Российская академия музыки имени гнесиных. Российская академия музыки им

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О ВУЗе

Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев – всех воспитанников учебных заведений уже многих поколений.
Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).

Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Семья Гнесиных. Сидят: Михаил Фабианович, Елена Фабиановна; стоят: Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек, Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина. 1945г

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных – ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин – создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи.

В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения.

Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. С самого начала здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени: среди них - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов… Первыми деканами факультетов были соответственно А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С.Скребков. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С. Илюхин). Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваторией.
Дом Хомякова на Собачьей площадке, где в 1932-62 г. работали учебные заведения имени Гнесиных и где начинал свою работу Институт им.Гнесиных

Возникают новые кафедры, появляется целый ряд студенческих коллективов – симфонический, русский народный, а затем и камерный оркестры, академический хор, регулярно ставятся оперные спектакли (что привело в 1978 г. к созданию постоянно действующей оперной студии). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), музыкального искусства эстрады (1984), звукорежиссуры (1987).

С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И.Харьков), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В.Лобанов), физиологии фонации (руководители – Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации (с 1970 г. по исполнительским специальностям действует ассистентура-стажировка). В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректору по научной работе (1959-70 г.) А.А.Иконникову (в 1975-85 г. этот пост занимал Ф.Г. Арзаманов).

По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И. Авратинер.

При сохранении приоритетов особого внимания к педагогике и методике, размах разнообразной научной деятельности в вузе (в том числе многочисленные конференции) и разработка новых направлений вызвали в 1987 г. преобразование кафедры педагогики и методики в новую кафедру современных проблем музыкального образования и культуры, а в 1993 г. – лаборатории народной музыки в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур. Все большие масштабы приобретала концертная деятельность студентов и педагогов: постоянно возникали новые коллективы (такие как духовой оркестр и оркестр баянистов, камерные, фольклорные, джазовые ансамбли), велась большая концертно-просветительская работа, охватывающая обширную географию, работал целый ряд постоянно гастролирующих коллективов (например, Камерный оркестр под руководством Г.С. Талаляна и О.М. Агаркова в 1962-87 г.), в режиме стационарного театра давала спектакли оперная студия, регулярно проходили собственные фестивали. Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации. сделала к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус.

Как это происходило в течение всей истории вуза, в последние годы, в соответствии с веяниями времени, открываются новые специальности и формы обучения: так, созданы отделение музыкального менеджмента (с 2005 г. – продюсерский факультет), кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики. В 2002 г. открыт новый филиал академии – в Ханты-Мансийске.

В ГМПИ-РАМ им.Гнесиных в прошлом работали многие корифеи отечественной музыки: народные артисты СССР и России А.И.Хачатурян, Я.В. Флиер, Б.А.Покровский, А.В.Рыбнов, Б.А.Чайковский, М.О.Рейзен, А.А.Юрлов (руководивший кафедрой хорового дирижирования), Я.П. Александров, М.И. Фихтенгольц, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов, Н.И.Пейко, Г.А.Туркина, А.Б.Хазанов, знаменитые исполнители – М.И.Гринберг, В.Л.Кубацкий, А.И.Ведерников, В.С.Локтев, доктора искусствоведения А.И.Ямпольский, С.Е.Фейнберг, Е.В.Гиппиус, Ю.Н.Тюлин, В.П.Бобровский, А.Д.Алексеев – список этот можно долго продолжать. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Проект здания на улице Воровского (ныне Поварской). Архитектор А.В.Тишин, 1937 г

Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 г. Основная часть здания была построена в 1946 г., став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен, а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал – «музыкальную гостиную» - в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой».
Мемориальный музей-квартира Ел.Ф.Гнесиной при РАМ им.Гнесиных. В кабинете Елены Фабиановны

Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 – художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. – ректором института. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статьусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял С.М.Колобков – выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедру народных инструментов, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе, ныне - зав. кафедрой оркестрового дирижирования). С 2000 г. ректор академии – пианист М.Н. Саямов (с 1982 г. он руководил заочным и вечерним отделениями вуза).

