Псалом 142 толкование. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И содержит 150 глав или псалмов. Псалом - это текст, который написан в стихотворной форме, хотя, конечно, рифма соблюдается в оригинале на древнееврейском языке. В русском языке поэтическая форма, к сожалению, не достигнута и переводчики сохранили для современных христиан лишь смысл текста.

История написания

Написан был Псалтирь на древнееврейском языке и использовался в храмовых служениях и во время поклонения Господу. Со временем книга дополнялась текстами, уже после смерти Давида, но 142 псалом был написан им во времена его семейной трагедии.

Праведный Давид Псалмопевец

Текст песни направлен к Господу, это молитва не царя, а безутешного отца Давида, который пострадал от жадности и честолюбия собственного сына. Авессалом был одним из сыновей царя, он убил своего сводного брата за то, что тот надругался над родной сестрой Авессалома. Но царь простил его и вернул домой, когда тот убежал в страхе от лица царя.

Давид простил Авессалома и вновь приблизил себя к нему, но тот коварно стал собирать войско против отца и тот был вынужден бежать от собственного сына. Текст этого псалма (как и нескольких прочих) был написан во время этого позорного бегства.

Сегодня христиане имеют возможность читать псалом в переводах на более чем 100 языков, в том числе и на русском (Синодальный или современный перевод). Эта песнь охватывает достаточно много тем: воспоминание о благословениях , прошение Господу о защите, собственное раскаяние , просьба о мудрости, уничтожении врагов и наставлении на истинный путь.

Текст 142 Псалма:

  1. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
  2. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
  3. и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
  4. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
  5. Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля.
  6. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
  7. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
  8. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
  9. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
  10. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
  11. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

Толкование

Есть несколько выпущенных печатных толкований на весь Псалтирь в целом и конкретно на 142 песнь.

С первой строчки становится понятно, что автор отчаялся и исступленно просит Господа о помощи. Слова «Господи, почему Ты не слышишь меня?» говорят об отчаянии Давида, о том, что он ищет и не может найти ответа. Он зовет Господа, называет Его своим Защитником и Утешителем, говорит о собственном горе, о мраке, в который попал. Он просит Творца о милости и защите, ведь только Бог может уничтожить всех врагов и вновь вознести царя на его престол.

Давид просит Господа о помощи, милости и защите

Молящийся четко понимает, насколько он несостоятелен перед Всемогущим Творцом. Псалом ясно отражает мысль, что закон (свод правил евреев) не может спасти человека, но только любовь Бога и милость Его на это способна. В Новом Завете эту же мысль можно проследить у Иисуса Христа, а также в посланиях апостола Павла.

Псалом 134.

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь, пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Иже порази первенцы Египетския, от человека до скота. Посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. Иже порази языки многи и изби цари крепки: Сиона, царя Аморрейска, и Ога, царя Васанска, и вся царствия Ханаанска, и даде землю их достояние, достояние Израилю, людем Своим. Господи, имя Твое в век и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возлаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат, ниже бо есть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Доме Израилев, благословите Господа, доме Ааронь, благословите Господа, доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.

Псалом 135.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия Единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия Единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его, и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его, и убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.

Псалом 136.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Слава:

Псалом 137.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое. Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею. Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих, и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня, яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

Псалом 138.

Господи, искусил мя еси и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси. Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря - и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тма ея, тако и свет ея. Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них. Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою. Аще избиеши грешники, Боже, мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя. Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

Псалом 139.

Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужи препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.

Слава:

Псалом 140.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею - жертва вечерняя. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

Псалом 141.

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Псалом 142.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Слава:

По 19-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 7: Благодаря, славлю Тя, Боже мой, яко всем дал ecи грешником покаяние. Спасе, не посрами мене, егда приидеши судити миру всему, срамная дела сотворшаго. Слава: Безмерная Тебе прегрешив и безмерных мучений ожидаю, Боже мой, ущедрив, спаси мя. И ныне: Ко множеству милости Твоея ныне прибегаю: разреши вериги, Богородице, согрешений моих.

Господи, помилуй(40) и молитва:

Владыко Христе Боже, Иже Страстьми Твоими страсти моя исцеливый и язвами Твоими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления, сраствори моему телу от обоняния животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои. Возвыси мой ум к Тебе, долу привлекшийся, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве, но, Владыко Господи, Иисусе Христе, Сокровище Благих, даруй мне покаяние всецелое, и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою, и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене, изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей, и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Псалом 142

Этот псалом читается на малом повечерии, на великом повечерии, в шестопсалмии, по уставу он должен начинать собою пение водосвятного молебна, так же он читается во время таинства елеосвящения (соборования). Таким образом он часто употребляется в нашей Церкви. Он является как бы одним из любимых псалмов в нашей Церкви и заслуженно, потому что он описывает состояние души человека, которая ищет Творца.

