Программа кружка юный обществовед 68 часов. Рабочая программа дополнительного образования кружка «Юный правовед» – обществознание, планирование

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Программа

Учебной группы «Юный правовед»

Количество часов: 77

Программа (срок реализации): 1 год

Возраст детей: 11- 13 лет

Программу составил: Козлов Д.А.

Пояснительная записка

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Формирование гражданского общества в России возможно, только с решением задачи правовой грамотности подрастающего поколения.

Каждый гражданин должен знать и изучать свои права и обязанности, знать основные положения Конституции. Чем раньше человек познает общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в разных жизненных ситуациях.

Наша жизнь, очень сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать с детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания».

Актуальность дополнительной образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Цели:

Формирование правовой культуры у младшего школьника;

Формирование элементарных представлений об обществе в целом;

Задачи:

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

Расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Рабочая программа «Юный правовед» рассчитана на детей 5-6 классов,

на 2 часа в неделю, что составляет 77 часов в год.

В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе.

Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности.

Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие.

Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:

Словесный метод (беседа, лекция, чтение, рассказ);

Метод социальных проектов;

Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами, просмотр видеофильмов, экскурсии);

Игры (дидактические, ролевые с фрагментами кукольного спектакля, развивающие, познавательные);

Проблемно - поисковый метод (создание и решение проблемных ситуаций);

Самостоятельная работа (выполнение задач по праву);

Метод контроля (тесты, викторины ит.д.).

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Основные формы проведения занятий:

Практические занятия;

Наблюдение;

Беседа;

Экскурсия;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ролевые игры;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Тесты;

Творческие работы (рисование);

Массовые мероприятия.

Формы контроля:

Диагностическая игра;

Контрольное занятие;

Проверочная работа;

Психологический тест.

Оценка эффективности программы включает следующие критерии:

1.Качество знаний, умений и навыков характеризуется следующими показателями:

Глубиной знаний правовых понятий;

Прочность овладения правовыми умениями.

2. Положительная мотивация к занятиям включает такие показатели как

заинтересованность и самостоятельность обучающихся в деятельности творческого правового объединения.

3.Положительная эмоциональная настроенность включает такие показатели, как:

Характер взаимоотношений друг с другом и педагогом;

Характер настроения на занятиях.

4. Интеллектуальный и личностный рост включает такие показатели, как:

Сформированность качеств: любознательность, информированность;

Ценностные отношения к нормам морали и права.

Ожидаемые результаты

После прохождению курса программы обучающиеся должны:

Понимать современное общество и роль человека в его развитии;

Уважительно относиться к законам, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

Иметь широкий кругозор;

Уметь оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Уметь применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;

Осознавать свою принадлежность к различным социальным группам (семья, класс, школа) и свои социальные роли.

Учебно - тематический план

тема

Всего часов

Вид учебного занятия

Дата проведения

Место проведения

Средства обучения

Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с планом работы на год.

Лекция

3.09

38 каб.

Учебные пособия

Что такое право?

Лекция, семинар

08.09, 10.09, 15.09, 17.09, 22.09

38 каб.

Что такое Конвенция?

Лекция, семинар

24.09,29.09,

01.10,06.10,

08.10

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Кто я?

Лекция, семинар

13.10,15.10,

20.10,22.10,

22.10

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Лекция, семинар

27.10,29.10,

03.11,05.11,

10.11

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Принятие решения в семье.

Лекция, семинар

12.11,17.11,

19.11,24.11

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Конфликтная ситуация в семье.

Лекция, семинар

26.11,01.12,

03.12,08.12

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

«Мост доверия»

Лекция, семинар

10.12,15.12,

17.12,22.12

38 каб.

Учебные пособия видео презентация

Как научиться не ссориться, жить дружно. Наука не обижать людей.

Лекция, семинар

24.12,29.12,

38 каб.

Учебные пособия

Наш класс. Мы договариваемся.

Лекция, семинар

12.01,14.01,

19.01,21.01

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Настроение другого человека.

Лекция, семинар

26.01,28.01

38 каб.

Учебные пособия

Я – ты – мы.

Лекция, семинар

02.02,04.02

38 каб.

Учебные пособия

Берегите землю!

Лекция, семинар

09.02,11.02,

16.02,18.02

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Лекция, семинар

23.02,25.02

02.03,04.03

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Итоговое занятие.

Лекция, семинар

09.03,11.03

38 каб.

Учебные пособия

Гражданин и его права.

Лекция, семинар

16.03,18.03,

23.03,25.03,

30.03,01.04,

06.04,08.04,

13.04

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Гражданин- это личность

Лекция, семинар

15.04,20.04,

22.04,27.04,

29.04,04.05,

06.05

38 каб.

Учебные пособия, видео презентация

Гражданин и общество.

Лекция, семинар

11.05,13.05,

38 каб.

Учебные пособия

Жизнь даётся один раз.

Лекция, семинар

18.05

38 каб.

Учебные пособия

Правонарушения.