Всего за годы существования вуз окончили более 12 тысяч специалистов, составившие 56 выпусков. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. Среди них – самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З. Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е. Кисин, Ю. Казаков, И. Кобзон, Н. Некрасов, А. Рудин, В. Дашкевич, Д. Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии – это Московский камерный хор под управлением В.Минина, фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского, камерный оркестр «Российская камерата», капелла мальчиков под управлением В.Судакова и другие.

В последние годы академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастерклассами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран.

Метро Арбатская
Арбатская
Баррикадная Юридический адрес 121069, Поварская ул. ,
д. 30/36 Сайт gnesin-academy.ru

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения России по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией . Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Академия является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.

История

Архитектура

Выступающая вперёд левая часть здания с парадным входом обрамлена двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями . Правая часть здания обработана аналогичными колоннами, между которыми расположены барельефные портреты русских композиторов. Над колоннами расположен аттиковый этаж. Здание оформлено в традиционной охристо -белой гамме и является типичным представителем сталинского классицизма .

Залы

Концертный зал

Концертный зал расположен по адресу Малый Ржевский пер. , дом №1. Вместимость - 432 места. Имеется 2 концертных рояля, 6 артистических комнат, современное звукотехническое и осветительное оборудование.

В 2004 году у входа в Концертный зал установлен памятник Елене Фабиановне Гнесиной . Скульптор - А. Бурганов.

Малый зал

Малый зал академии расположен на 4 этаже основного учебного корпуса. Вместимость зала - 100 мест. Имеется 2 рояля.

«Музыкальная гостиная дома Шувалова»

Помимо органа «Генри Джоунс», в Академии имеется учебный орган «Павел Чилин» в 74 классе (6/II/P, 2002), а также два цифровых (электронных) - трёхмануальный орган фирмы «Johannus» в 76 классе и четырёхмануальный орган фирмы «Makin» в Концертном зале Академии. В 2011-2013 годах в Академии находился в безвозмездном пользовании орган-позитив словенской фирмы «Шкрабл» с подвесной педалью (4/I/P).

Диспозиция органа «Генри Джоунс»

Орган является одним из старейших инструментов Москвы (предположительно 1871 года) и имеет 10 регистров, 2 мануала и педаль, в общей сложности 514 труб, механическую регистровую и игровую трактуры.

II. Swell
1. Oboe 8’
2. Gemshorn 4’
3. Vox Angelica 8’
4. Open Diapason 8’
Couplers
5. Swell suboctave
6. Swell to Pedal
7. Swell to Pedal
8. Great to Pedal
I. Great
9. Tremulant
10. Fifteenth 2’
11. Principal 4’
12. Rohr Flute 8’
13. Dulciana 8’
14. Open Diapason 8’
Pedal
15. Bourdon 16’

Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной

При строительстве Института (Академии) была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей - единственный в Москве музей-квартира, расположенный прямо внутри вуза . В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной . Квартира Ел. Ф. Гнесиной является выявленным объектом культурного наследия .

Каждый сентябрь в музее проходит «посвящение в студенты» первокурсников Академии.

Факультеты

  • Фортепианный .
  • Оркестровый .
  • Народных инструментов - открыт в 1948 году. Первый в истории России факультет народных инструментов. Основатель - Александр Сергеевич Илюхин. С 2004 года факультет состоит из кафедры народных инструментов (балалайка , домра , заведующий кафедрой - А. А. Горбачёв) и кафедры баяна и аккордеона (заведующий кафедрой Фридрих Робертович Липс).
  • Фольклорного искусства - открыт в 2012 году. Состоит из кафедр «Хоровое и сольное народное пение» и «Национальные инструменты народов России» (гусли , русская гармоника). Первая заведующая кафедрой - Заслуженная артистка РФ, доцент Любовь Яковлевна Жук (гусли), ныне заведующий кафедрой - Александр Сергеевич Базиков. С июня 2017 года реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства.
  • Историко-теоретико-композиторский .
  • Вокальный .
  • Дирижёрский .
  • Продюсерский (реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства с июня 2017 года, последний выпуск по программам продюсерского факультета - в 2020 году).
  • Музыкального искусства эстрады .

