Проект обычаи обряды и традиции русского народа. Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон

Формирование традиций в детском коллективе.

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.

Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Принципы формирования традиций.

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  • Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
  • Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:

  • знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
  • разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  • совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
    1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
    2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
    3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
    4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
    5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
    6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Традиции класса.

В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,

  • традиция работы с дневниками учащихся;
  • презентация книги классных достижений;
  • поддержка ребят, которые часто болеют;
  • традиция «тёплых писем»;
  • традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
  • сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • Праздник рождения класса;
  • День именинника и т. д.

Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Проект «ТРАДИЦИЯ».

Базовые ценности:

  1. Традиционные праздники на Руси.
  2. Школьные традиции (традиционные мероприятия).
  3. Традиционное поведение

Цели проекта:

  1. На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
  2. Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
  3. Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

Задачи проекта:

  1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
  2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
  3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
  4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
  5. Формирование социально-нормативных навыков поведения;
  6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
  7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

  • разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
  • приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
  • вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

  • Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции

Деятельность по реализации проекта:

  • Система «Тематические классные часы».
  • Учебная деятельность через предметы.
  • Работа школьных кружков, секций и факультативов.
  • Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
  • Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
  • Система мероприятий через школьную библиотеку.
  • Традиционные школьные мероприятия.
  • Тематические недели начальной школы.
  • Выставки творческих работ.
  • Видеолекторий.
  • Экскурсии.
  • Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
  • Участие в городских мероприятиях.

Система классных часов.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.

Формы проведения классных часов

Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.

В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:

  • беседа (этическая, нравственная);
  • дискуссия (в 4 классе);
  • инсценированный час;
  • литературный час (по творчеству писателя, поэта);
  • музыкальный час;
  • литературно – музыкальный час;
  • игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
  • музыкально – спортивный час;
  • театрализованный классный час;
  • час развлечения на прогулке;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • КВНы;
  • час – тренинг;
  • читательские конференции;
  • устный журнал;
  • час вопросов и ответов;
  • час – сказка;
  • час – путешествие;
  • час – практикум.

Система мероприятий через школьную библиотеку.

  • Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
  • Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
  • Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
  • Встречи с писателями Твери и тверской области.
  • Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
  • Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам

Тематические недели начальной школы.

Уже много лет тематические недели являются традиционными.

В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:

«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».

В рамках недели проводились:

  • конкурс стихов по параллелям;
  • конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
  • выставка творческих работ учащихся из природного материала;
  • открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
  • конкурс газет на осеннюю тему;
  • заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.

Экскурсии.

Тверь и Тверской край.

Древний Торжок:

  • Музей вертолётов.
  • Музей золотого шитья.
  • Музей деревянного зодчества: «Василёво».
  • Музей им. А. С. Пушкина.
  • Фабрика «Торжокские золотошвеи».

Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги

Медное:

  • Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
  • Фермерское хозяйство.

Клин:

  • фабрика ёлочных игрушек
  • музей Д. Менделеева
  • музей А. Гайдара
  • музей П. И. Чайковского.

Музеи Москвы.

Домотканово: усадьба В. Серова.

Экскурсии в Москве.

Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.

Традиции школы.

1. Культурно-исторические традиции.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.

Историко-патриотические : встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери (декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.

Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

2. Школьные традиции

Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.

3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).

Цель: построение модели непрерывного образования.

Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере

4. Спортивно-оздоровительные традиции.

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.

Заключение.

Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паникинская средняя общеобразовательная школа

Русские национальные обычаи

и обряды Рождества.

Выполнили: обучающиеся 8 класса

Классный руководитель: Казакова Л.Л.

2014 Г.

В каком народе живёшь,

Такого обычая и держишься .

Введение

Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Тема данного проекта «Русские национальные обычаи обряды Рождества». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

Мира в семье,

Любви к ближнему,

Сплочённости,

Нравственного добра,

Скромности, красоты, истины,

Патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа.

Цель данной работы: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи :

Ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

Исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

Осмыслить роль и значение обычаев в жизни этноса в наше время.

На всякий случай – свой обычай .

пословица

Основная часть

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

В нашем небольшом проекте мы хотим коснуться обычаев и традиций русского народа. Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичную основу, определить её материальные корни и её первоначальные функции.

Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

Совершаемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские;

Семейно-родовые, т.е. домашние или семейные;

Совершаемые индивидом или ради него или индивидуально, т.е. индивидуальные.

Обычаев очень много, невозможно все перечислить. Коснемся лишь некоторых, которые в нашей местности тоже соблюдаются.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. У нас в посёлке тоже дети ходят рано утром 7 января и поют Колядки.

Святочные гадания. Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.

"Знаками" могло быть что угодно - сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др.

Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Современные обычаи . Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Итак, я общо познакомилась с обычаями и традициями не только русских вообще, а и выяснила, какие же обычаи сохранились и соблюдаются нашими жителями. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5-11 классов, позволяющее определить, что им известно об обычаях и обрядах. По данным анкеты мы получили следующие результаты:

Только 3% не знают никаких народных обычаев и обрядов. Остальные назвали следующие:

Крещение (75%), свадьба (80%), Пасха (86%), Рождество (77%), Масленица (82%), Троица (43%), венчание (27%), святки (29%), рождественские подарки (24%). Во многих семьях соблюдают следующие обычаи, обряды, праздники: Пасху(67%), Рождество (59%), Масленицу (56%), Новый год (98%), день именин (а не день рождения) (12%). Знают Рождественские обычаи (56%).

В нашей местности соблюдаются такие обычаи, как Масленица (78%), Пасха (70%), Колядки (32%). Знают ученики и обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, такие, как крещение (73%), собирание гостей по случаю рождения ребёнка (39%), не показывать ребёнка в первый месяц чужим, т.к. могут сглазить (15%).

Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и обряды и, что обычаи и обряды не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране.

Обычай не клетка – не переставишь .

пословица

Заключение

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Приложения

Колядки.

Ты нас будешь дарить -

мы будем хвалить,

а не будешь дарить -

мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Коляда, Коляда,

Отворяйте ворота.

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Подавайте пирога

Не дадите пирога?

Подавайте пряники!

Не дадите пряники?

Подавайте конфеты.

Святочное гадание по зеркалу

Одно из самых известных и страшных русских святочных гаданий на суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно - можно сидеть и за полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь.

Для гадания понадобятся зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив себя, рядом - свечу. Только она должна освещать темную комнату. Произнесите заклинание: "Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать", и всмотритесь в зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем.

Жених подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать: "Чур, сего места". Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь. Если девушка воскликнет "чур", вещь будет ее.

Рождество Христово

Рождество Христово

Счет годам ведет.

Этот праздник снова

К нам на двор идет

И несет с собою

Радость детских лет

И над всей землею

Проливает свет,

Старость оживляет,

Младость бережет.

Будь благословен ты,

Рождества приход!

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

На старый новый год пели:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малыми детушками,

С малолетушками!

Сколько на кусочке веточек,

Столько бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Анкета

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие__________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?____________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой? Если да, то какие именно__________________________________________________________________________

5.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?__________________________________________________________________________

6. Какие народные обычаи ты чтишь? __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сценарий «Что такое Рождество»

На востоке взошла звезда
Волшебная звезда Иисуса.
Её увидели три мудреца
И приняли как чудо.

История рождения Христа в иудейском городе Вифлееме – одна из наиболее популярных в христианском мире. Она легла в основу ежегодного празднования Рождества Христова во всем мире!

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством.

Считается,что церковь Рождества Христова в Вифлееме стоит на том месте,где когда-то Он и родился.Эту церковь в VIв. Построил император Юстиниан на месте другой церкви,освещенной в 339г. Еленой,матерью Константина Великого

Рождество – главный христианский праздник. День рождения Сына Божия – день доброты, милосердия, примирения, день прославления Спасителя.

Праздник Рождества Христова для православных христиан имеет огромное значение и по своей значимости уступает, разве что, Пасхе.

К достойному празднованию Рождества Христова православные верующие приготавливаются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова.

Существует много обрядов и обычаев и сегодня мы представим вам несколько из них.

Колядки

Имя этого русского бога,пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженные колядники и пели особые песни колядки.

Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам со звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснялись языческие символы и стали преобладать христианские.

