Русская интеллигенция. Как интеллигенция относилась к усилению цензуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Достоевский о русской интеллигенции и европейцах

    ✪ Производство идеологии / Интеллигенция – Виталий Куренной

    Советский мультфильм разоблачающий сионизм (1949 г.)

    Субтитры

История

До революции

Формирование интеллигенции:

Эта книга затеяна мною давно, после первой революции пятого - шестого года , когда интеллигенция , считавшая себя революционной , - она и действительно принимала кое-какое фактическое участие в организации первой революции, - в седьмом - восьмом годах начала круто уходить направо . Тогда появился кадетский сборник «Вехи » и целый ряд других произведений, которые указывали и доказывали, что интеллигенции с рабочим классом и вообще с революцией не по дороге. У меня явилось желание дать фигуру такого, по моему мнению, типичного интеллигента. Я их знал лично и в довольно большом количестве, но, кроме того, я знал этого интеллигента исторически, литературно, знал его как тип не только нашей страны, но и Франции и Англии. Этот тип индивидуалиста, человека непременно средних интеллектуальных способностей, лишенного каких-либо ярких качеств, проходит в литературе на протяжении всего XIX века. Этот тип был и у нас. Человек - член революционного кружка , затем вошёл в буржуазную государственность в качестве её защитника. Вам, вероятно, не нужно напоминать о том, что та интеллигенция, которая живёт в эмиграции за границей , клевещет на Союз Советов , организует заговоры и вообще занимается подлостями, эта интеллигенция в большинстве состоит из Самгиных. Многие из людей, которые сейчас клевещут на нас самым циничным образом, были людьми, которых не я один считал весьма почтенными… Мало ли было людей, которые круто повернулись и для которых социальная революция органически неприемлема. Они себя считали надклассовой группой. Это оказалось неверным, потому что, как только случилось то, что случилось, они немедленно обернулись спиной к одному классу, лицом - к другому. Что же ещё сказать? Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне.

в культуре

Оценки и мнения

Литература

  • Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. Сборник статей и этюдов. - СПб., 1902.
  • Луначарский А. В. Рец.: П. Н. Милюков. Из истории русской интеллигенции // Образование. 1903. № 2.
  • ВѢхи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909) .
  • Струве П. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции . М., 1909.
  • Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. - СПб., 1910
  • Интеллигенция в России: Сборник статей. - СПб., 1910. - 258 с.
  • Письмо Н. П. Огарёва Т. Н. Грановскому , 1850 год // Звенья [: сб.] М. - Л., 1932. - Т. I. - С. 101.
  • Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века.- М.: Мысль, 1971.
  • Вехи . Из глубины . М.: Изд-во «Правда», 1991.

1)
XIII в.
2)
XIV в.
3)
XVI в.
4)
XVII в.
Что из названного было следствием военных побед князя Александра
Невского?
1)
укрепление Московского княжества
2)
распад Тевтонского ордена
3)
ухудшение отношений с Польшей
4)
предотвращение захвата крестоносцами русских земель
Что из названного было одной из причин возвышения Москвы в XIV в.?
1)
отсутствие альтернативы Москве как центру объединения
2)
отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия
3)
политика московских князей
4)
усиление Золотой Орды
Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого
идёт речь.
«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей
числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на
берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города
грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим
воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул
попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же,
увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую
захочешь"».
1)
Олег Вещий
2)
Святослав Игоревич
3)
Ярослав Мудрый
4)
Владимир Святославич
Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ?
1)
20–30 гг.
2)
40–50 гг.
3)
60–70 гг.
4)
80–90 гг.

