Принципы анализа художественного произведения. Принципы организации школьного анализа художественного произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В аптеках продается настойка из прополиса во флаконах, которые содержатся в картонных пачках.

Фармакологическое действие

Лекарство применяется как противомикробное , противовоспалительное и стимулирующее регенерацию средство.

Фармакодинамика и фармакокинетика

Прополис – полезное природное вещество, в котором содержится множество минеральных и органических веществ: селен, фосфор, железо, цинк, , группы В и , кальций , медь , алюминий , кремний , а также многие важные для организма . Кроме того, в него входят масла и флавоноиды , оказывающие антибактериальное действие.

Применение спиртовой настойки Прополиса возможно для лечения инфекционных заболеваний, спровоцированных бактериями. Она может использоваться при лечении респираторных заболеваний , воспалений среднего уха, , . Прием этого средства также способствует общему восстановлению организма.

Лекарство способно оказывать сосудорасширяющий эффект, благодаря чему оно полезно при лечении людей с высоким , болями в сердце и местным .

За счет противовоспалительного и местного обезболивающего действия он применяется при терапии , болях в суставах, спине, позвоночнике, плечах, руках и ноге. Его прием улучшает кровоснабжение в мышцах, снижает воспаление и усталость.

Применение настойки прополиса внутрь оказывает успокаивающее действие на организм. Ее могут принимать при , шуме в ушах , , и пр. Это средство также используется для детоксикации . Оно помогает при кожных проблемах и применяется для лечения ран, прыщей, инфекционных заболеваний рук, ногтей и ног.

Показания к применению

Применение настойки Прополиса на спирту возможно во многих случаях. Обычно ее используют при микротравмах, отите , тонзиллите , заболеваниях пародонта , поверхностных повреждениях кожи и слизистых, , .

В домашних условиях часто используется настойка Прополиса для волос. Ее применяют для приготовления масок против выпадения волос, , а также для укрепления волосяной луковицы. Средство можно купить в аптеках, кроме того, если есть рецепт, его можно приготовить самостоятельно.

Очень полезно принимать лекарство для кишечника в случае воспалений, а также при гастрите .

Наружно используется настойка Прополиса от прыщей, атеросклероза , костных мозолей, , ран, свищей, пролежней, геморроидальных узлов , , ожогов. Для усиления эффекта ее можно применять и внутрь.

Подробнее о том, в каких случаях может применяться данное средство и что лечит, в каждом отдельном случае лучше проконсультироваться со специалистом.

Противопоказания

Известны следующие противопоказания к применению лекарства: гиперчувствительность и .

Побочные действия

Лечение данным средством может вызвать и кратковременное чувство жжения. Перед тем, как принимать настойку Прополиса, нужно исключить индивидуальную непереносимость лекарства. Если появились аллергические реакции , прием следует прекратить.

Инструкция по применению настойки Прополиса (Способ и дозировка)

Для тех, кому показана настойка Прополиса, инструкция по применению сообщает, что средство может применяться внутрь и наружно.

Внутрь принимают по 20-60 капель с ¼ или ½ станка воды. Делать это нужно 3 раза в сутки на протяжении 5-30 дней. При язвенной болезни курс применения рассчитан на 3-4 недели.

Инструкция по применению настойки Прополиса наружно сообщает, что делать это можно при микротравмах и ранах. Тогда пораженные места обрабатываются тампоном с лекарственным средством 1-3 раза в сутки. При хроническом фарингите и тонзиллите миндалины смазываются настойкой, которая разведена водой 1 к 2. Делать это нужно 1-2 раза в сутки на протяжении 7-14 дней. Кроме того, могут делать 1-2 ингаляции , при которых применяется настойка Прополиса на воде (разводить 1 к 20).

Средство используется для полосканий при ранах на слизистой рта, а также воспалительных заболеваний рта и горла. Важно знать, как полоскать горло правильно. Для этого 15 мл настойки разводится стаканом или ½ стакана теплой воды. Полоскания проводятся 4-5 раз в сутки на протяжении 3-4 дней.

В случае хронических гнойных отитов в ухо вводят тампон, пропитанный лекарством, на 1-2 минуты. Делать это нужно 2-3 раза в сутки. Кроме того, можно закапывать по 1-2 капле 3-4 раза в день.

Настойка при гайморите используется в сочетании с изотоническим раствором натрия хлорида (1 к 10). Ее применяют 2 раза в сутки на протяжении 2 недель.

Для лечения и укрепления волос применяют спиртовую настойку, которая наносится после мытья головы. Средство не нужно смывать. Для максимального эффекта рекомендуется использовать его каждый день или через день.

Приготовление настойки прополиса на спирту – задача довольно простая. Прополис растворяется в чистом медицинском спирте (соотношение 1 к 10). То есть на 10 г нужно 100 мл спирта. Перед тем, как приготовить настойку прополиса, его желательно хорошо измельчить, например, с помощью терки. Раскрошенное средство кладут во флакон или бутылку, а затем заливают спиртом и настаивают в темном месте 7-10 дней, каждый день встряхивая сосуд. Если держать средство в холодном месте, оно может сохранять свои целебные свойства на протяжении трех лет. По такому же принципу можно приготовить настойку на водке.

Средство на воде готовится сложнее и срок годности у него меньше – около недели. Перед тем, как сделать настойку из прополиса, нужно хорошо измельчить его, желательно при помощи каменной ступки с пестиком. На 100 мл воды приходится примерно 30 г прополиса. Смесь варится на водяной бане около 60 минут, ее нужно постоянно помешивать деревянной ложкой. После этого необходимо процедить вытяжку из прополиса и поставить в холодное место.

Передозировка

Данные о передозировке не предоставлены.

Взаимодействие

Лекарство не желательно сочетать с прочими антисептическими препаратами и продуктами пчеловодства.

Условия продажи

Настойка продается без рецепта.

Условия хранения

Средство нужно хранить в сухом, темном и прохладном месте. Беречь от детей.

Срок годности

Максимальный срок годности препарата – 2 года. Нельзя использовать его по истечении этого времени.

При беременности и лактации

Нежелательно применять настойку при и . Противопоказания в данном случае не указываются. Однако специальные исследования о действии лекарства при беременности не проводились, поэтому его использование не рекомендуется.

В народной медицине активно используются все продукты пчеловодства: мед, перга, пыльца и прополис, который по своей значимости некоторые знахари ставят выше меда. Из него готовят мази и суспензии на основе различных масел, вытяжки и экстракты на спирте. Однако наибольшую популярность приобрела водная настойка прополиса.

