Рисование детей 5 лет обучение. С чего начинать обучение детей рисованию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Техника обучения ребенка рисованию. Картинки, помогающие научиться рисовать предметы, животных и человека.

  • Каждой маме хочется вырастить из своего малыша, как минимум талантливого и успешного человека. На пути к этой мечте женщины стремятся всесторонне развивать своих крох, вкладывать в них максимум знаний и обучать их как можно большему количеству навыков и умений
  • Одним из таких навыков является умение рисовать. Многие малыши из-за отсутствия в них таланта художника довольно сильно расстраиваются
  • В данной статье мы попытаемся выяснить, как научить кроху рисовать те или иные вещи и одушевленные предметы

Как поэтапно научить ребенка рисовать в 3-4 года?

Поэтапное обучение рисования малыша карандашом или ручкой:

  1. В возрасте 3-4 лет кроха еще не может достаточно сильно давить на карандаш, потому подбираем для него мягкие карандаши. Такие карандаши способны оставлять за собой следы даже после совсем слабого нажатия
  2. Демонстрируем ребенку, как нужно правильно держать карандаш в руке. Если у малыша не получается самостоятельно так взять в руки карандаш, помогаем ему в этом. Впоследствии постоянно следим за тем, чтобы кроха правильно держал ручку или карандаш в руке
  3. Первым этапом обучения будет прививание навыка прорисовывания ровной и четкой линии. В таком возрасте малыши еще достаточно неуверенно держат карандаш в руке. Потому их линии получаются неровными и прерывистыми. Учим кроху прорисовывать линию уверенно и ровно
  4. Желательно приобрести ребенку специальную тетрадь для обведения картинок. В таких тетрадях все рисунки изображены с помощью многочисленных точек. Крохе нужно всего лишь соединить все точки одной линией. В результате получается красивый рисунок
  5. На первых порах помогаем малышу обводить картинки, направляя его кисть своей рукой. Позже даем крохе самостоятельно соединять все точки на листке
  6. На следующем этапе учим малыша рисовать простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапецию
  7. Когда малыш научится изображать простые фигуры, учим его создавать из них рисунки. К примеру, с помощью квадрата и треугольника рисуем домик, с помощью круга и прямых линий — солнце, с помощью прямоугольника и кругов — автобус и т.д
  8. Можно приобрести или распечатать из интернета детские пособия для рисования. В таких пособиях поэтапно изображены разные, знакомые детишкам животные и предметы, созданные из простых фигур. Впоследствии малыш сам научиться разбивать все предметы на фигуры и создавать с помощью этой техники целые картины



  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге


  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Как научить рисовать дерево?



Как научиться рисовать дерево?
  • Любое дерево всегда состоит из ствола, веток и зелени
  • Начинать рисунок дерева необходимо со ствола. Стоит отметить, что ствол дерева расширяется сверху вниз. Другими словами, внизу основание дерева толще, а к верху оно сужается
  • То же касается и веток дерева — у основания они толще, а к своему окончанию становятся уже
  • Толщина ствола зависит от породы дерева. Если вы хотите нарисовать березу, то ствол должен быть тонким с изгибами, если рисуется дуб, то ствол должен быть толстым и массивным


  • После того, как ствол нарисован, необходимо укрыть его ветками. Как правило, ветки у дерева начинаются не от корня, а с четверти его высоты. Нижние ветки обычно изображаются шире, нежели верхние
  • Направление веток всегда вверх — они как бы тянутся к солнцу
  • На крупных ветках можно дорисовывать более мелкие ветки
  • Крону можно нарисовать сплошной массой с помощью красок, а можно прорисовать карандашом в виде отдельных листочков
  • Когда все элементы дерева нарисованы, остается лишь его закрасить. Для изображения дерева потребуются как минимум два цвета: ствол и ветки — коричневый или черный, крона — зеленый

Как рисовать животных?

Как говорилось выше, для простоты рисования животных их тело необходимо визуально разбить на простые геометрические фигуры. Поочередно прорисовав каждую из фигур, нужно соединить их плавными линиями. Вот так и получаются животные.







Рисунок машины





Как научить ребенка рисовать человека?