Лекция, семинар

20.05

38 каб.

Учебные пособия

Гражданин и гражданство.

Лекция, семинар

25.05

38 каб.

Учебные пособия

Обобщающие занятия.

Лекция, семинар

27.05

38 каб.

Учебные пособия

итого

1.Вводное занятие.

Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ.

Практика: игра - путешествие в знания правоведения.

Цель: проверить знания обучающихся по правоведению.

2.Что такое право?

Практика: путешествие в страну прав. « По праву хочу всё знать!». Правовая ассамблея сказочных героев. Викторина «Ваши права».

Цель: способствовать расширению знаний статей Всеобщей Декларации прав человека.

3.Что такое «Конвенция»?.

Практика: инсценировка статей. Информационно- познавательные занятия со спортивными элементами.

Цель: способствовать расширению знаний статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

4.Кто я?

Практика: игра «Кто я?»

Цель: способствовать формированию понимания ребёнком своей социальной роли в семье и обществе.

5.Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Практика: психологический тест.

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, доверие, уважение и взаимопонимание.

6.Принятие решений в семье.

Практика: а нализ истории «Как мы боролись с тройками», «Наша собака». Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно».

Цель: способствовать формированию умений анализировать вместе с родителями семейные проблемы и принимать решения.

7.Конфликтные ситуации в семье.

Практика: дискуссия «Микрофон».

Цели: обеспечить усвоение детьми понятий, которые приводят к конфликтным ситуациям.

8. «Мост доверия»

Цель: обеспечить усвоение детьми нравственных понятий, которые служат «мостом доверия» в человеческих отношениях.

9.Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.

Практика: конкурсы, игры.

Цель: способствовать пониманию обучающимися. Что от их поступков и поведения в целом зависит настроение, состояние здоровья близких им людей.

10.Наш класс. Мы договариваемся.

Практика: разминка «Верёвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками.

Цель: способствовать укреплению чувства «мы» в классе, приблизить к пониманию смысла общественного договора, на основе этого выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

11.Настроение другого человека.

Практика: творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?»

Цель: содействовать осмыслению того, что залогом дружеских отношений является умение контролировать своё настроение и учитывать настроение друзей.

12.Я – ты - мы.

Практика: разминка «Угадай-ка». Загадки о человеке. Работа с понятием «человек».

Цель: способствовать закреплению понятия «индивидуальность» и главного вывода. Что моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

13.Берегите Землю!

Практика: творческая работа «Цветы в рисунках». Викторина. Загадки. Игра- путешествие «Встреча на полянке».

Цель: научить познавать окружающий мир и бережно относиться к природе.

14.Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Практика: викторины «Я и ПДД», «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!». Эстафета «Дисциплинированные пешеходы»

Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка.

15.Итоговое занятие: «Правовой турнир»

16.Мораль и право.

Практика: диагностическая игра «Я и общество»

Цель: выявить отношение обучающихся к нормам морали и права, изучаемых в программе.

17.Гражданин и его права.

1. Понятия «гражданин» и «обыватель»

Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?»

Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин.

  1. Поведение человека в рамках закона.

Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки».

Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер.

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация прав человека

Практика: диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку»

Цели: обеспечить усвоение прав ребёнка на основе образного и ассоциативного мышления; оценка поступков сказочных героев в соответствии со статьями Конвенции(с использованием кукол); проверить уровень знаний обучающихся некоторых статей Конвенции.

2.Первый документ человека.

Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив.

Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении.

3.Право на имя.

Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей.

Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени.

18.Гражданин- это личность

1. Достоинства и недостатки.

Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель»

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека.

2. Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла.

19.Гражданин и общество.

1. Что такое общество? Что такое нация?

Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?»

Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества.

2. Моя семья.

Практика: знакомство с семейным кодексом. Семья и закон. Разминка «Мои родные»- составление генеалогического дерева.

Цели: формировать понятие о складывании семейного бюджета; расширить знания о родственниках и членах своей семьи.

3. Моя школа.

Практика: школа глазами детей. Ролевая игра «Если бы был директором…». Диспут «Права ребёнка в школе»

Цели: способствовать пониманию сложности управления школой и выявить детские проблемы в школе; познакомить с правами обучающихся в школе и методами защиты прав ребёнка в школе.

4.Мои друзья.

Практика: игра «Крушение корабля»

Цель: создание ситуации, способствующей познанию цены дружбы.

20.Жизнь даётся один раз.

Практика: конкурс на составление словесного портрета курильщика, пьяницы, наркомана, спортсмена.

Цели: показать, что вредные привычки сокращают жизнь; определить, какие качества человека приближают его к вредным привычка, а какие отдаляют, и почему?

21.Правонарушения.

1. Причины и виды правонарушений .

Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Игра «Юридическая консультация»

Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний(занятия проводятся с элементами кукольного театра).

2. Что такое ответственность и наказание .

Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости».

Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности, наказания на конкретных примерах.

22.Гражданин и государство

1.Власть и государство .

Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…»

Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам.

2. Что должно защищать государство?

Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя»

Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека.

3. Что такое федерация?

Практика: знакомство с фантастической страной по рассказу Е.С.Римара «Кость и хлеб».

Цель: способствовать формированию у обучающихся умения найти выход из трудного положения для народа фантастической страны.

4.Гимн. Герб. Флаг.

Практика: конкурс на лучший эскиз герба г. Пугачёва.

Цель: обеспечить понимание значимости государственной символики.

23.Обобщающие занятия.

1. Итоговое занятие

Игра «Звёздный час» по теме «Наши права»

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

Понятия «Декларация», «Конвенция», «добро и зло», «человек», «личность»;

Свои социальные роли;

Права и обязанности;

Правила дорожного движения.

Основные понятия: гражданин, закон, правопорядок, личность;

Права ребёнка;

Защита закона;

Суд, прокуратура;

Президент.

Должны уметь:

Оценивать свои поступки, прогнозировать их возможные последствия;

Защищать свои права при участии родителей;

Принимать несложные решения в различных ситуациях;

Ценить дружбу;

Беречь природу.

Работать с документами;

Осознанно пересказывать некоторые статьи Конвенции и Декларации;

Давать оценку поступкам с позиции права; объяснять основные правовые понятия.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Юный правовед"

Диагностический и контрольный материал:

1.Диагностическая игра по станциям "Мы с вами знакомы".

2.Тест-рисунок "Моя Родина".

3.Тест - рисунок "Я и моя семья".

4.Тест - рисунок "Наш класс".

5.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение".

6.Контрольное занятие - "Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе".

7.Психологический тест "Взаимоотношения в семье ".

8.Контрольное занятие - правовой турнир(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).

9.Диагностическая игра " Я и объединение".

10.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

11.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

12.Диагностический тест "Юный правовед".

13.Диагностический тест "Что я знаю о законе "Об образовании"?

14.Контрольный тест "Я и власть".

15.Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...".

16.Диагностический тест "Сможешь ли ты устоять...?”

17.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).

Список литературы:

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.

2. Закон " Об образовании"

3. Изучение правил дорожного движения: сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград, учитель,2007.

4. Конституция РФ.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

6. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ: Доклад. 2000. СПб.: образование - культура, 2001.

7. Лебев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад. М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2011.

8.Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998.

9. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева

10. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2002.

11. Фришмах И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора директор специальной

по ВР (коррекционной) (коррекционной) школы-

школы-интерната №12 РАССМОТРЕНО интерната №12

на педагогическом совете

протокол № 6

От 28.08.2015г. ______________________

Е.В.Курочкина И.А.Голубева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный правовед»

для учащихся 9 класса

Учитель: Грушко Наталья Александровна

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2часа

Паспорт Программы

Наименование

Программы

Адаптированная образовательная программа кружка «Юный правовед» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ школа-интернат №12 VIII вида

Основания для разработки Программы

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Конвенция о правах инвалидов

    Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Координатор Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКС(К)ОУ школе-интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения через структуру дальнейшего образования.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и крепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2015-2016 учебный год

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:

привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения;

привитие доброжелательности;

терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющимся социальном окружении.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.

Система организации контроля исполнения Программ

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по ВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Виды деятельности

5. Методы реализации программы

6. Материальное обеспечение программы

7. Календарно-тематическое планирование

8. Содержание деятельности

9. Литература

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с документами:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

3. Конвенция о правах инвалидов.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ».

6. Федеральная целевая программа «Дети России».

7. ФЗ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно в школе учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Данная программа направлена на то, чтобы:

А) воспитать социально активных и законопослушных граждан;

Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

В) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.

Цели:

Воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Содержание:

Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.

Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. РФ – полноправный член мирового сообщества. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на

равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии.

Социальные права. Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права. Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права. Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности.

Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.

Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.

Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

Ожидаемые результаты:

К концу года должны знать:

Права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

Материальную ответственность;

Гражданско-правовую ответственность;

Административную ответственность;

Ответственность, вытекающую из трудовых отношений;

Основные правила обращения с юридическими документами.

Должны знать и уметь:

Права несовершеннолетних детей;

Права и обязанности родителей;

Правовой статус личности;

- заключать мелкие бытовые сделки;

Применять законы на практике.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юный правовед»

п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вводное занятие. Задачи и содержание кружка.

Конституция. Основы конституционного строя.

Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников.

Ст.2.1 АК РФ Административное правонарушение.

Права детей – забота государства.

Ст.2.2. АК РФ Форма вины.

«Что в имени тебе моем?»

Ст.2.3. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность.

«Чтобы достойно жить».

Ст.3.2. АК РФ Виды административных наказаний.

Умей сказать «Нет».

Ст.6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и наритков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

Моя жизнь. Мои права.

Ст.130 УК РФ Оскорбление

Право и жизнь.

Ст.165,167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение, повреждение имущества.

От безответственности до преступления один шаг.

Ст.282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д.

