Природное явление радуга. Почему появляется радуга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Введение.

Радуга - одно из самых красивых явлений природы. Как –то раз, гуляя после дождя, я увидела в небе радугу. Я была в восхищении от увиденного. И сразу же начали появляться вопросы: как получается такая красота, и можно ли это все сделать дома, чтобы снова увидеть это потрясающее чудо?

Радуга возникает из-за преломления (изменения угла) солнечного света в капельках воды, находящихся в воздухе.

Имеет вид дуги составленной из цветов спектра - красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового

Цель работы: Попытаться воспроизвести и получить опытным путем радугу в домашних условиях, найти практическое применение радуги в жизни.

Задача: выяснить причину появления радуги,

изучить определение значения слова «радуга» в разных словарях.

узнать цвета и порядок расположения в радуге

получить радугу в домашних условиях.

Узнать практическое применение спектра.

Объектом исследования является природное явление радуга.

Предмет исследования – понятие «радуга» как природное явление.

Гипотезы:

Появление радуги только в солнечный день после дождя.

Можно получить радугу, если заменить искусственным источником света солнечные лучи.

2. Значение слова радуга в словарях.

1) Энциклопедический словарь

Радуга - разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него cтороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя.

2) Толковый Словарь Ожегова

Радуга - разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра).

3) Словарь символов

Радуга - Означает преображение, небесную славу, разные состояния сознания, встречу Неба с Землей, мост или границу между миром и раем, трон бога Неба. С радугой ассоциируется небесная змея, поскольку она тоже может быть мостом между двумя мирами. Кроме того, в традиционной символике французов, африканцев, индийцев и американских индейцев радуга - это змея, утоляющая жажду в море .

4) Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Радуга - всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже -двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных концентрически в ряд "радужных" цвет ов.

5) Библейская энциклопедия

Радуга -(дуга в облаке) - величественное естественное явление природы, происходящее от преломления световых лучей в дождевых каплях. Она обыкновенно бывает во время дождя, когда светит солнце, а на противоположной с ним стороне находится облако, из которого идет дождь. Радуга - это блестящая дугообразная полоса, окрашенная всеми цветами солнечного спектра, при чем фиолетовый занимает нижний край дуги, а красный -верхний край.

6) Толковый словарь Ушакова

Радуга - Р"АДУГА, радуги, ·жен. Разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. Семь цветов радуги. "Неровные стекла окон отливают цветами радуги." А.Тургенев. | Спектр, семицветная полоса , образованная преломлением световых лучей в призме.

3 . История исследования радуги учеными.

Персидский астроном Кутб- аль- Дин- аль- Ширази (1236-1311), а возможно, его ученик Камал- аль- Дин –аль- Фаризи (1260-1320), видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение феномена.

Общая физическая картина радуги была описана в 1611 году Марком Антонием де Доминисом в книге «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride». На основании опытных наблюдений он пришел к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления - при входе в каплю и при выходе из нее .

Рене Декарт дал более полное объяснение радуги в 1635 году в своем труде «Метеоры» в главе «О радуге».
Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

В 1637 году знаменитый французский философ и ученый Декарт дал математическую теорию радуги, основанную на преломлении света. Впоследствии эта теория была дополнена Ньютоном на основании его опытов по разложению света на цвета с помощью призмы. Дополненная Ньютоном теория Декарта не могла объяснить одновременного существования нескольких радуг, различной их ширины, обязательного отсутствия в цветных полосах некоторых цветов, влияния размеров капель облака на внешний вид явления. Точную теорию радуги на основе представлений о дифракции света дал в 1836 году английский астроном Джордж Эйри. Рассматривая пелену дождя как пространственную структуру, обеспечивающую возникновение дифракции, Эйри объяснил все особенности радуги. Его теория полностью сохранила свое значение и для нашего времени.

4. Мнемонические фразы

Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. Существуют мнемонические фразы для запоминания этой последовательности. В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Цвета во фразе перечисляются в соответствии с порядком цветов в радуге, от красного (видимый свет с наибольшей длиной волны) до фиолетового (видимый свет с наименьшей длиной волны).