Она, по сравнению со спиртовой, сохраняет намного больше витаминов и аминокислот. При этом может применяться там, где применение спирта категорически запрещено: при лечении детей и кодированных от алкоголя, глазных заболеваниях, ожогах, при заболеванием печени и т.д.

Полезные и лечебные свойства препарата

Прополис (пчелиный клей) – мощное, натуральное и биологически активное вещество. Благодаря содержанию более 100 различных биологически активных соединений, среди которых присутствуют дубильные вещества, органические кислоты (кофейная, феруловая, коричная), смолы, витамины и аминокислоты, он помогает:

  • Справляться с различными вирусными инфекциями;
  • Усиливать действие антибиотиков, в результате чего выздоровление происходит значительно быстрее;
  • Выводить из организма человека различные токсические вещества;
  • Снять отечность и болевой синдром. В это сложно поверить, но водный раствор прополиса сильнее новокаина в 3,5 раза ;
  • Замедлять рост злокачественных опухолей. Ученые установили, что, участвуя в очищении мембран клеток, он замораживает процесс регенерации раковых клеток;
  • Ускорять процесс заживления ран и ожогов;
  • Лечить конъюнктивит и другие заболевания глаз;
  • Регенерировать костную массу, дентин (твердая ткань зуба) и хрящи;
  • Снизить холестерин, что помогает очистить стенки сосудов, в результате чего улучшается кровообращение. Этот же эффект способствует и лечению склероза;
  • Эффективно бороться с некоторыми видами лишая, грибком кандида и аспергиллёза;
  • Эффективно воздействовать на палочку Коха при лечении туберкулеза, блокируя её способность к размножению;
  • Укреплять иммунитет. Продолжительный прием вытяжки из пчелиного клея активизирует выработку антител, что повышает сопротивляемость организма вирусам и микробам.

Прополис на водной основе имеет концентрацию действующего вещества всего в 10-20%. Это значительно меньше, чем у мазей на основе масла или спиртовых экстрактов. Однако, возможность применения практически без ограничений, делает его универсальным и незаменимым препаратом при лечении многих заболеваний. Применять можно орально, ректально и вагинально. При приеме внутрь не страдает микрофлора кишечника, а, следовательно, отсутствует риск возникновения дисбактериоза.

Приготовление водного раствора прополиса

Получить водный настой из прополиса в домашнюю аптечку можно двумя путями: купить в аптеке или приготовить в домашних условиях.

По качеству водный экстракт прополиса в обоих случаях идентичен. Отличие лишь в сроках хранения – вытяжка, полученная промышленным путем, хранится до года, а сделанная самостоятельно — около 7 дней.

Это обусловлено степенью очистки воды – на предприятиях она дистиллируется и насыщается ионами серебра.

Все же большинство народных лекарей предпочитают сделать водный настой прополиса самостоятельно. Объясняют они свою позицию тем, что по мере хранения аптечная настойка теряет свои свойства, а приготовление ее в домашних условиях очень простое.

Водный раствор прополиса готовится всего из двух компонентов: пчелиного клея и воды. Прежде, чем они будут соединены, их необходимо подготовить.

Прополис покупается, как правило, в виде пластичного шарика. Для получения максимально насыщенного раствора необходимо увеличить площадь его контакта с водой. Достигается это путем измельчения шарика до мелкозернистой фракции. Однако пластичность не позволяет превратить его в порошок. Помогает в этом случае легкое замораживание в холодильнике. Достаточно одного часа, чтобы прополис застыл и стал хрупким. В таком состоянии, с помощью терки, его можно превратить в пылевидное состояние.

При покупке измельченного пчелиного клея его помещают в морозильник на полчаса, а затем, с помощью ступки или скалки, растирают до порошкообразной фракции.

Следующий этап – очистка прополиса от посторонних примесей. Для этого полученный порошок заливают водой и ставят в темное место на 1 час. После взбалтывают или перемешивают. Всплывшие мелкие частицы аккуратно снимают ложкой или сливают. Осевший на дно осадок и есть качественно очищенный прополис. Воду сливают, а осевший порошок обязательно высушивают.

Воду можно использовать из-под крана, но в этом случае её обязательно предварительно требуется очистить очистить. Сделать это можно с помощью морозильника. Практически во всех материалах по приготовлению водной вытяжки из пчелиного клея рекомендуется воду заморозить, разморозить и сразу применять для раствора. Объяснение простое – в состоянии льда она меняет свою структуру. Но это не совсем так.

Обычная водопроводная вода содержит тяжелые металлы, ядохимикаты, различные соли и дейтерий. Кристаллизация молекул такой жидкости со стабильным изотопом водорода (дейтерий), начинается с +3,8 градуса по С, а солевой рассол замерзает при 7 градусах мороза. Поэтому очищение следующего компонента экстракта следует провести в два этапа.

Налитую в кастрюлю, жидкость ставят на 5-6 часов в морозильник. Первая заморозка позволяет избавиться от дейтерия. Для этого достаточно выбросить образовавшийся лед. Вторичная заморозка, в течение 10-12 часов, превратит живую воду в лед, а раствор солей останется в жидком состоянии. Соответственно, жидкую фракцию сливаем, а лед растапливаем и получаем второй компонент лечебного состава.

При приготовлении водного раствора пчелиного клея необходимо учесть несколько важных моментов.

  1. Он растворяется в жидкости при +80 градусах по С.
  2. Все полезные вещества имеют такие химические связи, что не разрушаются даже при кипячении.
  3. Концентрация готового препарата определяется процентным содержанием прополиса в растворе. Например, для 10%-ой настойки берут 10 г прополиса на 100 мл жидкости, 20%-ой – 20 г и т.д.
  4. При кипячении прополиса получаем отвар, а не настойку.

Настой можно приготовить двумя путями:

  • выдержать на водяной бане несколько часов;
  • произвести вытяжку в термосе.

Народные целители предлагают несколько дополнительных рецептов приготовления этого уникального средства.

Рецепт №1. Очищенную воду доводят до кипения, чуть остужают и переливают в термос. Туда же засыпают порошковую массу прополиса. Ставят в теплое место на 48 часов. Периодически встряхивают.

Готовый продукт представляет собой непрозрачную жидкость насыщенного коричневого цвета. Аромат очень приятный, с «бальзамическими» нотками. Вкус с горчинкой. После проглатывания наступает легкое онемение. Не фильтруют. Перед употреблением обязательно взбалтывают.

