Проект Остров Льда_Выборы_Мещанский способ производства_1_1. Мещанство - это что такое

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

социально-психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный идеал раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек, сделавший сам себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с другой - мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический дух, тем не менее образ мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала - это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ненависть ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре («полезное, как правило, враждует с прекрасным» - Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной морали, его ценностное содержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм, антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны «геройствующих» идеологий (фашизм). Поскольку мысль мещанина не переступает границ, которых не преступает жизнь мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство «идеалом моралиста», т. к. в нем мораль, опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЩАНСТВО

моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, к-рому присущи ограниченность жизненных идеалов узко личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости. Первоначально понятие М. имело лишь социально-экономический смысл (в дореволюционной России так называлась городская мелкая буржуазия). Но уже с середины XIX в. под влиянием комедии Ж. Б. Мольера, рус. перевод к-рой был озаглавлен «Мещанин во дворянстве», в этот термин стали вкладывать определенный морально-эстетический, а затем и идейно-политический смысл, характеризуя им миропонимание и поведение, типичные для данной прослойки. М. метко охарактеризовал В. Г. Белинский: «...есть еще середина, которая... часто бывает хуже крайностей...» Это сословие, «которое на низшее смотрит с благородным презрением и чувством собственного достоинства, а на высшее с благоговением. Оно изо всех сил хлопочет быть их верною копиею; но назло себе остается каким-то средним пропорциональным членом, с собственною характеристикою, которая состоит в отсутствии всякого характера, всякой оригинальности и которую всего вернее можно выразить мещанством во дворянстве». С тех пор под М. стали понимать сужение жизненных интересов стремлением к личному счастью (т. наз. «мещанское счастье»), хамское презрение к низшим по социальному положению людям и раболепство перед высшими слоями об-ва, вульгарность во вкусах. Против М. в его волитическом и моральном смысле активно выступали в своих статьях прогрессивные деятели культуры России и Запада, а с конца XIX в. - В. И. Ленин и М. Горький. В лексиконе социалистического об-ва термин «М.» означает стремление «устроить жизнь» любыми средствами, приспособиться к обстановке и найти пути к «успеху по службе» и личному процветанию, рабскую подражательность во вкусах или приверженность тому, что считается «стильным», попытки внешне выделиться среди массы людей, доказать свое превосходство и оригинальность, трусливую беспринципность в общественно-политической жизни. Коммунистическая нравственность осуждает всякие проявления М. Важнейшей формой борьбы с ним является воспитание у людей коммунистической сознательности, духовной культуры и высоких эстетических вкусов.

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля мещанин — это «горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество». Считается, что это слово происходит от польского и белорусского названия небольших городов — «местечко». То есть мещанин — это горожанин.

Мещанство берет свое начало от жителей городов и посадов Московского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. При Петре I все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование мещане. По регламенту Главного магистрата 1721 года они были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы. Во вторую гильдию вошли все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». В свою очередь ремесленники подразделялись на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Официально мещанство как сословие было оформлено при Екатерине II. В Жалованной грамоте городам («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») мещане были определены как «городовые обыватели» и «среднего рода люди»: «К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, каждый мещанин был приписан к определённому городу. Записаться в мещане мог любой городской житель, имевший в городе недвижимую собственность, занимавшийся торговлей или ремеслом, плативший подати и исполнявший общественные службы. Все мещане города объединялись в мещанское общество. Как правило, на запись в мещанское общество того или иного города требовалось согласие общества, но ряд категорий (законнорожденные воспитанники сиротских домов, питомцы воспитательного дома; принявшие христианство иноверцы; дети церковнослужителей; дети канцелярских служителей и т. д.) мог быть приписан к обществу и без его согласия. Запись в мещане производилась казенными палатами. В компетенцию последних входила также фиксация фамилий, избранных лицами, которые приписывались к городскому состоянию, если они фамилий не имели. Покинуть на время место своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а переехать в другой населенный пункт — с разрешения властей. Звание мещанина было наследственным. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещане платили подушную подать (от которой они были освобождены в 1866 году), внутренние городские сборы; отбывали рекрутскую повинность; подлежали телесному наказанию (отменено в середине XIX века); не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. В мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей.

Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого, поэтому обедневшие купцы переходили в мещанство, а после 1863 года, когда была отменена третья гильдия купечества, в это сословие были переведены все купцы, приписанные к ней. Запись в мещане была возможна и для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. После 1860 года мещанское сословие значительно пополнилось крестьянами, которые зачастую переходили в него только для того, чтобы не платить подати. Купив дом в городе, они арендовали землю и продолжали жить за счет земледельческого труда, не занимаясь ни ремеслом, ни торговлей. В свою очередь разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, а некоторые, получив образование, в сословие разночинцев.

В XIX веке мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Мещанам были присущи такие качества, как личная ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде.