1. К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан.

2. К ак о днажды Ж ак-з вонарь г оловой с ломал ф онарь.

3. К рот о вце, ж ирафу, з айке г ладил с тарые ф уфайки.

4. К аждый о формитель ж елает з нать, г де с качать ф отошоп.

5. Получение радуги в домашних условиях.

Получить радугу в домашних условиях можно с помощью таких экспериментов.

1. Радуга, полученная путем опускания зеркала в воду.

Используемые материалы: Емкость с водой, зеркало источник света (лампа, солнечный свет), лист белого картона.

В емкость с водой помещаю зеркало под углом около 25 градусов к поверхности воды. Рядом устанавливаем лист белого картона. Источник света направляем на зеркало, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на листе картона возникает радуга.

2. Радуга с помощью компакт-диска.

Используемые материалы: Компакт-диск, источник света (лампа, солнечный свет).

Источник света направляем под углом около 25 градусов к поверхности компакт-диска. На поверхности компакт-диска в результате преломления возникнет радуга.

3. Радуга в мыльных пузырях.

. Практическое применение спектра.

Спектральный анализ.

Явление дисперсии используется в науке и технике в виде метода определения состава вещества, получившего название спектрального анализа. В основе этого метода лежит изучение света, излучаемого или поглощаемого веществом.

Спектральным анализом называется метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

Для получения и исследования спектров используют спектральные аппараты. Наиболее простые спектральные приборы - призма и дифракционная решетка. Более точные - спектроскоп и спектрограф.

С помощью спектрального анализа можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, если даже его масса крайне мала.

Основные направления применения спектрального анализа таковы: физико-химические исследования; машиностроение, металлургия; атомная индустрия; астрономия, астрофизика; криминалистика. Современные технологии создания новейших строительных материалов (металлопластиковые, пластиковые) непосредственно взаимосвязаны с такими фундаментальными науками как химия, физика. Данные науки используют современные методы исследования веществ. Поэтому спектральный анализ можно применять для определения химического состава строительных материалов по их спектрам.

7. Заключение.

Радуга – это одно из самых удивительных и красивейших явлений природы. Исходя из вышеизложенного и опираясь на проделанные мной эксперименты, можно сказать, что радугу можно воспроизвести и в домашних условиях и наслаждаться ее красотой в любой момент. Еще я узнала, как применяется радуга, а вернее разложение света на спектры, насколько это стало важным в жизни человека.

Я считаю, что цель моей работы достигнута, задачи поставленные в начале проекта выполнены, гипотезы подтверждены экспериментальным путем.

В далекие времена из-за отсутствия знаний люди объясняли чудеса и красоты природы при помощи мифов и сказок. Тогда у людей не было возможности изучать научные обоснования того, почему пошел дождь, град или прогремел гром. Аналогичным образом люди описывали все неизвестное и далекое, возникновение радуги на небе не исключение. В Древней Индии радуга была луком бога-громовержца Индры, в Древней Греции существовала девственная богиня Ирида с радужным одеянием. Чтобы правильно ответить ребенку, как возникает радуга, для начала следует самому разобраться в этом вопросе.

Научное объяснение радуги

Чаще всего явление возникает во время небольшого мелкого дождя или сразу после его окончания. После него, на небе остаются мельчайшие сгустки тумана. Именно когда тучи рассеиваются и выходит солнце, каждый желающий может наблюдать своими глазами радугу. Если она возникает во время дождя, тогда цветная дуга состоит из мельчайших капель воды разного размера. Под воздействием преломления света, множество мелких водных частиц образуют это явление. Если наблюдать за радугой из высоты птичьего полета, то цветным окажется не дуга, а целый круг.

В физике существует такое понятие как «дисперсия света», название ему дал еще Ньютон. Дисперсия света – это явление, в процессе которого происходит разложения света в спектр. Благодаря нему обычный белый поток света разлагается на несколько цветов воспринимаемых человеческим глазом:

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

В понимании человеческого зрения, цветов у радуги всегда семь и каждый из них располагается в определенной последовательности. Однако цвета радуги идут непрерывно, они плавно соединяются между собой, а значит, она имеет намного больше оттенков, чем мы способны увидеть.

