Туртулова Руфия Васильевна - учитель самопознания
Тема: «Ценности, которые не увидишь глазами»
Ключевая цитата урока:
Учебная цель: Познакомить учащихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери, с автобиографической основой сказки. Сформировать представления о круге жизненных проблем, поднятых автором в произведении: взаимоотношения детей и взрослых, истинные и ложные ценности, мудрость природы и законы, которые забывают люди.
Развивающая цель: развивать навыки осмысления художественного текста, навыки самооценки, умения и навыки разбираться в своих чувствах. Учить детей анализировать своё поведение, воспринимать литературное произведение через призму своего сердца, соотносить с собственной жизнью.
Воспитательная цель: подвести уч-ся к более глубокому осмыслению таких нравственных ценностей, как доброта, понимание, ответственность, преданность, забота, дружба. Воспитывать бережное и ответственное отношение к близким, к окружающим людям, к природе.
Креативная цель: развитие творческих способностей уч-ся: художественных, актёрских.
Валеологическая цель: создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: урок – практикум, исследование
Форма урока: путешествие.
Оборудование: презентация, фонограмма и запись песни «Маленький принц», живая роза, рисунки уч-ся к сказке, листочки со звёздами, сердечки.
Подготовительная работа к уроку: чтение сказки, знакомство с биографией А. де Сент-Экзюпери, рисунки, монологический ответ о маленьком принце, инсценировки отрывков из сказки «Роза и маленький принц», «Маленький принц и Лис», разучивание песни «Маленький принц»
Ход урока.
1.Круг радости. Звучит фонограмма песни «Маленький принц».
Учитель ставит перед учащимися коробку и предлагает представить, что в ней лежит что-нибудь важное, значимое для них. Это может быть какой-то предмет, что-то принадлежащее дорогому человеку, а может быть, какое-то ценное, жизненно необходимое качество. Уч-ся по очереди называют.- 3 минуты.
Вопрос учителя:
Что помогло вам представить всё то, что вы назвали? (воображение, фантазия, сердце)
Учитель обращает внимание на ключевую цитату урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель достаёт из коробки розу и ставит в вазу, говоря, что роза - символ любви - является эмблемой урока.
2.Вступительное слово учителя. Беседа с уч-ся о личности Сент-Экзюпери и автобиографическом начале в сказке.- 3 минуты
Сегодня мы с вами будем разговаривать об удивительном произведении, фантастической сказке с необычайно мудрым, философским смыслом. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с принцем мы совершим путешествие по звёздам и к планете Земля, а также в своё сердце.
Вы прочитали сказку, познакомились с биографией Сент-Экзюпери. Скажите, есть ли в сказке автобиографические моменты?
Ответы детей на фоне слайдов.
Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
Он летал над Сахарой, и у него тоже случались поломки самолёта.
В одном из писем родным Сент-Экзюпери упоминал о своей попытке приручить сахарского лисёнка-фенека.
Во время второй мировой войны он был военным лётчиком, сражался против фашистов. Погиб, выполняя задание. 31 июля 1944 года его военный самолёт сбил немецкий истребитель
над Средиземным морем.
Это добрую и мудрую сказку он написал в 1942 году, в самый разгар войны. Неужели военного лётчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Он пишет сказку, потому что любит людей, пишет о том, чего так остро не хватает людям в это время: любви, доброты, мудрости)
3.Работа над сказкой.
1. Расскажите о Маленьком принце.
Уч-ся даёт монологический ответ.- 1 минута
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Он был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
2. Инсценировка отрывка «Соловей и роза»- 1 минута.
-Как вы прекрасны!
- Я не трава.
-Простите меня….
3. Беседа. - 2-3 минуты
Что вы можете сказать о характере розы? (кокетливая, обидчивая, капризная)
Так ли плоха роза? Что скрывается за её поведением? (она любила принца, но скрывала это, потому что была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве).
Почему же она себя так вела? (хотела привлечь его внимание).
Скажите, а бывает, что люди ведут себя подобным образом? У вас бывает, что вы плохо себя ведёте, желая обратить на себя внимание? Но значит ли это, что вы плохие люди?
