Проблема сохранения биологического разнообразия планеты. Проблемы сохранения природного разнообразия на земле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Понятие биологического разнообразия включает в себя все виды растений, животных и микроорганизмов, а также экосистемы, составной частью которых они являются. Этот термин охватывает разную степень природного разнообразия, включая как число видов, так и частоту их встречаемости.

Поддержание биологического разнообразия видов растений и животных на нашей планете важно как для современной жизни людей, так и для будущих поколений. По разным оценкам экспертов общее число видов растений, животных и микроорганизмов на Земле составляет от 5 до 30 млн. Из этого количества описаны и имеют видовое название около 2 млн. Известно, что большинство видов находится в тропиках, причем многие еще не описаны.

Вся история человечества связана с использованием растений, животных и микроорганизмов для обеспечения нормальных условий своего существования, однако использует оно в своих целях лишь несколько тысяч видов. Так, наши культурные растения, которые насчитывают всего 150 видов, находят широкое применение как источник пищи, и лишь 5000 видов из общего числа 265–000 когда-либо возделывались человеком. Мы еще недостаточно знаем о полезных свойствах растений и животных, которые могли бы найти применение в сельском хозяйстве, медицине и других отраслях нашей экономики. Вероятно, лишь на начальных этапах находится использование микроорганизмов.

Широкое использование человеком фауны началось с промысла крупных млекопитающих, рыб и птиц. Развитие земледелия привело к сокращению лесов. Одним из результатов такого хозяйствования стало снижение биологического разнообразия. В настоящее время серьезные опасения вызывает стремительное сокращение числа видов на Земле, особенно в последние годы. Потеря биологического разнообразия - это и потеря ценного генофонда, и потеря устойчивости экосистем. Быстрое сокращение разнообразия на уровне видов и экосистем (особенно тропических экосистем) по мнению экспертов, может привести к такой ситуации, когда в ближайшие 20–30 лет мы можем потерять около 1 млн видов. Это означает, что каждый день мы будем терять до 100 видов. Если же судить об утере видов с точки зрения генной инженерии, принимая во внимание, что каждая форма жизни уникальна, то вымирание лишь одного дикого вида означает безвозвратную потерю от 1 000 до 10 000 генов с неизвестными потенциальными свойствами.

В настоящее время нет такой экосистемы, которая бы в той или иной мере не испытывала мощное воздействие результатов хозяйственной деятельности человека, что в конечном итоге приводит к перестройке в видовом составе сообществ или к выпадению отдельных видов, однако связь разнообразия и устойчивости экосистем вряд ли укладывается в простую формулу «чем больше, тем лучше». Сообщества тропических лесов или коралловых рифов с их колоссальным видовым разнообразием более устойчивы к колебаниям численности их аборигенных обитателей, чем сообщества более высоких широт, но они менее устойчивы к нарушениям поступающим извне, в том числе и к антропогенным воздействиям. Потеря биологического разнообразия имеет серьёзные научные, эстетические и моральные аспекты.

Заповедник. Фото: Natalia V

Нарушения в разнообразии видов неизбежно приводит к нарушениям в структуре сообществ и к разрушению целых экосистем и, в конечном итоге, могут привести к экологическим катастрофам. Известно, что в нашей стране под угрозой исчезновения находятся экосистемы степей и экосистема Аральского моря, в критическом состоянии находятся озера Байкал и Севан, Балтийское и Каспийское моря, а также северные районы нашей страны в зоне их интенсивного освоения. Во всем мире идет процесс наступления пустынь и сокращения тропических лесов, а именно в тропиках находится больше всего видов. Все это вызывает естественную тревогу.

Сохранение биологического разнообразия - это не только сохранение экосистемы, но, самое главное, это сохранение тех условий природной среды, в которой возможна нормальная жизнь и деятельность человека.

Для обнаружения, систематизации и сохранения биологического разнообразия необходимо подготовить новое поколение специалистов по биологии сохранения и уделить приоритетное внимание музеям, университетам, природоохранным организациям и другим структурам, работающим в этой области. Такая ориентация потребует значительного сдвига в существующем политическом и социальном мышлении. Правительства и люди во всем мире должны понимать, что биологическое разнообразие исключительно ценно для существования человека. Конечно, перемены смогут произойти, если мы поймем, что продолжая разрушать биологические сообщества, мы действительно теряем нечто ценное.

