Признание достоинства труда характерно для культуры. Образцом для строительства русских храмов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

2. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Понимание труда как предназначения человека характерно для ________ этики.

3. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

4. П. С. Гуревич:
«В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным.
Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перестраивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг…
Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного существования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полученная прибыль должна немедленно обслуживать гедонистические потребности человека. Напротив, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести некоторое накопление, преодолев искушение всяких удовольствий».
Понимание труда как предназначения человека характерно для ________ этики.

Б. Малиновский

5.Из «Слова об идолах»… «Слово об идолах», направленное против язычества, является памятником древнерусской литературы ___ века.

7.Из Конфуция: «Когда государство управляется с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно разуму, то постыдны богатство и почесть». Главными хранителями конфуцианских заповедей были …

Чиновники

4. придворные

10. Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… В работе Ж.-Ф. Лиотара речь идет о _________ модерна.

Конце

2. отказе от

3. исключении

4. редактировании

12.Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… По мнению Ж.-Ф. Лиотара, для современного состояния общества характерны …

1. стремление к успеху

2. доминирование христианских ценностей

3. господство над природой

Доминирование науки и техники

13.Этот собор (Петропавловский) возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви… С именем архитектора описанного и представленного на фото собора связано __________ направление в русской архитектуре XVIII в.

Барочное

2. ренессансное

3. классическое

4. романское

18. Возведение этого собора началось между 1017 и 1019 годами … В честь победы над печенегами, приведшей к их полному разгрому, в XI в. был построен собор …

1. Св. Софии в Чернигове

2. Св. Ильи в Киеве

Св. Софии в Киеве

4. Успенский во Владимире

19.М. Врубель… Для работ М. Врубеля характерно …

1. следование натуре

Создание собственного фантастического мира

3. стремление к иллюстративной точности

4. преклонение перед цветом

Фовизм

2. сюррреализм

3. дадаизм

25.Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»… Суть кризиса чувственной культуры П. Сорокин видел в …

1. противостоянии демократии и тоталитаризма

2. борьбе коммунизма и фашизма

Изменении системы ценностей

4. великой экономической депрессии

29.Из «Домостроя»… Идеологию феодальной монархии автор «Домостроя» применил к …

1. государственной службе

Частной жизни

3. церковной жизни

4. общественной жизни

33. В античной традиции человек-микрокосм … Специфика античной демократии в том, что она основывается не на преимущественной защите интересов отдельной личности, индивидуализма, а на защите интересов …

1. олигархии

2. свобод человека

3. аристократии

Полиса

37.Из статьи Л. Февра… Обращение к античному наследию способствовало формированию итальянского …

1. космополитизма

Гуманизма

3. меркантилизма

4. патернализма

40.Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Создателем готики и влиятельнейшим аббатом храма, описанного и представленного в тексте, был …

1. Гвиберт Ножанский

2. Беда Почтенный

Аббат Сюжер (Сугерий)

4. Бернар Клервоский

42.Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный и представленный на фотографии храм был построен в память о(об) …

1. победе над поляками

2. освобождении от монголо-татарского ига

Взятии Казани

4. воцарении династии Романовых

44. В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Автором 95 тезисов, положивших начало Реформации, является …

Мартин Лютер

2. Жан Кальвин

3. Альбрехт Дюрер

4. Иоганн Фишарт

48.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Основополагающий вклад в формирование протестантской этики внесли …

Мартин Лютер

2. Франсуа Виньон

3. Жан Кальвин

4. Эразм Роттердамский

49.П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Признание достоинства труда характерно для культуры эпохи …

1. средневековья

2. античности

Реформации

4. Возрождения

51.Теодор Жерико. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г. Французский художник Теодор Жерико является родоначальником _____ в живописи.

1. импрессионизма

2. классицизма

Романтизма

4. реализма

53.Афоризмы Вольтера:

«…Человек родится, чтобы жить в судорогах беспокойства…».

«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

«Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих».

Одним из высших достижений Вольтера являются его …

Исторические труды

2. картины

4. научные взгляды

54.Афоризмы Вольтера … Вольтер критиковал абсолютизм, прославлял разум, боролся за …

1. права человека

2. рыночную экономику

Веротерпимость

56.Из письма к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой … Автором процитированного письма, обращенного к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой, был …

1. протопоп Филарет

2. патриарх Никон

Протопоп Аввакум

4. боярин Ртищев

59.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на фото собор был заложен …

1. Юрием Долгоруким

2. Даниилом Заточником

3. Всеволодом Большое Гнездо

Андреем Боголюбским

60.Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанный и представленный на рисунке Успенский собор является …

1. главным собором Северо-Восточной Руси

2. первым каменным храмом на Руси

3. главным собором Новгородской республики

образцом для строительства русских храмов

62.Античное пространство является активным, движущимся, неоднородным, однако не имеет еще жесткой сетки доминирующих координат, одинаково во многих направлениях, несмотря на неоднородность его во многих участках и промежутках, на динамично меняющиеся напряжения его отдельных участков... Характерной чертой античного храма является …

его и явились своего рода передаточным механизмом между человеком и природой.

Но было бы неверным видеть в средневековом крестьянском труде одну лишь «дурную» сторону. Аграрный труд воспринимался крестьянином как интегральная часть круговорота природы. Христианство не уничтожило веры народа в хронические силы. Земледелец включен в природные ритмы, и отношение между людьми и природными явлениями мыслится в виде взаимодействия и даже взаимной помощи. Церковь преследовала народную магию, в том числе и производственную, но вместе с тем не могла не уступить напору крестьянских верований, и в церковных благословениях воды, земли, огня и других элементов нашло свое выражение поверхностно христианизированное традиционное отношение крестьян к природным силам. Такой же характер имели и «паралитургии», направленные на заклинание хлеба, масла, вина, соли, земных плодов, колодцев, сосудов, лодок, рыболовных снастей и иных предметов и орудий труда (148). Особое понимание мира вещей, присущее еще варварам, которые ощущали свою магическую сопричастность с ним, не было изжито и в христианскую эпоху.

Человек средневековья был способен и к поэтизации своих производственных занятий. Порталы готических соборов украшают наряду с фигурами персонажей Священного писания барельефы и статуи, изображающие тружеников, занятых различными сельскохозяйственными работами. Скульптурные календари последовательно воспроизводят трудовые процессы, характерные для разных месяцев и времен года. Пахота, посев, жатва, молотьба, сбор плодов, виноградарство, посадка и окапывание деревьев, наладка косы, косьба, охота, рубка леса - картины, продолжающие старинную художественную традицию, обновляемую постоянным непосредственным наблюдением,- выполнены с несомненным интересом художника к простым людям, поглощенным производственной деятельностью. Воздействующий на природу человек трудом прославляет творца. Жизнь деятельная получает свое место бок о бок с жизнью созерцательной. Они в равной мере священны. В Шартрском соборе фигуры добродетелей и трудолюбивых дев расположены симметрично, причем последние - справа (известно, что правая сторона обладала большим достоинством, чем левая). Труд постепенно находит свою моральнорелигиозную санкцию. Сцены сельских работ, несомненно, отражают возросшее самосознание народа, понимание им важности производительного труда в общем устройстве мира.

Под давлением нового отношения трудящихся к своей деятельности начинают пересматривать воззрения на труд и теологи. Опираясь на Библию, они в свое время утверждали, что труд - наказание, ниспосланное людям за грехи. Но в XII-XIII веках в той же Книге Бытия (2,15) богословы стали подчеркивать другие идеи, а именно что Адам возделывал сад Эдемский и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословенным богом занятием.