Правовая самостоятельность.

Ст.63 СК РФПрава и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Мы – граждане великой России.

Ст. 213 УК Хулиганство.

Моя Родина- Россия.

Ст.116 УК Побои.

Правовой турнир.

Закон и правопорядок.

Мой взгляд.

Я имею право…

Нет! – Дороге в ад.

Суд над хулиганством.

Сказка ложь, да в ней намек.

Паспорт.

Заключение трудового договора.

Трудоустройство- надежный выход.

Толерантность и мы. Подведение итогов.

Кружок «Юный правовед», руководитель Н.А.Грушко

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс, Москва, 2013г.

2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 2000г.

3. Жилищный Кодекс, Москва, 2011г.

5. Конвенция Прав ребёнка.

6. Конституция Российской Федерации.

7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г.

8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г.

9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2013г.

10. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2013г.

11. Уголовный Кодекс, Москва, 2013г.

12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2013г.

Пояснительная записка

Направленность:

Данная образовательная программа реализует социально-педагогическую направленность.

Актуальность:

В современных условиях перед Россией стоит сложная задача: построить правовое демократическое государство.

Главной особенностью правового государства является исполнение закона со стороны не только граждан и организаций, но и государственных органов и должностных лиц. Чтобы заставить государственную власть жить по общим законам, нужен особый контингент людей: грамотных, просвещенных в правовом отношении. Молодых людей надо с детства учить чувствовать себя достойными обладателями личных, экономических, политических и других прав и свобод, умению требовать от государственной власти не только защиты людей, но и истинного служения им.

Демократия предоставила широкие права и свободы гражданам нашего государства. Они получили возможность реализовать себя, как личность. Но есть и обратная сторона развития демократии: враждебность в отношениях между людьми, утрачены многие нравственные ценности, правовая безграмотность. Самой незащищенной частью нашего общества являются пожилые люди и дети. Эта программа позволит сформировать навыки самозащиты, подготовить ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав и законов нашей страны.

Правовое обучение обучающихся – это необходимый шаг в преодолении хронической болезни, поразившей все российское общество: правового нигилизма (отрицание ценности права, неприятие его). Правовое воспитание и образование – путь к обновлению России.

Актуальность программы определяется тем, что обучающиеся получат углубленные знания о своих правах и смогут их отстоять, если они будут нарушены.

Данная программа поможет ребятам получить не только теоретические знания, но и их практическое применение. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность ребятам ориентироваться в общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права; развить гражданское самосознание обучающихся, политическое мышление.

Основные задачи программы:

  1. Обучающая : Формировать навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, развивать активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав.
  2. Развивающая : Развивать гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, умение ясно и четко выражать свою точку зрения; развивать практические навыки участия в процедуре голосования.
  3. Воспитательная :
  • Воспитывать человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам; воспитывать чувство патриотизма.
  • Программа рассчитана для детей 14–15-летнего возраста на 1 год. Продолжительность образовательного процесса 1 год – 152 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы работы: групповая.

Структура учебного занятия:

5 минут – организационные моменты; 45 минут – занятие; 10 минут – динамическая пауза; 45 минут – занятие; 15 минут – организационные моменты, проветривание помещения.

Ожидаемые результаты:

У обучающихся должны быть:

  • сформированы навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, активная гражданская позиция и осознание приоритета прав;
  • развиты гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, практические навыки участия в процедуре голосования, умения ясно и четко выражать свою точку зрения;
  • воспитано уважение к законам, подготовленность к жизни в условиях современного государства.

Способы проверки знаний:

  • анкетирование
  • выполнение практических заданий
  • написание мини-сочинений, эссе
  • составление проектов
  • рефлексия: что знали и что нового узнали на занятиях?
  • деловые игры, сюжетно-ролевые игры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах творческих работ, олимпиады, тестирование, выставки творческих работ, соревнования, защита проектов, сюжетно-ролевые игры.

Для того, чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы : совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям учащихся), метод проектирования, публичные выступления, тренинговые игры, мозговой штурм. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.

Для обучения необходимо не только разнообразие методов , но и методических и дидактических материалов. Для этого используются: учебники, монографии, первоисточники, документы, законы, периодическая печать. Большую помощь для выполнения поставленных задач играет техническое оснащение занятий: компьютер, видеоаппаратура, телевизор.

Раздел 1.
Роль права в жизни человека и общества

Что такое право? Понятие права. Теории происхождения права. Основные отрасли права . Система права. Понятие отрасль права. Предмет правового регулирования. Базовые отрасли.

Для чего нужны нормы права? Понятие норма права.Структура правовой нормы. Особенности правовой нормы. Классификация норм права. Виды правовых норм. Управомочивающие, обязывающие. запрещающие. Категорические и альтернативные нормы права. Правовое положение личности . Правовой статус человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека . Международные документы о правах человека. Понятие декларации и конвенции. Основное содержание декларации. Работа с текстом декларации.