Псалом Давида, когда гнал его Авессалом сын его, 142…

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Эти слова мы знаем. Неоднократно слышали, но важно, чтобы мы еще и понимали о чем здесь говориться. Как говорит блаженный Августин. У него есть такая гениальная фраза на латинском языке: «суть молитвы в понимании». Очень важная мысль, потому что люди часто читают молитвы и псалмы, но не понимают их и считают, что так и надо, хотя Иоанн Златоуст комментируя такую практику говорит: «вот безобразие, вот безумие, люди ведут себя как маленькие несмышленые младенцы, которые повторяют слова, в которых не видят никакого смысла и думают таким образом угодить Господу». Действительно, совершенно бессмысленная и глупая практика, когда люди не пытаются познавать слова молитвы, а просто их читают автоматически и думают, таким образом «беса погонять» (как говорят), «ты не понимаешь, но бесы понимают, поэтому все равно читай». С одной стороны правильно, потому что если человек будет говорить «я не буду читать ничего, потому что я этого не понимаю», он просто ничего не сделает. Другое дело, что если ты не понимаешь, ты должен не отбрасывать этот текст молитвенный и не читать как шаманское заклинание (многие так делают), а просто стараться вникнуть в каждое слово Священного Писания, потому что Слово Божие - это Дух и жизнь, как говорит Господь. Они пропитаны, жизнью Божией, как говорит архидиакон Стефан (как сообщают нам Деяния апостольские) Господь дал нам живые слова, которые воздействуют на душу человека, оживляют её. В прямом смысле живые, поэтому их многие и опасаются читать. Поэтому и возникает такой внутренний стопор на чтение Священного Писания у некоторых людей, которые по заповедям не идут. Знаете почему? Потому что человек это чувствует, этот аромат новой жизни и он как бы так говорит (естественно это не проговаривается никогда, но ощущение такое: «как бы это Слово Божие вопреки моим представлениям не выступило, как бы оно не выступило против моей жизни, слишком опасно; потом мне придется врать, изворачиваться, пытаться вступать с Богом в спор, как некоторые делают. Все это чревато, на душе не приятно. Лучше я не буду читать и все, на душе будет спокойно и тихо». Правда (неразборчиво) …ну это ничего страшного… Знаете, как лягушку можно сварить заживо? Вот если вы лягушку бросите в кипяток, она сразу же выскочит, а если лягушку посадить в холодную воду и поставить на медленный огонь, она заживо свариться, известно, потому что она не среагирует на тот переход, который приводит к гибели. Именно таким же образом поступает и дьявол, он человека ведет по пути смерти медленно, как хорошо сказал Льюис: «самая надежная дорога в ад - на которой нет указателей», понимаете?…

Теперь давайте рассмотрим сам Священный текст. Давид обращается к Богу и говорит: «1. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей»

Итак, первое с чего начинается молитва, это с просьбы, чтобы Господь слышал молитву, мы с вами знаем, что Господь все слышит, но не все слушает. Когда человек просит, находясь во зле, или когда человек просит в нераскаянном грехе, то Бог эту молитву не слушает, как Он будет слушать, если человек враждует против Бога, это не реально совершенно. Поэтому Давид зная свою греховность, зная то зло, которое он сделал, просит чтобы Господь услышал его молитву и был внимателен, «вложил в уши» моление «во истине Твоей», то есть ради той истины, которой он придерживается, Давид просит, чтобы Господь его услышал. То есть что значит «во истине Твоей». Ради того, что Ты истинен, ради того, что на Тебя можно положиться, слово «истина» на еврейском языке именно и означает то, на что можно положиться. То, что никогда не подводит. Поэтому синонимом истины в еврейском языке является одно из имен Бога, такое как «скала». Одной из имен Бога в Писании « скала спасения» за которую можно уцепиться … И Давид говорит - Ты надежный Бог - Ты истинный Бог, Ты говоришь всегда правду и истину, Ты сам есть Истина, поэтому услышь меря ради этой истины, ради того, что ты никого никогда не подводишь. Опять таки мы здесь видим что? Очень важную мысль, что когда библейские святые и новозаветные святые, потому что опыт у них общий и единый совершенно в Святом Духе; когда они обращаются к Богу, они обращаются к Нему ради Него Самого. У нас сейчас часто так бывает? У нас очень интересно, действительно, происходит такая ситуация: вот сейчас купил книжку одного афонского современного богослова и он такие мысли высказывает (они есть у многих современных богословов), то что у нас сейчас возникло «мелкобуржуазное христианство» - это христианство которое предполагает не действование силою Бога, не жизнь силою Бога, а предполагает нравственное самосовершенствование при помощи своих сил, чтобы Господь тебя потом за это наградил. Логика какая? Я сам сделаю как можно больше добрых дел, а потом Бог по счету мне оплатит. Действительно банкирский подход - сколько заработал - столько получи. Это противоположно реальному христианству, открытому нам Господом…Откровение Господне говорит, что мы должны действовать не своей силой, а силой Божией. Сам Господь говорит, что «без меня не можете делать ничего», и именно поэтому, христианин должен действовать силой Бога, должен «жить Богом, для Бога и о Боге»…

Очень интересно бывает читать многих современных апологетов или авторов 19 века,например, таких вот популярных, которые ориентируются на обычных христиан того времени… Часто начиная описывать значение какой-то заповеди или учение Церкви …они начинают описывать как это учение полезно для жизни человека… Но в чем ошибка здесь? Ошибка в акценте,- для слушателя важно не Бог, а то что мы от него получим. Если читать древних отцов церкви, очень многие их просто не понимают, написано все понятно, в хорошем переводе, а не понятна логика, а логика непонятна потому что сейчас люди мыслят по другому мировоззрению. Сейчас получилось, что человек стал мерой всех вещей. «Все для человека, ради его блага»... Действительно эта глупость она вошла в кровь и плоть современного человека. Человек все меряет человеком, в том числе и Бога. Святые праведники всех времен мерили все Богом (даже сама наука самая высшая которая существует на земле, называемая богословие, как переводиться? Слово о Боге).

Почему для отцов древности было важно учение, что во Христе две воли? Для них было это важно потому что им нужно было знать, кто на самом деле был Христос. Не потому, что Христос для нас сделал, им было важно кто Он есть, им было важно Его бытие(а не «Его бытие к нам» выражаясь по современной научной терминологии). Им было важно каков Он по сути. Например, почему он отстаивали сколько длился день творения.