Условия для возникновения радуги

Чтобы увидеть радугу на улице должны быть соблюдены два главных условия:

  • радуга появляется чаще, если солнце находится низко над горизонтом (закат или восход солнца);
  • нужно стоять спиной к солнцу и лицом к проходящему дождю.

Разноцветная дуга появляется не только после или во время дождя, а также:

  • поливая при помощи шланга огород;
  • во время купания в воде;
  • в горах у водопада;
  • в городском фонтане в парке.

Если лучи света отражаются от капли одновременно несколько раз, человеку удается увидеть двойную радугу. Она заметна намного реже обычной, вторая радуга заметна намного хуже первой и ее цвет идет в зеркальном отражении, т.е. заканчивается фиолетовым цветом.

Как самому сделать радугу

Чтобы самому сделать радугу человеку понадобиться:

  • миска с водой;
  • белый лист картона;
  • маленькое зеркало.

Эксперимент проводится в солнечную погоду. Для этого в обычную миску с водой опускается зеркальце. Миска располагается так, чтобы солнечный свет попадающий на зеркальце отражался на листе картона. Для этого некоторое время придется менять угол наклона предметов. Поймав наклон можно наслаждаться радугой.

Наиболее быстрый способ самостоятельно сделать радугу – использовать старый CD -диск. Меняйте угол наклона диска под прямыми солнечными лучами и получите четкую яркую радугу.

Инсафудинов Кирилл Ринатович

Я узнал, как получается радуга. Провел исследования и опыты, получил радугу в домашних условиях и любовался ее красотой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

отдел образования администрации муниципального района Бижбулякский район

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк

Исследовательская работа

на тему:

« Как получается радуга?

Выполнил: Инсафудинов Кирилл,

Ученик 3 б класса МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк Республики Башкортостан

Руководитель: Назмиева А.Р.

Учитель начальных

Классов МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк Республики Башкортостан

Введение _______________________________стр.3

Обзор литературы

Что такое радуга? ________________________ стр. 4

Кто раскрасил радугу? _____________________ стр. 4

Возникновение радуги. ____________________ стр.4

Кто изучал радугу? ________________________стр. 5

Радуга бывает разной. _____________________ стр. 5

Экспериментальная работа________________стр.6

Результаты ____________________________стр7

4. Выводы _____________________________стр.7

5. Заключение____________________________стр.7

6. Литература____________________________ стр.7

Введение.

Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу, которая появляется сразу после дождя, видели все. Появившись на небосводе, она приковывает внимание.
Она настолько красивая, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Многие люди, также как и я с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой. Какое же это разноцветное чудо природы? Как образуется радуга? А можно ли наблюдать эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

Эти вопросы заинтересовали меня и многих моих друзей. Эта тема стала мне интересна потому, что не многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, я решил провести исследовательскую работу.

Исследуя эту загадку природы, я могу дать точный ответ на поставленные мною вопросы.

Цель моей работы: узнать причину появления радуги, получение радуги в домашних условиях.

Поставленные мною задачи :

Узнать, кто раскрасил радугу.

Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.

Узнать историю изучения радуги.

Актуальность исследования: привитие интереса к экспериментальной работе в начальной школе

Благодаря такой работе возрастает активность в познавательной сфере деятельности.

Гипотеза: радугу можно получить в лабораторных условиях, возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то каким способом.

Методы исследования:

Анкетирование

Самостоятельные практические опыты для подтверждения

гипотезы:

опыт: с призмой;

опыт с пульверизатором;

опыт с мыльными пузырями;

опыт с зеркалом;

опыт с компьютерным диском.

1.Обзор литературы

1.1. Что такое радуга?

Для того, чтобы узнать причину возникновения радуги, я начал с изучения литературы. В толковом словаре дано понятие радуги. Радуга - это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Я узнал, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, разбрызгиваемых поливальной машиной. У фонтанов и водопадов случалось видеть две и более дуг. Можно самому создать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками. Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу.

1.2. Кто раскрасил радугу?

Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Ответ на этот вопрос я получил из энциклопедии для любознательных. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

1.3. Возникновение радуги.

