Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова. Пастель

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле

В этом мастер-классе я расскажу и покажу как сделать копию натюрморта Ильи Машкова. При этом предлагаю не ставить само произведение главной самоцелью. Полное и супер-точное соответствие оригиналу — не наша задача. Есть более важные вещи — научиться навыкам эскизного рисования, понять, какие необходимые этапы есть в таком рисунке,

как можно быстро зафиксировать главное и организовать лист.

Ещё один ключевой момент — это почувствовать характер данной работы, за которой стоит огромное и очень интересное направление — Фовизм. В ней — радость от непосредственного контакта с миром, радость проживания цвета, формы, вот этих сочных фруктов, которые лежат на блюде. И передаёт это все Машков через активный, открытый цвет, яркие пятна рефлексов, контраст тёмного фона и цветного центра, а также черного графического контура, который усиливает энергию работы.

В этом видео я рассказываю о ходе работы и её особенностях,
на примере другой работы Машкова, но общие принципы одни и те же.Смотрите и пробуйте!

А вот как выглядят поэтапные стадии работы:

Конкретизируем рисунок, делая его чуть более проработанным, обозначая отдельные фрукты:

Отделяем темный фон широкими штрихами угля или пастели, немного втирая его в бумагу. Делаем несколько темных линейных акцентов, чтобы задать силовую структуру композиции:

Добавляем несколько пастельных пятен, в соответствии с цветом фруктов, начиная с самых крупных.
Когда берем один цвет, штрихуем им все части листа, в которых он встречается.
Можно делать это пока довольно свободно, позже можно будет подкорректировать очертания.

Перед тем как красить, советую подобрать себе подходящие цвета и попробовать их на листе-черновике.
Самые светлые места стараемся сохранять и не забивать цветом, перекрыть их белой пастелью будет непросто:

Заполняем цветом практически весь лист, добавляем цветовые рефлексы, которые Машков активно использует — например, присутствие фиолетового на желтом, красного на зеленом.
Обратите внимание, что в композиции довольно много сложных оттенков, а не просто красный-желтый-синий-зеленый.
Добавляем черный контур:

Еще больше усиливаем контур-обводку и фон. Прорабатываем детали композиции более подробно, не забывая растирать пастель на листе:

Д уэлянты - это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!

Поль Сезанн (1839–1906) - французский постимпрессионист, прославившийся своими натюрмортами, в которых натура вовсе не мертвая, а, напротив, живет и даже манит - так и хочется взять какой-либо фрукт, написанный художником, и ощутить его в собственной руке…

Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. Его драпировка - самая обычная белая салфетка, брошенная на простой стол, рядом незатейливый графин и белая расписная плошка - вот и весь набор, оттеняющий несколько разбросанных красных апельсинов и лимонов. Белизна ткани призвана притянуть взгляд и одновременно подчеркнуть яркость и сочность фруктов. Выделить их из общего набора предметов и даже как бы выдвинуть вперед к зрителю, будто бы приглашая отведать. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Они полны точной геометрии и материальности. Геометрия дает гармонию, а материальность создает иллюзию реальности изображенного на полотне. Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную» . Действительно, в подобных полотнах Сезанн пытался выразить не столько природу вещей, сколько сущность всего окружающего мира. И благодаря Сезанну такой второстепенный жанр, как натюрморт, занял свое полноправное место в истории французской живописи конца XIX столетия.

Поль Сезанн. Натюрморт с фруктами. 1880

Илья Машков. Натюрморт с фруктами. 1910

Илья Машков (1881–1944) - московский сезаннист, один из основателей группы «Бубновый валет»; он, как и его собратья по группировке Кончаловский, Куприн, Фальк, воспринял не только французский постимпрессионизм, но и фовизм, кубизм… Однако «валетам» была присуща собственная манера, в которой они совместили русский лубок с новейшими французскими течениями.