Сейчас люди говорят, можно помыслить, что день творения длился миллион лет, другие говорят, что день творения длился шесть секунд... Помыслить можно все что угодно, но для древних отцов не мыслимо было такое представление, им важно было что есть на самом деле. Им было не важно, что можно помыслить, они были наследниками великой философии древней греческой, они прекрасно знали, что доказать можно в принципе все, что угодно. Вот были софисты, они могли за небольшую плату доказать все, что угодно. Что вы были жирафом, например. Пример знаменитый парадокс Ахиллесовой черепахи. Что Ахиллес никогда не догонит черепаху - пример чистой логики формальной, которая неопровержима, хотя очевидно противоречит наблюдаемым фактам... И отцы Церкви прекрасно знают, что помыслить можно абсолютно что угодно и для них мысли людей не несли с собой ценности как и для настоящих философов, таких великих как Аристотель, Платон, для них была важна некая реальность. Причем реальность для них нужна была познаваемая, потому что отцы знали непостигаемую реальность. Вот именно поэтому для них был важен Бог. Кто Он такой. Как Его можно помыслить. Например, можно помыслить Его как Деда Мороза? Конечно можно. Можно сказать, что он никого не наказывает, а всем раздает подарки. Можно, совершенно спокойно. Никаких противоречий не будет. Может фактом противоречит, а теоретически ничему не противоречит. Может быть, что Бог любовь и только любовь? Пожалуйста, сколько угодно говорите. Но от Содома и Гоморры вы никуда не денетесь Были Содом и Гоморра, можете съездить, посмотреть. Там известняк прогорел до состояния пепла. Представляете? Так что можете говорить что угодно… Можете говорить, например, что «мой разум не согласен с учением о Троице». Да пожалуйста, можете не верить в Троицу. Можете верить в 33 бога(как думали гностики). Да? Можете верить в 3 миллиона 333тыс. 333бога(как думают индусы), но Бог все равно Троица, понимаете? Вопрос не том, что можно думать, а что есть в реальности. Именно поэтому богословы всегда ставят задачу - что есть реальность? А из этого они делали вывод как в этой реальности человеку себя вести. Как реальному человеку жить в реальном мире, управляемым реальным Богом, в состоянии реальной жизни, который будет реально судим. Точка.

Батюшка, почему же мы тогда исповедь мыслей существует, зачем тогда исповедуемся в мыслях грешных?

Очень просто, мысли грешные, чем они плохие? Тем, что они уводят вместо реального мира в ложный мир. Именно грех в том, что мы ушли от реальности, мы ушли в (неразборчиво) реальность зла. Причем грешные мысли не просто там - хотел убить кого-то, поблудить, своровать, а мысль может быть грешная просто та, которая опустошает человека. Знаете, есть такой грех пустословие. Формально вроде бы человек ничего плохого не говорил… но человека это опустошает. Потому что он уходит в нереальный мир, фантастический мир, и там он теряет все свои силы.

И вот как раз Давид, опираясь на реального Бога, говорит - «услышь меня в истине Твоей и услышь меня в правде Твоей». То есть услышь меня в Твоей праведности. Здесь Иоанн Златоуст понимает это очень интересно. Он говорит: «Что значит в праведности Твоей? То есть услышь меня в Твоем милосердии.…Как же это так, как Бог называется праведным, и как же это с милосердием связано? У людей обычно справедливость противоположна милосердию…а в христианстве не так, в христианстве милость и истина, они встретились. Человек знает, что справедливость Бога, она одновременно и милость. Потому что Бог оценивает человека полностью, он знает его слабость, знает его немощь, знает его ответственность. Он знает все в человеке. И поэтому справедливость она одновременно и милость. И с другой стороны, что сказано « услыши меня в правде твоей», то есть «услыши мою молитву, чтобы я был причастником Твоей праведности». Правда Бога она не в нашем смысле «борец за правду» - пошел, драку устроил с омоновцами ради того чтобы немножко больше денег пенсионерам отдать)). Это представление праведности оно не свойственно христианству.

Конечно не допустимо грабить людей, недопустимо сильным обижать слабого - это большой грех, который ведет к наказанию от Господа. Но православные христиане ругаться не будут, они не будут, там, драку устраивать… Для нас правда это как праведность - полное соответствие человека Воле Бога. и даже не просто Воле Бога. Вот какие вы можете назвать на вскидку добрые дела?

Пожертвование

Кто является Величайшим жертвователем во вселенной? Бог. Он пожертвовал Себя. Так же и Он дает нам и жизнь и дыхание и все. Бог есть любовь, так? Милосердие. Кротость. Справедливость. Все это свойства Бога. Таким образом человек, который делает эти дела ради Бога, он становится причастником этих свойств Бога. Именно поэтому их нельзя сделать без Бога. Понимаете? Получиться карикатура вместо подлинника. Получиться подделка вместо реальности.

Итак, «услышь меня в правде Твоей», то есть услышь меня в Твоей праведности, чтобы и я стал таким же. «И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою всякий живущий». Давид говорит: «не надо со мною судиться, потому что перед Тобою никто из живущих не оправдается». Почему так говорит Давид? Златоуст так говорит об этих словах: « Были и есть многие люди, которые пытаются сделавши грех возвести вину на Бога» Тот же самый Адам: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел…» вот до сих пор это и идет. «Бог же знал, что я так поступлю, значит, Он и виноват». Еще с таким пафосом богословским: «Ну как же! Бог же всем управляет! Значит Он за все и отвечает». Как мне один алкоголик сказал -А ты думаешь почему я пью? А мне Бог так велел! Я даже опешил и целых полминуты не знал что ему сказать))).

А какой бог?