Во второй половине XIX века мещане, как правило, сочетали разные способы получения дохода. Преобладали различные виды отходничества, работа по найму, огородничество, торгово-посреднические операции, ремесленная деятельность. Лишь небольшая часть мещан смогла стать хозяевами небольших предприятий. В основном они были связаны с тремя сферами — трактирным промыслом, производством одежды и торговлей в лавках (преимущественно табачными и галантерейными товарами). Многие мещане нанимались прислугой к частным лицам, служили приказчиками, работали в сфере образования. Мещане-домохозяева, как правило, владели подсобным хозяйство: небольшим огородом и садом, содержали домашний скот и имели право пользоваться городским общественным пастбищем. Часть дома сдавали в аренду, а продукты с огорода продавали. И ремесленники, и торговцы (составлявшие основную часть мещанства в провинциальных городах средней полосы России), нередко занимались ростовщичеством.

В 1811 году в России насчитывалось 949,9 тысяч мещан, что составляло 35% городского населения. Большинство из них проживало в Европейской части России, особенно в западных губерниях, где численность мещан достигала 60-90% населения. Согласно данным переписи 1897 года численность мещан уже насчитывала 13386,4 тысячи человек — 10% всего населения Российской империи и 40% городского населения. Половина их проживала в городах, а другая часть в сельской местности.

Октябрьская революция 1917 года отменила сословное деление. За годы советской власти слово мещанин приобрело стойкий негативный смысл и стало нарицательным.

Слова «мещане», «мещанин» до сих пор имеют у нас негативный оттенок. Однако немало известных людей России имели в биографии строку: «происходит из мещан города N». Так когда же появились мещане, и что это были за люди?

Термин «мещане», объединяющий все категории городского населения, впервые появился в XIV в. в западно- и южнорусских княжествах, вошедших в состав Великого княжества Литовского. Считается, что это слово происходит от польского и белорусского названия небольших городов – «местечек». Термин сохранился в смоленских землях, присоединённых к началу XVII века к Московскому государству.

В царствование Алексея Михайловича, ознаменованное «скрытой европеизацией» и ростом моды на польские обычаи, термин «мещане» прочно входит в политико-правовой оборот. Примером может служить царский указ «О запрещении мещанам закладывать дворы свои, построенные в Мещанской слободе», датированный 19 марта 1649 года. Под «мещанами» в нём понимались «чёрные градские люди» – то есть, горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелкие торговцы, ремесленники, поденщики), до того известные под названием «посадские». Дело в том, что к XV веку на Руси городское население уже утратило те права, которые оно имело в эпоху Киевского государства. В XIV–XVII вв. шла постепенная нивелировка правового статуса жителей городов. В Московском княжестве городское население получило особое название: горожан стали называть «посадскими людьми».

В Русском государстве XIV–XVI вв. посадские люди прав на самоуправление не имели. Они управлялись или удельными князьями, или наместниками великого князя. Посадские облагались теми же налогами и повинностями, что и крестьяне. Соответственно, городских людей подобно крестьянам относили к разряду «чёрных» людей. Но, кроме того, посадское население привлекалось к платежу тяжелых сборов – «пятой» или «седьмой деньги» – то есть, сборов, равных пятой или седьмой части дохода.

Зачастую, крупные землевладельцыи, пользуясь тем, что они являлись «беломестцами» (то есть освобожденными от налогов (тягла), скупали в городах многие посадские дворы. В этих дворах, используя труд своих крепостных, они вели торговлю и организовывали промыслы, создавая тем самым серьезную конкуренцию для купцов и ремесленников, которые должны были платить тяжелые сборы.

Развитие торговли во второй половине XV века и уничтожение уделов в целом улучшили экономическое положение городского населения. Из его среды стали выделяться состоятельные группы, которым удавалось добиться различного рода преимуществ и привилегий. Наиболее привилегированными среди посадских людей были «гости». К этой категории царь причислял купцов, ведших иноземную торговлю. Звание гостя жаловалось наиболее видным купцам за службу и под условием службы. Служба их заключалась в заведовании таможенными и кабацкими сборами и в несении других обязанностей по финансовому управлению. Гости обладали целым рядом привилегий: они освобождались от общинных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями и подлежали непосредственному суду самого царя.

На втором месте после гостей стояли люди «гостинной сотни», а на третьем – люди «суконной сотни». Гостиную сотню составляли достаточно крупные купцы (в основном занимавшиеся оптовой торговлей), суконную сотню (суконников) – купцы, торговавшие сукном. Назначение в состав этих сотен производилось также царем и влекло за собой отправление различных обязанностей по финансовому управлению (например, представители гостинной сотни обыкновенно были помощниками гостей в выполнении возлагавшихся на тех обязанностей). Люди гостинной и суконной сотен так же, как и гости, обладали различными привилегиями, но в меньшей степени.

Основная же масса городского населения входила в состав так называемых «чёрных сотен» и слобод. Все горожане, принадлежавшие к разряду «чёрных» (тягловых) людей, как и сельские люди, несли «тягло» и различного рода сборы и повинности. Многие из городских «чёрных» людей уходили из посадов в крестьянство, поступали в холопы и таким образом выходили из тягловой зависимости. Попытки московских властей предотвратить опустение посадов путем прикрепления посадских к тяглу не имели заметных результатов.

В 1649 году был принят ряд более реальных мер к упорядочению тягловых отношений посадского населения. По Соборному уложению было поставлено вернуть посадам отторгнутые «беломестцами» земли, дворы, лавки. «Белые слободы» были ликвидированы, и были приняты меры к возвращению людей, ранее ушедших из посадов. Было привлечено к тяглу и население служилых слобод, примыкавших к посадам. Вместе с тем под угрозой серьезных наказаний посадским было запрещено «из посадов выходить». Посадские люди в основной своей массе не получили привилегий, подобно служилым людям, но, тем не менее, их положение в достаточной мере было регламентировано, поэтому вполне возможно говорить об образовании сословия посадских людей.

