"Ровесник района". История дружбы с писателем Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Никола́й Па́влович Во́ронов (р. 1926) - российский прозаик, поэт, публицист, автор более трёх десятков книг. Член Союза писателей России, академик Академии литературы, главный редактор журнала «Вестник Российской литературы». Живёт и работает в Москве.

Биография

  • 1926, 20 ноября - родился на станции Золотая сопка близ Троицка. Отец, Павел Анисимович - двадцатипятитысячник, председатель колхоза. Мать, Мария Ивановна - родом из казачьей семьи Коноваловых.
  • 1931 - пятилетний Николай с матерью переезжают в Магнитогорск (Челябинская область) и поселяются в бараке на 13-м участке. Воспоминания детства впоследствии легли в основу автобиографического романа «Юность в Железнодольске», повести «Голубиная охота» и многих других произведений.
  • 1942 - после окончания школы-семилетки поступил в ремесленное училище № 1
  • 1944 - по окончании ремесленного училища был назначен электрощитовым на доменной подстанции Магнитогорского металлургического комбината и поступил в 9-й класс Школы рабочей молодёжи
  • 1946 - поступил в Магнитогорский педагогический институт (ныне - государственный университет)
  • 1948 - проучившись два курса в пединституте, оставил учёбу и уехал в Москву. Поступил в Литературный институт имени Горького, приёмной комиссии которого представил собственные стихи, пьесы, рассказы, исследовательскую работу «Что такое поэзия?» и исследование по «Цементу» Ф. Гладкова.
  • 1948-1952 - учился в литературном институте, в котором посещал семинары В. Катаева и К. Паустовского . Дипломная работа - 1-я часть повести «Испытание на прочность».
  • 1950 - вступил в КПСС
  • 1952 - вернулся в Магнитогорск, в котором являлся на тот момент единственным профессиональным писателем
  • 1954-1959 - руководил магнитогорским литературным объединением
  • 1956 - из печати вышла первая книга «Весенней порой». В этом же году вступил в Союз писателей СССР
  • 1962 - первая научно-фантастическая публикация: очерк «Несущие огонь»
  • 1963-1969 - работал ответственным секретарем Калужской областной писательской организации
  • 1968 - в журнале «Новый мир» (№ 11-12) опубликована первая часть романа «Юность в Железнодольске»
  • 1972 - закончил роман «Юность в Железнодольске». Переехал в Москву, где был избран в правление Союза писателей РСФСР и секретариат московской организации Союза писателей СССР и возглавлял совет по прозе молодых
  • 1976 - написал роман «Макушка лета»
  • 1982 - написал роман «Котёл»
  • 1984 - удостоен премии «Северянка» Череповецкого металлургического комбината за лучшее произведение о труде металлургов
  • 1986 - написал первый роман с элементами антиутопии - «Похитители Солнца»
  • 1988 - написал второй роман с элементами антиутопии - «САМ»
  • 1999 - награждён медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина », присуждаемой Академией Российской словесности
  • 2001 - написал автобиографический роман «Побег в Индию», удостоен почётного звания академика Академии литературы
  • 2002 - вместе с В. Сорокиным - почётный гость Ручьёвских чтений, посвящённых 70-летию Магнитогорского металлургического комбината; участник в Магнитогорске Всемирного форума поэзии
  • с 2004 - главный редактор журнала «Вестник Российской литературы»
  • 2005 - выпустил свой первый стихотворный сборник «Цунами»
  • с 2005 - член редакционного совета книжной серии «Литература Магнитки. Избранное»
  • 2006 - от имени министерства культуры награждён орденом «За вклад в просвещение»
  • 2007 - удостоен Золотой Есенинской медали, учрежденной издательством газеты «Литературное Подмосковье» и Союзом писателей России), и ордена «За вклад в просвещение» Министерства образования Российской Федерации
  • с 2007 - член редакционного совета книжной серии «Литература Магнитки. Контекст»
  • 2008 - удостоен звания «Почётный профессор МаГУ»
  • 2009 - награждён медалью имени Антона Чехова , учреждённой Союзом писателей г. Москвы
  • 2011 - на XII конференции Ассоциации писателей Урала (г. Магнитогорск) награждён Премией имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за совокупное художественное творчество и значительный вклад в литературу о рабочем классе Урала

Воронов Николай Павлович [Электронный ресурс] / Н. А. Капитонова. — ЧОДБ: Челябинск. — Режим доступа: http://chodb.uu.ru/site/index/podrost (1.09.2008)


Воронов Николай Павлович (20.11.1926)
Известный российский писатель, детство и юность которого прошли в Магнитогорске. Николай Павлович писал: "Душой магнитогорец я...". Родному городу он посвятил основные свои труды. Несколько книг он написал для детей.

Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего. О себе и своей семье он пишет: "Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в Гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из... Полтавской губернии". Отец писателя был одно время председателем колхоза.

Когда мальчику было 6 лет, его семья приехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Но родители развелись. Николай воспитывался матерью и бабушкой. Мать, еще молодая и красивая женщина, посвятила себя сыну. Он очень любил свою мать, много писал о ней в своих книгах. Жили в бараке, очень бедно.

В Магнитогорске Николай Воронов окончил школу-семилетку (1942), потом ремесленное училище N 1 (1944). Подростком пошел работать на комбинат. Работал электрощитовым доменной подстанции. Окончил школу рабочей молодежи. В 1946 поступил на литературный факультет магнитогорского пединститута. Но после 2 курса стал учиться в Московском литературном институте им. Горького. Окончил его в 1952 году и вернулся в Магнитогорск.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ "Обида" был напечатан в 1953 году в альманахе "Молодая гвардия" Он получил первый гонорар — огромные для него деньги — 5 тысяч рублей (при зарплате 120 р.) Почти все их потратил на подарки родным и на первый костюм себе. Через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов "Весенней порой". В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом "Огонька". Обозревателем "Литературной газеты", возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году Н. Воронов уехал из Магнитки, работал в Калуге, где 10 лет руководил областной писательской организацией. Потом стал жить и работать в Москве (живет в поселке Переделкино). Избирался секретарем Московской писательской организации. В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это романы, повести, сборники рассказов, очерки.

Почти все свое творчество Николай Павлович посвятил рабочей теме, людям труда. Еще в детстве он был очарован "жаропламенным заводом и огненной работой родителей" на Магнитке. В 1968 году вышел роман Воронова "Юность в Железнодольске" (так во всех своих книгах он называет Магнитогорск). Роман автобиографичен. В нем описано детство, отрочество и юность писателя в предвоенные и военные годы. Прототипами были и его мать, и жена, которая тоже выросла в Магнитогорске. Роман вызвал тогда большую полемику в прессе, он был слишком правдив по тому времени. Пришлось автору заниматься переработкой некоторых глав. Зато потом роман был хорошо принят читателями, переведен на разные языки.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников. Отдельно и в сборниках издавалась его повесть "Голубиная охота", написанная в 1971 году. В повести очень многое из его детства: барачный поселок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной... Не случайно "Голубиная охота" вошла в сборник "Война и дети", где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: "Судьба человека" Шолохова, "Уроки французского" Распутина...

"Голубиная охота", "Мальчик, полюбивший слона" — повести, доступные среднему школьному возрасту. Старшим ребятам адресованы повесть Воронова "Смятение" и роман "Побег в Индию" (1999). У Сережи Анисимова — главного героя романа "Побег в Индию" — очень много общего с Николаем Вороновым и его сверстниками. Время действия 1937 год. Аресты, беспризорничество, тяга к бродяжничеству, путешествиям. Первая влюбленность. Мальчишки бегут в Индию, но открывают не далекую страну, а своих близких, свой род, свой край, свою душу. В своем детстве сам Воронов дважды убегал в Индию, но попал туда уже взрослым человеком. Предисловие к роману писатель назвал "Странствие к себе и негаданным людям", которое закончил мыслью о сходстве тех времен и сегодняшних: "Отчего же теперь бегут мальчишки из дома, и у каждого ли есть этот дом?.. Думаю, очень пригодится мой роман сегодняшним читателям". Роман написан очень ярким, образным языком. К 80-летию писателя издатели "Путеводной звезды" выпустили сборник Николая Воронова "Теплые монеты". В сборнике уже знакомые повести "Смятение", "Мальчик, полюбивший слона", и новая повесть для юношества "Теплые монеты", в которой он возвращается к важным моральным вопросам: чести, достоинства, настоящей любви, дружбы

В 1999 году Академия российской словесности наградила Воронова медалью "Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина". В 2001 ему присвоено Почетное звание академика Академии литературы. В 2002 Воронов был участником Всемирного форума поэзии, проходившего в Магнитогорске. Магнитогорский университет присвоил Воронову звание "Почетный доктор МаГУ" (2008).

