Ремизов краткая биография. Алексей Михайлович Ремизов — «Дистопия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алексей Михайлович

24. VI(7.VII).1877, Москва - 26.IX.1957, Париж

Если Пастернака называли Гамлетом XX века, то Ремизов - сказочник и колдун русской литературы. О своей литературной родословной Ремизов говорил: «…Сказочное во мне пробудили Л. Тик и Гофман… Лирическое от Марлинского… От Лескова апокриф и та теплота сердца, которой обвеяны его рассказы. Театр - Островского, но через Добролюбова, поверхностного, и Ап. Григорьева. От Достоевского - боль, горечь жизни. От Толстого - беспощадная правда».

Алексей Ремизов - купеческий сынок, получивший воспитание в патриархальном старомосковском духе. Его детство было мрачным. Мать его не любила, ибо он был пятым нежеланным ребенком. И все его юные годы прошли при полном безразличии к нему со стороны окружающих. В дальнейшем Ремизов всю жизнь утверждал себя в образе гонимого судьбой и непонятого людьми писателя. Будучи студентом, увлекся революционными идеями, дважды подвергался аресту и высылался сначала в Пензу, потом в Вологду. Именно Вологда стала для Ремизова «Северными Афинами», где он решительно порвал с революцией и также решительно отдался литературе. Ремизов занимался переводами. Переводил Ницше, Метерлинка и пользующегося популярностью в России Пшибышевского. Увлекся фольклором и мифологией и стал сочинять сам.

В связи с первой публикацией - 8 сентября 1902 года - Ремизов признавался: «Отрава печататься входит с первым напечатанным. А какие мечты и сколько самообольщения. Ведь только у новичка такая вера в свое. А со временем придет разочарование, и сколько ни фырчи и фордыбачь, а все ясно и при всякой дружеской критике, что ты не Пушкин, не Толстой, не Достоевский, а только козявка - аз есмь».

В 1905 году Ремизов перебирается в Петербург и начинает работать в журнале «Вопросы жизни» - одном из центров русской философской и художественной мысли тех лет. Печатается во всех журналах художественного авангарда, реже - в газетах. «В газетах участвовал как гастролер на Пасху и на Рождество», - как всегда лукаво замечал Ремизов, который к тому времени приобрел уже репутацию «изысканного стилиста».

В 1907 году выходит первая книга Ремизова - цикл сказок «Посолонь», а в 1910–1912 годах - уже «Собрание сочинений» в 8-ми томах, куда вошли первые романы «Пруд» и «Часы». В 1912 году появляется роман «Пятая язва» - размышление о судьбе русского народа. Создает Ремизов и ряд драматургических произведений («Бесовское действо» было поставлено в театре Веры Комиссаржевской),

Ремизов - постоянный посетитель почти всех литературных салонов Петербурга, со многими знаком и со многими дружит, в частности с Львом Шестовым. Вместе с тем писатель не плывет в общем русле модернизма и декаданса, а находит свое течение, а лучше сказать заводь - неомифологическую литературу. Он - блистательный обработчик мифов и легенд всего мира, нащупывает и заново воссоздает архетипы национального сознания, ищет соотношение между добром и злом, дьявольским и божеским в человеке и приходит к печальной формуле: «человек человеку бревно» («Крестовые сестры», 1910), за что удостаивается определения от философа Ильина - «черновиденье».

Еще в эмигрантскую пору Ариадна Тыркова-Вильямс писала: «Как писатель Ремизов шел и продолжает идти тяжелым путем. Он одержим художественной гордыней и никогда ни с чьим мнением не считался. Его чудачества, житейские и литературные, сочетаются с большим, трезвым и ясным умом, с редкой верностью суждений. Отвесные тропинки, по которым он, чаще всего с большим усилием, тащит свои „узлы и закруты“, не ведут к легким успехам, к широкой популярности. Он это отлично знает. Но в нем есть непреклонное, беспощадное к самому себе упорство, которое им владеет, не допускает снисхождения и поблажек моде, ко вкусам толпы и критиков, которые порой разбираются хуже, чем толпа».

Самого себя Ремизов воспринимал как носителя коллективного народного сознания, писателя, синтезирующего в своем творчестве различные срезы единой русской культуры, развивающейся от фольклора до современной индивидуально-авторской литературы как единое целое. Книги Ремизова - это своеобразные мифологемы, расширенные за счет образов и мотивов современной ему литературы.

Октябрьскую революцию Ремизов воспринял как трагедийный слом 1000-летней российской государственности и культуры («Слово о погибели русской земли»). На короткое время он сближается с эсерами, но и они вызывают в нем горькое разочарование: «До чего все эти партии зверски: у каждой только своя правда, а в других партиях никакой, везде ложь. И сколько партий, столько и правд, и сколько правд, столько и лжей».

Как прозорливый художник, Ремизов еще в 1907 году в сказании «Никола угодник» определил картину хаоса, которая возникнет в результате революции. «Не узнал Никола свою Русскую землю. Вырублена, выжжена, развоевана, стоит пуста-пустехонька, и лишь ветры веют по глухим степям, не найти в них правды…» Навел Никола кой-какой порядок, вернулся в рай и поведал святым: «Все со своими мучился, пропащий народ: вор на воре, разбойник на разбойнике, грабят, жгут, убивают, брат на брата, сын на сына, отец на сына, дочь на мать! Да и все хороши, друг дружку поедом едят, обнаглел русский народ».

