, Осень – в виде молодых девушек (поначалу греки выделяли всего три сезона). Их обязанностью было открывать двери богу Солнца, когда он выезжает на своей колеснице.


Римская парапегма. На самом верху изображены семь богов, покровителей дней недели, и палочкой под ними отмечен день недели. Палочка справа указывает число, а слева – один из месяцев, заключённых в круг зодиака. К концу VIII века до н. э у некоторых римских месяцев уже появились имена. Первый месяц года назвали мартиусом в честь бога войны Марса. Второй – априлусом. Это слово происходит от глагола aperire – раскрывать, ведь именно тогда проклёвывались почки на деревьях. Третий месяц майус посвящали богине плодородия Майе, а четвёртый юниус – супруге Юпитера богине Юноне. Все остальные месяцы имели лишь порядковые номера: квинтилис, секстилис, октавус, новем, десимус.


Расписывая Владимирский собор в Киеве, В. М. Васнецов посвятил одну из фресок крещению Руси князем Владимиром. Вместе с христианством в Древнюю Русь из Византии попал и юлианский календарь. Новый год наши предки ещё многие века по традиции отмечали не 1 января, как было заведено в юлианском календаре, а 1 марта. Но когда на Руси наступил 7000 – ый год «от Сотворения мира», начало было официально перенесено на 1 сентября. Так и праздновали его более двух веков.


19 декабря 7208 года «от Сотворения мира» царь Пётр I подписал указ, который велел россиянам следующий, 7209–ый год считать 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год отмечать 1 января. Однако, перенеся новогодний праздник и начав новый отсчёт лет, Россия по-прежнему жила по юлианскому календарю, всё больше и больше расходясь в датировках событий со странами, которые уже жили по григорианскому календарю. Так продолжалось до 1918 года.


  • Что такое «календарь» и его необходимость, задачи и основа?
  • Системы календарей
  • Шумерский календарь
  • Вавилонский календарь
  • Древнеперсидский календарь
  • Древнеримский календарь
  • Использованные источники

Под Новый год

пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но каждый день терял он вес, И, наконец, совсем исчез.

Календарь


Что такое «календарь»?

Календарь - это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки , где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)


Значение слова

Слово " календарь " имело в своей истории разные значения

Затем возникло слово calendarium.

Так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

От лат. calendae, календы , – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме .


Печатное издание в виде таблицы

Год

Перечень месяцев

Перечень дней недели

Перечень чисел


Необходимость календаря

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать .


Необходимость календаря

Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое.


Задачи календаря

Измерение интервалов времени

Фиксация дат


Основа календаря

Смена лунных фаз и смена сезонов года

День

Ночь


Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей:

Солнечные

Стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе

Лунные

Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны

Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое


Шумерский календарь

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера . Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток.


Вавилонский календарь

Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток , прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.


Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели свой календарь и знали: есть в году сутки день самой продолжительной ночи и самого короткого дня , который называется днем зимнего солнцеворота . В этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца - Митры.


Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели разную длину, но Новый год неизменно приходился на 1 января - дату смены консулов. 25 декабря - празднования зимнегосолнцеворота стало удобным временем для новогоднего гулянья.


  • В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь, получивший название юлианского . В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям . Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

  • В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году - 22 июня.
  • А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

  • Григорием XIII в 1582 году был введен григорианский календарь (новый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного.
  • Дата дня весеннего равноденствия - 21 марта , из календаря изымались високосные годы , приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д.

  • На Руси действовал юлианский календарь. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое произошло 5506 лет до нашей эры.
  • Начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где - в марте, в день весеннего солнцестояния.

  • привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой - 1 января.

  • До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней.
  • 1 февраля 1918 года вышел декрет , объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней

  • В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем , в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний.
  • В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря , в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. Лунно-солнечный календарь применяется у евреев , исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Загадки о времени, о календаре

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

Где всё это хранится?

Без ног, а бежит -

Не кончается,

Никогда назад

Не возвращается.

(Время)

( Календарь)

Пал брус во всю Русь,

На том брусу

Двенадцать ёлок,

В каждой по четыре ветки.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак.

(Год, месяцы, недели)

(Отрывной календарь)


Использованные источники

http://www.alkor-4.ru/kalendari_2011/uvartalnye_kalendari/kvartalnye_kalendari_na_2011_god/prn_prd2581.php

http://www.xrest.ru/original/160395/

http://arthic.ru/eg/2.htm

http://elitklub.info/forum/23-238-1

http://pritchi.diary.ru/?from=80


Спасибо

за внимание!

Народы , жившие на территории Западной Европы , оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии , уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История календаря Выполнила Афаунова Валерия Ученица 10 класса

Народы, жившие на территории Западной Европы, оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии, уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет.

Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и Луны. Главный круг из камней, некоторые из которых еще сохранились, имел 29 больших ворот и небольшую арку,т.е.29 с половиной входов.Это соответствовало 29 с половиной дням синодического месяца - времени от одного полнолуния до другого.Ежедневно камень клали на один портал дальше.За один месяц он обходим все сооружение. Ямки представляли собой лунный календарь. Каждый день камень перекладывали в следующую ямку.

Древние обитатели Междуречья уже умели различать отдельные созвездия,располо женные вдоль видимого годового пути Солнца среди звезд. Позже они стали называться зодиакальным поясом.

Вавилонские астрономы разделили сутки на 24 часа и каждый из них посвятили одной из известных им семи планет, включая Солнце.Счет часов они начинали с субботы, первым часом которой «управляет» Сатурн, вторым - Юпитер и т.д. по кругу. Получилось, что первым часом воскресенья «управляло» Солнце, первым часом понедельника - Луна… По светилу первого часа каждого дня получили свои названия и дни недели,сохранившиеся во многих языках.

Верховный жрец, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарём. В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, именуется юлианским.

Древние китайцы верили, что во Вселенной господствуют пять стихий -Огонь, Вода, Металл, Дерево и Земля, которые постоянно взаимодействуют:вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Представления о пяти стихиях легко в основу 60-летнего календаря.

Майя следили за движением небесных светил с сооружений, похожих на башни современных обсерваторий. А свои наблюдения они излагали в рукописях. На этой странице из чудом уцелевшей рукописи описано движение Венеры. Майя создали особые календарные системы. Они были так сложны, что разобраться в них могли лишь посвящённые жрецы-астрономы.


«Древние предки человека» - Жизнь наших предков». Человек умелый. Австралоидная. Человек прямоходящий. Характерные черты: Дриопитеки. Человек разумный. Урок 1. «Происхождение человека. Австралопитек. ДРИОПИТЕ?КИ (Dryopithecinae, «древесные обезьяны»), подсемейство вымерших человекообразных обезьян. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги.

«Древние о вселенной» - Пифагор (580 – 500 до н.э.). Древний Египет. Модель Вселенной по Аристотелю. Древний Вавилон. Система Клавдия Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Древняя Индия. Как древние люди представляли себе Вселенную. Земля. Аристотель (384 – 322 до н.э.). Вселенная. Клавдий Птолемей. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

«Древние города» - На берёсте. Какие города были построены в Древней Руси? Славяне были очень гордыми. Крестьяне. Какая достопримечательность была построена в Киеве при Ярославе Мудром? Исправить. Как назывался укреплённый центр русского города? Ров. Ремесленники. Константинополь. Там разбивали огороды. Бояре. Киев. Какие достопримечательности появились в Древней Руси?

«Древние книги» - Восковые таблички. Древняя Русь. Калам. Книга –свиток папирус Книга – таблица глина Книга – кодекс пергамент. Древние книги. Древний Египет. Новгородские берестяные грамоты. Индия. Стиль. Обработанный стебель папируса острым ножом разрезали на тонкие полоски. Клинопись. Александрийская библиотека. Китай.

«Древние люди» - Рост около 170 см. Тест 6. Древнейшие люди относятся к виду: Человек умелый. Питекантроп. Подведем итоги: Человек разумный, подвид Человек разумный неандертальский и Человек разумный разумный. Человек разумный разумный. **Тест 7. От древнейших людей произошли: Неандерталец. Человек прямоходящий. 7. Какой вид и подвиды произошли от древнейших людей?

«Древние пирамиды» - Описание пирамиды. Параллельное сближение является практически идеальным и равно 1’15". Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Легенды о сфинксе встречаются в Древнем Египте (периода Древнего царства). Погребальная «яма». Статистические данные пирамиды Хеопса.

Валентина Алексеева

Возрастная группа : 6-7 лет (подготовительная группа)

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Тема НОД : «Календари бывают разные »

Вид НОД : формирование целостной картины мира

Форма НОД : «Река времени »

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Формы организации : фронтальная

Планируемый результат : ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, социальными знаниями о социальном мире. У ребенка развита мелкая моторика.

Цель : Закреплять у детей понятие «календарь » . Проследить существенные изменения, произошедшие в течение определенных отрезков времени .

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать интерес к своему народу и к его прошлому.

2. Воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.

3. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.

Развивающие задачи :

1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.

2. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.

3. Развивать свойства непроизвольного внимания посредством стимулирования игровыми ситуациями.

4. Развивать умение измерять время при помощи календаря .

Обучающие задачи :

1. Продолжать знакомить детей с разновидностями календаря и его назначением для людей.

2. Научить измерять длину народной меркой – пядью.

3. Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Принципы дошкольного образования (ФГОС) :

1. Обогащение детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

3. Воздействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей.

5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

6. Возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания :

Выдвижение системы положительных целей

Воспитание через взаимодействие

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

Принципы обучения :

Принцип деятельности – реализация разнообразных видов деятельности .

Принцип предметности – использование предметов и их изображение.

Принцип доступности

Средства воспитания и обучения :

Наглядные : карта-панно «Река времени » . Мяч. Мелкие картинки, клей, салфетки. Мультимедийная презентация «История календаря » .

Учебно-методический комплект :

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) .

3. Дыбина, О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Ход НОД:

Этап 1. Обсуждение реального события. Метод : беседа.

Работа с календарем :

Ребята, какой сейчас месяц? Найдите на календаре .

Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели?

Что придумали люди, для того чтобы узнавать определенную дату? (Календари ) .

Этап 2. Постановка цели исследования. Методы : Эмоционального стимулирования. Проблемно-поисковый

Интересно, когда появился календарь . Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я хочу отправиться по реке времени , чтобы узнать историю календаря . Кто хочет со мной путешествовать? (Расстилается «река » ). На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … (пароходе) .

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход,

Дети встали.

Он шагнул назад сначала.

Шаг назад.

А потом шагнул вперёд.

Шаг вперёд.

И поплыл, повремени , по речке,

Волнообразное движение руками .

Набирая полный ход.

Ходьба на месте.

Этап 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. Методы : Получение новых знаний. Развития познавательного интереса.

Педагог демонстрирует слайды. Дети рассматривают иллюстрации.

Первая остановка.

Слайд 2. Раньше календари выглядели по-другому. При раскопках учёные археологи находили древние каменные и глиняные календари , сделанные много веков назад. Посмотрите на слайд, что вы заметили? Первый календарь придумали египтяне – они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь .

Слайд 3. Во времена зарождения христианства официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь , называемый юлианским. Он был создан императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря ) . Древнеримский каменный календарь : наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посредине изображен зодиак, а слева и справа - числа месяца.

Римский «календарь фермера » . На каждой стороне три месяца. Со знаком зодиака, названием месяца, количеством дней в месяце, продолжительностью дня и ночи в часах, защищающим божеством, работой в поле и самыми важными праздниками.

Слайд 4. Но римские жрецы запутали календарь . Эту ошибку исправил император Август. Окончательный вариант календаря введен папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль, который действует по сегодняшний день.

Слайд 5. Как вы думаете, у древних славян был календарь ? Да, но он отличался от нашего современного календаря . У древних славян год так же делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы.

Январь - Славянское название "Просинец". Просинец - от появляющейся синевы неба в Январе. Время вырубки леса

Февраль - "Сечень", «Лютень» . Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню. Лютый – лютые морозы

Март - "Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" – понятно почему.

Апрель - Древнерусские имена апреля : "Снегогон", «Цветень» . Цветение садов

Май - названия "Травень". Природа зеленеет и расцветает.

Июнь - "Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много.

Июль - "Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный) . Еще называли "Липец" – липа цветет в июле. И просто - «Макушка лета» .

Август. А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу .

Сентябрь - «Хмурень» – погода начинала портиться.

Октябрь - Чудесное славянское название - "Листопад"– опадание листьев у деревьев. Иначе – «Грязник» , от осенних дождей и хляби.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" – студёно, холодно!

Итак, что мы узнали о древних календарях ?

Слайд 6. Появились первые рукописные календари . Календари были без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения , связанные с астрономией и счётом времени . Посмотрите на слайд, что вы заметили?

Слайд 7. В Древней Руси счет времени вели по четырем временам года . Новый год начинался сначала весной - 1 марта. Царь Иван III повелел считать началом года 1 сентября. Царь Петр I перевел Россию на европейское летоисчисление - новый год стал начинаться 1 января.

Что вы можете рассказать о рукописных календарях ?

Третья остановка.

Пароход уже нас ждет (стихотворение «Пароход» ).

Сейчас существует самые разные календари . А какие календари вы знаете ? У всех этих календарей есть общие черты . Давайте рассмотрим. Чем все календари похожи ? (Раскладывает разные виды календарей , вовлекает детей в диалог).

Этап 4. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени » . Метод : Стимулирования отношений детей

Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Это изображение календарей с древних времен до наших дней . Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени » . Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Прошлое» ? Кто будет отбирать картинки для следующей остановки? Кто со мной будет работать?

Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Метод : Стимулирования и коррекции действий и отношений детей.

Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.

Классифицируют. Располагают картинки в определенном порядке.

Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая ?

Этап 6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения. Метод : Закрепления и повторения.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени . Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии?

Этап 7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем





Рассказать друзьям