Рецепт №2. Пчелиный клей и кипяченую воду смешивают в небольшой кастрюле (эмалированной или из нержавейки) и ставят в большую емкость с водой. В течение часа будущее лечебное средство выдерживают в водяной бане при 80 o С. Чтобы процесс растворения биологически активных веществ происходил интенсивнее, водяной настой постоянно перемешивают.

Завершается процедура приготовления отцеживанием готового препарата через трехслойную марлю, после чего он разливается в темную стеклянную тару, плотно закрывается и хранится в защищенном от солнечных лучей месте. Чем выше концентрация раствора, тем больше срок хранения. Считается, что процент концентрации соответствует количеству дней хранения, т.е. 25%-ый раствор можно хранить 25 дней.

Рецепт №3. Прополис на воде с ромашкой. Для усиления лечебного эффекта от пчелиного клея на каждые 100 мл воды берется 10 г аптечной ромашки. После кипячения жидкости в нее добавляются цветы ромашки и охлаждаются до комнатной температуры.

Сюда же высыпается прополис. Затем на водяной бане, как и в рецепте №2, выдерживают 60 минут, после чего переливают в термос и ставят на 48 часов для ферментации. Термос необходимо регулярно встряхивать. Перед употреблением обязательно размешивать.

Рецепт №4. Раствор на шунгитовой воде. До начала воду подвергают обработке шунгитом. Данный минерал усиливает свойства прополисного раствора в борьбе с туберкулезом, холестерином и гепатитом А и В.

Один или несколько камней весом в 300 г заливается в 3-х литровой банке очищенной водой и выдерживается 72 часа. Через 3-е суток 2/3 жидкости с помощью трубки от капельницы аккуратно, чтобы не захватить нижний слой, снимается и используется для приготовления водного раствора по рецептам №2 или №3. Камни сушатся и через пару дней их можно использоваться повторно.

Инструкция по применению

Водный раствор прополиса уникален не только по своим возможностям при лечении различных заболеваний, но еще и тем, что его применение не ограничивается лишь приемом внутрь. Так, при заболевании верхних дыхательных путей можно принимать внутрь, полоскать рот, делать ингаляции. Эффект будет один и тот же.

Приведем инструкции по применению 10%-ой настойки из пчелиного клея для лечения различных заболеваний.

Ангина, бронхит и другие простудные заболевания – 25 капель (не по 25, а всего 25) принимают 5 раз в сутки или 30 капель два раза в день. Принимать в течение 2 недель.

При замене на полоскание 1 столовую ложку препарата разводят в 100 мл кипяченой воды и полощут рот в течение 5 мин. Процедуру необходимо повторять 3 раза в день до выздоровления.

Ингаляции проводятся дважды в день. Лечебное средство перед использованием подогревается до 35-40 градусов по С и в него добавляется воск.

При гайморите и рините в каждую ноздрю в течение 10 дней капают по 3 капли настоя. Чтобы избежать воспаления носовых пазух, необходим перерыв на 3 недели, после чего процедуру можно повторить.

Туберкулез и хронический бронхит требуют приема средства трижды в день по 15 г. Продолжительность приема при туберкулезе – 90 дней, хроническом бронхите – 30 дней.

Отит лечится 20%-ым раствором. В ухо можно 2-4 раза в день капать по 2 капли средства или заложить на ночь смоченные в нем ватные тампоны. В обоих случаях после 10 дней применения следует сделать перерыв на 21 день.

Сахарный диабет – принимается по 15 г за 20 минут до еды трижды в день. После 30-дневного приема необходим полугодовой перерыв.

Заболевания ЖКТ, надпочечников – следует принимать по 10 г за 1 раз. Остальное аналогично лечению сахарного диабета.

В обоих случаях курс лечения повторяется.

Геморрой. Помогут ванночки или марлевые примочки разведенной настойки в соотношении 1 к 2, где 2 – вода.

Миома и другие гинекологические заболевания. Прополисный экстракт: или пьют по 20 капель трижды в день, или на ночь вводят во влагалище пропитанные раствором тампоны, или делают спринцевание (3 ст.л. препарата на пол-литра воды), или принимают ванночки.

При миоме вместе с прополисом необходимо использовать отвар из тысячелистника и водяного перца. Лечение длится до полного выздоровления по две недели с перерывами по 21 дню.

Широко используется водный экстракт прополиса при лечении различных заболеваний глаз. Однако здесь можно применять только 5%-ый настой прополиса. Более высокая концентрация может привести к ожогу роговицы. Чтобы снизить концентрацию 10%-го раствора вдвое, необходимо просто долить туда такое же количество очищенной и прокипяченной воды.

Конъюктивит можно вылечить за месяц, капая в глаз по 2 капли дважды в день. Если за этот срок болезнь не ушла, то курс лечения следует повторить через две недели.

Бельмо лечат совместно с чистотелом. Смешав раствор пчелиного клея и настой чистотела в пропорции 3:1 закапывают в глаз по 3 капли трижды в день. Курс лечения — четыре недели. Через 14 дней лечение можно возобновить.

Дозировка для детей

Независимо от заболевания, для детей существует специальная дозировка. Так, детям до 3 лет можно давать по ¼ чайной ложки 3 раза в день, а с 3 до 8 лет – 1/3 чайной ложки также 3 раза в день. В возрасте от 8 до 14 лет прием можно увеличить до половины чайной ложки. И также 3 раза в день.

Противопоказания

Водный раствор прополиса имеет лишь одно противопоказание – аллергическую реакцию на этот продукт пчеловодства.

Простое и недорогое народное средство на основе прополиса позволяет вылечить множество болезней. Главное знать, что такое лекарство существует.


Экология здоровья: Прополис - вещество, обладающее высокой биологической активностью широко используется в медицинской практике с глубокой древности. Эти рецепты на основе прополиса, несомненно помогут справиться с многочисленными болезненными состояниями.

Прополис - вещество, обладающее высокой биологической активностью широко используется в медицинской практике с глубокой древности. Эти рецепты на основе прополиса, несомненно помогут справиться с многочисленными болезненными состояниями.

Атеросклероз

  • Прополис (10%-ный спиртовой экстракт) -30мл
  • Чеснок - 200 г
  • Мед пчелиный - 50 г

Сначала приготовить настойку девясила. Взять сухой измельченный корень девясила, залить в темной бутылке спиртом, настаивать 20 дней в темном месте. Процедить.

