Проблема движения и композиционные закономерности«Менада. Скульптурные творения скопаса и праксителя Скопас скульптор его произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н. э. отразились в произведениях великих мастеров - Скопаса и Пракси­теля. Несмотря на существующие между ними различия, их объеди­няет стремление к передаче энергичных действий, а главное - мира чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся объектом творчества этих художников.

Скопас (420 - ок. 355 гг. до н. э.) был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с этим материалом работал великий скульптор, но почти все его произведения уничтожены временем. То немногое, что сохранилось до наших дней, свидетельствует о высо­чайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработ­ки мрамора. Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упое­ние боем.

Одним из совершеннейших творений Скопаса является статуя Менады - нимфы, воспитавшей юного бога Диониса. Скопасу принадлежат также многочисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он также известен как зодчий, принимавший участие в украшении знаменитого Галикарнасского мавзолея.

Пракситель (ок. 390-330 гг. до н. э.), уроженец Афин, вошёл в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника. Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчёркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Отдыхающий Сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).

Но особую известность Праксителю принесли женские образы в скульптуре, и в частности знаменитая «Афродита Книдская». По преданию, Пракситель создал две статуи, запечатлев в одной из них богиню оде­той, а в другой - обнажённой. Жители острова Коса, испуганные смелостью мастера, приобрели для своего города Афродиту в одеждах, а жители острова Книд оказались более дальновидными: они установили из­ваяние обнажённой богини на одной из главных пло­щадей. Отныне поклон ники прославленного творения скульптора стали съезжаться сюда со всех концов Гре­ции, приумножая таким образом славу города.

Афродита показана в тот момент, когда она, сбро­сив одежды, хочет войти в источник для купания.

В облике богини нет и тени кокетства или само­любования. Её красота проста и естественна. Допусти мастер хотя бы малейший намёк на жеманство или стыдливость наготы, она стала бы далёкой от совер­шенства и божественности. Праксителю удалось мас­терски передать удивительную жизненность образа. Более того, статуя была тонирована восковыми кра­сками нежных и теплых тонов. Не случайно римский писатель I в. Плиний Старший считал это произведе­ние скульптора «выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во Вселенной».

Известно, что моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано множество кра­сивых легенд. По одной из них, Фрина попросила Праксителя подарить ей в знак любви самое лучшее его произведение. Он согласился, но при этом отка­зался его назвать. Тогда хитрая Фрина приказала ра­бу сообщить художнику о том, что его мастерская погибла от пожа­ра. Испуганный Пракситель воскликнул: «Если пламя уничтожило Эрота и Сатира, то все погибло». Так Фрина узнала, что именно она должна просить в подарок у скульптора.

«Менада»

«Менада» - небольшая мраморная копия высотой 45 см примерно I в. н.э. 6 , находящаяся в Staatliche Kunstsammlungen Dresden и сделанная с предположительно немного большего оригинала из паросского мрамора около середины IV в. до н.э. 7 В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве представлен слепок с этой статуи.

Авторство «Менады», известной и как «Танцующая вакханка» или просто «Вакханка», казалось бы, представляется легко установить благодаря работе «Описание статуй» Каллистрата, в которой скульптором статуи танцующей вакханки прямо указывается Скопас ; годы работы Скопаса, скульптора и архитектора, нам также известны более точно (ок. 380 г. до н.э. - ок. 330 г. до н.э. ). Идентифицировал в статуе именно «Менаду» Скопаса в начале XX в. Георг Трей, директор музея Albertinum в Дрездене, и теперь текст Каллистрата оказывается тесно связан с этим произведением искусства; однако на данный момент подробное изучение «Менады» привело к появлению сомнений в том, что упомянутое описание относится именно к данной скульптуре . В частности, наибольшую проблему представляет мёртвая коза, на которую прямо указывается у Каллистрата, но которая не могла быть помещена ни в одну из утраченных ныне рук; высказываются мнения, что изначальное предположение Трея не учитывало факта неудачной попытки реставрации статуи в прошлом , что вместо козы менада держала музыкальный инструмент, и что отсюда крайне маловероятно, чтобы Скопас создал две практически идентичных скульптуры вакханки - одну с козой и одну с музыкальным инструментом.

