Разница между мифом и сказкой. Чем отличается миф от легенды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уже много лет современные ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие значительное и служащее примером для подражания. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнéе. Миф – не сказка. Миф отождествляет мечту с реальностью. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений. Обо всём этом в видеоуроке «Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки»…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.

Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады ()

Что же такое миф?

Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев, а также объясняются явления природы.

Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

Что же заставляло греческого человека создавать мифы?

Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить. Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом, в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.

Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

… Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.

…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

…Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, … прекрасное лицо Зевса….

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Рис. 3. Дж. Романо Олимпийские Боги. Роспись плафона в зале Гигантов ()

В чём же сходство мифа и сказки ?

Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).

Вымысел - то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).

Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.

В чём же отличие?

Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.

Сказка это, прежде всего, интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.

И главное, в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980-1981, 1987-1988.

3. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. - М.: Материк-Альфа, 2006.

1. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе ().

2. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции ().

3. Легенды и мифы народов мира ( ).

4. Мифологическая энциклопедия ().

5. Энциклопедия «Кругосвет». Мифология классическая ().

Сколько веков минуло, а в жизни людей происходят те же события, что и в древности: рождаются люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сменяются времена года…

Прочтите текст.

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.

Улица ещё полна сугробов, но это ненадолго. Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу и растопят снег. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.

Очнётся ото сна лес, расправят свои ветви деревья. Белое снежное покрывало, которым зима укрыла природу, исчезнет под жаркими солнечными лучами. Дольше всего снег сохранится в низинах и оврагах, однако и туда рано или поздно доберётся солнышко. Совсем немного времени пройдёт - а от зимы не останется и следа ().

Для современного человека такое описание природного явления – приход весны – понятно и привычно. Но древние люди описали бы его по-другому: с помощью мифа . А потом на основании мифа придумали бы волшебную сказку .

Задание. Представьте себе, что вы древний человек (и неважно, славянин, эллин, индиец или викинг). Опишите приход весны с помощью мифа, а потом придумайте волшебную сказку. Персонажи и мифа, и сказки могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов и сказок), так и придуманными лично вами.

Подсказка. Вспомните определение терминов «миф» и «сказка», а также в чём заключается сходство и различие мифа и сказки.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись скачала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой" борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей выявлена важность мифа для развития культуры. Что же такое миф и как он появился?

"Миф"- это "слово", "предание". По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация /снятие святости, мистичности, "обмирщение"/ тайных, магических знаний. По существу это верно, хотя звучит несколько односторонне. Миф - это действительно слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Однако сказать, что миф лишь "обмирщает" священное, значит сказать половину истины. Принося высшие смыслы в мир, миф упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций было царством мифа, созданного воображением человека, этим великим даром природы, творческой энергией. Воображение создало "Илиаду" и "Рамаяну", "Легенды о космической мысли" и "Энеиду"; оно призвало к жизни Парфенон и величественные египетские пирамиды;, оно же удовлетворяло эстетические потребности людей, пытавшихся разгадать загадки Вселенной и взаимоотношения человека с жизнью. Миф, таким образом предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, как магическое слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. Вполне естественно, что древний человек, глядя на окружающий его космос, наблюдал огромное количество явлений, которым давал свои имена. В назывании отдельного предмета осуществлялся мыслительный акт обобщения. То есть, любой предмет вне человека или вещь, сотворенная им, служил зеркалом подвижного человеческого духа, как у Мандельштама: "На стекла вечности уже легло // Мое дыхание, мое тепло...". Достаточно обозначить вещь в космологической перспективе, такой необходимой в архаичных моделях мира, обнимающей творение самой Вселенной, Земли, "первичных"условий жизни растений, животных, установление принципов материальной /пища, одежда и т.п./ и духовной жизни /моральный закон, система брачных правил и запретов:, схема организации социальной жизни, начало знания и т.п./ и возникает в результате последовательных действий некоей сакрально отмеченной личности - Бога, героя божественной природы, первочеловека или некоей безличной жизнетворящей силы. Смысл этой демиургической деятельности не только в создании условий жизни человека, но и в научении человека самому принципу поддержания, развития и совершенствования этих условий применительно к любым внешним и внутренним изменениям ситуации. Доведя человека до. некоей пограничной черты, божественный персонаж-творец как бы, отпускает"" его, передавая свою творящую функцию самому человеку в надежде на то, что он усвоил уроки "творения" не только на уровне принципов, но и конкретно, практически, применительно к каждому явлению и предмету, которые в совокупности образуют цепь изменяющихся условий человеческого существования.