Приготовленную настойку девясила смешать пополам с 20%-ной спиртовой настойкой прополиса и принимать по 25-30 капель 2-3 раза в день. Препарат эффективен также при легочных ижелудочно-кишечных заболеваниях.

При атеросклерозе, а также ишемической болезни сердца, головокружении, сердцебиении, гипертонии, нарушениях сна рекомендуется следующий состав.

  • Прополис (20%-ноя спиртовая настойка) - 1 часть
  • Боярышник (аптечная настойка) - 1 часть

Смешать аптечную настойку плодов боярышника с 20%-ной спиртовой настойкой прополиса.

Принимать по 20-30 капель 2-3 раза в день за 20-30 минут до еды.

Препарат оказывает выраженное противосклеротическое действие, тонизирует сердечную мышцу, усиливает в ней кровообращение, способствует нормализации сердечного ритма, сна, снижает повышенное артериальное давленСначала нужно приготовить настойку чеснока.

Свежеизмельченную чесночную массу (для получения ее можно очищенные зубчики чеснока дважды пропустить через мясорубку), залить ее 200 мл 96%-ного спирта и поместить смесь в бутыль из темного стекла.

Выдержать настойку в темном месте 10-12 дней, профильтровать, добавить пчелиный мед, 10%-ный спиртовой экстракт прополиса, размешать до полного растворения меда и выдержать еще 2-3 дня.

Принимать препарат, добавляя его по каплям в соответствии с таблицей в 50 мл молока, 3 раза в день за 20-30 минут до еды.

Дозировка прополисно-чесночного бальзама

С 11-го дня препарат принимают по 25 капель 3 раза в день до конца месяца (30-го дня). Затем следует перерыв 5 месяцев и курс повторяется.

Препарат оказывает прекрасный лечебный и профилактический эффект при атеросклерозе - организм очищается от атерогенных жиров, повышается эластичность артерий, улучшается обмен веществ, наблюдается обратное развитие атеросклероза предупреждается возникновение стенокардии и инфаркта. Кроме того, препарат полезен также при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, хроническом энтероколите, хроническом бронхите, пневмонии, склонности к острым респираторным заболеваниям.

Ценным свойством прополисно-чесночного бальзама является то, что он повышает защитные силы организма и препятствует развитию новообразований(особенно хороший эффект наблюдается, когда препарат используется в предраковых состояниях, например при язвенной болезни желудка и хроническом анацидном гастрите, язвенном колите и др.).

Для лечения атеросклероза рекомендуется следующий состав.

  • Прополис (20%-ноя спиртовая настойка) - 100 мл
  • Девясил (корень) -20 г
  • Спирт -100 мл
  • Подорожник большой (листья) - 40 г
  • Зверобой продырявленный (трава) -30 г
  • Торец птичий (трава) -20 г
  • Крапива двудомная (листья) - 10 г

3 ст. ложки сухой измельченной смеси залить в термосе 0,75 л кипятка, настаивать 1-1,5 часа, процедить и выпить в течение суток в 4-5 приемов за 20-30 минут до еды.

Одновременно принимать 20%-ную настойку прополиса по 30 капель 3 раза в день.

Заболевания вен

При нарушении периферического венозного кровообращения народная медицина рекомендует следующее средство.

Прополис в виде 20%-ной спиртово-водной эмульсии нужно принимать с молоком или чаем 3 раза в день до еды. Рекомендуется принимать прополис в течение 15-20 дней. Курс лечения целесообразно повторять через каждые 3-4 месяца.

При трофических язвах народная медицина рекомендует использовать прополисную мазь в сочетании с пыльцой-обножкой и следующим сбором лекарственных растений.

  • Череда трехраздельная (трава) -20 г
  • Зверобой продырявленный (трава) -20 г
  • Солодка голая (корни) - 15 г
  • Кориандр посевной (плоды) - 15 г
  • Ромашка (цветки) -10 г
  • Льнянка обыкновенная (трава) -10 г
  • Сушеница топяная (трава) -10 г

Смешать сливочное масло и предварительно растолченный прополис. Довести до кипения и томить на очень малом огне в течение 5-7 минут, чтобы прополис максимально разошелся. Немного остудить и процедить сквозь очень частое сито или марлю. Использовать как мазь - наносить на больные места.

Заболевания горла, полости рта и зубов

Для лечения ангины, фарингита, обострений хронического тонзиллита и т. п., а также для их профилактики эффективно следующее полоскание из трав с настойкой прополиса.

Все травы тщательно перемешать. Взять 1 ст. ложку смеси, залить 1 стаканом кипятка, выдержать на водяной бане 15 минут при закрытой крышке, настаивать 30-40 минут, процедить. Добавить 20%-ную спиртовую настойку прополиса и использовать для полосканий 4-5 раз в день.


Для полосканий при ангине, а также хроническом тонзиллите рекомендуется следующий состав.

  • Прополис (10%-ный спиртовой экстракт) - 20-30 капель
  • Зверобой (трава) - 1 ст. ложка

Сухую измельченную траву зверобоя залить 1 стаканом крутого кипятка, выдержать 15 минут на кипящей водяной бане, затем оставить для медленного охлаждения на 30-40 минут. Процедить.

Добавить 10%-ный спиртовой экстракт прополиса (количество экстракта в рецепте указано из расчета на 0,5 стакана настоя) и использовать теплым.

Это полоскание отличается сильным противомикробным и противовоспалительным действием, при этом обладает приятным запахом.

При ангине, тонзиллите, ларингите, фарингите прополис также можно применять в его естественном виде.

  • Прополис натуральный - 3-4 г.

Для полосканий при ангине, обострениях хронического тонзиллита, фарингита, заболеваниях десен, слизистой оболочки полости рта и т. п., а также для их профилактики рекомендуется следующий состав.

  • Прополис (20%-ная спиртовая настойка) - 40 капель
  • Подорожник (листья) - 1 ст. ложка

Взять сухие измельченные листья подорожника залить стаканом кипяченой воды, кипятить в течение 10-15 минут, затем настаивать 0,5-1 час.

После этого добавить 20%-ную спиртовую настойку прополиса и полоскать горло или Полость рта.

Для смазывания слизистой оболочки рта и миндалин при хроническом тонзиллите, ларингите и фарингите:

  • Прополис (10%-ный спиртовой экстракт) - 10 мл
  • Мед - 100 г
  • Алоэ (сок) -30 г

Смешать мед с соком алоэ и добавить спиртовой экстракт прополиса. Полученную смесь применять ежедневно (2 раза в день) в течение 20-30 дней.