Именно так я ему и ответил! И по поводу работы здесь, очень часто, когда мне человек говорит:

Я верю в бога. Я сразу судорожно начинаю спрашивать: - А именно в какого Бога, конкретнее можете сказать? Потому что иногда с такими богами приходят, что мало не покажется…

Действительно люди часто начинают свою вину валить на все окружающее: «плохая среда, плохие дети, плохие родители, плохая …», вину сваливают на что угодно, кроме как на себя. Это главная беда и древних и современных людей, продолжающаяся до сих пор. Давид говорит: «Не входи со мной в суд». Если человек говорит - Виноват кто-то кроме меня - таким образом, он говорит: «Ты Боже, подсунул мне такую ситуацию, в которой я не мог не упасть». Слово Божие прямо говорит, что таких ситуаций просто не бывает никогда. Апостол Павел говорит, что не бывает искушений, которые были бы больше, чем мы могли бы понести. Все мы получаем только то, что мы можем понести. Не бывает никогда искушений больше сил. Это очень важная норма. И если человек будет пытаться ссориться с Богом, будет пытаться выступать против: «Ты неправильно со мной поступил…» Такой человек вызывает Бога на суд. И Бог будет с ним судиться, Бог уважает человека и Он будет судиться с этим человеком в день Страшного Суда, и перед ним никто из живущих не оправдается, потому что никто из живущих не выполнил Слово Божие до конца. Бог создал человека. Не человек должен выбирать себе пути, не человек должен придумывать себе систему нравственности, а Бог дал ему нормы в которых он живет. Бог их дал, потому что Он Творец, Он спроектировал нас и только проектировщик может дать нормы, чтобы функционировало какое-то изделие. Многие люди пытаются сами решать, как им жить и как им поступать - это великое зло перед глазами Бога… вот мне один атеист говорил:-Что вы ко мне пристали со своим крещением? Я сам для себя решаю что хорошо и что плохо, и ваш Бог, если он есть, пускай он изволит принимать эту позицию. Я ему сказал:

А с какой радости Он будет принимать эту позицию? Вы себе свободу решать дали, а у Бога её отняли? Вы что Бога кандалами сковали по рукам и ногам? Не выйдет, Он будет судить вас, и будет судить не по вашим законам, а по собственным. Хотя бы по той причине, что Он сотворил, если не достаточно этой причине, тогда по самой грубой причине - что Он сильнее. Если человек по хорошему не понимает, что законы справедливые, умные, соответствуют нашей природе; не понимает тогда просто элементарная сила будет играть роль… (вера в Бога вложена в человека изначально, если человек не верит в Бога он в себе её заглушил, это голос совести)…

Когда человек говорит: - Я хочу, чтобы со мною полностью по справедливости поступали… Он поступит с Тобой полностью по справедливости… а Давид не хочет, чтобы с ним по справедливости поступали, он хочет чтобы по милости.

«Потому что Враг преследует душу мою, смирил в землю жизнь мою, посадил меня во тьме, как давно умерших,- и уныл во мне дух мой, пришло в смятение сердце мое». Я обложен преследованиями врага. С внешней стороны его преследует Авессалом, но за Авессаломом Давид видит идущего за ним дьявола, который наущал Авессалома на его злые пути. Действительно великий древний враг преследует его душу. Великий древний враг и, действительно, где же найти человеку спасение? Есть ли на земле место где бы человека не преследовал враг? Нет. Есть только спасение на Небесах. На Небеса дьявол не может взойти , именно поэтому нужно сбегать на небеса чтобы жить с Богом. Туда нужно стремиться, чтобы избавиться от древнего врага, который преследует человека. Наслаждение Рая будет какое? Что там никогда НЕ будет нападений дьявола, не будет больше злых мыслей, злых желаний, злых помыслов, коварных обольщений, не будет никакой лжи и зла, которое окутывает человечество сейчас. И человек получит наконец-то спасение от врага, который преследует его. Даже святые до конца жизни и после смерти подвергались нападкам врага. Например, Макарий Великий когда умер, видели его ученики, как его душа поднималась к Небесам и бесы на мытарствах кричали ему: « Макарий, ты победил нас!» Зачем кричали? Хотели его в тщеславие вогнать. Он говорил: «Еще пока не победил» А когда поднялся на самый верх, вошел во врата Рая, он обернулся к ним и сказал: « Да вы правы, я победил вас силой Иисуса Христа». Пример той последней победы, когда человек полностью окончательно разгромил врага и получил полную победу.

Давид говорит: « преследует враг душу мою». Действительно преследует. Здесь дьявол в отличии от людей никогда не спит, он рыкая как лев и ища кого поглотить, он великий охотник, который хочет губить людей. Он темный преследователь зла, который хочет сокрушить людей, хочет сломать, хочет изуродовать их и покорить себе. Именно поэтому христиан Господь всегда подвигает на бодрствование, Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», потому что действительно идет великая охота. Когда люди говорят: «Расслабимся, давайте забудем о духовной борьбе, надо же отдыхать от этого». «Нельзя же быть фанатиками» - знаете, таки разговоры. Они только маленький факт не учли - с дьяволом вы договорились? Нет, конечно же, и именно в таких случаях, в момент расслабления именно в этот момент открываются для нападения врага. Именно поэтому Иоанн Лествичник говорит такие слова: «Остановка на пути спасения есть начало падения». Потому что немедленно древний враг нападает на человека. Преподобный Виссарион говорил: «Может ли на раскаленный котел сесть муха? Нет, пока он раскаленный, никогда не сядет. Но как только он остынет, его немедленно облепляют мухи. Точно так же и душа человека - как только она остынет для любви Божией, тот час мухи облепляют её. Это демоны, которые нападают на неё.

-Максимальное зло, на которое способен дьявол какое?

-Вечная гибель человека.

- А вот на земле что он может сделать?

-Самоубийство. Единственный неисправимый грех.

«Враг преследует душу мою, он смирил к земле жизнь мою». Вот здесь очень интересно, разбираем слово «смирил». Дело в том, что существует несколько видов смирения. Слово СМИРЕНИЕ в священном Писании и в нашей жизни имеет разные значения. Изначально слово смирение происходит от понятия некоего уничижения, уничиженного состояния. Но смирение может быть добродетельное - это состояние, когда человек чувствует себя ничтожным перед Богом. Когда он о себе вообще не думает, а только о славе Бога Всемогущего. Такой человек отличается от обычных людей знаете чем? Тем, что он всегда радостный. Потому что никогда не думает о себе вообще. Это добродетель смирения.

