Русская культура в XIV-XVI веках. Русская культура в XIV-XVI вв Достижения русской культуры 14 16 веков таблица

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

БЫЛО УТРАЧЕНО ИСКУССТВО ЦЕЛОГО РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

> В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

> Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть Задонщина , составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве .

> Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

> Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

> В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол . Типография работала в основном на нужду церкви.

В 1574 ГОДУ ВО ЛЬВОВЕ ИЗДАЕТСЯ ПЕРВАЯ РУССКАЯ АЗБУКА.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русск ий дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии.

> Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам.

ИВАН ГРОЗНЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ И УВАЖАЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТОМУ БОЛЕЗНЕННО ПЕРЕНЕС ЕГО ОТЪЕЗД.

Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле.

> Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).


«Царево молчание» (Иван Грозный), художник Павел Рыженко
ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи

> Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

> Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

> В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов . Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

> Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

ЕГО КИСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ШЕДЕВР МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ — ИКОНА ТРОИЦА.

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи.

> В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ ВПЕРВЫЕ ВОЗВЕДЕН БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

> Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Русская культура XIV — первой трети XVI в. развивалась под воздействием ряда факторов. Это — зависимость страны от Орды и понимание русским обществом ее тяжести, борьба за освобождение страны, все более глубокое осознание не только идеи византийского наследия, но и идеи об особом месте Руси в окружающем мире как «святого царства», противостоящего и католическому Западу, и исламскому Ближнему Востоку. Еще одним важным фактором стало объединение русских земель. Дело в том, что между Северо-Западом Руси (Новгород, Псков) и ее Северо-Востоком (Москва и другие русские земли) имелись существенные различия не только в социально-экономическом и политическом, но и в культурном развитии. Культура Северо-Запада Руси была более открыта по отношению к европейскому миру, психология новгородца не исключала приобщения к западным культурным ценностям. Московская Русь была несравненно более замкнутой, несла в себе идею собственной исключительности и мессианства, особой великой и спасительной значимости для истинного христианства. Однако новгородский вариант историко-культурного развития был насильственно прерван при Иване III, а окончательно — позже, при Иване IV. Московский же вариант в значительно большей степени опирался на начала традиционализма, церковной ортодоксии, морального неприятия тех видов деятельности, которые были связаны с обогащением, на предпочтение духовных начал по отношению к материальным. И если в культурном развитии Руси киевского времени ощущался прорыв к новым началам европейского христианского мира, то послемон-гольская Русь, за исключением ее Северо-Запада, все более замыкалась в себе.
Присущее новгородской культуре свободомыслие выразилось в проникновении через Новгород в XIV—XV вв. еретических учений, выражавших сомнение в ортодоксальной церковной догматике и опиравшихся на особенности мышления людей развитого средневекового города. Так, стригольники выражали сомнение в необходимости церковной организации и даже в божественной природе Христа, видя в нем проповедника и учителя, но не Бога, а человека. Еще дальше пошли «антитринитарии», или «жидовствующие», отвергавшие иконы и основной догмат христианства о троичности Бога (Бог един в трех лицах: Бог-Отец. Бог-Сын. т.е. Иисус Христос, и Бог-Дух Святой). Не случайно, по-видимому, именно в Новгороде в конце XV в. впервые появился полный перевод Библии на русский язык с греческого, сделанный по замыслу архиепископа Геннадия.
Носителем русской культурной традиции 14-16 веков выступали широкие слои населения города и села. Частично эта традиция была нарушена вследствие нашествия Батыя и последующих мероприятий ханской власти, когда ремесленники в конце XIII в. угонялись в Орду или даже в Монголию на строительство новой столицы Каракорума. Это привело к утрате ряда специальностей, связанных с художественным ремеслом. В то же время в народной культуре на смену былине стали приходить песни на исторические сюжеты, прежде всего о борьбе с Ордой, как, например, песни о восстании в Твери против баскаков 1327 г., а также плачи русских пленников и пленниц, которых угоняли в рабство в Орду, а позже — в Крым.