Писатель встречается с детьми, которым очень интересны его рассказы. Воронов увлекается астрономией (у него в доме два телескопа), коллекционированием камней. Когда он приезжал в Магнитогорск (2003), встречался с читателями — детьми в Кизильской районной библиотеке. С этой библиотекой Николай Павлович дружит. В Москве продолжает писать рассказы, пишет воспоминания о замечательных людях, с которыми был знаком: Корнее Чуковском, Валентине Катаеве, Александре Твардовском и др. Творческие поиски Николая Павловича продолжаются.

Воронов Николай Павлович

р. 20.11.1926

Писатель

Известный российский писатель, детство и юность которого прошли в Магнитогорске. Николай Павлович писал: «Душой магнитогорец я...». Родному городу он посвятил основные свои труды. Несколько книг он написал для детей.

Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего. О себе и своей семье он пишет: «Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из... Полтавской губернии». Отец писателя был одно время председателем колхоза.

Когда мальчику было 6 лет, его семья приехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Но родители развелись. Николай воспитывался матерью и бабушкой. Мать, еще молодая и красивая женщина, посвятила себя сыну. Он очень любил свою мать, много писал о ней в своих книгах. Жили в бараке, очень бедно.

В Магнитогорске Николай Воронов окончил школу - семилетку (1942), потом ремесленное училище N 1 (1944). Подростком пошел работать на комбинат. Работал электрощитовым доменной подстанции. Окончил школу рабочей молодежи. В 1946 поступил на литературный факультет магнитогорского пединститута. Но после 2 курса стал учиться в Московском литературном институте им. Горького. Окончил его в 1952 году и вернулся в Магнитогорск.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ «Обида» был напечатан в 1953 году в альманахе «Молодая гвардия». Он получил первый гонорар - огромные для него деньги - 5 тысяч рублей (при зарплате 120 р.) Почти все их потратил на подарки родным и на первый костюм себе. Через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов «Весенней порой». В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом «Огонька» обозревателем «Литературной газеты», возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году Н.Воронов уехал из Магнитки, работал в Калуге, где 10 лет руководил областной писательской организацией. Потом стал жить и работать в Москве (живет в поселке Переделкино). Избирался секретарем Московской писательской организации.

В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это романы, повести, сборники рассказов, очерки.

Почти все свое творчество Николай Павлович посвятил рабочей теме, людям труда. Еще в детстве он был очарован «жаропламенным заводом и огненной работой родителей» на Магнитке. В 1968 году вышел роман Воронова «Юность в Железнодольске» (так во всех своих книгах он называет Магнитогорск). Роман автобиографичен. В нем описано детство, отрочество и юность писателя в предвоенные и военные годы. Прототипами были и его мать, и жена, которая тоже выросла в Магнитогорске. Роман вызвал тогда большую полемику в прессе, он был слишком правдив по тому времени. Пришлось автору заниматься переработкой некоторых глав. Зато потом роман был хорошо принят читателями, переведен на разные языки.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников. Отдельно и в сборниках издавалась его повесть «Голубиная охота», написанная в 1971 году. В повести очень многое из его детства: барачный поселок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной... Не случайно «Голубиная охота» вошла в сборник «Война и дети», где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: «Судьба человека» Шолохова, «Уроки французского» Распутина…

«Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона» - повести, доступные среднему школьному возрасту. Старшим ребятам адресованы повесть Воронова «Смятение» и роман «Побег в Индию» (1999). У Сережи Анисимова - главного героя романа «Побег в Индию» - очень много общего с Николаем Вороновым и его сверстниками. Время действия 1937 год. Аресты, беспризорничество, тяга к бродяжничеству, путешествиям. Первая влюбленность. Мальчишки бегут в Индию, но открывают не далекую страну, а своих близких, свой род, свой край, свою душу. В своем детстве сам Воронов дважды убегал в Индию, но попал туда уже взрослым человеком. Предисловие к роману писатель назвал «Странствие к себе и негаданным людям», которое закончил мыслью о сходстве тех времен и сегодняшних: «Отчего же теперь бегут мальчишки из дома, и у каждого ли есть этот дом?.. Думаю, очень пригодится мой роман сегодняшним читателям». Роман написан очень ярким, образным языком. К 80 - летию писателя издатели «Путеводной звезды» выпустили сборник Николая Воронова «Теплые монеты». В сборнике уже знакомые повести «Смятение», «Мальчик, полюбивший слона», и новая повесть для юношества «Теплые монеты», в которой он возвращается к важным моральным вопросам: чести, достоинства, настоящей любви, дружбы.

