Российская федерация по форме правления представляет собой. Форма правления в РФ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.

При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству, то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат - Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов - «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество - вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти. 2

Общими признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

обязательность решений верховной государственной власти2

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

парламентарные

президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.3

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов4.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.4

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.5

Наиболее характерные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. В России президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).

Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику..

Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.

В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.

Так какая форма правления в России?

Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.

Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.

Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.

Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих

Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.

Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.

Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Россию как государство с республиканской формой правления.

При этом Конституция не определяет, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Но в тоже время, Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что в нашей стране предпочтение отдано президентской форме правления.

Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти, так как провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти как это было по Конституции РСФСР 1978 г. следовательно, он не руководит Правительством. На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» принятого 17 декабря 1997 года, закрепившим новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство это высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Так как исполнительная власть теперь полностью возложена на Правительство, Президент не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент РФ и ветвь исполнительной власти отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от модели президентской республики, созданной в Штатах, которая предполагает тесную связь между этими двумя ветвями власти.

И опять же, но Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у него функций исполнительной власти. К их числу, мы относим руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, обладание правом председательствовать на заседаниях правительства. Также, Президент, реализуя свои конституционные полномочия, осуществляет исполнительную власть, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, полномочия по согласованному функционированию и взаимодействию Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, обязательно подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также меру ответственности правительства перед парламентом. Назначение председателя правительства согласовывается с Государственной думой; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. государство правительство дума власть

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Теперь Думе Правительство представляет отчет о федеральном бюджете и о его исполнении, информирует о ходе исполнения федерального бюджета, также при осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета предоставляет информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на законопроекты требующие финансирования из федерального бюджета, ведение или об отмене налогов Правительство дает письменные заключения. Правительство как высший государственный орган исполнительной власти, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Деятельность Правительства оценивается при рассмотрении практики выполнения конкретных законов палатами Федерального собрания.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в меру своих полномочий осуществляет независимое правосудие, исполнение судебных постановлений. Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов Конституции, с запросами о толковании Конституции. В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента Правительство приводит указанные акты, положения в соответствие с законодательством.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. В России действуют федеральные, конституционные и мировые суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В Конституции говорится о том, что Федеральное собрание - законодательный орган. Значит, Федеральное собрание выполняет функции издания правовых актов самой высокой юридической силы, после Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом.

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз (сожительство) власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, в последующем его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы. По-моему, система президентской власти в России - это уже структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно сформировавшаяся.

Форма государственного устройства

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. послужила основой для упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов явилось равенство прав субъектов федерации. Данное равенство распространяется на все субъекты федерации, и реализуется как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты федерации имеют ряд общих признаков:

  • 1) Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  • 2)Иметь право на собственное законодательство;
  • 3) разделение полномочий, в конституциях оговаривается; 4)В федерациях верхняя палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Обычно, эта палата, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Субъекты федерации обязательно принимают участие в решениях общефедеральных вопросов, в различных формах. Организационной формой является верхняя палата. Конституция наиболее точно определяет вопросы, решаемые без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.

Федеративное государство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

  • 1) государство является единым и сложным, поскольку состоит из субъектов, при этом каждый из которых обладает значительной самостоятельностью;
  • 2) договор или конституция выступает в качестве правовой формы закрепления государственных связей;
  • 3) единая территория, образовавшаяся в результате объединения территорий её субъектов;
  • 4) помимо федерального гражданства, одновременно с ним может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;
  • 5) органы государственной власти являются общими для всего государства. В то же время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти;
  • 6) единые вооруженные силы;
  • 7) денежная система единая на территории всего государства;
  • 8) система федеральных налогов.

Российская Федерация немного отлична от ряда других федераций. Природа современного российского федеративного государства состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, который заложил принцип разграничения этих полномочий, выступает федеративный договор. Его содержание и положения полностью вошли в Конституцию Российской Федерации.

Многовековая история Российского государства не могла не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепившей разный статус субъектов федерации.

В ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Данный способ расположения говорит о том, что нашей страны подразделяются на различные типы. Доказательством этого деления субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики - Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но тут же в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Здесь мы можем сказать, что в Конституции Российской Федерации закрепляется разделение субъектов федерации, именно в зависимости от того, каким типом они являются: - национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хоть такое деление в чистом виде не зафиксировано в законодательстве, но о нем можно говорить исходя из содержания статей 65-66 Конституции Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 66 закрепляет, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Практически же, мы видим, что республики занимают более прочное место, в системе федеративных отношений, чем другие субъекты федерации. По отношению к ним федеральные органы власти, как правило, воздерживаются от каких-либо резких методов воздействия. Этого нельзя сказать о других субъектах федерации. То есть, как бы замечаются элементы неравенства российского федерализма.

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Республики, входящие в состав Российской Федерации - это субъекты с огромным политическим преимуществом, перед другими субъектами, о чем и говорится в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать и выделять республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип.



Рассказать друзьям