Казалось бы, рисовать человека очень сложно. Однако, если придерживаться определенной схемы, то справиться с этим заданием сможет даже малыш дошкольного возраста. Итак, поэтапное рисование человека:

  1. Рисуем овал. Овал впоследствии станет человеческой головой
  2. Под овалом рисуем прямоугольник, который будет выступать в роли верхней части человеческого тела (до пояса)
  3. Овал и прямоугольник соединяем двумя плавными линиями. Таким образом прорисовываем шею
  4. Впритык к прямоугольнику пририсовываем второй прямоугольник. Ширина его должна ровняться ширине первого прямоугольника, а вот по длине он будет несколько более продолговатым
  5. Второй прямоугольник разбиваем пополам линией, проходящей ровно по центру сверху вниз. Эта линия поможет создать нам некое подобие ног
  6. Вдоль первого прямоугольника рисуем еще по одному тонкому прямоугольнику. Таким образом мы прорисовываем руки
  7. Верхнюю часть прямоугольников сглаживаем плавной линией — это будут плечи
  8. Теперь изображаем горловину свитера, треугольник на штанах, обувь и кисти рук. Все лишние линии нужно стереть ластиком
  9. Видео: Как научить ребенка рисовать?

Светлана Кривошеина
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник

Программа по изобразительной деятельности

«Мир вокруг нас»

(Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов в возрасте 5 – 7 лет)

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что основным методом в работе с детьми является наблюдение. В процессе своих наблюдений отметила, что дети пытливы, изобретательны , наблюдательны. Многие из них к пяти годам имеют свою точку зрения. Проявляют интерес ко всему новому, неизвестному, любят экспериментировать и радуются даже своему самому малому успеху. Я поняла, что это для них важно, и приняла решение сделать занятия для детей более познавательными, творческими, «живыми» .

Целью занятий рисованием ставлю : развивать творческие идеи у детей и навыки изображения . Учить детей анализировать форму предмета и уточнять знания о нем. Искать место детской инициативе, воображению, фантазии, возможности ребенка выполнять задания, опираясь на свой личный опыт и знания.

Особенно на первых занятиях целесообразно использовать прием показа для разъяснения технических приемов работы . Наглядный метод и входящие в него методические приемы (осязание предметов, движение руки в воздухе, как бы обрисовывающие предмет , его части). Словесные методы (пояснять, что и как следует выполнять, беседовать с детьми, задавать вопросы, предварительно сообщив тему занятия). Игровые приемы (предлагать детям роль : мастеров, художников, архитекторов) . Дидактические игры (на развитие, формирование и овладение сенсорными эталонами, на получение новых цветов и др.).

На занятиях рисованием необходимо учитывать особенности и возможности материалов, и чаще давать возможность выбора детям. Предварительно ознакомив детей с материалами : гуашью, пастелью, тушью, пером, палочками, губкой, и обучить техническим приемам работы с ними.

Данная программа позволит познакомить детей с понятиями : композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение , набросок.

Чтобы закрепить в памяти детей эти понятия , необходимо обеспечивать повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала . Такой подход к занятиям позволит, без особых усилий, познакомить детей : с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж) ; с декоративно – прикладным искусством (на примере народных мастеров из г. Городца, с. Золотая Хохлома, с. Гжель, с. Дымка. Дети познакомятся с художественно – графическими техниками : тычок жесткой кистью, свеча + акварель, монотипия, отпечатки, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечаток силуэта, цветной граттаж, аппликационный метод, работали пастельными мелками.

Все занятия разбиты на циклы по месяцам. Каждый из них имеет свое название и включает в себя предметное, сюжетное, рисование , по собственному замыслу и с натуры.

Важным, считаю цикл «Цветоведение» , он рассчитан на 8 – 9 занятий. На них дети познакомятся с цветами спектра. Узнают, что цвета делятся на хроматические (цвета радуги, и на ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным) . Дети научатся : получать промежуточные цвета, используя основные , путем их смешения; дифференцировать теплые и холодные цвета; разбеливать краски и получать их оттенки; находить цветовой контраст.

Неотъемлемой частью программы считаю цикл «Декоративно – прикладное искусство» . Здесь дети учатся : познавать прекрасное, ценить труд других людей, делать окружающим их людям приятное. На занятиях этого цикла у детей разовьется чувство цвета, ритма, композиции. Закрепится навык : работы со схемами, дифференцировать цвета, координировать движения руки и глаза, использования различных технических приемов . Во время изображения элементов орнамента детям часто приходится работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.