Вот такой виделась Ремизову родная земля в революционных потрясениях. Писатель эмигрировал в августе 1921 года, сначала жил в Берлине, затем с 5 ноября 1923 года и до самой смерти в Париже. Отъезд из России воспринимал трагически, как вечную разлуку с любимой землей. Оценку революционной эпохи дал в эпопее «Взвихренная Русь» (1927), которая, по мнению Андрея Белого, является одной из лучших художественных хроник России смутного времени. В дальнейшем Ремизов не допускал лобовых антисоветских инвектив и за свою лояльность получил в 1946 году советский паспорт, но тем не менее не рискнул вернуться на родину.

В эмиграции Ремизов много работал, занимался мифами и легендами, экспериментировал со словом, писал автобиографическую прозу и продолжал делать то, что еще на ранней стадии подметил Максимилиан Волошин: «Ремизов ничего не придумывает. Его сказочный талант в том, что он подслушивает молчаливую жизнь вещей и явлений и разоблачает внутреннюю сущность, древний сон каждой вещи».

Все это так, но правда и то, что с 1931 по 1949 год Ремизов не смог опубликовать ни одной книги. Он их «издавал» сам, в единственном экземпляре, переписанном от руки красивым каллиграфическим почерком, и таких тетрадей было 430 штук.

В 1943 году умирает жена Ремизова, с которой он прожил 40 лет (они поженились в 1903 году). Ее облик Ремизов восстановил в книге «В розовом блеске» (1952). И в этом плане Ремизов был непохож на всех остальных серебристов. У Блока, Бальмонта, Маяковского, Есенина, Пастернака и других поэтов и писателей того времени было много любимых женщин, жен, любовниц и муз, а вот у Ремизова была одна-единственная. Любимая и неповторимая для него.

Они познакомились, будучи политическими заключенными. В тюрьме их камеры оказались рядом. Они переговаривались сквозь ставку. Так прошло два года. Они были так близко и в то же время так далеко друг от друга. Он влюбился и высказал желание увидеть ее хотя бы мельком на прогулке.

Встреча несказанно обрадовала Ремизова - он увидел женщину редкой красоты, но, увы, он на нее произвел ужасное впечатление - она упала в обморок. Она полагала, что ее сосед, который обладает исключительным даром красноречия, окажется красивым мужчиной. Кто же предстал перед ее глазами? Невзрачный человечек, с предлинными волосами, с бровями, приподнятыми с обеих сторон, с приплюснутым носом, с ноздрями, которые постоянно шевелились, с большим ртом - одним словом, он был похож на безрогого черта. Однако в конце концов все уладилось. Если природа отказала Ремизову во внешней красоте, то она богато одарила его умом и щедрым сердцем. Несмотря на свою непривлекательность, он сумел расположить ее в свою пользу. Она стала его женой, его «Прекрасной дамой», его музой-вдохновительницей, его богиней…

Так кто она? Серафима Довгелло из старинного литовского рода, владеющего в Черниговской губернии даже замком. Когда Серафима Павловна вышла замуж за Алексея Михайловича и привезла его в родовой замок, вся семья сразу шарахнулась от такого зятя. «Маленький, почти горбатый, ни на кого не похож, университета не кончил, состояния никакого, пишет сказки. И при том из купцов. Где она такого выкопала?..» (А. Тыркова-Вильямс).

Она - высокая, полная, белотелая и белолицая, с пышными белокурыми волосами и широко поставленными голубыми глазами, короче, красавица. И он - «маленький, сутуловатая фигура, бледное лицо… нос, брови, волосы - все одним взмахом поднялось вверх и стало дыбом» (М. Волошин). Но что внешность? Их внутренние миры и интересы были одинаковы и гармоничны между собой. Кто-то придумал для них сравнение: изюминка и кулич. Ирина Одоевцева применила другое сравнение: как ступка и пестик. С ней было уютно и вкусно пить чай - приходившие в гости писатели смеялись: «как сдобная булка».

И вот «булки» не стало - без своей обожаемой Серафимы Павловны Ремизов прожил 14 лет. Жил аскетично по принципу «немного еды и тепло в квартире».

Послевоенный мир Ремизов определил двумя фразами: «Какое последнее слово нашей культуры? - синема и гестапо. В чем наша бедность? - довольны мелочами».

Заботой самого Ремизова по-прежнему оставался русский язык. «Живой сокровищницей русской души и речи» назвала творчество писателя Марина Цветаева. «А слово люблю, первозвук слова и сочетание звуков», - признавался сам Ремизов. «И безумную выпукль и вздор, сказанное на свой глаз и голос». Ремизов постоянно копался в кладовых слова, в словарях, много читал, выписывал. Это было настоящей страстью коллекционера. Марина Цветаева восхищалась Ремизовым, а вот для Бунина все языковые усилия Ремизова «отмыть икону», найти исконный русский язык в дебрях этимологической ночи были смехотворны. Иван Алексеевич считал и нынешнее состояние русского языка превосходным, без всякой древней зауми.

В эмиграции Ремизов был постоянно в гуще людей. Контактировал с Буниным, Зайцевым, Шмелевым, Лифарем, Евреиновым, наставлял литературную молодежь эмигрантского поколения (Поплавского, Каховскую, Набокова), имел дело с представителями французской интеллектуальной элиты. По возвращении в СССР Ирина Одоевцева рассказывала: «Ремизов страшно много работал, много печатался в эмиграции. Был, конечно, чрезвычайно талантлив. И вы знаете, это единственный русский писатель того времени, которого любили и ценили французы. Они считали его сюрреалистом».