Очевидно что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Это - генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни - создание территорий, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называют заповедниками. Возможны более «мягкие» формы охраны, при которых разрешаются одни формы деятельности, например сельское хозяйство, и запрещаются другие - охота, рыбная ловля, лесозаготовки. Такие территории с ограниченным хозяйственным использованием называют заказниками. В мире существует достаточное разнообразие форм охраны природных комплексов, но только заповедники со строгим режимом охраны являются истинными резерватами видов дикой природы.

По расчетам, сделанным разными авторами, остановить катастрофическое вымирание видов, создавая новые заповедники, можно, если полностью изъять из хозяйственного использования и перевести на режим строгой охраны от 30 до 40% территории суши.

Конечно, заповедники должны охватывать все почвенно-климатические зоны и создаваться прежде всего в наиболее населенных странах и регионах, где природа испытывает особенно сильное давление цивилизации и где особенно велико число видов, находящихся под угрозой. Очевидно, что в ближайшие десятилетия человечество еще не сумеет «поделить» Землю с дикой природой и необходимые площади не удастся сделать заповедными.

Еще одна возможность сохранения редких видов заключается в увеличении числа зоопарков и ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвращением размножившегося вида в природную среду. Есть много примеров успешного сохранения отдельных видов таким способом. Например, европейский зубр, к началу 30-х годов сохранившийся только в неволе, был успешно размножен в заповедниках при полувольном содержании и затем выпущен в природу. При этом, поскольку для восстановления вида использовали скрещивание с близким видом - американским бизоном, было получено достаточное количество «нечистокровных» зубров, составивших основу стада зубров Кавказского заповедника. «Чистокровные» зубры живут теперь в Беловежской Пуще, Окском и Приокско-Террасном заповедниках. Их численность превысила критическую, хотя генетические последствия этапа, на котором неизбежным было близкородственное скрещивание, все еще обнаруживаются, и это требует продолжения селекционной работы.

Уссурийский тигр. Фото: Jean

«Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле - генетические криобанки, создание которых только начинается. Еще в начале XX века, вскоре после того, как в технике научились получать сжиженные газы с очень низкими температурами кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные, такие как тихоходки, приспособленные к высушиванию, не теряют жизнеспособности после замораживания в жидком азоте при температуре -196 градусов. Возникла новая отрасль биологии, которая исследует воздействие на живые клетки, ткани и организмы низких и сверхнизких температур, - криобиология. Выяснилось, что главной причиной гибели клеток при замораживании оказывается разрушение клеточных структур растущими в клеточных и межклеточных жидкостях кристалликами льда. Были найдены естественные и искусственные криопротекторы - вещества, влияющие на кристаллообразование льда в цитоплазме и предотвращающие таким образом образование крупных кристаллов, разрушающих клеточные структуры.

При достаточно бережном отношении к диким животным многие из них оказываются способными жить рядом с человеком. Например, один из лучших пернатых певцов наших лесов, черный дрозд, у нас еще живущий в наиболее глухих, мало посещаемых людьми лесах, во многих странах Европы уже стал типичной птицей городских парков. Бобры в Канаде в последние годы стали охотно селиться на речках вблизи городов, где запрещена охота.
Разработка норм и принципов землепользования, при которых оптимально сочетаются интересы хозяйственного использования земель и сохранения видового разнообразия исходных ландшафтных комплексов различных территорий - одна из важнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения благополучного будущего людей на Земле и в каждой стране.



Биологическое разнообразие (БР)– это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

Заповедник. Национальный парк. Памятник природы Охраняемые ландшафты и приморские виды. Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.

Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.

Цель занятия , таким образом - познакомить детей с понятием биологическое разнообразие и его ролью в сохранении устойчивости экосистем и биосферы в целом; рассказать о причинах снижения биоразнообразия и путях его сохранения.

Задачи занятия :

Воспитать чувство уважения ко всему живому, понимание уязвимости жизни и ответственность за ее сохранность;

Сформировать представление о необходимости не допустить такого снижения уровня биоразнообразия, которое бы перешло границы самовосстановительного потенциала природы;

Развить стремление к личному участию в практической деятельности по защите окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Сохранение разнообразия биогеоценозов"»

Сохранение разнообразия биогеоценозов

Презентация -сопровождение урока биологии в 10 классе по программе Пономаревой И.Н.

Учитель биологии МАОУ «СОШ №2»

Город Чернушка


  • БГЦ – основные структурные компоненты биосферы.
  • Их разнообразие и распространенность по земному шару имеют большое значение для человека.