В письменной литературе продолжал сохраняться жанр воинской повести. Это — цикл повестей о Куликовской битве, одна из которых, «Задонщина», имела прямую связь со «Словом о полку Игореве». Во второй половине XV — начале XVI в. распространился жанр публицистики, в произведениях которой так или иначе проводится идея богоизбранности Руси и ее права на византийское наследие. Повесть о Темир-Аксаке рассказывала об избавлении Руси от нашествия хорезмского эмира Тимура в 1395 г. с похвалой великому князю московскому Василию I, пользовавшемуся будто бы Божьим покровительством. «Повесть о новгородском белом клобуке», созданная, возможно, новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым, сообщала о том, как принявший христианство римский император IV в. Константин в благодарность за исцеление возложил на голову папы Сильвестра белый клобук — символ церковной власти и благочестия. Затем белый клобук попал в Константинополь патриарху Филофею. Когда же Филофею пришла весть о скором захвате Константинополя «агарянами» (мусульманами) за умножение грехов, о гибели там христианства, он отправил белый клобук архиепископу Великого Новгорода Василию. В повести высказывалась идея, что после гибели первого и второго Рима «на третий Рим», т.е. на Русскую землю, падет благодать Святого Духа. По существу это была идея преемственности духовной власти: от Рима через Константинополь к Руси. Идея же о преемственности светской власти содержалась в «Сказании о князьях Владимирских», где утверждалась мысль о прямом происхождении рода великих князей московских от римского императора Августа, брат которого Прус якобы был прямым предком родоначальника русской княжеской династии Рюрика. К жанру описания путешествий относилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина второй половины XV в., содержавшее ценные сведения об Индии. Что касается летописания, то оно все более принимало официальный характер, особенно московское.
Подъем, который переживала Русь в XIV в., отразился на строительстве и архитектуре. Незадолго до Куликовской битвы в Москве был выстроен белокаменный Кремль вместо деревянного, представлявший собой мощное оборонительное сооружение. Большая перестройка кремлевских сооружений происходила при Иване III и Василии III. Для строительства Успенского собора Кремля был приглашен известный мастер из Болоньи Аристотель Фиораванти. В перестройке кремля участвовали и другие итальянские мастера, создавшие Архангельский собор, Грановитую палату для посольских приемов, а также начавшие строить колокольню Ивана Великого, сооружение которой завершилось позже, при царе Борисе Годунове. Кремлевский Благовещенский собор соорудили псковские мастера. Все это обширное строительство было призвано подчеркнуть в глазах приезжавших в Москву иностранцев мощь Московской державы и ее правителей.
Живопись органически соединила в себе два начала, связанные с развитием местных традиций и усвоением византийского влияния. Работы прибывшего из Константинополя во второй половине XIV в. мастера Феофана Грека отличаются характерным для византийской живописи мрачным колоритом и в то же время скрытой в образах огромной внутренней силой. Таков лик «Пантократора» (Вседержителя) из росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Младший современник Феофана Грека русский живописец Андрей Рублев расписывал ряд соборов, в том числе Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Самое известное его произведение — икона Троица, на которой изображены три ангела, принесшие Аврааму и Сарре благую весть. Русская традиция выразилась в несравненно более светлом, радостном, умиротворенном колорите, чем у Феофана Грека, а образы ангелов проникнуты глубоким внутренним спокойствием, сосредоточенностью и одухотворенностью. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, а также Даниила Черного связан расцвет русской живописи на рубеже XIV—XV вв. В работах выдающегося художника второй половины XV в. Дионисия заметно влияние со стороны высшей светской и церковной власти. Его фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря отличаются не только светлым, радостным колоритом, но и повышенным вниманием к технике живописи, стремлением не столько к выражению внутреннего содержания, сколько к созданию внешнего впечатления. Помимо фресок, ему принадлежит иконописное изображение известного церковного и политического деятеля времени Дмитрия Донского митрополита Алексия, умершего незадолго до Куликовской битвы.
Культура Руси, сумев пережить тяжесть нашествия и власти Орды, а также связанного с этим отрыва от европейского мира, частью которого при всей своей самобытности она являлась в киевский период, все же сохранила свою оригинальность и оказалась способной к дальнейшему развитию, а в некоторой степени — к восприятию идей и тенденций европейской культуры.

