Проблема раскаяния и прошения в романе Л. Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир»)

«Болезнь и смерть

князя Андрея Болконского

(Лев Николаевич Толстой, «Война и мир»).

Шишкова Татьяна

школа № 45

Москва, 2000 г.

«Он был слишком хорош для этого мира».

Наташа Ростова

Сколько раз задавались мы вопросом, почему же всё-таки Л. Н. Толстой выбрал такую судьбу одному из главных своих героев в романе-эпопее «Война и мир», князю Андрею Болконскому –

погибнуть в тридцать с небольшим лет, когда, казалось бы, в жизни всё только начинается?

Может быть, не стоит рассматривать понятие о смерти в букватьном смысле? Об этом и о многом другом говорят фрагменты романа, на которых я бы хотела остановиться…

Как начальную сцену перемены в князе Андрее, Толстой начинает её с «отвлечённых», но к чему-то подготавливающих идей. Как свойственно любому человеку, перед таким знаменательным

и решающим событием, как сражение, князь Андрей ощущал «волнение и раздражение». Для него это было очередное сражение, от которого он ожидал огромных жертв и в

котором он должен был повести себя максимально достойно как командир своего полка, за каждого солдата которого он несёт ответственность…

«Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперёд по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову.

Делать и приказывать ему нечего было. Всё делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались…» – Здесь поражает холодность описания сражения. – «…Сначала

князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам

; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только

от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь

попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал цветки полыни,

растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху…» Ну разве есть в этом отрывке хоть капелька той действительности, с которой князю

Андрею вот-вот суждено столкнуться? Он не хочет, да и не может думать о жертвах, о «свистенье полетов», о «гуле выстрелов» потому, что это противоречит его, хоть и жёсткой, выдержанной,

но человечной натуре. Но настоящее берёт своё: «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего-то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Ещё!

Попало…» Он остановился и поглядел на ряды. «Нет, перенесло. А вот это попало». И он опять принимался ходить, стараясь сделать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до

Может быть, виной тому излишняя гордость или смелость, но на войне человеку никак не хочется верить в то, что самая страшная участь, только что постигшая его товарища, постигнет и

его. Видимо, и князь Андрей относился к таким людям, но война беспощадна: каждый верит в свою уникальность на войне, а она бъёт по нему без разбора…

луга, подле куста полыни.

«Неужеди это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося чёрного мячика. – Я не могу, я

не хочу умереть, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.

В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно новым, завистливым взглядом» он смотрит «на траву и

полынь». И потом, уже на носилках, он думает: «Отчего мне так жалко было...

Забрать файл

На вопрос Война и мир. Что изменилось в восприятии жизни у Болконского? К какой мысли приходит Болконский перед смертью? заданный автором Aria Mclair лучший ответ это Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит Наполеон, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот прекрасная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Князь Андрей больше не хочет служить в армии.
Князь пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. По пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» Но судьба снова преподносит ему сюрприз, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Оградном. Просто подслушанный разговор ее с подругой. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб. Болконский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Это был своего рода «двойник» Наполеона. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира.
Когда началась война 1812 года, Болконский отправился на войну, на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего парода. Он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь»., После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном, из раненых Анатоля Курагина. В это мгновение он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Перед смертью князь Андрей приходит к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.

Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений, они достаточно приближены к реальной жизни, в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди, которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю, верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению

(Перечитываем когда-то «пройденные» страницы романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»)

«Князь Андрей заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но, что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чём-то ненужном. Они собираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно припоминает, что всё это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и всё заменяется одним вопросом о затворённой двери.
Он встаёт и идёт к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть её. Оттого, что он успеет или не успеет запереть её, зависит всё. Он идёт, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но всё-таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит ОНО. Но в то же время, как он бессильно-неловко подползает к двери, ЭТО что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в неё. Что-то нечеловеческое –СМЕРТЬ – ломится в дверь, и надо удержать её. Он ухватывается за дверь, напрягая последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать её; но силы слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Ещё раз ОНО надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно.
ОНО вошло и ОНО есть смерть. И князь Андрей умер.

Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделал над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нём силы и ту странную лёгкость, которая с тех пор не оставляла его. (…)
С того дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни.(…)
И княжна Марья и Наташа видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что так и должно быть и что это хорошо. (…)
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
- Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того, как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мёртвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нём.
«Куда он ушёл? Где он теперь?»

Мои размышления.