Вырабатывается «теология труда». Труд угоден богу. Первым работником

был сам творец, «архитектор мира». Соответственно и созданный им мир теологи называли «вселенской мастерской». В Ланском соборе бог изображен в образе работника: он считает на пальцах дни, необходимые для творения, сидит, отдыхая от проделанной работы. Уподобление бога рачительному хозяину, который распоряжается на «фабрике мира» и творит подобно плотникам и каменщикам, встречаем и в конце средневековой эпохи в рассуждениях итальянского мельника Меноккьо (158, 64-66). В соборах немало картин ремесленного труда. Изображение трудовых усилий, ремесел и сезонных сельскохозяйственных работ в иконографии - одна из отличительных черт средневековой европейской цивилизации. Витражи в Шартре, пожертвованные городскими цехами, как бы сопоставляют мастеров со святыми, ибо и труд имеет свое достоинство и святость. В соборе Нотр Дам в Семюре на витражах вообще нет сцен из жизни святых - зато во всех подробностях здесь изображен процесс изготовления сукон (203, 28, 65 и след., 131). Нередко производительный труд прославляется в иконографии, посвященной священным сюжетам. Таковы картины постройки Ноева ковчега или Вавилонской башни. Художники стремятся передать энтузиазм строителей, переносящих камни и возводящих здание; лица и фигуры не индивидуализированы, массы работников движутся слитно, в едином ритме, охваченные высоким порывом и радостью артельного труда, В украшении храмов архитекторы и художники не могли избирать сюжеты вполне свободно, собор, выполнявший функции «Библии для неграмотных», должен был быть украшен лишь в строгом соответствии с богословскими тезисами и канонами. То, что ремесленные и сельскохозяйственные занятия могли найти себе почетное место в храме, свидетельствует о признании высокого назначения труда как заповеди божьей, одного из путей, ведущих ко спасению, если цель труда - добродетель. Высшие силы покровительствуют производительному труду, и цехи брали себе святых в качестве небесных патронов. Самый собор, прославляя бога, одновременно увековечивал трудолюбие, талант и опыт создавшего его человека.

Реабилитация активной жизни отражала рост самосознания людей, принадлежавших к разным производственным профессиям и цехам. Получает признание учение о том, что все профессии обладают христианским достоинством. Каждый человек имеет свое призвание (vocatio) и спасается благодаря ему (195, 162-180). Обращаясь к пастве, францисканские проповедники призывали разумно тратить время - не на развлечения и танцы, не на злое и пустое, но на богоугодные дела, и среди них - на труд

Наряду с осмыслением достоинства физического труда средневековье постепенно пришло к осознанию важности труда умственного. В раннее средневековье было распространено мнение, что интеллектуальная деятельность не требует материального вознаграждения, в частности, учителя не получали жалованья, ибо мудрость расценивалась как дар божий, которым, следовательно, нельзя торговать; учителю можно было лишь делать подарки в благодарность за сообщенные знания (225). Однако подобный взгляд мог

преобладать лишь до тех пор, пока наука и образование оставались монополией духовенства; с распространением же городских школ и с возрастанием общественной потребности в знающих людях эта точка зрения была пересмотрена, и ученые профессии получили права гражданства наряду с другими ремеслами. Всякая плата стала считаться законной, если была получена pro labore. Известно, какой популярностью пользовались выдающиеся профессора университетов: к ним стекались ученики из разных стран, их знания казались всеобъемлющими, на их авторитет постоянно ссылались. Противоположность «образованный» - «необразованный» оставалась одной из основных оппозиций средневековой культуры.

Однако отношение к поэту долгое время оставалось пренебрежительным, и жить ему за счет доходов от сочинительства было почти невозможно - он мог рассчитывать преимущественно лишь на подарки знатных господ. О жизни одного из крупнейших средневековых германских поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде сохранилось (помимо его сочинений) лишь одно документальное свидетельство: в путевых счетах епископа Пассауского упомянуты 5 солидов, дарованных поэту на приобретение шубы. Поэт, если он не занимал должности школьного учителя, оказывался близким по положению к скомороху. Многие светские поэты и были бродячими актерами - вагантами, голиардами. Жалобы на нищету и лишения, сопряженные с занятиями поэтическим творчеством, в средние века не менее часты, чем в другие эпохи. Самосознание же поэта в период раннего средневековья не было развито. Преобладало анонимное творчество. О поэтах их современники, а подчас и они сами упоминали в связи с похвалами их рыцарским доблестям, подвигам, совершенным в крестовых походах, или их благочестию, при этом не касаясь того, что они были поэтами. Только с XII века положение меняется, начинает возрастать самосознание поэта как творца (259,239-285).

Выше уже упоминалось об отношении средневековых ремесленников к произведениям своего труда, отношении, существенно отличавшемся от безразличия рабочего и предпринимателя буржуазного общества к выпускаемой продукции. Относительная узость средневекового городского рынка, распространенность работы на заказ, высокие требования, предъявляемые цехами к качеству изделий,- таковы некоторые из условий, определявших это особое отношение мастера к плоду своих рук.

Следует иметь в виду, что ремесленное изделие в прямом смысле слова было результатом «рукомесла»: как и в сельском хозяйстве, в ремесле между производителем и продуктом долгое время не было сколько-нибудь сложного технико-механического промежуточного звена, изделие выходило непосредственно из рук ремесленника, работавшего над ним от начала и до конца производственного процесса. Такая manufactura, естественно, создавала очень тесную связь между ней и мастером. Труд в цехе «еще не дошел до безразличного отношения к своему содержанию» (1, 536). Готовый продукт, воплощавший навыки, вкусы и рабочее время его создателя, был ему внутренне близок, нес на себе отпечаток его личности. Все это вело к известной поэтизации или, если угодно, «героизации» цеховой

деятельности. Этические и эстетические моменты не могли быть элиминированы из ремесленного производства. Членам ремесленной корпорации присуще высокое сознание достоинства своего труда. Мастер неохотно расставался со своим изделием. «Старик-кустарь воюет за трубку, которую у него хочет купить торговец» (34, 12). Ремесленник не мог видеть в готовом продукте одной только голой меновой стоимости, средства получения денег и других благ. Работая, мастер заботится не о наживе любыми средствами, а об обеспечении себе достойного существования. «...Наши предки были не дураки,- гласила немецкая «Реформация Сигизмунда» (ок. 1439),- ремесла придуманы для того, чтобы каждый ими зарабатывал свой хлеб насущный, и никто не должен вмешиваться в чужое ремесло; этим свет прогоняет свою нужду, и каждый может прокормиться» (226, 270). Следовательно, ремесло существует не для потребителя прежде всего, а для самого мастера, пекущегося о своем доходе и достоинстве. Понятие достоинства в данном случае предполагает наряду с сытостью и материальным достатком также и способность принимать участие в общественных делах города в надлежащих и установленных формах. В этом обществе мелких производителей изделие ценится преимущественно как потребительская стоимость, а затем уже и как меновая,- к последней оно не сводится.

Труд имел не только экономическое содержание - он мог быть источником морального удовлетворения. Мастер, изготовляющий ремесленный шедевр, утверждая свое право на членство в цехе, вместе с тем утверждал и свое личное достоинство, общественное положение, принадлежность к корпорации. Именно в качестве члена группы мог он определиться как правовой индивид, как человеческая личность. Средневековый ремесленник в процессе своего труда воспроизводил себя «во всей своей целостности» (2, т. 46, ч. 1, 476). Труд понимается в этом обществе как общая социальная ответственность: своей производственной деятельностью человек участвует в жизнедеятельности целого - цеха, города, общества. Поэтому ремесленник сознает важность своего труда. С этим сознанием можно встретиться и у крестьян. В начале XIV века один французский крестьянин, находившийся под церковным отлучением, заявил, что оно его не страшит, ибо «его труд спасет его» (256, 55). Труд, истолковываемый духовенством как наказание, наложенное на род человеческий за первородный грех, понимается крестьянами как средство, открывающее врата небесные и путь ко спасению души. Когда в 40-е годы XII века тысячи нормандских паломников явились в Шартр с намерением принять участие в возведении западных башен собора Богоматери и на протяжении нескольких месяцев вкатывали на крутой склон, на котором происходило строительство, тяжелые возы с камнями, распевая при этом гимны в честь святой Девы и подвергая себя бичеваниям, то ими руководило убеждение в праведности и спасительности их труда.