В своем натюрморте Машков проявляет себя как сезаннист, стараясь передать материальность объектов, их осязаемость, но, как русский художник, обращается к традициям лубка, народных промыслов и купеческой вывески. Оттого и фон такой темный, и фрукты такие яркие. Машков писал о народном творчестве: «Вот где настоящая живопись по энергичной выразительности, по лапидарности форм, по выразительности живописного и контурного начала и подлинно русская живопись по национальности этих художественных элементов… Это наше собственное. Это то, что мы внесли в сезаннизм» . Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Машков - великолепный колорист. Он пишет одновременно синие сливы, лиловый виноград, темно-красную грушу и желтый лимон и, создавая это буйство цвета, умудряется сделать так, что полотно смотрится гармонично. Натюрморт не разваливается, поскольку все предметы объединены сезанновскими геометрией и приемом белого цвета: у Машкова это белая миска, в которой лежат фрукты. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм - совершенно машковский. Со временем буйство из его полотен уйдет, останутся гармония, красота цвета и умение передавать фактуру - и его натюрморты станут сравнивать с искусством малых голландцев.

Наиболее интересное полотно, которое несомненно заслуживает внимания зрителей – это «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Картина написана на огромном холсте, где изображены художник и его друг Петр Кончаловский. Живописец решил изобразить героев […]

Илья Машков предпочитал писать свои картины в стиле фовизма, кубизма с приданием некоторых ноток индивидуальности, которые прекрасно сочетались с новыми французскими течениями в искусстве. Глядя на произведение «Обнаженная» мы видим женщину, без […]

В московской художественной жизни, Илья Машков появился в начале двадцатого столетия. Он был автором создания творческого объединения художников-авангардистов, которое называлось «Бубновый валет». Его работы выставлялись на выставках до 1917 года, до момента […]

Картина русского художника отличается своим интересным сочетание предметов, в которых скрыт поистине сложный смысл. Объяснение сочетания предметов и их символизация является главной задачей не только человека, который пытается уловить этот смысл, но […]

Илья Иванович Машков русский (советский) художник двадцатого века. Все его творчество является подтверждением широкой русской души. Нам известны более одной тысячи его картин. Это портреты, сюжетно-тематические произведения, пейзажи и, конечно же, натюрморты. […]

Чувствуется нарочитая картинность этого натюрморта. Художник сочинил его. Его натюрморт обращен на зрителя. Мы видим вкуснейшую снедь Москвы во всей ее красоте и невероятном изобилии. Машков очень внимательно относился к особой постановке […]

Илья Иванович Машков учился у известных художников того времени – Коровина и Серова. Обладая исключительной способностью к колористике, художник писал великолепные, яркие и выразительные натюрморты. В своих живописных работах Машков активно использовал […]

Вошел в историю искусства картинами «Бубнового валета». Это художественное объединение появилось в самом начале 1910-х годов, его участники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж. В основу их творчества легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт . Вспоминаем краткую историю «Бубнового валета» и известные картины его участников.

«Тузы» русской живописи

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского (фрагмент). 1910. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Художественное объединение «Бубновый валет» официально сформировалось в 1911 году. Но выставка его участников прошла чуть раньше - в 1910-м. Название выставки, а впоследствии и объединения провоцировало почтенную публику: «бубновыми тузами» до 1917 года называли каторжников из-за нашивки в виде кумачового ромба на тюремной одежде, а «валетами» именовали мошенников и плутов.

Объединяло художников «Бубнового валета» увлечение французской живописью, кубизмом и русским народным искусством. Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и другие живописцы отказались от традиций реалистического искусства XIX века, от наследия академизма и передвижников . Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн . В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете. Так, любимым жанром бубновалетцев стал натюрморт.

В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский , Давид Бурлюк и многие другие. В 1916 году из «Валета» вышли основатели Илья Машков и Петр Кончаловский, а в 1917 году прошла последняя выставка объединения, после чего оно распалось.

Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»

Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва



Рассказать друзьям