Но есть смирение из-за беды. Человек в угнетенном состоянии - заболел или его унизили, изувечили. Это смирение происходящее от беды. Оно может привести к добродетели смирения если человек будет благодарить Бога. Не за то, что ем зло сделали, а за то что он стал соучастником страданий Христа. Именно поэтому мы крест на себе носим. Когда на нас крест надевали, что говорил священник? Он говорил слова Христа: «Кто хочет идти за Мною, тот пусть возьмет свой крест и следует за Мною».

Еще бывает смирение какое? Бывает смирение, происходящее от греха. Человек пьяница и все его начинают презирать. Человек блудил и его перестают в приличное общество пускать. Человека унижают из-за греха. Бывает смирение происходящее от сребролюбия. Чем оно отличается? Вот если от греха ему не приятно, когда его унижают, а человек в сребролюбии находящийся, он даже упивается этим он его даже не замечает. Помните Пушкинского скупого рыцаря? Человек полностью деградирует - денежки перебирает, а при этом считает себя высшем счастливцем. Или пример одного миллионера, который ходил в драном пиджачке, с дырками на ботинках, у него были миллиарды и он грел свою душу, что он такой богатый. Вот это смирение, которое происходит от сребролюбия. Смирение - то есть деградировал(уничижение). Все эти виды смирения являются ложным смирением. Они просто бывают разных видов. Есть самый страшный вид ложного смирения. Конечно парадоксальная фраза, но бывает смирение вытекающее из гордыни. Это чудовищная вещь, которая очень часто встречается. Об ней говорит Господь: «Всякий возвышающий себя будет унижен(смирен)». Она может иметь благую форму. Человек возвышается, гордиться, потом Господь его бьет (унизит) и человек в себя может прийти. А может наоборот озлобиться. Бывает смирение от гордыни, когда человек начинает себя обвинять - какой я не хороший, как я мог такое сделать, как я мог так упасть, я плохой, поганый - и в результате он попадает в отчаяние. Тоже смирение, происходящее от гордыни.

Здесь же говориться не о смирении как о добродетели, а об унижении. Враг «смирил в землю живот мой», то есть моя жизнь поникла к земле. Как деревья ломают и стелют ветви по земле, так и враг меня склонил (есть выражение «ноги вытирают»), унизил. Авессалом буквально лишил его семьи, лишил имущества, лишил дома, хотел лишить даже и жизни. Дьявол действительно унижает человека таким образом, он лишает человека всего (как с Иовом), сокрушает, ломает.

- А он дает поблажки тем, которые помогают ломать ему других людей?

- На короткое время, потом он ломает их (« помощников ») еще сильнее.

«Враг посадил меня в темноте, как мертвых от века». То есть совершенно безвыходная ситуация. Что такое темнота? Когда человек не видит выхода. Поэтому и сказано посадил, то есть человек не знает ориентир, куда ему двигаться. «Как мертвых от века» - то есть как люди после смерти все уходили в ад - в вечную темноту, откуда не было выхода, пока Христос туда не сошел и не спас пленников, также и Давид был в состоянии униженности, безнадежности, его окружает темнота, он на земле как мертвый живет. Такое состояние уныния, что не понятно - толи ты живой, толи мертвый. Как Лествичник говорит: « Унылый - желающий смерти». Вот в это состояние и впал Давид. «И уны во мне дух мой, и пришлово мне смятеся сердце мое». Сердце мое стало трепыхат ь ся от ужаса, от приближающихся невидимых врагов. Как в темноте представляете ст рах берет. Так же и тут он боит ся того, чего может быть бояться не стоит. Случается что люди впадают в такое состояние. Но Давид в отличии от нас сразу же обращается к Богу. Он ищет выхода и находит его. Где начало выхода?

Давид учит нас: «Я вспоминал дни древние и поучался в делах Твоих и в творении рук Твоих поучался» Начал я выход искать в чем? В том что я вспоминал древние дни и поучался в делах Твоих. Я вспоминал древность, как Бог спасал Израиль, во времена Моисея когда море разделялось и становилось стенами, хотя не было никакого выхода у Евр ейского народа, как Бог спасал А враама из бедствий его, когда как Бог спасал Иакова, как Бог спасал Исаака, как Бог спасал Ноя во время потопа великого. Мы знаем больше, чем знал Давид, потому что много прошло времени с тех пор и у нас есть больше возможности вспоминать дни древние и поучаться во всех делах Божиих. Как Бог раньше спасал, потому что если Бог раньше спасал, то и нас спасет. Если люди раньше были в бедах такие же как мы, значит не мы первые. Так? А значит - есть выход. Первое, это очень важно, утешить мысли людей, именно поэтому священники очень настойчиво во время уныния читать Священное писание. Искать примеры в прошлом. Почему надо знать всю Священную историю, не только читать Евангелие одно, как некоторые у нас делают, а значит все Писание, чтобы вспоминая прошлые дела Бога, поучаться во всех Его делах, видеть, что Бог никогда не оставляет того, кто взирает к нему. А научившись, поступать так же, как делали древние пророки, праведники да и простые люди, которые взывали к Богу и Бог слышал их, принимал их молитвы. Могу привести пример, как Бог слышит всякого, взывающего к нему, который мне рассказали буквально вчера. Была семья, муж неверующий, жена верующая (как обычно у нас бывает) сколько не говорила она ему, что нужно причащаться, никакого толка. Он заболел раком. И даже в этом состоянии все равно не хотел ни причащаться, ни исповедоваться, ничего. И вдруг однажды жена входит к нему в комнату тихо, он не замечает, и вдруг слышит что он с кем-то разговаривает:

Как же я мог думать что тебя нет? Как мне такая глупость в голову пришла? Нет, ты прав, я хочу обязательно исповедоваться, я хочу с тобой помириться, нет правда хочу.