В 1999 году Академия российской словесности наградила Воронова медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина». В 2001 ему присвоено Почетное звание академика Академии литературы. В 2002 Воронов был участником Всемирного форума поэзии, проходившего в Магнитогорске. Магнитогорский университет присвоил Воронову звание «Почетный доктор МаГУ» (2008).

Писатель встречается с детьми, которым очень интересны его рассказы. Воронов увлекается астрономией (у него в доме два телескопа), коллекционированием камней. Когда он приезжал в Магнитогорск (2003), встречался с читателями - детьми в Кизильской районной библиотеке. С этой библиотекой Николай Павлович дружит.

В Москве продолжает писать рассказы, пишет воспоминания о замечательных людях, с которыми был знаком: Корнее Чуковском, Валентине Катаеве, Александре Твардовском и др. Творческие поиски Николая Павловича продолжаются.

Н. Капитонова

Произведения Н. Воронова детям:

Голубиная охота: Повести. - М., Современник. 1980. - 95 с.- (Отрочество).

Юность в Железнодольске: Роман. - М.: Сов. Россия, 1982. - 383 с.

Человек - эхо: Повести, рассказы. - М., Сов.писатель. 1985. - 576с.

Голубиная охота. М., Дет. лит.,1985. - 174 с.

Голубиная охота //Война и дети. (Школьная роман - газета). - 2000.- N 7 (55). - С. 51 - 63.

Побег в Индию: Роман (журн. вариант) //Путеводная звезда. Школьное чтение. - М.,2001. - N 10-11. - 91 с.

Теплые монеты //Путеводная звезда. Школьное чтение. - М., 2006. - N 11. - С. 2 - 95.

Драцова И. (О детских повестях Н.Воронова) // Дет. лит. - 1982. - N 5.- С.45 – 46.

Сахаров В. Добывая свою правду: Штрихи к портрету Н. Воронова // Урал. - 1991. -N 6. - С. 168 – 172.

Воронов Николай Павлович //Писатели Челябинской области: Биобиблиогр. справочник. - Челябинск, 1992. - С. 37 – 41.

Николай Воронов // Писатели России: Автобиографии современников. - М., Гласность,1998. - С. 118 – 123.

Николай Воронов. «Голубиная охота»: (Отзывы чит. о повести) // Большая перемена: Прил. к журн. «Путеводная звезда», 2001. - N 4. - С. 6 - 7. - (Конкурс школьных сочинений).

Капитонова Н. Воронов Николай Павлович // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5 - 9 класс. - Челябинск: «Взгляд», 2002. - С. 274 – 285.

Николай Воронов // Международный форум поэзии. 2002. - М., Магнитогорск, 2002. - 12 с.: порт.

Баканов В., Троицкая Н. Воронов Николай Павлович // Челябинская область: Энциклопедия. - Челябинск, «Каменный пояс», 2003. - Т. 1. - С. 720.

О, вещая душа моя,
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Федор Тютчев

Почему лежит путь его вне дороги?
Зачем он спешит?
И почему он держит путь одиноко?

Николай Рерих

Чтобы далось ви́дение человеческих свойств, сложившихся на планете, необходим интерес к вселенской истории и, конечно же, к ее результату: современности. Под результатом подразумеваю не подведение окончательных итогов (их, убежден, делать рано), а то, что получилось у людей и с людьми на Земле. Сколько мудрых, благородных, изумительных затей было у них! Сколько совершено прекрасных дел! Сколько чудовищного возникло в противоток им. И вот то, чему сегодня мы наследники, свидетели, чего участники, разрушители, спасатели… Если минувшее в душе и уме литератора взаимодействует с теперешним только ради суда над действительностью, где люди стали всем или почти всем, а природу превратили в рабыню (правда, время от времени, с годами все чаще, она протестует, обороняясь, припугивая, поднимаясь до яростного возмездия), то сейчас этого уже недостаточно. Взаимодействие прошлого и настоящего для сохранения будущего - такую духовную задачу писатель не может не решать, ибо сегодня мерило ценности бытия - сохранение его грядущего.

Говоря так, я стремлюсь подчеркнуть свою приверженность гуманистическим идеалам свободы, равенства, братства. Из них я исходил, работая над романом «САМ».