Следующим этапом стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане»), получили общее наименование «мещане». В состав мещанского сословия вошли «гости», посадские люди, низшее служилое население. По регламенту Главного магистрата 1721 года мещане были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи по профессиональной принадлежности. Во главе гильдий и цехов стояли старшины – альдерманы, которые заведовали не только сугубо сословными делами, но и выполняли функции, относившиеся к общему государственному управлению.

«Сей род людей есть средний»

Окончательное оформление мещанского сословия произошло путём узаконений Екатерины II, касающихся управления городов, которые положили начало новой городской сословно-податной системе. Так, в июле 1767 года императрицей был дан наказ комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. В главе «О среднем роде людей»

сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твёрдое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах...».

Манифестом от 17 марта 1775 года правительство выделило из массы податных горожан купечество, разделив его на три гильдии. По указу от 25 мая 1775 года в третью гильдию попали купцы, объявившие капиталы от 500 до 1000 руб., во вторую - от 1000 до 10000 руб., и в первую - от 10 000 руб. и более. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати (ей на смену пришел взнос в 1% с объявленного капитала) и рекрутской повинности, заменённой денежным сбором. В дальнейшем минимальные размеры объявленных капиталов для всех гильдий неоднократно повышались.

К мещанам были отнесены все городские обыватели, которые, не владея капиталом в 500 рублей, не могли быть записаны в купечество.

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи» («Жалованная грамота городам»), утвержденная 21 апреля 1785 года, определила состав городского населения и регламентировала деятельность органов городского самоуправления. Горожане разделялись на шесть разрядов и вносились в городскую обывательскую книгу, имевшую шесть частей. Первый разряд состоял из «настоящих городовых обывателей», к ним причислялись те, «кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют».

Ко второму разряду отнесено купечество трех гильдий. Третий разряд составляли ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья и ученики). В четвертый разряд входили иностранцы и иногородние - «иных российских городов или иных государств, кои ради промысла, или работы, или иных мещанских упражнений» поселились в данном городе. К пятому разряду отнесены были «именитые граждане»: предприниматели с капиталом в 100–200 тыс. руб., оптовые торговцы, ученые, художники, музыканты и лица, отслужившие два срока на городских службах и получившие за это «похвалу от городского общества». Шестой разряд составили «посадские» – все прочие, кто не был занесен в первые пять частей обывательской книги. Основная масса горожан, посадские и ремесленники, относившаяся к третьему и шестому разряду, получила наименование «мещане». Это звание было наследственным и потомственным.

Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане (им принадлежала уже тогда большая часть городского недвижимого имущества), наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Мещане стали отдельным сословием городских жителей – «мещанским обществом». Для причисления в мещане необходимо было иметь в городе недвижимую собственность, заниматься торговлей или ремеслом, нести податные обязанности и исполнять городские общественные службы. По «Жалованной грамоте городам» мещане получили право корпоративного объединения и сословного самоуправления. Они были обязаны приписаться к определенному городу, платить подушную подать, внутренние городские сборы, отбывать рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения и подвергались телесным наказаниям. Судиться мещане должны были особым мещанским судом. Те из них, кто регулярно занимался ремеслом, переходили в разряд «цеховых». Цеховые разделялись на «вечных» и временных. К первым причислялись мещане, которые вступили в цех; ко вторым относились иностранцы и сельские обыватели (крестьяне), которые, не изменяя своего звания, записались в цех временно, «для одного своего ремесла». «Рабочими людьми» назывались приписываемые к городам, «дурного поведения» заграничные выходцы, которых мещанские общества иметь у себя не желали, а также лица других званий, приписанные в рабочие люди «за пороки их и за неисправный платеж податей и других сборов».

Запись в мещане была возможна и для государственных крестьян, а после отмены крепостного права – для всех крестьян, но при условии выхода из сельскского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а, купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

Были и «льготные категории» городского населения, которые могли быть записаны в мещане без согласия мещанского общества. Первая группа – бывшие крепостные люди, разжалованные церковнослужители, дети представителей некоторых азиатских народов и «разного рода свободные люди». Вторая группа – дети личных дворян, отставные нижние воинские чины, происходившие из всех званий, их вдовы и незамужние дочери. Первые получали освобождение от уплаты податей и от несения служб и повинностей на два года со следующей после «записи в город» половины года. В последующие три года мещанское общество не отвечало за уплату ими податей. Вторые освобождались от податей бессрочно, только лица мужского пола, если они не принадлежали военному ведомству, записывались в «мещанский оклад». Те и другие в случае невыполнения своих финансовых обязательств, переписывались в категорию «рабочих людей».

Постепенно мещане сформировали свои собственные бытовые особенности, отличавшие данное сословие от других. К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Дети мещан, даже став взрослыми, не всегда могли отделиться: они были привязаны к месту жительства, своему сословию и профессии и поэтому часто должны были следовать дорогой, проложенной их родителями.