Эрозия почвы

Приводит к упрощению БГЦ и уменьшению численности видов


  • Химическая обработка, проводимая с целью борьбы с вредителями культурных растений, сопровождается гибелью многих других видов естественного биогеоценоза, в том числе и полезных.
  • Все это разрушает БГЦ и развивает неустойчивость биосферы.

  • Важная роль принадлежит лесам.
  • Суммарные запасы растительной биомассы в лесах составляют 82%
  • Леса занимают 30% площади суши
  • Леса выступают мощным фактором регуляции многих процессов в биосфере.
  • Лесные растения предохраняют почвы от эрозии, служат убежищем и кормовой базой для многих организмов.

  • Заботливое отношение к агробиоценозам позволяет получать устойчивые урожаи культур и сохранять плодородие почв.
  • Применяется щадящая агротехника обработки почвы, вносятся комплексные удобрения, проводится обогащение культурных БГЦ полезными видами насекомых и других животных.

Рекультивация земель

Направленное конструирование БГЦ с заданными свойствами, устойчиво функционирующих в условиях антропогенной среды

До и после рекультивации земель



Заповедник

  • Участок территории суши или акватории, где для сохранения всего природного комплекса полностью исключается все производственные формы хозяйственной деятельности.

Заказник

  • Запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельных групп растений или видов растений и животных, природных сообществ, полезных ископаемых.

Памятники природы

  • Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты: рощи, озера, водопады, старинные парки, редкие виды.

Национальный парк

  • Обширная охраняемая территория, природные условия которой не подвергались сильному антропогенному воздействию или где исторически деятельность человека пребывает в гармонии с природой
Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир природы;
Задачи:
Образовательные – создать условия для расширения и углубления знаний детей о формах биологического разнообразия, о необходимости создания Красной книги и ООПТ;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы школьников в малых группах; развивать у детей навыки общения, активность и самостоятельность,
воображение и творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Воспитательные – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений и животных на Земле;
- показать детям, что человек – работник в «царстве природы»; учить детей выполнять законы природы;
показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру, чувство осознания своего единства с
природой
Оборудование: экран, проектор, персональный компьютер, FLASH-накопитель, конспект мероприятия, презентация «Земля только одна», стендовые доклады
учащихся.
Применяемые педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! 22 мая - мы отмечаем прекрасный день -Всемирный день биологического разнообразия. А вот вы, ребята, знаете, что такое биологическое разнообразие? Как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
(выполняют просьбу учителя).
А теперь посмотрим в учебник на стр. 118 и попробуем найти формы биологического разнообразия. Кто раньше найдёт, тот и выходит заполнять схему. Давайте разобьёмся на группы и попробуем выполнить совместно это задание.
(дети работают в группах)
Спасибо, ребята, за работу. Мы заполнили схему, зарисовали её в тетрадь совместно.
Теперь День биологического разнообразия отмечается во всём мире: в каждой стране, в каждом населённом пункте.
А как вы думаете, с чем связана актуальность этого дня?
(связана с возникшими проблемами на нашей планете).
Сегодня у нас в гостях два необычных человека. Давайте посмотрим на них и попробуем понять их поведение.
Разыгрывается сценка, где 2 туриста загрязняют природу
Как вы думаете, ребята, всё ли правильно сделали эти 2 туриста?
(ответы детей)
Вы совершенно правильно подметили. Мы не имеем права строить своё благополучие за счёт гибели других биологических видов. Каждый биологический вид неповторим, вредных видов в природе нет.
Изучение нового материала.
А теперь давайте послушаем учеников, подготовивших чтение стихотворений на тему «Охрана природы».
Ученик 1. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой- то живоглот.
Мне кажется, из-под коры её слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.
Ученик 2 .Если ты сорвёшь цветок...
Ученик 3 . Если я сорву цветок,
Ученик 2 .Если все и я, и ты
Если мы сорвём цветы...
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Ученик 3. И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Ученик 1 .Если мы сорвём цветы...
Ученик 4. Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 5 .А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 4 .Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 5 .Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 4. Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученики вместе . Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ученик 6. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Ученик 7 . Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ученик 6. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Ученик 7 .Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Ученик 6. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Ученики вместе. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Скажите, ребята, что вы почувствовали, прослушав эти стихотворения? Не стало ли Вам страшно за дальнейшую судьбу обитателей нашей планеты?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята! И да, на самом деле, сегодня биологическое разнообразие стремительно сокращается. Никто до сих пор не знает, сколько видов обитает на нашей планете. А есть виды растений и животных, которые вообще исчезли.
А в чём причина?
(ответы детей)
Верно. Активная деятельность человека. Если не принять мер по защите биологического разнообразия, то в ближайшие десятилетия будут утеряны тысячи видов растений и животных. Конференция ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, выразила беспокойство о дальнейшей судьбе биоразнообразия видов на нашей планете и предложила всей мировой общественности в первую очередь обратить внимание на его сохранение. А сейчас я Вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять – сядем вместе!