В вопросе о хронологическом периоде искусствоведы также не могут прийти к согласию. С одной стороны, ссылаясь на авторитетные источники, о «Менаде» говорят в контексте позднего периода работы Скопаса (вплоть до 330 г. до н.э. 8); с другой стороны, характерные черты «стиля Скопаса» могут в принципе ошибочно приписываться именно ему, и особенности моделировки одежды и головы, по мнению Эндрю Ф. Стюарта, говорят о том, что «Менада» датируется более ранним периодом, до Мавзолея в Галикарнасе (351 г. до н.э.) ; этой же датировки придерживаются специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина 9 и Кембриджского университета 10 .

В интересах данной работы, а именно сравнительного анализа двух вышеописанных скульптур, я приму наиболее распространённые представления об авторстве и датировке. Начнём рассмотрение с наиболее важной в скульптуре проблемы - проблемы движения.

6 Statue einer tanzenden Mänade, sog. Dresdner Mänade // Staatliche Kunstsammlungen Dresden - Homepage.
7 Менада // Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Официальный сайт. [Москва, 2009 - ]. URL: http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/982_menada/ (дата обращения: 31.10.2015).
8 Skopas // Wikipedia, l"enciclopedia libera. Дата пересмотра: 5 июля 2015. URL: https://it.wikipedia.org/wiki/Skopas#Menade%20di%20Dresda (дата обращения: 31.10.2015).
9 Менада // Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Официальный сайт.
10 Maenad of Skopas // Museum of Classical Archaeology Databases. URL: http://museum.classics.cam.ac.uk/collections/casts/maenad-skopas (дата обращения: 31.10.2015).

следующая страница: Движение и композиция: «Амазонка Скиарра»

предыдущая страница: Обзор фактических данных: «Амазонка Скиарра»

Текст статьи: Константин Крыловский, 2015.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

Скопас Скопас

(Skуpas), древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегее (ныне Пиали, Греция), Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция) и других городах Греции и Малой Азии. Принимал участие в строительстве храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных скульптурных произведений Скопаса важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии, т. е. битвы амазонок (середина IV в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее). Многочисленные работы Скопаса известны по римским копиям - статуи "Потос" (Усрфици), "Молодой Геракл" (ранее в собрании Лансдоун, Лондон), "Мелеагр" (Ватиканские музеи; вилла Медичи, Рим), "Менада" (Скульптурное собрание, Дрезден). Отказавшись от свойственного древнегреческому искусству V в. до н. э. гармонического спокойствия образов, Скопас обратился к передаче сильных душевных переживаний, драматической борьбы страстей. Для их воплощения Скопас использовал динамизм композиции и новые приёмы трактовки деталей: глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот, а также напряженный ритм складок одежд. Насыщенное трагическим пафосом творчество Скопаса оказало большое воздействие на скульпторов эпохи эллинизма (см. Эллинистическое искусство), в частности на мастеров, работавших в III-II вв. до н. э. в городе Пергам.

"Амазономахия". Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н.э. Британский музей. Лондон.
Литература: А. П. Чубова, Скопас, Л.-М., 1959; Arias P. E., Skopas, Roma, 1952.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Ско́пас

(Skópas), греческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Возможно, сын и ученик Аристандра. Работал в Тегее (ныне Пиали), Галикарнасе (ныне Бодрум) и др. городах Греции и Малой Азии. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), который сохранился лишь в обломках. На восточном фронтоне храма была изображена мифическая охота на Калидонского вепря, на западном – поединок героя Телефа с Ахиллом. Сохранились голова Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно участницы охоты Аталанты. В одном из фрагментов – голове раненого воина – впервые в греческой скульптуре нашли воплощение боль и страдание, смятение чувств.


