Прокофьева» (сокращенная). Презентация на тему «Балет «Ромео и Джульетта» С.С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине.С самых ранних лет Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную славу.




Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот – дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”. Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева рождены новым мироощущением, эпохой современности, ХХ веком. После окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной С.Дягилевым.



«Ромео и Джульетта»



Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова). Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы подчинены содержанию. “Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших акта).




Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта” является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства: 1 тема – его зарождение; 2 тема – расцвет; 3 тема – его трагический накал.




В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах? веронской улицы, в скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.




Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви, побеждающая смерть. С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и отвагу бойца. Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными, гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия слепой ненависти и средневековой? – причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.




Разбор балета В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу. II действие . 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная сцена вражды и смерти. III действие . 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты принять снотворное зелье. Эпилог . 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.




Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.



Мировая литература знает немало
красивых, но трагических историй любви.
Из этого множества заметно выделяется
одна, которую называют самой
печальной на свете – история двух
веронских возлюбленных Ромео и
Джульетты.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Эта бессмертная трагедия
Шекспира уже более четырех
столетий бередит сердца
миллионов неравнодушных
людей – она живет в искусстве
как образец чистой и настоящей
любви, которая смогла победить
злость, вражду и смерть.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Одной из самых ярких музыкальных интерпретаций этой истории за
все время ее существования является балет С. Прокофьева «Ромео и
Джульетта». Композитору удалось удивительным образом
«перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань
шекспировского повествования.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

«Ромео и Джульетта»
Прокофьева - один из самых
популярных балетов двадцатого
столетия. Ещё до премьеры, в
1936 г., на основе музыки балета
Прокофьев написал две
оркестровые сюиты, к которым в
1946 добавил третью.
Оркестровые сюиты, которые
носят одинаковое название -
«Ромео и Джульетта», относятся к
числу самых популярных
сочинений композитора.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Музыка балета С. Прокофьева ярко
раскрывает основной конфликт
трагедии Шекспира – столкновение
светлой любви Ромео и Джульетты с
родовой враждой Монтекки и
Капулетти, характеризующей
средневековый уклад жизни. Но если
в увертюре содержание трагедии
Шекспира представлено обобщённо,
то в балете сюжет трагедии
раскрывается последовательно, в
конкретных событиях.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Каждое действующее лицо
балета имеет свою
музыкальную характеристику.
Музыкальные портреты героев
балета сплетаются из
нескольких тем,
характеризующих разные
стороны образа. Они могут
повторяться, варьироваться
появление новых качеств
образа вызывает чаще всего и
появление новой темы,
которая интонационно тесно
связана с предшествующими.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только
образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели
героев, остаётся неизменным на протяжении всего балета.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Первой исполнительницей роли Джульетты была
всемирно известная балерина Галина Сергеевна
Уланова.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

В сцене последней встречи Ромео и Джульетты
восходит солнце, поёт жаворонок,
напоминающий о наступлении утра и о том, что
Ромео должен покинуть Верону, расстаться с
Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не
слышим никакого намёка на утро, на нежный
пробуждающий день. В оркестре звучит бас,
кларнет и фагот, которые отнюдь не передают
пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда
артистам удалось увидеть сцену „глазами
Прокофьева“, они поняли, что композитору
важно было обрисовать не „утро“ и не
„жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи,
любви и боли разлуки.

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Балет «Ромео и Джульетта» написан
Прокофьевым в 1935- 1936 годах.
Либретто разработано композитором
совместно с режиссером С. Радловым
и балетмейстером Л. Лавровским (Л.
Лавровский и осуществил первую
постановку балета в 1940 году в
Ленинградском театре оперы и балета
имени С. М. Кирова).

БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА» С.С ПРОКОФЬЕВА

Произведение Прокофьева продолжило классические
традиции русского балета. Это выразилось в большой
этической значимости избранной темы, в отражении
глубоких человеческих чувств, в развитой симфонической
драматургии балетного спектакля. И вместе с тем
балетная партитура «Ромео и Джульетты» была такой
необычной, что потребовалось время для «вживания» в
нее. Возникла даже ироническая поговорка: «Нет повести
печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».
Лишь постепенно все это сменилось восторженным
отношением артистов, а затем и публики к музыке.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Балет "Ромео и Джульетта"" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

«Ромео и Джульетта» - балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева - один из самых популярных балетов двадцатого столетия.

Действующие лица Эскал, герцог Вероны. Парис, молодой дворянин, жених Джульетты.