Творческие коллективы

Руководители

Известные преподаватели и выпускники

См. также

Примечания

  1. Маяровская Галина Васильевна (неопр.) . РАМ им. Гнесиных . Проверено 3 ноября 2018.

РАМ им. Гнесиных - это высшее музыкальное учебное заведение, находящееся в городе Москве. Адрес корпуса - улица Поварская, дом № 30/36. Академия имени Гнесиных - одно из ведущих в России музыкальных образовательных учреждений. РАМ имеет несколько концертных залов, где проходят различные мероприятия как для студентов, так и для слушателей и зрителей.

История РАМ

РАМ имени Гнесиных зародилась в 1895 году. В то время ещё не было разделения музыкальных учебных заведений на академии, школы и училища. Датой рождения РАМ считается 15 февраля 1895 года. Именно в этот день у сестёр Гнесиных появилась первая ученица в их частной музыкальной школе.

В 1946 году для этого учебного заведения было построено собственное здание. Когда помещение было открыто, то состоялось разделение образовательного учреждения Гнесиных на школу, училище и институт. Все они разместились в одном здании, на разных его этажах. Через некоторое время помещение было полностью отдано институту. А училище и школа переехали. Изначально институт готовил исключительно педагогов музыкальных дисциплин. Но многие студенты хотели посвятить себя исполнительскому искусству, а не преподаванию.

В 1950 году к учебному корпусу института был пристроен концертный зал. В 2011 году колледж из самостоятельного учреждения превратился в филиал Академии.

Сегодня РАМ им. Гнесиных готовит не только педагогов, но и концертирующих музыкантов и вокалистов.

Факультеты академии:

  1. Оркестровый, с кафедрами ударных, духовых и струнных инструментов.
  2. Вокальный, где обучаются сольному пению.
  3. Народных инструментов.
  4. Фортепианный, в который входят также кафедры клавесина, органа и концертмейстеров.
  5. Историко-теоретический и композиторский факультет.
  6. Дирижёрский, с кафедрами оркестрового и хорового дирижирования.
  7. Эстрадно-джазового пения и инструментального исполнительства.
  8. Фольклорного искусства, в который входят отделения сольного и хорового народного пения.
  9. Продюссерский факультет.

А также кафедры межфакультетские.

Залы РАМ

Главный концертный зал РАМ им. Гнесиных вмещает в себя 549 слушателей. Он оборудован по последнему слову техники. В его распоряжении два концертных рояля и электронный орган. Перед входом установлен памятник Е. Ф. Гнесиной.

Малый зал рассчитан на сто слушателей. Он располагает тремя концертными роялями. Музыкальная гостиная дома Шуваловой вмещает также сто слушателей. В её распоряжении два концертных рояля. Камерный зал рассчитан на пятьдесят зрительских мест. Он оснащён одним концертным роялем.

Органный зал рассчитан также на пятьдесят слушателей. Он оснащён несколькими инструментами. Главный из них - английский духовой орган «Генри Джоунс». До РАМ он находился в Лондонской церкви. Помимо него, здесь есть концертный рояль "Стейнвей", клавикорн и клавесин "Аммер".

Программа

Большое количество различных концертов можно послушать в РАМ им. Гнесиных. Афиша Академии во второй половине сезона 2015-2016 предлагает следующие мероприятия:

  1. «Фортепианная музыка С. С. Прокофьева».
  2. Концерт русской камерной музыки.
  3. Мастер-класс по музыкознанию на тему «Творческий путь В. А. Моцарта»
  4. Отчётный концерт кафедры музыкальной педагогики.
  5. Опера «Джанни Скикки» театра-студии им. Ю. А. Сперанского.
  6. Концерт студентов эстрадного факультета.
  7. Классный вечер студентов преподавателя Ю. В. Замятиной.
  8. Концерт симфонического оркестра Академии.
  9. Антология клавесинной музыки. Звучат произведения Доминго и Доменико Скарлатти.
  10. Отчетный концерт Струнного оркестра Колледжа.
  11. Монотематическое представление музыкального театра педагогических знаний Gradus ad Parnassum.
  12. Концерт-семинар ко Дню Победы.
  13. Музыкальный спектакль «Коронация Поппеи» в исполнении студентов вокального отделения.
  14. Отчётный концерт учащихся музыкальной школы при Академии.
  15. Фестиваль «Майские ассамблеи».
  16. Концерт классов композиции.