Одна из последних книг Ремизова «Огонь вещей» - оригинальное исследование темы снов в творчестве русских писателей Гоголя, Пушкина, Достоевского, Тургенева и других.

Вечный сон настиг Ремизова в преклонном возрасте (ему было 80 лет), когда он уже был беспомощным и почти слепым, в его квартире на улице Буало, 7 (ныне весьма престижный 16-й район Парижа).

Что остается добавить? Ремизов - один из самобытнейших писателей Серебряного века и, пожалуй, всей русской литературы. Сам он учился у Гоголя, Достоевского, Лескова и Толстого, а у него училось последующее поколение писателей - Борис Пильняк, Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Михаил Пришвин, Леонид Леонов, Константин Федин, Алексей Толстой, Артем Веселый. Можно сказать, что все они вышли из ремизовского корня.

И последнее. Лишь через год после смерти Ремизова - в 1958-м в Советском Союзе появились первые книги писателя. И перед глазами советских читателей предстали фразы, «как медовые соты», и они ощутили излюбленную Ремизовым «путаницу времен».

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Е. Покусаев Из статьи «Алексей Михайлович Жемчужников» Интимно-психологическая лирика Жемчужникова задушевна, реалистична и проста. Она обращена к земным радостям и печалям. Она не оставит равнодушным всякого, кто желает найти в стихах – и в стихах ясных, гармоничных,

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Борис Николаевич БУГАЕВ 14(26).X.1880, Москва - 8.I.1934, Москва Многие не понимали не только творчества Андрея Белого, но и его самого. Характерное признание сделал сам поэт, он же прозаик, философ и теоретик символизма: «Я остался один в 4 года. И с тех пор уже не

Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил Михайлович

ГОФМАН Виктор-Бальтазар-Эмиль Викторович 14(26).V.1884, Москва - 13.VIII.1911, Париж У Оффенбаха есть опера «Сказки Гофмана», ее либретто написано по новеллам печального романтика и едкого сатирика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В России «Сказки Гофмана» были поставлены в

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

ДОН-АМИНАДО Аминад Петрович (Аминодав Пейсахович) ШПОЛЯНСКИЙ 24. IV(7.V).1888, Елизаветград Херсонской губернии, - 14.XI.1957, Париж Картинка о Серебряном веке:«Что ни человек, то толстый журнал, или Альманах „Шиповника“, или сборник „Знания“ в зеленой обложке.Арцыбашев,

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович 15(17).I.1864, Москва - 20.II.1922, Петроград Влас Дорошевич - «король фельетона», газетный писатель, критик и публицист. Его судьба - как захватывающий очерк в газете. Полугодовалого мальчика оставила в пустом и холодном доме мать, писательница и

Из книги Русские символисты: этюды и разыскания автора Лавров Александр Васильевич

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич 13(25).II.1879, Москва - 7.IX.1953, Париж «Я живу как Арлекин и умру как Арлекин», - говорил Николай Евреинов, один из самых колоритных деятелей Серебряного века. Он унаследовал от матери - француженки Валентины де Гранмезон - живость ума и талант

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич 9(21).II.1886, поселок Оливское Херсонской губернии - 17.VI.1968, Москва Советский поэт Николай Старшинов снисходительно писал: …Но мы не из ученых, Но тоже знаем, друг: Был фокусник Крученых И был фигляр Бурлюк. Как бы смеясь над нами, Они в свой ранний

Из книги автора

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович 15(27).VIII.1877, Петербург - 13.V.1962, Париж В Серебряном веке много крупных фигур, растиражированных и раскрученных, сияющих, как яркие звезды на литературном небосклоне: Блок и Бунин, Маяковский и Есенин, Ахматова и Мандельштам… Но есть

Из книги автора

ПРИШВИН Михаил Михайлович 23.1(4.II).1877, имение Хрущева близ Ельца Орловской губернии - 16.1.1954, Москва Когда Лидия Чуковская читала Ахматовой рукопись, где упоминался Пришвин, Анна Андреевна заметила: «Не надо имени Пришвина среди имен первого ряда». Действительно, не Блок и

Из книги автора

ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович 16(28).V.1886, Москва - 14.VI.1939, Париж «Печальный Орфей» - так я назвал свое небольшое исследование о Ходасевиче в книге «Поцелуй от Версаче» (1998), где представлен ряд поэтов Серебряного века.По определению Николая Гумилева, «европеец по любви

Из книги автора

ФРАНК Семен Людвигович 16(28).I.1877, Москва - 10.XII.1950, близ Лондона Среди философов Серебряного века весьма трудно определить, кто из них самый лучший, самый глубокий, ибо выбор этот крайне субъективен. Один из старейших зарубежных деятелей эмиграции архиепископ

Из книги автора

Из книги автора

Герой французского романа и его русский прототип (Алексей Ремизов в романе «Княжеские ночи» Ж. Кесселя) В 1927 году известный французский писатель, потомок выходцев из России Жозеф Кессель (1898–1979) опубликовал роман «Les Nuits des Princes» («Княжеские ночи», в первом русском

Из книги автора

Алексей Михайлович Ремизов 6 июля (24 июня) 1877 – 26 ноября 1957 Родился в обеспеченной купеческой религиозной семье Ремизовых, мать происходила из семьи Найдёновых. В «Автобиографии» А.М. Ремизов подробно рассказал о своём происхождении: «Отец мой Михаил Алексеевич Ремизов –

Из книги автора

БРЮСОВ И РЕМИЗОВ Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957) принадлежит к довольно большому числу тех писателей символистского окружения, чье вступление в литературу происходило при самом непосредственном содействии Брюсова. Значительная часть их переписки относится к той

Уникальный русский писатель Ремизов Алексей Михайлович остался в литературе как яркий стилист, создатель собственного художественного мира и «сновидческого» метода письма. Его жизнь была полна переживаниями, чудачествами, любовью. Прожив большую часть своей биографии в эмиграции, он сохранил традиции и дух русской литературы. Он оставил достойное литературное наследство, которое значительно обогатило русскую культуру.