Слайд 3

Капулетти:Капулетти, Жена Капулетти, Джульетта, их дочь. Тибальд, племянник Капулетти, Кормилица Джульетты. Самсонэ, Грегорио, Пьетро - слуги Капулетти, Подруги Джульетты, Паж Париса. Монтекки: Монтекки Ромео, их сын.Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео. Лоренцо, монах.Абрамио, Балтазар - слуги Монтекки. Паж Ромео. Служанки. Розалина [уточнить]Хозяин кабачка. Нищие. Трубадур. Шут.Юноша в бою. Торговец зеленью. Горожане.

Слайд 4

История создания Замысел балета по трагедии Шекспира (1564-1616) «Ромео и Джульетта» о трагической гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после возвращения композитора из-за границы в 1933 году. Тему подсказал известный шекспировед, в то время - художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) С. Э. Радлов (1892-1958). Композитор вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом А. Пиотровским (1898-1938?). В 1936 году балет был представлен в Большой театр, с которым у авторов был договор. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная руководству театра, в целом, понравилась, но коренное изменение смысла трагедии Шекспира привело к ожесточенным спорам. Полемика вызвала у авторов балета желание пересмотреть свою концепцию. В конечном счете они согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили трагический финал.

Слайд 5

Однако представленный в этом виде балет дирекцию не устроил. Музыку сочли «нетанцевальной», договор расторгли. Возможно, в этом решении сыграла роль сложившаяся политическая обстановка: совсем недавно в центральном партийном органе, газете «Правда», были опубликованы статьи, шельмующие оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» Шостаковича. Разворачивалась борьба с крупнейшими музыкантами страны. Дирекция, по-видимому, решила не рисковать.

Премьера «Ромео и Джульетты» была осуществлена 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно в хореографии И. Псоты (1908-1952), артиста балета, педагога и хореографа, родившегося в Киеве. Серьезной преградой для постановки спектакля на отечественной сцене стало и то обстоятельство, что один из авторов либретто, Адриан Пиотровский, к этому времени был репрессирован. Его имя убрали из всех документов, касающихся балета. Соавтором либреттистов стал балетмейстер Л. Лавровский (настоящая фамилия Иванов, 1905-1967), окончивший в 1922 году Петроградское хореографическое училище и сначала танцевавший на сцене ГАТОБа (Мариинского театра), а с 1928 года увлекшийся постановкой балетов. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку А. Рубинштейна и А. Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Балет «Ромео и Джульетта» стал вершиной его творчества. Однако премьере, состоявшейся 11 января 1940 года, предшествовали сложности.

Слайд 6

Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим, в основном, не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Лавровский требовал от Прокофьева изменений и дополнений, композитор же, не привыкший к чужому диктату, стоял на том, что балет написан в 1936 году, и возвращаться к нему он не намерен. Однако вскоре ему пришлось уступить, так как Лавровский сумел доказать свою правоту. Был написан ряд новых танцев и драматически эпизодов, в результате родился спектакль, существенно отличавшийся от брненского не только хореографией, но и музыкой.

Фактически Лавровский поставил «Ромео и Джульетту» в полном соответствии с музыкой. Танец ярко раскрыл душевный мир Джульетты, прошедшей путь от беззаботной и наивной девочки до смелой, страстной женщины, готовой на все ради любимого. В танце даются и характеристики второстепенных персонажей, таких как светлый, словно искрящийся Меркуцио и мрачный, жестокий Тибальд. «Это <...> «речитативный» балет <...> Такой речитатив имеет собирательный эффект, - писала иностранная критика. - Танец стал слитным, непрерывно льющимся, а не акцентируемым <...> Мелкие блестящие нежные движения уступили место колоссальной элевации Хореограф <...> сумел избежать «подводных камней» пьесы без слов. Это <...> истинный перевод на язык движений».

Слайд 7

Этот вариант балета и стал всемирно известным.. Музыка, к которой артисты балета постепенно привыкли, раскрылась перед ними во всей красоте. Балет по праву вошел в классику этого жанра. По клавиру балет состоит из 4-х актов, 9-и картин, однако при постановках 2-ю картину, как правило, делят на четыре, а последний акт, состоящий всего из одной краткой картины, присоединяют к 3-му в качестве эпилога, в результате чего в балете оказывается 3 акта, 13 картин с эпилогом. Музыка Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г. Орджоникидзе: «Ромео и Джульетта» Прокофьева - произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом, ибо хотя в нем и нет формообразующих элементов сонатного цикла в их, так сказать, «чистом виде», весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается трепетное дыхание главной драматургической идеи. При всей щедрости изобразительного начала оно нигде не принимает самодовлеющего характера, насыщаясь активно драматическим содержанием.