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Ведь капли и расщепляют солнечный, белый свет, потому что они и есть маленькие призмы и отражают эти разноцветные лучи на небе. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана умывальника, поэтому все согласятся, что она похожа на призму. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. А дождь это миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину - радугу.

У меня возник вопрос - а можно ли самому создать радугу? Ответ на вопрос описан на странице №7.

1.4. Кто изучал радугу?

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги?

С мамой мы нашли ответ на этот вопрос в Интернете.

Первая попытка объяснить радугу была сделана в 1611 г. архиепископом Антонио де Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Но он еще не знал о разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.
Спустя 30 лет Исаак Ньютон объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра».
Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

Несмотря на то, что теория радуги Декарта-Ньютона создана более 300 лет назад, она правильно объясняет основные особенности радуги, в том числе расположение цветов.

1.5. Радуга бывает разной.

Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных.

1.Анкетирование

Я с моими одноклассниками провел анкетирование.

На первый вопрос «Видел ли ты радугу?» все 14 учеников ответили: «Да».

На второй вопрос «Знаешь ли ты, когда появляется радуга?» 12 человек ответили: «Да», двое «Нет».

На третий вопрос «Знаешь ли ты, как появляется радуга?» 5 человек ответили «Да», 9 - «Нет».

На четвертый вопрос «Знаешь ли ты, в какой последовательности расположены цвета радуги?» 6 учеников ответил «Да», 8 - «Нет».

На пятый вопрос «Можно ли получить радугу в домашних условиях?» трое ответили «Да», 11 человек - «Нет».

2. Экспериментальная работа

Мною был поставлены эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Опыт 1.

Оборудование: зеркальце, стеклянную призму.

Описание: учительница зеркальцем поймала «солнечного зайчика» и направила на стеклянную призму, которую я держал в руке. На потолке появилась радуга.

Опыт 2.

Оборудование: пульверизатор, наполненный водой, источник света солнце.

Описание: создаем облако падающих в воздухе капель и на них наблюдаем радугу.

Условия такого опыта вполне соответствует природным, однако, получить требуемое облако совсем не просто.

Опыт3

Оборудование: баночка с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Описание: берем приспособление, окунаем в баночку с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.

Опыт 4.

Оборудование: зеркало, миска с водой.

Описание: я положил зеркало в неглубокую миску с водой. Поставил миску так, чтобы луч света от солнца отражался от зеркала на стену или потолок.

На потолке я увидел радугу. Эксперимент удался.

Опыт 5.

Оборудование: компьютерный диск, источник света - солнце.

Описание: В солнечный день направляем компьютерный диск под углом 25°. Если диск «поймает» луч света, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникнет радуга.

Результаты.

Изучив литературу, я узнал, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя.

Солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Эти цвета называют спектром. А капли - это маленькие призмы, которые отражают эти разноцветные лучи на небе. Так я узнал, как появляется радуга и почему она цветная.

Из истории изучения радуги я выяснил, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон более 300 лет тому назад.

Мне удалось получить радугу в домашних условиях. Эксперимент прошел удачно и я мог любоваться этой красотой дома.

Выводы.

По полученным результатам, я пришел к выводам, что:

1. Причиной возникновения радуги является преломление и «распад» солнечного света в каплях воды и отражение этого света на небе.

2.Получение и наблюдение радуги в домашних условиях возможно.

Заключение

Выполнив эту работу, я убедился, что радуга — хорошо известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождём. Радуга наблюдается не только на пелене дождя. В меньших масштабах ее можно увидеть на каплях воды у водопадов, фонтанов и в морском прибое. При этом в качестве источника света могут служить не только Солнце и Луна, но и прожектор.

Интересно расположение цветов в радуге. Оно всегда постоянно. Красный цвет главной радуги расположен на ее верхнем крае, фиолетовый - на нижнем. Между этими крайними цветами следуют друг за другом остальные цвета в такой же последовательности, как в солнечном спектре. В принципе в радуге никогда не бывают представлены все цвета спектра. Чаще всего в ней отсутствуют или слабо выражены синий, темно-синий и насыщенный чисто красный цвета. С увеличением размеров капель дождя происходит сужение цветных полос радуги, сами же цвета становятся более насыщенными.