Более того, труд мог восприниматься и как социальное преимущество крестьян перед сеньорами. Известно, какой популярностью пользовались в

Англии в XIV веке проповеди лоллардов на тему: «Когда Адам копал землю, а Ева пряла, кто был дворянином?» (69, 22). Здесь труд прародителей - не проклятие, а искони присущее человеку занятие, дворянин же - излишний член общества, ибо он не выполняет полезной функции и вообще в этом своем качестве не сотворен богом. За словами Мильтона о том, что труд Адама в раю - доказательство его достоинства (60, 126), стояла многовековая традиция. Труд обязателен для христианина так же, как деятельная любовь, говорит английский поэт XIV века Ленгленд в поэме «Видение Уильяма о Петре Пахаре». Труд земледельца праведен, и лишь он открывает путь к истине. Своим трудом Петр Пахарь спасает всех, «кто помогал ему пахать, сажать или сеять или в другом каком занятии мог пособлять Петру» (46, 19 - 20).

Выше уже упоминалось, что сельскохозяйственный год был вместе с тем и литургическим годом. Природный и производственный циклы сливались в цикл религиозных ритуалов, церемоний и праздников. Начало важнейших производственных процессов знаменовалось молебнами и религиозномагическими действами, окончание сельскохозяйственного цикла - праздниками. Раз навсегда заведенный ритм жизни казался богоустановленным и тем самым приобретал нравственное значение.

Но в условиях антагонистического общества труд неизбежно внушал и отрицательные эмоции. В значительной мере он был подневольным и чрезмерным с точки зрения крестьян: им приходилось работать гораздо больше, чем это было необходимо, для того чтобы расплатиться с господином. Епископ Ланский Адальберон, развивая учение об органическом строении общества, все «разряды» которого - духовенство, рыцарство и крестьяне - служат пользе целого, признавал: «Доставлять все золото, пищу и одежду - такова обязанность сословия сервов... Это несчастное сословие не владеет ничем, что бы оно ни приобрело тяжким трудом... Кто мог бы счесть... все трудности, проклятия и мучения, которые приходится выносить бедным сервам?» (PL, t. 141, 781-782). Социальная утопия средневековья была сопряжена с мечтой о блаженном состоянии, когда нет необходимости трудиться. Счастливая страна Cockaigne, или Schlaraffenland, о которой ходили басни и легенды, это страна, где никто не трудится, где все в изобилии и само попадает в рот. В царстве «пятой монархии» революционных сектантов конца средневековья не предполагалось тяжелого труда, и вся земля должна была стать общим достоянием.

Не следует вместе с тем забывать и о специфичности категории прибавочного рабочего времени в применении к средним векам. В обществе, основывавшемся на натуральном хозяйстве и традиционном в самом своем существе, труд не мог отнимать такой большой доли времени, как в раннекапиталистическом обществе. Известно, сколь многочисленными были нерабочие дни: к их числу наряду с воскресеньями относились дни святых и другие церковные праздники, в общей сложности составлявшие до трети и более дней в году. Зато в рабочие дни труд мог быть чрезвычайно продолжительным. Согласно цеховым уставам, ремесленники работали от

Бог и маммона

восхода до захода солнца. Медленно развивавшемуся средневековому обществу с его особым отношением к времени не свойственна спешка в труде. Ему присущи основательность и добротность в обработке изделия, стремление ремесленника достичь высот мастерства, подняться до уровня искусства. В продукте труда ценится прежде всего качественная, а не количественная сторона. Как уже упоминалось, понятия «ремесло» и «искусство» в ту эпоху еще не разошлись. Изделие несло на себе отпечаток индивидуальности своего творца (индивидуальности, действовавшей в рамках канона!) и должно было быть достойным его. Вещь не заслоняет ее создателя

Она органически с ним связана.

Так средневековье переосмысливало значение труда, Из проклятия, тяготеющего над родом человеческим» труд превращался в призвание. Уяснение достоинства трудовой деятельности было составной частью общего процесса роста человеческого самосознания. Однако это повышение общественной оценки труда до конца средних веков оставалось все же не более как тенденцией. Получить полную реабилитацию в феодальных условиях труд не мог.

Бог и маммона

Средневековую европейскую цивилизацию называют «цивилизацией труда» (268, 9). Действительно, место, которое занимает труд в ряду основных ценностей и понятий, образующих костяк этой цивилизации, исключительно велико, если сопоставить ее с другими, предшествующими или синхронными ей мировыми цивилизациями. Это определение нуждается, однако, в некотором уточнении. Мы бы сказали - цивилизация труда крестьян и ремесленников. Принципы хозяйственной этики были почти целиком позаимствованы средневековьем у раннего христианства, но огромное их влияние на протяжении всей феодальной эпохи вряд ли объяснимо одной лишь силою традиции и верой в церковные авторитеты. Эти принципы оказались во многом соответствующими потребностям мелких производителей. Положительная оценка труда как средства спасения и как единственного нравственно оправданного источника собственности, признание правомерности обладания имуществом в объеме, необходимом для удовлетворения личных потребностей, возвеличение бедности перед богатством - все это находило благоприятную почву в сознании мелких производителей и придавало высокую духовную ценность их труду. Образ жизни господствующего класса, праздно существовавшего за счет крестьян и ремесленников, не отвечал ни одному из этих принципов. Феодалам и богатым людям приходилось платить угнетаемым нравственную дань. Благотворительность, щедрость, молитвы и покаяния, паломничество, отдача младших сыновей в священники, а дочерей в монастыри, духовные завещания в пользу церкви, наконец, уход в монашескую жизнь отдельных знатных лиц - таковы некоторые из способов компенсации за неправедность, неизбежно, с точки зрения средневекового христианина, сопутствовавшую богатству и высокому положению в обществе. Потребность в этих очистительных актах была велика и у самого класса феодалов,

нуждавшегося во внутреннем примирении с религиозными требованиями, которым противоречило обычное их поведение. Низшие же слои общества, несомненно, получали моральное удовлетворение при виде кающихся магнатов, более далеких от достижения райского спасения, нежели бедняки.

Конечно, церковь ни от кого не требовала буквального следования на практике идеалу евангельской бедности и отказа от своего имущества. Речь шла о духовном истолковании этого идеала. Еще Климент Александрийский, рассуждая на тему «какой богач может спастись?», говорил по поводу слов Христа, обращенных к богатому юноше, «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Евангелие от Матфея, 19, 21): дело не в том, чтобы бросить имущество и освободиться от богатства, главное - «устранить из души неверные мнения относительно богатства, жадность и стремление к нему, скорби о нем, терния жизни, заглушающие семя слова» (38, 38). Следовательно, существенно было достижение внутренней свободы от богатства, сопротивление порабощающей его силе. Бросать же имущество не следует, так как оно полезно и ближнему и с помощью его можно совершить благие дела. Природа богатства - «в том, чтоб служить, а не господствовать». Искусство приобретать деньги, учил Фома Аквинский, имеет подчиненное значение по сравнению с искусством использовать деньги. Превратить же деньги из средства в цель значило погубить человеческую душу (ST, II, 2, quaest. 50, art. 3).

Следовательно, весь вопрос состоял в том, как применяется богатство, каким целям оно служит.

Оценка средневековой цивилизации как цивилизации мелких собственников-производителей находит свое подтверждение при анализе ее отношения к деньгам и распоряжению ими. Если всякое богатство в средние века могло вызвать известные подозрения морального порядка, то в наибольшей степени это относилось к денежному богатству. Торговля играла в средневековом обществе большую и все возраставшую роль, и купечество со временем превратилось в значительную социальную силу в городах, оказывавшую влияние и на политическую жизнь. Тем не менее на протяжении всего средневековья держались сильнейшие предубеждения против людей, занятых не производительным трудом, а торговыми и в особенности ростовщическими операциями. Торговля имеет в себе нечто безобразное, постыдное, грязное, писал Фома Аквинский (ST, II, 2, quaest. 77, art. 4). Каин, согласно Библии,- основатель первого города.