В культурно-бытовом отношении мещане были близки к крестьянству, особенно в маленьких городах: сохраняли те же верования в силы природы и в приметы, те же обряды, носили традиционные народные костюмы.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы – в мещанство. В 1863 году, когда была отменена низшая – третья – гильдия купечества,все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство.

Мещанство получало начальное образование в основном в народных училищах. Понемногу проникало в гимназии, высшие технические учебные заведения и университеты, пополняло ряды разночинной интеллигенции.

Во второй половине XIX века в правовом положении горожан произошли значительные изменения. Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг. и перемены в социально-экономической жизни общества неизбежно повлекли за собой изменения в правовом статусе городского населения. В 1865 году мещане были освобождены от телесных наказаний, в ходе судебной реформы были ликвидированы сословные суды. По Городовым положениям 1870 и 1892 годов мещане вроде бы сохраняли свое право на участие в городском самоуправлении, но их избирательные права были ограничены сначала трехразрядной избирательной системой, а затем высоким имущественным цензом, что давало преобладание в городских органах дворянам, купцам и «почетным гражданам».

Мещанское самоуправление

Мещане каждого города составляли особое сословное общество и – как общество – имели определенную организацию. Структуры исполнительных органов мещанских общин в городах были различны. В городах, где действовало полное городское общественное управление, мещанское управление в зависимости от величины поселения состояло из одного мещанского старосты, или старосты с помощниками, или мещанской управы с несколькими членами и мещанским cтаростой как председателем. В городах с упрощённым городским управлением обязанности мещанского старосты или мещанской управы лежали на городском старосте.

Органы мещанского самоуправления были независимы от общих городских учреждений. Они самостоятельно вели списки членов сословия, принимали новых лиц, выдавали документы на временный отъезд и т.п. Важной часть работы было взимание податей и сборов с мещан, которые продолжали нести круговую поруку по отношению к сословным сборам, а также от ветственность за лечение неимущих членов сословия в государственных и общественных (земских и городских) больницах.

Должности мещанского старосты, их помощников и членов управы были выборными. В число избранных могли войти только мещане данной общины, причем преимущественно состоятельные и проживающие в городе. Окончательное утверждение в должности производилось губернатором. Первоначально мещанские старосты и члены управ избирались на один год, позже – на три, так как «увеличение должностных обязанностей требовало достаточного количества времени для входа в курс дел». Выбранный на должность староста не имел права отказаться от исполнения обязанностей без уважительных причин. Вопрос об оплате службы мещанского старосты, как и остальных членов управы, был достаточно спорным и вызывал разногласия. Так как плата за службу старосте и членам управы не была запрещена, можно было назначать жалованье от общества «по собственному его определению и соразмерно его способам и приличию». Плата за службу в должности мещанского старосты была распространена повсеместно, различаясь лишь размерами. Являясь публичной фигурой, мещанские старосты нередко становились мишенью для различного рода обвинений, недовольных высказываний и даже сатирических заметок в прессе. Как правило, старост обвиняли в растрате общественных денег, неправильном ведении документации, своеволии и грубости.

Мещанские общества городов, где было введено «Городовое положение» 1870 года, имели право учреждать мещанские управы с разрешения губернатора. Обязанности управ заключались в созыве общих собраний мещан, заведовании их имуществом, сборе повинностей и освобождении от них малоимущих, сборе сведений для полиции о проживании мещан в других городах; освидетельствовании людей, не способных к физическому труду, причислении мещан, пожелавших этого, в богадельни, выдаче свидетельств о бедности; разрешении ходатайств мещан о снижении платы за обучение детей или бесплатном их обучении, выборе членов управы в Сиротский суд, назначении пособий за добросовестную службу, выдаче аттестатов на владение трактирами и другими торговыми заведениями.

Бюджет мещанских управ также утверждался губернатором. Его доходная часть складывалась из оклада общественных повинностей, процентов на мещанский капитал, вложенный в банк, и добровольных взносов от желавших приписаться в общество мещан. В деятельности мещанских управ принимали участие и наёмные служащие: писцы, сторожа, рассыльные и пр.

Все средства, поступившие в управу, делились на несколько групп. Часть из них шла на содержание служащих управы; часть – на плату за аренду помещений, в том числе отопление, освещение и т.д., а также на выписку газет и покупку канцелярских принадлежностей; значительная сумма предназначалась для возмещения расходов по оплате лечения мещан в местных и иногородних больницах и взносы на благотворительные нужды. Бюджеты небольших городов были на порядок скромнее, например, пермского или екатеринбургского, некоторые пункты по расходованию средств отсутствовали. Для контроля за финансовой деятельностью мещанских управ и старост создавались ревизионные комиссии. Эти комиссии обладали большой властью и в случае выявления грубых нарушений в ведении финансовых документов члены управы могли быть отстранены от должности. Как правило, комиссии не находили каких-либо серьезных нарушений и признавали деятельность мещанских управ и старост удовлетворительной. В таких случаях составу управы выражалась благодарность за «правильное ведение отчётности и делопроизводства», и выносилось предложение «наградить служащих управы по найму, прослуживших не менее года, в размере месячного жалования каждому».

Значительная часть средств расходовалась на нужды благотворительности. Управы занимались организацией бесплатного обучения, проживания, питания, трудоустройства и лечения. Необходимо отметить, что регулярную и полноценную помощь были в состоянии оказать немногие мещанские общества. Нередко призрение ограничивалось «оказанием помощи непосредственной натурой: подачей хлеба и размещением в домах».