Скопас вместе с др. выдающимися скульпторами своего времени (Леохаром, Бриаксисом, Тимофеем) работал над украшением знаменитого Галикарнасского Мавзолея (завершён ок. 351 г. до н. э.), считавшегося одним из семи чудес света . Плиты с рельефами опоясывали здание сплошной лентой фриза . Возможно, Скопас был автором лучших из сохранившихся фрагментов, на которых изображена битва греков с амазонками. Сцены сражения пронизаны яростью схватки, бурным движением; в них словно слышен звон мечей, свист стрел, воинственные крики. Др. работы Скопаса известны лишь по римским копиям («Молодой Геракл», «Мелеагр»). Самой прославленной среди несохранившихся скульптур Скопаса была «Менада» – статуэтка девушки, спутницы бога Диониса, несущейся в неистовом танце. Тело танцовщицы словно закручено в спираль, её голова запрокинута, одежды развеваются, открывая прекрасное тело. В искусстве Скопаса впервые нашли выражение взволнованность чувств, драматический пафос, бурное движение, – всё то, чего раньше не знала греческая скульпура. Работы Скопаса оказали значительное воздействие на скульпторов эпохи эллинизма .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Скопас" в других словарях:

    Скопас - Скопас. Менада. Мрамор. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден. СКОПАС, древнегреческий скульптор и архитектор (4 в. до нашей эры). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Фессалиец Фессалиец Скопас, когда у него попросили какую то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: «Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем необходимо». (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд… … Сводная энциклопедия афоризмов

    СКОПАС, древнегреческий скульптор и архитектор (4 в. до нашей эры). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками… … Современная энциклопедия

    Древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса … Большой Энциклопедический словарь

    - (Scopas, Σχόπας). Греческий скульптор с о. Парос, живший около 380 г. до Р. X. Он сделал несколько барельефов на галикарнасском мавзолее. Самое знаменитое его произведение группа, изображающая поднесение Ахиллесу оружия, выкованного Гефестом.… … Энциклопедия мифологии

    Древнегреческий скульптор так называемой новоаттическойшколы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одноюиз его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в 395г. пожаром тегейского храма Афины Алеи, для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Скопас (значения). Арес Людовизи … Википедия

    - (Skopas) древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал … Большая советская энциклопедия

    Скопас - (греч. Skopas) (IV в. до н.э.) греческий скульптор и архитектор с о ва Парос. Принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикарнасе; автор ряда скульптурных изображений, например Мелеагра, молодого Геракла … Античный мир. Словарь-справочник.

    СКОПАС - (4 в. до н. э.) Греческий архитектор и скульптор с острова Парос. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), работал над фризом мавзолея в Галикарнасе. Среди работ, которые приписываются ему, – статуэтка пляшущей вакханки, уменьшенная … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Книги

  • Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта» , Артем Драбкин , «Я пошел бы с ним в разведку» – говорят о человеке, на которого можно положиться. Вот только за время, прошедшее с войны, исходный смысл этой фразы стерся и обесценился. Что такое настоящая… Категория:

Скопас

(Skуpas), древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегее (ныне Пиали, Греция), Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция) и других городах Греции и Малой Азии. Принимал участие в строительстве храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных скульптурных произведений Скопаса важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии, т. е. битвы амазонок (середина IV в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее). Многочисленные работы Скопаса известны по римским копиям - статуи "Потос" (Усрфици), "Молодой Геракл" (ранее в собрании Лансдоун, Лондон), "Мелеагр" (Ватиканские музеи; вилла Медичи, Рим), "Менада" (Скульптурное собрание, Дрезден). Отказавшись от свойственного древнегреческому искусству V в. до н. э. гармонического спокойствия образов, Скопас обратился к передаче сильных душевных переживаний, драматической борьбы страстей. Для их воплощения Скопас использовал динамизм композиции и новые приёмы трактовки деталей: глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот, а также напряженный ритм складок одежд. Насыщенное трагическим пафосом творчество Скопаса оказало большое воздействие на скульпторов эпохи эллинизма (см. Эллинистическое искусство), в частности на мастеров, работавших в III-II вв. до н. э. в городе Пергам.

"Амазономахия". Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н.э. Британский музей. Лондон.
Литература: А. П. Чубова, Скопас, Л.-М., 1959; Arias P. E., Skopas, Roma, 1952.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Ско́пас

(Skópas), греческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Возможно, сын и ученик Аристандра. Работал в Тегее (ныне Пиали), Галикарнасе (ныне Бодрум) и др. городах Греции и Малой Азии. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), который сохранился лишь в обломках. На восточном фронтоне храма была изображена мифическая охота на Калидонского вепря, на западном – поединок героя Телефа с Ахиллом. Сохранились голова Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно участницы охоты Аталанты. В одном из фрагментов – голове раненого воина – впервые в греческой скульптуре нашли воплощение боль и страдание, смятение чувств.