В одной английской проповеди XIV века священники, рыцари и трудящиеся, сотворенные богом, противопоставляются бюргерам и ростовщикам - порождению демонических сил (194, 326). Подобное отношение к денежным людям в высшей степени характерно именно для мелких производителей, которым свойственно понимание богатства как результата трудовых усилий; в аграрном обществе деньги неизбежно получают оценку низшей и неблагородной формы собственности по сравнению с земельным владением. По мере своего развития торговый и ростовщический капитал превращался в угрозу хозяйственной самостоятельности мелких

собственников, и их враждебность к нему возрастала.

Для понимания той неусыпной подозрительности, с какой в средние века относились к денежному богатству, необходимо напомнить о некоторых основополагающих философско-этических принципах эпохи. Прежде всего это принцип преобладания общего над индивидуальным. Часть не существует сама по себе и не автономна, но включается в некую всеобщность. Как природа, так и общество представляют собой целостные комплексы, от которых зависят образующие их элементы. Любая песчинка отражает целое и воплощает премудрость творца, создавшего мир с его гармонической согласованностью и связанностью всех его частей. Свой смысл и значение всякое индивидуальное явление получает от общего. В человеческих делах universitas имеет приоритет над составляющими ее индивидами. Человек не мыслится в качестве вполне самостоятельной единицы, в самой себе находящей основание своего бытия. Неограниченный индивидуализм буржуазного общества совершенно чужд члену общества феодального. Его частный интерес в той или иной степени подчинен интересам целого - группы, церкви, нации. Пекущийся об общем добре достигает и собственного блага, ибо последнее немыслимо без первого или вопреки ему (ST, И, 2, quaest. 47, art. 10; quaest. 152, art. 4). Средневековый универсализм имел не только социальнопрактический, но и концептуальный характер. Взгляд на мир охватывал его прежде всего в целостности, чтобы уже затем перейти к ее частям, ибо целостность, была реальна, индивиды же представляли собой продукты этой реальности и должны были дедуцироваться из нее мыслью.

С этим связан другой принцип, о котором уже шла речь ранее,- принцип всеобщего господства справедливости. На справедливости строится мир, и нарушение ее грозит всеобщим хаосом и разрушением. Справедливость - одновременно и нравственное и космическое начало. Ему должна быть подчинена вся человеческая деятельность. Отход от этого принципа означает нарушение божественных установлений и естественного права. Справедливость понималась чрезвычайно широко и многообразно. Она предполагала и благость бога, и основу политического устройства и правосудия, и одну из главнейших христианских добродетелей - чистоту и святость жизни, личную справедливость, проявлявшуюся в поведении, и состояние правоты, и врожденное стремление к добру всех божьих творений; социальную справедливость Гуго из Сей Виктора определял как «то, чем поддерживается гармония общего и что не отказывает каждому в его заслугах» (100, 60). Справедливость понимается как сверхиндивидуальная категория, которой подчиняются все поступки и помышления отдельных лиц. Поэтому в принципе справедливости реализовалось отношение частного и целого: индивид должен был подчинять свои интересы социуму вследствие требований высшей справедливости. Это не вело к забвению конечной цели человеческого бытия - спасения индивидуальной души, но выражало идею, что никто не имеет права произвольно распоряжаться своей собственностью. Однако учение о справедливости в средневековой ее интерпретации не имело ничего общего с понятием равенства. Теологи проводили радикальное

различие между безгрешным состоянием первых людей до грехопадения и состоянием падшего человечества. В этом последнем состоянии оказываются неизбежными и частная собственность и неравенство людей, вызванное происхождением, успехом, имущественным достатком. Неравенство людей на земле аксиоматично для католических мыслителей.

Эти принципы образовывали понятийную форму, в которую отливались концепции средневековых богословов, в частности и развиваемые ими положения о «справедливой цене» и недопустимости ростовщической наживы. Отправной материал для своих построений они находили в Евангелии - источнике всей средневековой мудрости. «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7, 12).

Однако для католической теологии характерно стремление обосновывать моральные нормы не одними только ссылками на божественное откровение и волю творца, но также и рациональными рассуждениями и аналогиями. Поэтому большое значение богословы придавали анализу человеческой природы и природы вещей, исходя из постулатов разума и принципов естественного права. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский рассматривал справедливость как выражение пропорциональности и эквивалентности отношений между людьми, взаимно воздающими друг другу должное. В этом смысле понятие justitia могло быть применено и к торговым делам. Материальные отношения должны строиться на основе взаимной помощи и эквивалентности служб и услуг, но не на односторонней выгоде и эксплуатации. Отправной момент - опять-таки справедливость, «постоянное и твердое желание давать каждому то, на что он имеет право» (ST, II, 2, quaest, 58, art. 11).

Строго говоря, никакой экономической доктрины в собственном смысле слова средневековое богословие не знало и не формулировало. Хозяйственная деятельность не представляла для схоластов самостоятельного интереса и не могла выступать в их сознании в качестве цели анализа. Вопросов ростовщичества и цены, равно как и проблем труда и собственности, теологи касались постольку, поскольку они оказывались связанными с высшими и конечными проблемами бытия. Поэтому неверно было бы говорить о политикоэкономической мысли или об экономических учениях средневековья. Богословы стремились не столько теоретически осмыслить хозяйственную практику, сколько повлиять на нее, подчинив религиозно-этическим идеалам, и решать вопросы ценообразования в свете метафизической проблемы ценностей. Общество в их глазах представляет собой духовный организм, а не экономический механизм, вследствие чего хозяйственная деятельность должна контролироваться и обуздываться в моральных целях, для достижения которых она дает средства. В этой перспективе экономика вообще не есть самостоятельная реальность - свое значение она получает в рамках более обширного идеального целого. Экономические проблемы выражались в категориях человеческого поведения.

Речь, собственно, шла об анализе понятия справедливости. Ведь и отношение богословов к частной собственности, как мы видели, тоже

1. Мусульманская культура может быть выделена в ______ типологии культуры.

    профессиональной

    социальной

    религиозной

    этнической

2. В западном типе культуры человек представляется…

    творческой личностью

    винтиком в общественном механизме

    пассивным индивидом

    неотделимым от семьи

3. Установите соответствие между типом культуры и характерным для нее представлением о человеке: (1-г, 2-д, 3-а, 4-б)

1) культура Античности

2) культура Средних веков

3) культура Возрождения

4) современная культура

    признание ценности человека как личности

    рождение концепции прав человека

    жизнь человека подчинена табу

    признание человека мерой всех вещей

    утверждение торжества человеческого духа над телом

4. Характерные черты русской культуры …

    расчетливость

    коллективизм

    духовность

    умеренность

5. Восточной культуре не свойственно такое явление, как …

    церемониальность

    конформизм

    традиционность

    нонконформизм

6. Для контркультуры характерно …

    стремление к замкнутости

    притязание на универсальность

    мирное сосуществование с предыдущей культурной традицией

7. Результаты формирования национально-государственной идеологии России, нашедшей выражение в теории «Москва – третий Рим»:

    формирование мононационального государства

    расширение территории государства

    отсутствие возможностей для обеспечения экономического прогресса и культурного развития народа

    превращение России в центр европейского христианства

8. Установите соответствие между историческим типом культуры и его характерными особенностями: (1-д, 2-г, 3-в, 4-а)

1) первобытная культура

2) античная культура

3) культура Возрождения

4) культура Нового времени

    светский характер культуры

    теоцентризм

    развитие представлений о человеке-творце

    возникновение философии

    ритуализм

9. Установите соответствие между историческим типом культуры и его характерными особенностями: (1-в, 2-г, 3-д, 4-а)

1) первобытная культура

2) средневековая культура

3) культура Возрождения

4) культура Нового времени

    рационализм

    позитивизм

    синкретизм

    теоцентризм

    антропоцентризм

10. Особенностями русской культуры являются …

    стремление к интеграции с западноевропейскими государствами

    постоянное содействие власти развитию экономики и культуры

    сила православно-государственного элемента

    мессианское сознание

11. Для восточного типа мировоззрения характерны …

    подчинение человека «всеобщей жизненной силе»