Обременительной статьей расходов для мещанских обществ была плата за лечение и содержание «неимущих членов обществ» в больницах. Данный пункт был предусмотрен законодательством и являлся обязательным для выполнения. Некоторые из обществ по причине плохого поступления денег и чрезмерно высокой стоимости лечения, не могли своевременно оплатить предъявляемые им больничные счета, и задолженности накапливались годами. Недоимка, в лучшем случае, уплачивалась после долгой переписки, когда успевали накопиться новые требования. Ежегодно мещанские общества выделяли значительные суммы на нужды благотворительности и социальной помощи, данные отчисления нередко достигали четверти бюджетных средств.

Общие собрания являлись центральным органом мещанских обществ в городских поселениях. Они обладали распорядительной властью и вокруг них строились все остальные институты. Устройство собраний в послереформенный период претерпело ряд изменений. После выхода «Городового положения» 1870 года они созывались уже не городским головой, как прежде, а мещанской управой или мещанским старостой. Городской голова на собраниях не присутствовал (если только он не принадлежал к мещанскому обществу). Ответственность за порядок на собраниях и правильность подписания принятых решений возлагалась на мещанских старост. Участвовать в собраниях официально разрешалось всем мещанам мужского пола, которые являлись действительными членами мещанского общества данного города, то есть были причислены к ней с согласия ее членов. Следуя правилам, было принято различать зачисление в общину и приписку к ней по распоряжениям Казенных палат «для счёта». Приписанные мещане – в массе своей отставные и запасные солдаты, служившие по дореформенному рекрутскому уставу и их дети – не имели права голоса на собраниях, а также права быть избранными на должности по общинному управлению.

Регулярный созыв всех правомочных мещан часто был невозможен по ряду объективных и субъективных причин. Значительная часть мещан мужского пола проживала за пределами города, кроме того, многие просто не желали принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях и не являлись на собрания «по причине лени и отсутствия интереса». Нередко ограничение численности собраний происходило на произвольной основе и зависело от желаний собравшихся мещан или председателей собраний. Существовало два основных вида собраний: регулярные и экстренные.

Регулярные созывались раз в один или два месяца. Мещане приглашались на них повестками. Но нередки были случаи когда приглашения не доходили до адресатов, особенно это было актуально в дни выборов. Так, в 1911 году группа пермских мещан обвинила старосту в том, что в местных газетах не было объявлено об общем собрании, на котором должны были состояться выборы в должность старосты. Недовольные полагали, что это было сделано специально, с целью неявки на собрание «неугодных старосте лиц». Повестки были разосланы только той части мещан, «кои по его мнению должны были повлиять на благополучный исход выборов в его пользу».

Уровень организации собраний и порядок на них часто оставляли желать лучшего. Сторонними наблюдателями и самими участниками отмечалась «чрезмерная шумность», «беспорядочность», «пререкания» и т.д. Известные мещанам правила о проведении собраний игнорировались. Например, на отчётных собраниях екатеринбургских мещан дежурил усиленный наряд полиции, включавший пристава, его помощника, нескольких околоточных и городовых, с помощью которых поддерживался относительный порядок.

Решения собраний в обязательном порядке фиксировались в так называемых «приговорах». «Приговоры» должны были подписать все участвовавшие в их составлении мещане. После прошедшего собрания старосты составляли их «набело», и для их подписания мещан затем специально приглашали в управу. Подписи могли собираться на следующем собрании или «посредством обхода домов». Данные приговоры имели официальный статус и были обязательны для всех членов общества.

Новые времена

В конце XIX – начале ХХ веков в города шел постоянный приток, в первую очередь – за счет выходцев из деревень, нового населения, обеспечивавший быстрый рост и развитие городов.

Крестьяне стали основной базой пополнения мещанского сословия. В то же время в начале XX века в городах всё более важную роль приобрели новые социальные и профессиональные группы – пролетариат и интеллигенция – в среде которых формируются новые традиции, не связанные со старыми сословными ценностями.

Одновременно шла деградация деятельности мещанских обществ. Их деятельность оставалась достаточно обширной, однако всё чаще представлялась существенной и значительной лишь на бумаге, осуществляясь уже не по необходимости, а по привычке. Уплата налогов стала личным делом каждого человека. Получение паспорта мещанами после отмены подушной подати и круговой поруки по сбору налогов и выполнению повинностей стало формальностью: при отсутствии недоимок по уплате общественных сборов каждый при желании получал его на 5 лет. Общие собрания мещан в начале ХХ века постепенно утратили свое значение, и все чаще носили формальный характер. Они стали реже собираться и с трудом набирали кворум, что свидетельствовало об утрате интереса мещан к делам своих обществ. В итоге некогда сильное мещанское общество перестало выполнять возлагавшиеся на него жизненно важные функции.

Основная деятельность мещанских обществ нередко стала сводиться к благотворительности и социальной помощи. Финансовая поддержка, выражаемая в форме целевых пожертвований, взносов на открытие и поддержание новых благотворительных обществ и заведений, основание именных стипендий – всё это находило положительный отклик в обществе и имело значение, но значительная часть функций здравоохранения, социальной помощи, народного образования перешли в руки земств и городских дум.