Так, например, огонь, вспыхнувши! от - удара молнии, светящиеся в ночи огоньки и другие явления "огненной силы"получили имя "Гефест". Родилось слово, миф о Гефесте со всеми дальнейшими последствиями, поскольку мыслительный акт связан непосредственно с чувственным восприятием, вымыслом, живописующим происхождение огненной силы, обобщается жизненным опытом.

Глядя на зреющий колос, на пробивающийся сквозь дерн стебель, на зеленеющую траву или зацветающие плодовые деревья, древний человек все эти феномены произрастания назвал обобщенно одним словом - Деметра, то есть мать - Земля, та, что рождает, выращивает, выкармливает. Отсюда сложная и занимательная биография Деметры, горюющей по дочери, радующейся ее появлению, что сопровождается то оскудением природы в засушливое время или зимой, то обильным урожаем осенью.

Для того, чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Такое неожиданное обретение выражено в мифе о Прометее, который стал воплощением отваги и стойкости, гордого сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Мало кто из мифических героев удостоился, такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях мыслителей и поэтов. Конечно, каждый истолковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако его главные черты, неизменные в любом изображении, стали "общим достоянием человечества". Прометей вдохнул в людей надежду и дал им в руки могучее оружие - огонь из священного очага на Олимпе что помогло людям выжить. Они перестали зависеть от погоды, научились плавить металлы, трудиться, считать и писать. Прометей вывел человека из природного дикого состояния, научив разумно мыслить и действовать, за что был обречен на вечные муки.

Какой же смысл можно извлечь из этого мифа? Прежде всего следует подчеркнуть: культура надприродна - она дар свыше.

Итак, творцом становится человек, и творение всего необходимого для собственного существования и выживания - актуально развертывающийся этап. Человек не только видит и переживает его, но и, находясь внутри этого этана, свидетельствует о нем тем, что выступает как создатель.

Идея предшествовала вещи, а вещь, возникнув, рождала идеи.

Миф и сказка... На первый взгляд они похожи, но, присмотревшись повнимательнее, можно обнаружить различия, хотя то и другое - вымысел.

Начать целесообразнее с пространства, художественного пространства, в котором происходят важные события. В мифе - это Вселенная, макрокосм. Вполне жизнеподобное пространство: на Земле живут и действуют люди, выше небо, Олимп и т.д. - боги, а в нижнем ярусе многоступенчатой конструкции мира, под Землей - царство мертвых. Важнейшая особенность пространства волшебной именно волшебная, а не бытовая сказка сравнивается с глифом и его устройством / сказки состоит исключительно в том, что оно не уподобляется реальному и, напротив, более или менее очевидно и настойчиво подчеркивает свою принципиальную нереальность. Например, герой волшебной сказки должен пробираться через лес, в котором находится лесной дом, волшебное существо, избушка Бабы Яги. Герой при этом не задевает за ветки, которые могли бы его оцарапать. Так, Марья, идущая за Финистом, должна за свой путь износить 3 пары /6, 12 пар/ железных башмаков, а мы не знаем © состоянии ее ног в этой ситуации, не встретим упоминаний об усталости, жажде и т.д. Сказочное пространство не создает сопротивления; а мифологическое наполнено всевозможными препятствиями, которая и должна оказывать материальная среда. То же относится и ко времени действия - в сказке его просто нет, имеется в виду реальное время, при котором человек не меняется, стареет. В мифах оно продолжительное: боги живут столетиями, тысячелетиями, хотя и для них наступают "сумерки"; а смертные люди отправляются в конце жизни в загробный мир.