Весь праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.

Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси.

Гадания.

Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура - это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура - это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина - русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура - наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура - это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.


Теперь предлагаю рассмотреть еще более интересную тему – «Традиции русского народа», проект занятия в ДОУ. Возможно, это профдеформация: все, с чем я сталкиваюсь, стараюсь сделать полезным для детей.

Образованность – в том числе и знание традиций. Это знание стоит прививать с детсада. Бывает, что малыши запоминают немного. Но когда повторно сталкиваются с темой, вспоминают и понимают термины. Например, у нас ребята часто воодушевляются фразой «Деревянная Русь» (это о домах из бревен). Уровень познаний у детей разный. Одним родители читают сказки, другим – нет, третьи знают о колобке из игрушек на телефоне. Первое занятие по традициям мы всегда делаем ознакомительным.

Чуть раньше в статье я уже начала делать наброски по этой теме. Сегодня продолжим работу, детализируем ее. Чтобы было проще, на бумаге надо набросать план занятия. Работаем в такой последовательности:

  • Разбиваем проект с детьми «Традиции русского народа» на отдельные тематические части. Им придумываем названия.
  • Подбираем для каждой материал: пословицы, загадки, картинки, мультики, игры. Лучше с запасом – а вдруг что-то «не пойдет».
  • Приносим в группу предметы, делаем презентации из картинок, подбираем видеоматериал. Пишем подводки и делаем связки между частями – для перехода от одного понятия к другому. Наша работа немного напоминает написание сценария.

Мы будем готовить проект «Традиции и обычаи русского народа» в подготовительной группе. Для малышей можно упростить и сократить подачу информации, больше сосредоточиться на картинках и играх.


Рекомендую не растягивать занятие надолго, иначе восприятие притупляется. И не пытаться объять необъятное: за один раз обо всех традициях не расскажешь. Потому, что от переизбытка информации все перемешается в головах. Лучше поведать коротко с парой примеров. Во вступлении можно рассказать, что Россия большая, населяет ее много народов. Поэтому и традиций много. Сказать пару слов об истории и природе страны.

Полезная литература по теме

  • Электронное пособие «Духовно-нравственная культура и традиции русского народа» . Это удобная программа для ПК, а не книжка. Материал систематизирован по разделам, методисту есть чем поживиться.
  • Узнать нашу страну поближе поможет прекрасный «Путеводитель для детей. Россия» . Это ссылка на электронный формат PDF, хотя есть и бумажное издание.
  • Малыши не так любят слушать, как делать что-то своими руками. Рекомендую попробовать раскраску «Русские традиции» . По ней можно много чего рассказать и показать. А потом, для закрепления, дать ребенку раскрасить матрешки, игрушки, посуду со страниц издании я.
  • Педагогический сборник Ушинского «О воспитании детей и юношества» . Будет полезен для детских педагогов.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе и старшей можно дополнить еще одной полезной книжкой. Она называется «Расту культурным: для детей 5-6 лет» . В книге коротко и просто рассказывается о русских традициях: одежде, убранстве избы, других составляющих культуры. Издание с иллюстрациями, будет полезным для домашнего чтения. Там вообще много полезного: как вести себя на улице, на природе и т.д.

Интересную тематическую литературу я приведу ниже – в подразделах, посвященных той или иной традиции. Там будет о чаепитии, игрушках, музыкальных инструментах.

Проект для детей «Традиции русского народа»: национальная кухня

Национальные блюда – важная часть культурного достояния. Недаром, когда люди едут за границу, они хотят попробовать что-то из местной кулинарии. Для начала можно спросить детей, какие продукты традиционны для нашей кухни (зерновые, каши, молоко, овощи и т.д.). Крестьяне умеренного достатка мясо употребляли по праздникам. Предлагаю поинтересоваться у детей, какие они знают блюда национальной кухни. Вспомнить о щах, кашах, пирогах, пельменях, квасе, окрошке.


Поговорка «Щи да каша – пища наша» родилась не на пустом месте. Это действительно народная еда. В проект «Традиции русского народа» (старшая группа) уже можно включить игры «Назовите мне». Например, все, что делается из муки (калачи, хлеб, пирожки, блины, оладьи). А еще – какие начинки используют для блинов, какие продукты нужны для щей. Скажу, что картофель в щи изначально не добавляли, он стал распространяться в России только в 18 веке.