Постепенно мещанство утратило свои специфические привилегии, все более сближаясь с другими сословиями в правовом положении и трансформируясь в классы и профессиональные группы. Статистические отчеты, сведения о численности и составе населения, списки занимаемых должностей и т.п. перестали фиксировать и отражать принадлежность лиц к тому или иному сословию. Деление на отдельные сословия становилось все в большей степени формальностью – в городах всё отчетливее стало заметно разрушение сословных перегородок, выдвижение на первый план деления не по сословиям, а по занятости и способу получения дохода. Как следствие данного процесса – уменьшение количества желающих приписаться в мещанские общества, снижение поступлений в сословный бюджет и, соответственно, уменьшение возможностей для их существования и полноценного развития.

Закат

К началу ХХ века распад мещанского сословия стал очевиден. Считалось, что мещанство представляет собой «аутсайдера» социальной, экономической и политической жизни. Признав данный факт, правительство неоднократно поднимало вопрос об упразднении сословия мещан.

Всё чаще звучала мысль о том, что «мещанство представляет лишь одну декоративную форму, лишенную жизненного содержания и всё, что связывает миллионы мещан в сословие – это паспорт».Действительно, значительное количество мещан лишь числилось в мещанском сословии, фактически же принадлежало к другим классам и бытовым группам населения и совершенно не интересовалось делами мещанских обществ. Подобные мнения высказывались и в адрес мещанских сословных учреждений. Считали, что управы «отжили свой век и совершенно бесполезны», и что для лиц, «имеющих несчастье» быть приписанными к мещанскому сословию, существование мещанской управы является «только лишним налоговым бременем».

Законодательное уничтожение мещанского сословия и мещанских обществ в ноябре 1917 года было закономерным и ожидаемым актом. Сойдя с исторической арены, мещанство на долгие годы осталось «темой для размышления» творческой интеллигенции.

В начале ХХ века на страницах своих произведений она развернула настоящую войну против «мещан» и с проявлениями «мещанства». Эта культурная реакция образованного меньшинства была передана по наследству постреволюционной России, в которой «антисобственнические» и «антиобывательские» стереотипы насаждались большевистской пропагандой, а пресловутые кампании против «обывательщины» и «вещизма» были очень кстати на фоне низкого жизненного уровня основной массы населения.

МЕЩАНСТВО - го-род-ское по-дат-ное со-сло-вие в Российской им-пе-рии, в XIX веке вто-рое по чис-лен-но-сти по-сле кре-сть-ян-ст-ва.

В по-ня-тие мещанство в раз-ное вре-мя вкла-ды-ва-лось раз-ное со-дер-жа-ние. Пер-во-на-чаль-но ме-ща-на-ми на-зы-ва-лись жи-те-ли го-ро-дов Южной и Западной Ру-си, на-хо-див-ших-ся на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го , а впо-след-ст-вии - Ре-чи По-спо-ли-той (главным образом ре-мес-лен-ни-ки, мел-кие до-мо-вла-дель-цы и тор-гов-цы). В XVII веке ме-ща-не - на-се-ле-ние Ме-щан-ской сло-бо-ды (ква-ли-фи-ци-ров. мас-те-ра, тор-гов-цы и «це-ло-валь-ни-ки» при По-соль-ском дво-ре), об-ра-зо-ван-ной в 1671-1672 годах под Мо-ск-вой вы-ход-ца-ми из Ре-чи По-спо-ли-той. В XVIII веке на-име-но-ва-ние рас-про-стра-не-но на всё по-сад-ское на-се-ле-ние русских го-ро-дов. В та-ком зна-че-нии сло-во «ме-ща-не» упот-реб-ле-но в «Про-ек-те за-ко-нов о пра-вах сред-не-го ро-да го-род-ских жи-те-лей», со-став-лен-ном в хо-де ра-бо-ты Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/69 годов. В Ма-ни-фе-сте императрийцы Ека-те-ри-ны II от 17(28).03.1775 года «О Вы-со-чай-ше да-ро-ван-ных раз-ным со-сло-ви-ям ми-ло-стях по слу-чаю за-клю-чён-но-го ми-ра с Пор-тою От-то-ман-скою» ме-ща-не вы-де-ле-ны как по-дат-ная ка-те-го-рия городских жи-те-лей с ка-пи-та-лом ме-нее 500 рублей, обя-зан-ных пла-тить по-душ-ную по-дать, от-бы-вать рек-рут-скую и другие на-ту-раль-ные и де-неж-ные по-вин-ности. Ме-ща-не с ка-пи-та-лом свыше 500 рублей мог-ли пе-рей-ти в ку-пе-че-ст-во с уп-ла-той гиль-дей-ско-го сбо-ра. В Жа-ло-ван-ной гра-мо-те го-ро-дам 1785 года ме-ща-на-ми на-зва-ны все го-ро-до-вые обы-ва-те-ли («ме-ща-не во-об-ще»), ко-то-рые де-ли-лись на 6 раз-ря-дов, из них 4 раз-ря-да («на-стоя-щие го-ро-до-вые обы-ва-те-ли», то есть ли-ца, имев-шие в го-ро-де не-дви-жи-мость; «це-хо-вые гра-ж-да-не»; «ино-го-род-ние и ино-стран-ные гос-ти»; «по-сад-ские») фак-ти-че-ски со-ста-ви-ли со-сло-вие мещанства в уз-ком смыс-ле сло-ва. За-кон закре-пил за ме-ща-на-ми пра-во бес-пре-пят-ст-вен-но за-ни-мать-ся мел-кой тор-гов-лей в го-ро-дах и раз-но-го ро-да про-мыс-ла-ми (со-дер-жать мас-тер-ские, трак-ти-ры и прочее), ус-та-но-вил под-суд-ность мещанства ме-щан-ско-му су-ду, га-ран-ти-ро-вал оп-ре-де-лён-ные пра-ва. Вме-сте с тем су-ще-ст-во-ва-ли ог-ра-ни-че-ния на за-ня-тие ме-ща-на-ми государственных долж-но-стей (до конца 1850-х годов), ме-ща-не под-ле-жа-ли те-лес-ным на-ка-за-ни-ям (до 1904 года). Со-слов-ный ста-тус ме-щан объ-яв-лял-ся на-след-ст-вен-ным.