При заболеваниях полости рта рекомендуется делать прополисное полоскание.

  • Прополис - 25 г
  • Зверобой (листья) - 50 г
  • Спирт - 100 мл
  • (или водка) -150 мл

Взять прополис, измельчить его так, чтобы кусочки были не более 0,4 мм, засыпать в бутылку из темного стекла, туда же влить спирт или крепкую водку, хорошо перемешать до полного растворения прополиса.

Добавить сухие измельченные листья зверобоя и настаивать 15 дней, периодически взбалтывая бутыль. По окончании настаивания профильтровать. Для приготовления полосканий достаточно 20-30 капель настойки на полстакана воды. Полоскать 4-5 раз в день.

При хроническом фарингите хороший результат можно получить при обработке полости рта и носоглотки экстрактом прополиса.

  • Прополис (30%-ный экстракт на спирту) - 1 часть
  • Глицерин - 2 части
  • Персиковое масло - 2 части

30%-ный экстракт прополиса на спирту смешать с глицерином и персиковом маслом. Полученной смесью смазывать полость рта и носа. Курс лечения 10-15 дней.

При воспалительных заболеваниях полости рта: катаральных гингвитах, стоматитах афтозных и язвенных стоматитах, глосситах, пародонтозах

Для лечения воспалительных заболеваний полости носа, рта и гортани

  • Прополис - 30 г
  • Спирт-ректификат - 100 г
  • Персиковое масло - 2 части

Измельченный прополис настаивать в течение 1,5-2 недель на спирту-ректификате, периодически встряхивая смесь.

Полученный настой отфильтровать и смешать его с персиковым маслом.

Смазывать носоглотку или полость рта и гортани 1 раз в сутки в течение 10-15 дней.

Можно также закапывать в нос при хроническом насморке.

При гингивитах, стоматитах, начальных стадиях пародонтозов, кандидозах

Рекомендуется следующая успокаивающая процедура - больные места промыть перекисью водорода, просушить теплой струей воздуха, затем закапать пипеткой несколько капель 50%-ной настойки прополиса и вновь подсушить до образования тонкой прополисной пленки.

  • Мед прополисный 10%-ный - 1ч. ложка
  • Аир болотный (корневище) - 0,3-0,5 г

Нужно 3 раза в день жевать мелкий порошок из корневищ аира болотного в течение 5-7 дней.

Одновременно принимать 10%-ный прополисный мед, который рекомендуется держать во рту до полного растворения, 2-3 раза в день.

Для лечения пародонтоза, после классического лечения ротовой полости, удаления корней, слишком шатких зубов

  • Прополис -30 г
  • Дипропиленгликолъ -70 г
  • Воск пчелиный чистый - 0,5 г

Этот препарат вводят в ткани альвеол (зубных лунок, в которых находятся корни зубов) ежедневно на протяжении 2-3 недель. По способу применения необходима консультация стоматолога.

Если у вас ноет зуб, воспользуйтесь кусочком прополиса размером с горошину - его нужно приложить к корню зуба или осторожно заложить в дупло до исчезновения боли.

Считается, что обезболивающее действие эфирного масла прополиса во много раз превышает анестезирующее действие новокаина, и сегодня применение 2-4%-ного спиртового раствора прополиса введено в официальную практику в стоматологии.

При зубной боли

Можно при зубной боли сначала прополоскать рот солевым раствором (1ч. ложка на 0,5 стакана теплой воды), а затем маленький кусочек прополиса (с ноготь на безымянном пальце) положить за щеку с противоположной стороны от больного зуба.

Это весьма действенное средство, если, конечно используется прополис высокого качества (он вызывает во рту легкое жжение и небольшое онемение языка).

  • Прополис - 40 г
  • Спирт 70%-ный - 100 мл

Измельченный прополис залить спиртом и настаивать смесь в течение 7-10 дней,

периодически взбалтывая. После этого настой профильтровать через марлю. Затем нужно дать средству отстояться и жидкую часть слить в другую посуду.

Прибавлением воды полученный настой доводят до 40%-ной концентрации, после чего используют в лечебных целях - смоченные настойкой небольшие ватные тампоны прикладывают к больному зубу.

Можно приготовить экстракт с соблюдением иных пропорций: взять 30 г прополиса и настаивать его в 200 мл крепкой водки в течение 7-10 дней. Затем экстракт осторожно профильтровать слить в темную бутыль, после чего он готов к употреблению.

При зубной боли в экстракте смачивают ватку и прикладывают к больному зубу.


При заболевании зубов

  • Аир (корни) - 100 г
  • Водка -1л
  • Прополис - 10-12 г

Надо взять 0,5 л водки, добавить в нее корни аира и настаивать в течение недели. Точно так же готовится настойка прополиса: в 0,5 л водки настоять мелко натертый прополис.

Обе настойки профильтровать и использовать одновременно: 1 ст. ложку настойки аира смешать с 1 ч. ложкой настойки прополиса. Этим раствором полоскать больные зубы в течение 3 минут, делать это перед сном. Длительность лечения - до одного месяца. Болевые ощущения исчезают через 2-3 дня.

Во время полоскания прополис и алкалоиды аира проникают в глубокие точки больных зубов. Аир обезболивает корни, а прополис пломбирует все микротрещины. Зубы перестают болеть. Замечено что при таком полоскании даже слабые корни укрепляются и перестают разрушаться. Этот способ лечения зубов называют еще киевским.

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Измельченный прополис залить в стеклянной посуде этиловым спиртом (ректификатом) и настаивать при комнатной температуре в течение 2 суток. Затем профильтровать, разбавить охлажденной кипяченой водой до 30%-ного содержания спирта.

Принимать по 40 капель настойки в стакане охлажденного чая или молока 3 раза в день за час до приема установленной для таких больных диеты в течение 10-15 дней.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей

  • Прополис - 100 г
  • Молоко - 1,5 л

Свежее цельное молоко вскипятить, снять с огня и охладить до 60-70 °С, добавить измельченный прополис и помешивать до полного растворения прополиса, после чего профильтровать. Когда молоко остынет удалить с его поверхности слой застывшего воска. Принимать прополисное молоко рекомендуется по 100 мл 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

При хроническом гастрите с пониженной кислотностью рекомендуется следующее средство.

  • Прополис (10%-ный спиртовой экстракт) - 7 мл
  • Мед - 78г
  • Каланхоэ перистое (сок) -15 мл

Смешать мед светлых сортов, сок каланхое перистого, спиртовой экстракт прополиса и выдержать все на водяной бане при температуре 45 °С в течение 20-30 минут при постоянном помешивании.