Детство и семья

Родился Алексей Ремизов в богатой купеческой семье 24 июня 1877 года в Москве. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Н. А. Найденов, брат матери, был основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Он был человеком большой эрудиции, занимался исследованиями истории Москвы, спонсировал восстановление и сохранение памятников. Его богатейшая библиотека была одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг. В юные годы мать Алексея отличалась передовыми взглядами, участвовала в Богородском кружке нигилистов, но несчастливая любовная история подтолкнула ее к браку с владельцем галантерейного магазина Ремизовым.

У пары родилось пятеро детей, младшим из которых и являлся будущий писатель, но счастья в семье не было. Мария Александровна, устав от мучений в браке, забрала детей и вернулась в родительский дом. Ее изломанная, полная страданий судьба стала основой для многих женских образов в произведениях А. М. Ремизова. Его отец был сыном простого крестьянина, всеми своими успехами он обязан исключительно своему трудолюбию. Но его влияние на Алексея оказалось минимальным, так как дети в семье почти все время были на попечении прислуги, да и умер отец довольно рано - в 1883 году. А вот влияние дяди, Н. А. Найденова, на которого Алексей был очень похож, было велико. О нем Ремизов всегда говорил с гордостью, хотя отношения их не были гладкими.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства - музыка, рисование, театр - остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но благотворно повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое он принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Годы учебы

Учился Алексей Ремизов сначала дома, ему, как и брату, дали хорошее базовое образование: иностранные языки, литература, основы математики, географии, истории. Это позволило в 7 лет Алексею с легкостью поступить в гимназию. Но из-за слабого здоровья он пропускал много занятий, и их вместе с братом перевели в коммерческое училище, в совете попечителей которого состоял Н. А. Найденов. Этот перевод закрыл для Ремизова возможность в будущем поступить в университет с получением стипендии.

Со школьных лет у Алексея остался превосходный почерк и владение каллиграфией. По окончании училища опекуны настоятельно рекомендовали ему занять место бухгалтера в банке дяди. Но Ремизов решил по-своему и поступил вольнослушателем на естественный факультет Московского университета, с правом посещения лекций, в том числе на философском и юридическом факультетах.

Общественная деятельность

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы он привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что был задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там он только усугубил свое положение, войдя в кружок В. Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции. В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: он встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Первые литературные опыты

Там же, в Вологде, Ремизов Алексей Михайлович печатает свои первые тексты в газете «Курьер». Он начинает писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появляется первая редакция романа «Пруд», в котором он предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Киевский период

После ссылки Алексей Михайлович Ремизов, писатель большого дарования, приезжает в Херсон, так как в столицах ему жить запрещено. Потом переезжает в Киев, здесь он сотрудничает с Мейерхольдом, который создает театральную студию. Ремизов заведует репертуарной частью театра.

Петербургский период

В 1905 году писателю разрешают вернуться в Петербург, где он поступает на службу в журнал Вяч. Иванова «Вопросы жизни». Он тесно сближается с кругом петербургских модернистов, особенно с под влиянием которого Ремизов пишет книгу сказок «Посолонь». Чуть позже писатель выпускает сборник апокрифов «Лимонарь», которое получило широкий отклик в среде интеллигентов. В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова - продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период он много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вяч. Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году он уже был популярным, состоявшимся писателем.

Революция

Ремизов Алексей Михайлович встретил обе революции без энтузиазма, давно уже не веря в возможность силового преобразования общества. Он воспринял переворот 1917 года как метафорический пожар, в огне которого рождается новый мир. Но он понимал, что эти события станут причиной больших страданий для народа. После революции Ремизов очень много пишет публицистических текстов, в которых осмысливает происходящее через ассоциации со Смутой 17 века. Вершиной этой активности стало произведение «Слово о погибели русской земли». Этот текст представлял собой сложное полифоническое повествование. Так появился новый жанр в творчестве Ремизова. Обстановка в стране и состояние здоровья заставили писателя начать в 1920 году хлопоты о выезде за границу.

Эмиграция

7 августа 1921 года Алексей Михайлович Ремизов, книги, биография которого были тесно связаны с Россией, покинул Родину. Он был уверен, что уезжает ненадолго, но оказалось, что навсегда. Сначала он приезжает в Берлин. В течение двух лет он находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович, биография которого отныне была на долгие годы связана с Парижем, всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны он активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Он много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Личная жизнь

Ремизов Алексей Михайлович был долгие годы счастлив в браке. В 1903 году в Вологде он женился на Серафиме Павловне Довгелло. Она увлекалась антропологией, этнографией, была действительным членом археологического института в Петербурге. Жена оказала сильнейшее влияние на Ремизова, многому его научила. В 1904 году у пары родилась дочь Наталья. В 1943 году, когда Серафима Павловна умерла, Ремизов погрузился в долгий период уныния, и до конца дней он тосковал по ней.