Пропаганда революции среди крестьянства стала основной задачей
деятельности организации «Земля и воля», созданной в 1876 г.
1)
народниками
2)
марксистами
3)
октябристами
4)
кадетами
Что из перечисленного можно отнести к следствиям промышленного
переворота во второй половине XIX в.?
1)
развитие цехового производства
2)
увеличение численности городского населения
3)
рост численности сельского населения
4)
укрепление крестьянской общины
Прочтите фрагмент речи, произнесённой на заседании Государственной
думы в 1906 г., и укажите фамилию оратора.
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт
погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности,
и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право
выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования –
вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами
существования русской державы».
1)
А.Ф. Керенский
2)
П.А. Столыпин
3)
В.И. Ленин
4)
Л.Г. Корнилов
Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода
законов Русская Правда.
1)
Игорь Старый
2)
Святослав Игоревич
3)
Владимир Святославич
4)
Ярослав Мудрый
В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали
участие приглашённые из-за границы мастера
1)
Чарлз Камерон и Джакомо Кваренги
2)
Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини
3)
Огюст Монферран и Доменико Жилярди
4)
Бон Фрязин и Алевиз Новый
В каком году в советском государстве было объявлено о переходе к политике
ликвидации кулачества как класса?
1)
1919 г.
2)
1924 г.
3)
1929 г.
4)
1937

Как назывался выборный представительный орган, распущенный
большевиками в январе 1918 г.?
1)
Совет Народных Комиссаров
2)
Учредительное собрание
3)
Революционный военный совет
4)
Государственная Дума
В результате осуществления политики индустриализации в 1930-е гг.
1)
экономика СССР по объёмам производства промышленной продукции
достигла уровня 1913 г.
2)
в СССР была создана атомная энергетика
3)
уменьшился импорт промышленного оборудования
4)
резко сократилась численность городского населения
Бόльшая часть территории Белоруссии была освобождена в период
проведения
1)
Висло-Одерской операции
2)
Сталинградской битвы
3)
стратегической наступательной операции «Багратион»
4)
Ясско-Кишинёвской наступательной операции
Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите эпизод
Великой Отечественной войны, в ходе которого произошли указанные
события.
«Директива Ставки о создании оборонительного района была подписана
19 августа. Хотя решение было принято с некоторым опозданием – город
с 8 августа находился на осадном положении, – оно всё же внесло полную
ясность в вопросы организации обороны. События развивались следующим
образом. Пока Приморская армия не была отрезана от основных сил Южного
фронта, не возникало и мысли о возложении ответственности за оборону
города на Черноморский флот и о создании оборонительного района. Однако
в тот момент, когда войска противника подошли к дальним пригородам,
возникла необходимость объединить силы сухопутных войск под общим
командованием управления Черноморского флота».
1)
оборона Одессы
2)
оборона Сталинграда
3)
оборона Ленинграда
4)
битва за Кавказ

Вариант 1 1. Каков главный результат борьбы за власть после смерти Сталина? а) была пересмотрена экономическая

политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки

в) произошли перестановки в руководстве партии

2. На кого была возложена вина за репрессии 30-х годов?

а) на Берию и Ежова

б) на Молотова и Маленкова

в) на органы НКВД

3. Когда началось освоение целинных земель?

а) в 1953 г. б) в 1954 г. в) в 1959т. г) в 1962 г.

4. В чем различие программы Хрущева от программы Маленкова в развитии с/х?

а) Хрущев выступал за большую самостоятельность колхозов

б) Хрущев предлагал увеличить производство зерновых за счет целинных земель

в) Были увеличены расходы на социальное развитие села

5. Какие мероприятия относятся к экономической политике, проводимой Хрущевым?

а) замена министерств совнархозами

б) ускоренное развитие предприятий легкой промышленности

в) эксперимент с введением хозрасчета

6. Каких успехов добилась советская наука в годы «оттепели»?

а) высадка человека на Луну

б) строительство атомного ледокола

в) создание реактивного пассажирского лайнера

7. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущевским временам?

а) А. Солженицын

б) Ф.Панферов

в) И.Эренбург

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора?

9. Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

а) демонтаж советских ракет на Кубе

б) вывод американских ракет из Турции

в) отказ СССР от экономической помощи Кубе

г) закрытие американской военной базы на Кубе

10. В какую страну Восточной Европы ввел свои войска Советский Союз в 1956 году?

а) Болгария

б) Чехословакия

в) Венгрия

а) жилищное строительство

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Вариант 2

1.К чему привело усиление позиций Хрущева в борьбе за власть?

а) к установлению нового культа личности б) к отставке Г.К. Жукова

в) к усилению позиций Маленкова

2. Когда состоялся XX съезд партии?

3.Найдите правильное высказывание:

а) экономическая программа Xpyщева способствовала экстенсивному развитию хозяйства

б) экономическая программа Хрущева способствовала интенсивному развитию хозяйства

в) экономическая программа Хрущева способствовала складыванию рыночной экономики

4. Почему, несмотря на успехи социальной политики, отставка Хрущева не вызвала протестов у советского народа?

а) политика Хрущева обострила национальные противоречия

б) росло недовольство возросшей ролью КПСС

в) произошел рост цен на товары повседневного спроса

г) была значительно сокращена численность армии

5. Какие мероприятия оживили культурную жизнь в СССР?

а) регулярные встречи деятелей ЦК и культуры

б) открытие Московского кинофестиваля

в) проведение международных выставок

6. Что из перечисленного является признаком «оттепели»

а) появление антисталинских произведений литературы

б) начало реабилитации

в) ослабление роли коммунистической партии

г) расширение международных контактов интеллигенции

7. Когда был запущен первый искусственный спутник?

8. Когда был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах?

9. Почему произошло усиление влияния ССС Р в 00 Н?

а) произошло ослабление роли США

б) появление в СССР баллистических ракет

в) поддержка Советским Союзом антиколониального движения.

10. Во время отставки Хрущев был обвинен:

а) в волюнтаризме

б) в сокращении армии

в) в развенчании «культа личности»

11. Успехами социальной политики СССР можно считать:

а) жилищное строительство

б) снижение тарифных расценок на производстве

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Какое мероприятие включала в себя аграрная реформа Столыпина:

А –отмену паспортного режима б –организацию переселенческого движения

В –ликвидацию монастырского землевладения г –передачу государственных земель в частную собственность

2. Целью аграрной реформы Столыпина было:

А –укрепление крестьянской общины б –усиление стабильности в обществе

В –уничтожение помещичьего землевладения г –ликвидация частной собственности на землю

3. Понятие «столыпинский вагон» появилось в связи с:

А –перевозкой войск на западный фронт б –увеличением экспорта зерна
за границу в –активным железнодорожным строительством г
–проведением переселенческой политики в 1907 -1914гг.

4. Аграрная реформа Столыпина способствовала:

А –освоению сибирских земель б –началу разведения картофеля

В –прекращению процесса раскрестьянивания г –полному исчезновению крестьянской общины

5. Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал:

А –Краснов б –Алексеев в –Деникин г –Колчак

6. Вся полнота государственной власти во время Гражданской войны сосредотачивалась в руках:

А –Реввоенсовета республики б –Совета рабочей и крестьянской обороны

В –Совета народных комиссаров г –ЦК РСДРП(б)

7. Какое из событий произошло раньше других:

А –расстрел царской семьи б –мятеж чехословацкого корпуса в
–высадка английского десанта в Мурманске г –наступление на Петроград
Юденича

8. Договор о мире с Германией был подписан:

А -7.11.1918г. б -23.02.1918г. в -3.03.1918г. г -9.12.1917г.