И многие другие.

Коллективы

В РАМ им. Гнесиных около двадцати различных коллективов. Это:

  1. Камерный оркестр, в репертуар которого входит музыка всех стилей и эпох.
  2. Ансамбль "Золотица", исполняющий народные песни.
  3. Концертный русский оркестр, в репертуар которого входит музыка ретро и популярная.
  4. Академический хор студентов заочного отделения.
  5. Джазовый оркестр "Академик-Бэнд".
  6. Ансабль Altro Coro, исполняющий современную хоровую музыку.
  7. Театр-студия имени Ю. Сперанского, в репертуаре которого - зарубежные и русские классические оперы.
  8. Ансамбль "Московская мандолина", работающий во всех имеющихся музыкальных направлениях.
  9. Духовой оркестр.
  10. Ансамбль гусляров "Купина", в репертуар которого входят русские народные произведения.
  11. Оркестр Ad Libitum, в состав которого входят баяны и аккордеоны, исполняющий классику и современную музыку.
  12. Ансамбль студентов отделения сольного и хорового народного пения, в репертуаре которого оригинальный и обработанный фольклор.
  13. Оркестр "Душа России", в состав которого входят русские исполняющий современную и ретро музыку.
  14. Академический хор студентов очного отделения Академии.
  15. Симфонический оркестр, исполняющий классическую и современную музыку.
  16. в репертуаре которого народная музыка в оригинальном звучании.

В РАМ им. Гнесиных в разные годы преподавали знаменитые личности. Это Арам Хачатурян, Рейнгольд Глиэр, Генрих Нейгауз, Иосиф Кобзон, Валентина Левко, Игорь Бриль, и другие. Немало знаменитостей и среди выпускников РАМ. Академию имени Гнесиных окончили: Любовь Казарновская, Александр Градский, Давид Тухманов, Людмила Зыкина, Варвара, Микаэл Таривердиев, Александр Журбин, Дима Билан, Тихон Хренников, Филипп Киркоров, Валентина Толкунова и др.

Адреса залов

Как уже было сказано выше, несколькими залами располагает РАМ им. Гнесиных. Адрес самого главного из них - Малый Ржевский переулок, дом № 1. Остальные несколько залов располагаются по улице Поварской, дом № 30/36. Это учебный корпус РАМ. Там находятся: музыкальная гостиная дома Шуваловой, Малый, Камерный и Органный залы. Располагаются они все на 4 этаже учебного корпуса, в аудиториях с номерами 73, 75 и 90.

Концертный зал Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (так до 1992 г. называлась Академия) был открыт 21 ноября 1958 года.

История строительства зала крупнейшего музыкального вуза была достаточно сложной и длительной. Еще в 1936 году был утвержден проект нового здания Музыкального училища и школы имени Гнесиных (института еще не было – он возник в 1944 году, как высшая ступень полного комплекса музыкального образования). Автором проекта был архитектор А. В. Тишин. В нем предполагалось строительство зала на 500 мест и были разработаны проекты интерьеров зала, сцены и т. д. Здание начало строиться в 1937 году. Благодаря невероятной энергии и настойчивости Ел. Ф. Гнесиной, постоянно обращавшейся в самые высокие инстанции, строительство успешно продолжалось до начала войны, однако после этого было заморожено.