Учитель. Спасибо, ребята, за наш совместный отдых. А теперь мы обсудим с вами возможности защиты всего живого на планете и выясним, по каким причинам происходит резкое сокращение видов на нашей планете? Я приглашаю выступить моих помощников с их подготовленными стендовыми докладами по основным проблемам сокращения биологического разнообразия.
Учащиеся защищают стендовые доклады.

Ученик 1. Защита стендового доклада «Загрязнение водоёмов в современном мире»

Ученик 2 Защита стендового доклада «Убийство с азартом»

Ученик 3.Защита стендового доклада «Велика планета, а ступить некуда …»

Учитель: Спасибо, ребята! Было очень интересно посмотреть ваши работы. Посмотрите теперь на доску. У меня здесь 4 слова.
(на доске написано заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)
Как вы думаете, каким общим словом их можно назвать?
(ответы учащихся)
Какова роль этих территорий?
(ответы учащихся)
Теперь мы должны познакомиться с этими территориями и заполнить сравнительную таблицу, которая находится на доске. Работаем снова в группах и затем обсуждаем, что у нас с вами получилось.
(работают с текстом учебника и дополнительной литературой)
Учитель: Мы неплохо с вами поработали, а теперь я хочу заострить внимание ещё на одном моменте. Основой охраны природы и сохранения биологического разнообразия являются Красные книги. Давайте найдём информацию о Красной книге из дополнительных источников.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)
Учитель: Когда была создана первая Красная книга для нашей Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Кто авторы Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры растений из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры животных из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Большое спасибо всем.
Рефлексия:
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные выступления. Я надеюсь, что ваши рассказы тронули сердца слушателей. Давайте покажем с помощью смайликов, как каждое выступление произвело на вас впечатление.
(дети показывают смайлики, идёт обсуждение выступлений.)
А сейчас давайте посмотрим презентацию и закрепим всё то, что мы узнали сегодня.
Закрепление: просмотр презентации «Земля только одна»
Учитель: Настало время подвести итог. Если мы будем проявлять к окружающей среде такое поработительское отношение, то сильно пострадаем от её мщения. Природу нельзя покорять, с ней надо сотрудничать.
Домашнее задание: я предлагаю вам на выбор:
-составить синквейн
-составить ребус
-составить кроссворд

А в заключение нашей встречи давайте послушаем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и будем своими делами творить добро в том доме, где мы живём. Я призываю вас, ребята, сохранить мир вокруг себя, ведь Земля только одна…
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в исполнении Валерии Федоренковой.
Спасибо всем за внимание, надеюсь, что наша встреча не прошла даром.

Биологическое разнообразие (БР)- это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Это то, что делает Землю не похожей на другие планеты Солнечной системы. БР-это богатство и многообразие жизни и ее процессов, включающее разнообразие живых организмов и их генетических различий, а так же разнообразие мест их существования. БР делится на три иерархические категории: разнообразие среди представителей тех же самых видов (генетическое разнообразие), между различными видами и между экосистемами. Исследования глобальных проблем БР на уровне генов- дело будущего.

Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов -13-14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия- экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий. Наибольшим видовым разнообразием отличаются (в убывающем порядке): влажные экваториальные леса, коралловые рифы, сухие тропические леса, влажные леса умеренного пояса, океанические острова, ландшафты средиземноморского климата, безлесные (саванновые, степные) ландшафты.

В последние два десятилетия биологическое разнообразие стало привлекать внимание не только специалистов-биологов, но и экономистов, политиков, а также общественность в связи с очевидной угрозой антропогенной деградации биоразнообразия, намного превышающей нормальную, естественную деградацию.