Писательский стиль и основные произведения

Образцом синтетического письма, объединяющего фольклорные, символические, экзистенциальные мотивы, стал писатель Ремизов Алексей Михайлович. «Взвихренная Русь», «Иверень», «Крестовые сестры» - эти произведения стали образцом его уникальной манеры, бессюжетной, ассоциативной и эмотивной прозы. В них сплетаются явь и сон, реальность и мифы. Сон становится источником знания о мире, предвестником будущего. Алексей Михайлович Ремизов, избранные произведения которого входят сегодня в школьные и университетские курсы, в России пережил долгий период забвения. В годы перестройки его имя вернулось на Родину. Сегодня лучшие произведения Ремизова - «Лимонарь», «Часы», «Кухка», «Взвихренная Русь» занимают достойное место в отечественной литературе.

Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать - М. А. Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова - Н. А. Найденов был знаменит не только как основатель банка, крупный русский финансист, многолетний председатель Московского биржевого комитета, но и как ученый-историк, организатор и меценат многих начинаний по изучению и сохранению исторических памятников Москвы. Библиотека А. Е. и Н. А. Найденовых составила основу библиотеки Московского биржевого комитета, а затем вошла в фонды Российской государственной библиотеки. В молодости мать Ремизова участвовала в Богородском кружке московских нигилистов. Впоследствии из-за несчастной любви она порвала с революционной средой и «назло» вышла замуж за галантерейщика М. А. Ремизова. Купцы Ремизовы жили в Москве с XVIII в. По свидетельству Ремизова, его отец стал писать свою фамилию «Ремизов», а не «Ремезов», не желая «происходить от птицы ремеза». Родив пятерых детей (младшим был Ремизов), М. А. Ремизова разошлась с мужем и поселилась по воле братьев во флигеле на территории фабрики Найденовых. Для Ремизова образ матери был окружен ореолом страдания.

Она стала прототипом многих трагических женских персонажей его произведений. С детства проявились способности Ремизова к каллиграфии, рисованию и литературе. Ремизов написал свой первый рассказ в возрасте 7 лет.

Отец Ремизова умер в 1883. В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.

В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на естественное отделение математического факультета Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. По своим политическим взглядам был близок социал-демократам. За участие в беспорядках и марксистских кружках отправлен в ссылку.

В 1903 в ссылке в Вологде Ремизов сделал окончательный выбор между политической деятельностью и литературным творчеством. Духовная атмосфера Вологды, названной в воспоминаниях Ремизова «Северными Афинами», способствовала раскрытию литературного дарования Ремизова. Первое опубликованное произведение - «Плач девушки перед замужеством» - было напечатано в газете «Курьер» в 1902 под псевд. Николай Молдаванов.

С 1 февр. 1905 Ремизов получил разрешение на проживание в столицах, переехал в Петербург, где служил в редакции символистского журнала «Вопросы жизни». Вошел в модернистскую среду, сблизился с Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком.

Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру. - Что есть человек человеку? - Человек человеку бревно, стена. Человек человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. На творчество Ремизова оказали воздействие философские и эстетические концепции европейского модернизма. Ремизов испытал идейное воздействие древних гностических учений, концепций. Значимым духовным источником творчества Ремизова явилась также русская народная культура.

Роман «Пруд» (1905) - первое значительное произведение Ремизова. В основе сюжета - судьба потомка купеческого рода Николая Огорелышева. Используя отдельные факты своей биографии (история матери, эпизоды из времен своего детства, ссылки), Ремизов создал произведение о безысходном трагизме бытия, безвинных человеческих страданиях, обусловленных волей Рока. Сюжетное повествование чередовалось с лирическими «запевами» и «концовками» глав, как бы скрепляющими воедино мозаичные отрывки. А. Белый назвал роман «преталантливой путаницей», где все главы - «сплошная лирика». Сходная трактовка причин людских бедствий и господства зла в человеческих душах раскрыта в ранних рассказах Ремизова «На этапе» (1903), «Серебряные ложки» (1906), «Крепость» (1906), в повести «Часы» (1908).

Лучшие дня

Для Ремизова народное миросозерцание было наиболее близко к постижению светлых первооснов бытия. В 1907 Ремизов создал свою самую радостную и любимую книгу - сборник сказок «Посолонь», в которой обратился к переработке фольклорных текстов. Задача писателя - восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сменяются «посолонь» (по ходу движения солнца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках, играх. Приключения сказочных героев (Чучелы-Чумичелы, Зайки, Кота-Котофеича и др.) разворачиваются на фоне поэтических описаний жизни природы. Сказки Ремизова получили высокую оценку как в художественных кругах (А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов, А. Белый и др.), так и в научной среде (акад. А. А. Шахматов выдвинул книгу Ремизова на соискание Пушкинской премии Академии наук).

С сер. 1900-х Ремизов стал перерабатывать памятники древнерусской литературы. Эта работа продолжалась более 50 лет. Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое т. о. является частью настоящего. «В моих “реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное, - отмечал Ремизов, - а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям - “узлам и закрутам” моей извечной памяти». В 1907 Ремизов написал первую книгу переработок древних сказаний «Лимонарь» (в переводе с греческого - «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», т. е. не принятыми как церковная догма.

В 1907 была поставлена пьеса Ремизова «Бесовское действо» (реж. Ф. Ф. Комиссаржевский, декорации М. В. Добужинского), принесшая автору скандальную славу. Это - притча о жизни и смерти, основанная на материале фольклорных и древнерусских произведений. Вслед за ней Ремизов написал пьесы «Трагедия о Иуде» (1908) и «Действо о Георгии Храбром» (1912), в которых воскрешал традиции народного театра. В «Трагедии о Иуде» впервые появился обезьяний царь Асыка, раздающий ордена - «обезьяньи знаки», которому была суждена долгая жизнь в творчестве Ремизова.