В 1943 году Гнесина добивается возобновления строительства. Стройку приходилось вести с огромным трудом – шла война, не выделялись рабочие, материалы, финансовые средства. С созданием в 1944 году Института (ГМПИ) имени Гнесиных и планировавшимся открытием Специальной музыкальной школы-десятилетки возник «Гнесинский комбинат», состоящий из четырех учебных заведений всех ступеней музыкального образования. Здание было срочно необходимо. Директор – Ел. Ф. Гнесина – непрерывно обращалась с ходатайствами по поводу строительства (только В. М. Молотову она писала не менее семи раз). Темпы его все время замедлялись, и Гнесиной приходилось прилагать огромные усилия для ускорения стройки. В связи с этим было принято решение разбить строительство на три очереди. Последней как раз и был Концертный зал, и его постройку отложили. В 1946 году основная часть здания (первая очередь) была закончена. Институт и весь «музыкальный комбинат» стремительно росли. Появилось много больших учебных коллективов – хоры, оркестры, проходили спектакли оперного класса. Постоянно усугублялась проблема занятий коллективов, а на каждый концерт приходилось арендовать залы (ведь в Институте был только Малый зал). Отсутствие своего зала существенно тормозило всю работу учебных заведений.

В 1954 году, воспользовавшись подходящей ситуацией (награждение орденом Ленина в связи с 80-летием) Ел. Ф. Гнесина возобновляет активные попытки добиться строительства зала. Она обращается к тогдашнему главе правительства Г. М. Маленкову, затем к другим начальникам (Председателю Мосгорисполкома) с настойчивыми просьбами. В результате, в 1956 году происходит закладка нового зала. После того, как приступили к стройке, первоначальный проект его интерьера был изменен по настоянию крупного специалиста по акустике профессора С. П. Алексеева. Строительство продвигалось все же недостаточно быстро, и помощь строителям постоянно оказывали студенты, педагоги и сотрудники Института. Устраивались «субботники» – это происходило особенно активно на заключительной стадии строительства. Ел. Ф. Гнесина следила за всем строительством – сама выбирала материалы (так, она несколько раз отказывалась от предложенных вариантов большой люстры и потребовала установки кресел из самых лучших сортов карельской березы). Всю работу направлял директор Института Ю. В. Муромцев. В газетах широко освещалось открытие нового зала в Москве.

Предполагалось, что возможности сцены зала будут универсальными: здесь смогут выступать большие коллективы, ставиться оперные спектакли (для чего была сделана оркестровая яма) – это придавало особую ценность залу. Была задумана и установка органа (он был даже заказан и изготовлен). Но при первоначальных расчетах не смогли найти решение, при котором могли одновременно быть установлены и орган, и оркестровая яма, и органы в зале появились лишь через много лет – в 1995 году.

На торжественном концерте, посвященном открытию зала, выступали многие знаменитые исполнители-гнесинцы, в том числе Лев Оборин. Симфонический оркестр студентов института под руководством О. М. Агаркова исполнил специально написанную «Торжественную увертюру» композитора Ф. Е. Витачека.

После этого состоялись еще несколько торжественных концертов. Одним из них дирижировал Евгений Светланов – были исполнены три фортепианных концерта Рахманинова.

Почти с самого начала существования зала здесь стали проходить студенческие оперные спектакли. Первым из них был «Дон Жуан» Моцарта. Сцена зала давала возможность полноценного сценического решения спектакля – с декорациями и полноценным оркестровым сопровождением. Итогом работы по подготовке спектаклей и оперных отрывков со студентами стало создание Оперной студии Института. Она открылась в 1976 году оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта (в 1978 году студия получила официальный статус) и стала давать регулярные спектакли в течение всего сезона.

Бессменным руководителем студии является Ю. А. Сперанский: благодаря его энтузиазму она быстро превратилась в настоящий театр, завоевала большую популярность, стала проводить многочисленные просветительские циклы для детей. За годы работы Оперного театра-студии было подготовлено 30 премьер.

Педагоги Института сразу же разработали циклы концертов и абонементов, причем особое значение придавалось просветительским концертам. В таких тематических концертах (и концертных циклах) выступали со вступительным словом музыковеды. В первые годы непосредственно рядом с залом (на третьем этаже) был оборудован лекторий, в котором перед началом концертов абонементных циклов перед слушателями выступал музыковед с небольшой лекцией, посвященной предстоящей программе. В зале ежегодно проходило до 20 подобных абонементных циклов, где выступали преподаватели и студенты вуза.