Очень понравится детям циклы «Портрет» и «Изображение людей » . На таких занятиях дети покажут все свои возможности : знания, умения, навыки. Проявят фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закрепят умение работать со схемами и с различными художественными материалами.

На занятиях цикла «Изображение цветов » , «Изображение животных » и «Природа» дети научатся различать формы предметов, сравнивать их, учитывать во время изображения . Работать со схемами, определять возможности и особенности материалов. Закрепят знания о жанрах живописи, научатся их различать. Проявят творчество, воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Все занятия строятся с учетом сенсомоторного опыта детей . Дети учатся видеть линию в образе (например, рассматриваем шерсть барана и видим сходство с линией виде соединенных между собой петелек, а у козы – с зигзагообразной линией и т. д.).

На занятиях циклов «Воздух, земля, вода» и «Что мы умеем» дети познакомятся с нетрадиционными техниками , со способами их выполнения и применения. Смогут проявить свой потенциал, возможности, знания, умения, навыки, владение техническими приемами , все то чему они научились.

В следующих разделах можете ознакомиться с задачами и тематическим планом работы на год.

Программа направлена :

На полное овладение системой эталонов цвета путем знакомства со всеми тонами, представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, получения цветов путем смешения других;

На развитие способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представления о цвете;

На развитие способности определять жанры живописи путем ознакомления с произведениями изобразительного искусства ;

На сенсомоторное развитие через моделирование предметной среды;

На развитие восприятия путем синтеза и анализа объектов и предметов;

На овладение детьми техническими приемами в работе с различными художественными средствами;

На развитие крупной и мелкой моторики рук при ознакомлении детей с различными художественно – графическими техниками ;

На развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления через осмысление детьми схематического изображения ;

На реализацию потенциальных возможностей детей в отражении мира через художественное творчество;

На развитие инициативы, творчества, через возможность самостоятельного выбора детьми изобразительных материалов , с учетом личного опыта.

Тематический план работы по рисованию на год

для детей в возрасте 6 -7 лет .

Октябрь Цветоведение

1. «Как я провел (а) лето»

2. «Радуга – дуга» (смешение красок)

3. См. занятие № 2.

4. «Ветка рябины» (натюрморт в теплых тонах)

5. «Поздний виноград» (натюрморт в холодных тонах)

Цветоведение

6. «Листопад» (техника «набрызг» , «монотипия» , «оттиск» )

7. «Мерзнет зайка под кустом» (свеча +акварель)

8. «Зимняя ветка» (цветной гроттаж, примакивание губкой)

9. «Пришла зима в лес» (метод тычка)

10. «Город ночью» (техника набрызг , вырезывание силуэта)

11. «Домик для Бабы – Яги» (пастель)

12. См. занятие № 11.

13. «Жилище деда мороза» («тычок жесткой кистью» )

14. «Городецкий петушок» (роспись)

15. «Хохломские узоры» (роспись)

16. «Гжельский чайник» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Изображение человека

18. «Клоун – музыкант» (гуашь)

19. «Как я гуляю со своими родителями» (по желанию)

20. «Папа может все что угодно» (по желанию)

21. «Как я помогаю маме» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Цветы для любимой мамы» (аппликационная техника )

23. «Букет сирени» (оттиск смятой бумагой + трафарет)

24. «Мои любимые цветы» (используя способы и методы )

25. «Цветущая весна» (используя методы и способы )

Апрель Воздух, земля, вода

26. «Красавица Земля» (пятнокляксография)

27. «Обитатели океана» (цветной граттаж)

28. См. занятие №28.

29. «Рисованная мозаика » (тычок ватной палочкой)

30. «Красивое – некрасивое» (по желанию)

Май Что мы умеем

31. «Мозаика» использованием пластилина и пера и туши)

32. См. занятие № 30.

33. «Герб семьи» (по желанию)

34. См. занятие № 32.

Тематический план работы по рисованию на год для детей в возрасте 5 -6 лет .