То есть он разговаривает с кем-то невидимым. Она тихонечко уходит, конца разговора конечно не слышит, и правильно, потому что нельзя подслушивать такие разговоры -это тайна человека и Бога, а потом она к нему заходит через некоторое время и он ей говорит:

- Мне нужно исповедоваться, причаститься, давай быстрее.

То есть Бог взыскал человека. Хотя не было никакой надежды, потому что если даже раковая болезнь не вразумляла, то какая надежда? А тем не менее Господь и его взыскал, жена вымолила.

А как молиться надо?

Господи помоги, Господи вразуми, читать псалтирь, читать Евангелие за такого человека, накладывать на себя подвиги (по благословению священника) - или пост, или паломничество, или раздают милостыню, или начинают помогать храму строящемуся, или берут на себя подвиг заботы о больных людях, или еще какие - то добрые дела. Ради спасения какого- то человека и таким образом получают благословение Господа.

-Только родные могут так делать?

- Родные, и друзья тоже.

«В творении рук Твоих я поучался» Я не только в делах поучался, я рассматривал творение Твоих рук, я рассматривал вселенную, которую Ты сотворил Своими руками, и в ней находил следы П ромыс ла. Помните, Господь говорит - посмотрите на птиц небесных…Не лучше ли вы многих птиц? То есть человек должен посмотреть и на птиц и на растения, которые Господь украшает чудесным образам и на чудесное соотношение природы - у нас в природе ритмы идут - то зима то лето- значит жизнь наша то зима, то лето - милостью Божией - и вот поэтому человек должен учиться в этих творениях исполнению Воли Господа. На самом деле весь мир создан Господом как огромная школа. Мы должны учиться п остигать Бога, постигать Его тайные пути. Весь мир это огромная икона Вечности. Даже язычники об этом знали. Платон: «Время создано как подвижная икона вечности.» А с другой стороны мы знаем из отцов Церкви, что очень многое в этом мире есть следы Троицы. Клевер видели? Пять - пять ран Христа. Четыре конца - четыре Евангелия, четыре Херувима, четыре конца креста… Человек должен поучаться в этом мире, находя вещи, которые важны в его судьбы. Задача унылого человека - расциклиться. Не зацикливаться на себе, а выйти на простор Божий и увидеть свет лица Божия, рассеянный в этом мире. Это необходимое условие, но не достаточное.

«Я воздел к Тебе руки мои, душа моя, она как земля безводная к Тебе» То есть я простираю к Тебе руки. Помните, мы говорили о значении жестов во время наших молитв. Мы знаем что молитва с воздетыми руками имеет огромную силу против духов злобы, поэтому во время Трисвятого и во время других молитв молитесь с воздетыми руками. Привыкайте. Правая на левую, потому что правые дела должны побеждать левые замыслы. Но здесь очень интересно Златоуст объяснил почему воздеваются руки? В чем смысл воздеяния этих рук? «Чтобы люди, готовясь к молитве, понимали что молится с грязными от грехов руками нельзя. Как ты будешь молится к Богу, если ты этими руками воровал. Понимаете? Как ты будешь воздевать руки, если они залиты кровью невинно убитых…» Бог сделал огромное количество средств, чтобы мы могли к нему идти и надо всеми ими пользоваться.

Не только руки «И душа моя как земля безводная к Тебе» Представьте, высохшая земля, трескается, ждет дождя, там внутри семена лежат засыхающие, которые ждут воды… так же и душа уже покрылась коростой - она хочет чтобы вода Духа Святаго пропитала, оживила её, действительно когда сила Божия приходит, человек чувствует, что его душа расцветает. Почему плохое мелкобуржуазное христианство? Потому что оно не дает у Бога сил просить, оно говорит «Ты должен сделать все сам». А сам человек надрывается - благодать Божия в нем не действует, потому что человек не просит - и человек высыхает, ломается. Поэтому люди мораль терпеть не могут. Попытка читать мораль она отвратительна потому что мораль без Святого Духа это все равно, что заставить землю приносить плоды во время засухи. Да еще пытаться удобрения вносить…а воды то нет, и все эти удобрения только хуже делают. Как подростки говорят - что им начинают «впаривать» (то, во что сами родители не верят). Слово ВПАРИВАТЬ интересное. От слово пар - то есть пустое, и во-вторых означает продать заведомо некачественный товар. Тут подростки говорят совершенно справедливо…они не правы в чем? В том, что они не слушают голос своей совести, которая никогда не впаривает и которая никогда не лжет.

И дальше Давид опять обращается к Богу. Чем хороша Псалтирь? Тем, что в ней видна искренность. Давид с Богом запросто разговаривает. Он всегда все вопросы выносит на Его рассмотрение. В псалтири нет трактатов: « О пользе богообщения» - А есть просто личное богообщение, которое описывается яркими красками, потому что оно идет из сердца. Давид может точно выразить в словах то кипение духа, которое есть у него. И он говорит дальше: «Скоро услышь меня Господи! Исчезает дух мой. Не отворачивай Лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился тем, кто сходит в могилу. Рано утром дай мне услышать милость Твою, потому что я на Тебя надеюсь. Скажи мне Господи путь, которым я пойду, потому что я к Тебе поднял душу мою». Видите как он искренно говорит, у него нет каких то пошаркиваний, притопываний, он говорит «Поскорее услышь! Без тебя мой дух исчезает, становиться бессильным, безжизненным»…Человек действительно без Бога становиться «пшик» - приведением. Вот смотрите - святые никогда не являлись как приведение. Вы можете себе представить приведение Николая Чудотворца? Представить, конечно можно, но это очевидно будет бес. Без Бога человек обессиливает настолько, что становиться как бы уже полусуществующим, полу-бытийным. И Давид этого не хочет, он боится этого, он видит приближение этой вычерпанности и он говорит: «Поскорее услышь меня! А то слышать будет некого. Посмотри на меня, я потерялся, посмотри на меня своим светлым лицом» Кстати, о чем это говорит? О великом дерзновении Давида. На самом деле люди бояться, что Бог на них реально посмотрит. Готовы ли вы, чтобы Бог непосредственно на вас смотрел 24 часа в сутки?