Скопас вместе с др. выдающимися скульпторами своего времени (Леохаром, Бриаксисом, Тимофеем) работал над украшением знаменитого Галикарнасского Мавзолея (завершён ок. 351 г. до н. э.), считавшегося одним из семи чудес света . Плиты с рельефами опоясывали здание сплошной лентой фриза . Возможно, Скопас был автором лучших из сохранившихся фрагментов, на которых изображена битва греков с амазонками. Сцены сражения пронизаны яростью схватки, бурным движением; в них словно слышен звон мечей, свист стрел, воинственные крики. Др. работы Скопаса известны лишь по римским копиям («Молодой Геракл», «Мелеагр»). Самой прославленной среди несохранившихся скульптур Скопаса была «Менада» – статуэтка девушки, спутницы бога Диониса, несущейся в неистовом танце. Тело танцовщицы словно закручено в спираль, её голова запрокинута, одежды развеваются, открывая прекрасное тело. В искусстве Скопаса впервые нашли выражение взволнованность чувств, драматический пафос, бурное движение, – всё то, чего раньше не знала греческая скульпура. Работы Скопаса оказали значительное воздействие на скульпторов эпохи эллинизма .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • - Scopas, Σκόπας, из Пароса, известный ваятель и зодчий, был занят при постройке храма Афины Алеи в Тегее, а в более поздние годы при постройке мавзолея, значит, жил ок. 380 г. до Р. X. К известнейшим его...

    Реальный словарь классических древностей

  • - греч. скульптор и архитектор 4 в. до н.э. с о-ва Парос, соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее, а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - греч. скульптор и архитектор 4 в. до н. э. с острова Парос, современник Праксителя. Руководил постройкой храма Афины в Тегее, а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе...

    Словарь античности

  • - , древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики...

    Художественная энциклопедия

  • Архитектурный словарь

  • - древнегреческий скульптор и архитектор...

    Современная энциклопедия

  • - древнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною из его первых по времени работ было возобновление уничтоженного в 395 г. пожаром...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики...

    Большая Советская энциклопедия

  • - греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра...

    Энциклопедия Кольера

  • - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками...

    Большой энциклопедический словарь

  • - фессалиец Фессалиец, когда у него попросили какую-то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: «Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем необходимо»...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Скопас" в книгах

Скопас (ок. 395 г. до н. э. - 350 г. до н. э.)

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Скопас (ок. 395 г. до н. э. - 350 г. до н. э.) Скопас по праву может быть назван одним из величайших скульпторов Древней Греции. Созданное им направление в античной пластике надолго пережило художника и оказало огромное влияние не только на его современников, но и на мастеров

Скопас

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Скопас фессалиец Фессалиец Скопас, когда у него попросили какую-то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: «Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем

Скопас

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Скопас Скопас – древнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною из его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в 395 г. пожаром тегейского храма Афины-Алеи, для которого былиСкопас Шалом Лейбович Я родился в июле 1925 года в городе Паневежис в Литве. Нас было в семье четыре брата. Отец в 1928 году уехал в Америку на заработки и не вернулся в Литву. Наша семья снимала полторы комнаты, все мое детство мы бедствовали и страшно голодали. Всего четыре

Скопас Шалом Лейбович

Из книги Фронтовые разведчики [«Я ходил за линию фронта»] автора Драбкин Артем Владимирович

Скопас Шалом Лейбович Интервью - Григорий Койфман Я родился в июле 1925 года в городе Паневежис в Литве. Нас было в семье четыре брата. Отец в 1928 году уехал в Америку на заработки и не вернулся в Литву. Наша семья снимала полторы комнаты, все мое детство мы бедствовали и

Скопас Шалом Лейбович (Интервью Г. Койфмана)

Из книги автора

Скопас Шалом Лейбович (Интервью Г. Койфмана) помощник командира взвода 18-й отдельной разведывательной роты 16-й Литовской стрелковой дивизии12 января 1945-го, за несколько дней до переброски дивизии из Курляндии под Клайпеду, я получил приказ немедленно взять свежего

Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.



Рассказать друзьям