Лекция, реферат. Культура русских земель и Русского государства в 14-16 веках - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



1. Этапы культурного развития эпохи. Особенности

2. Материальная культура. Занятия и быт

3. Фольклор

4. Письменность и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

1. В культурном развитии можно выделить три этапа:

А) от вторжения Батыя до середины XIV века : упадок культуры и начало её возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые – Москва и Тверь

Б)вторая половина XIV века – первая половина XV : хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление ересей

В) вторая половина XV-начало XVI : укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московской архитектуры, расширение культурных контактов с Западом, широкая проповедь новгородских и московских еретиков

Особенностями развития русской культуры этой эпохи являются:

1. Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате монголо-татарского нашествия, в ходе которого погибли памятники, исчезли мастера, забыты секреты мастерства

2. Практически все культурные центры, кроме Новгорода, Пскова и Смоленска, разрушены, поэтому возрождение культуры начинается с формирования новых культурных центров и совпадает с возвышением Москвы

3. Москва сыграла роль центра для возрождения национального самосознания, а Куликовская битва послужила толчком для развития культуры. Москва к концу XV века стала политическим, религиозным и культурным центром

4. Это эпоха, когда формируются новые духовные ценности и эстетические представления, в том числе, формируется идея мессианства Руси (Москва - третий Рим)

2. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились. Основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой целый комплекс срубов, среди которых уже встречались «белые избы», то есть там стояли печи с дымоходом. Русь растеряла секрет изготовления стекла, поэтому окна затягивались бычьим пузырем, а в богатых домах слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами, овощами, а наряду с мясом (баранина и говядина) ели много рыбы (влияние православной церкви, установившей постные дни).

Одежда разных слоев населения больше отличалась материалом, нежели покроем: простолюдины носили домотканое, а знать – бархатное, парчовое, атласное с использованием дорогих мехов – соболя и горностая. Главные элементы одежды – кофтаны, шубы. Обувь для крестьян – лапти, а в городе – кожаные сапоги. С конца XIII века возрождалось ремесленное производство, особенно распространилось литейное дело – отливка медных пушек, колоколов, церковной утвари, предметов обихода. Высоко развито ювелирное дело – чеканка, гравировка. Высокого уровня достигла обработка дерева.



Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили баню (мыленку). В великокняжеские хоромы были проведены водоводы – водопровод.

3. После батыева нашествия русская культура как бы «впала в литургический сон». В это время Русь напрягала все силы, чтобы выжить, и одним из главных средств к выживанию явилось сохранение культурных традиций. Лучше всего это просматривается на примере фольклора – устное народное творчество, представленное сказками, песнями, былинами. Главной темой русского фольклора была борьба с кочевниками. В сказках, песнях, сказаниях отразилось народное представление о тех событиях, которые переживал народ. Детям рассказывали о страшном Дюдеке – враге всех христиан. Прообразом Дюдеки послужил Дюденя, а баскак Чолхан (Щелкан) стал героем песни о восстании в Твери. Примечательно, что в этой песне ничего не говорится о последовавшей каре тверичанам, потерпевшим поражение.

«Песня об Авдотье Рязаночке» рассказывала, как Авдотья из ордынского плена выводила людей.

Возник целый цикл сказок о Бабе Яге Костяной ноге. Интересно происхождение этого персонажа: ордынцы своих начальников и уважаемых стариков называли «бабай-ага» (мудрый, старший), а в русских сказках родился образ подруги Кощея Бессмертного. Этот образ перекочевал во владимирские сказки из южных былин.

В середине XIV-XV веке стал создаваться известный сказочный цикл об Иване Царевиче.

Особый цикл былин – о Садко, Василии Буслаеве сложился в Новгороде.



Вообще произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси, например, в исторических сказаниях, песнях и былинах, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Да и сам образ князя Владимира окончательно соединил двух героев русской истории – Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха.

Существует целый цикл сказаний о гибели русских городов во время монгольских походов. Например, «Сказание о разорении Рязани», в котором рассказывается, как жена рязанского князя Евпраксия с маленьким сыном Иваном бросилась с высоких хором, чтобы не достаться ордынцам.