Раздел 2.
Я – гражданин России

Кто такой гражданин? Понятие гражданин. Понятие гражданства. Приобретение гражданства. Россия – Родина моя. Понятие Родины. Понятие малой родины. Гражданский долг. Понятие гражданского долга. Художественные источники о гражданском долге. Государственные символы. Понятие государственные символы. История появления герба. Герб РФ. История создания гимна. Гимн РФ. История появления флага. Флаг РФ.

Оформление уголка «Государственные символы». Выступление перед учащимися 5-х классов «Государственные символы России». Клубный час.

Раздел 3.
Изучаем Конституцию

История становления и развития Конституции. Конституция -основной закон государства. Понятие конституции. Этапы конституционного развития. Характерные черты Конституции 1993г. Конституция РФ: достоинства и недостатки . Достоинства Конституции. Недостатки Конституции. Мнения политологов. Основы конституционного строя. Понятие конституционный строй. Понятие гражданское общество. Статьи Конституции об основах конституционного строя. Как рождается закон? Понятие закон. Право разработки закона. Порядок принятия закона. Особенности принятия федеральных конституционных законов.

Раздел 4.
Избирательное право

Понятие «избирательное право». Понятие избирательное право. Источники избирательного права. Сущность избирательного права. Выборы в демократическом обществе. Понятие выборы.Значение и разновидности выборов в РФ. Закон «О выборах» . Процесс создания закона. Содержание и особенности закона. Значение закона для развития государства. Необходимость участия граждан в выборах . Принципы участия граждан РФ в выборах. Избирательная система в России . Понятие избирательная система. Понятие мажоритарная система. Особенности мажоритарной системы. Понятие пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы. Избирательная компания . Стадии избирательного процесса. Назначение даты выборов и начало избирательной компании. Образование

избирательных округов. Формирование избирательных комиссий. Составление списков избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование и установление результатов. Политическая пропаганда и агитация. Понятие политическая пропаганда. Понятие агитация. Средства и содержание предвыборной агитации.

Избирательный бюллетень. Содержание, внешний вид. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игре «Выборы президента». Составление программ. Проведение этапа агитации и политической пропаганды. Выборы президента.

Раздел 5.
Семейное право

Что такое семья? Понятие семья. Роль семьи в государстве. Роль семьи в жизни человека. Семья и государство. Виды семей. Условия вступления в брак. Понятие брак. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие браку. Порядок регистрации и прекращения брака . Содержание статей Семейного кодекса. Права ребенка в семье . Право ребенка жить и воспитываться в семье. Понятие личные права. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Имущественные права ребенка. Обязанности родителей и детей . Содержание прав и обязанностей родителей и детей. Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. Значение службы защиты прав ребенка. Принципы работы службы защиты.

Раздел 6.
Мои права и обязанности в школе

Для чего я хожу в школу? Значение школы в жизни ребенка. Устав школы. Закон об образовании. История создания закона. Содержание закона. Ученик – учитель, ученик – одноклассники. Правила поведения учитель-ученик. Взаимоотношения ученик– одноклассники.

Подготовка к проектной деятельности, создание проектов по теме «Школа XXвека».

Раздел 7.
Право на труд

Трудовое право. Понятие трудовое право. Источники трудового права. Договорное регулирование трудового права. Трудовой договор . Понятие трудового договора. Виды трудового договора. Охрана труда в РФ . Обеспечение занятости граждан и гарантии реализации права граждан на труд. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Трудовая книжка. Понятие трудовая дисциплина. Трудовые обязанности. Меры поощрения. Условия наложения дисциплинарного взыскания. Права детей по трудовому законодательству, льготы. Специфика охраны труда несовершеннолетних. Изучение Трудового кодекса глава «Труд молодежи».

Раздел 8.
Гражданское право

Гражданское право. Понятие гражданское право. Гражданско-правовое отношение. Основания возникновения и прекращения гражданско-правового отношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правоспособность. Понятие дееспособность. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Сделки. Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок.

Право собственности в РФ.Понятие собственности. Понятие права собственности. Содержание прав собственности. Защита прав собственности. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Раздел 9.
Уголовное право

Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный кодекс РФ . Особенности нового Уголовного кодекса РФ. Преступление . Понятие преступление. Признаки преступления. Категории преступления. Уголовная ответственность . Понятие уголовная ответственность. Состав преступления. Основания уголовной ответственности. Неоконченное преступление. Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Преступление и подросток . Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних. Правонарушение и его отличие от морального проступка. Понятие правонарушения. Понятие морали. Отличие правонарушения от преступления. Юридическая ответственность . Понятие юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Институт инспекторов по делам несовершеннолетних. Роль и значение института инспекторов по делам несовершеннолетних. Содержание работы инспекторов по делам несовершеннолетних. Подросток и наркотики. Причины употребления наркотиков. Профилактика против употребления наркотиков. Подросток и алкоголизм . Причины употребления алкоголя. Методы борьбы против алкоголизма. Итоговое занятие «Право и будущее России» . Клубный час.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (Приложение 2).