Отдельно стоит упомянуть о сладостях. Их было не так много видов, но почти все на слуху. Среди них варенья, пастила, пряники и калачи. Кстати, кисель считался не едой, а питьем. Чтобы заинтересовать деток, рекомендую предложить им раскраску «Русские пряники» . Можно сказать о ритуальных блюдах. Это пасха, крашенки, кутья, блины на Масленицу.

Проект «Традиции русского народа»: рассказываем об архитектуре и быте

Раньше самым доступным строительным материалом было дерево. Из бревен строили избы. В них деревянными были стены, перекрытия, стропила для крыши. На весь мир известны русские деревянные постройки, возведенные без единого гвоздя.

Какие же без пословиц традиции русского народа? Проект можно дополнить народными изречениями об избе. Попросите детей пояснить, как они понимают смысл этих пословиц. Например:

  • Не взявшись за топор, избы не срубишь.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.
  • К пустой избе замка не надо.

При возможности избы украшали резными элементами на крыше, наличниках и т.д. Русская изба многократно упоминается в сказках. Спросите у детей, в каких. Например, баба Яга жила в избушке на курьих ножках. В «Зайкиной избе» хитрая лиса прогоняет зайца из его жилища. Вот тут есть мультик на эту тему на 6 минут.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» (средняя группа) будет неполным без упоминания печки. Ее называли кормилицей. В печи варили еду и пекли хлеб, грели воду, она использовалась для отопления. Топили дровами, которые заранее заготавливали и сушили. На печи спали, в ней мылись. Это не шутка, дровяную печь использовали вместо бани. А тело натирали золой вместо мыла. Можно рассказать о бане.


Крестьянскую мебель обычно делали из дерева. Это были лавки и скамьи, столы, поставцы (высокие «пеналы» с полками для посуды), ткацкие станки, люльки, сундуки, полати (настилы для спанья). Посуда и утварь были глиняные и деревянные. Утварь – это коромысла, ведра, бочки, корзины, кадки, лохани, корыта, ступы.

Проект «Культура и традиции русского народа» не будет полным без упоминания церквей. Они возводились умельцами тоже из дерева. Материал легко горит и портится от погоды. Поэтому старинных сооружений из дерева осталось очень мало. Использовался и кирпич, но стоил дорого. Это был стройматериал для богатых. На картинках можно показать золотые купола церквей.

Русские традиции для детей: проект о народных промыслах

О вышивке, резьбе, лепке игрушек можно рассказать коротко. А можно действительно выделить эту тему в отдельный проект. Он получится очень красочным.

Умельцев и мастеров на Руси любили. О них говорили: «Мастер на все руки», или «Золотые руки». Талантливые мастера вырезали из дерева, ткали и шили, делали вещи из керамики и металла. Можно предложить детям полюбоваться продукцией народных промыслов – на картинках или в реальности. Тут просто раздолье!

В проект по приобщению детей к традициям русского народа предлагаю добавить рассказ о гжели, золотой хохломе, дымковской или филимоновской игрушке, жостовской росписи. Заинтересовать деток можно, давая вещи потрогать. Например, тульские расписные свистульки так и просят, чтобы в них посвистели. А матрешки – чтобы разобрали и собрали.

Раскраска «Русские игрушки» поможет привыкнуть к форме и традиционным цветам расписных поделок. Стоит копейки, детям нравится. Порекомендую еще одну раскраску «Русские сувениры» . Сама от нее получаю массу удовольствия (визуального).

Проект «Традиции и культура русского народа»: интересно об одежде

Чтобы сделать одежду, сырье надо было подготовить самостоятельно. Соткать полотно, выделать кожи, вручную сделать вышивку, раскроить и сшить. Традиционный мужской костюм включал рубаху и штаны, зипун, кафтан, сапоги или лапти. Была и другая верхняя одежда – например, свитка, армяк и т.д.