Победа русских на Куликовом поле вызвала множество литературных сочинений, из них самое яркое «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о его брате князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая» (иначе «Задонщина»). В «Сказании о побоище на Дону» рассказывается о поездке князя Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, о выступлении русских ратников, в деталях описывается сама битва, рассказывается о возвращении русских, о гибели Мамая в Кафе и о появлении хана Тохтамыша.

В конце XIV века написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

4. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. И кроме служителей церкви грамотой владели многие горожане. При монастырях, княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. Но после нападения ордынцев уровень грамотности заметно снизился, причем даже в тех городах, которые не подверглись нападению (Новгород, Псков, Смоленск).

С XIV века наряду с пергаменом (выделанная кожа) использовалась привозимая из Европы бумага. Изменилось письмо: на смену торжественному уставу пришёл более быстрый в написании полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Всё это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Они содержали информацию и о природных, исторических явлениях, и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите, а уже со второй половины XIV века ведущее место в летописании окончательно перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периода, борьбы Москвы и Твери за первенство, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Интересно, что тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю, зато московские летописцы подчеркивали, что Великое княжение – это отчина московских князей. В XV веке появился летописный свод, получивший название «Русский хронограф».

Тема борьбы за торжество православной веры над иноземными завоевателями, тема единства русской земли стали преобладающими и в литературе.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, но она погибла в московском пожаре 1812 года. В 1479 году создан Московский летописный свод, главной идеей которого стала преемственность Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях, поэтому повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. До Куликовской битвы широкую известность имели повести о битве на Калке, о разорении Рязани (кстати, в ней и рассказано о подвиге Евпатия Коловрата), об Александре Невском. Блистательная победа на Куликовом поле вызвала целую серию исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище», а по образцу «Слова о полку Игореве» Софроний (Софоний) Рязанец создал «Задонщину».

В период объединения русских земель расцвел жанр житийной литературы. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях: князьях, деятелях церкви. Героями житийной литературы становились те, чья жизнь была связана с эпохальными событиями, и чей жизненный подвиг являлся примером для многих поколений. Неслучайно многих из них церковь причислила к лику святых. Правда, она это делала часто много времени спустя.

Житийная литература во многом расцветала благодаря талантливым писателям Пахомию Лагофету и Епифанию Премудрому, которые составили жизнеописание митрополита Петра, Сергия Радонежского. В это время было широко распространенным «Житие святого Александра Невского», которое проникнуто высокой идеей служения родине. «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дает высокую оценку жизненного подвига князя.

В XIV-XV веках на Руси вновь появились хождения – сочинения о дальних путешествиях. Самым знаменитым из них стало «Хождение за три моря», в котором тверской купец Афанасий Никитин описывает, как он за тридцать лет до Васко де Гамы побывал в Индии (1466-1472).

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Среди них особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии», которая рассказывает о любви крестьянки и князя.

XIV-XV век – это время острых религиозных споров, и русская литература пополнилась сочинениями священнослужителей. Так появляется «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении новгородского архиепископа Геннадия, известного своими преследованиями еретиков. В этой повести утверждалась мысль о превосходстве церковной власти над светской. В противовес «Повести о белом клобуке» в кремле было составлено «Сказание о князьях владимирских», в котором провозглашалось происхождение рода Рюриковичей от самого Августа Цезаря.

5. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Исчезли храмы, а прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на юге пришли в упадок. Так что крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, Тверь, где в конце XIII века были построены первые каменные храмы после нашествия Батыя. Но со второй половины XIV века центрами каменного строительства стали Новгород и Москва, причем архитектура этих центров значительно отличалась.

Новгородцы и псковичи строили много, но небольших по размеру храмов. В XIV веке самые значительные памятники – это церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине-улице (1374 год). Это – мощные, одноглавые, с одной абсидой храмы. Их отличительная черта – богатое декоративное украшение фасадов.

В московском княжестве каменное строительство сохранилось уже при Иване Калите. В кремле были воздвигнуты 4 каменных храма, но их разобрали в конце XV-начале XVI веков из-за ветхости. До нас дошли храмы той эпохи: Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год), которые продолжили традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Однако эти храмы более приземисты и почти лишены резьбы.