    стремление к самоутверждению

    уход во внутреннюю духовную жизнь

    стремление к познанию внешнего мира

12. Установите соответствие между типом культуры и особенностями развития искусства: (1-в, 2-г, 3-б, 4-а)

1) первобытная культура

2) античная культура

3) культура Возрождения

4) культура Нового времени

    утверждение реализма в искусстве

    превращение искусства в главную арену манифестации новых идей

    нерасчлененность мифологии, искусства, религии

    превращение искусства в самостоятельную область культуры

    господство библейских сюжетов в искусстве

    средневековую

    крестьянскую

    индийскую

    христианскую

14. Установите соответствие между типом культуры и ее отношением к знанию: (1-г, 2-в, 3-д, 4-б)

1) культура Античности

2) культура Средневековья

3) культура Нового времени

4) современная культура

    растворение знания в мифологии

    научная революцию в условиях жизни человека

    накопление научных знаний под контролем церкви

    зарождение научных знаний

    формирование основ научного естествознания

15. Для культуры допетровской Руси характерны …

    высокий уровень развития религиозной философии

    приверженность традиции

    развитие технических знаний

    пренебрежение к западному «умничанью»

16. Характерной чертой восточного типа культуры является …

    идея равенства людей

    индивидуализм

    культ семьи

    идея равных возможностей

17. Для западной культуры характерны …

    стремление к прогрессу

    уважение к традициям

    принятие лишь тех новаций, которые укладываются в существующие формы

    «нормативная недостаточность»

18. Для восточной этики характерны …

    консерватизм

    либеральность

    конформизм

    расшатывание традиций

19. В основе восточной культуры лежит (-ат) …

    традиция

    предприимчивость

    стремление к прогрессу

20. Принятие Русью христианства в форме православия …

    превратило ее в часть западной цивилизации

    не позволило овладеть культурными традициями Византии

    отделило Русь от вариантов развития культуры, связанных с исламом, иудаизмом, буддизмом

21. Культура русских старообрядцев представляет собой пример …

    сословной культуры

    крестьянской культуры

    контркультуры

    субкультуры

22. Для западной культуры характерны …

    глубокомысленное молчание

    логическое обоснование суждений

    развитие практических отраслей науки, например, медицины

    развитая наука

23. Характерной чертой западного мировоззрения является …

    активное познание мира

    созерцательность

    аскетизм

    консерватизм

24. Локальная культура представляет собой …

    субкультуру

    культуру конкретного исторически определенного общества

    культуру, существующую в определенном населенном пункте

    сферу культуры

25. Традиция восточной культуры ориентирована на …

личностное самосовершенствование

стремление к творчеству

преобразование природы

величие человеческого разума

26. Примером региональной культуры не является культура …

восточных славян

27. Характерной чертой русской культуры является разрыв между …

«народом» и «просвещённым обществом»

обществом и государством

различными социальными слоями

бытом и нравами

28. Для культуры Древнего мира характерно появление …

письменности

первых городов

искусства

сословий

29. Идея богоизбранности русского народа и его особой духовной миссии зародилась в кругах …

славянофилов

западников

почвенников

евразийцев

30. Для современной западной культуры характерен лозунг …

время – деньги

поспешишь – людей насмешишь

работа не волк, в лес не убежит

31. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями называется …

контркультурой

городской культурой

сельской культурой

этнической культурой

32. Для культуры Нового времени характерны …

урбанизация

высокая социальная мобильность общества

отмена классовых перегородок

экстенсивное производство

33. Примером религиозной типологии культур не может служить __________ культура.

славянская

языческая

протестантская

исламская

34. Своеобразие русской культуры определяется …

влиянием византийской культуры

заимствованием культуры азиатских кочевников

протестантской этикой

«восточным духом», свойственным русскому народу

35. Интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира характеризуется _________ тип культуры.

восточный

информационный

западный

социальный

36. Для культуры Средневековья характерно преобладание …

сословной самоидентификации

индивидуального ручного труда

этнической самоидентификации

индустриального производства

37. Примером исторической типологии культур служит эпоха …

античности

феодализма

капитализма

романтизма

38. Исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития, называется …

хозяйственно-культурным типом

локальной группой

индустриальным обществом

39. Целостность России держалась на …

самодержавной власти

культурном единстве

православной вере

идеологии

40. К социальной типологии культур не относится _____________ культура.

социалистическая

буржуазная

пролетарская

крестьянская

41. Начало Просвещения в России связано с именем великого ученого и литератора …

М. В. Ломоносова

Симеона Полоцкого

А. Н. Радищева

Ф. М. Ртищева

42. В основе исторической типологии культур лежит ___________ принцип развития.

эволюционный

хозяйственный

цивилизационный

локальный

43. Для гуманизма эпохи Возрождения характерны …

интерес к человеческой личности

влияние идей гуманизма на сферу искусства

разрыв с католической церковью

влияние идей гуманизма на все сферы жизни общества

44. Ход российской истории на многие столетия вперед драматически определила ____________, сформулированная в конце XV века.

национально-государственная идеология

идея западничества

идея славянофильства

русская идея

45. Характерной чертой региональных культур является то, что …

каждая из них существует в определенном географическом ареале

они несут в себе традиции предков

их богатство приумножается на основе письменности

их постижение требует серьезных интеллектуальных усилий

46. Эпоха Просвещения характеризуется …

промышленным переворотом

критичностью мышления

гуманизмом

появлением мануфактурного производства

47. Для средневековой культуры Западной Европы характерны …

религиозный характер образования

разрыв между элитарной и народной культурой

существование массовой культуры

представление об эстетической ценности произведений искусства

48. Существующая историческая типология культур, где выделены первобытный, античный и другие типы культуры, отражает _________ культурную традицию.

западноевропейскую

общечеловеческую

восточную

российскую

49. Православие способствовало …

обособлению русского народа

интеграции России в западноевропейскую культуру

сближению русской культуры с культурами народов Востока

развитию науки

50. Культура Нового времени характеризуется …

рационализмом

интересом к социальным проблемам

мистицизмом

господством коллективных представлений

51. Часть общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе, называют …

субкультурой

экономической культурой

религиозной культурой

профессиональной культурой

52. Характерными особенностями первобытной культуры являются …

господство коллективных представлений

мифологическое сознание

зарождение философии

личностное начало

53. Главным итогом развития западного типа культуры стало формирование …

активного, уверенного в своих силах человека

иерархии социальных статусов

концепции личностного совершенствования

концепции невмешательства человека в природу

54. Основной чертой восточного типа культуры не является …

концепция равенства людей

фатализм

отсутствие приоритета личности

склонность к мистике

55. Существование субкультур обусловлено …

неоднородностью конкретно-исторических сообществ

расовыми различиями людей

уровнем технологического развития обществ

государственной политикой

56. Востоко-Западом Россию назвал …

Н. Бердяев

Г. Плеханов

П. Чаадаев

А. Герцен

57. Характерное для русской культуры ощущение уникальности связано с представлением об …

особой исторической миссии

особом общественном устройстве

особых отношениях с властью

особой структуре духовной культуры

итальянских гуманистов эпохи Возрождения

русских старообрядцев

бизнесменов

Античности

59. Для античной культуры характерны противоположные тенденции:

расцвет мифологии

возникновение философии

расцвет искусства

существование полисной демократии

60. Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла(-о) …

православная церковь

монголо-татарское иго

среда обитания

политика либерализма

61. Культура русских старообрядцев – это пример ________ типа культуры.

конфессионального

этнического

территориального

профессионального

62. Характерной чертой русской культуры является …

бескорыстие

утилитаризм

умеренность

практичность

63. Развитие человека в эпоху палеолита характеризуется …

сложением проторелигиозных представлений

появлением ритуалов

разложением родовой общины

появлением мифологии

64. Для русской культуры была характерна _________ идеология.