В по-сле-дую-щих за-ко-но-дательных ак-тах рас-ши-рял-ся и уточ-нял-ся круг лиц, имев-ших пра-во или обя-зан-ных всту-пать в со-сло-вие ме-щан. В не-го вхо-ди-ли вос-пи-тан-ни-ки за-ве-де-ний, под-ве-дом-ст-вен-ных при-ка-зам об-щественного при-зре-ния, а так-же вос-пи-тательных до-мов; при-няв-шие российское под-дан-ст-во ино-стран-цы; ис-клю-чён-ные из сво-их преж-них об-ществ кре-щё-ные ев-реи; ра-зо-рив-шие-ся куп-цы. Главным ис-точ-ни-ком по-пол-не-ния со-сло-вия (648 тысяч человек обое-го по-ла в 1789 году, 950 тысяч человек в 1811 году) бы-ли вы-ход-цы из кре-сть-ян. При этом бывшие кре-по-ст-ные кре-сть-я-не пред-став-ля-ли уволь-ни-тель-ные от сво-его по-ме-щи-ка, удель-ные кре-сть-я-не - от удель-но-го ве-дом-ст-ва, двор-цо-вые кре-сть-я-не - от двор-цо-во-го, государственные кре-сть-я-не - от ка-зён-но-го. При-чис-ле-ние к мещанству про-из-во-ди-лось ка-зён-ны-ми па-ла-та-ми по при-ём-но-му до-го-во-ру и с одоб-ре-ния 6 «бла-го-на-ме-рен-ных» чле-нов ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва, к ко-то-ро-му осу-ще-ст-в-ля-лась при-пис-ка. Про-жи-ва-ние ме-ща-ни-на в го-ро-де, к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву ко-то-ро-го он был при-пи-сан, не счи-та-лось обя-за-тель-ным; по-лу-чив пас-порт, он мог жить по мес-ту на-хо-ж-де-ния его тор-го-во-промышленного за-ве-де-ния. В 1906 году от-ме-не-на обя-зательная при-пис-ка ме-щан к оп-ре-де-лён-но-му го-ро-ду.

В ка-ж-дом го-ро-де соз-да-ва-лось ме-щан-ское об-ще-ст-во. Оно из-би-ра-ло на 3 го-да ме-щан-скую упра-ву из ста-рос-ты, его по-мощ-ни-ка и не-сколь-ких «де-сят-ни-ков», ко-то-рые ут-вер-жда-лись гу-бер-на-то-ром. Ста-рос-та вёл спи-ски лиц, со-сто-яв-ших в дан-ном ме-щан-ском об-ще-ст-ве, вы-да-вал пас-пор-та на от-луч-ку, ве-дал рас-клад-кой и сбо-ром по-да-тей. Ме-ща-нин, же-лав-ший пе-рей-ти из од-но-го ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва в дру-гое, а так-же в иное со-сло-вие, дол-жен был по-лу-чить от сво-его об-ще-ст-ва со-гла-сие на это - уволь-ни-тель-ный при-го-вор, в ко-то-ром ука-зы-ва-лось, что он не име-ет не-дои-мок по по-да-тям, ча-ст-ных дол-гов, не со-сто-ит под след-ст-ви-ем и не ос-тав-ля-ет на преж-нем мес-те жи-тель-ст-ва род-ст-вен-ни-ков, не спо-соб-ных се-бя про-кор-мить. Для при-ня-тия в другое ме-щан-ское об-ще-ст-во тре-бо-ва-лось его пред-ва-рительное со-гла-сие, для че-го бы-ли не-об-хо-ди-мы ре-ко-мен-да-ции со-се-дей по ста-ро-му мес-ту жи-тель-ст-ва. Су-ще-ст-во-ва-ла и не-зна-чительная про-слой-ка лиц (от-став-ные сол-да-ты, си-ро-ты и другие), ко-то-рых при-пи-сы-ва-ли к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву без со-гла-сия по-след-не-го. Эти ли-ца в те-че-ние 5 лет со вре-ме-ни при-пис-ки обя-за-ны бы-ли ис-хо-да-тай-ст-во-вать со-гла-сие ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва на окон-чательное и по-сто-ян-ное их при-чис-ле-ние. По ука-зу императора Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года ме-ща-не, на-ря-ду с государственными кре-сть-я-на-ми и куп-ца-ми, по-лу-чи-ли пра-во по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли (во 2-й половине XIX века раз-мер ме-щан-ско-го зем-ле-вла-де-ния су-ще-ст-вен-но вы-рос). Гиль-дей-ская ре-фор-ма 1824 года вве-ла про-мыс-ло-вое об-ло-же-ние ме-щан, за-ни-мав-ших-ся тор-гов-лей, раз-де-лив их на «тор-гую-щих ме-щан» и «по-сад-ских ме-щан». Ус-та-нов-лен-ное этой ре-фор-мой на-ло-го-об-ло-же-ние ока-за-лось для ме-щан не-по-силь-ным, в 1826-1827 годах оно от-ме-не-но.

