Презентация викторина золотой век русской лит ры. Золотой век русской литературы выполнила: овчинникова д

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: по слайдам

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: 3 Л/Д

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17 -18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.

А. С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан» , «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри» , стихотворная повесть «Демон» , множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны

Н. В. Гоголь Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка» , где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А. С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

А. П. Чехов М. Горький Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Пхалагова Светлана, Васильковская Александра, Богданова Екатерина, ученицы 8 Г класса ГБОУ СОШ №262 Санкт-Петербург

Презентация дает возможность оживить страницы учебника по данной теме. Может быть использована как на уроках истории, так и на уроках литературы, при проведении мероприятий предметной недели. Работа носит обзорный характер и может быть использована как учебное задание для создания контекстных презентаций к отдельным слайдам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

XIX век - Золотой век Русской литературы. НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ Учащиеся 8 Г класса: Пхалагова Светлана Васильковская Александра Богданова Екатерина Руководитель: Бриченко Л.В.

Повесть Н.М.Карамзина «Марфа Посадница или Покорение Новгорода». Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина, создателя «Истории государства Российского». В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»(1803 г.) он сопоставляет республиканскую(воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную(« московскую») традиции отечественной истории

Появление романтизма в русской литературе связаны с именами. В.К. Кюхельбекер А. И. Одоевский К. Ф. Рылеев В.А. Жуковский

В начале своего творчества романтические произведения создавали наши великие поэты. А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов

Историческая драма «Борис Годунов» «Дубровский» «Повести Белкина» «Капитанская дочка» «Медный всадник»

Роман М.Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов Роман «Герой нашего времени»

Основатель «натуральной школы» Н.В. Гоголь. Натуральная школа - условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Яркие произведения Н.В. Гоголя Повесть «Шинель» Комедия « Ревизор » Поэма « Мертвые души »

Творчество Ф. М. Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»,- отмечал позже Фёдор Ми- хайлович Достоевский.

Реалистический мир русского купечества Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества открыл читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» (1849 г.) Александр Николаевич Островский.

Работа молодого Островского Александр Николаевич Островский Московский Коммерческий суд

Подлинное литературное событие Выход в свет «Записок охотника» (1847 – 1852гг.) Иван Сергеевич Тургенев, описавший не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с искренней симпатией теплотой.

Беспросветная нищета и забитость простонародья была изображена в повестях Д.В. Григоровича Дмитрий Васильевич Григорович « Деревня » « Антон –Горемыка »

Cлайд 1

Cлайд 2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIXв. направление годы имена Сентиментализм 10-ыег.г. МолодыеВ.А. Жуковский, Е.А. Баратынский. Романтизм 10-ыег.г. В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Реализм 20-30-ыег.г. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь «Натуральная школа» 40-50-ыег.г. А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский Революционно-демократический реализм 60-70-ыег.г. Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин Пролетарская литература и символизм 90-ыег.г. М. Горький; В. Брюсов

Cлайд 3

«Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) - период в истории немецкой литературы (1767-1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer - «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо. Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.

Cлайд 4

Известные представители «Бури и натиска» Гаман, Иоганн Георг (1730-1788) Вагнер, Генрих Леопольд (1747-1779) Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832) Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель (1739-1791) Шиллер, Фридрих (1759-1805)

Cлайд 5

Романтизм (от франц. Romantisme) идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Cлайд 6

Характеризуется - утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, - изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, - изображением одухотворённой и целительной природы.

Cлайд 7

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Cлайд 8

Философия Романтизма Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра и зла ("Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"). Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Cлайд 9

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Cлайд 10

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

Cлайд 11

Выводы В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – натура страстная. Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Cлайд 12

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник. Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Cлайд 13

Исторический роман В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

Cлайд 14

Экзотика События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Cлайд 15

Интерес к фольклору Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Золотой век русской литературы 9 класс Золотой век -

  • первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму. Также резко изменился язык русской художественной литературы, в частности, поэзии, с появлением таких авторов, как Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов.
Под золотым веком М. А. Антонович имел в виду литературу пушкинско-гоголевского периода.
  • «Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы... Поистине, то был Золотой век нашей литературы,
  • период ее невинности и блаженства!..»
Условия развития русской литературы
  • Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни.
  • Подъем русского самосознания.
  • Напряженная идейная борьба.
  • Литературные течения в России 19 века существовали одновременно.
  • Дворянская литература.
Николай Михайлович Карамзин
  • Никола́й Миха́йлович Карамзи́н- русский историк-историограф, писатель, поэт.
  • Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818).
  • Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России.
  • Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).
Василий Андреевич Жуковский
  • Васи́лий Андре́евич Жуко́вский - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
  • Действительный член Императорской Российской академии (1818);
  • почётный член Императорской Академии наук (1827-1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности,
  • тайный советник (1841).
Константин Николаевич Батюшков
  • Константи́н Никола́евич Ба́тюшков - русский поэт, предшественник Пушкина.
Иван Андреевич Крылов
  • Ива́н Андре́евич Крыло́в - русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки,
  • Статский Советник,
  • Действительный член Императорской Российской академии (1811),
  • ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
Кондратий Федорович Рылеев
  • Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев - русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года.
Александр Сергеевич Грибоедов
  • Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828).
Александр Сергеевич Пушкин
  • Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин - русский поэт, драматург и прозаик.
Федор Иванович Тютчев
  • Фёдор Ива́нович Тю́тчев - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.
Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
  • Никола́й Васи́льевич Го́голь - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы
Виссарион Григорьевич Белинский
  • Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский - русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Николай Александрович Добролюбов
  • Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ.
Николай Гаврилович Чернышевский
  • Никола́й Гаври́лович Черныше́вский - русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм


Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».






Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.


К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.




Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.


П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.


Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.




Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.




Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.



Рассказать друзьям