имперская

религиозная

гуманистическая

радикальная

65. В средневековой культуре греховной считалась …

телесная красота

куртуазная литература

книжная миниатюра

любовь к Богу

66. Для восточной философии характерны …

интерес к проблеме небытия

представление о том, что истинное знание невыразимо в словах

стремление постичь и сформулировать истину

интерес к проблемам бытия

67. Культура Возрождения по своей сути …

антропоцентрична

религиозна

реалистична

атеистична

68. Для культуры Востока характерны …

наличие нескольких сосуществующих религий

инерционность общества

динамизм общества

постоянное взаимодействие этнических культур

69. Античный тип культуры определяется как …

антропокосмогонический

теоцентрический

геоцентрический

рациональный

70. Средневековый тип культуры основан на …

теоцентризме

мифологии

зооморфизме

рационализме

71. Для развития науки в восточных культурах характерны …

преимущественное развитие практических знаний

отставание от Запада

преимущественное развитие теоретических знаний

развитие инновационных технологий

72. Для человека западной культуры характерны …

четкое отделение себя от любого предмета, являющегося объектом познания

стремление «жить разумом»

благоговение перед любыми формами жизни

чувствительность, восходящая к физиологии

73. В качестве основных исторических типов культуры не рассматривается ______ культура.

массовая

первобытная

средневековая

современная

74. Для человека восточной культуры характерны …

представление о том, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок

стремление к созерцанию природных объектов

стремление раскрыть тайны природы и подчинить ее себе

представление о том, что природа должна служить человеку

75. Обширность просторов России и многочисленность ее населения на протяжении многих столетий постоянно сказывались на русской культуре, придавая ей склонность к …

гиперболизму

гуманизму

индивидуализму

мифологизму

76. Важной характеристикой первобытной культуры является присущее ей ________ как первая, но уже достаточно развитая форма постижения и объяснения мира.

мифологическое сознание

теоцентрическое представление

антропоморфное сознание

универсальное сознание

77. Для западного склада ума характерны …

логическое развитие мысли

практическая направленность

поэтические обороты и фантастические образы

сосредоточенное погружение в себя

78. В XVIII веке европейская культура приобретает преимущественно _____ характер.

рационалистический

мистический

мифологический

массовый

79. Обособлению русского народа от других народов Европы и Азии способствовало …

православие

самодержавие

варварство

евразийство

80. Исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение, задавались …

христианским учением

мифологической картиной мира

народной культурой

гуманизмом

81. Одной из форм культуры является ________ культура.

народная

педагогическая

городская

обыденная

82. Главное противоречие античной культуры проявлялось в …

антиномиях

образе жизни

морфологии культуры

культурных заимствованиях

83. Представление о данном от Бога великом предназначении России нашло отражение в …

мессианском сознании

социокультурной адаптации

вестернизации

децентрализации культуры

84. К основным историческим типам культуры не относится культура …

элитарная

первобытная

современная

Нового времени

85. Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер.

элитарный

массовый

народный

маргинальный

86. Совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого, называются _____ культуры.

типами

ценностями

87. Европейская культура Нового времени стала _________ культурой.

светской

религиозной

консервативной

духовной

88. Попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе предпринимались в …

славянофильстве

западничестве

гедонизме

евразийстве

89. Субкультуры не выделяются по _____________ признаку.

технологическому

возрастному

территориальному

профессиональному

90. Для социально-политической культуры Запада характерны принципы …

парламентаризма

гражданского общества

централизации

ранжирования

91.Характерными чертами этнической культуры являются… 1) альтернативность 2) стандартность 3) самобытность 4) консерватизм

92.Характерными чертами контркультуры являются… 1) демонстративность и провокационность культурных форм 2) недоступность большинству 3) лояльность к доминирующей культуре 4) отвержение норм и ценностей доминирующей культуры

93.Важнейшими факторами формирования доминирующей культуры являются… 1) одновременное наличие ценностей и стандартов различных культур 2) наличие культурных норм, разделяемых всеми членами общества 3) ориентированность на ценности избранной части общества 4) ориентированность на ценности большинства

94.Характерными чертами народной культуры являются… 1) развлекательность 2) ориентация на новизну 3) традиционность форм творчества 4) ориентация на прошлое

95.Отличиями контркультуры от субкультуры являются… 1) «подпольное» существование 2) соответствие формам доминирующей культуры 3) отвержение ценностей доминирующей культуры 4) замкнутость внутри определённой социальной группы

96.Черты, не характерные для западного типа культуры, - это… 1) теоцентризм 2) коллективизм 3) преобладание активного творческого типа личности 4) антропоцентризм

97.Особенностями мировоззрения, характерными для восточного типа культуры, являются… 1) восприятие истории как процесса упадка культуры 2) восприятие истории как процесса прогрессивных изменений 3) ориентация на будущее 4) ориентация на сохранение и восстановление

98.Особенности, характеризующие развитие общества и государства в западном типе культуры, - это… 1) подавляющая роль государства 2) политический плюрализм 3) разделение властей 4) деспотический характер власти

99.Особенности, характеризующие развитие общества и государства в восточном типе культуры, - это… 1) индивидуализм 2) общинно-коллективистское сознание 3) слабое развитие личностного начала 4) автономность личности

100.По мнению П. Я. Чаадаева отрицательными чертами западного типа культуры являются… 1) хаос частных интересов 2) нарастание искусственных потребностей 3) ориентация на естественные потребности 4) свобода от государства

101.Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой: (1-1, 2-2, 3-3) 1) палеолит 2) неолит 3) мезолит 1) эпоха появления человека разумного 2) эпоха перехода от присваивающего к производящему хозяйству 3) эпоха лука и стрел

102.Установите соответствие между исторической эпохой и особенностями взгляда на человека: (1-1, 2-2, 3-3) 1) культура Античного мира 2) культура Средневековья 3) культура Возрождения 1) формирование представлений о правах и обязанностях гражданина 2) представление о ничтожности человеческого разума и греховности плоти 3) дух интеллектуальной и нравственной свободы личности

103.Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой: (1-3, 2-2, 3-1) 1) первобытная культура 2) культура Античности 3) культура Средневековья 1) зависимость политической идеологии и права от религии 2) усиление имущественного неравенства, появление писаных законов и публичной политической жизни 3) отождествление индивида с коллективом, появление табу

104.Установите соответствие между типом культуры и её характеристикой:

(1-3, 2-2, 3-1) 1) глобальная культура 2) локальная культура 3) современная культура 1) интенсификация социальных отношений, мультикультурная идентичность, опора на индивидуальный опыт 2) ценность традиции в обществе, традиционная идентичность, опора на коллективный опыт 3) идеал свободы и независимости личности от общества и государства

105.Характерными чертами русской духовной культуры являются… 1) стремление к достижению личного успеха 2) перевес этического начала над правовым 3) соборность 4) рациональное мышление

106.Характерными чертами русской духовной культуры являются… 1) высокое значение идей равенства и справедливости 2) церемониальность 3) перевес общенародного начала над индивидуальным 4) развитие идеи прав личности

107.Характерными чертами русской культуры, по мнению Н.Я. Данилевского, являются… 1) перевес общенародного начала над индивидуальным 2) насильственность 3) чрезмерно развитое чувство личности 4) жажда искания религиозной истины

108.Характерными чертами русской духовной культуры являются… 1) утопизм 2) деятельное начало 3) практицизм 4) слабость рационального начала

109.Ххарактерными чертами русской духовной культуры являются… 1) доверие к власти 2) плюралистичность 3) мечтательность 4) предприимчивость