Когда роза открывает свои подлинные чувства? (когда Маленький принц собирается покинуть планету). Какие выводы мы можем сделать из этой ситуации? (Очень важно уметь говорить о своих чувствах. Надо судить не по словам, а по делам)
Почему же Принц улетает со своей планеты? (он ещё не умеет любить)
4. Путешествие принца по звёздам. Человеческие пороки. Проблема взаимоотношений детей и взрослых. Истинные и ложные ценности.
Беседа с учащимися- 1 минута
Какие общие черты имеют все планеты, которые посетил принц до планеты Земля?
Нет названия.
Очень маленькие.
Живёт один человек, и этот человек взрослый.
Случайно ли это? Какую цель преследовал Сент-Экзюпери? Наверное, он хотел обратить наше внимание на качества, преобладающие в каждом жителе планеты. Каждый показывает маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Как называется этот приём в литературе? (гипербола)
Какие же качества мы видим? У вас на столах лежат листочки с изображением планет, которые посетил Маленький принц, и списком качеств. Распределите их по планетам.
Самостоятельная работа по вариантам, проверка, беседа - 3 минуты
Затем уч-ся называют качества.
№ 1 – властолюбие
№ 2 –тщеславие
№ 3- пьянство
№ 4 – жадность
№ 5- фатализм
№ 6- невежество
Скажите, с какой целью Маленький принц отправился путешествовать? (чтобы найти друзей)
Хотели бы вы иметь друзей с такими качествами?».
К какому выводу приходил Маленький принц, покидая все эти планеты?
«Эти взрослые всё-таки очень странные люди»
Да, одна из главных проблем сказки – проблема взаимоотношения детей и взрослых – 1 минута.
Вопрос учителя: скажите, а вы испытываете трудности в общении с взрослыми? Бывает ли так, что взрослые не доверяют вам, не понимают, не интересуются вашими делами? У вас на партах карточки 3-х цветов. Выберите соответствующую карточку, если вы испытываете
Постоянные проблемы во взаимоотношениях с взрослыми – красная карточка.
Проблемы время от времени возникают – жёлтая карточка.
Проблем не существует – зелёная карточка.
Уч-ся показывают карточки.
Почему же так происходит?
Задание: проанализируйте фразы из сказки о детях и взрослых. Какие из этих качеств вы наблюдали у знакомых вам взрослых? Объясните, что утеряли взрослые, почему им трудно понимать детей – 3 минуты
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом.
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а детям очень утомительно им всё объяснять и растолковывать.
Взрослые очень любят цифры.
Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном.
Взрослые не умеют видеть барашка сквозь стенки ящика.
У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, поэтому люди больше не имеют друзей.
Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога.
Ответы детей.
Почему маленький принц из всех нарисованных лётчиком барашков выбрал барашка в ящике?
Можно ли на этом рисунке увидеть барашка глазами? А чем его можно увидеть?
Учитель снова обращает внимание уч-ся на ключевую цитату:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Истинные и ложные ценности. Работа в парах- 5 минут
У вас на партах карточки, на которых написаны человеческие ценности. Распределите их на истинные и ложные. (Ценности написаны на карточках - стикерах, уч-ся приклеивают их на листок)
Дружба, богатство, деньги, любовь, понимание, вещи, забота, власть, карьера, умение радоваться жизни, погоня за славой, гармония с природой.
Истинные ценности Ложные ценности
Дружба
Любовь
Понимание
Забота
Умение радоваться жизни
Гармония с природой
Деньги
Вещи
Богатство
Власть
Карьера
Погоня за славой
Что очень часто является ценностью для взрослых? (Деньги, богатство, вещи, власть) – это ложные ценности.
Истинные ценности – дружба, любовь, понимание, забота, умение радоваться жизни, природе.
Самое страшное в мире, что люди не видят самого главного: красоты природы и бескорыстных человеческих отношений, правды, искренности, дружбы. Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой. Он перестаёт радоваться смеху ребёнка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звёздному небу)
Ключевая цитата урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Глаза слепы- искать надо сердцем»
Кто произносит эти слова в сказке?