А Он и так смотрит!

Он и так смотрит! Но об этом почему-то помнить не хочется. Замечали? Потому что человек боится, он судорожно боится, что на него Бог посмотрит, а Давид к этому стремиться: « Не отворачивай лица Твоего от меня ни в коем случае, иначе я буду похож на тех, кто сходит в ров, Даже не в могилу, это страшнее - в ров ада. Ад это место, где люди не могут увидеть Бога в принципе. Что такое ад? Это до конца злая воля человека, когда человек закрыл себе глаза, уши. Конечно сейчас ад изменился, по сравнению со временами Давида. Раньше всех впускали и никого не выпускали. Когда его Христос изнутри взорвал, там теперь обломки ворот этих лежат.

«Дай мне рано утром услышать милость Твою, потому что на Тебя надеюсь». Здесь очень интересно, почему рано утром? Как говорит Златоуст, рано утром если человек видит Бога, видит его силу, тогда человек идет вместе с Богом в течении всего дня. Действительно, часто как человек начинает свой путь, так он может его и закончить, поэтому и надо, чтобы человек в начале своего пути стремился к исполнению заповедей Божиих. Часто бывает - начинается у человека духовное утро, когда он обращается в христианство, у некоторых естественно просыпается ревность (лежал спал, а тут такая энергия проявляется) и он начинает заниматься устройством всех окружающих, в результате они силы все растрачивают и никуда не попадают… Когда ты рано утром услышишь, что Бог помиловал тебя, необходимо бежать по пути (своего) совершенствования, чтобы сердце украшалось (преображалось, освящалось).

Давид говорит: «Не обмани моей надежды…Ты же никого не подводишь и меня не подведи»

«Скажи мне Господи путь, которым я пойду, потому что я к тебе поднял душу мою». Действительно, есть один путь, которым можно идти - путь Христа. Давид ищет этого пути, он мечтает найти этот путь, которым можно подняться к Богу. «Я свою жизнь, свою душу, свой разум к Тебе устремляю, но я не знаю настоящего пути» Почему «не знаю»? Есть два толкования взаимодополняющие. Златоуст говорит: « не знаю» потому что мой естественный закон - моя совесть, она завалена грудой грехов, поэтому она сбивается, ошибается часто, а закон, который дан через Моисея, он недостаточен. Он говорит как, что надо делать, но он не дает силы. Ему нужно, чтобы пришло время Евангелия, когда человек может найти не только какие-то внешние пути к Богу, но он может получить силы, чтобы подняться (добраться до вершин святости). Действительно многие цари и пророки хотели видеть, то что мы видим и не видели и слышать, о что мы слышим и не слышали. Действительно великая милость дана Божия. Для нас уже наступило утро и Бог нам сказал свою милость одним прекрасным утром. Каким? Пасхальным, да. Когда нам была сказана великая милость Бога о великом прощении, которое дано было всем людям. Раз мы услышали, мы должны поднимать душу к Богу и искать Его пути в нашей жизни. Эти пути четкие, открытые. Хотите спастись? Можно спастись даже без старцев, знаете? Исполнить Евангелие…

И дальше сказано: «Вырви мя от врагов моих, Господи, к Тебе я прибежал» . Видите как Давид говорит - Господи, только Ты можешь меня спасти - никакой меня человек не спасет, никакие заклинания меня не спасут, только Ты меня можешь вырвать из руки врагов моих. (Но почему Ты должен меня вырвать?) Потому что я к Тебе прибежал, как к последней надежде. Заметьте не сказано, что Давид приковылял или в вразвалочку пришел, а именно прибежал, потому что он все силы вложил, потому что он видит что Бог это последняя надежда. А почему многие люди не остаются в церкви? Почему приходят и уходят? Потому что для этих людей Бог это не последнее прибежище, не Спаситель их, не единственный избавитель, а просто… интересная информация…интересный собеседник, но не Спаситель. Они не чувствуют беды, они не чувствуют того ужаса смерти, которая подкрадывается к ним, готова уничтожить их.

А Давид прибегает к Богу, как к последней надежде и просит: «вырви меня от врагов моих, Боже». Вот представьте, человек бежит а за ним гонятся волки, они уже вцепляются в него, и он прибегает к спасителю… И это единственно правильное чувство с которым должно приходить к Богу…Если человек не понимает, что Бог единственная надежда, значит он не знает что такое истинное христианство, он не знает той беды, в которой он оказался, он не знает того водоворота смерти в который затягивает его зло, он не знает того ужаса который царит в его сердце и который твориться в мире. «Как же может весь мир ошибаться?» Не видит дьявола, который действует за этим.