Полученная эмульсия с прополисом имеет сметанообразную консистенцию и приятный запах. Хранить в темных стеклянных баночках.

Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день за час до еды. Курс лечения 1-2 месяца.

При расстройствах желудка: поносе, хроническом гастрите и энтероколите

  • Прополис (20%-пая спиртовая настойка) - 30 капель
  • Черемуха (плоды) - 1 ст. ложка

Сухие плоды черемухи залить стаканом кипятка проварить на слабом огне 10-15 минут. Настоять, процедить, добавить спиртовую настойку прополиса и пить по 0,3-0,5 стакана 2-3 раза в день за 20-30 минут до еды.

При язвенной болезни желудка с выраженным болевым синдромом

  • Прополис (10-20%-ная спиртовая настойка) - 40 капель
  • Новокаин (0,25% -ный раствор) -50 мл

Спиртовую настойку прополиса смешать с теплым раствором новокаина и выпить за 1,5 часа до еды 3 раза в день. Курс лечения 4-8 недель, лечение проводить на фоне соответствующей диеты.

При язвенной болезни желудка рекомендуется применять настойку прополиса.

  • Прополис (30%-ная настойка) 1ч. ложка
  • Вода 50 мл

Настойку прополиса разбавить водой и выпить за час до завтрака. Курс лечения 2-3 недели.

Для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, особенно юношеских язв у молодых людей

  • Прополис -10 г
  • Каротолин (масло шиповника) или облепиховое масло -100 мл

Очищенный, тщательно измельченный прополис залить маслом шиповника (каротолином). Можно использовать и облепиховое масло.

Полученную смесь выдержать на водяной бане в течение 30 минут, перемешивая стеклянной палочкой, после чего профильтровать через 2 слоя марли и разлить по темным стеклянным сосудам. Непосредственно перед употреблением добавить 30%-ный масляный раствор витамина Е (токоферола ацетат) - 1 мл препарата на 10 мл приготовленного прополисно-масляного раствора.

Для лечения язвы желудка

  • Прополис - 1 часть
  • Спирт - 8 частей
  • Вода - 1 часть

Приготовить 10%-ный спиртовой раствор прополиса на 80%-ном спирте. Раствор прополиса принимать за 10 минут до еды по 1 ст. ложке. После рубцевания язвы сделать недельный перерыв далее принимать через день в течение полугода. На курс лечения нужно 180 мл.

При язве желудка или двенадцатиперстной кишки

  • Прополис - 100 г
  • Масло сливочное - 1 кг

Сливочное масло растопить и довести до кипения в эмалированной посуде. Не снимая с огня, добавить измельченный прополис. Варить 15 минут при температуре 80 °С. Процедить через 1 слой марли и принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день за 1 час до еды. Курс лечения 3 недели.

Болгарский состав для лечения язвы желудка

  • Прополис - 100 г
  • Лен (семя) - 20 г
  • Овес (зерна) - 50 г
  • Лопух - 1 лист
  • Водка - 1 часть
  • Вода - 1 часть

Прополис, льняное семя, зерна овса и мелко нарезанный лист лопуха довести до кипения в 0,5л

смеси водки и воды.

Настаивать в течение 3 суток. Процедить.

Принимать по 1 ст. ложке перед едой, если нет обострения. опубликовано

© Неумывакин И.П., Прополис. Мифы и реальность.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Анализ художественного произведения в школе - это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста , который не должен уничтожить того эмоционального впечатления , какое могло возникнуть у школьников при самостоятельном чтении.

В работе над произведением всегда рассматривается и исследуемая автором жизнь , и элементы художественной формы , выражающие данное содержание, и личность автора, авторская художественная концепция . После того как содержание анализа определено, учителю следует практически осуществить его в конкретных условиях, придать процессу изучения определенную структуру. Из чего это складывается?

1. Нужно распределить материал во времени (часть произведений школьной программы изучается в течении 1-2 уроков, а часть 15 и более уроков).

2. Материал надо сгруппировать (тематически, по проблемам, по сюжетным звеньям), найти внутренние связи между ними в каждом уроке, а так же переходы и линии, соединяющие все уроки между собой в единую систему. Внутри каждого урока следует продумать учебную ситуацию. Важно помнить и о характере разбора текста. Одни произведения рассматриваются полностью («Хамелеон» А.П. Чехова в 7 классе), другие - выборочно (главы из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского); одни - подробно, другие - сжато и т.д.

Условно можно выделить в качестве основных разновидностей анализа детальный разбор текста (или текстуальный), выборочно - направленный и обзорный. Твердых границ между этими разновидностями нет, но все же различия существуют. Например, при изучении «Кладовой солнца» Пришвина возможна следующая работа. Когда текст изучается обзорно, то произведение рассматривается в общих чертах. Учитель не ставит при этом проблемных, дискуссионных вопросов.

Задача обзорного изучения - осмыслить сюжетную канву, тематическую основу, композицию произведения в целом или его части, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться в тексте.

Выборочно - направленный разбор текста - это изучение его с известной степенью заостренности на какой-либо проблеме , как бы под заданным углом зрения. В этом случае вопросы к тексту должны быть емкими и исключающими односложность, однолинейность ответов . При выборочно - направленном разборе ученики вновь и вновь обращаются к тексту, ищут доказательства для тех предположений, какие будут высказаны.

Иным по характеру является детальный (текстуальный) разбор . Объектом его может быть глава, эпизод или другие компоненты художественного произведения. То есть текстуальный анализ предполагает пристальное рассмотрение текста на разных его глубинах и уровнях. Для подробного разбора обычно берутся ключевые эпизоды произведения , где наиболее ярко раскрываются характеры героев. Например, в «Кладовой солнца» обзорно изучается I глава, выборочно - направленно-II глава и, наконец, детально рассматривается III глава. Автор (Пришвин) одновременно пользуется как бы двумя принципами изучения: изучая природу, он узнает себя и свой внутренний мир, и свои личные мысли переносит на открытие природы (в этой главе Настя и Митраша впервые показаны автором на фоне природы).

При детальном анализе задания и вопросы предполагают разнообразную деятельность учащихся :

· пересказ (эпизод: сосна и ель попали на Блудово болото),

· устное словесное описание (утро в лесу и назвать наиболее запоминавшиеся краски, голоса, звуки пробуждающейся природы),

· беседа.