Мир света и радости был связан для Ремизова с миром мечты. Он находил его в сказочном далеке, в прошлом Древней Руси и в мифологическом пространстве придуманной им Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (Обезвелволпала) - шуточного «тайного» общества, игры для детей и взрослых. Его фантастические основатели - обезьяны - были существами сродни лошадям - гуингнгмам Дж. Свифта. Они презирали человеческое сообщество, основанное на корысти, чванстве и зле, и принимали в свои ряды только добрых, талантливых и веселых людей. Возглавлял общество никем никогда не видимый и никому не ведомый царь обезьяний Асыка Первый Обезьян Великий. Всеми делами за него управлял Ремизов - бессменный канцеляриус Обезвелволпала. Ремизов раскрывал от имени и за подписью царя Асыки жалованные грамоты людям, заслужившим честь быть принятыми в члены Ордена. Первые обезьяньи «знаки» были выданы в 1908, последние - в 50-е.

Повесть Ремизова «Крестовые сестры» (1910) стала этапным произведением, поставившим писателя в первые ряды литературной элиты тех лет. Она продолжала традиции петербургской темы Пушкина, Гоголя, Достоевского и по-новому раскрывала ремизовскую концепцию рока, тяготеющего над судьбами героев. «Бурков дом», где жил главный герой - отставной чиновник Маракулин, осмыслялся как символ всего Петербурга и, шире, построенной имп. Петром русской державы, где страдают многие. Глубине тематики соответствовали отточенность формы и музыкальность языка.

Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910-12, показало целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная». В 1912 Ремизов написал повесть «Пятая язва», посвященную исследованию сути народного характера на протяжении русской истории от древнейших времен до современности. Главный герой повести, «пятая язва» маленького городка следователь Бобров трагически отделен от своего народа, который он считает себя вправе судить и осуждать. На концепции повести сказалось усиление роли христианского идеала в мировоззрении Ремизова. Критики отметили эстетическое и общественное значение произведения Ремизова. В письме Ремизову А. Белый отметил, что для него «Пятая язва», как и цикл стихов Блока «Куликово поле», - «произведения вещие».

Во 2-й пол. 10-х Ремизов публикует сборник сказок и переработок древнерусских легенд («Докука и балагурье», 1914; «Весеннее порошье», 1915; «За Святую Русь», 1915; «Укрепа», 1916) и работает над романом «Ров львиный» («Канава», 1914-19).

В годы революции Ремизов пережил творческий подъем. Он воспринял революцию как мировой пожар, в огне которого уничтожается старое и рождается новое. О преображающей силе революционного огня Ремизов писал в хронике февральской революции «Всеобщее восстание» (1918), переработке высказываний философа Гераклита «Электрон» (1919), книге «Огненная Россия» (1921) и в обобщающей книге «Взвихренная Русь» (опубл. в 1927). Для Ремизова революция - это и разрушение старой «Святой Руси», т. е. христианского миросозерцания, которое Ремизов считал одной из главных основ народного мировосприятия. Этой стороны Ремизов не принял ни в февральской революции, ни в октябрьском перевороте. Наиболее программно скорбь по концу огромного периода русской истории выражена Ремизовым в «Плаче о погибели русской земли» (написан 5 окт. 1917). По Ремизову, никакое социальное переустройство жизни не принесет результатов без нравственного возрождения людей. «Было бы ошибочно думать, - писал Ремизов в дневнике 1917, - что царствие Божие это какое-то справедливейшее устроение на земле, какие-то дома и храмы и, конечно, отхожие места самого последнего слова. Для того чтобы наслаждаться в царствии Божием, при утонченной совести - надо не иметь совести - и вот Божия Матерь, как воплощение совести, хождение ее по мукам и есть образец того, что никогда не осуществимо царство Божие при наших условиях на нелегкой земле». В 1921 Ремизов с женой покинул Советскую Россию. С 1923 жил в Париже.

Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. 20-30-е - время создания и обдумывания основных книг Ремизова, основанных на автобиографическом материале. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания стало неисчерпаемым источником творчества Ремизова. При этом он понимал «память» не только как реальные воспоминания, но и как глубокую «прапамять» о своем перевоплощении в иных обличьях на протяжении разных эпох. С н. 30-х до 1949 Ремизову не удается публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство созданных до второй мировой войны произведений опубликовано позднее. Времени детства посвящена книга воспоминаний «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки - книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни Ремизова - книга «Встречи. Петербургский буерак» (частично опубл. в 1981), годам парижской эмиграции - «Учитель музыки» (опубл. в 1981). На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни - «Оля» (1927), «В розовом блеске» (1952).

Погружение в мир легенд, сказок и древнерусских сказаний стало для Ремизова еще одним мысленным путем на русскую землю. Он публикует сборник переработок сказок и церковных легенд «Три серпа» (Т. 1 и 2, 1927), «Образ Николая Чудотворца» (1931), «Голубиная книга» (1946) и др. Начиная с к. 20-х Ремизов создал цикл пересказов древнерусских повестей о любви и судьбе («Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и др.). Их герои - книжники и мечтатели, испытавшие фантастические приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.

С н. 30-х Ремизов обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. П. Пикассо, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Добужинский и мн. др. художники высоко ценили творчество Ремизова-графика. Ю. Анненский отмечал, что «Ремизов несомненно мог бы рисовать, как Серов, как Репин или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли. Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие меня игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно». В конце жизни книги Ремизова издавались мизерными тиражами в созданном друзьями Ремизова специально для публикации его произведений издательстве.