«Научи меня творить Волю Твою, потому что ты Бог мой, Дух Твой благой направит меня на землю праведности.» Здесь Давид говорит то, что мы должны говорить всегда: «Ты, Господи, научи меня творить волю Твою, потому что Ты мой Бог». Только Сам Бог может научить человека творить Его волю. Никто кроме Бога неспособен научить человека - Он является источником всех знаний мира, Он источник воли, поэтому если вы хотите узнать какой-то совет из Священного Писания или спросить у священника, нужно не просто так идти, надо приходить с молитвой, нужно говорить слова Давида…

Дальше, «я надеюсь узнать Твою волю», но это не самоцель. «Я хочу, чтобы Дух Твой благой наставил меня на землю правды. Дух Святой, который есть источник блага (Никто не благ, кроме Господа), он наставляет всех людей на землю праведности. Что за «земля правды» - земля, где царит только правда, нет лжи, нет зла, нет ненависти, нет и все существа разумные там предстоящии, они исполняют волю Господа. Как эта земля называется? Царством Божиим. Дух Святой и ведет по этой дороге, и Он прокладывает её. Почему прокладывает, разве её нет? Она есть, но для человека она одновременно прокладывается. Человек ведется самыми разными путями, но этот путь единый, путь Христа. Есть преподобные, мученики, равноапостольные, правители, но все эти люди были ведены. Многие говорят, как же человек погибнет, если он столько добра сделал? На самом деле только Дух Божий может довести. Земля праведности недостижима для людей, которые Духа Божия не имеют (« Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»).

«Ради имени Твоего Господи, Ты оживишь меня, праведностью Твоею Ты изведешь от печали душу мою и милостью твоею ты уничтожишь врагов моих и погубишь всех преследующих душу мою, потому что я раб Твой есть». Давид утешился уже. Он молился, в каком состоянии - в безнадежном. Видите, как молитва исцеляет человека. Страшная тоска, почти на краю могилы, а поднимается с какой надеждой…Видите, как надежда вливается Дух Божий касается сердца человека и человек оживает, расцветает. Попробуйте (экспериментально), и чем сердечнее будет молитва, тем быстрее будет преображение. Почему нам нужно так много молитв? Потому что мы часто мало молимся из этих многих молитв. Господь повелевает нам непрестанно молиться (молитва должна быть сердечная и в этом смысле немногословная). Бог спасает нас не ради нас, не ради нашей заслуги, не потому что мы такие хорошие, замечательные (никто из живущих не оправдается). А ради Своего имени, потому что Он это имя на нас положил. Имя христиан, имя Божиих людей. До потопа люди Божии как назывались? Сыны Божии. Потом люди Божии как стали называться? Израилем. Людьми, которые сражаются вместе с Богом или видят Бога. в зависимости от …можно понимать разными способами. И при этом Бог не стеснялся называться этим именем. Он назывался Богом Израилевым. Сейчас мы наконец носим имя бога какое? Мы христиане. Мы Христовы. Что значит оживить? Во -первых надо оживить душу, которая высохла. Оживит её Духом Божиим, изгонит из неё уныние, изгонит из неё все страсти и сделает её полной божественной жизни. Она будет переполнена этой жизнью. Но он обещает жизнь всего человека, значит Он оживит и тело. Здесь мы видим одно из предсказаний о всеобщем воскресении, даже точнее о воскресении праведников. Воскреснут все люди, в смысле все оживут, но праведники оживут жизнью Бога. Они будут жить Христом, как Христос живет Отцом, как это уже начинается сейчас во Святом Причастии. Про это и говорит Давид. Он говорит: «Во имя Твое Господи ты оживишь меня и правдою Твоею Ты изведешь из печали душу мою. Ты по своей праведности, по Своей справедливости мою душу вытащишь из печали. Душа она погрязает, она тонет в печали, но ты вытащишь меня… сделаешь меня беспечальным.

«И Твоей милостью уничтожишь врагов моих» Как это милостью уничтожить врагов? Может быть кто-то из вас обращал внимание на удивительные слова 135 псалма: «Поразившему Египта с первенцами его, потому что велика Его сила; утопившего фараона в море Красном, потому что велика Его сила». Как говорит Иоанн Златоуст: «Когда Бог спасает по своей милости, мудрого человека, праведника, то с другой стороны Он же уничтожает врагов этого человека, Он карает их, кроме одного условия. В книге Исаии есть такие слова, удивительные: «Если я посадил виноградник на высокой горе, оградил его стеною, построил в нем башню и посадил туда отборнейшие лозы. Если кто пойдет против меня в том винограднике, то я войной пойду против него, я выжгу его совсем, если он конечно не помериться со Мной. Впрочем, пусть он лучше помериться». Таким образом, всякий, кто идет против людей божиих, он может быть не уничтожен только в том случае, если он мириться с Богом. Кстати почему часто христиане молились за своих врагов? Они хотели чтобы те с Богом помирились. Это было бы лучше всего… Здесь речь идет не только о уничтожении врагов видимых, он (Давид) видит Великий День Господа Саваофа как печь, когда все враги Бога будут брошены в горящую печь и не будет больше ни одного врага. Есть одно единственное существо во вселенной, которое может совершать месть не греша - это Иисус Христос. Для человека месть это потому грех, что этим он узурпирует права единственного Мстителя - Иисуса Христа, Который отомстит за праведников своих и воздаст воздаяние гордым. «По милости Твоей будут уничтожены» Представьте, какая для нас будет радость, когда враг наш будет скован и ввержен в вечный огонь, чтобы никогда не выйти.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 142 Псалом Давида, когда он преследуем был сыном своим Авессаломом.

Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, - и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 142.

Господи, услыши молитву мою, внуши моленiе мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей; и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою; смирил eсть в землю живот мой; посадил мя eсть в темных, яко мeртвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни дрeвнiя, поучихся во всех делех твоих, в творенiих руку твоeю поучахся. Воздех к тебе руце мои; душа моя яко земля безводная тебе. Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой; не отврати лица твоего от менe, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в oньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох. Научи мя творити волю твою, яко ты eси Бог мой; дх твой благiй наставит мя на землю праву. Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею; изведеши от печали душу мою; и милостiю твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей; яко аз раб твой eсмь.



Рассказать друзьям