Чис-лен-ность мещанства осо-бен-но воз-рос-ла во 2-й половине XIX века: около 4,6 миллионов человек (1858 год), свыше 9,9 миллионов человек (1897 год; 44,3% от все-го на-лич-но-го городского на-се-ле-ния, в не-ко-то-рых го-ро-дах - до 90%). Уве-ли-че-ние про-ис-хо-ди-ло главным образом за счёт при-то-ка из других со-сло-вий, по-преж-не-му пре-имущественно из кре-сть-ян-ст-ва, осо-бен-но по-сле кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года . Ме-ща-не, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись мел-кой тор-гов-лей, ре-мес-лом, слу-жи-ли при-каз-чи-ка-ми, по-сту-па-ли в ус-лу-же-ние. По до-сти-же-нии оп-ре-де-лён-ных чи-нов на государственной и во-енной служ-бе ме-ща-нам мог-ло быть по-жа-ло-ва-но дво-рян-ст-во, пос-ле окон-ча-ния выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний их мог-ли при-чис-лить к почётным граж-да-нам (с 1832 года). Во 2-й половине XIX века мещанство ста-ло од-ним из ис-точ-ни-ков фор-ми-ро-ва-ния бур-жуа-зии. В 1863 году от-ме-не-на по-душ-ная по-дать с ме-щан, за-ме-нён-ная уме-рен-ным тор-го-во-про-мы-сло-вым об-ло-же-ни-ем. С из-да-ни-ем за-ко-на о про-мы-сло-вом на-ло-ге (1898 год), ко-то-рый рас-про-стра-нял-ся и на ме-щан, их хо-зяйственная дея-тель-ность окон-ча-тель-но пе-ре-ста-ла за-ви-сеть от со-слов-ной при-над-леж-но-сти. Со-сло-вие мещанство уп-разд-не-но по-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года.

С 1840-х годов по-ня-тие «ме-ща-не» ста-ло упот-реб-лять-ся в пе-ре-нос-ном смыс-ле - лю-ди с мел-ки-ми ин-те-ре-са-ми, ог-ра-ни-чен-ным кру-го-зо-ром, «спло-чён-ная по-сред-ст-вен-ность» (А.И. Гер-цен), «за-жи-точ-ность без куль-ту-ры» (А.С. Ма-ка-рен-ко). Те-ма мещанства как со-ци-аль-но-го и этического яв-ле-ния на-шла во-пло-ще-ние в русской литературе и пуб-ли-ци-сти-ке XIX-XX веков: ро-ма-не А.Ф. Пи-сем-ско-го «Ме-ща-не», пье-се М. Горь-ко-го «Ме-ща-не», ро-ма-не Е.И. За-мя-ти-на «Мы» и других.

Дополнительная литература:

Дру-жи-нин Н.П. Ме-ща-не и зе-мель-ный во-прос. М., 1906; он же. Ме-ща-не, их по-ло-же-ние и ну-ж-ды. 2-е изд. М., 1917;

Рынд-зюн-ский П.Г. Го-род-ское гра-ж-дан-ст-во до-ре-фор-мен-ной Рос-сии. М., 1958; он же. Го-род-ское на-се-ле-ние // Очер-ки эко-но-ми-че-ской ис-то-рии Рос-сии пер-вой по-ло-ви-ны XIX в. М., 1959;

Клок-ман Ю.Р. Со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ская ис-то-рия рус-ско-го го-ро-да: вто-рая по-ло-ви-на XVIII в. М., 1967;

Но-ви-ков А.И. Ме-щан-ст-во и ме-ща-не. Л., 1983;

Мер-ков-ский В.Г. Ро-до-слов-ные пе-ре-кре-ст-ки: кре-сть-я-не, ме-ща-не, куп-цы, ка-за-ки и дво-ря-не. СПб., 2001;

Ми-ро-нов Ю.В. Ре-во-лю-ция и ме-ща-не. М., 2003;

Ан-ку-ше-ва К.А. Ме-щан-ст-во про-вин-ци-аль-но-го го-ро-да // Си-бир-ский ис-то-ри-че-ский жур-нал. 2004. № 1.

Низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого . Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой - с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года - от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Литература

  • Ю. Степанов. Мещанство // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 679-683
  • М. Горький Заметки о мещанстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мещанство (сословие)" в других словарях:

    Мещанство (от польск. mieszczanin горожанин) многозначный термин. Мещанство сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и России до 1917 года. Мещанство звание (статус) мещанина, представителя мещанского… … Википедия

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь



Рассказать друзьям