1) Лев Николаевич, несомненно, уверен в том, что у человека есть душа и после смерти человека душа покидает тело.
Вот что писал Толстой позднее в своём знаменитом «Круге чтения»:
«Наше тело ограничивает то божественное, духовное начало, которое мы называем душою. И это-то ограничение, - как сосуд даёт форму жидкости или газу, заключённому в нём, - даёт форму этому божественному началу. Когда разбивается сосуд, то заключённое в нём перестаёт иметь ту форму, которую имело, и разливается. Соединяется ли оно с другими веществами? получает ли новую форму? – мы этого ничего не знаем, но знаем, наверное, то, что оно теряет ту форму, которую оно имело в своём ограничении, потому что то, что ограничивало, разрушилось, но не можем знать ничего о том, что совершится с тем, что было ограничено. Душа после смерти становится чем-то другим, - таким, о чём мы судить не можем!»
2) Господь приготовляет умирающего человека к постепенному и спокойному переходу в другой мир. У человека открывается «внутреннее», духовное виденье. Возможно, так происходит, чтобы душа человека не испугалась нового мира.
Обратимся опять к конкретному высказыванию Толстого по этому вопросу.
«Умирающий с трудом понимает всё живое, но при этом чувствуется, что он не понимает живого не потому, что он лишён этого понимания, а потому, что он понимает что-то другое, чего не понимают и не могут понять живые и что поглощает его всего».
3) Человеку, жившему духовной жизнью (как Андрей Болконский), несомненно, умирать легче!!!
Опять обратимся к высказываниям Льва Николаевича в «Круге чтения».
«Чем больше перенесена жизнь из области телесной в область духовную, тем менее страшна смерть. Для человека, живущего вполне духовной жизнью, страха этого не может быть».
«Смерть для духовного человека – только освобождение духа от тела. Он знает что то, чем он живёт, не может уничтожиться».
4) В жизни нужно заботиться о своей душе! Но как заботиться? Очень просто! Жить для души, а не для тела!
«Есть дело, которое всегда нужно, - пишет Толстой, - и, чем ближе к смерти, тем нужнее – дело души: растить, воспитывать душу».
5) Лев Николаевич Толстой писал роман-эпопею «Война и мир» семь лет – с 1863 по 1870 год. Автору в начале работы было 35 лет, а по завершению -42 года. Как так мудро мог описать смерть Андрея Болконского писатель «среднего» возраста - для меня большая загадка! Но, мне кажется, во время создания такого гениального творения, как роман «Война и мир», Божья Благодать определённо посетила великого русского писателя!

Рецензии

У Вас много, судя по названиям, интересных статей. А мне надо в магазин бежать.
А тут цитаты прям большими кусками из "война и мир"
ладно, глазами прочитали. Речь о душе. Все верно. Толстого мы уважаем. Все-таки основатель рода. Патриарх.

Но я спросил про Законы Божьи. Мне было интересно, где люди эти законы читают, на которые постоянно ссылаются.

краткое содержание других презентаций

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Взгляд писателя. Бегство Наполеона. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бородинское сражение в истории. Бородинское сражение. Победа под Бородином. Устремление на истребление французской армии. Панорама народного сражения. Сопоставительный анализ. Историческое значение Бородинской битвы.

«Семья Ростовых» - Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Семья Ростовых в романе Толстого. Граф Ростов. Семья Ростовых. Графиня Ростова. Петя. Соня и Наташа. Содержание. Отряд Денисова. Николай. Основополагающий вопрос. Графиня Ростова и Наташа. Проблемные вопросы. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Наташа. Лучшие черты «ростовской породы».

«Книга Толстого «Война и мир»» - Школа для крестьянских детей. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Войско одержало победу. Насилие и произвол. Нравственная сила. «Дубина народной войны…». Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. Нравственная сила русского национального характера как причина победы. Какое событие в общественной жизни России побудило Толстого. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России.

«Болконский «Война и мир»» - Небо Аустерлица. Роль эпизода в развитии действия романа. Представление о пространственно- временной организации. Раньше князь боялся гения Наполеона. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Проанализировать эпизод. Болконский участвовал в войне. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Герой – мелочен.

«Шенграбенское сражение» - Участники. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Багратион. Что думают о войне 1805 герои романа. Ход событий. Война. Что думает о войне Пьер. На батарее Тушина. Тушин. Почему идёт на войну князь Болконский. Изображение войны 1805 года. Обратимся к тексту. Размышляем. Сцепление эпизодов. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Известие о войне. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью.

«Война 1812 года «Война и мир»» - Философия истории в романе «Война и мир». Отъезд Ростовых их Москвы. Пьер. Князь Андрей. Настроение во французском лагере. Композиционный центр романа. Переправа польских уланов. Раненый князь Андрей. Мысль народная. Ход истории. Война 1812 года в судьбах героев. Описание сражения. Бородинское сражение.



Рассказать друзьям