Тесты
для проверки знаний студентов по курсу «Культурология»
    Аксиологический подход к культуре означает: культура – это:
      Мир ценностей,
      Мир человека,
      Мир разума,
      Мир символов.
    В основе формирования этнических и национальных культур лежит…
      Общность религиозных представлений,
      Совместное проживание людей на определенной территории,
      Единство языка,
      Единство происхождения.
    Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как…
      Индивидуализм,
      Коллективизм,
      Ориентация на личный успех,
      Духовность.
    1. Управленческая работа, идеология.
    2. Специализированная система образования, домашнее воспитание, обычаи, традиции, нравы.
    Относятся к сфере:
      Культуры межпоколенной трансляции социального опыта - 2
      Политической культуры - 1
    Направлением прикладной культурологии не является…
      Разработка культурной политики,
      Обеспечение реализации культурных программ,
      Исследование исторических процессов взаимоотношения
      человека и культуры,
        Диагностика культурных процессов.
    Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это –
    Ж.-Ж. Руссо,
    П. Гольбах,
    К. Леви-Стросс,
    А. Камю.
    7. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа
    важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как…
      исчезновение когтей,
      исчезновение волосяного покрова,
      формирование асимметрии человеческого мозга,
      изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу.
    Оценочной функцией культурологии является:

      Встраивание культуры в историю,
      Сведение к понятному,
      Сопоставление объектов явлений в контексте.
    В современном мире наблюдается процесс этнизации противоположный по смыслу глобализации культуры
      ассимиляции,
      интеграции,
      этнизации,
      разделение сфер влияния.
    В рамках процесса модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать, как…
      Консервацию традиций,
      Выражение культурной адаптации людей,
      Основу для социокультурного творчества,
      Образцовые художественные методы.
    Формирование глобальной культуры произошло в …
      Римскую эпоху,
      Эпоху средневековья,
      Эпоху эллинизма,
      В конце ХХ века.
    Смысл жизни человека разгадать загадку жизни, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий – этот постулат лежит в основе Индийской культуры
      Мусульманской,
      Индийской,
      Западноевропейской,
      Античной.
    Результаты философского интереса к проблемам культуры фиксирует:
      культурная антропология,
      социология культуры,
      философия культуры,
      Культурология.
    Соотнесение человеком себя с определенным коллективом, ощущение себя его неотъемлемой частью – это …
      Культурное устроение,
      Культурная самоидентификация,
      Коллективизм,
      Психологическая адаптация.
    Фундаментальная Культурология исследует…
      технологии управления культурными процессами,
      процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе общих ценностей,
      проблемы прогнозирования социокультурных процессов,
      проблемы управленческого регулирования.
    16. Состояние растворения цивилизации в культуре характерно для…
      первобытного состояния человека,
      индустриальной цивилизации,
      традиционной культуры,
      постиндустриального общества.
    Термин «Культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как «самостоятельную упорядочность феноменов», – предложил использовать…
      отечественный исследователь 1980-х годов Ю. Лотман,
      автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор,
      лауреат Нобелевской премии В. Освальд в начале ХХ в.,
      американский антрополог Л. Уайт в 1960 г.
    Функцией культуры, определяющая изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам является…
      Адаптивная ,
      Коммуникативная,
      Познавательная,
      Социализации личности.
    В структуру культурологии не входят
      История искусств и эстетика,
      История культурологических учений и прикладная культурология,
      Историческая культурология и культурная антропология,
      Культурная антропология и социология культуры.
    Для терминов «культурология» и « социология культуры» справедливо утверждение…
      Культурология и социология культуры – две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования;
      Культурология является частью социологии культуры, анализирующей культуру в контексте социальных процессов;
      Культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы;
      Социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии.
    Дескриптивной функцией культурологии является…

      Сведение к понятному,
      Описание основных культурных объектов,
      Сравнение различных объектов культуры.
    Фундаментом культурной компетентности личности не является
      Владение языками, кодами культуры,
      Освоение национального культурного наследия,
      Знание семиотики культур,
      Владение современными компьютерными технологиями.
    Стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией, преклонение перед духовным авторитетом брахманов характерны для - Индийской локальной культуры.
      Индийской ,
      Русской,
      Китайской,
      Японской.
    1.Специализированная система образования, домашнее воспитание, обычаи, традиции, нравы
    2. Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика
    Относятся к сфере …
      Культуры межпоколенной трансляции социального опыта -2
      Научной культуры - 1
    Современное государство при выработке социальной политики в первую очередь должна учитывать…
      Использование ноу-хау в добывающих отраслях промышленности;
      Использование новых политических технологий при формировании Государственной Думы;
      Накопленные веками принципы солидарности людей;
      Изменение климатических условий на земле
    Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в…
      конце XIX в.,
      70-80е гг. ХХ в.,
      начале ХХ в.,
      начале XXI в.
    Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это …
    Самоидентификация,
    Инкультурация,
    Социализация ,
    Воспитание.
    Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется…
      Национальной ,
      Массовой,
      Потребительской,
      Популярной.
    Формирование взглядов западников происходило на основе идей…
      Возрождения,
      Античности,
      Православия,
      Просвещения.
    На ранних стадиях культурогенез определяла (о)
      Биологическая программа, характерная для предков человека,
      Стремление человека к творчеству,
      Воля первобытного коллектива,
      Необходимость приспособления к меняющимся условиям существования.
31. Для человека западной культуры не характерно…
          Признание свободы как одной из высших ценностей,
          Стремление познать и преобразовать окружающий мир,
          Подчинение своих интересов интересам общины,
          Стремление к самореализации в реальной жизни.
    Культура, ориентированная на почитание природы, ее изучение, изображение в искусстве – …
      Антропоцентристская,
      Натурцентристская ,
      Теоцентристская,
      Космоцентристская.
    К функциям морали не относится
      мотивационная,
      конструктивная,
      рекреативная
      координационная.
    Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие…
      Науки, исследующей способы удовлетворения и потребностей человека, принятые в данном обществе,
      Науки о способах межпоколенной трансляции опыта,
      Науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах,
      Науки о социальных процессах, происходящих в человеческих сообществах.
    Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение и деятельность, определяются…
      Нормами,
      Ритуалами,
      Законами,
      Знаниями.
    Принцип семейно-государственного соподчинения, когда личное не соизмеримо с общим, лежит в основе Западноевропейской культуры
      Китайской,
      Мусульманской,
      Индийской,
      Западноевропейской.
    1. Спорт, физкультура, массовый спортивный туризм.
    2. Система организованного досуга, клубов, домов отдыха, сон, алкоголизм
    Относятся к сфере:
      культуры физического развития - 1
      культуры отдыха, психической рекреации и реабилитации человека - 2
    Преобладающей формой современных социальных отношений является …
      Формирование общепланетарного культурно-информационного поля,
      Развитие мультикультуральности,
      Разработка технологий мягких социальных взаимодействий,
      Развитие процессов стихийной локализации исторических традиций.
    Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики – это …
      Упрощение духовной жизни,
      Экологический кризис,
      Усложнение общественных отношений,
      Диктат культурных норм.
    Культурная антропология исследует:
      Изменение культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации,
      Процессы адаптации человека к окружающей культурной среде,
      Политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ,
      Развитие теоретических представлений о культуре.
    Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для элитарной культуры
      Элитарной,
      Массовой,
      Народной,
      Этнической.
    Культура этническая – это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система
    Национальная,
    Этническая,
    Популярная,
    Коммерческая.
    По мнению славянофилов «святая Русь»…
    Противостоит инертному Востоку,
    Идет европейским путем,
    Противостоит «гнилому Западу»,
    Близка к Востоку.
    Сложноструктурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение – …
      Культурная система,
      Менталитет,
      Идеология,
      Картина мира.
    45. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказало влияния
    Освобождение передних конечностей,
    Исчезновение когтей,
    Формирование различий между левой и правой рукой,
    Установление функциональных различий между передними и задними конечностями.
    Ренессанс. Реформации, Просвещение способствовали формированию культуры….
      Первобытного общества,
      Постиндустриального типа,
      Раннегородских цивилизаций,
      Новой эпохи.
    Признанными художественными методами постмодернизма являются…
        Отрицание иронии,
        Замкнутые концептуальные построения,
        Отрицание коллажа,
        Компиляция и цитирование культурных образцов.
    Культурологию нельзя назвать наукой о…
      Ценностных основаниях социальной консолидацией людей,
      Методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности,
      Психическом аспекте человеческой деятельности,
      Процессах формирования социальной солидарности.
    Исследователь, полагавший, что «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях»…
    О. Шпенглер,
    Н. Данилевский,
    Э. Тайлор,
    А. Тойнби.
    Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является …
    Приспособление личности к окружающей среде,
    Межпоколенной трансляции опыта,
    Интегративная,
    Познавательная.
    В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…
      Немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности,
    Полное равенство людей,
    Забвение собственных интересов ради интересов общества,
    Развоплощение человеческой личности.
    Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития – это …
      Социосфера,
      Ноосфера ,
      Техносфера,
      Биосфера.
    Проблемы демократизации общества, изменения культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации исследует:
      Социология культуры,
      Социология,
      Культурная антропология,
      Культурология,
      Философия культуры.
    Найдите правильное соответствие уровня культуры и его определения
    Трансляционный
    Обыденный
      Обмен культурной информацией: сфера образования, средства массовой коммуникации и т.д. - 1
      Нравы, обычаи, мировоззрение, домашнее хозяйство -2
    Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры…
    Раннегородских цивилизаций,
    Новой эпохи,
    Первобытного общества,
    Постиндустриального типа.
    Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с …
    Повышением эффективности адаптивной функции,
    Повышением эффективности ее прогностической функции,
    Повышением эффективности функции социализации,
    Повышением эффективности интегративной функции.
    Инновация – это…
    Совокупность смыслов, заключенных в любом предмете культуры,
    Нормативный образец,
    Появление и распространение ранее не имевшейся черты,
    Процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления.
    Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения –– это массовая культура
      Народная,
      Элитарная,
      Массовая,
      Этническая.
    Особенностью западного типа культуры является …
    Самоизоляция человека от внешнего мира,
    Подавление индивидуального «Я»,
      Внешняя активность человека, стремление к преобразованию окружающего мира,
    Страсть к самоанализу и самоуглубленность.
    Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в
      Культурная антропология,
      Социологии культуры,
      Культурология ,
      Философия культуры.
    Сегодня многие ученые говорят о « культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют…
        массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий,
        утрату людьми системного характера своих ценностных ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику,
        ухудшение системы образования, медицинского обслуживания,
        исчерпанность «просвещенческой» картины мира.
    Зачатки религиозных представлений появились…
    У неандертальцев,
    С возникновением человека современного вида,
    С началом антропогенеза,
        В первых мировых цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия).
    Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это
    Ощущение,
    Идеология,
    Картина мира,
    Культурная система.
    Культурная эпоха, в которую природа превратилась в простой объект человеческого знания, – это …
      Возрождение,
      Античность,
      Архаика,
      Средневековье.
    Прогностической функцией культурологии является:
    Воспроизведение культурной системы изнутри,
    Сравнение различных объектов культуры,
    Сведение к понятному,
        Определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов.
    Культурология как наука не изучает генетичес ки - хронологический аспект человеческой деятельности
      Ценностно-смысловой,
      Нормативно-регулятивный,
      Знаково-коммуникативный,
      Генетически-хронологический.
    В сферу интересов философии культуры не входят
    Общие законы существования культуры,
    Формы трансляции культурного наследия,
    Наиболее общие законы и связи культуры,
    Частные и специфические формы культурной деятельности.
    В основе древних культур лежали религиозные догматы. Укажите, догмат какой религии изложен в следующем отрывке: «Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которое собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их потемневшими, напоследок делаются сухими стеблями. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».
    Ислам,
    Христианство,
    Буддизм,
    Синтоизм.
    Укажите последовательность процедур культурного процесса:
    А) отбор наиболее эффективных способов осуществления деятельности
      Б) осмысление людьми возникающих в определенных обстоятельствах интересов и потребностей
    В) практическое применение технологий и получение результата
    Г) создание технологий, удовлетворения интересов и потребностей
      Г-Б-В.А
      В-А-Б-Г
      А-Б-В-Г
      Б-Г-В-А
    Представление об изначальном совершенстве и гармонии мира, когда смыслом жизни становится поддержание правильных отношений с космосом, характерно для Индийской культуры
    Индийской,
    Западноевропейской,
    Мусульманской,
    Китайской.
    Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для …
    Индустриальной цивилизации,
    Традиционной культуры,
    Первобытного состояния человека,
    Постиндустриального общества,
    Постмодерн как современная культурная ситуация…
    Ищет пути к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой,
    Противопоставляет традиции и новаторство,
    Ведет к возрастанию роли системного начала,
    Способствует независимости масс-медиа.
    Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках философской -антропологии
    Физической,
    Философской ,
    Социальной,
    Прикладной.
    1) Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика.
    2)Спорт, физкультура, массовый спортивный туризм
    Относятся к сфере