Согласно «Глобальной оценке биологического разнообразия» ЮНЕП(1995), перед угрозой уничтожения стоят более чем30000 видов животных и растений. За последние400 лет исчезли484 вида животных и654 вида растений.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия -

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

За последние400 лет основными непосредственными причинами исчезновения видов животных были:

1) интродукция новых видов, сопровождавшаяся вытеснением или истреблением местных видов(39 % всех потерянных видов животных);

2) разрушение условий существования, прямое изъятие территорий, заселенных животными, и их деградация, фрагментация, усиление краевого эффекта(36 % от всех потерянных видов);

3) неконтролируемая охота(23 %);

4) Прочие причины(2 %).

Основные причины необходимости сохранения генетического разнообразия.

Все виды (какими бы вредными или неприятными они ни были) имеют право на существование. Это положение записано во «Всемирной хартии природы», принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Наслаждение природой, ее красотой и разнообразием имеет высочайшую ценность, не выражающуюся в количественных показателях. Разнообразие- это основа эволюции жизненных форм. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

Имеется много способов защиты биологического разнообразия. На уровне видов выделяются два основных стратегических направления: в месте и вне места обитания. Охрана биоразнообразия на уровне видов- дорогой и трудоемкий путь, возможный только для избранных видов, но недостижимый для охраны всего богатства жизни на Земле. Главное направление стратегии должно быть на уровне экосистем, чтобы планомерное управление экосистемами обеспечивало охрану биологического разнообразия на всех трех иерархических уровнях.
Наиболее эффективный и относительно экономичный способ охраны биологического разнообразия на экосистемном уровне-охраняемые территории.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

1.Заповедник. Цель- сохранение природы и природных процессов в ненарушенном состоянии.

2.Национальный парк. Цель- сохранение природных областей национального и международного значения для научных исследований, образования и отдыха. Обычно это значительные территории, в которых использование природных ресурсов и другие материальные воздействия человека не допускаются.

3.Памятник природы. Это обычно небольшие территории.
4.Управляемые природные резерваты. Сбор некоторых природных ресурсов разрешается под контролем администрации.

5.Охраняемые ландшафты и приморские виды. Это живописные смешанные природные и окультуренные территории с сохранением традиционного использования земель.
В статистику по охраняемым территориям обычно включают земли категорий1-5.

6.Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде-временное использование территории.

7.Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения.

8.Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.
Имеются еще две дополнительные категории, накладывающиеся на вышеперечисленные восемь.

9.Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Включают несколько концентрических зон различной степени использования: от зоны полной недоступности (обычно в центральной части заповедника) до зоны разумной, но достаточно интенсивной эксплуатации.

10.Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения. Управление осуществляется в соответствии с Конвенцией по всемирному наследию.

Всего в мире насчитываетсяоколо 10000 охраняемых территорий (категорий 1-5) общей площадью 9,6 млн км, или 7,1 % от общей площади суши (без ледников). Цель, которую ставит перед мировой общественностью Всемирный Союз охраны природы, -добиться расширения охраняемых территорий до размеров, составляющих 10 % площади каждой крупной растительной формации (биома) и, следовательно, мира в целом. Это способствовало бы не только охране биоразнообразия, но и повышению устойчивости географической среды в целом.

Стратегия расширения числа и площади охраняемых территорий находится в противоречии с использованием земли для других целей, в особенности имея в виду растущее население мира. Поэтому для охраны биологического разнообразия необходимо, наряду с охраняемыми территориями, в возрастающей степени совершенствовать использование «обычных», заселенных, земель и управление популяциями диких видов, причем не только исчезающих, и местами их обитания на таких землях. Необходимо применять такие приемы, как зонирование территорий по степени использования, создание коридоров, соединяющих массивы земель с меньшим антропогенным давлением, сокращение степени фрагментации очагов биоразнообразия, управление экотонами, сохранение природных переувлажненных земель, управление популяциями диких видов и местами их обитания.

К эффективным способам защиты биологического разнообразия относятся биорегиональное управление значительными территориями и акваториями, а также международные соглашения по этой проблеме. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.

Важным соглашением является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Существует также ряд других конвенций, охраняющих различные аспекты биологических ресурсов и биоразнообразия: Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных, Конвенция по охране водно-болотных угодий, Конвенция по защите китов и др. Наряду с глобальными конвенциями существуют и многочисленные региональные и двухсторонние соглашения, регулирующие конкретные вопросы биоразнообразия.

К сожалению, пока можно констатировать, что, несмотря на многочисленные меры, ускоренная эрозия биологического разнообразия мира продолжается. Однако без этих мер защиты степень потери биоразнообразия была бы еще выше.



Рассказать друзьям