9. В конце 1920г., в отличие от 1918 -1919гг.:

А –началась интервенция стран Антанты б –белое движение добилось
наибольших успехов в –главное сопротивление большевикам оказало
крестьянство

Г –Белое движение находилось в стадии организационного оформления

10. В 1918г. произошло выступление войск:

А –Чехословацкого корпуса б –адмирала Колчака в –генерала Юденича

11. Главную роль в разгроме армии Колчака сыграл полководец:

А –Брусилов б –Фрунзе в –Буденный г –Тухачевский

12. Причинами поражения Белого движения стали:

В –сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами г –политика
террора к населению страны д –приверженность к старой неделимой России

13. Какое мероприятие относится к политике «военного коммунизма»:

А –ускоренная национализация отраслей б –увеличение заработной платы рабочим

В –разрешение частной собственности г –отмена бесплатных услуг

14. Что стало результатом проведения «военного коммунизма»:

А –повышение производительности труда б –развитие товарно –денежных
отношений в –строгая централизация народного хозяйства г –укрепление
международного авторитета советской власти

15. Раскрой понятия:

А –отруб б –национализация в –сепаратный мир г –коалиционное правительство

16. По какому принципу образован ряд? Корнилов, Алексеев, Колчак, Врангель.

План
Введение
1 История термина
2 Современные представления об интеллигенции
3 Российская интеллигенция

Список литературы

Введение

Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание ) - особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.

1. История термина

Слово «интеллигенция» появилось в русском языке в первой половине XIX века. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское».

В приближенном варианте к современным трактовкам слово было употреблено русским прозаиком, критиком и публицистом П. Д. Боборыкиным. В 1875 г. он подал термин в значении философском - «разумное постижение действительности». Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как «самый образованный слой общества». Это определение из статьи автора под названием «Русская интеллигенция», в которой, кстати говоря, П. Д. Боборыкин объявил себя «крестным отцом» понятия. Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 г. в романе «Солидные добродетели» Боборыкин пишет: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.» В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ - в этом находить свое призвание и нравственное оправдание. Однако уже в 1836 г. к слову «интеллигенция» в своих дневниках прибег В. А. Жуковский - там, где писал о петербургском дворянстве, которое, по его мнению, «представляет всю русскую европейскую интеллигенцию». Не исключено, правда, что Боборыкин и не знал о высказываниях коллеги.

Исследователь С. О. Шмидт, обращаясь к наследию В. А. Жуковского, выявил не только первое употребление им дискуссионного термина, но заметил и доказал почти современную его трактовку поэтом, как то: принадлежность к определенной социокультурной среде, европейская образованность и даже нравственный (!) образ мысли и поведения. Выходит, круг Жуковского уже имел вполне конкретное представление о такой общественной группе, как интеллигенция. А в 1860-е годы понятие всего лишь было переосмыслено и получило большее хождение в обществе".

Как указывает социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» - прослойка): «высшую интеллигенцию» - люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство - в промышленности (техническая интеллигенция); «массовую интеллигенцию» - врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) - в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. «полуинтеллигенцию» - техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. По уровню жизни преобладающая часть этой страты в России живёт за чертой бедности.

2. Современные представления об интеллигенции

Сегодня интеллигенция в общепринятом представлении понимается как сообщество образованных людей, которые профессионально занимаются умственным трудом. В. А. Малинин в авторитетном издании именно так пишет: «слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности». Акцент поставлен на профессионализм. Однако сейчас уже ясно, что это весьма и весьма однобокий подход, не дающий суть истинной картины. «Господствовавший в советской историографии социолого-профессиональный подход к понятию „интеллигенция“ сохраняет и ныне свои позиции, - свидетельствует историк В. С. Меметов. - Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходят к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что в современном „образованном слое“ сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди». Замечание, отметим, очень важное. Как и тезис Меметова, где «подлинный интеллигент - далеко не массовое явление». П. Д. Боборыкина, стоявшего у истоков термина «интеллигенция», часто приводят в пример с цитатой об образованном слое общества, напрочь забывая при этом, что сам-то автор к интеллигенции относил вовсе не всех образованных людей, а только «высшей умственной и этической культуры».