Подробным анализом нельзя злоупотреблять: он требует много времени, может привести к дробности восприятия, может утомить учащегося, вследствие чего школьники потеряют интерес к работе.

1. Анализ литературного произведения - творческий процесс.

3. Приемы активизации сотворчества писателя (методические приемы).

Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста , его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их:

1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность , изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя . Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора.

Воссоздание исторической и психологической ситуации , послужившей поводом к написанию произведения, можно считать одним из приемов комментирования художественного текста.

2. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев , рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции .

Рассмотрение композиции далеко не обязательно происходит «по ходу развития действия».

Анализ композиции в условиях школьного разбора может только частично охватывать материал произведения.

Внимание к отдельным элементам композиции (сюжет, пейзаж), усвоение учениками общей структуры произведения приводит к необходимости «методических приемов»: составлению плана, мысленной перестановке эпизодов и т.д.

3. Наблюдения над стилем писателя . Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому .

Наблюдения над стилем писателя начинаются с элементарных упражнений. Нахождение эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения .

4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой .

Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство - отражение жизни . Вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.

5. Сопоставление разных редакций , вариантов текста выявляетразвитие авторской мысли в процессе создания произведения.

6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя может быть применен в разных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода . Так, сравнивая две элегии Жуковского - «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира - гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть.

7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.). В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия.

В старшем звене школы эти сопоставления приобретают большую историческую законченност ь. Сопоставляются не только герои, но и, как говорил Г.А. Гуковский, «типы сознания» писателей .

8. Выразительное чтение : «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания . Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».

Претворять чтение М.А. Рыбникова советовала «живыми впечатлениями» самих учеников . Тогда возникает личностная основа читательского восприятия . Можно считать, что оживление личных впечатлений - это своеобразный прием «ввода» в текст , благодаря которому личный опыт учащихся мобилизуется для чтения и анализа произведения.

Для глубокого осмысления произведения, необходимо, как отмечал, Н.И. Кудряшев, «найти ассоциативную связь между мыслями и представлениями учащихся и образа поэта». Этому и способствуют приемы анализа, активизирующие воображение и сотворчество писателя :

Рассказывание. В процессе подготовки к нему ученики заново переживают и осваивают события произведения .

Чаще всего в IV- V1 классах используются такие виды пересказа и рассказывания:

1. Логически последовательный рассказ . Он заставляет вникать в цепь фактов и их внутреннюю связ ь, обостряя первоначальные представления школьников.

2. Выборочный рассказ о впечатлениях от произведения (что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что яснее всего представляется). При таком рассказывании школьник раскрепощен в выборе фактов и поэтому наиболее активен в творческом их освоении.

3. Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.

Для школьников IV-VII классов такой пересказ - занятие увлекательное, если герой близок им, вызывает их симпатии .

Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.

И выразительное чтение, и рассказывание требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение .

Но есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст. Это устное словесное рисование. Составление киносценария и инсценирование.

Устное словесное рисование способствует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой - возможность произвольных, внеконтекстных ассоциаций.

Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине , которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова.

Составление киносценария (видеосценария). Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений.

Создание киносценария - своеобразный прием литературного анализа. В ходе его дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев. Конечно, на уроке литературы киносценарий не претендует на профессиональную завершенность. Но школьники рады игре, отдаются ей безраздельно, потому что в этой игре - творчество.

Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения . Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

Важно найти общий мотив сценария, объединяющий эпизоды в одно целое . В ходе беседы содержание одного - двух кадров выясняется общими усилиями учащихся и записывается. Затем для ускорения работы идет устно. Дома ученики создают письменный вариант сценария и наглядно убеждаются в том, что не все в литературном тексте можно переносить на экран, что есть, вещи, не переводимые на язык кино. Сталкиваясь с претворением литературного текста в киноизображение, ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и не заменим.

Инсценирование. Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование при инсценировке часто приходится переводить в диалог, это задача для учеников сложна. Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в старших классах.

Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства . Задача использования смежных видов искусства - обострить эстетическую восприимчивость, развить ассоциативное и образное мышление, углубить и расширить представления об искусстве, сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников.

Использование смежных видов искусства при анализе литературного произведения помогает стимулировать возникновение определенных представлений в сознании писателя.

Приемы анализа художественного текста должны избираться так, чтобы уравновешивать читательское восприятие:

· Если оно суммарно, отвлечено, мы включаем в анализ преимущественно приемы второго ряда, развивая читательское сотворчество:

· Если восприятие произведения эмоционально, конкретно, субъективно, мы в большей степени опираемся на приемы анализа, проясняющие авторскую мысль, общую концепцию произведения.

В каждом конкретном анализе необходимо присутствие как приемов первой, так и второй группы . Мотивированный выбор приемов анализа создает основу для соединения школьного разбора произведения с читательским восприятием и тем самым способствует глубокому проникновению читателя в художественный текст, в авторскую мысль.

Пути анализа литературных произведений в школе

Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста.

В основе школьного разбора произведения всегда лежит литературоведческая концепция. Учителю необходимо учитывать достижения литературоведения на уровне общего осмысления художественного произведения, а не только комментария.

Путь изучения - это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения . Обычно выделяют три пути разбора:

· «по образам»

· проблемно-тематический

Вместе с тем, многие словесники говорят о смешанном пути анализа , в ходе которого рассматриваются то события произведения в их сюжетной последовательности, то образы героев, то сквозные темы или проблемы. Такая точка зрения привлекательна живым разнообразием, отказом от схемы. Однако, чтобы целесообразно вести анализ, необходимо осмыслить каждый путь в его специфике, изучить его функции.

Разбор «вслед за автором» . Анализ «вслед за автором» (по М.А.Рыбниковой), в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, гла ва, имеет ряд неоспоримых достоинств: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания.

Глава за главой проходит здесь перед учениками. Они следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения. Все это неоспоримо полезно.

Анализ в V-VI классах следует строить, опираясь на событийную основу произведения . От поступка к характеру, от события к смыслу - таков характерный путь школьного разбора, названного М.А. Рыбниковой « вслед за автором». Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения.

Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение . Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в 5-6 классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в 7-9 классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения.

Учитывая этическую ориентацию ребят 7-9 классов в их отношении к искусству, полезно строить анализ так, чтобы на первом плане оказывались образы героев произведения, нравственные коллизии. Это не значит, что анализ ограничивается нравственным содержанием произведения, постепенно в него включаются и эстетические, и социальные мотивы.