Кроме концертов, организованных силами гнесинцев (нередко приглашались и музыканты-гости), с самого начала зал использовался и другими организациями. Две концертные организации, в советское время бывшие «монопольными» в Москве, – Московская филармония и Москонцерт – постоянно проводили и камерные, и симфонические, и хоровые концерты в Гнесинском зале.

Особенно привлекательным оказался зал для музыкальных школ Москвы. Возможность выступать и оркестровым, и хоровым коллективам, и солистам на большой сцене использовалась практически всеми музыкальными учебными заведениями Москвы – и не только Москвы. Для многих главным отчетным концертом года (а то и юбилейного – к круглой дате) был именно концерт в Гнесинском концертном зале. Конечно, особенно часто здесь выступали Гнесинские школы (традиция, имевшая место до середины 1970-х годов, вновь возобновляется в начале XXI века – это совместные концерты всех представителей Гнесинского комплекса).

Разумеется, за полвека в зале прошло столько памятных концертов, праздников музыки, что какое-либо выборочное их перечисление абсолютно невозможно. Здесь выступали все выдающиеся музыканты, работавшие в учебных заведениях имени Гнесиных. Нередко здесь проходили их юбилейные творческие вечера. Было много премьер: так, Мария Юдина впервые в стране исполняла здесь со своими партнерами Сонату для двух фортепиано и ударных Бартока, целый ряд премьер здесь показывал ансамбль «Мадригал». Впервые звучали многие произведения Стравинского (в том числе и забытая на долгие годы «Свадебка»). Торжественный концерт к 100-летию со дня рождения Ел. Ф. Гнесиной в 1974 году включал первое исполнение композиции «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева. Здесь же – впервые прозвучавшие в одном концерте почти все произведения Веберна (к его столетию), «Неизвестный Рахманинов», вечера музыки ХХ века. Российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа») прошла здесь в 1995 году под управлением Дж. Бонинга и под патронажем присутствовавшей на концерте легендарной певицы Дж. Сазерленд. Нельзя не вспомнить, даже в таком беглом очерке, о неоднократных выступлениях в зале Святослава Рихтера – свой сольный концерт в 1966 году он специально посвятил памяти Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной.

Большими праздничными событиями были 90-летие Елены Фабиановны Гнесиной (1964 год) – поздравить ее пришли многочисленные «звезды» музыки; 25-летие Института имени Гнесиных (1969 год), 50-летие Академии (1994 год), когда Е. Ф. Светланов – выпускник вуза – продирижировал студенческим оркестром; 60-летие Академии и 130-летие Ел. Ф. Гнесиной, когда состоялось открытие памятника основательнице и бессменному руководителю Гнесинских учебных заведений перед входом в зал. Важнейшие события в жизни вуза – от ежегодных собраний по случаю нового учебного года, всевозможных экзаменов и до исторических встреч с выдающимися людьми – проходят здесь. 24 января 1964 года в зале состоялась встреча с одним из самых знаменитых людей планеты – Юрием Гагариным.

Важнейшее изменение в жизни зала произошло в 1995 году. По инициативе органиста А. В. Фисейского были заказаны два больших электрических органа – в Голландии и в Англии. Один из них был подарен фирмой Академии, другой – приобретен правительством города. Торжественное открытие органов состоялось 25 октября, и зал стал единственным в Москве, где установлены два органа. Одним из первых органных вечеров стал концерт Ирины Архиповой с Олегом Янченко, ставший большим событием.