Самые яркие сооружения оборонительного характера – это стены московского кремля. Первые построены из местного белого камня при Донском, но они обветшали, сильно пострадали от нашествия Тохтамыша, и новый из красного кирпича московский кремль, сохранившийся до наших дней, был построен итальянскими мастерами, поэтому созданные в конце XV-начале XVI веков стены московского кремля сочетают традиции русских деревянных крепостей и достижения итальянской крепостной архитектуры. Стены московского кремля сооружались с 1485 года под руководством Антона и Марка Фрязиных, Алевиза Миланца.

Территория кремля – около 27 га. Стены – 2,25 км. Толщина стен – до 6,5 метров. Высота 5-19 метров. В XV веке было сооружено 18 башен из 20 ныне существующих. Кремль занял место при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, и он соединил обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы «на острове». Под укрытием его мощных стен оказались дворцы великого князя и митрополита, монастыри, здания государственных учреждений.

Сердцем кремля стала Соборная площадь, на которую выходят главные соборы, и центральным сооружением в Кремле является колокольня Ивана Великого (окончательно достроили колокольню при Борисе Годунове, и она достигла 81 метра). На Соборную площадь выходит главный собор московского Кремля – Успенский собор, построенный в 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Эту крепость начинали строить псковские мастера, но случился «трус» (землетрясение), и стены разрушились. Когда Аристотель Фиораванти приехал в Москву, то Иван III ему посоветовал съездить во Владимир и познакомиться с Успенским собором времен Андрея Боголюбского. Так Фиораванти удалось соединить традиции русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Успенский собор пятиглавый, величественный превратился в крупнейшее общественное здание: здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Неслучайно у современников от этого храма создавалось впечатление: «Из един камня сделан».

В 1481-89 годах псковские мастера построили Благовещенский собор – это домовая церковь московских государей.

Неподалеку от Благовещенского собора под руководством итальянца Алевиза Нового в самом начале XVI века (1505-09) был построен Архангельский собор, который имеет ещё более выразительные черты итальянского возрождения. Внешние убранства этого собора напоминают настенные украшения венецианских дворцов. Собор был усыпальницей.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Так построен Новый дворец, состоящий по русской традиции из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата. Её построили итальянские мастера Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 – 91 годах. Она внешним и внутренним убранством соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где проходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов. Это почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре один массивный четырёхгранный столб. Площадь зала 500 квадратных метров, а высота – 9 метров. Свое название Грановитая палата получила от граней, которые украсили наружные стены.

Именно благодаря величественным архитектурным сооружениям Москва приобретала облик царственной столицы.

6. Развитие изобразительного искусства, как и архитектура, отразило те процессы, которые происходили в социально-экономической и политической жизни России.

Иконописные центры свое существование в период монгольского нашествия прекратили. Но на рубеже XIV-XV веков начинается их возрождение, а в XV веке русская иконопись достигла вершин своего развития. В это время местные художественные школы сливаются в общерусскую. Но этот процесс долгий и продолжался в XVI-XVII веках.

Успехи русской живописи связаны, прежде всего, с двумя великими художниками – Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Феофан Грек приехал на Русь в XIV веке из Византии. Он расписывал храмы в Новгороде, Москве. Для его живописи характерна особая выразительность, которая достигается сочетанием тёмного колорита и контрастных пробелов. До наших времен сохранились росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине-улице.

Андрей Рублёв – младший современник Феофана Грека – работал в другой манере. Его произведения не создают настроения напряжения, драматизма, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии и веры в будущее. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире, иконы в иконостасе Благовещенского собора московского кремля, но самая знаменитая его икона «Троица» (1422-27 годы), написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На этой иконе изображены 3 юноши, которые символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы сосредотачивает внимание на главном – на спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Также Рублёву принадлежат иконы звенигородского чина, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

Позже творчество Андрея Рублева было признано образцом для русских иконописцев.

В конце XV века представителем московской школы живописи стал Дионисий, который работал в московском Кремле, и самая известная его работа – это роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг).

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Покровский собор

Рассказать друзьям