В загробный мир отправляется и герой сказки. Однако, если это случается в мифологии, то из царства Аида выход невозможен. Например, Орфей не смог вывести оттуда Эвридику. И в самом деле, оттуда еще никто не возвращался, по крайней мере, история таких случаев не припомнит. Сказочный же персонаж, переходя в сферу действия иных мировых сил и законов там - все "самое-самое": жар-птица, златогривый конь, меч-кладенец, Василиса Прекрасная, свидетельство чему - захоронения, курганы - мир "иной", куда отправляли человека, снаряжая надолго в незнаемую жизнь, старается сделать все, чтобы вернуться. Он там решает "трудные задачи", борясь таким образом с неведомыми ему силами: крадет, подсматривает, подслушивает, способствует "купанию" тамошнего царя в кипятке и т.д. Дело в том, что волшебные сказки выросли на основе мифов, и людям хотелось жить так же долго, как боги, а для этого необходимо победить смерть. И не стоит вопрос нравственных ориентиров - все средства хороши. Ведь цель сказки заключена в словах: "И жили они долго и счастливо", обретя при этом и жар-птицу, и коня, и девицу-красу, и царский престол. Это существенное отличие сказки от мифа, хотя интерес к тому и другому одинаково велик.

Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Более того: их историю, содержание, образный строй, поэтику изучают серьезные ученые, в трудах которыхисследуются законы развития общества, возникновения религий, расцвета и упадка цивилизаций. Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.
Что отличает мифы от сказок и благодаря чему эти жанры не утратили актуальности в наши дни?
Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира. В античной мифологической литературе сложился особый эпический жанр, который позволял в форме образного повествования создать цельную систему мифических героев, определявшую, по мнению древних, судьбу человека и развитие исторических событий.
Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.
Мифотворчество было неотъемлемой частью развития большинства этнических культур. Об этом свидетельствуют известные литературные памятники «Одиссея», «Илиада», «Махабхарата», «Рамаяна», «Эдда».
Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев,обилие постоянных эпитетов.
Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.

TheDifference.ru определил, что отличие мифа от сказки заключается в следующем:

В отличие от сказок, передающих представление наших предков об окружающем мире на бытовом уровне, мифы отражают обобщенный образ действительности как упорядоченную систему взаимодействия высших сил.
Содержание сказок воспринимается как вымысел, мифы создавались как общенародная интерпретация реально происходивших событий.
В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого, в мифе повествуется о богах и героях, которые вершат судьбы простых смертных.
Сюжеты отдельных мифов связаны между собой, но развиваются свободно, без строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.
Язык сказок максимально приближен к народному, мифы отличает особая торжественность речи.

Изучая давно исчезнувшие культуры, рассматривая памятники народного творчества, которые дошли до нас, ученые заметили, что у всех народов земного шара есть рассказы о неких фантастических персонажах и всяких чудесах. Но так как эти рассказы считались вымыслом, художественной фантазией, то они стали называться мифологией, а каждый отдельный такой рассказ получил название мифа, что в переводе с греческого означает не что иное, как слово.

Сейчас уже достоверно установлено, что мифологическая стадия существовала в культурном развитии каждого народа. Ведь мифы подменяли собой литературу и историю, а также служили примером подрастающему поколению, а подражание определенной мифологии давала человеку чувство единства с другими людьми.

Именно мифы, в которых рассказывалось о богах и других божественных героях давали людям образцы поведения. Модели, которые прошли проверку временем, помогли многим народам выжить, превратившись затем в моральные нормы.