Список литературы:

  1. Алексеев С.С . Теория права. – М.,1994.
  2. Ануреева И. А., Суворов В. И., Фадеев В.И . Основы государства и права. – М.,1992.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.,1998.
  4. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. ч. II. – М., 1993.
  5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. С-Птб.,1994.
  6. Избирательный закон: материалы к обсуждению. – М., 1993.
  7. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.Изд. дом «Новый учебник», 2003.
  8. Конституция РФ. – М., 2008.
  9. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1994.
  10. Мы, народ… Гражданин и конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков Н.М.Воскресенская, А.Н.Иоффе, А.Ф.Никитин.– М., 1998.
  11. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. – М., 1996.
  12. Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Дрофа, 1998.
  13. Семейный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа, 2007.
  14. Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
  15. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 класс,– М.: Дрофа. Гражданин, 1999.
  16. Уголовный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа. 2007.
  1. Всеобщая декларация о правах человека.
  2. Конституция РФ. – М., 2008.
  3. Семейный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  4. Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
  5. Трудовой кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  6. Уголовный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.

Рабочая программа «Юный правовед» для 8 МБОУ гимназии №30 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной основного общего образования МБОУ гимназии №30 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня образования

Рабочая программа «Юный правовед » состоит из 35 часов.

1.Планируемые результаты

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Метапредметные результаты:

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.);

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

– приобретение навыков (дома, в школе, в обществе).

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

1. Нормы права.

Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? «Я - игра» (по подгруппам). .

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.

2. «Я - гражданин».

Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

3. Права человека

Группы прав человека и гражданина. Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

4. Государство и политика.

Власть в государстве

5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

3. Тематический план

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Зачем необходимо знать законы

Что такое вина

Что такое ответственность

Виды юридической ответственности

Склонности к отклоняющемуся поведению

Правила морали

О правопорядке


Правонарушения и преступления

Взыскания и наказания

Родина – это…

Я – гражданин

Судебное разбирательство

Личные права

Права и обязанности

Дети и терроризм

Как не стать жертвой преступления

повторение

4. Приложения к рабочей программе

Приложение Календарно - тематический план

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?

Знакомство с программой кружка

теоретическое

Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

диагностика

практическое

Что такое вина?

теоретическое

Что такое ответственность?

теоретическое

Виды юридической ответственности.

Рассказ учителя

Теоретическое

Виды юридической ответственности.

Работа с источниками

практическое

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

Диагностика

теоретическое

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

практическое

Написать эссе на заданную тему.

практическое

Правила человеческого общества: правила морали.

Выступление

практическое

О правопорядке.

Рассказ учителя

теоретическое

О правопорядке.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

Правонарушения.

Определение поступков

практическое

Преступления.

Определение поступков

практическое

Взыскания и наказания.

Рассказ учителя

Теоретическое

Взыскания и наказания.

Назвать особенности

Практическое

Встреча с участковым ОДН.

Практическое

Обзор событий в районе.

Написание материала для газеты

Практическое

Родина – это…

Рассказ учителя

Теоретическое

Викторина «Я - гражданин»

Составление списка вопросов

Практическое

Викторина «Я - гражданин».

Викторина

Практическое

Судебное разбирательство.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Судебное разбирательство.

Составление кроссворда

Практическое

Судебное разбирательство.

Разгадывание кроссворда.

Практическое

Правовая игра «Большой круг».

Найти и исправить ошибки в тексте

Практическое

Личные (гражданские) права человека.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Право на достойную жизнь, образование, культуру.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Права и обязанности.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

«Дети и терроризм» - беседа.

Определение параметров.

Теоретическое

«Дети и терроризм»

Практическое

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Творческая работа

Практическое

Итоговый повторительно - обобщающий урок

Викторина

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 33 «Рассмотрено на заседании методического объединения» / / / / «Согласовано с Методическим советом гимназии» «Утверждаю» /Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия 33 г.улан-удэ» г Рабочая программа Кружок «Юный правовед» для 5-6 классов на 2014 /2015 учебный год Разработчик программы Хомяков Сергей Васильевич учитель истории 2014 год

2 Содержание Пояснительная записка.2 Содержание.3-4 Тематический план..5 Литература..6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что в свою очередь порядок, нужный нашей стране, может быть только порядком, ᴏϲʜованным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Конкретно в школе учащиеся начинают овладевать ᴏϲʜовами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность. Данная программа направлена на то, чтобы: а) воспитать социально активных и законопослушных граждан; б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям; в) выработать у учащихся собственные представления и установки, ᴏϲʜованные на современных правовых ценностях, нужные для защиты прав, свобод и законных иʜᴛᴇресов личности и правомерной реализации их гражданской позиции. Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода

3 человека ᴛᴏ вариант поведения, когда реализация иʜᴛᴇресов человека сочетается с уважением иʜᴛᴇресов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции. Цели: воспитание гражданина демократическᴏᴦᴏ общества при помощи формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми. Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся в сфере права. 2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является ᴏϲʜовным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических ᴏϲʜов нашего государства. 3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является ᴏϲʜовным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном росϲᴎйском обществе. 4. Доʜᴇсти до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека. 5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