У академика Д. С. Лихачева есть точная мысль:

«не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны»

3. Российская интеллигенция

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, Р. В. Иванов-Разумник). Другие (Н. И. Бухарин, А. С. Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

В 30-е же годы совершилось и новое, уже необъятное, расширение «интеллигенции»: по государственному расчёту и покорным общественным сознанием в неё были включены миллионы государственных служащих, а верней сказать: вся интеллигенция была зачислена в служащих, иначе и не говорилось и не писалось тогда, так заполнялись анкеты, так выдавались хлебные карточки. Всем строгим регламентом интеллигенция была вогнана в служебно-чиновный класс, и само слово «интеллигенция» было заброшено, упоминалось почти исключительно как бранное. (Даже свободные профессии через «творческие союзы» были доведены до служебного состояния.) С тех пор и пребывала интеллигенция в этом резко увеличенном объеме, искажённом смысле и умаленном сознании. Когда же, с конца войны, слово «интеллигенция» восстановилось отчасти в правах, то уж теперь и с захватом многомиллионного мещанства служащих, выполняющих любую канцелярскую или полуумственную работу.

Партийное и государственное руководство, правящий класс, в довоенные годы не давали себя смешивать ни со «служащими» (они - «рабочими» оставались), ни тем более с какой-то прогнившей «интеллигенцией», они отчётливо отгораживались как «пролетарская» кость. Но после войны, а особенно в 50-е, ещё более в 60-е годы, когда увяла и «пролетарская» терминология, всё более изменяясь на «советскую», а с другой стороны и ведущие деятели интеллигенции всё более допускались на руководящие посты, по технологическим потребностям всех видов управления, - правящий класс тоже допустил называть себя «интеллигенцией» (это отражено в сегодняшнем определении интеллигенции в БСЭ), и «интеллигенция» послушно приняла и это расширение.

Насколько чудовищно мнилось до революции назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся интеллигентом партийный агитатор и политрук. Так, никогда не получив чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск.

Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас «интеллигенцией», называть образованщиной.

Из статьи А. Солженицына «Образованщина»

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с ее «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент - не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном - подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

Из статьи М. Гаспарова «Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность»

Русская интеллигенция была трансплантацией: западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву. Специфику русской интеллигенции породила специфика русской государственной власти. В отсталой России власть была нерасчлененной и аморфной, она требовала не специалистов-интеллектуалов, а универсалов: при Петре - таких людей, как Татищев или Нартов, при большевиках - таких комиссаров, которых легко перебрасывали из ЧК в НКПС, в промежутках - николаевских и александровских генералов, которых назначали командовать финансами, и никто не удивлялся. Зеркалом такой русской власти и оказалась русская оппозиция на все руки, роль которой пришлось взять на себя интеллигенции. «Повесть об одной благополучной деревне» Б. Вахтина начинается приблизительно так (цитирую по памяти): «Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции…» То есть когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилась интеллигенция как специфически русское явление. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности - от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились…

…Мы видели, как критерий классической эпохи, совесть, уступает место двум другим, старому и новому: с одной стороны, это просвещенность, с другой стороны, это интеллигентность как умение чувствовать в ближнем равного и относиться к нему с уважением. Лишь бы понятие «интеллигент» не самоотождествилось, расплываясь, с понятием «просто хороший человек», (Почему уже неудобно сказать «я интеллигент»? Потому что это все равно что сказать «я хороший человек».) Самоумиление опасно.

Из книги М. Гаспарова «Записки и выписки»

Известен афоризм В. И. Ленина, обращённый к части интеллигенции. Зачастую он используется вне связи с контекстом, отчего может неверно трактоваться:

Литература

· Меметов В. С., Расторгуев В. Н. Интеллигенция // Большая российская энциклопедия. М.,2008. Т. 11.

Список литературы:

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Москва: Издательство политической литературы, 1970. - Т. 51. - С. 134-135.



Рассказать друзьям