Писался роман долго: больше двадцати пяти лет. Шел он к читателю трудно: не совпадал для некоторых рецензентов с другими вещами автора, якобы определившими раз и навсегда его лицо. Тенденция к замораживанию писательского лица, увы, существует. Причины ее кроются в циркулярно-бюрократических воззрениях, внедрившихся в «эстетическую» практику.

Эпоха нового мышления убыстрила понимание романа «САМ». Собственно, оно было и раньше, но перекрывалось наличием разноречий.

Хочу обратить внимание читателей на соображения оценщиков «САМОГО». С их помощью, предполагаю, будет проще входить в роман. Прозаик, доктор филологических наук, профессор, определил роман «САМ» как антиутопию. Рождение антиутопии он выводит из убеждения, будто бы пора утопий прошла, идеалы добра, справедливости, народного самоуправления в той или иной степени материализовались… Распространение антиутопии возбудило и то, что планета, испытала и испытывает кризисы духа, идей, нравственных ценностей, что в XX веке демонстрируют себя деспотические системы, возможность которых не мыслилась прежде, что мощный технический прогресс легко сошелся, переступив через «незыблемые», казалось, нравственные «принципы», с фашиствующими деспотиями, геноцидами, массовым истреблением людей, «опытами» над человеком… При всем желании согласиться с ним я не нашел с собой согласия. Действительность не исчерпала себя, человечество остается, присущая его сознанию и практике утопичность - тоже, следовательно, и в литературе она будет продолжаться.

Критик и эссеист не пытался определять родовую принадлежность «САМОГО»: он лишь подчеркнул, что Н. Воронов - реалист «по строчечной» сути, на этот раз выступает как фантаст, философ, иносказатель, причем остросовременный. Критик выделил в романе присутствие фантасмагории, мифа, политического памфлета, лирики, восточных и иных легенд, а также поверий далеких нам народов. Роман, по его мнению, драматичен и едок, очень серьезен. Это не чтиво, а чтение, побуждающее к размышлениям всякого толка, но непременно актуальным.

Сексрелигию, введенную в Самии дворцовыми сержантами, совершившими смещение Главного Правителя, он воспринял как превращение мысли в чувственность. Аналога, близкого этому роману, он не видит в нашей литературе.

Для прозаика, публициста-международника «САМ» - «роман будущего». Он пишет: «…такими именно - мыслительными, мне думается, станут романные книги, возможно даже в недалеком будущем. Николай Воронов, пожалуй, первым демонстрирует новое мышление в литературе в нашу переломную эпоху - перед возможностью всемирной катастрофы, в любом случае перед неизбежностью победы научно-технической революции, которая, безусловно, радикально переменит мир и человеческое сознание…» Им подчеркнуто, что автор размышляет о двадцатом веке - прежде всего. «Но время в романе значительно протяженней - на всю памятную историю; протяженнее и пространство: это и глубины океана и запредельность Космоса. Но и человек в романе-фантазии «САМ» присутствует, если так можно выразиться, в глубинах и запредельности, отчего, кстати, не перестает быть реальным человеком».

Я не фантаст, а фантазер. Без выдумки изображаемая литературой жизнь не была бы способна оборачиваться человеческими типами и метафорами социального существования. Этот роман несет в себе попытки подобного свойства. Проза, больше всего проза, еще с молодости притягивала меня своей пытливостью. Уже один метод аналитических проб на добро и зло, на вину и бесстыдство, на правду и ложь, снимаемых прозой с личности, классовой среды, общественной формации, создавал предпосылки для понимания человека и человечества, а также, что не менее важно, для образования собственной души. Методом таких проб стремился идти автор. Отчасти он пытался установить через проявления характеров пределы веры и кощунства, благородства и беззастенчивости, истины и обмана…

В форме романа «САМ» я различаю сплав не только разных жанров, но и видов литературы… Утопия соседствует в нем с антиутопией, реалистическое с фантазийным и романтическим… Ничего тут необычного нет. В словесном творчестве нашего века за счет увеличения веса его мыслительности стихийно, подспудно, да и сознательно совершаются слияния стилевых, жанровых, видовых признаков.

Благие умозаключения оценщиков приятны, пожалуй, большинству писателей, однако они и страшны им, в особенности тем, кому не удалось привыкнуть к расточительству критических похвал.

Что еще скажу о романе «САМ»? Для чего? Для затравки? Пускай для затравки.



Рассказать друзьям