При этом узнал, как благодаря Ньютону были разрушены вековые представления о происхождении цветов.

Получение радуги экспериментальным методом (искусственная радуга) позволяет провести исследование этой радуги. Полученные результаты при исследовании могут быть интересны для школьников.

Литература:

1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2008.

2.Травина И.В. 365 рассказов о планете Земля/Науч.-поп.издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.

3.Энциклопедия для любознательных «Где, что и когда?» ЗАО Компания «Махаон» - М.: 2007.

Елена Самонкина

Исследовательская работа

Тема: Откуда берется радуга?»

Выполнили: Багратионова Полина, Муха Лена

воспитанники подготовительной гр.

ДОУ «Оленёнок» п. Нижний Куранах

Научный руководитель: Самонкина Елена Александровна

воспитатель

1. Введение (Актуальность).

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

5. Заключение

6. Библиография

Характеристика исследования:

Тема относится к эмпирическим исследованиям, так как предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Предварительная работа: ознакомление детей с методами исследования, проведение тренировочного занятия.

Введение (актуальность)

«Разноцветное коромысло

Над лугом повисло» (радуга).

Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.

Однажды, когда мы с мамой и подружкой Леной гуляли на улице, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая. Мы спросил у мамы: откуда радуга взялась? Мама сказала, что не знает, просто появилась на небе. Мы с Леной захотели узнать, откуда все-таки берется радуга? Сколько в ней цветов? И могут ли быть другие цвета? Мы спросили об этом у воспитательницы в детском саду. Она посоветовала нам провести исследование и все узнать самим.

Проблема: узнать, как и почему появляется радуга? Сможем сами сделать радугу?

Объект исследования: радуга.

Предмет исследования : получение радуги в домашних условиях.

Цель: Выявление свойств и возможностей разных материалов, необходимых при создании радуги в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить литературу.

2. Понять особенности появления такого явления как радуга.

3. Провести экспериментальную работу с разным материалом.

4. Подготовить доклад.

Гипотеза: если мы проведем экспериментальную работу, то узнаем, почему на небе появляется радуга, какие цвета в ней бывают. А самое главное сами получим радугу в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

Приобретут новые знания и умения, ориентированные на развитие познавательных способностей;

Научатся проводить опыты и эксперименты для получения радуги;

Смогут наглядно оформить результаты своего исследования.

Этапы исследования: 1этап – проанализировать свои знания;

2 этап – сбор информации: анкетирование, изучение литературы, просмотр телепередач;

3 этап – проведение экспериментов;

4 этап – доклад.

Методы исследования:

1. Теоретические

2. Практические

Экспериментальная база исследования: подготовительная группа д\с «Оленёнок»

Практическая значимость работы: Значение в том, что дети узнали много полезной информации, открыли необычные возможности получения эффекта радуги с помощью разных материалов (способов, познакомили ребят. Работу можно применять в помощь воспитателю на занятиях экологии.

Теоретическая часть

Чтобы узнать, как провести исследование (определить последовательность действий, мы рассмотрели карточки с методами исследования. Нам надо было собрать информацию.

Сначала мы подумали, что же знаем о том откуда берется радуге?

Она бывает летом, когда идет дождь, имеет форму дуги. Мы зарисовали это явление на листочках бумаги.

Потом обратились с вопросами к воспитательнице и ребятам нашей группы. В анкетировании приняло участие 20 детей.

Вопросы да нет

1. Ты видел радугу? да - 20 детей

2. Знаешь сколько цветов радуге? (какие) да -12 детей; нет - 8 детей

3. Знаешь, откуда она берется? нет - 20 детей

Чтобы узнать, как и почему появляется радуга, мы решили обратиться к нашему экологу. Для этого отправились в экологическую лабораторию, к Ольге Николаевне. И попросили ответить на вопросы: «Почему появляется радуга?» Ольга Николаевна рассказала нам: Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается 7 цветов радуги. Их всегда семь и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Еще мы рассматривали картинки явления природы. На них радуга имеет форму дуги. В группе мы нарисовали радугу и расположили все цвета по порядку. Но оказывается радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх

А наша воспитательница (Елена Александровна) рассказала, что если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.