Добрый вечер! В этом году абитуриентка на эстрадно-джазовое пение. Решила поискать отзывы(почему-то именно сейчас), странно, что их почти нет. Так вот, могу сказать следующее: ВУЗ считается самым престижным высшим музыкальным заведением, соответственно запросы у него самые большие. Поверьте, самые большие.
Окончила в 2013 году Сочинский колледж искусств, решила поступать туда. Прошла испытания по русскому зыку и литературе. ЕГЭ не сдавала из-за наличия, как вы поняли, среднего образования. Многие, кстати, несмотря на это, сдали ЕГЭ и по-моему сильно пожалели. НЕ СДАВАЙТЕ ЕГЭ, если два обязательных предмета можно сдать в виде вступительных. Вероятность получить ВЫСОКИЙ бал очень большая, при том, на ЕГЭ по той же литературе вы получите 70 как максимум, ну, если конечно, вы не мазохист:)Русский ЕГЭ легче, но согласитесь, написать диктант и получить 95 баллов намного проще, чем писать ЕГЭ по русскому? Всё это касается ребят, получивших среднее профессиональное образование, другим, если не ошибаюсь, придётся сдать ЕГЭ по русскому и литературе для поступления в музыкальные ВУЗы и не только. По литературе вступительный экзамен тоже несложный, если ты читал все произведения русской школьной литературы, ну и знаешь о чём речь в каждом произведении, без особого фанатизма, считай, что ты написал экзамен на порядочный балл! Очень несложный тест, по сравнению с ЕГЭ.
Что касается вступительных испытаний по теории музыки письменно и устно, то здесь дела обстоят гораздо(!) сложнее. В теории нужно купаться. Вот что они дают эстрадно-джазовому вокалу, по крайней мере, у нас было так сегодня, и я думаю, они не меняют требования каждый год: 1. написать диктант (преподаватель играет порядка 6 раз в подвижном темпе, диктант сложный, с постоянными хроматизмами); 2. письменная работа состоит из 5 пунктов - а) написать мажорную пентатонику от звука до, написать мелодически минор от звука до. Это несложно; б) даны интервалы, нужно их определить, указать тональности и разрешить в столько раз, сколько это возможно, опять-таки, просят без фанатизма; в) даны септаккорды, их нужно определить, указать тональности, разрешить аналогично; г) дана цепочка с обозначениями, к примеру: субдоминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, тоническое трезвучие и т.п. Нужно просто записать эти аккорды на нотном стане в заданной последовательности; д) дана мелодия, её нужно транспонировать на,например, хроматический полутон вниз. Вот и всё. В принципе ничего сложного, но сложность заключается в том, что все аккорды даны не в тональности, поэтому учите все интервалы пентатоники.
Послезавтра буду сдавать теорию музыки - устно (вы вы приходите в два разных дня, далее подводится итог как одного экзамена по теории музыки). На теории устно спрашивают на слух, требуют спеть с листа и т.д. Самый сложный экзамен, по словам Политковской Ксении Валерьевны, обещает быть специальность и коллоквиум. На специальности очень сложно набрать высокий балл. Как я поняла, не важно, какой у тебя голос или ты очень талантливая и т.д. Не знаю по каким критериям оценивается этот экзамен (о грязном интонировании и речи не может быть, конечно, там что-то другое, но пока не знаю что)Если по русскому средне ты получаешь 82 и в лит-ре 80(ну, это не средне, конечно, это высокие баллы, но тем не менее), то на специальности твой средний балл это 60 O_0 !
Коллоквиум сложен тем, что ты и сам знаешь насколько хорошо или не хорошо ты знаешь джаз, джазовую историю, создателей, множество фамилий, их биографии и т.д. Спрашивают всё, но джаз - это профильное, поэтому нужно знать, а если мы ещё про Майлза Девиса расскажем, то тут стереотип дубиноголовых вокалюг испарится и рассеется в воздухе окончательно:) ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО басню (ну, или необязательно, если, конечно, 60 баллов норма для тебя). Называть джазовые стандарты, великих певцов и певиц джаза. Она очень одобряема.
По поводу бюджетных мест, их ВСЕГО 4!!! В этом году 127 вокалистов, 20 мест всего, 16 платных, 4 бесплатных. И это ещё мало абитуриентов, как говорят. В общем, сами понимаете, на бюджет поступят, даже не знаю кто поступит, если честно, очень жду этого момента, чтобы понять эту тему, кто же поступит на эстрадно-джазовое пение в академию им. Гнесиных на бюджетные места... Наслышана от ребят, которые поступают во второй раз, что "они" пробивают студентов с колледжа на эти 4 места. Но в этом году нет студентов с колледжа... И, конечно, это несправедливо.
УЧИ ТЕОРИЮ и обогащай сои знания по истории джаза и не только.



Рассказать друзьям