4 Содержание курса Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его зʜачᴇʜᴎе. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Платон и его модель «идеального государства». Томас Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданскᴏᴦᴏ». «Великая хартия вольности». «Декларация незавиϲᴎмости» 4 июля 1776 года. Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября начало демократическᴏᴦᴏ конституционализма г. принятие «Основных государственных законов Российской империи». Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности г. образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. общественное и государственное устройство, ϲᴎстема управления, права и обязанности граждан, избирательная ϲᴎстема и государственные ϲᴎмволы. 7 октября 1977 г. Конституция СССР. СССР «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей. Причины конституционного кризиса 90-х годов г. противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 г. Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Сувеᴩᴇʜитет. РФ правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ. Государство как ϲᴎстема властных органов. Закрепление сувеᴩᴇʜитета в Конституции РФ. Конституционное зʜачᴇʜᴎе понятия «гражданин Российской Федерации». Сувеᴩᴇʜитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Сувеᴩᴇʜитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непоϲᴩедственная демократия. Верховенство права. Государственный сувеᴩᴇʜитет. Идеологический плюрализм. РФ полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую ϲᴎлу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы гуманистические ᴏϲʜовы жизни общества. Право на равенство,

5 жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Социальные права Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности Многонациональное государство. Понятие сувеᴩᴇʜитета. Полный сувеᴩᴇʜитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое ϲᴎмметричная и аϲᴎмметричная федерация? Стоит сказать, что разделение

6 полномочий в федеративном государстве. Основные этапы росϲᴎйскᴏᴦᴏ федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации. Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства кто ᴏʜ? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента. РФ государство с республиканской формой власти. Парламент орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российскᴏᴦᴏ парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента. Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства. Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в ϲᴎстему судебной власти. Незавиϲᴎмость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд ᴨᴩᴎсяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

7 Тематический план урока Тема Кол-во часов 1 История появления конституции 1 2 Истоки конституционализма 1 3 Конституция зарубежных стран 1 4 История становления и развития Конституции РФ 1 5 Советские конституции 1 6 Конституция РФ 1 7 Конституционный строй РФ 1 8 Основы правового статуса личности 1 9 Гражданство 1 10 Конституционные права и свободы 1 11 Конституционно-правовой статус РФ 1 12 Субъекты Федерации 1

8 13 Стоит сказать, что разделение властей и условия их 1 взаимодействия 14 Органы власти Российской Федерации 1 15 Избирательная ϲᴎстема РФ 1 16 Уполномоченный по правам человека 1 17 Президент РФ 1 18 Федеральное собрание РФ 1 19 Совет Федерации России 1 20 Государственная Дума 1 21 Правительство РФ 1 22 Судебная власть в РФ 1 23 Конституционный суд 1 24 Местное самоуправление Итоговые занятия 2

9 Литература 1. Конституция Российской Федерации. 2. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: Изд. дом «Новый учебник», с. ISBN Ищенко, В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и ϲᴩедних спец. учебных заведений. Чебоксары: КЛИО, с. ISBN Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. 2-е изд., дораб. М.: Витта-Пресс, с.: ил. ISBN Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практическᴏᴦᴏ права: книга для ученика. Т. 1: учеб. пособие для 8 11 кл. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургскᴏᴦᴏ института права им. Принца П. Г. Ольденбургскᴏᴦᴏ, с. ISBN


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 7 класс «ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ» Программа составлена учителями истории и обществознания: высшей квалификационной категории

Пояснительная записка В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ. ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ» 8 КЛАСС ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ базовый уровень 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Изучаем Конституцию» для

Кружок «Юный гражданин России» Учитель истории и обществознания Сычева Л.С. Пояснительная записка Программа курса «Изучаем Конституцию РФ» разработана для обучающихся 5-10 классов В условиях формирования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Бузулукского района Оренбургской области «Рассмотрено» на заседании методического совета

Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

Примерная тематика для курсовых работ по дисциплине «Конституционное право» Тема 1 ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1. Введение 2. Понятие и виды законов. 3. Федеральный конституционный

Основные задачи (цель) изучения предмета «Право» в 10 классе (профильный уровень) Изучение права в 10 классе направлено на решение следующих задач: -развитие личности, направленное на формирование правосознания

1. Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы по праву В.В. Спасской, С.И. Володиной, Е.А. Певцовой, учебника «Обществознание. Основы правовых знаний» 8-9 кл. С.И. Володиной,

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Конституционное право» п/п 1 Контролируемые разделы (темы) дисциплины Тема 1. Общая характеристика конституционного права РФ Код контролируемой компетенции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. Москва: Проспект, 2013. 584 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 11 Введение 12 Список сокращений 14 РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ОПД.Ф.5. «Конституционное (государственное) право России» (с дополнениями и изменениями)