В библиотеке д\с мы (вместе с Еленой Александровной) читали и рассматривали книги, из которых узнали, что есть интересные опыты, как получить радугу самим. Мы решили попробовать провести эксперименты.

Практическая часть

Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.

Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.

Мы смешивали краски и нарисовали радугу.

Эксперимент 2: Радужная пленка.

Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.

Эксперимент 3: Радуга появись.

Материал: зеркало, миска с водой.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент 4: Радуга в пузырях.

Материал: баночка с мыльными пузырями.

Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри, в них можно увидеть радугу.

Эксперимент 5: Радуга на диске.

Материал:диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

Выводы

Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется она, когда солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в таком порядке. Их всего семь.

Заключение

Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании. Попробуйте сами провести эксперименты и получить радугу в домашних условиях.

Библиография:

1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г.

3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.


Радуга - одно из самых удивительных явлений природы. Что такое радуга? Как она появляется? Эти вопросы интересовали людей во все времена. Даже Аристотель пытался разгадать ее тайну. Существует множество поверий и легенд, связанных с ней (дорога на тот свет, связь между небом и землей, символ изобилия и т.п.). Некоторые народы верили, что тот, кто пройдет под радугой, поменяет свой пол.

Ее красота поражает и восхищает. Глядя на этот разноцветный «волшебный мост», хочется верить в чудеса. Появление радуги в небе оповещает, что ненастье закончилось и пришла ясная солнечная пора.

Когда бывает радуга? Ее можно наблюдать во время дождя или после ливня. Но для ее возникновения недостаточно молнии и грома. Она появляется лишь в том случае, если сквозь тучи пробивается солнце. Нужны определенные условия для того, чтобы ее можно было заметить. Необходимо находиться между дождем (он должен быть спереди) и солнцем (оно сзади). Ваши глаза, центр радуги и солнце должны быть на одной линии, иначе этого волшебного моста вам не видать!

Наверняка многие замечали, что бывает, когда лучик падает на мыльный пузырь или на край скошенного зеркала. Он разделяется на разнообразные цвета (зеленый, синий, красный, желтый, фиолетовый и т.д.). Предмет, который разбивает луч на составляющие цвета, называют призмой. А образующуюся разноцветную линию - спектром.

Так что такое и есть изогнутый спектр, цветная полоса, образовавшаяся в результате разделения луча света при прохождении через дождевые капли (они в этом случае являются призмой).

Цвета солнечного спектра располагаются в определенном порядке. С одной стороны - красный, затем оранжевый, рядом - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Радуга хорошо видна, пока капельки дождя падают равномерно и часто. Чем чаще, тем она ярче. Таким образом, в дождевой капле происходят сразу три процесса: преломление, отражение и разложение света.

Где увидеть радугу? У фонтанов, водопадов, на фоне капель, разбрызгиваемых и т.п. Ее расположение на небе зависит от положения солнца. Можно полюбоваться всем радужным кругом, если оказаться высоко в небе. Чем выше солнце поднимается над горизонтом, тем меньше становится цветной полукруг.

Первая попытка объяснить, что такое радуга, была предпринята в 1611 году Антонио Доминисом. Его объяснение отличалось от библейского, поэтому он был приговорен к смерти. В 1637 году Декарт дал научное явлению на основании преломления и отражения солнечного света. В то время еще не знали о разложении луча на спектр, то есть дисперсии. Поэтому радуга Декарта оказалась белой. Через 30 лет ее «раскрасил» Ньютон, дополнив теорию коллеги объяснениями преломления цветных лучей в каплях дождя. Несмотря на то, что теории уже более 300 лет, она правильно формулирует, что такое радуга,основные ее особенности (расположение цветов, положение дуг, угловые параметры).

Поразительно, как привычныые для нас свет и вода создают вместе совершенно новое, невообразимой красоты, произведение искусства, подаренное нам природой. Радуга всегда вызывает всплеск эмоций и надолго остается в памяти.



Рассказать друзьям