Октябрь Природа

1. «Осенний букет» (набрызг)

2. «Осенний натюрморт» (гуашь)

3. «Осенний пейзаж» (сухая кисть, набрызг, штамп)

4. «У природы нет плохой погоды» (по желанию)

5. «Осеннее настроение» (оттиск смятой бумагой)

Ноябрь Изображение животных

6. «Лебеди на пруду» (методом тычка)

7. «Осень пришла в горы» (пастель)

8. «Козы на лугу» (методом тычка/пастелью)

9. «Такие разные котята» (методом тычка)

Декабрь Архитектурные сооружения

10. «Праздничный салют в городе» (техника «набрызг» )

11. «Домик для Бабы – Яги» (примакивание губкой, смешение красок)

12. «Зимний город» (черно – белый гроттаж)

13. «Узоры Деда Мороза» (пятнокляксография с трубочкой)

Январь Декоративно – прикладное искусство

14. «Городецкие узоры» (роспись)

15. «Золотая Хохлома» (роспись)

16. «Голубая Гжель» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Портрет

18. «Веселый клоун» (пастель)

19. «Эмблема моей семьи» (гуашь)

20. «Портрет папы» (по желанию)

21. «Портрет мамы» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Тюльпаны для мамы» (гуашь)

23. «Букет сирени» (метод тычка)

24. «Полевые цветы» (примакивание, оттиск смятой бумагой)

25. «Ромашки» (пастель)

Апрель Природа

26. «Небылицы» (кляксография с трубочкой)

27. «Ежи на полянке» (метод тычка, кляксография с трубочкой)

28. «Подводное царство» (обводка силуэта по контуру пером)

29. См. занятие №28.

30. «Рисование по замыслу » (по желанию)

Май Природа

31. «Березовая роща» (примакивание губкой)

32. «Сосновый бор» (оттиск смятой бумагой)

33. «Утро на реке» (пастель)

34. «Где бы я хотел (а) провести лето? (по желанию)

Список используемой литературы

1. Обучение детей рисованию . Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2 – е испр. И доп. Под ред. С. В. Парафеевой, М., «Просвещение» , 1972.

2. Методика обучения рисованию , лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ. Под ред. Докт. Пед. Наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5 – е, испр. М., «Просвещение» , 1971.

3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старших групп дет. Сада. М., «Просвещение» , 1976.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошк. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224 с.

6. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : Практическое пособие. – М.:Айрис – пресс, 2005, - 144с.

7. Ремезова Л. А. играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 -5 лет : Методика. – М.: Школьная пресса 2004.- 96 с.

8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д» ,2004.-64с. (опыт работы практического педагога)

9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.:Педагогика, 1981. – 240 с. ,16 л. ил.

10. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М..

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку порисовать, мы стимулируем его познавательный интерес, умственное развитие, мелкую моторику, творческое мышление. Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют простые способы обучения рисованию для малышей.

Виды рисования

Обучение рисованию - это образовательная деятельность, посредством которой ребёнок может усовершенствовать свои врождённые навыки умения рисовать. А помочь ему овладеть нужными навыками должны взрослые - родители или педагогические работники. Способы обучения изобразительному искусству должны преследовать цель не только научить правильно удерживать в руке карандаш или кисточку, но и, прежде всего, воспитывать эстетические чувства, а именно уметь видеть красоту и создавать её самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.

Обучая рисованию, учитывайте возрастные особенности ребёнка

«Совет. При обучении детей рисованию следует подбирать методы, которые возбуждали бы интерес к рисованию и вызывали бы эмоциональный отклик в душе малыша».

Начиная заниматься рисованием с малышами, нужно учитывать их возрастные особенности, и подбирать соответствующие виды рисования. У маленьких детей ещё на развиты многие навыки. Младшие дошкольники ещё не могут правильно удерживать в руке карандаш и кисть, следить за силой давления ими на лист бумаги, правильно располагать изображения на листе бумаги, не выходить за контуры при закрашивании нарисованного и пр. Исходя из этих причин, лучше всего начинать занятия по рисованию для малышей простейших видов, навыков и приёмов.

Чему нужно научить ребёнка делать в первую очередь:

  • правильно удерживать в руке карандаш (кисть, фломастер)
  • изображать самые простые линии и формы, «палочки» и «дорожки»
  • не выходить за контуры рисунка при раскрашивании его

Когда кроха освоит этот первоначальный арсенал умений рисовать, он получит возможность воплощать на бумаге свои идеи, чувствуя при этом себя более уверенно.