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО К АК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО П РАВА, КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА...3 1.1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права... Л 1.2. Место

2 3. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Конституционное право.. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» является частью основной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Балтийска Рабочая программа учебного предмета «Право» 10 класс ступень базовый уровень Балтийск 2017 1. Пояснительная

Утверждены на заседании кафедры конституционного, административного и муниципального права 2016г. и.о. зав. кафедрой КАиМП ст. пр. Малярчук О. А. Кафедра конституционного, административного и муниципального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ; 2. Концепции духовно-нравственного

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для освоения дисциплины предусмотрены различные виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся и т.д. С целью упрощения блока методического сопровождения

Негосударственное образовательное частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Атон» г.о. Электросталь Московской области М.П. Утверждаю: Директор НОЧУ «СОШ «Атон» Улитина Е.А. Приказ августа

Поурочное планирование по праву на 2015 2016 учебный год Учитель: Батарин А.А. Право. 10 класс. 35 часов Программа. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 классы (34, 68 ч) // Программы общеобразовательных учреждений.

Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» СК РГУТИС МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета право в 10 «Б» классе (углубленный уровень) (наименование предмета) Составила

Темы дипломных работ по дисциплинам кафедры Конституционного права УрГЮА Конституционное право Российской Федерации 1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права

Вопросы к экзамену по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Часть первая 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. 2. Нормы конституционного права: понятие, классификация. 3. Конституционно-правовые

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:) Федерального закона «Об образовании» от29.2.202 года 273-ФЗ (ст.2 пункт 0, ст.2,

ЧОУ ВО «ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Направление подготовки 40.04.01 (030900) Юриспруденция (степень магистр) ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по курсу «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» 1. Предмет теории

Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного

I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа «Право» разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Министра

Конституционное право России Список вопросов к экзамену 1. Конституционное право России как наука. 2. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление. 3. Территория субъектов РФ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. 2. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. 3. Конституционно-правовые

Предисловие Раздел I. Основы теории конституционного права Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 1. Понятие и роль 2. Предмет 3. Конституционное право или государственное

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.

Министерство образования и науки РФ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Армавире

Принято на педагогическом совете Протокол 9 от «29» августа 2014г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 61 города Перми» Утверждаю Директор МАОУ «СОШ

1 ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 1. Конституционное право в системе

Контрольная работа по теме: «Конституционное право» Вариант I. 1. «В каждом творце конституции прячется утопист». Как Вы думаете, что имел в виду американский социолог Ф. Маньюза? 2. Перечислите три способа

ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Форма проведения: информационный час. Тема: День Конституции Республики Беларусь Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, уважение к Конституции государства Задачи:

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Конституционное право».. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной

ÑÎÖÈÀËÜÍÎ-ÝÊÎÍÎÌÈ ÅÑÊÎÅ È ÏÎËÈÒÈ ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÏÎÑÒÑÎÂÅÒÑÊÎÉ ÑÈÁÈÐÈ ÏÐÅÄÑÒÀÂÈÒÅËÜÍÀß ÂËÀÑÒÜ Â ÐÅÑÏÓÁËÈÊÅ ÁÓÐßÒÈß Ö.Á. ÁÀÒÓÅÂ Проблеме законодательной (представительной) государственной власти в национальном

Пояснительная записка Рабочая учебная программа праву составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 1089).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра

1. Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Юный правовед» составлена с использованием программы курса «Основы правовых знаний» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы /Авторы

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Теории и истории государства и права От «06» июня 2012 г., протокол 6 Зав. каф. И.Ю. Остапович Экзаменационные вопросы по Конституционному праву Для ДО. 1. Понятие и роль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по праву Данная программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта; «Примерной программы по праву»; учебного

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 507 Московского района СанктПетербурга Образовательная программа «Право. Конституция РФ» для обучающихся 1011 классов

Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы,

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОДОБРЕНО решением Ученого совета (протокол 9 от 26.05.2014) УТВЕРЖДЕНО приказом ректора 08/07

Что такое конституционный строй? Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Правовое положение личности Основы политической жизни общества Принципы экономических

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС (профильный уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: 1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ 1312 от 09. 03. 2004

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 70 РАССМОТРЕНО:

3 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1.1 Область применения программы 4 1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины

ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный процесс; муниципальное право 1. Конституционное право 1. Понятие, предмет и метод конституционного права

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ОПД.В 2.2 Конституционное право (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ИНЭП) Н. В. КОСОЛАПОВА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программа Специальность «Юриспруденция» Москва - 2011 2

Согласовано Методическим советом Протокол от 205г. Обсуждено: Педагогическим советом Протокол 205г. Утверждаю: Директор МБОУ СОШ Н.В. Моисеева Приказ от 205 Рабочая программа по учебному предмету Право

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СПО «БТПП» И.В.Щепелина 013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Данная рабочая программа разработана на основе: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Кузнецова Е.В. Основы потребительских знаний // Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное



Рассказать друзьям