      Научной культуры - 1
      Культуры физического воспитания - 2
    Феноменология культуры – это…
      Сущность и внутренние определяющие основания культуры,
      Проблемы генезиса, динамики, типологии культуры,
      Описание и систематизация отдельных культурных форм,
      Проблемы культурных кодов и коммуникаций.
    Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов, – это этническая культура
    Этническая,
    Массовая,
    Потребительская,
    Национальная.
    Направление культурологии, изучающее языки культуры …
    Прикладная культурология,
    История культурологических учений,
    Социология культуры,
    Семиотика .
    Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это…
      Норма,
      Ценность,
      Возможность,
      Смысл.
    Сторонники идей евразийства…
    Выступали против европоцентризма,
    Считали европейскую культуру образцом для подражания,
    Полагали, что западная цивилизация поддерживает духовную жизнь людей,
    Отстаивали превосходство восточной культуры.
    Нарративной функцией культурологии является:
    Сравнение различных объектов культуры,
    Сведение к понятному,
    Определение перспектив развития культурных процессов,
    Встраивание культуры в историю.
    Отчуждение человека от природы привело к возникновению…
    Персонификации природы,
    Тотемизма,
    Анимизма,
    Технизированного мира.
    Основная цель культурной политики – это…
    Развитие плюрализма в культуре,
        Развитие процессов управляемой локализации исторических традиций,
    Формирование образов социальной престижности,
    Управление и манипулирование людьми.
    83. Рассмотрение культуры как совокупности высших духовных ценностей, лучших творений человека характерно для аксиологического определения
    Адаптационного,
    Семиотического,
    Аксиологического,
    Антропологического.
    84. Особенностью истории восточного мира не является…
    Преемственность традиций и обычаев,
    Отсутствие радикальных революционных взрывов,
    Прочное положение религии как фундамента культуры,
    Наличие революций.
    85. Прикладная культурология решает задачи…
        Изучения и формирования принципов и технологий управления культурными процессами,
        Описания и интерпретации культурных событий,
        Анализа семантики культурных объектов,
        Познания объективных закономерностей развития культурных явлений.
    86. Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей
    Род, племя, народность, нация,
    Нация, род, народность, племя,
    Племя, народность, нация, род,
    Народность, племя, род, нация.
    87. Чертой современной глобальной культуры является…
    Национализм,
    Прагматизм,
    Духовность,
    Религиозность.
    88. Рационализм, европоцентризм, убыстрение прогресса – характерные черты культуры…
    Новой эпохи,
    Раннегородских цивилизаций,
    Первобытного общества,
    Постиндустриального типа.
      89. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся…
        Исчезновение явлений, не вписывающихся в систему стандартов,
        Увеличение диспропорций в экономическом развитии стран,
        Международный характер политических кризисов,
        Разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей.
    90. Идеи культурологии манифестировал яркий представитель отечественной науки ХХ в. – …
    С.Л. Франк,
    Д.С. Лихачев,
    И.А. Ильин,
    В.И. Вернадский.
        Направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия, как «естественный отбор», «борьба за существование», – это …
    Социальная антропология,
    Социальная культурология,
    Социал-дарвинизм,
    Социологизм.
    92. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь…
    Романтизма,
    Классицизма,
    Импрессионизма,
    Авангардизма.
        В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить…
        Выработке принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа,
        Выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности,
        Разработке технологий функционирования многопартийной системы,
        и т.д.................


Рассказать друзьям