Не случайно самые мудрые слова автор вкладывает в уста Лиса - представителя природы.
5. Тема настоящей дружбы, ответственности и любви.
Инсценировка « Лис и Маленький принц»- 3 минуты
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-А как это приручить?
-Узы?
- Очень возможно. Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-надо запастить терпением.
Задание классу: чем ещё нужно запастись, чтобы создать узы, приручить, чтобы возникла настоящая дружба? (нужно запастись временем, ответственностью, добротой, душевными силами, умением видеть в людях хорошее, чувством сопереживания и благодарности)- 2 минуты
-Потому что я отдавал ей все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
Вопрос классу: почему Маленький принц возвращается на свою планету?
Задание: подумайте, кого вы приручили, за кого вы несёте настоящую ответственность?
На партах у учащихся листочки с текстом.
Нести ответственность – это
Всегда выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
Посвящать много времени.
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Минута тишины. Уч-ся закрывают глаза и представляют тех, за кого они несут ответственность- 1 минута.
Запишите ответы на сердечках. Но если вы не чувствуете ответственности за кого-либо, то можете ничего не писать.
Уч-ся на сердечках пишут, за кого они несут ответственность, желающие зачитывают свои ответы. - 5 минут.
А если вы ещё не чувствуете ответственности, никого не приручили, то, как вы думаете, что нужно сделать?
Оглянуться вокруг, может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, заботе и утешении!
6.Итоги и выводы урока.
Перед тем как улететь, маленький принц «Кое-что подарил» взрослому другу? Что это был за подарок?
«У каждого человека свои звёзды…. А у тебя будут совсем особенные звёзды….. ты посмотришь ночью на небо, а там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звёзды смеются». (Маленький принц оставляет память о себе, осознание, что автор не одинок, он заставил автора задуматься об истинных человеческих ценностях, напомнил, что является важным в человеческих отношениях, в отношениях детей и взрослых)
7. Круг «От сердца к сердцу» - 5 минут
Учитель:
Я вам тоже хочу подарить по звездочке. А на ней прошу написать, какие ценности вы сегодня уносите с урока.
Это рефлексивный момент и начинается со слов «Я понял….., или Я сегодня открыл, что…..» и т.п.
Уч-ся поют песню «Маленький принц»
Учитель предлагает уч-ся в качестве Д\З задание по самопознанию «О чём может рассказать моя звезда» Учебник «Самопознание, 7-ой класс» стр. 110.
По литературе: одно из творческих заданий в учебнике на стр. 341.
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там на полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-надо запастить терпением.
-А на прощание - вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
-Самого главного глазами не увидишь.
-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни.
-Потому что я отдавал её все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
Инсценировка отрывка «Соловей и роза»
-Ах, я насилу проснулась….Прошу извинить…..Я еще совсем растрёпанная……
-Как вы прекрасны!
-Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…..
- У меня есть шипы. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
-На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава.
-Простите меня….
-Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
-Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.
На каждой планете, которую посетил Маленький принц, живёт один взрослый. Он показывает Маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Распределите качества, присущие каждому обитателю планеты, по звёздам: властолюбие, невежество, тщеславие, пьянство, фатализм (покорность судьбе, неумение и нежелание что-либо изменить), жадность. Запишите по одному качеству в каждую звезду.
Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери "Маленький принц". О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них
Ответы:
В этой сказке рассказывается о встрече двух её персонажей - рассказчика и Маленького принца, об их жизни до этой встречи, их взаимоотношениях с другими людьми и не только с людьми (с розой, например). Рассказчик - уже взрослый мужчина, лётчик, потерпевший аварию над Сахарой. Когда-то он тоже был маленьким мальчиком и чувствовал этот мир так же тонко, как сейчас это делает Маленький принц, но взрослые не понимали его порывов, не поддержали его творческих начинаний, и он уже перестал надеяться на то, что когда- нибудь он встретит человека, который его поймёт. Он стал обычным взрослым с обычными для взрослых интересами и проблемами. Но тут, в пустыне, он встретил Маленького принца - ив нём проснулись те самые его детские чувства, чистота, тонкость восприятия. Маленький принц - житель одной маленькой планеты. Его образ - эго сосредоточение всего лучшего в человеке, особенно отчетливо проявляющегося в душе ребёнка. Он чист, наивен, любознателен, отзывчив. Писатель рассказывает нам всего о двух героях (рассказчике и Маленьком принце), но мы чувствуем, что эта сказка далеко не так проста, как кажется: если вглядеться в неё повнимательнее, то мы понимаем, что эта сказка - вообще о мире и людях, его населяющих, об их взаимоотношениях, чувствах, поступках.