Ремизов Алексей Михайлович , русский писатель. Родился в богатой старокупеческой семье. В 1895 г. окончил Александровское коммерческое училище в Москве. Будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, в 1896 г. был арестован за участие в столкновении студентов с полицией на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле. В тюрьмах и ссылках провел 6 лет.

В 1902 г. в вологодской газете «Курьер» Ремизов опубликовал под псевдонимом «Н. Молдаванов» свое первое оригинальное произведение - поэтическую обработку зырянских свадебных причитаний «Плач девушки перед замужеством». В том же 1902 году опубликовад перевод книги А. Роде «Гауптман и Ницше» (совместно с В. Э. Мейерхольдом). Перевел для театра Мейерхольда в Херсоне драму С. Пшибышевского «Снег» (изд. 1903, совместно с С. П. Ремизовой-Довгелло).

Автор стилизованных под «допетровскую» старину сборников литературных сказок («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», обе - 1907; «Докука и балагурье», 1914; «Николины притчи», 1917; «Русские женщины», 1918) и драматургических произведений в духе средневековых мистерий («О Иуде, принце Искариотском», 1908; «Бесовское действо», «Царь Максимилиан», оба - 1919).

В прозе Ремизова (романы «Пруд» - 1902-1903, изд. 1905, и «Часы» - 1904, изд. 1908; повести «Неуемный бубен» - 1909, «Крестовые сестры» - 1910, «Пятая язва» - 1912) отражены впечатления московского и провинциального купеческого, фабричного и уличного быта. Реальность у Ремизова прослаивается сновиденческой и демонологической фантастикой. В социальной действительности писатель видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица, неразбериха», люди лишены связи друг с другом: «человек человеку - бревно». Персонажи Ремизова находятся «между Святой Русью и Обезьяной», совмещая два, казалось бы, взаимоисключающих отношения к человеческой «доле» - беспричинному и бессмысленному страданию: смиренное принятие страдания, с одной стороны, и абсурдный в своей заведомой обреченности бунт, с другой. Этот бунт против космического детерминизма или, что то же, произвола мистических сил, осуществляется в формах фантазирования, игры, лжи и направлен на преодоление данности, нормы, рационального мышления, в конечном счете, реальности. Согласно И. А. Ильину, Ремизов движется от «метафизического ужаса» через страдание и жалость, чувство вины и страх перед миром к творению - в фантазиях и сновидениях - «субъективного чуда», спасающего душу от «неприемлемости этого мира».

Особое внимание Ремизов проявлял к поэтике сновидения: его первый сборник снов, «Бедовая доля», был составлен в 1900-1909 гг. Записи снов и вымышленные произведения в форме сна он публиковал и в дальнейшем. Ремизовскую стилистику отличает стремление к обогащению словаря, перенесение поэтической метафоричности в прозу, поиски новых синтаксических и лексико-фразеологических возможностей языка художественной литературы (традиция Н. В. Гоголя и Н. С. Лескова). В области композиции для произведений Ремизова характерны фрагментарность, мозаичность, монтаж разноплановых эпизодов. Эти черты его творчества оказали значительное воздействие на русскую «орнаментальную» прозу 1920-х годов.

Неприятие революционных событий выразилось в «Слове о погибели земли русской» (опубликовано в 1918 г.). В 1921 г. Ремизов эмигрировал, до 1923 г. жил в Берлине, затем обосновался в Париже. В 1925-1928 гг. печатался в евразийском журнале «Версты». За рубежом написаны его автобиографические книги: «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951; 2-е изд., 1957), «В розовом блеске» (1952) и др. Снам в русской классической литературе посвящена книга Ремизова «Огонь вещей. Сны и предсонья» (1954). В конце жизни принял советское подданство, но в СССР не вернулся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

(По материалам «Литературной энциклопедии», «Краткой литературной энциклопедии» и 3-го издания «Большой советской энциклопедии»)

24 июня (6 июля по новому стилю) 1877 г. в семье московских купцов родился русский писатель, один из лучших стилистов в русской литературе, Алексей Михайлович Ремизов. В период обучения в Московском университете, куда Ремизов поступил на естественное отделение физико-математического факультета, будущий писатель участвовал в студенческих волнениях. Это обернулось шестилетней ссылкой в Пензу, Вологду и Усть-Сысольск. Писательский дебют произошел в 1897 г., а первая книга, в которой были обработки апокрифов и народных сказок, вышла под названием «Посолонь» 1907 г., после возвращения из ссылки и переезда в Петербург. После выхода в 1908 г. романа «Пруд» за Ремизовым закрепилась репутация «великого жалостника», по словам А. Блока, и преемника Достоевского в русской литературе.

В раннем творчестве Ремизова прослеживается отчетливое влияние символизма, в первую очередь, Андрея Белого. Но определяющим для Ремизова оказался интерес к русскому духовному наследию и славянской мифологии, к памятникам народной культуры и старопечатным книгам. Это заметно в его сборнике «Лимонарь» и пьесе «Бесовское действо», опубликованным в 1907 г., и в других публикациях, появившихся в эмиграционный период жизни писателя в виде переработок русских старинных легенд (сборник 1951 г. «Бесноватые» и другие).