Легко воплощать идеи, если овладеть простейшими видами рисования

Покажите малышу простейшие виды рисования:

  1. «Рисование в воздухе». Одним из первых уроков рисования может условное изображение линий и геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно с помощью указательного пальчика или всей ладошки. Этот вид первоначальный вид рисования готовит ребёнка к тому, чтобы начать изображать что-то не бумаге. Это же движения можно делать на прямой гладкой поверхности, например, на столе.
  2. «Совместное рисование». Следующий этап в обучении детей рисованию - это когда взрослый водит рукой ребёнка с карандашом по бумаге. Малыш видит, как создаётся изображений, а взрослый комментирует то, что получается. С помощью этого вида рисования ребёнок учится правильно держать карандашик, надавливать им на бумагу и, в конце концов, рисовать простейшие линии, фигуры.
  3. «Дорисовывание деталей». Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и взрослый что-то увлекательно рассказывает в соответствии с задуманным сюжетом.
  4. «Рисую сам». Поупражнявшись во всех начальных видах рисования, малыш будет готов нарисовать что-то сам. А взрослый может помочь ему тем, что подскажет сюжет для рисунка, даст задание.

Приёмы изображения

Знакомьте малыша с теми приёмами изображения, которыми несложно овладеть

Если вы продолжите показывать малышу приёмы рисования, которыми несложно овладеть, это значительно обогатит его изобразительную деятельность. Так ребёнок овладеет тем, что он раньше не мог делать. Убедитесь, что рука малыша окрепла, он может достаточно твёрдо держать карандаш, вполне осознанно повторять увиденные штрихи. После этого покажите ему несколько приёмов изображения:

  • рисование линий (прямых, волнистых)
  • штрихование короткими прямыми штрихами
  • штрихование длинными вертикальными и горизонтальными штрихами
  • штрихование наклонными отрывными и неотрывными штрихами
  • штрихование с помощью удлиняющихся штрихов
  • изображение круглых и прямоугольных предметов
  • примакивание (кистью)
  • закрашивание (карандашом, кистью).

Хорошо, когда взрослый не просто показывает малышу, как водить по бумаге карандашом или кисточкой, а сопровождает творческий процесс понятными ему рассказами. Например, рисуя разные линии, взрослый предлагает изобразить дорожку, палочку и т. д. А волнистая линия – это уже речка или море, дымок из трубы домика, лесная тропинка. Важно, чтобы образы были знакомы ребёнку.

Смотрите видео, в котором педагог по ИЗО рассказывает о том, с чего следует начинать при обучении малышей рисованию

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

Если вы решили научить ребёнка рисовать, будьте готовы к тому, что заниматься придётся много и регулярно. Именно так отрабатываются навыки. Родителям и самим придётся изображать картинки, ведь малышу нужно же на что-то ориентироваться. Ребёнок будет смотреть на рисунки, сделанные вами, и пытаться повторять их.

«Совет. Не нужно слишком упрощать задачу, рисуя предметы для ребёнка схематически. Если вы рисуете домик – то пусть он будет окружён густым лесом, цветами, забавными зверюшками. Рисунок должен быть ярким и привлекать ребёнка».

В поэтапном обучении рисованию важно озвучивание сюжета изображение. В этом случае хорошо подходят не только сказочные истории, но и стихи. Так вы ещё и поспособствуете развитию речевых навыков малыша.

Показывая, как рисуются простейшие линии и геометрические фигуры, постепенно преобразовывайте их на глазах у ребёнка. Так из круга будет получаться солнышко, из треугольника – крыша домика, а короткие вертикальные линии станут травой. Это основной принцип поэтапного рисования.

Смотрите, как можно легко показать ребёнку, как рисовать цыплёнка:

Знайте, что простое рисование быстро надоедает детям. Не ленитесь подсказывать и показывать ребёнку новые приёмы, предлагать новые образы для закрепления навыка поэтапного рисования. У заинтересованного ребёнка рисовать будет получаться всё лучше и лучше.