Некоторые ответят: «Мы уже не маленькие, чтобы сказки читать». Но эта сказка не для малышей. Эта сказка для детей постарше, которые умеют или ещё учатся думать и чувствовать. И для взрослых, если они помнят или хотят вспомнить, что сначала они тоже были детьми.
Обитатель крохотной планеты - астероида В-612 маленький принц, страдающий от капризного и взбалмошного цветка, покидает отчий дом и странствует по другим планетам. Наконец он оказывается на Земле и знакомится с мудрым лисом. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания цветов. Они подчинились суетности жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбе, любви и человеческом счастье.
Лис открывает Маленькому принцу тайну любви. Любить- значит создать узы или приручить друг друга. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе.
Эту и другие истины Маленький принц передаёт лётчику, потерпевшему аварию в песках Сахары, и нам, читающим эту философскую сказку - притчу. Эта сказка побеждает душевное равнодушие, которое так сильно ощущается в наше время.
Сказка замечательная, потому, что написал её удивительно светлый человек -Антуан де Сент- Экзюпери. Он родился в 1900 году и провёл счастливое детство в родовом замке. Детьми занималась гувернантка, на домашних праздниках они танцевали, одетые в камзолы XVIII века; их воспитывали в закрытых колледжах - образование Антуан завершил в Швейцарии. Но положение семьи было отчаянным. Граф Жан де Сент-Экзюпери, отец Антуана, скончался, когда сыну не было и четырех лет, состояния он не оставил, а имение приносило все меньший доход. Заботиться о своем будущем Антуану предстояло самому. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец, и мир тут же набил ему шишки - взрослый мир, поджидавший его за воротами замка, был холоден и равнодушен.
Антуана де Сент-Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию. Армейская служба подошла к концу, и Сент-Экзюпери отправился в Париж. Годы, последовавшие за этим, стали сплошной цепью неудач, разочарований и унижений. Он с треском провалил экзамен в Морскую академию. Бессмысленные и бесплодные занятия архитектурой, нищенская жизнь за счет матери, обеды у знакомых, завтраки в дешевых кафе и ужины на светских раутах удручающе действовали на Антуана. Потомок рыцаря Святого Грааля, в чьем роду были управляющий королевским двором, архиепископы и полководцы, стал коммивояжером, эта работа внушала ему глубокое отвращение. Деньги, которые приходили от матери, и он тратил на частные уроки, которые брал у профессоров Сорбонны.
Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там Антуан обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его книги. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; а в 1931 году вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем. Во Францию он вернулся знаменитым писателем. Из авиации он ушел, после того как потерял работу его друг и начальник Дидье Дора.
Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети. Его любили взрослые. Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, идеальная фигура: высокий рост, широкие плечи и узкие бедра. Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину. Но полюбил и женился на Консуэло Гомес Каррило. Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона. Ее надо было опекать и защищать. Консуэло постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло, портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.
К началу Второй мировой войны Экзюпери был уже надломленным человеком: его измотала личная жизнь. Оставить Консуэло Антуан не мог - ее он любил. Уйти он мог только на войну. 31 июля 1944 года Антуан де Сент- Экзюпери отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.
Перечитывайте книгу. Не всё сразу откроется вам в этой сказке. Но душа начинает очищаться от эмоциональной глухоты каждый раз, когда мы слышим голос Маленького принца: -Пожалуйста...нарисуй мне барашка!