В 1951 г. вышла автобиография Ремизова «Подстриженными глазами», где он рассказал о важности для своего творчества идеи прапамяти, или «сна», которая легка в основу конструкции многих произведений писателя. Несмотря на то, что в своих дореволюционных романах Ремизов поднимал социальную проблематику (романы 1910 г. «Крестовые сестры» и «Неуемный бубен»), своеобразие его творчества отчетливо видно именно в переработках фольклорного материала и апокрифов. По словам самого Ремизова, эти его произведения стали «новой формой повести» с целой страной в качестве главного действующего лица и временем действия, растянутым на много веков. Однако эта «новая повесть» всегда, особенно если речь шла о революционных событиях, базировалась на документальном материале, достоверном и обширном, а действующими лицами всегда были реальные исторические персонажи под собственными именами. Именно так написана автобиографическая книга 1927 г.

«Взвихренная Русь» - одно из главных произведений Ремизова эмиграционного периода. Поэтика житийной литературы с ее мотивами мытарства, бесприютности, отторжения неправедного мира и духовного очищения соседствует с созданным автором образом русского лихолетья, где присутствуют Мережковский, Блок, философ Л. Шестов, а также Пришвин.

Ремизов неоднократно писал о революции. Он высказал свое к ней отношение в опубликованном вскоре после октября 1917 г. на страницах эсеровской газеты «Воля народа» произведении «Слово о погибели Русской Земли». В нем видны реминисценции древнерусского плача по разоренной татаро-монголами в 1237 г. русской земле. Во «Взвихренной Руси» Ремизов, оказавшийся в период «красного террора» под арестом и в кратковременном заключении, описывал время, когда мечты человека о свободе переплелись с погромом и бесчинствами.

И во «Взвихренной Руси», и в «Подстриженными глазами», образующими автобиографический диптих, повествование выстроено как компиляция общественно значимых событий (прибытие в Петроград Ленина весной 1917 г.), перемежающаяся частными свидетельствами самого разного рода: здесь и разговоры в очередях, и сцены издевательства над разоруженными городовыми толпы. Произведение фрагментарно, оно совмещает летописное повествование с картинами тягот и невзгод жизни самого Ремизова, с его снами и видениями, с потоком сознания повествователя, «заклинаниями» и зарисовками «взвихренной» будничной жизни. Выбранная для повествования форма сказа органично воплощает эту концепцию, в которой субъективность восприятия подчеркивается построением рассказа. Для Ремизова характерна эта стилистика и такое композиционное решение, они прослеживаются в его мемуарах «Встречи» (1981 г.), в изданном посмертно романе «Учитель музыки» (1983 г.), а также в частично опубликованной повести «Иверень» (1986 г.), также автобиографической.

Ремизов эмигрировал из России в 1921 г., в период гражданской войны. Мотив разлуки, тоже характерный для сюжетов древнерусской литературы (повести «О Петре и Февронии» и «О Бове Королевиче»), имеет у Ремизова личный смысл в таких его произведениях, как повесть «Оля» (1927 г.) и роман «В розовом блеске» (1952 г.). В них отражена трагичная история семьи писателя: единственная дочь осталась в России, и в 1943 г. умерла в Киеве, и тогда же скончалась С. П. Довгелло, жена Ремизова. Писатель, опираясь на предания и легенды, реконструировал картины народного духа и выражал религиозные верования, которые зачастую расходились с официальным православным каноном. Это заметно во многих его «эмиграционных» произведениях: в «России в письменах» (1922 г.), сборнике размышлений и «снов» о русской духовности и ее отражении в русской классической литературе, в особенности в творчестве Гоголя, Тургенева и Достоевского. Эта тема выходит на первый план в книге 1954 г. «Огонь вещей».

Стилистика Ремизова, оригинальная и изощренная, вызывала ожесточенные споры о целесообразности выбранных писателем художественных решений и о том, являются ли они искусственными или плодотворными. Одни (к примеру, критик Г. Адамович) оценивали книги Ремизова как имитацию «допетровской старины», имевшую своей целью применение архаических приемов, к которым писатель был неравнодушен. Другие авторы, такие как художник Добужинский, говорили о даровании Ремизова как игровом и усматривали прямую связь между особенностями его социального поведения и его прозы. В доме Ремизова обои были расписаны персонажами русского фольклора, атмосфера его быта напоминала «колдовское гнездо», а гости Ремизова получали грамоты с указанием членства в его «Великой и вольной обезьяньей палате». Есть и третья точка зрения, выраженная, в частности, философом И. Ильиным: он говорил о Ремизове как о «юродивом» в культуре, человеке образованном и умном, художественно одаренном и обладающем особым и значительным видением.

Творчество Ремизова оказало значительное влияние на творчество многих русских писателей 1920-х гг.: Пришвина, Вяча, Леонова, Шишкова и других. Они были приверженцами «орнаментальной прозы», и в их произведениях чувствуются отголоски ремизовской стилистики.

Алексей Михайлович Ремизов умер 26 ноябра 1957 г. в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Особое значение в его творческом наследии имеет целая автобиографическая эпопея, которая начинается повестью «Иверень», продолжается «Петербургским буераком», «Взвихренной Русью» и «Учителем музыки», и заканчивается произведением «Сквозь огонь скорбей». Эпопея охватывает период с 1897 по 1943 гг. и содержит не только жизнеописание Ремизова, но и картины общественной жизни. На страницах всех своих произведений Ремизов выступает и как летописец, и как сказочник, и как изобретатель кошмара повседневности. Он органично соединял две стороны бытия и видел в этом свою принципиальную задачу, и остался в памяти как прекрасный писатель и уникальный по своему дарованию русский стилист.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ремизова Алексея Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Рассказать друзьям