Слайд 8

Самые экспрессивные средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и внутренне оправданы... Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах душевного подъема - в лирических адажио. Прокофьев же названную драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму». Отдельные, самые яркие номера балета очень часто звучат на концертной эстраде как в составе симфонических сюит, так и в фортепианном переложении. Это «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек» и др.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

  • Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Балет «Ромео и Джульетта». Прокофьев Сергей Сергеевич.«Ромео и Джульетта» (op. 64) - балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева - один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Сергей Сергеевич ПрокофьевСерге́й Серге́евич Проко́фьев (11 апреля 1891, Сонцовка, - 5 марта 1953, Москва) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, литератор. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 - трижды, 1947, 1952).Один из наиболее значительных композиторов XX века. Автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, ораторий и кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки для кино и театра. «Ромео и Джульетта»Композитор - Сергей ПрокофьевДата и место сочинения - 1935Части - четыре актаДата и место первой постановки - 30 декабря 1938 года, Национальный театр в Брно (Чехословакия). Балет в 1 акте, балетмейстер-постановщик Иво Ваня Псота, художник-постановщик В. Скрушный, дирижёр К. Арнольди. Либретто: А. И. Пиотровский, С. С. Прокофьев, С. Э. Радлов. В СССР - 11 января 1940Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. КироваАвтор либретто - Леонид Лавровский, Адриан Пиотровский, Сергей Прокофьев, Сергей РадловБалетмейстер - Леонид ЛавровскийСценография - Пётр ВильямсПоследующие постановки - 26 июня 1979 - Ю. Н. ГригоровичСценография - С. ВирсаладзеДирижёр - А. Жюрайтис История созданияЗамысел балета по трагедии Шекспира (1564-1616) «Ромео и Джульетта» о трагической гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после возвращения композитора из-за границы в 1933 году. Тему подсказал известный шекспировед, в то время - художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) С. Э. Радлов (1892-1958). Композитор вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом А. Пиотровским (1898-1938). В 1936 году балет был представлен в Большой театр, с которым у авторов был договор. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец Действующие лицаЭскал, герцог Вероны.Парис, молодой дворянин, жених Джульетты.КапулеттиКапулеттиЖена Капулетти. Джульетта, их дочь.Тибальд, племянник Капулетти. Кормилица Джульетты.Самсонэ, Грегорио, Пьетро - слуги Капулетти.Подруги Джульетты. Паж Париса.МонтеккиМонтекки. Ромео, их сын.Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео. Лоренцо, священникАбрамио, Балтазар - слуги Монтекки.Паж Ромео.Служанки. Розалина. Хозяин кабачка.Нищие. Трубадур.Шут. Юноша в бою.Торговец зеленью.Горожане Краткое содержание Издавна враждуют две веронские семьи, Монтекки и Капулетти. Но для настоящей любви вражда - ничто. Двое юных созданий - Ромео и Джульетта вопреки своим семьям любят друг друга. И никто не может помешать им быть вместе. Выпады кузена Джульетты Тибальда, убившего друга Ромео, Меркуцио, пресекаются шпагой юного Монтекки. Джульетта в отчаянии, но любовь к Ромео сильнее. Девушка принимает зелье, чтобы все подумали, будто она мертва. Но злой рок приводит к её "бездыханному" телу Ромео, юноша в отчаянии убивает себя. Очнувшись, Джульетта видит перед собой погибшего возлюбленного. Горя не может унять ничто на этой земле, её место рядом с ним, Джульетта закалывается кинжалом... Монтекки и Капулетти склоняются над телами своих детей, они понимают, что стали причиной этой трагедии. Великое горе объединяет врагов. Заключение ПроизведениеПрокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось вбольшой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческихчувств в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тембалетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой необычной, что потребовалосьвремя для “вживания” в неё. Возникла даже ироническая поговорка: “Нет повести печальнеена свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженнымотношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным, прежде всего,явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, таккак, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских идраматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка испектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.

    Слайд 2

    «Ромео и Джульетта» - балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. ЛибреттоАдриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедииУильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева - один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Действующие лица Эскал, герцог Вероны. Парис, молодой дворянин, жених Джульетты.