Ученые-филологи еще в 19 веке начали сравнивать мифы, какие были у народов разных стран и пришли к однозначному выводу, что их тематика не отличалась большим разнообразием. К примеру, почти у всех народов есть мифические рассказы о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе. Это могло означать, что люди, которые принадлежали к разным культурам, размышляли о мире и о себе весьма похожим образом, что в свою очередь указывало на общие предпосылки для взаимопонимания и общения.

Общие понятия о сказке

Ученые сказку толкуют по-разному. Одни из них характеризуют сказочный вымысел как оторванный от реальности , другие же пытаются понять, каким образом в сказочной фантазии преломляется отношение сказочников к действительности, которая их окружает. У сказки существует не только много толкований, но и много определений. Так ряд ученых, занимающихся фольклором, сказкой называли каждый устный рассказ. Другие же считали, что сказка содержит занимательный, но не лишенный фантастики вымысел. Но одно, несомненно, сказка является прекрасным творением искусства, так как с необычной щедростью в сказках воплощены сокровища разговорной речи простого народа.

В сказках присутствует беспредельное воображение и выдумка , которая внушает уверенность в победе над злыми силами. Сказки не знают непоправимых несчастий и бед. Они советуют не мириться со злом, а вступать с ним в борьбу, осуждают наживу, корысть и жадность, учат добру и справедливости. Сказки наполнены чудесами, особенно сказки волшебные.

Таким образом, сказки представляют собой устные художественные повествования прозаического характера с содержанием, которое требует при изображении реальности фантастических приемов.

Фантастика сказок

Фантастика сказок создается коллективными усилиями народа. В ней как в зеркале находит свое отражение его жизнь. Именно благодаря сказкам раскрывается многовековая история народа.

Сказочная фантастика имеет под собой реальное основание, так как любое изменение в жизни народа обязательно приводит к изменению фантастических образов, присутствующих в той или иной сказке. Сказочный вымысел, возникнув однажды, развивается в связи с существующими представлениями народа и их понятий, подвергаясь затем новой переработке, а изменения на протяжении столетий объясняют особенности того или иного вымысла, который положен в основу сказок.

Разновидности сказок

Сказки бывают о животных, волшебные и сказки-новеллы. У каждой такой разновидности имеются не только свои особенности, но и ряд весьма специфических черт, которые отличают каждую разновидность сказок одну от другой. Сложились эти черты в результате творчества народа, его художественной практики, складывающейся на протяжении нескольких веков.

Значение сказок

Сказки никогда не отличались голословной фантазией. Воспроизведение в сказках реальности всегда сочеталась с мыслью ее авторов. Поэтому и сегодня, в век технического прогресса сказка по-прежнему нужна людям. Ведь человеческая душа, как и в давние времена, открыта для очарований и чем ошеломительнее технические открытия, тем сильнее человеческие чувства, которые утверждают людей в величии жизни и бесконечности ее красоты.

Сходство между сказкой и мифом

Итак, что же объединяет между собой сказку и миф? Ученые-филологи при сравнении сказки и мифа пришли к выводу, что как сказка, так и миф созданы народом , у тех и других присутствует какой-либо сюжет с фантастическим уклоном и выдуманные герои. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Отличие сказки от мифа

Наравне со сходством существуют и различия между сказкой и мифом, которые заключаются в следующем:

  1. Сказка является вымыслом, а миф реальностью. Иначе говоря, миф все одушевляет и стремится во всякой человеческой практике обязательно найти магию.
  2. В сказке рассказывается о какой-либо истории с точки зрения отдельной личности или личностей, а вот в мифе рассматриваются события глобального масштаба. Например, о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе.
  3. Сказка учит, как поступать в той или иной ситуации, а в мифе рассказывается об устройстве целого мира.
  4. Только сказку можно считать искусством художественного слова. Миф не относится целиком к искусству, он интересен лишь передачей реальности.
  5. Сказка в отличие от мифов может иметь авторство.



Рассказать друзьям