Традиционный разбор по образам вызывает в методической литературе много возражений. Деление героев на главных и второстепенных, «представителей» и «одиночек», сведение разбора к называнию черт героев и иллюстрированию черт цитатами - все это заслонило от учителей и учащихся положительные возможности пообразного пути разбора и породило справедливую критику. Стремление же учащихся к нравственной оценке героев произведения, к объяснению их характера делает рассмотрение системы образов плодотворным.

Для того чтобы охарактеризоватьпроблемный анализ , необходимо уточнить такие понятия, какпроблемный вопрос ипроблемная ситуация .

Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме . Проблемный вопрос иногда требует альтернативной формы, которая оказывается естественным способом выражения противоречия. Важно, чтобы вопрос создавал возможность неоднозначных ответов, вел к поиску и развернутому доказательству решения. Проблемный вопрос должен быть одновременно задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, «входить» в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки и литературе. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной заинтересованностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала.

Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Он, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения.

На уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения.

2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.

3. В изучении литературы эмоциональная деятельность учащихся играет столь же значительную роль, как интеллектуальная, ибо художественное произведение требует сопереживания.

Таким образом, проблемные ситуации могут создавать и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором» и при изучении образа персонажа в системе пообразного анализа.

Материалом проблемного анализа в рамках уроков может оказаться и событие, и характер героя.

Принципы организации школьного анализа

художественного произведения.

Принципы анализа художественного произведения - это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова детьми младшего школьного возраста. В методике принято выделять следующие принципы анализа:

Принцип целенаправленности;

Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;

Принцип учёта потребностей ребёнка;

Принцип внимательного отношения к тексту произведения;

Принцип единства формы и содержания;

Принцип избирательности;

Принцип целостности;

Принцип направленности анализа на литературное развитие ребёнка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

Рассмотрим эти принципы применительно к организации урока чтения в начальной школе. Более подробно мы остановимся лишь на самых сложных принципах, рассмотрим, как реализуются принципы на различных этапах урока.

Ι. Анализ должен быть целенаправленным. Цель анализа произведения - углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. Из этого положения следуют два методических вывода. Во-первых, планируя урок и обдумывая, какие задачи следует решить на нём, учитель должен помнить, что основная задача каждого урока чтения - освоение художественной идеи изучаемого произведения . Именно эта задача обусловливает выбор средств для её решения, т. е. определяет,

  • какие литературоведческие знания и в каком объёме понадобятся ученикам,
  • какие наблюдения за спецификой данного произведения необходимо сделать на уроке,
  • какие приёмы анализа текста окажутся целесообразными,
  • какая работа по развитию речи необходима и т. п.

Таким образом, все частные задачи урока определяются его общей целью - постижением идеи произведения, а также спецификой способа существования художественной идеи.

Во-вторых, принцип целенаправленности предполагает, что каждый из вопросов учителя преследует определённую цель, является шагом на пути освоения идеи и учитель понимает, какие умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей цепи анализа.

ΙΙ. Анализ текста проводится только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения.

Давайте подробнее поговорим об этом принципе. Будьте готовы ответить на вопросы.

- До первичного чтения художественного произведения важным этапом урока является подготовка к первичному восприятию.

Какую цель преследует этот этап урока?

(Подготовка к первичному восприятию преследует цель создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие конкретного произведения.)

- Какими методическими приёмами может быть достигнута эта цель?

. Беседа, оживляющая жизненные впечатления детей и дающая им необходимые для текста сведения. (Беседа о грозе, о чувствах, которые вызывает у людей гроза, об отражении страха перед этим грозным явлением природы в мифологии. Тютчев «Весенняя гроза».)

. Анализ произведений живописи, близких по теме литературному тексту. (Репин «Бурлаки на Волге», Некрасов «На Волге».)

Викторина по уже известным произведениям писателя. (Рассказы Н. Носова.)

- Эти методические приёмы мы должны употреблять в зависимости от цели урока и идеи произведения.

- Вот учительница одной из школ задаёт такой вопрос детям перед первичным восприятием: «Я буду читать вам стихотворение С. А. Есенина «Пороша», а вы слушайте и думайте, о каком времени года идёт речь в стихотворении».

Да, подобные задания перед чтением держат читателя в напряжении, не дают возможности почувствовать удовольствие от общения с текстом, не способствуют углублению восприятия, потому что ответ на этот вопрос очевиден.

Следующий вопрос:

- А как же разные программы относятся к тому, кто должен осуществлять первичное чтение произведения: учитель или ученик? Как объясняется причина выбора?

Традиционная система обучения и программа «Гармония» утверждают, что чем младше дети, тем целесообразнее, чтобы в первый раз они прослушали текст в исполнении учителя, поскольку слабая техника чтения учащихся 1-2 классов не позволяет им отнестись к самостоятельно прочитанному тексту как к произведению искусства, получить эстетическое удовольствие от чтения.

Однако постепенно следует приучать ребят к самостоятельному чтению про себя незнакомого текста. Поручать ребёнку читать незнакомый текст вслух всему классу нецелесообразно, поскольку такое чтение может быть беглым и правильным, но не может быть выразительным, а значит, потеряется главное - эмоциональность первичного восприятия.

Вот, например, традиционная система обучения говорит, что анализ какой-либо части произведения, не прочитанного школьником до конца, не может привести к успеху.

- А что говорят по этому поводу другие программы? Можно ли разделить первичное чтение текста на несколько уроков?

На самом деле, термин «целостное восприятие» обозначает, что текст произведения должен быть воспринят ребёнком целиком.

Программа «2100» допускает деление объёмных произведений на несколько уроков. Читается первая часть произведения, анализируется, на следующем уроке чтение и анализ второй части.

Программы «Гармония» и традиционная говорят, что анализ произведения, не прочитанного школьниками до конца, не может привести к успеху, поскольку нару-шается естественный читательский интерес, отсутствует возможность соотнести часть и целое, а значит, идея произведения остаётся недоступной. Таким образом, во время первичного восприятия текст обязательно читается целиком. Если объём произведения велик и на чтение уходит весь урок, то анализ проводится на следующем уроке. В этом случае следующий урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанном, с пере-читывания отрывков текста, чтобы ввести учащихся в атмосферу произведения, напомнить сюжет и подготовить их к анализу.

Таким образом, принцип целостного, непосредственного, эмоционального восприятия прочитанного предполагает, что произведение должно вызвать отклик в душе ребёнка. Усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы эмоциональная реакция ребёнка при первичном восприятии была созвучна тону произведения.



Рассказать друзьям