    Слайд 3

    Капулетти:Капулетти, Жена Капулетти,Джульетта, их дочь. Тибальд, племянник Капулетти, Кормилица Джульетты. Самсонэ, Грегорио, Пьетро - слуги Капулетти, Подруги Джульетты, Паж Париса. Монтекки: МонтеккиРомео, их сын.Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео. Лоренцо, монах.Абрамио, Балтазар - слуги Монтекки. Паж Ромео. Служанки. Розалина[уточнить]Хозяин кабачка. Нищие. Трубадур. Шут.Юноша в бою. Торговец зеленью. Горожане.

    Слайд 4

    История создания Замысел балета по трагедии Шекспира (1564-1616) «Ромео и Джульетта» о трагической гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после возвращения композитора из-за границы в 1933 году. Тему подсказал известный шекспировед, в то время - художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) С. Э. Радлов (1892-1958). Композитор вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом А. Пиотровским (1898-1938?). В 1936 году балет был представлен в Большой театр, с которым у авторов был договор. В первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная руководству театра, в целом, понравилась, но коренное изменение смысла трагедии Шекспира привело к ожесточенным спорам. Полемика вызвала у авторов балета желание пересмотреть свою концепцию. В конечном счете они согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили трагический финал.

    Слайд 5

    Однако представленный в этом виде балет дирекцию не устроил. Музыку сочли «нетанцевальной», договор расторгли. Возможно, в этом решении сыграла роль сложившаяся политическая обстановка: совсем недавно в центральном партийном органе, газете «Правда», были опубликованы статьи, шельмующие оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» Шостаковича. Разворачивалась борьба с крупнейшими музыкантами страны. Дирекция, по-видимому, решила не рисковать. Премьера «Ромео и Джульетты» была осуществлена 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно в хореографии И. Псоты (1908-1952), артиста балета, педагога и хореографа, родившегося в Киеве. Серьезной преградой для постановки спектакля на отечественной сцене стало и то обстоятельство, что один из авторов либретто, Адриан Пиотровский, к этому времени был репрессирован. Его имя убрали из всех документов, касающихся балета. Соавтором либреттистов стал балетмейстер Л. Лавровский (настоящая фамилия Иванов, 1905-1967), окончивший в 1922 году Петроградское хореографическое училище и сначала танцевавший на сцене ГАТОБа (Мариинского театра), а с 1928 года увлекшийся постановкой балетов. В его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского (1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку А. Рубинштейна и А. Адана (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Балет «Ромео и Джульетта» стал вершиной его творчества. Однако премьере, состоявшейся 11 января 1940 года, предшествовали сложности.

    Слайд 6

    Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и исходившим, в основном, не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира. Лавровский требовал от Прокофьева изменений и дополнений, композитор же, не привыкший к чужому диктату, стоял на том, что балет написан в 1936 году, и возвращаться к нему он не намерен. Однако вскоре ему пришлось уступить, так как Лавровский сумел доказать свою правоту. Был написан ряд новых танцев и драматически эпизодов, в результате родился спектакль, существенно отличавшийся от брненского не только хореографией, но и музыкой. Фактически Лавровский поставил «Ромео и Джульетту» в полном соответствии с музыкой. Танец ярко раскрыл душевный мир Джульетты, прошедшей путь от беззаботной и наивной девочки до смелой, страстной женщины, готовой на все ради любимого. В танце даются и характеристики второстепенных персонажей, таких как светлый, словно искрящийся Меркуцио и мрачный, жестокий Тибальд. «Это <...> «речитативный» балет <...> Такой речитатив имеет собирательный эффект, - писала иностранная критика. - Танец стал слитным, непрерывно льющимся, а не акцентируемым <...> Мелкие блестящие нежные движения уступили место колоссальной элевации Хореограф <...> сумел избежать «подводных камней» пьесы без слов. Это <...> истинный перевод на язык движений».

    Слайд 7

    Этот вариант балета и стал всемирно известным.. Музыка, к которой артисты балета постепенно привыкли, раскрылась перед ними во всей красоте. Балет по праву вошел в классику этого жанра. По клавиру балет состоит из 4-х актов, 9-и картин, однако при постановках 2-ю картину, как правило, делят на четыре, а последний акт, состоящий всего из одной краткой картины, присоединяют к 3-му в качестве эпилога, в результате чего в балете оказывается 3 акта, 13 картин с эпилогом. Музыка Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г. Орджоникидзе: «Ромео и Джульетта» Прокофьева - произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом, ибо хотя в нем и нет формообразующих элементов сонатного цикла в их, так сказать, «чистом виде», весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается трепетное дыхание главной драматургической идеи. При всей щедрости изобразительного начала оно нигде не принимает самодовлеющего характера, насыщаясь активно драматическим содержанием.



    Рассказать друзьям