Женский костюм намного более разнообразен. Основу тоже составляла рубаха. Далее надевался сарафан или понёва (набедренная одежда типа юбок). Использовалась телогрея, шушпан, шубы, муфты и многое другое. Рассказы о кокошниках, монистах, колтах и гайтанах часто вызывают восторг.

По теме есть детское пособие «Русский народный костюм» . С его помощью можно дополнить проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа». Там есть конспекты занятий по национальной одежде.

Рассказываем о нематериальных традициях

На Руси любили принимать гостей. Потчевать их, уговаривать покушать и отведать. О чрезмерном рвении угодить написал Крылов в «Демьяновой ухе». Из традиций гостеприимства родилась пословица «В тесноте, да не в обиде». Мол, за столом всем места хватит. С другой стороны, день людей был полон делами. Поэтому говорили, что «Незваный гость хуже татарина».

Одна из традиций гостеприимства – чаепитие. Его можно включить в «Обычаи и традиции русского народа», проект для ДОУ. Наверно, все слышали поговорку: «Что, даже чаю не попьете?» Не предложить гостю чай было чем-то немыслимым, а отказаться от него — обидным. Пили чай с баранками, вареньями, медом, молоком, выпечкой.

Мне понравилось издание для детей «Чаепитие. Знакомство детей с русскими народными традициями» . На занятии можно показать картины «День рождения в саду» Богданова-Бельского, «За чаем» Маковского. Рассказать о самоваре или принести его на занятие. Обожаю эту загадку:

В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,… (самовар).


Если делать проект «Традиции и обычаи русского народа» в детском саду, стоит упомянуть о посиделках. Это время, когда люди собирались в одной избе и делали каждый свою работу. Пряли, вышивали, строгали ложки и пели. Обычно это происходило по вечерам зимой, ведь в летнее время было много полевой работы. Вот пословицы о труде и работе:

  • Дело мастера боится.
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Русские люди отмечали праздники. В день церковного празднества надо было рано встать, надеть лучшую одежду, пойти в церковь. После службы шли домой или на природу: петь, играть, водить хороводы. Отмечали святки, Масленицу, Пасху, Благовещенье, Покрову, другие праздники. Можно упомянуть, что раньше детей называли по имени святого, чьи именины праздновались в ближайшие к рождению дни. Или по старшим родственникам.

Фольклор и устное творчество

В проект в средней группе «Традиции русского народа» рекомендую включить тему игр и хороводов. Играть лучше во что-нибудь с умеренной активностью – например, в «Ручеек» или «Колечко-колечко». Стоит это сделать в середине или в конце занятия, чтобы детки размялись. Кстати, дочки-матери, прятки, жмурки, ладушки – это все народные игры.

Русские народные песни и сказки – те, у которых нет автора. Их сочинял сам народ, передавал от старших – младшим, и так много поколений. В рамках проекта с детьми «Традиции русского народа» можно спросить, какие сказки и песни они знают. Что-нибудь прочитать или предложить спеть. Вот тут есть небольшая подборка песен для детей . Они бывают обычными, а бывают специальными. Например, свадебными, величальными, хороводными, колыбельными, частушками.

К традиционным музыкальным инструментам можно отнести балалайку, гармонь, гусли, бубен, рожок, свистульки, ложки, дрова (своеобразный ксилофон). Очень рекомендую книгу «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» .

«Традиции русского народа»: проект сделаем!

В конце занятия можно позадавать детям вопросы или позагадывать загадки. Могу точно сказать: у каждого методиста эти проекты получаются разными! Из-за подобранных картинок и текста, подводок, стиля и последовательности подачи информации. Не ленитесь при подборе материала. Пусть ваше занятие получится красочным и запоминающимся!

А что вы скажете, если бы в детсаду вашего ребенка стали поить чаем из самовара? Опасно это или нет? Все-таки, разливается кипяток, мало ли что. Делать так или не делать? Или лучше просто оформить чаепитие баранками, а чай принести с кухни?

На этом заканчиваю. Вознаградите меня за старания, поставьте лайк или сделайте репост. Особенно, если статья была полезной. До скорых встреч в моем блоге!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Теремок» п.Каменка Вичугского района Ивановской области

Проект для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»

Подготовила воспитатель

Смирнова Евгения Владимировна

2016г.

Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций,

праздников. Народные традиции и праздники –это отражение языческих

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл

народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны

предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной

культуры поможетребенку почувствовать гармонию жизни предков –славян,

понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью

утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в

старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники,

русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить

историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа,

воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету,

любви, красоте.

Актуальность темы:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна.

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов

современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,

богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций

русского народа, у детей обогащается представление об окружающей

действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь,

формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с

другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях

русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2.Развивать память, воображение, речь.

3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5.Воспитывать уважение к русской культуре.

6.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о

традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным

традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники:дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МК ДОУ д\ с «Теремок» п.Каменка

1 этап –по дготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для

девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и

филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными

сказками, потешками.

7.Подборпредметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.

2 этап –практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня: «С Новым годом поздравляем»

1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов.

2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную

речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить

детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать,

беседовать по содержанию сказки.

4.С\ р игра «Кукольный театр» (артисты –зрители). Формировать ролевое

взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный

Тема дня «Что такое Рождество»

1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о

народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как

3.Д\ и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся

к тому или иному празднику.

4.П\ и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе.

Воспитывать интерес к народным играм.

5.Слушание народных песен, потешек,закличек.

6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности

детей, восприятие символов народного праздника.

Тема дня: «Мешок Деда Мороза»

1.Д\ и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их

качества и назначение.

2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей.

Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться

к их ответам.

3.Д\ и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и

вежливые слова.

4.С\ р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре

трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки»

1.Д\ и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить

знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\ и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии

картинок. Развивать детское творчество.

3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве

сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального

напряжения.

5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через

народные игры.

Тема дня: Русская матрешка.

1.Д\ и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их

в возрастающем и убывающем порядке.

2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания

русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей

интерес к русскому прикладному искусству.

4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений.

Использовать для танца народные костюмы.

5.Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Тема дня: Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\ и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного

цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с

традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать

желание творить самим.

4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие

по объему стихотворения. Развивать память детей.

5.Чтение песенок, потешек, закличек.

Тема дня: «Родная природа»

1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на

2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к

родному краю, природе.

4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы,

зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня: «Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической

речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к

народным игрушкам.

2. Д\ и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об

особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным

играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять

характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в

поделках.

Тема дня: «Деревянная ложка».

1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный

запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской

культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием

игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями

русского народа.

4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского

народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать

любовь к русским традициям.

2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм.

3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к

народному творчеству.

4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления,

укрепление мышечной системы организма.

Тема дня: «Колыбельные песни»

1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему

песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2.Д\ и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать

изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным

творчеством.

4.С\ р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество

детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема дня: «Рукотворное чудо»

1.Д\ и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических

ГКОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Проект разработан воспитателем Волочай С.А.

с. Золино

2013 год

Краткая аннотация проекта

Данный проект – это организация работы по ознакомлению воспитанников с народами России и их традициями и обычаями, понимание значения работы по ознакомлению воспитанников с народными традициями и обычаями, понимание значения сохранить культурные ценности русского народа. Эта работа осуществлялась частично через поисково-исследовательскую, интегративную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих способностей детей, коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников, раскрытие способностей каждого воспитанника, исходя из его возможностей посредствами активизации детской жизнедеятельности во внеурочное время. При планировании работы над проектом мы создавали наиболее адекватную модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации присутствовали различные ситуации, которые ребенок в состоянии разрешить, а разрешение их направляло бы его развитие.

Актуальность

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Поэтому возникла идея разработки проекта по данной теме, ведь знание обычаев и традиций народов, живущих в России, воспитание способности уважать позиции и ценности других людей имеет большое значение для формирования личности ребенка. А совместная работа приобщает ребенка с ОВЗ к труду. Дела такого ребенка невелики и несложны, но имеют огромное значение на возможности более успешной социализации в обществе.

Цель:

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с традициями и обычаями русского народа

Задачи :

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Воспитание желания познавать культуру своего народа, через знакомство с традициями и обычаями народов Севера;

развитие навыка монологической речи;



Рассказать друзьям