Возьмите в руки карандаш

Научите ребёнка правильной работе с карандашом

Чтобы правильно организовать обучение ребёнка рисованию карандашом, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Научите малыша сначала держать карандаш в руке в правильном положении, а потом уже непосредственно к обучению рисованию.
  2. Сначала помогайте: водите руку малыша своей рукой.
  3. Начните обучение с прямых и волнистых линий, простых фигур, постепенно «оживляя» нарисованное.
  4. Как только малыш овладеет изображением простых крупных форм, постепенно усложняйте задания, предлагая ему заниматься рисованием мелких деталей: человечка возле дома или фрукты на дереве.

«Совет. Занимаясь рисованием, учите малыша узнавать цвета, правильно подбирать и комбинировать их».

Помните, что для закрепления навыка нужно регулярное повторение упражнений с карандашом.

Рисуем красками

Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь

Советы родителям по обучению ребёнка работе с красками:

  1. Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь. Эти краски безопасны для детей и легко отстирываются.
  2. Снабдите малыша кисточками разного размера, которые должны быть изготовлены из мягкого ворса. Хороши кисточки из шерсти пони и белки – они мягкие и недорогие.
  3. Запаситесь плотной бумагой для рисования. Формат листов А-3 идеально подойдёт для творчества дошкольников.
  4. Приобретите малышу специальный стаканчик-непроливайку для промывания кисточек. Такой стаканчик не запачкает ваш красивый ковёр, если малыш случайно столкнёт его со стола.
  5. Хорошо, когда есть палитра для смешивания красок. А в первое время сгодится обычная пластиковая тарелка.
  6. Первое занятие начните с рассказа о красках и кисточках. Лучше, если это будет сказка или даже небольшое театральное действо.
  7. Поведайте о цветах, подкрепив рассказ наглядными материалами (красочными картинками). Расскажите доступно, что каким цветом принято рисовать.
  8. Научите малыша удерживать кисть и пользоваться ею: держать в руке, набирать краску, наносить её на бумагу, ополаскивать кисть, промакивать её. Пусть сначала кроха поводит сухой кисточкой по бумаге, потренирует степень нажима и верность движений.
  9. Начните рисовать, используя поначалу один цвет. Пусть малыш нарисует линии – прямые и волнистые, штрихи, простые фигуры с замкнутыми контурами, которые можно раскрасить. Покажите, как делать примакивание.
  10. Учите поэтапно. Когда кроха овладеет рисованием одним цветом, добавьте ещё один, потом ещё один.

Постепенно ребёнок научится рисовать гораздо аккуратнее

Когда ребёнок будет рисовать уже двумя цветами, вы увидите, что рисунки не отличаются чёткостью и аккуратностью. Ничего страшного, ведь маленький художник ещё не совсем закрепил навык изображения чётких и аккуратных линий. Многозадачность ещё не под силу малышу: надо научиться работать двумя красками, не мазать, не выходить за контур, вовремя мыть кисточку, не лить воды. Постепенно ребёнок научится всё делать гораздо аккуратнее.

«Если обучением рисованию руководит опытный педагог, то он поспособствует развитию у малыша наблюдательности, творческого воображения, аккуратности».

Рисунки трёхлеток – хаотичны, так как предметное рисование им ещё не под силу. Не требуйте аккуратности рисования и максимальной схожести с реальными предметами: всё это будет постепенно сформировано, если малыш будет регулярно упражняться. Чтобы сохранить у ребёнка интерес к рисованию, нужно всячески поддерживать его и создавать позитивные ситуации, связанные с рисованием. Не ругайте малыша, если он испачкал красками одежду или ковёр. Устраните беспорядок вместе.

Хорошо, когда кроха посещает детский сад либо центр детского развития, где его научат рисовать простые предметы, замкнутые линии, раскрашивать контур.

«Важно, чтобы малыш не огорчался, если задуманный рисунок не получился. Отметьте то, что хорошо получилось на рисунке, похвалите ребёнка, утешьте при необходимости. Предложите порисовать на эту тему ещё раз».

Теперь вам известны простые способы обучения детей рисованию. Заинтересуйте малыша рисованием и создайте ему условия для творческого развития. Так вы подкрепите интерес малыша к рисованию позитивными эмоциями, и вскоре он порадует вас своими шедеврами.

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.

Рассказать друзьям